74006

Влияние колониальной эксплуатации на традиционное общество в Индии в XIX – начале ХХ веках

Доклад

История и СИД

Влияние колониальной эксплуатации на традиционное общество в Индии в XIX – начале ХХ вв. Заключительным этапом средневековой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правления Акбара 14521605 завоевавшего Бенгалию а вместе с ними и выход к морю. Таким образом в Индии XVIXVII вв.

Русский

2014-12-23

23.77 KB

5 чел.

19. Влияние колониальной эксплуатации на традиционное общество в Индии в XIX – начале ХХ вв.

Черты традиционных цивилизаций: Для индийской цивилизации характерны компактность, разнообразие и удивительная устойчивость. Основа индийской цивилизации – это общинно-кастовая система. Несмотря на наличие городов, все основные свойства индийской культуры особенно хорошо прослеживаются в деревенской жизни. В силу природных условий, индийские деревни – это довольно большие, до 5000 жителей, автономные образования. Человек, родившийся в семье, принадлежащей к определенной касте, остается в ней на всю жизнь.

Заключительным этапом средневеко-вой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Ин-дии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483-1530). Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правления Акбара (1452-1605), , завоевавшего Бенгалию, а вместе с ними и выход к морю.

В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. В государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. Из него раздавались джагиры – условные военные пожалования, продолжавшие счи-таться государственной собственностью. Джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды – костяк имперской армии. Попытка Акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей.

В XVII в. значение экономического центра переходит к Бенгалии. Здесь развивается производство тонких тканей, селитры и табака. Судостроение продолжает расцветать в Гуджарате. Таким образом, в Индии XVI-XVII вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но социально-экономический строй Могольской империи, основанный на государственном владении землей, не способствовал быстрому их росту.

В могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на базе которых рождаются широ-кие народные движения, крупные повороты претерпевает религиозная политика государства. Так, в XV в. в Гуджарате в среде мусульманских городов торгово-ремесленных кругов зародилось махдистское движение. В XVI в. фанатическая приверженность правителя ортодоксальному сун-нитскому исламу обернулось бесправием для индусов и преследованием мусульман-шиитов. В XVII в. притеснение шиитов, разрушение всех индусских храмов и использование их камней для строительства мечетей Аурангзебом (1618-1707) вызвало народное восстание, антимогольское движение.

Первыми в Индию пришли португальцы в 1498 году. Однако их территориальные владения ограничились Гоа и еще двумя небольшими территориями. Англичане же - наряду с голландцами и французами - появились только в XVII в. Борьба за господство в Индии происходила между английской и французской Ост-Индскими компаниями. В 1757 году англичане одержали победу над французами в битве при Плесси и с этого момента начали распространять свое влияние на юг и запад страны. К середине 19 века почти вся Индия находилась под контролем англичан. Жестокая и грабительская политика компании спровоцировала массовые выступления индийцев в 1857- 1859 годах. Они были подавлены. Англичане в 1858 году упразднили Ост-Индскую компанию и провозгласили Индию колонией Британской короны. После установления английского владычества основным источником колониального дохода стал земельный налог, взимаемый с крестьянства. С первой же половины XIX века по мере укрепления в Англии позиции промышленной буржуазии, Индию начинают эксплуатировать новыми, более тонкими и изощренными методами. Эта страна постепенно превращается в сырьевой придаток метрополии и рынок сбыта ее промышленных товаров, а затем и в арену приложения английских капиталов.

Основные цивилизационные черты современной Индии. Культурно-историческое наследие Индии имело ряд отличительных черт, которые определяли весь процесс экономического и политического развития индийского общества. Индийская цивилизационная структура при всей ее специфике развивалась в условиях длительного колониального господства англичан, которые привнесли немало изменений, определивших в дальнейшем основные направления развития индийского государства. При всех существующих отличиях от западной модели цивилизации именно определенная близость к ней позволила Индии сформировать многие политические институты, которые почти полностью соответствовали западным параметрам. Академик Л. Васильев указал на особую индийскую модель, которая успешно развивалась по евро-капиталистическому пути, но при этом еще не перестроив свою традиционную структуру. В масштабах государства функционируют важные элементы евро-капиталистической структуры — многопартийная система, демократические процедуры, судопроизводство и т. д. В то же время большая часть населения остается в плену традиционного, привычного для них образа жизни. Происходит определенный симбиоз, в котором элементы европейской структуры все-таки постепенно превращаются в ведущую институционную основу индийского развития.

Немаловажное значение в формировании евроиндийского симбиоза имели методы колониального управления Британской Индией. Заимствованная западная система демократии могла прижиться только на почве уже существовавших национальных традиций индийской общинной цивилизацион-ной структуры. В Индии система парламентаризма была привнесена английскими колонизаторами и впоследствии стала основой всей политической системы индийского государства. В этом смысле Индия ближе всего стоит к Западу, чем все остальные страны Востока. Модернизация системы управления Британской Индией начиналась еще во второй половине XIX века. Главная цель модернизации заключалась в том, чтобы сделать систему управления более эффективной и более приспособленной к местным условиям.

Индийское буржуазное государство было создано и институциировано в Индии еще в 30-е годы. Плодотворная работа английского правительства привела к выработке законопроекта, который вошел в историю как «Закон об управлении Индией 1935 года», закон, заложивший основы дальнейшего конституционного развития страны. Этот закон нередко называли конституцией, поскольку он имел огромное значение не только для конституционного процесса, но и для социально-политического развития страны и формирования ее политической системы. Законом были заложены основные демократические принципы управления страной и федеративное устройство с широкой провинциальной автономией. Эти принципы были отражены затем в «Законе о независимости Индии 1945 года», согласно которому создавались два независимых доминиона — Индия и Пакистан. Полная модернизация системы управления и ее вестернизация осуществлена принятой конституцией 1950 года, провозгласившей Индию суверенной демократической республикой. Управление Британской Индией способствовало не только развитию западной демократической структуры, но и вызреванию индийской политической элиты, жившей на западный манер. В первом парламенте независимой Индии около половины депутатов имели европейское образование. Воспитанная в европейском духе, они старались способствовать установлению и укреплению западной системы ценностей. В сложной социально-экономической обстановке в Индии удавалось достигать национального согласия и консенсуса благодаря системе демократии, формировавшейся в период Британской империи. Созданные затем политические институты утвердились на национальной индийской почве. Структура законодательных органов состояла из двухпалат- , ного парламента — федерального собрания и государственного совета. Административная власть контролировалась президентом.

Индийский национальный конгресс-самая большая партия в Индии; старейшая политическая организация в Индии. Основана в 1885. В 15-м созыве Лок Сабхи по итогам всеобщих выборов партия представлена крупнейшей фракцией в 206депутатов.От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20-х гг. ХХ в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Основой программы ИНК стали принципы гандизма. После завоевания Индией независимости (1947) ИНК до марта 1977 года — правящая партия, возвращалась к власти в 1980—1989, 1991—1996 гг. и вновь возглавляет правительство с 2004 года.

Росло и политическое самосознание индийских мусульман, что привело к созданию ими в 1906 году политической партии для защиты своих интересов-Мусульманской лиги. Хотя мусульмане Индии составляли более одной пятой от общей численности населения, они были разбросаны по всей территории страны. Только в отдельных областях, таких как Синд, Северный Пенджаб и восточная половина Бенгалии, они составляли большинство. Английская система образования в этих областях работала не слишком эффективно, мусульмане были слабее представлены в общественных организациях, а в результате они не оказывали того влияния на политику, на которое давала им право их численность. Они были слабо представлены и в ИНК, где доминировали индусы-брамины. Это все больше пугало и беспокоило мусульманских лидеров. Они опасались, что индуистское большинство полностью задавит меньшинство, интересы мусульман будут забыты, а сами они будут лишены представительства в управляющих структурах.

Чтобы предотвратить эту опасность, Мусульманская лига выступала за предоставление мусульманам отдельной квоты при любых будущих реформах системы выборов. Это Удалось — британская реформа 1909 года предусматривала особое положение мусульман путем создания большого числа отдельных мусульманских избирательных округов. Развивая успех, в 1916 году лига добилась заключения специального договора с ИНК, так называемого Лакхнауского пакта. Согласно этому договору, Мусульманская лига и ИНК должны были совместно бороться за предоставление стране самоуправления, а ИНК соглашался с тем, что у мусульман будет собственная организация.

С 70-х годов XIX века в Индии начался подъем национально-освободительного движения. Особо усилилось движение за независимость к началу 20-х годов, когда его возглавил М.К. Ганди (прозванный в народе Махатма - "великая душа"). Он разработал методику массовых ненасильственных действий - сатьяграху (упорство в истине), направленных против установленных колонизаторами порядков и законности. В 1920-1922, 1930, 1942 годы произошли массовые компании протеста против английского владычества. Стали возникать волнения в армии и на флоте.

В итоге 15 августа 1947 году вышел закон о независимости Индии, по которому создавались два доминиона - Индия и Пакистан (территории с преимущественно мусульманским населением). Раздел страны и массовые переселения индусов и сикхов Пакистана в Индию, а мусульман - в Пакистан, породили обострение религиозно-общинных отношений по обе стороны границы. Раздел страны привел и к экономическим трудностям. Правительство Дж. Неру энергично взялось за преодоление вековой отсталости страны и создание многоотраслевой современной экономики.

Однако не сбылась мечта Ганди и Дж. Неру о мирном сосуществовании мусульман и индусов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20680. Экзистенциальное учение в творчестве Мартина Хайдеггера 48.5 KB
  Основным его трудом признана работа Бытие и время 1927 в которой ставится акцент на необходимость в изучении онтологической проблематики первоначально понять кто вопрошает о смысле бытия и предлагается экзистенциальное раскрытие сути вопрошающего. Рассматривая творчество Хайдеггера через призму экзистенциального учения необходимо прежде всего обратиться к работе Бытие и время. По Хайдеггеру человек имеет определённую бытийную способность которая вынуждает нас искать нечто обозначаемое как здесь – бытие Dasein или наличное...
20681. «Философия существования» в произведениях Ж.-П. Сартра 46.5 KB
  Сартра. ЖанПоль Сартр 19051980 французский писатель и философ центральной проблемой творчества которого было отношение сущности и существования. Сартр считал основываясь на феноменологии что не возможно воспринять подлинную сущность объекта можно лишь фиксировать существование экзистенцию в том числе и существование человека. Сартр проявлял интерес к марксистскому учению.
20682. Философия науки в 20 веке (постпозитивистские течения) 72 KB
  Философия науки направление в философии которое предметом своих исследований избирает научное знание то есть стремится понять основные принципы лежащие в основе естественных наук как таковых. В этом разделе обсуждаются вопросы о сущности науки её отличия от мифов религии связи с социокультурным историческим уровнем развития общества. Затрагиваются проблемы ценности и этичности научного познания методологии и целей развития науки и т.
20683. Религиозная философия Соловьёва В.С. 53 KB
  Поэтому только с опорой на веру в действительность мира опыт может привести к объективному знанию которое приобретает научную форму посредством рационального мышления. Очень важной здесь является аналогия с исследованием естественного мира в творчестве Соловьёва по той причине что позволяет преодолеть ограниченность фейербаховской философской антропологии. На первое место выходит дуализм мира удалённого и горестного для человека. Под материей философ здесь подразумевает не вещество а говорит о присущей Абсолютному жажде бытия...
20684. Отделы сосудистой системы и роль каждого отдела 188 KB
  Кровеносная система состоит из сердца и системы сосудов, которые подразделяются на артерии (сосуды, несущие кровь от сердца), вены (сосуды, несущие кровь к сердцу) и сосуды микроциркуляторного русла. Обеспечивает непрерывное движение (циркуляцию) крови в организме животных.
20685. Аналіз механізмів компенсації вартості лікарських засобів різних країн 229 KB
  Чітке і правильне розуміння майбутнього механізму реімбурсації є важливим не лише для політиків і розробників відповідних законопроектів у сфері медичного страхування, а й для представників фармацевтичної галузі. Для останніх правильне і своєчасне бачення майбутніх регуляторних передумов для відшкодування вартості ліків
20686. Діаграми прецедентів та їх створення 156.22 KB
  Завдання: створити головну діаграму прецедентів задавши на ній варіанти використання і акторів; додати відносини між акторами і варіантами використання; створити додаткову діаграму прецедентів; додати описи до акторів і варіантів використання; для кожного варіанту використання задати потік подій у вигляді окремого файлу і прикріпити його до варіанту використання. Потік подій для прецеденту Робота із замовленням Прецедент. Підприємство Потік подій для прецеденту Управління інформацією про клієнта Прецедент. Підприємство Потік подій...
20687. Развитие нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (на примере ООО «Дайна») 859.5 KB
  Процесс формирования фактической себестоимости, а также ее составляющие; порядок учета выпуска продукции нормативным методом; выделить основные преимущества и недостатки, а также возможные пути совершенствования....
20688. Анализ финансового состояния предприятия (на примере Ремонтно-механического завода ФГУП УС-30) 610.31 KB
  Определить сущность, цели, методы и источники информации для анализа финансового состояния предприятия. Охарактеризовать технико-экономическую деятельность РМЗ ФГУП УС-30. Проанализировать ликвидность и финансовую устойчивость РМЗ ФГУП УС-30. На основании результатов анализа дать оценку финансового состояния предприятия.