74009

Мировой экономический кризис 1929 – начала 30-х гг. Причины, региональные особенности, пути преодоления, итоги и значение

Доклад

История и СИД

В противовес классическому принципу невмешательства государства в экономику была признана ведущая роль государства в регулировании национального хозяйства с целью повышения эффективности спроса населения на товары потребления Это основа от кот.

Русский

2014-12-23

36.42 KB

1 чел.

22. Мировой экономический кризис 1929 – начала 30-х гг. Причины, региональные особенности, пути преодоления, итоги и значение.

Экономист Кондратьев создал вполне обоснованную теорию цикличности экономич развития рыночной эк-ки. Он пришел к выводу, что рыночная эк-ка циклична. Она переживает как подъемы, так и спады. По его мнению, колебания м/д циклами составляет примерно 40-50 лет. Старт этим циклам дала промышленная рев-ция. По мнению К. на стыках циклов возникают экономич кризисы.

Эк-ка 20х гг.После ПМВ Экономика большинства гос-в пришла в упадок;снизился ур-нь жизни нас-я;обострение внутриполит.обстановки, революции в странах Европы;распад империй. Фин.тяготы ПМВ,+лидеры капит.мира не имели пр-мы восст-я своей нац. эк-ки. + мир.капит.эк-ка стала столь сложной, а нац.эк-ки столь взаимосзвязанными, что требовалось принятие согласов. мер регулир-я основных параметров мировых хоз.связей. Но страны не могли согласовано договориться о развитии эк-ки, а самым трудным оставался вопрос о германских репарация. Решение этого вопроса взяли на себя США, менее всех пострадавшие от ПМВ.Так появился «План Дауэса»(амер.банкир),кот.стал ключевым пунктом перехода Европы к экон.восст-ю и нормализ-ии хоз.и фин.связей. Он предусматривал предоставление Германии займов,т.е. Германия восстановившись экономически,выплачивает займы, а европ.союзники США возврашают им долги. Все это позволило восст-ть м/у нар.обмен товарами, движ-е капиталос,инвестиций и вывести герм.и европ.эк-ки на путь подъема.

Экономика ведущих стран Запада в 20-е. стабилизир-сь. В наиболее выгодном положении оказались США: они вступили в войну последними (в апреле 1917 г.), не пострадали от разрушений и без особого напряжения вынесли бремя военных расходов. Т.о. в межвоенный период вед.европ.страны в отличие от США не совершили прорыва в эк.росте,однако в них началась структурная перестройка эк-ки и созд-е зрелого индустр.общ-ва.Старые отрасли приходили в упадок или испыт.трудности, но их упадок восполнялся ростом новых.Капит.мир продолжал техологич.переворот и развивал вширь вторую пром.револ-ю,начавшуюся в нач.XXв.

МЭК 1929-33. В 1929-1933 гг. период экономической стабилизации сменился затяжным кризисом, принявшим всемирный характер. Кризисы перепроизводства бывали и раньше, но этот кризис, названный "великой депрессией", не знал себе равных ни по продолжительности, ни по глубине. Его главные причины заключались в том, что в условиях бурного роста производства стремительно устаревала прежняя система рыночных отношений, регулирования потребления и спроса. В ряде отраслей производства возникало затоваривание, производителям приходилось уничтожать товары, сокращать объемы производства, что неизбежно вело к массовой безработице.

Характер кризиса: структурный, т.е. кризис определенного этапа развития капит.с-мы (излом,переходный момент в развитии кап-ма); причина:пром.произв-о росло быстрее роста з/пдисбаланс в эк-ке.

Т.о. Осн.путь выхода из кризиса-кейнсианство (В противовес классическому принципу невмешательства государства в экономику была признана ведущая роль государства в регулировании национального хозяйства, с целью повышения эффективности спроса населения на товары потребления)

Это основа, от кот. впосл-ии отталк-сь страны в решении эк.и соц.проблем, др.вопрос стоял в том, какова должна быть степень гос.регулир-я. В 30е гг.во многих странах утвердился демократический вариант решения проблем, порожденных кризисом-путь соц.,эк. Реформ и полит.компромиссов (Gb,Ск-я,Канада,Мексика,Фр,США). Идеи кейнсианства здесь конечно находили место, но в кач-ве обшего регулир-я экон.роста они стали применяться уже после ВМВ. Т.е. здесь происходило расшир-е регулир-я эк-ки и соц.отнош-ий со стор.гос-ва. Увел.гос.расходов  напр-сь на соц.страх-е,помощь безработным и т.д. Тогда эти меры казались чрезвычайными, но затем они составили основу соц.обеспечения, названную после ВМВ «гос-вом всеобщего благосост-я»

Т.о. Пути выхода из кризиса: 1) либеральные концепции (ориентированы на сохранение таких основополагающих принципов рыночной эк-ки, как конкуренция, ч/с, экономич свобода производителя). Этот путь предусматривал усиление гос. вмешательства в эк-ку. По такому пути пошло большинство стран Запада – Фр, GB. 2) отказ от рыночной эк-ки и построение тоталитарной экономич модели, основанной на исчезновении основы личности. В эк-ке – жесткое планирование и распределение, ч/с не исчезает, а ограничивается (Герм, Италия, многие гос-ва Вост. Европы). Такая экономич пол-ка нач реализовываться после политич процессов. В тех гос-ах, кот сохр.рыночную эк-ку, б. несколько антикризисных теорий: 1) В. Ойкен – суть заключается не в ограничении со стороны гос-ва элементов рыночной эк-ки, а в расширении соц функций, разработке трудового законодательства, в расширении соц гарантий работающим. Гос-во д.б. осуществлять контроль над монополиями и жестко контролировать распределение доходов. 2) Джон М. Кейнс (кейнсианство) – предлагал более радикальный вариант. В частности он считал, что классич рыночная эк-ка себя исчерпала в условиях монопольного пр-ва и поэтому самостоятельно преодолеть кризис не сможет. Задачу выхода из кризиса должно взять на себя гос-во, но без демонтажа. Он первым из экономистов правильно локализовал гл. причину кризиса в несоответствии спроса и предложения. Он считал необходимым не сокращать пр-во (т.о. снизить уровень предложения), а расширить возможности для спроса и повышать спрос путем сброса в массы огромного кол-ва $. Т.о. создать нового массового покупателя – это поднимет спрос. Во время кризиса К. предлагал политику накачки спроса, увеличения з/п, налоги, увеличить гос. расходы. А во время экономич процветания д.б. проводится обратные мероприятия. Кейнсианство стало основополагающей доктриной Западной эк-ки вплоть до сер. 20-х гг. 20в. Однако далеко не все страны выбрали количество в качестве антикризисной программы. Часть из них предпочло тоталитарную модель.      

Соц.политика: выход из кризиса породил формир-е «Гос-ва Всеобщ. Благосост.»(формир-е сис-мы соц.обесп-я). В ряде стран расшир-сь гос.регулир-е трудовых отношений и принятие законов, определяющих права профсоюзов, утверждающих право  на закл-е коллект.договоров и др.меры регулир-я труд.конфликтов м/у рабочими и работодателями.  В правящих  кругах росло понимание необх-ти ограничить негативные последствия рыночных отн-ий.В рез-те капитализм стан-ся более «организованным»,соц.ориентированным, т.е. учитывающим интересы общ-ва. Между тем, расшир-е регулирующей роли гос-ва не затрагивало основ полит.демократии (неизменными оставались принципы равного примен-я законов, признания неотъемлимх прав чел-ка, принцип раздел-я властей и т.д.). Гражд.общ-во как система самостоятельных и независимых от гос-ва обществ.институтов, движ-ий, объед-ий получило дальнейшее развитие. Т.О., развитие соц.ф-ий гос-ва  и регулир-я проходило в рамках либер.демократии

 Особенности «великой депрессии» в США в годы президентства Гувера.

1928-предсказатели кризиса нач распродажу своих акций. 24 окт 1929-нач обвал курса акций. 29 окт. 1929г страна рухнула в пропасть. 1й рухнула кампания US Still, а затем и все остальные. Попытки банкиров остановить падение котировок ни к чему не привело. Держатели акций теряли деньги, снизился нац.доход,разорялись  торг.и пром.кампаний,коллапс америк банковской сис-мы, потеряны все активы, население бросилось снимать все свои сбережения, нач закрываться крупнейшие банки Америки, в дек. 1930 полностью разорился гл. банк США.

Гувер пытался изменить ситуацию: в 1931 он предложил всем банкам США создать т.н. НКК - национальную кредитную корпорацию (д.б. быть фондом взаимопомощи). Но, ни к каким результатам это не привело, единственное что произошло – замедлились темпы. К нач 1933 банк. сис-ма рухнула полностью. 14 февр. 1933 закрываются все банки Америки, угрожающие масштабы принимает безработица. Зимой в США нач голод (1931-1932) среди безработных. Только это позволило нач Гуверу федеральную пол-ку. В 1932г. Г. принимает чрезвычайный закон по б-бе с безработицей. Он возложил решение этой проблемы на НКК, кот была переименована в Реконструктивную Финансовую Корпорацию (РФК). К 1932г. авторитет Г. упал в общ-ве. Самым серьезным последствием соц депрессии в США стало практически полное разорение среднего класса.

МЭКк росту напряженности соц хар-ра в америк общ-ве. С 1931г. – «голодные походы» безработных на Вашингтон. В 1932г. к ограде Белого Дома пришли ветераны 1МВ, кот требовали единовременной выплаты пособий. Прав-во разогнало ветеранов, это окончательно подорвало авторите Гувера. Настроение в америк массах к 1932г. б. отчаянным, тем не менее республиканская партия на съезде в Чикаго в июне 1932г. кандидатом решили выдвинуть Гувера. Демократич партия выдвинула Рузвельта. В принципе Р. не имел конкретной программы. Итоги выборов: закончились тяжелейшим поражением республиканцев, Гувер набрал на 7 млн. голосов меньше Р. В итоге 4 марта 1933г. Гувер покидает Белый дом, пост занимает Рузвельт.

«Новый курс» Рузвельта и США в 30-е гг. 20в.

Приступив к исполнению своих обязанностей, Р. немедленно добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на оздоровление пром-ти, с/х, торговли, кредитно денежной системы. Все эти мероприятия получили название "нового курса", суть кот состояла в проведении государственно-монополистического регулирования эк-ки.

Создана Национальная администрация восстановления промышленности (НИРА), которая стала осуществлять принудительное картелирование на основе "кодексов честной конкуренции". В соответствие с этим в америк пром-ти, разделённой на 17 групп, устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объём продукции, распределялись рынки сбыта. основное условие "кодексов честной конкуренции" состояло в запрещении продавать товары ниже установленных ими цен. Закон предусматривал установление мин з/п, мах продолжительности рабочего дня, заключение коллективных договоров, право на создание профсоюзов, оказание помощи многомиллионной армии безработных.

Для выхода из с/х кризиса в мае 1933 г. был принят закон о помощи фермерам и учреждена Администрация по регулированию с/х (ААА). В области с/х “н. к.” состоял в попытках остановить процесс разорения фермеров,  и под¬нять цены на с/х продукцию путем со¬кращения производства и уменьшения посевных площадей, за что фермерам выплачивались премии.

“Н. к.” предусматривал также ряд социальных мероприятий, направленных, прежде всего на сокращение безработицы. Была принята программа общественных ра¬бот  с привлечением безработных. Была введена сис-ма выда¬чи мин пособий бедствующим безработным. В июне 1935 г. был принят закон Вагнера “О трудовых отношениях”, который запрещал преследование рабочих за создание профсоюзов и участие в стачках и подтверждал право рабочих заключать с предпринимателями коллектив¬ные договора.  

Вышел закон, запрещающий вывоз и частную тезаврацию золота. Через месяц, 5 апреля, он издал приказ об обязательной сдаче резервным банкам золотых запасов на сумму свыше 100$ всеми гражданами США. Одновременно был разрешен выпуск новых $ без золотого обеспечения. Важным направлением деятельности прав-ва Р. стала б/ба за повышение цен - своего рода либерализация цен по-американски.

Важным направлением Н. к. стало спасение банковской сферы эк-ки. Вера в стабильность банковской системы США настолько пошатнулась, что Рузвельт вполне мог национализировать всю банковскую сис-му США. Но он не национализировал, а старался с помощью гос. кредитов спасти от банкротства большую часть банков. Спасая банковскую систему, Рузвельт вместе с тем усилил гос регулирование банковской сферы с целью укрепления ее надежности. В 1933г. принят з-н о банковской деятельности, он представлял собой первый всеобъемлющий свод норм банковской деятельности. З-н предусматривал федеральное страхование депозитов для всех банков - для национальных банков это страхование стало обязательным, а для банков штатов оно осталось добровольным. Закон о банковской деятельности повысил потолок капитала, запретил выплату процентов по депозитам до востребования и ввел ряд других ограничений. В 1933 г -  закон о ссудах владельцам жилья, закон о ценных бумагах; в 1934 г. был принят закон об обращении ценных бумаг, на основе которого была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам, начавшая свою деятельность с 2 июля 1934 года. Комиссия была наделена широкими полномочиями по регулированию рынка ценных бумаг.

Начало деят-ти Р. совпало с окончанием МЭК. Др. монополисты США, после того как прошла высшая точка кризиса и началось экономическое оживление страны вышли из кризиса без каких-либо специальных мероприятий, подобных "новому курсу". Крупнейшие, выступили против антикризисного законодательства Рузвельта. Попытка капиталистического планирования в виде "нового курса" оказалась несостоятельной.

Воздействий МЭК на GB.  

GB вступила в МЭК имея у власти консервативное прав-во Стэнли Болдуина. В 1928г. по инициативе Стэнли б. введен з-н о всеобщем избирательном праве согл кот право голоса получили женщины и люди, получившие пособия по безработице. В будущем это сыграло против Б. Лейбористы, наход. в оппозиции, по-прежнему опирались на программу, основанную на идее союза рабочих и предпринимателей (мондизм). Идеологию м. разделяла значительная часть рабочих и предпринимателей. В 1929г. в мае на парламентских выборах победили лейбористы. Прав-во возглавил Макдональд, однако преступить к реализации программы он не сумел из-за вступлении страны в МЭК.

С одной стороны, отсутствие серьезного экономич спада не привело брит. эк-ку к катастрофе, но при этом GB, имевшая и до кризиса сравнительно невысокие темпы экономич роста + устаревшую технико-технологическую базу, вследствие этого не было и возможностей для быстрого преодоления МЭК.

Антикриз.прога лейбористов базировалась на идеях кейнсианства: расширение сис-мы пособий по безработице (вырос общий размер выплат, снижен возраст до 15 лет); нач организация общественных работ; нач централизованная пол-ка переселения части дееспособного населения в крупные города. Эти меры в целом столкнулись с проблемой – нехватка финансов. Товары GB на мировых рынках стали дорогими. Впервые за долгое время прав-ву в 1931г. пришлось пойти на формирование дефицитного бюджета (ок. 100 млн. фунтов стерлингов). Для повышения конкурентоспособности англ товаров прав-во лейбористов отказывается от традиционной пол-ки фритредерства (свободной торговли). Впервые в истории GB, с 1 марта 1932г. в Англии вводятся 10% таможенные пошлины на ввозимые товары. С 21 сентября 1931г. издается Билль о золотом стандарте, согл кот отменялся золотой стандарт фунта стерлинга – нач инфляция, кот снизила себестоимость ф. ст. – снижение цен на англ товары, увеличилась их конкурентоспособность. Выполнить гл задачу – стимулировать рост товаров – не удалось.

Для анализа сложившейся экономич ситуации и для поиска выхода из кризиса б. создана правительственная комиссия Дж. Мэя, комиссия сформулировала основные принципы своего видения выхода из кризиса: взять курс на жесткую экономию расходов во всех сферах жизни, в 1ую очередь в соц сфере.

Во внешней пол-ке лейбористы провели целый ряд мероприятий: полностью восстановлены все экономич и политич отношения с Сов. Союзом; лейбористы поддержали идею разрешить Герм на время МЭК не выплачивать репарации; 11 дек. 1931г – «Вестминстерский статут» (регламентировал отношения м/д метрополией и доминионами). Доминионы получили право издавать свои собственные з-ны, кот могли противоречить законам метрополии, и кот теперь не обязательно могли обсуждать з-ны в парламенте. К концу 1931г. стало ясно, что лейбористское прав-во не в силах обеспечить возможность выхода Англии из МЭК. В к. 1931 Макдональд подает в отставку. Политич ситуация в к. 1931г в  GB б. такова, что ни одна из оппозиционных партий не имела большинства в парл-те, чтобы создать свое прав-во. В итоге консерваторы предлагают создать коалиц. прав-во (консерваторы, лейбористы, либералы). Занять пост премьера б. предложено Макдональду, он согласился. Однако это привело к конфликту М. с лейбористами – его исключили из партии. Это привело к тому, что реальная власть оказалась у консерваторов, интересы кот представлял Невилл Чемберлен (министр финансов).          

Особенности МЭК во Франции.

Во Фр МЭК нач позже, чем в США, Герм и GB только в 1930г. Это связано с тем, что: Фр получала репарации от Герм; Фр б. занята восстановлением своих северо-восточных департаментов, что давало занятость населения; Фр строила «линию Мажино» (цепь укреплений вдоль границы с Герм) – занятость населения + стимулировало гос заказ для целого ряда пром-ти.

В 1930 снижение промышл пр-ва , снижение объема инвестиций в эк-ку,сокращается фр. экспорт; нач активный вывоз капитала за границу, значительно сокращается золотой запас гос-ва. Из всех стран старой демократии Фр б. в наихудшем положении. Причины этого: 1) Фр в большей степени, чем GB и США, зависела от импорта сырья; 2) по уровню механизации с/х, Фр уступала GB и США; 3) промышл оборудование б. устаревшим, уровень з/п во Фр – один из самых низких. Не удавалось создать массового покупателя. 4) в докризисный период значительное место во Фр эк-ке играли предметы роскоши (спрос на эту прод-ию снижался) – это тормозило преодоление экономич депрессии.

Только в 1936г. в эк-ке нач оживление, МЭК окончился до нач 2МВ. Кризис в эк-ке серьезно повлиял на политич ситуацию в стране. Специфика Фр заключалась в том, что ни одна партия не хотела брать на себя ответственность за экономич пол-ку. С 1929-1932гг. сменилось 8 мест партийных кабинетов, кот поочередно сменяли Андре Тардье и Пьер Лавалль. Эти кабинеты дискредитировали себя высочайшим уровнем коррумпированности. Этот период во Фр ознаменовался целым рядом политич скандалов, связанный с коррупцией чиновников и продажей за границу гос секретов. Т. и Л. Стремились продолжить политику Пуанкаре, направленную на усиление вертикали власти (на усиление исполнительной ветви власти в ущерб законодательной). Хотя прав-во Т. и Л. Не причислили себя ни к одной из партии – политика проводилась в интересах правых кругов фр. общ-ва.

Конкретные антикризисные меры Т. и Л.: 1)запрет на расширение посевных площадей, запрещалось строительство новых или реконструкция старых заводов по переработке с/х. 2) ограничен импорт с/х продуктов, поощрялся экспорт продовольствия за границу, вводилась сис-ма премий для тех, кто продавал прод-ию за рубеж; 3) уничтожалась часть посевных площадей; 4) создан защищенный сектор в пром-ти, в кот вошли крупнейшие банки и кампании Фр, это б. естественные монополии. 5) происходит сокращение соц выплат, гос-во мах ограничивает свои соц функции.

Т. и Л. Б. сторонниками усиления президентской власти, однако широкой поддержки эта инициатива не получила даже в правой партии. Сокращение соц выплат и снижение уровня жизни вызывало недовольство широких масс, способствовало увеличению популярности левых партий. Новую программу разработала Фр социалистическая партия. Основные принципы: национализация важнейших отраслей фр. эк-ки; сокращение военных расходов; расширение соц функций гос-ва; расширение сис-мы рабочего законодательства. Всем остальным левым партиям б. предложено присоединиться к этой программе. Коммунисты отказались, зато социалистов поддержала радикальная и республиканская партия. Лидер социалистов – Эдуард Эррио, радикалов – Даладье. Отношения м/д лидерами этих партий б. натянутыми. Тем не менее на выборах 1932г. левые партии получили большинство в парламенте (61%) и сформировали прав-во, премьером стал Эррио, но 2ым человеком в блоке б. Даладье. Социалисты практически ничего не смогли осуществить из своей программы. Самым известным экономич преобразованием этого блока б. введение налогов на предпринимателей (увеличены налоги на дома, автомобили, биржевые операции и т.д.).

Во внешней пол-ке рубеж 20-30-х гг. – период когда Фр теряет статус великой державы, Фр б. вынуждена отказаться от репарац. пол-ки Герм; вынуждена б. принять репарац. пол-ку от США и GB. Подписание Эррио пакта о ненападении СССР. Т.к. левым не удалось сколько-нибудь улучшить обстановку в стране, Эррио уходит в отставку в дек. 1932г. Ни правые, ни левые не смогли выработать эффективного антикризисного курса; оба блока утратили свой авторитет. Партии явного большинства не было. Все прав-ва, кот формировались с дек. 1932г. б. коалиционными – это определило их большую нестабильность. С 1932-36гг. во Фр сменилось 11 прав-в, это способствовало усилению ультраправых сил Фр (фашисты), примером для кот явл. Герм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27366. Формирование читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению 147 KB
  Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природнокультурное целое а человек как часть природы как создатель культуры и как её продукт т. Ведь именно ценностноконсолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия. Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной...
27367. Формирование основ художественной культуры в образовательном процессе начальной школы (на примере уроков изобразительного искусства, музыки) 43.5 KB
  Ценности = произведения искусства. Выделяются отдел обл худ кры по разным видам искусства: муз кра чела опредся его причастностью к муз ценностям и потртью в общении с ними Проблема: не все могут оценить красоту шедевров музыки т. Предметная область Искусство играет большую роль в становлении личности ученика так как способствует его личностному развитию обеспечивая осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности развитие эстетического вкуса художественного мышления обучающихся.
27368. Значение уроков изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39 KB
  Исполнительская – в интерпретации муз произведений = осознанный интуитивный выбор средств. Виды: апение сольное хоровое пр – допой досочини муз диалоги пропой свое имя. Б музритмич Д – выразит движения театр.
27369. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству, музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 30 KB
  УМК Школа 2100 Изобразительное искусство – О. УМК Классическая начальная школа Изобразительное искусство – В. УМК Начальная школа XXI века Музыка – О. умк Гармония Н.
27370. Кризис подросткового возраста 29 KB
  Необходимы занятия спортом для нормального развития организма. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе особенно в IV классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. в этот переходный период как и на любой ступени возрастного развития школьников проявляется потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом вне зависимости...
27371. Структура общения 45.5 KB
  Педагогическое общение специфическая форма общения имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми включающей коммуникативный интерактивный и перцептивный компоненты. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3] Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Структура общения: Коммуникативный компонент...
27372. Социальная ситуация: смена статуса, появление учебной деятельности 34.5 KB
  Изменение внутренней позиции ребенка обесценивание игры как ведущей деятеьности прошлого периода стремление к новому. Как развивать личность: развивать самостоятельность произвольность знает что надо и что для этого делать преобладание мотива надо над мотивом хочу поддержка начинаний ребенка рефлексия анализ планирование обеспечение комфортной обстановки формировать внутренний план действий Работа с родителями: выделяют 2 вида подготовки ребенка к школе специальную и общую. Необходимо физически подготовить ребенка: общее...
27373. Неуспеваемость 32.5 KB
  Содержание и методы обучения повышают а иногда задерживают понижают возможности учащихся. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения. Одни и те же условия обучения и воспитания поразному воздействуют на детей воспитывающихся в разных условиях имеющих различия в организме в общем развитии.
27374. Норма - сочетание личности и социума 42 KB
  Социум обязан обеспечивать норму Среднестатистическая норма уровень психологического развития человека который соответствует средним качественноколичественным показателям полученным при обследовании представителей популяции людей того же возраста пола культуры. Попадание в эту зону означает уровень развития свойственный не менее 68 лиц данной группы. Функциональная норма индивидуальная в её основе лежит представление о непоторимости пути развития каждого человека и любое его отклонение можно считать индивидуальным отклонением....