74010

Европейский тоталитаризм и авторитаризм 20 – 30-х гг.: общая характеристика и региональная специфика

Доклад

История и СИД

Появление в межвоенный период группы фашистских госв где была чрезвычайно высока роль госва и насилия не было случайным стечем обстоятельств. Для фашистских государств характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике так и в идеологии: корпоративизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений насильственные методы подавления инакомыслия неприятие принципов экономического и политического либерализма. Авторитарная модель характерна для тех западноевропейских госв которым...

Русский

2014-12-23

34.61 KB

2 чел.

23. Европейский тоталитаризм и авторитаризм 20 – 30-х гг.: общая характеристика и региональная специфика.

Появление фашистской идеологии

.Появление в межвоенный период группы фашистских гос-в, где была чрезвычайно высока роль гос-ва и насилия, не было случайным стеч-ем обстоятельств. В Ит.и Герм. Фашизм пришел к власти  при опоре на массовые движения и утверждался  с соблюдением легальных форм коалиционного прав-ва. Это обстоят-во первоначально притупило бдительность европейской демократии, недооценившей масшатабы угрозы фашизма.Т.о. причина быстрого и беспрепятственного прихода режимов к власти-притупление бдительности европ.демократии из-за легального прихода тотал.и автор.режимов к власти.

 Для фашистских государств характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоративизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов экономического и политического либерализма. Основными чертами идеологии фашизма являются:

  1.  антикоммунизм 
  2.  традиционализм,
  3.  часто - радикальный национализм и экстремизм,
  4.  этатизм,
  5.  корпоративизм,
  6.  элементы популизма,
  7.  милитаризм,
  8.  часто — вождизм,
  9.  декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам.

Итал (1922 – фашист диктатура), Португ (1926 – воен диктатура.  Иберийская  форма [Иберия – древнее назв Испании]), Герм (1926 – национал-социалистическая), Испания (1939.  иберийская  форма). – различные варианты тоталитарного режима. Во Франции до войны между собой конкурировало несколько разных  фашизмов :  французский  вариант итальянского ("франсизм" и др.),  французский  вариант нацизма ( Французская  народная партия и др.),  французский  вариант франкизма ("кагуляры") и, наконец, оригинальный аристократически-элитарный  фашизм  "Аксьон франсэз", близкий к монархо-фашизму.

Авторитарная модель характерна для тех западноевропейских гос-в , которым были свойственны:

-          меньшая зрелость кап-ма,

-          незавершенность индустриализации,

-          отсутствие глубоких традиций парламентской демократией (характерно для всех, в т. ч. и для Герм – слишком короткий период существования Веймарской респ.),

-          слабость либеральной альтернативы консервативному курсу (так, в Ит, Исп, Португ буржуазия была слишком слабой, чтобы успешно справится с чрезвычайной ситуацией. Что же касается Герм, то герм буржуазии было гораздо меньше возможностей из-за низких финансовых ресурсов, репараций и т. д. Короче, понятно, что на альтернативный консервативному пути «пиар» необходимы бабки, а у немцев их не было, точнее было мало).

-          относительно низкий ур-нь жизни, и политической сознательности (конечно после 1МВ наблюдается существ. Подъем в отношении политической грам-и насел. Но хождение масс в политику было стихийным, а, след, подконтрольным не голове, а всем другим частям тела, т. е. Эмоционально контролируемо. Ч. и т. д.)

-          + к тому: разруха => люмпенизация масс и потеря прежнего соц. Статуса.

Благоприятные условия для манипуляцией народом. Кардинальное изменение соц-политического строя. (во главе гос-ва – узкий слой партийно-грс бюрократии, подчиненной верховному вождю). Жестокость методов во всех сферах государственного устройства: гос рег эк-ки в интересах номенклатуры, террор по отношению к несогласным, «подачки массам от «отцов нации». Наиболее характерный – тоталитарный режим в Герм.

           Италия. «Побежденная среди победителей» 23 марта 1919 в милане – учред собр новой партии «Фаши ди комбаттименто» (боевые союзы). Руководитель – Беннито Муссолини. Газета «Пополо д’Италия». Требовали созыва Учред Собр, 8 часов раб день, введ прогресс налога на капитал, снижен пенсионного возраста и т.д.  Спадом рев движеня, начавшимся с сен 1920, немедл воспользовалась реакция. 1921 в сев Итал развив фаш движ.

           В ноябре 1921 г. фаш-ты офиц провозгл создание партии. Основным пунктом программы была идея величия нации. В отношении своих политических установок и лозунгов фаш-ты пользовались сложившейся ситуацией. Декларативный хар-р.

           Осенью 1922 в Ит утвердилось в некотором смысле двоевластие – король Виктор-Эмануил не противодействовал фаш-м. 28 окт -  «поход на Рим». 29 король предложил Муссолини пост главы правительства. Перв прав-во было коалиц (входили представители Народной партии, либералы). Мероприятия, напр на утвержд фаш власти: созд «Большой фашистский совет»(контролировал всю деятельность прав-ва.) Политика строилась, исходя из интересов крупной буржуазии.

           1924 – парламентские выборы. Джакомо Маттеотти убит. Комитет оппозиционных партий «Авентинский блок». Террор. 1925 – законы о чистке государственного аппарата от «подозрительных элементов».(М освобождался от ответственности перед парламентом).  В ноябре 1926 после неудачного покушения на М прав-во приняло ряд «чрезвычайных законов».(все полит партии распущ, депутаты оппозиц партий изгонялись из парлам). Восст смертная казнь и учреждался « особый трибунал для расправы с антифашистами».

Отношение к церкви. Латера́нские соглаше́ния — система договоров между итальянским государством и Святым Престолом. Привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и Святым Престолом, к разрешению «Римского вопроса», существовавшего с 1870 года; определили права и привилегии Католической церкви, её положение в Итальянском королевстве. Договор признаёт католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1); светский суверенитет Святого Престола, включая международные дела (ст. 2); предусматривает формальное признание за Ватиканом статуса суверенной территории

           Создание корпоративной системы. Апр 1927 Большой фашистский совет принял  «Хартию труда». (фашистские профсоюзы – there can be only one, принцип вмешательства государства в экономику, органы проведения гос регулирования – корпорации, которые предполагалось составить из представителей профсоюзов и объединений предприятий.—need не классовая борьба а социальное сотрудничество). 1930 – национальный совет корпораций. [22 нац корпорации – мирный путь урегулирования конфликтов между рабочими и предпринимателями,, руководители же профсоюзов назначались сверху]. Корпорации охватывали практически все сферы экономики. Провели некоторые мероприятия в области регулирования рабочего законодательства и социального обеспечения. 1933 – введ 8-часов раб дня – практически остался на бумаге.

           Помимо корпоративных органов – таможенный протекционизм, ограничение экспорта, помощь банкам, созд. Гос-монополистического сектора. Широкое использование пропаганды – «битва за хлеб», «комплексная мелиорация».

           С весны 1934 начинается глобальная милитаризация Италии, попытки превратить страну в военный лагерь по примеру Германии. В эк-ке -  политика автаркия («самообеспечение», в первую очередь стратегическим сырьем). Стала осуществляться с 1937- включала в себя меры по максимальному использованию ресурсов, развития производства заменителей., контроль над потреблением и его ограничение, усиление государственного руководства экономикой. Кампания стоила колоссальных затрат, военные расходы поглащали примерно половину бюджета. От милитаризации выигрывали только крупные монополистические компании. С 1934 по 1939 прибыли таких монополий как «Фиат», «Пирелли» увеличились на 80%. А все усилия фашистов, предприним для превращ Ит военнииз нацию не давали желаемых результатов. Отчасти из-за этого в нарушении «стального пакта» Ит и не вступила в 2МВ одновременно с Герм.

           В начале 1939  фаш-ми были ликвидированы последние остатки парламентской системы. Законом 19 ноября 1939 о новом государственном устройстве вместо палаты депутатов была учреждена «палата фашизма и корпораций», в которую назначались высшие чины фашистской партии и представители корпораций. Это преобразование завершило юридическое оформление корпоративного государства.

           Германия.  30 января 1933 президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером Германии. Перед НСДАП стояли след. Осн. Задачи:

-          ликвидация строя прлам. Демократии, слом гос машины Веймара и замена нац гос уст-м

-          полная переустройка всей хоз жизни страны, резкое усил гос контроля эк-ки, выход из кризиса

-          расширение массовой базы фаш диктатуры для обесп стабильности

Только по достижении этих целей фашизм мог приступать к подготовке к войне.

           После прих к власти нач расправы с КПГ. «Чрезвычайный декрет о защите народа и государства». С оппозицией разборки начались не сразу из-за неустойчивости положения фашистов (не имело бол-во даже в рейхстаге, а в составе прав-ва ей принадлежали 4 места из 15). Решение о роспуске рейхстага и нов выборов 1933. Но они снова не смогли добиться простого боль-ва. Поэтому чрезвычайно важно было добиться легального предоставления правительству Гитлера чрезвыч. Полномочий. (если к СДПГ и КПГ присоед хотя бы 20 голосов Центра, то решение не пройдет). След проведено через рейстаг решение о незаконности КПГ. 23 марта 1933 Гитлер получил ч п. Уже в марте распущены воениз отряды рейхсбаннера. 2 мая объявл о роспуске профсоюзов – созд Герм трудовой фронт. 14 июля НСДАП – единств легальная партия, «носительниц гос мысли» стала официально выполнять гос ф-ции. Рейхстаг был  сохранен, но привратился в ширму. Ликвидация местного самоупр. Вместо ландтагов – наместники-штаатгальтеры.

           Невыполнение обещаний – недовольство штурмовиков, которым попытались воспользоваться  те из нацистских лидеров, которые посчитали себя обойденными. Напр.: Э. Рем. В это время Гитлеру была необходима легальность действий, а штурмовики вызывали недовольство спонсоров. Поэтому ночь на 30 июня – «ночь длинных ножей» - истреблен весь руководящий состав штурмовиков. Заверш гос реформирования пришлось на 2 авг 1934, когда умер Гинденбург, а Г стал «фюрером германского народа».

           Экономические меры. Необходима поддержка круп корпоратив капитала (Крупп, Шредер), роль гос-ва в эк-ке.(теми же методами, что и в др странах: резкое увелич гос расходов, поощрение капиталовлож предпр-й, субсидии, налоговые льготы кр фирмам.) Ряд особенностей: осн часть расходов гос-ва на ВС; возникла сис-ма не косвенного, а пряиого регулирования эк-ки, непоср контроль гос-ва над пр-м и распред продукции.

           1934 – закон о подготовке органического построения германской эк-ки. All эк-ка \\ на: Организация промыслового хоз-ва (\\ имперск хоз группы: пром, энергет, трансп, торг, ремес, банки, страхов дело \\ по отраслям эк-ки и регионам) и Имперское сословие продовольствия. «Фюрерский принцип в эк-ке» - всех назначать. Примат гос-ва над всеми соц группами. Кроме монополий – реальное самоуправление. Слоэилось противоречие между закономерностями частнособств кап произв-ва и стремлением нацистского гос-ва к тотальному регламентированию.

           Крупный капитал спонсировал режим, т. к. он был гарантом соц стабильности. А ее обеспечивала захваченная и различными методами удерживаемая в нейтральном состоянии рабочая масса. Этого удалось добиться к сер 30-х пропаганой и отсутствием альтернативы и мерами соц. Поощрения. К тому же 1933 – улучшение эк конъюнктуры, бурный рост пром-ти, спад безработицы. Относительный.

           Сен 1933 – «закон о наследственных дворах» (арийец с хоз-м 7,5 – 125 га – крестьянин, ряд льгот). Создание прочного зажиточного соц строя лояльного режиму.

Французский фашизм. Обострениеэкономических проблем, неспособность традиционных политических партий вывести страну изкризиса привели к росту популярности фашистских организаций, возникших вФранции в 20х.Социальной опорой фашизма были мелкие собственники, люмпены,клерикалы, часть крупных финансистов и промышленников, одержимые идеями сильнойвласти и сильной Франции.Фашистское движение во Франции имел существенные отличия: он небыл единственным; не выступал за полную ликвидацию демократических институтов, только приих ограничения для "врагов нации" - коммунистов и социалистов.Такие особенности таились в природе французского общества, которому присущидемократизм и многопартийность.

Фашистскиеорганизации были не классическими партиями, а военизированными организациями -лигами. Наибольшую фашистскую лигу "Огненные кресты", которая объединялабывших фронтовиков, возглавлял полковник де Ля Рок.

Другие вар-ты фашизма: Фалангизм-1из форм фашизма, основ.Хосе Антонио Примо де Риверой в 1934 в Испании, возникшей во времена Второй Испанской Республики.

«Новое государство» — политический режим, установившийся в Португалии вследствие военного переворота.28 мая 1928 года Оливейра Салазар при поддержке Католической церкви захватил контроль над страной в начале 1930-х, и его могущество не ослабевало до 1968 года(дольше всех режимов).

АВТОРИТАРИЗМ

Авторитарный режим - одна из форм политического режима, характеризующаяся открыто антидемократическими методами осуществления диктатуры эксплуататорских классов. Для него типичны ограничение или полное отсутствие буржуазно-демократических прав и свобод, запрещение деятельности прогрессивных партий и организаций трудящихся, ограничение принципа выборности и полномочий представительных учреждений, концентрация власти в руках главы государства или правительства, бюрократический централизм, прямая опора на военно-карательный аппарат и т.п.

На примере Польши.

По мере приближения мирового экономического кризиса конца 20-х — на¬чала 30-х гг., явного провала попыток буржуазно-демократических прави¬тельств использовать экономические связи с Западом для активизации внут¬ренних реформ позиции консервативных сил все более укреплялись. Новая серия государственных переворотов носила уже необратимый характер. В мае 1926 г. в Польше после попыток буржуазных партий создать «правительство сильной руки» В. Витоса произошел военный переворот под руководством Ю. Пилсудского. 12 мая Ю. Пилсудский во главе верных ему воинских час¬тей, собранных для проведения маневров в окрестностях Варшавы бывшим военным министром Л. Желиговским, выступил в поход на столицу. В ходе боевых действий, продолжавшихся до 14 мая, погибло 300 человек, около ты¬сячи было ранено. Вооруженная акция Пилсудского против непопулярного правительства получила поддержку значительной части населения. Только в западных районах, где было сильное влияние правых и центристских партий, преобладала негативная реакция. Первоначально переворот поддержали и левые партии. Их лидеры рассчитывали, что в случае победы Пилсудский распустит сейм и назначит новые выборы, которые могут дать шанс левым прийти к власти. В этих условиях президент Войцеховский и правительство Витоса решили подать в отставку.

Осуществив успешный государственный переворот, Пилсудский формаль¬но не объявил себя диктатором. 31 мая парламент избрал Пилсудского прези¬дентом страны. Но он от этого выбора отказался, ссылаясь на то, что консти¬туция дает слишком малые полномочия президенту. 1 июня президентом был избран профессор Львовского политехнического института Игнаций Мосциц-кий. В августе 1926 г. декретом президента Пилсудский был назначен гене¬ральным инспектором вооруженных сил. Сосредоточив в своих руках конт¬роль над армией и государственной бюрократией, Пилсудский фактически сформировал систему военно-авторитарной диктатуры.

Одну из главных задач Пилсудский видел в изменении существующей политической системы. При сохранении некоторых внешних атрибутов демократической государственности в Польше был создан режим санации — «всеобщего оздоровления» — с ограничением многопартийности и парламен¬таризма. По мнению Пилсудского, главная опасность парламентаризма заключалась в том, что он стеснял исполнительную власть, ограничивал ее компетенцию, подчинял ее парламентским интересам. В августе 1926 г. были внесены поправки в Конституцию, сокращавшие полномочия сейма и сената, расширявшие прерогативы президента, включая предоставление ему права в перерывах между сессиями и выборами сейма издавать указы, имеющие силу закона. В социально-экономической сфере «санация» означала стремление к этатизации промышленности, росту вмешательства государства в экономи¬ку. Упрочению позиций режима способствовало то, что переворот произо¬шел в тот момент, когда в Польше начался экономический подъем и ослабла социальная напряженность. Заметно сократилась безработица, приостанови¬лась инфляция. Однако сформировать достаточно прочную и широкую социальную базу правительству так и не удалось. Не слоящлась и единая политическая организация санации. Смерть Ю. Пилсудского 12 мая 1935 г. разрушительно сказалась на единстве режима. Состоявшиеся в сентябре 1935 г. выборы в сейм показали, что санация исчерпала лимит доверия в обществе. Вторая половина 30-х гг. стала временем прогрессирующего ослабления правящего режима.

Другие варианты авторитаризма в: Венгрии (М. Хорти), Польши (Ю. Пилсудский), Румынии (Кароль II), Болгарии (К. Георгиев) или Австрии (Э. Дольфус).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28861. Становление правовой науки в Российском государстве 99.5 KB
  Однако собственно теории права тогда еще не было. Все теоретическое знание о праве формировалось в рамках самостоятельной дисциплины философии права. Последняя исследовала не столько теоретические основы позитивного права сколько право каким оно должно быть с точки зрения тех или иных идеальных критериев т. имело своим предметом то что исторически получило название естественного права.
28862. Учения о государстве и праве в Украине в 19первой половине 20 ст. 72 KB
  Философия права Панфила Юркевича. Что же касается собственно проблем осмысления и развития права то в силу приоритетности вопросов национальногосударственного самоопределения они оказываются на периферии внимания крупных ученых. Концептуальное значение для понимания права и автономности личности в учении Сковороды имеют идея сродности и природного равенства людей.1 Философия права Панфила Юркевича.
28863. Современные учения о государстве и праве 75 KB
  Неопозитивистские теории права Ганс Кельзен Герберт Харт. Социологические теории права Евгений Эрлих Роско Паунд. Психологическая теория права Лев Петражицкий. Это обусловлено с одной стороны тем что природа права такова что оно пронизывает все сверы человеческой жизнедеятельности и отражает как явление сложные экономические политические и социальные отношения.
28864. Обґрунтування проблем права і держави у вченнях мислителів стародавнього Сходу та Греції (докласичний період) 79 KB
  1 Обґрунтування проблем права і держави у вченнях мислителів стародавнього Сходу та Греції докласичний період. Філософське споглядання проблем держави і права перших грецьких мислителів. Виведення права із субєктивних потреб людини у вченні софістів. питання: Причини що обумовлюють відмінність розвитку підходу до ідеї права і держави у народів Сходу та грецького народу: історичні обєктивний та субєктивний напрямки у історії правової культури; психологічні що розкриваються у принципах: мінливості чуттєвих вражень сталості звички...
28865. Учения о государстве и праве в Древней Греции 42 KB
  Теоретическое исследование проблем государства и права в Античной греческой философии: общая характеристика Основу формирования теоретического мировозрения  философии и в том числе первых представлений о гос. В соответствии с такими представлениями в философских учениях Античной Греции можно выделить следующие характерные особенности в понимании государства и права: государство рассматривалось как абсолютное и самодостаточное существо  человек большого размера. Частные формы жизни имели смысл лишь с точки зрения их полезности и...
28866. Учения о праве и государстве периода классической греческой философии 92.5 KB
  Методологические основания учения о праве и государства Платона. Поскольку человек должен действовать в жизни в соответствии с идеей блага то и цель государства реализовать эту идею. Сущность же государства как общества разумных существ можно познать познав сущность человека. И три основные функции которые надлежит выполнять этим сословиям управленческою оборону государства удовлетворение основных потребностей людей.
28867. Предмет історії вчень про державу і право 29 KB
  В общем виде задача этой дисциплины может быть сформулирована следующим образом: познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. они представляют собой материал необходимый как для выработки научно обоснованного описания закономерностей функционирования государства так и для правильного решения типичных проблем политического властвования и правового регулирования возникающих в современной государственной жизни в Украине. По своему содержанию он призван охватить во...
28868. Учения о государстве и праве елленистического и древнеримского периодов 62.5 KB
  Таким образом в понимании стоиками государства и права можно выделить следующие особенности: 1. В этом смысле закон рассматривается как закон природы источник справедливости и права. Для учения о праве характерно различение права и закона анализ форм права. В качестве основы права П.
28869. Государственно-правовые аспекты учений раннего христианства и средневековья 49.5 KB
  С политикоправовых позиций эти идеи не поддаются однозначной оценке поскольку отрицание государства в римском понимании и связынный с этим правовой нигилизм можно рассматривать как регресс по сравнению с развитой юридической мыслью с другой стороны в учении раннего христианства в первую очередь поддаавались критике те стороны общественной жизни которые требовали серьезного реформирования. В последствии в средневековье проблема взаимоотношения церкви и государства транформируется в основную идеологическую проблему. В последствии в Новое...