74027

Ранний итальянский гуманизм и его представители

Доклад

История и СИД

В России эпоха возрождения падает на XVIнач. Этому способствовало: рост городов и усиление их влияния на внутренний и внешний рынки; развитие цехового ремесленного производства следовательно формирование новых общественных капиталистических отношений; за очень короткий промежуток времени совершается много научных открытий которые формируют новую картину мира Николай Коперник Джордано Бруно Галилео Галилей открытия обосновали гелиоцентрический взгляд на мир; эпоха возрождения – это эпоха великих географических открытий. В противовес...

Русский

2014-12-23

47 KB

0 чел.

10. Ранний итальянский гуманизм и его представители.

Это была эпоха перехода от средних веков к новому времени, то есть период с XIV века до 10-20 годов XVII века; в Италии это XIV-XVI века, для других государств XV-XVII века. В России эпоха возрождения падает на XVI-нач.XVII. Но в XVI веке возрождение становится общеевропейским явлением..

Этому способствовало: рост городов и усиление их влияния на внутренний и внешний рынки; развитие цехового ремесленного производства, следовательно, формирование новых общественных капиталистических отношений; за очень короткий промежуток времени совершается много научных открытий, которые формируют новую картину мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей), открытия обосновали гелиоцентрический взгляд на мир; эпоха возрождения – это эпоха великих географических открытий. 1517 – открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, следовательно, привело  к расширению экономических границ и возникновению мировой торговли; целый ряд европейских городов (Флоренция) становятся сосредоточением золотого и серебряного запасов, следовательно, возможность финансирования крупных проектов: от войн до кругосветных путешествий, оформляется финансовый капитал, общеевропейская банковская система; обращение к античности, следовательно, возникновение новых философских концепций, следовательно, новых моделей взаимоотношений человека с окружающим миром.

Сам термин возрождение (ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д. Боккаччо. В термине возрождение закрепился самый большой культурологический миф. Создатели этого мифа стремились доказать, что корни европейских цивилизаций уходят в античность, а не в дикое варварство средневековья. В противовес античности о средневековой культуре деятели ренессанса отзывались свысока, культура возрождения сформировалась как отрицание, как отказ от средневековой культуры. Средневековая культура не могла исчезнуть бесследно, прежде всего, ренессанс не был безрелигиозной культурой, так как его деятели были людьми верующими, а также сюжеты, темы их произведений несли на себе влияние средневековой религии. Культура возрождения – это синтез античной физической красоты и христианской средневековой духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека).

     Гуманизм – ценностная основа культуры возрождения.

В эту эпоху формируется идеология нового класса и на первых этапах эта идеология была прогрессивная, так как интересы и других классов.

Принципы:

1. «Природосообразность» – материалистическое истолкование законовприроды.

2.Антропоцентризм – человек – венец природы.

3.Рационализм – человек познает окружающий мир благодаря разуму.

Постепенно буржуазная идеология приводит к постепенному разрушению средневековой концепции к появлению нового учения о самоценности человеческой личности, о безграничных возможностях человека, эти идеи лягут в основу гуманизма – учения, которое станет ценностной основой эпохи возрождения. Краеугольным камнем станет «Божественная комедия» Данте, переход от старого к новому. Земное предназначение человека, проявление его личностного начала, способность человека собственными силами совершить земной подвиг (слова Данте). Слова были развиты Петраркой – родоначальником гуманистского движения в Италии,

В основе гуманизма лежали принципы буржуазной идеологии + радостное восприятие мира, требование полноты жизни. Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение, а его личные качества (умственная предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля), идеалом гуманисты считали человека универсального, человека – созидателя. Возможности человека беспредельны, ибо разум человека равен божественному разуму, а человек – смертный бог. Людей образованных в эпоху возрождения чтили так же, как чтили святых. Гуманисты принесли в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Человек выступал творцом своей судьбы, гуманизм не просто стал идеологией, то есть принципом культуры – это было мировое общественное движение, охватившее не только третье сословие (буржуазию), но и даже религиозные высшие сферы – политиков, утверждается в массах. Гуманисты открывают кружки, читают лекции в университетах. Критерием верности гуманисты считали опыт, следовательно, теоретическое обоснование утопического социализма, социального прагматизма.

Родиной гуманизма (как и Возрождения) стала Италия. В первой половине ХVв. итальянский ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку о человеке, его месте в мире и поведении в обществе термином “humanitas” (человеческая природа, духовная культура), от латинского слова “humanus” “человеческий”.

Одним словом, в Италии ХV-ХVI вв. термин “humanitas“ означал светскую образованность. Светские науки (studiahumana) были противопоставлены науке церковной (studiadivina). - гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний - studiahumanitatis, куда входила грамматика, риторика (традиционные для средневековой системы образования), филология (преимущественно занималась сопоставлением и выверкой текстов античных авторов), история (должна была осмыслить деятельность сильных личностей и великих мира сего, а также изучать достижения культуры и усилия общества), педагогика (должна была сформировать гармонически - духовно и физически - совершенную личность), поэтика (занималась осмыслением как античной, так и современной поэзии), этика (последняя стала стержнем всего этого комплекса). Этот новый комплекс гуманитарных наук основывался на изучении древнегреческого и латинского (классического) языков. В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, в которой особое место было отведено светской этике, которая разрабатывала проблему достоинства человека, основанного на личных качествах и способностях, а не богатстве и знатности.

 

Программа становления новой гуманистической культуры в основных чертах была намечена великим поэтом итальянского Возрождения Франческо Петраркой (1304--1374), а ее разработку завершили его последователи и друзья - Боккаччо (1313--1375) и Салютати (1331--1406), чье творчество пришлось на период Раннего гуманизма, охватившего в Италии более 60 лет и закончившегося с уходом Салютати.

Заметим, однако, что итальянцы со времен Ренессанса считают, что начало итальянской литературе Возрождения положили три флорентийских светоча: предтеча Возрождения, “последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени” (переходная фигура от средних веков к Ренессансу) Данте, Франческо Петрарка и Боккаччо. Впрочем, на наш взгляд, более справедливой представляется позиция тех исследователей, которые считают основателем Возрождения Петрарку. И с его творчеством связывают начало итальянского гуманизма.

Петрарка был лучшим среди своих современников знатоком античной литературы, поэзии,философии, истории и мифологии.. Ему удалось собрать весьма ценную библиотеку античных рукописей (она включала множество сочинений более 30 древних авторов), он же был их первым текстологом и комментатором и смог заложить основы ренессансной классической филологии.В целом, усилия Петрарки положили начало характерному для культуры Возрождения процессу восстановления преемственных связей с Античностью.

Первым он начал осознавать необходимость критического отношения к древним авторам. И, обратившись к классической латыни, он открыл ее силу и изящество.

. Мало того, на протяжении всей жизни он пытался примирить языческую Античность и христианство. И считал, что светская образованность, знание античной философии, поэзии не противоречит принципам христианства, а скорее наоборот, наследие древних и языческая мудрость (например, языческой поэзии) способны обогатить мир христианства.

Петрарка первым (чем и объясняется сила его воздействия на умы современников) выразил основные принципы гуманизма .Он считал необходимым обращение всей системы знаний к проблемам человека. Главными среди образовательных дисциплин ему представлялись филология, риторика, поэзия и особенно моральная философия. Он заложил основы новой гуманистической этики, главным принципом которой было достижение нравственного идеала путем самопознания, а также образования, смысл которого Петрарка видел в широком овладении культурным опытом человечества.В его этике одним из основных понятий стал термин “humanitas.Именно он лег в основу построения новой гуманистической культуры, которая в свою очередь дала толчок для развития комплекса studiahumanitatis. Петрарка считал, что главное достоинство, возвышающее человека над толпой, это не его знатное происхождение, а высокая образованность, занятия науками, поэзией, которая придает человеку его «человечность».

Еще при жизни слава о Франческо Петрарке перешагнула границы Италии. Для гуманистов он стал классиком: его переводили на языки разных стран Европы, ему подражали, его сочинения комментировали, его яркой индивидуальностью восхищались.Особенно сильным влияние Петрарки оказалось в поэзии - его”Книга песен” дала импульс общеевропейскому явлению петраркизма.

Младшим другом Петрарки был итальянский писатель Джованни Боккаччо (1313--1375). Самым известным и значительным произведением Боккаччо, вершиной его творчества является сборник новелл “Декамерон”( в переводе на русский язык означает “Десятиднев”;. В своих новеллах Джованни Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека и высказал ряд чисто гуманистических идей (Например, благородство человека, по мнению Джованни, коренится не в знатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и доблести).

Боккаччо был известен и как ученый-филолог. Важным вкладом Боккаччо в формирование культуры Ренессанса стало его латинское сочинение “Генеалогия языческих богов” - филологический труд, явившийся своеобразным сводом античных мифов, в котором автор выстроил своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии. В целом,“Генеалогия” Боккаччо стала началом гуманистического осмысления античной мифологии с позиций новой филологии.

Дело основателей новой культуры продолжил их младший современник и последователь КолюччоСалютати (1331-- Он считал, что путь к истинному знанию открывает не схоластика, а античная мудрость, заключенная в поэзии, философии, мифологии, а также в раннехристианском учении.В своих трактатах  он (в противовес аскетизму церковной морали) отстаивал идеал активной гражданской жизни, доказывал главенствующую роль этики ссистеме гуманитарных знаний.

Основная заслуга Салютати состоит в утверждении гуманистической образованности как основы развития новой культуры. В своем творчестве Салютати дал широкое обоснование комплекса гуманистических дисциплин -studiahumanitatis - включая в них грамматику, филологию, историю, поэзию, риторику, диалектику и педагогику (выдвинув их на первый план), но главное место отводил этике. Он считал, что новая образованность поможет глубже проникнуть в смысл Священного Писания, хотя до конца своих дней он не мог примириться с аскетизмом церковной морали. Канцлер Флоренции

В сущности, деятельностью Салютатив начале ХУ в. завершается шестидесятилетний этап раннего гуманизма в Италии. На этом этапе была выдвинута программа построения новой культуры на основе комплекса гуманистических дисциплин studiahumanitatis. Его главными итогами были переориентация знания и образования на проблемы земного бытия человека, реабилитация наследия Античности и зарождение ренессансной литературы. На ХV век приходятся соответственно второй и третий периоды итальянского гуманизма.

Историография: Крупнейшим отечественным исс-телем Возрождения явл. Лидия Михайловна Брагина. Научные монографии: Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). М., 1983. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения в течение более двух столетий определял главное направление культурного развития страны. Он сложился в широкое мировоззрение, в основе которого лежали новые представления о месте человека в системе мироздания и его земном предназначении, о характере взаимоотношений личности и общества, о значении культуры в совершенном устроении индивидуального и социального бытия. Гуманисты с их неустанными идейными поисками резко расширили горизонты знания и его источники, высоко подняли значение науки. Они развивали идеи антропоцентризма, возвеличивали творческие и познавательные возможности человека как "земного Бога". Гуманистическая мысль оказала серьезное влияние на самые разные области ренессансной культуры, стимулируя новаторство и творческие достижения.

М.Л. Абрамсон «От Данте к Альберти» Основное внимание уделено анализу отдельных стадий в развитии раннего Возрождения (XIV в. - первая половина XV в.), характеристике творчества Данте, Петрарки, а также взглядов деятелей следующего столетия, в первую очередь Альберти.

Баткин Леонид Михайлович – крупный исследователь итальянского возрождения. Свои исследования выстраивал на основе трудов Данте, Леонардо да Винчи, Петрарки.

Александр Хаимович Горфункель – «фил-я эпохи В.» В книге анализируются философские и социологические взгляды Данте, Ф. Петрарки, Николая из Кузы, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, М. Монтеня, Дж. Бруно, Т. Кампанеллы, Г. Галилея и др.
Работа основана на многочисленных источниках, прежде всего на подлинных текстах философов XIV—XVI вв., по большей части не переводившихся на русский язык; она содержит аргументированную критику буржуазно-идеалистических и клерикальных истолкований философского наследия эпохи Возрождения.