74028

Становление и специфика развития европейского индустриального (капиталистического) общества в эпоху Нового времени

Доклад

История и СИД

Он изменяет характер не только с х но и промышленности. Растет капиталистическая форма промышленности – мануфактура разлагается средневековое городское ремесло рушатся оковы цехового строя; средневекового цехового мастера все больше вытесняет промышленный капиталист. Распределение машин использующих двигатель внутреннего сгорания повлекло за собой развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Государство проводит политику протекционизма – политика государства направленная на защиту собственной промышленности путем...

Русский

2014-12-23

37 KB

0 чел.

11. Становление и специфика развития европейского индустриального (капиталистического) общества в эпоху Нового времени.

К началу XVII в. складывается новая европейская цивилизация. Ее идейно-политической основой становится либерализм, а экономическим базисом – капитализм.

Формированию западной индустриальной цивилизации способствовали следующие процессы:

- реформация способствовала формированию нового типа человека, приоритетом для которого стало осознание себя не подданным, а личностью и гражданином. Однако теперь человек стал чувствовать себя обязанным перед государством;

- Всемирные торговые организации, значение которых состояло в расширении границ и кругозора Европейской цивилизации и стимулировало развитие экономики в Англии;

- промышленный переворот – переход от мануфактурного производства к фабрично-заводскому (переход от ручного к машинному труду). В результате индустриальной революции утвердился капиталистический способ ведения хозяйства;

- в эпоху Нового времени (1453-1918 гг.) произошло складывание двух важных социальных классов: промышленной буржуазии и рабочего класса (пролетариата). Борьба между этими социальными группами стала основным завершающим периодом в эпохе Нового времени;

- в эпоху Нового времени происходит складывание наций. Формируются крупные национальные государства, которые имеют свою идеологию, внутреннюю государственную индустрию (промышленность), комплекс внутригосударственных отношений (налоговая система, армия, культура).

Процесс первоначального накопления капитала создал условия для перехода к капиталистическому способу производства. Этот процесс осуществляется еще в значительной степени силами и средствами старого феодального общества.

Основу этого процесса с его насильственными методами составило обезземеление крестьянина, экспроприация с/х производства (эта мера в своей классической форме осуществилась только в Англии).

Процесс первоначального накопления капитала многосторонен. Он изменяет характер не только с/х, но и промышленности. Разрушается мелкая домашняя крестьянская промышленность, изготовлявшая изделия для собственного потребления и игравшая роль подсобного производства при земледелии, образующем базис.

Растет капиталистическая форма промышленности – мануфактура, разлагается средневековое городское ремесло, рушатся оковы цехового строя; средневекового цехового мастера все больше вытесняет промышленный капиталист.

Мелкое промышленное производство, ремесло исчезает не сразу, но оно теряет свое прежнее значение: входя в рассеянную мануфактуру, оно становится его составной частью и утрачивает свою самостоятельность.

Зарождающийся в недрах феодальной формации капитализм порождает ряд новых явлений в области экономики: привелигированные монопольные торговые компании, систему международного кредита и систему государственных долгов, современную налоговую систему, протекционизм, торговые войны, колониальную систему.

Наряду с развитием социально-экономических отношений, важные изменения стали происходить в науке и общественной жизни.

Революция в естествознании, произошедшая в XVII-XVIII вв., накопление физических, химических и биологических знаний поколебали прежние религиозные представления об устройстве мира, основанные на тексте Библии и трудах древних и средневековых авторов. На смену им пришли материалистические представления. Материалисты считали, что первична материя, а не дух, сознание. Она вечна и бесконечна, является единственной реальностью.

Во второй половине XIX в. – на новом этапе промышленного переворота важную роль стала играть наука, достижения которой привели к рождению многих технических изобретений и усовершенствований. Наука превратилась в непосредственную производительную силу.

Впечатляющими были достижения в области коммуникаций: 1837 г. С. Морзе изобрел телеграф; в 70-х гг. XIX в. А. Белл продемонстрировал первый телефон; в конце столетия А. Попов и Г. Маркони почти одновременно изобрели беспроводной телеграф-радио. Все это изменило образ жизни людей. Американец Т. Эдисон изобрел лампочку накаливания и фонограф. Ученые – химики изготовили искусственные красители и с/х удобрения.

Конец XIX в. стал временем появления автоматического транспорта. Распределение машин, использующих двигатель внутреннего сгорания, повлекло за собой развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Появились новые виды энергии – от пара и каменного угля человечество перешло к электричеству и нефтепродуктам.

Шведский химик А. Нобель изобрел динамит; достижения НТ прогресса использовались также для создания новейших систем вооружения (бездымный порох, броненосец, миноносец…).

Рассмотрим процесс развития промышленной революции на примере Англии.

Базис для промышленного переворота в Англии был подготовлен аграрной революцией, которая завершилась к сер. XVIII в.

Аграрная революция привела к исчезновению английского крестьянства вследствие огораживания.

Мелкие крестьянские владения уступили место крупным и средним фермерским хозяйствам с улучшенной агрокультурой и с использованием наемной рабочей силы.

Идет процесс складывания классической английской системы землевладения:

ленлорд (крупный землевладелец) – фермеры-арендаторы – батраки-коттеры (создали рынок дешевой рабочей силы).

За счет концентрации земли в руках ленлордов интенсивного развития с/х, ограбления колоний и активной торговли рабами в XIII в. в Англии складываются торгово-финансовая буржуазия.

В сер. XVIII в. оформляется разветвленная банковская система (1694 г. – англ. банк). Государство проводит политику протекционизма – политика государства, направленная на защиту собственной промышленности путем введения высоких таможенных пошлин на импортируемые товары.

В первой половине XVIII в. идет процесс динамичного развития промышленности с использованием ручного труда – мануфактура (развитие сукноделия, изготовление х/б ткани из провозного хлопка).

Предпосылки промышленного переворота:

1. Завершение аграрной революции.

2. Образование широкого рынка рабочей силы.

3. Завершение складывания к сер. XVIII в. внутреннего рынка Англии.

4. Увеличение объема выпуска продукции на мануфактурах (ввоз дешевого сырья).

5. В сер. XVIII в. начинают складываться технические предпосылки промышленного переворота.

Промышленный переворот зарождается в легкой промышленности, именно в х/б производстве. Это было связано с тем, что эта отрасль меньше была скована цеховой регламентацией; была лучше обеспечена сырьем; механические приспособления легче изготовить на х/б ткань.

Промышленный переворот начался с модернизации станков, на которых трудились ткачи.

В 1733 г. Джон Кей изобрел механический ткацкий станок => появилась возможность прять без участия человеческих рук.

В 1771 г. была открыта первая фабрика со станками водяного двигателя Ричардом Акрольдом => массовое строительство фабрик зависело от рек.

Первоначально англ. ткачи получали большую прибыль. Однако в 1785 г. ткач Эдмунд Катрайд придумал ткацкий станок, чтобы нить превращалась в ткань. Он построил фабрику и др. фабрики стали разоряться.

В 1785 г. была запатентована паровая машина. Паровой двигатель был универсален и нашел применение на промышленном предприятии.

Возникла проблема топлива => начался использоваться каменный уголь, что способствовало развитию угледобывающей промышленности, развитию металлургии.

Вторая стадия промышленного переворота – начало XIX в. – производство машин машинами.

Увеличился внутренний рынок; развилась внешняя торговля; развиваются англ. дороги, строились каналы, использовались транспортные средства с паровым двигателем.

Промышленный переворот привел к финансовому к экономическому обогащению. Начали появляться первые экономические учения: Адам Смит выступал за свободную деятельность людей; был сторонником свободной торговли, отмены цеховых пережитков; был противником политики протекционизма; выступал за политику свободной торговли (free trade).

Промышленный переворот привел к определенным социальным последствиям:

1. Произошло смещение население => отток с Ю/В на С/З (районы индустриального роста).

2. Увеличилось городское население.

3. Появились новые классы общества: промышленная буржуазия – фабриканты; раб. класс – пролетариат. Фабричная буржуазия вступает в борьбу с земельной аристократией.

Появились проблемы: отсутствие раб. законодательства;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61891. Формування ціннісного ставлення до власного здоров’я в учнів молодшого шкільного віку засобами використання здоров’язберігаючих технологій 16.4 MB
  Освітня: Формувати в дітей поняття про життя як вищу цінність, про здоров’я як найважливішу умову щасливого життя; мотивувати в учнів свідоме ставлення до власного здоров’я; формувати у дітей прагнення до спостереженням за станом свого здоров’я...
61892. Художники и зрители 50.5 KB
  Перед вами картина известного французского художника Ван Гога. Перед вами картина известного русского художника Михаила Врубеля. Вот такая картина рисуется в воображении благодаря искусному изображению художника. Вот ещё одна картина.
61893. Цели и задачи уроков права 66 KB
  ОБУЧАЮЩИЕ: знакомить учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формировать у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе Дать: представления о различных источниках благосостояния представление о различных способах размещения и использования ресурсов и об их влиянии на состояние человека общества и окружающей среды; учащимся специальные знания Научить: понимать необходимость существования в обществе различных норм и законов их функции и значения; почему различные ситуации...
61894. Виховна година: “Цигарка - ворог, зброя проти неї - ваша воля” 47.5 KB
  На думку одного психіатра люди палять не тому що хочуть палити а тому що не можуть перестати. Як можна відмовитися від паління перестати палити Насамперед треба спробувати розірвати коло дуже міцних рефлекторних звязків.
61895. Разработка стратегии вывода нового для рынка России товара компании Christ в интересах получения эксклюзивного дилерства в условиях ограниченного инвестиционного ресурса 3.64 MB
  В советское время развитие конного спорта находилось под государственным контролем и управлялось централизованно. Для широкой массы не представлялось возможнымприобрести лошадь и заниматься любительским конным спортом, так как государство ограничивало права иметь лошадь в частной собственности. Таким образом, рынок коневодства и конного спорта отсутствовал полностью. Культура конного спорта не развивалась в принципе.
61896. ОПЕРАТОРИ ЦИКЛУ 93.5 KB
  Призначення операторів циклу. Кожний з трьох засобів організації циклу має свої особливості для кожного засобу є своє коло задач які найбільш природно вирішуються саме з його допомогою.
61897. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников 1005.17 KB
  Образовывать глаголы сначала от звукоподражаний, а затем и при помощи приставок; Использовать в речи различные глагольные формы (совершенный и несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время); согласовывать глаголы с существительным и т.д.
61898. Состав числа 8 48 KB
  Что вы знаете о числах от 1 до 10 на слайде 3 утёнка Сколько здесь утят Какой цифрой обозначаем С помощью каких двух слагаемых можно получить число 3 Это называется состав числа 3. Упражнения на ориентацию в пространстве слайд Сколько на рисунке детей Сколько мальчиков Девочек...
61899. В. Сухомлинський «Горбатенька». В. Нестайко «Руденький» 62.5 KB
  Нестайка розрізні слова ілюстрації до тексту завдання уроку пересувна дошка ілюстрації адвоката прокурора судді запис словникової роботи підручник О. а ланцюжкове читання тексту як це все було без мене б вибіркове читання тексту...