74030

Особенности внешней и колониальной политики европейских государств и США

Доклад

История и СИД

Цели приобретения колоний метрополиями Экономика торговля: эксплуатация природных и людских ресурсов в ряде случаев прямой доступ к уникальным редким ресурсам в том числе транзиту стремление к монополизации мировой торговли ими...

Русский

2014-12-23

68 KB

0 чел.

13. Особенности внешней и колониальной политики европейских государств и США

Эпоха Нового времени подарила Европе понятие «национальное государство», которое характеризуется:

- моноэтничностью;

- обладанием собственной национальной экономикой;

- обладанием собственной идеологией;

- отходом на второй план конфессиональных и религиозных принципов;

- форма правления – абсолютная монархия  (Англия – парламентская монархия).

Многонациональные государства, державы, оставшиеся в XIX в. со времен Средневековой Европы (Речь Посполитая, Габсбургская держава, Османская империя), оказались в состоянии упадка.

В то же время западноевропейские национальные государства (Франция, Испания, Англия, Пруссия (с оговорками)) переживали экономический и политический подъем. Их преимущество заключалось в том, что возможность выработки общенациональной идеи позволяла сконцентрировать усилия на развитии страны.

Внешняя политика государств XVIII в. включала несколько направлений:

1. Борьба Англии за гегемонию на море с Голландией, Испанией и Францией.

2. Борьба Пруссии и Австрии за гегемонию в Германии (война за Австрийское наследство и Семилетняя война).

3. Кризис и крушение Речи Посполитой (3 раздела Польши).

4. Борьба за гегемонию на Балтике (Швеция,Речь Посполитая,РИ,Пруссия,ранденбург)

5. Отпор Османской угрозе (Осм.имп.прод.агрессию в Европу)

В результате войны за Испанское наследство (1700-1714 гг.) Англия нанесла поражение Испании и приобрела титул «владычицы морей».

В войне за Испанское наследство Англия завоевала Гибралтар и остров Ньюфаундленд. Также Англия получила право беспроигрышной торговли с Испанией на 30 лет.

В результате Семилетней войны (1756-1763 гг.) Англия отторгла у Франции Канаду и Индию. По итогам войн Великобритания приобрела статус могущественной колониальной державы Европы.

По итогам войны за Австрийское наследство (1740-1748 гг.) Австрия потеряла Селезию. В Европе сформировалась новая расстановка сил:

1. Пруссия сблизилась с Англией, став врагом Австрии;

2. Австрия сблизилась с Францией, свернув отношения с Англией и став врагом Пруссии.

В результате новой коалиционной войны (Семилетняя война) Австрия потерпела поражение от Фридриха II Прусского; вернуть Селезию не удалось; необходимость проведения коренных реформ в Габсбургской державе.

В XVIII в. положение Речи Посполитой стало осложняться <= со всех сторон враждебные государства:

- Россия и Швеция;

- Бранденбург и Пруссия;

- Габсбурги и Османская империя.

25 июля 1772 г. – Первый раздел Речи Посполитой:

- Россия получила большую часть Белоруссии;

- Габсбурги – Галицию (Краков, Львов);

- Пруссия – бывие территории Тевтонского ордена (Гданьск/Данциг).

1792-1793 гг. – Второй раздел Речи Посполитой:

- Россия – территория от Минска до Юж. Буга;

- Габсбурги – ;

- Пруссия – Познань.

1795 г. – Третий раздел Речи Посполитой:

- Россия – территория от Литвы до Луцка;

- Габсбурги – Люблин;

- Пруссия – Белосток (?).

В итоге Польша была оккупирована и поделена между Россией, Пруссией и Габсбургами. Польское государство исчезло до 1918 года.

Важным фактором XVIII – начала XIX вв. стали революционные войны. Они стали возможны благодаря тому, что европейские монархи пытались не допустить революционные идеи на свои территории.

Франция стремилась занять место доминирующей континентальной державы. Эпоха наполеоновских войн оставила глубокий след в судьбах Европы. Провалилась очередная попытка создания общеевропейской империи, основанной на завоеваниях и насилии. Несмотря на то, что гибель наполеоновской империи привела к восстановлению старого порядка, вернувшиеся в свои владения короли уже не могли управлять по-прежнему. Благодаря завоеваниям Наполеона идеи ВФР распространились по всему европейскому континенту.

Война Первой коалиции — общее название военных действий, проходивших в 17931797 годах с целью защиты от Франции, объявившей в 1792 году войну Австрии и реставрации во Франции монархии.

Военные действия начались с вторжения французских войск во владения германских государств на Рейне, за чем последовало вторжение войск коалиции в пределы Франции. Вскоре враги были отбиты и сама Франция начала активные военные действия против коалиции — вторглась в Испанию, Сардинское королевство и в западные германские государства. Вскоре, в 1793 году произошла битва при Тулоне, где впервые проявил себя молодой и талантливый полководец Наполеон Бонапарт. После ряда побед враги были вынуждены признать Французскую республику и все её завоевания (за исключением англичан), но затем, после ухудшения положения Франции, война возобновилась.

Вторая коалиция (1799—1802) — созданная по инициативе Великобритании после перехода Швейцарии под французский контроль (см. Гельветическая республика) с сентября 1798 по март 1799 года, с участием Австрии,Англии, России, Неаполитанского королевства, Турции, нескольких немецких князей и Швеции, с целью ограничения влияния революционной Франции во время революционных войн 1792—1802 гг и восстановления монархического строя.

Основные боевые действия связаны с регионами Италии, Швейцарии, Австрии и Рейна. В Италии, объединенные русско-австрийские войска под командованием Суворова одержали в апреле-августе 1799 года череду побед над французской армией под командованием Моро, вытеснив ее из долины реки По во французские Альпы и окрестности Генуи.

В Швейцарии 14-15 сентября французские войска под командованием Массены (около 75 тыс. человек) в сражении у Цюриха нанесли поражение войскам коалиции под командованием Римского-Корсакова (около 60 тыс. человек, из них 34 тыс. русских). Прибывший через несколько дней в Швейцарию 23-тысячный отряд Суворова вместо союзных войск встретил вчетверо превосходящие силы французов и был вынужден прорываться горами к Гларусу. Швейцария была союзниками потеряна.

В Голландии высаженный в августе англо-русский экспедиционный корпус действовал неудачно и в ноябре был эвакуирован. Вскоре после этого Россия вышла из коалиции.

9 ноября 1799 года вернувшийся из Египта Наполеон в ходе переворота 18 брюмера захватил власть во Франции. Наполеон лично возглавил французские войска в Италии в кампании 1800 года и в июне 1800 года в битве при Маренго одержал решительную победу над австрийскими войсками, что привело к эвакуации австрийских войск из северной Италии к западу от Тичино.

После разгрома Австрийской армии учинённого Рейнской армией Франции под руководством Моро 3 декабря 1800 года в сражении у Гогенлиндена 9 февраля 1801 года Австрия подписала Люневильский мир, зафиксировавший официальное признание Австрией независимости Батавской и Гельветической республик (Голландии и Швейцарии, соответственно), фактически подконтрольных Франции.

9 апреля 1801 года английский флот под предводительством адмирала Паркера и его заместителя вице-адмиралаНельсона разгромили датский флот в Копенгагенском сражении.

Выход Австрии из войны означал фактический распад Второй коалиции — в состоянии войны с Францией оставалась только Англия.

Поражение Наполеона в 1815 г. способствовало установлению новой системы МО, получившей название «Венская», которая просуществовала до 1870 г. (Фр./Прус. война).

Творцы новой Европы стремились установить такой порядок, который не дал бы возможности усилиться какой-то одной стране, сохранить баланс сил.

Система, созданная в Вене, должна была помочь монархам бороться с любыми национальными и революционными движениями.

В 1815 г. по инициативе императора Александра I был заключен «Священный союз», целью которого стала борьба с революциями и нарушениями любой легитимности. Однако решения Венского конгресса учитывали только интересы коронованных особ и не принимали в расчет волю и стремление народов. Все это не только не способствовало стабильности, но и порождало новые конфликты в Европе.

На данном этапе происходит площадный захват территорий, активная колониальная политика пока не приоритетна.

Примечания:

Колониализм — система господства группы промышленно-развитых стран (метрополий) над остальным миром в XVI—XX веках. Колониальная политика — это политика порабощения и эксплуатации с помощью военного, политического и экономического принуждения народов, стран и территорий преимущественно с инонациональным населением, как правило экономически менее развитых.

Цели приобретения колоний метрополиями

Экономика, торговля:

эксплуатация природных и людских ресурсов, в ряде случаев - прямой доступ к уникальным, редким ресурсам (в том числе транзиту), стремление к монополизации мировой торговли ими;

оптимизация торговых путей, рынков сбыта, ликвидация неудобных инокультурных стран-посредников;

достижение большей безопасности торговли, её более оперативная силовая поддержка;

лучшая правовая защищённость торговли путём унификации правового поля, формирование имперских правовых стандартов, единой и понятной торговой культуры;

Социальная сфера, оптимизация социального баланса:

нахождение адекватных целей для приложения усилий криминально-ориентированными пассионарными социальными слоями, снижение их "нагрузки" на общество в метрополии, порой - сбыт заключённых, обездоленных, не могущих найти себе применение, изгоев, недовольных сложившимися в обществе традициями, обычаями, предписываемой им обществом социальной ролью, вытесняемых конкуренцией;

управление колониями, колониальная администрация - хорошая школа для управленцев, а применение силы при разрешении значимых местных конфликтов - способ поддержания в должном тонусе имперских вооружённых сил. Формирование школы адекватной профессионально подкованной и опытной гражданской и военной бюрократии для нужд империи, практическая обкатка нового поколения чиновничества, обновление военной, политико-экономической, культурной элиты;

обретение бесправной по сравнению с жителями метрополии, более дешёвой или вообще бесплатной (рабство) рабочей силы, в том числе "на экспорт" в места наибольшей потребности в ней и/или её импорт в метрополию на "грязные", непрестижные, но общественно-значимые работы;

испытание новых гражданских и военных технологий, методик, тактик, ноу-хау, экспорт вредных отходов своих производств, возможность проведения рискованных военных, научных, промышленных, природных экспериментов, деятельности, результаты которой могли бы поставить под угрозу благополучие, здоровье, жизнь жителей метрополии. В ряде случаев - удобный способ сохранения подобного в тайне от общественного мнения империи и мира.

Внешняя политика, цивилизационная экспансия:

геостратегические интересы, формирование системы опорных пунктов в ключевых точках мира для достижения большей мобильности своих вооружённых сил;

контроль за передвижениями войск, флотов, торговыми путями, миграциями населения других колониальных империй, предотвращение проникновения последних в соответствующий регион, снижение их роли, мирового статуса;

соображения имперского престижа, обретение большего геополитического веса при заключении международных договоров, дальнейших решениях о судьбах мира;

цивилизационная, культурная, языковая экспансия - и посредством её упрочение авторитетности, легитимности действующей власти в метрополии, колониях и остальном мире. Превращение имперских цивилизационных стандартов в общемировые.

Признаки колоний:

политическая несамостоятельность, особый правовой статус, как правило отличающийся от статуса полноценных провинций метрополии;

географическая обособленность и, в большинстве случаев, отдалённость от метрополии;

экономическая эксплуатация природных богатств, труда аборигенов в пользу метрополии, что часто приводит к торможению экономического развития, деградации колонии;

во многих случаях - этническое, религиозное, культурное или иное подобное отличие большинства аборигенов от жителей метрополии, зачастую дающее первым основания считать себя отдельной, самостоятельной общностью.

Лишение колонии метрополией самостоятельного правового статуса:

путём навязывания неравноправных, кабальных договоров местным властям о протекторате, вассалитете, "аренде", концессии, опеке, выкупе, иных форм лишения или ограничения полноты их суверенитета на территории колонии в пользу метрополии;

путём насаждения военной силой или инспирирование прихода к власти в колонии зависимого, марионеточного режима;

путём аннексии территории, формирования метрополией своей колониальной администрации;

путём прямого управления колонией из метрополии;

иммиграция в колонию значимого числа жителей из метрополии, формирование ими органов местной власти, политико-экономической, культурной элиты.

Наличие межгосударственных договоров метрополии с третьими странами, торга о судьбе колонии.

Зачастую (особенно до последней четверти XX века) - ущемление гражданских прав аборигенов по сравнению с жителями метрополии, насаждение чуждой аборигенам культуры, религии, языка, обычаев, дискриминация местной культуры, вплоть до расовой, сословной или иной сегрегации, апартеида, сгона с земли, лишения средств к существованию, геноцида;

Во многих случаях - стремление большинства жителей колонии к изменению, улучшению своего положения.

Наличие явно выраженного и постоянного по времени сепаратизма (национально-освободительного движения) - стремления аборигенов к сецессии, обретению суверенитета для самостоятельного решения своей судьбы (независимости или воссоединению с более географически-, этнически-, религиозно- и\или культурно-адекватной страной);

Меры со стороны метрополии по насильственному подавлению такового;

Иногда - долговременные территориальные претензии на эту колонию со стороны более географически-, этнически-, религиозно- и\или культурно-адекватной страны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20665. Специфика философской мысли в эпоху средневековья 76 KB
  Этот период патристика сталкивается с внутренним противоречием которое выражено в том что стремление посредством рациональной аргументации доказать бытие Бога бессмертие души и прочих сакральных компонентов христианской догматики идёт в разрез с краеугольным положением религии о непостижимости при помощи разума божественных таинств доступных только исключительно в вере. Обсуждаются проблемы: а тринитальный вопрос о единстве и троичности Бога; б христологический вопрос о сочетание в Христе двух начал природного и божественного; в...
20666. Характерные черты эпохи Возрождения 77.5 KB
  Разум в силу своей конечности и определённости пропорцией не является истиной и не способен её постигать настоль точно чтобы утверждать о её исчерпанности. Отсутствие пропорциональности которую мы способны зафиксировать только в конечных вещах является причиной нашего незнания. Конечность нашего ума является источником диспропорции между разумом и бесконечностью в которую он включён и которую стремиться познать. На общем онтологическом уровне индивид связывает все вещи и поэтому является микрокосмом любой вещи.
20667. Учение о субстанции в философии Бенедикта Спинозы и Готфильда Лейбница 51 KB
  Таким образом для Спинозы субстанция является causa sui причиной самой себя. Движение по мнению Спинозы относится лишь к миру модусов и не является атрибутом субстанции по той причине что для его осуществления необходима внешняя причина воздействие связи которая может существовать только в природе порождаемой. По его мнению абсолютно свободен лишь Бог так как является вселенским порядком и субстанцией вбирает в себя и определяет все природные причинноследственные связи необходимость. И так как в мире вещей господствует...
20668. Английский материализм и эмпиризм 17-18 века 64.5 KB
  Согласно Гоббсу каждый из нас стремиться рассуждать о какихнибудь вещах поэтому желание философствовать это врождённое состояние человека свойственное ему от природы. Гоббс таким образом показывает прямую зависимость мышления человека от материального мира и его эмпирического восприятия. Философия природы занимается естественными телами в том числе и изучением тела человека. Данный тип философии направлена на трактовку умственных и нравственных способностей человека этика и определение обязанностей гражданина политика.
20669. Философия французского просвещения. Характерные черты эпохи Просвещения 58 KB
  Главным положением данной эпохи становится указание на первостепенное значение разума рассудка для деятельности человека что например было запечатлено в таких высказываниях как Имей мужество пользоваться своим умом или Дерзай быть мудрым Sapere ande. Вера в человеческий разум выразилась в убеждении о решающей роли естественнонаучных знаний; в стремлении освободиться от предрассудков слепой религиозности невежества неопределённых метафизических догм неподдающихся научной проверке; в пересмотре интеллектуальных ценностей...
20670. Критическая философия Иммануила Канта. Философская система Г.В.Ф. Гегеля 58 KB
  Основы метафизики которая понимается Кантом как наука о принципах чистого разума. Само чувственное познание интуитивно поскольку непосредственно общается с объектом без посредничества разума рассудка. после двенадцати лет философских исследований работы Критика чистого разума. Наиболее значимыми произведениями этого этапа становятся также Критика практического разума и Критика способности суждения.
20671. Философская антропология Л. Фейербаха 40.5 KB
  Согласно его рассуждениям следует отвергнуть гегелевский абсолютный идеализм так как он упразднил конкретного действительного человека. В основу критики идеалистического понимания проблемы отношения Бога и человека Фейербах ставит тезис о том что теология это антропология. Поэтому неприемлем так же и теизм по той причине что не Бог творит человека а человек создает идею Бога. Её истинность кроется в том что она является только формой запечатления отношения человека к собственной сущности.
20672. Философский пессимизм Артура Шопенгауэра 46 KB
  Основные работы: Мир как воля и представление 1818 г. Прежде всего Шопенгауэр считал неприемлемой и губительной для философии гегелевскую систему миропонимания и в работе Мир как воля и представление в основу своих размышлений он поставил положения учения Иммануила Канта. В произведении Мир как воля и представление Шопенгауэр отталкивается от кантовских рассуждений о вещах в себе и мире феноменов поэтому краеугольной идеей данного произведения становится утверждение мир есть мое представление. Говоря о мире как воле...
20673. Экзистенциональная философия С. Кьеркегора 47 KB
  Кьеркегора. Сёрен Кьеркегор 18131855 датский философ его творчество относят к первым этапам зарождения западного экзистенциализма. он закончил теологический факультет Копенгагенского университета Кьеркегор в первую очередь стремится в своей философии исследовать вопросы о Боге религии вере отношении личности и Бога единичного бытия человека к Всевышнему. В 40х годах 19го столетия Кьеркегор прослушал лекции Шеллинга от которого перенял неприязнь к философской системе Гегеля.