74031

Генезис идеологии индустриального общества в странах Запада: от Просвещения до либерализма

Доклад

История и СИД

Политические взгляды Руссо изложил в сочинении Об общественном договоре, в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества.

Русский

2014-12-23

56.5 KB

2 чел.

14. Генезис идеологии индустриального общества в странах Запада: от Просвещения до либерализма.

 Корнями уходит еще в Реформацию. Буржуазная этика,предъявляющ.треб-я к чел-ку. Кальвинизм, фил-я рационализма, пуританство. Первой четкой полит.доктриной стал абсолютизм (абсолютная власть монарха, ограниченная лишь настолько,чобы не превратиться в деспотизм). На смену фр. Абсолютизму приходит просвещенный абсолютизм.

Идея нравственного возрождения общества политическими методами — народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни — придала особое своеобразие французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712—1778), Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Вольтер (1634— )77S), Дени Дидро (1783—1784) и др.

Политические взгляды Руссо изложил в сочинении "Об общественном договоре", в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу вновь взять власть в свои руки для создания демократически-республиканского государства. В таком государстве каждый полноправный член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде. Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство.

Главный труд Монтескье "О духе законов" содержал идеи права и государства, а потому был актуален для многих европейских монархов. В нем Монтескье проводит мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенным условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение республиканской, применение ее на практике считает возможной при условии одинакового развития всех граждан и готовности их к роли правителей. Он не видел возможности в современных государствах для республиканской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии, в которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная — выборным народным представителям. Суд должен быть независимым от администрации.

По своим политическим взглядам Вольтер был монархистом, состоял в дружбе и переписке с многими европейскими монархами. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к злоупотреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образованны, окружены философами и руководствоваться философией, которая гарантирует справедливость и полезность их распоряжений. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, настаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожению феодальных привилегий.

Большое влияние на общество оказали и так называемые энциклопедисты — члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. "Энциклопедию наук, искусств и ремесел". Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности.«Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Философские предпосылки к абсолютизму. XVIII в. - время господства просветительской идеологии. Французские Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж..-Ж.. Руссо и английские просветители Дж. Локк и Т. Гоббс  сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Они предлагали реформы «сверху»: реф.обр-я,отмена феод.пережитков (Иосиф II в Австрии, Екат.II – в России).

Исторические предпосылки абсолютизма. Во второй половине XVIII века абсолютизм, утвердившийся в Европе и давший неограниченную власть монархам, уже клонился к упадку. В Англии смертельный удар абсолютизму был нанесен революцией (1640—1660). Там король был уже не «милостью Божией», а милостью парламента. Во Франции, где окрепшая, обладавшая развитым самосознанием буржуазия не желала довольствоваться полууступками феодальной аристократии, дело шло к кровавой развязке. В большинстве же европейских стран, где возможности абсолютизма еще не были исчерпаны, складывалась особая политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма. Во второй половине XVIII века она проводилась в Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия). 

Развитие абсолютизма в Германии имело свои особенности. В целом страна на очень долгое время сохранила состояние пол. раздробленности. В каждом княжестве устанавливается абсолютная монархия (княжеский абсолютизм).

В результате реформации Г. раскололась на католическую и протестанскую части.Княжеские города уже лишились своих привилегий и попали в полную зависимость. Княжеская власть имеет тенденцию к усилению.

30-летняя война решала прежде всего пол. задачи. Князья боролись за усиление королевской власти. Борьба закончилась победой князей, результат- большое усиление княжеской власти, стали независимыми.

В 17 в. в германских княжествах устанавливается абсолютизм. Особенности: сложился не в рамках всей империи, явился полным торжеством феодальной реакции. Суть политики просвещенного абсолютизма заключалась в стремлении правящих феодальных классов предотвратить революционные изменения путем реформ и уступок, поскольку они не затрагивают основ феодальных общественных отношений и феодального государства. Реформы должны были смягчить противоречия, вызванные разложением феодализма, проникновением буржуазных отношений, борьбой крестьянства за землю и против крепостничества. С

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» — таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д.

Всех перечисленных выше монархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во всех странах: поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельности цеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, очень осторожные шаги, направленные на модернизацию аграрных отношений.

Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

Для просвещенного абсолютизма характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.

Историческое развитие просвещенного абсолютизма. В выше перечисленных странах абсолютистское государство, не в силах воспрепятствовать развитию буржуазии, решило пойти ей на некоторые уступки. Оно лишь пыталось казаться «просвещенным», в основе своей оставаясь неизменным и по-прежнему отстаивая интересы знати. Да и буржуазия в этих странах даже в XVIII веке была заинтересована в феодально-абсолютистском государстве больше, чем оно — в буржуазии. Монархи любили говорить об «общем благе», о «всенародной пользе», порой успешно создавая иллюзию, будто служат всем подданным в равной мере.

Получилась парадоксальная вещь: идеи Просвещения, враждебные абсолютизму, были использованы для его оправдания.

В политической  истории  Запада  возникновение  либерализма  связано  с развитием капиталистического общества и  совпадает  по  времени  с  периодом буржуазных  революций  ХVIII-ХIХ  вв.  Теоретики  классического  либерализма Дж.Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.),  Ш.Л.Монтескье    (1689- 1755  гг.)    выражали    интересы  третьего  сословия,  ведущего  борьбу  с феодальной  реакцией.  Их  идеи  легли  в   основу   концепции   либеральной демократии.     Центральное место среди идей либерализма занимает  идея  индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее  право на  самостоятельное  преследование   личного   интереса.   Индивидуализм   в понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить  себя  как  носителя разума, способность  преобразовать  реальность  в  согласии  с  требованиями разума, сделать ее достойной природы человека.

   Либеральная доктрина естественных  прав  человека  на  жизнь,  свободу,собственность требовала от  общества  предоставления  личности  максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным  ограничением  такой свободы являлась свобода другого индивида.     Либеральная теория "общественного договора"  обосновывала  суверенность народа как источника власти и формирование государства  как  договора  между народом и правительством. Правительство  -  лишь  опекун  общественных прав. Если правительство  не  сумело  защитить  права  граждан,  значит,  не оправдало их доверия и,  следовательно,  не  может  больше  претендовать  на подчинение со стороны граждан. Либерализм проявился в экономике (своб.торговля), политике (созд.парламента).

Вфр привела к оформлению идеологии консерватизма. Общую краткую характеристику консерватизма можно свести к тому, что он резко отрицает идеи равенства, ратует за сохранение старого, устоявшегося: нравов, традиций, проверенных временем государственных порядков. Негативные стороны практического применения либеральной идеологии во время французской буржуазной революции, особенно якобинский террор, явились сильным катализатором для быстрого и четкого концептуального оформления консерватизма.

Впервые наиболее полно систематизировал принципы консерватизма английский философ Э. Берк. В книге «Размышление о французской революции» он подверг критике идеи и практику либерализма, в частности те принципиальные положения и ценности, что были основанием борьбы с феодализмом. Консерватизму свойственно проповедовать и стремление утверждать следующие принципы своей идеологии:

1) Нравственный абсолютизм. Консерваторы считают, что свобода не должна освобождать людей от моральных предписаний. Несовершенство человеческой природы подвергает человека на всевозможные соблазны, поэтому необходимо укреплять морально-религиозный порядок. Деятельность государственных структур должна соответствовать нравственным стандартам, но это не исключает применения силы в интересах сохранения или восстановления утраченных ценностей.

2) Прагматизм. Это значит, что нужен трезвый расчет в политике ради выгоды. В политике не обязательно иметь постоянных друзей или врагов, но постоянными должны быть только государственные (национальные) интересы. Консерваторы выступают против резкого, кардинального реформирования в обществе, тем более они категорически против всякой революции. Необходимо, чтобы реформируемая часть общества в одно и то же время была во много раз меньше той, что остается неизменной. Они также против социального равенства, так как в природе не может быть людей равных по своим физическим, умственным и моральным качествам. Вследствие этого в обществе должна быть иерархия. Управлять в обществе и государстве должна элита, т.е. особо одаренные и способные люди.

3) Традиционализм. Этот принцип означает приверженность к устоявшимся принципам и традициям, из которых должны «вырастать» и совершенствоваться конституция (основной закон) и сопутствующие ей другие законы. В них непременно должен быть отраженным результат многовекового опыта поколений народа. Преемственность поколений обязательно должна отражаться во всех сторонах жизни общества, в том числе и в государственных делах.

До второй пол.XIXв. доминирует либерализм и консерватизм, до прихода идей социализма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3442. Снижаем налоговые штрафы. Инструкция для налогоплательщика 517 KB
  Правовые основы снижения сумм налоговых санкций Нормы, регулирующие вопросы снижения штрафов, примененных налоговыми органами, находят свое закрепление в различных объективных формах, выражениях, которые объединяются общим понятием "источни...
3443. Методика аудита расчетов с персоналом по оплате труда 254 KB
  В России аудит является новым направлением внешнего контроля за хозяйственной деятельностью предприятий. С развитием рыночных отношений в действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоят...
3444. Арбитражный процесс 3.79 MB
  В учебнике на основе современных процессуально-правовых концепций освещены все основные институты арбитражного процессуального права, в том числе вопросы международного гражданского (арбитражного) процесса и третейского разбирательства. Преимущество...
3445. Характеристики электропотребителей и системы электроснабжения микрорайона 899 KB
  Характеристики электропотребителей и системы электроснабжения микрорайона. Характеристика электроприемников городских электрических сетей. По характеру электропотребления и показателям электрической нагрузки все потребители города разбиваются на следующие группы.
3446. Эргономический анализ автомобиля Ford Fusion 1.4 MB
  Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой деятельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его...
3447. Технологический процесс лесосечных работ и обработка сырья 38.04 KB
  Лесосечные работы при различных вариантах технологического процесса Технологическим процессом лесосечных работ называется совокупность приемов и способов заготовки древесного сырья на лесосеке. Технологический процесс состоит из ряда операций....
3448. Язык как система знаков особого рода 580.49 KB
  Ведение Словарь С.И. Ожегова о «языке» говорит нам следующее: Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного пони...
3449. Альбом по допускам и посадкам. Основные понятия, допуски, применение посадок, чертежи деталей 6.27 MB
  Пособие содержит справочные таблицы и альбом. В таблицах даны основные сведения (и числовые значения) по допускам и посадкам гладких соединений, допускам формы и расположения поверхностей, шероховатости и др., необходимые при проектировании...
3450. Гидравлика Лабораторный практикум 1.25 MB
  В практикуме представлены описания шестнадцати лабораторных работ по дисциплине «Гидравлика», каждая из которых включает краткую теорию, методические указания по выполнению и контрольные вопросы. Справочный материал вынесен в приложение. Словарь тер...