74033

Основные тенденции политического и социально-экономического развития стран Запада на рубеже XIX-XX

Доклад

История и СИД

Концентрация производства и капитала дошедшая до такой высокой ступени развития что она создала монополии играющие решающую роль в хозяйственной жизни; слияние банкового капитала с промышленным и создание на базе этого финансового капитала финансовой олигархии; вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение...

Русский

2014-12-23

42.5 KB

7 чел.

16. Основные тенденции политического и социально-экономического развития стран Запада на рубеже XIX-XX.

  В конце XIX в. в странах Запада идет формиров.монополист.капитализма (империализма). Ввел термин Гоббсон. Рассматривал империализм через призму политики В.И. Ленин. Империализм - монополистический капитализм, высшая и последняя стадия капитализма, канун социалистической революции. В. И. Ленин определил основные экономические признаки И.: "1) Концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни; 2) слияние банкового капитала с промышленным и создание, на базе этого „финансового капитала", финансовой олигархии; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение; 4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир, и 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами". И. есть монополистическая стадия капитализма, поскольку именно господство монополий составляет его экономическую сущность.

На рубеже 19 и 20 вв. раздел территории мира между главными империалистическими государствами был в основном закончен. Подавляющее большинство экономически слаборазвитых стран было превращено в колонии или опутано сетями экономической, финансовой и политической зависимости. Но территориальный раздел мира не был окончательным. Капитализму свойственна неравномерность развития. С течением времени соотношение сил империалистических государств меняется. Создаётся противоречие между новым соотношением сил и ранее происшедшим разделом колоний, сфер империалистического контроля, выливающееся в борьбу за передел мира, которая, соответственно природе И., принимает форму разрушительных военных конфликтов, мировых войн.

Монополистический капитализм служит базой, на которой возникает государственно-монополистический капитализм. Исходя из экономического анализа монополии, как выражения сущности И., Ленин пришёл к выводу о неизбежности перерастания монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, который является выражением процесса дальнейшего обобществления производства, обращения и распределения в интересах монополий. В государственно-монополистическом капитализме Ленин увидел такую ступень капиталистического обобществления производства, которая обеспечивает полнейшую материальную подготовку социализма.

В период И. небывало усиливается милитаризм. Только военная промышленность имеет гарантированный государственный рынок сбыта, не зависящий ни от каких нарушений процесса капиталистического воспроизводства. Военная промышленность стала отраслью, в значительной мере определяющей развитие капиталистической экономики.

Английский империализм складывался как империализм колониальный. Теряя постепенно свою промышленную гегемонию, В. продолжала сохранять морское могущество, колониальную и торговую монополию. Гигантская колониальная империя являлась обширным рынком для английских товаров и монопольным источником важнейших видов сырья. В вывозе капитала, по масштабам которого В. занимала 1-е место в мире  колонии играли важную роль. Усиленный вывоз капитала отвлекал его от промышленности метрополии и препятствовал обновлению основных средств производства. В. стала превращаться в "государство-рантье". В результате сращивания банковского капитала с промышленным складывался финансовый капитал, финансовая олигархия. Концентрация и централизация капитала были ускорены так называемой великой депрессией - затяжным экономическим кризисом и депрессией (начало 70-х - начало 90-х гг.). С середине 80-х гг. и особенно в 90-х гг. в В. начали появляться монополии. Наиболее быстро создание монополий происходило в банковском деле. Небольшая группа банков стала контролировать всю экономическую жизнь страны. в В., стране свободной торговли, монополии образовались позднее, чем в США и Германии.

В последней трети 19 в. продолжался стремительный рост рабочего класса . В 70-е гг. рабочее движение в целом характеризовалось сравнительной политической пассивностью. Усиливалось влияние численно возросшей рабочей аристократии и реформистских тред-юнионистских лидеров. В политическом отношении английский рабочий класс становился "... придатком "великой либеральной партии", то есть партии своих собственных поработителей, капиталистов" В 80-е гг., когда стали сказываться последствия утраты В. промышленной монополии, в условиях затяжного экономического кризиса рабочее движение стало приобретать боевой характер. Происходили многочисленные демонстрации и митинги. Попытка правительства запретить митинги на площади Трафальгар-сквер в Лондоне привела к столкновению рабочих с полицией ("кровавое воскресенье" 13 ноября 1887). В борьбу начали вступать широкие слои неквалифицированных рабочих. Эти стачки, окончившиеся победой рабочих (установление 8-часового рабочего дня в газовой промышленности и фиксированной заработной платы у докеров), привели к созданию так называемых новых тред-юнионов. Рост рабочего движения привёл к усилению социалистической пропаганды. В 1884 в результате преобразования существовавшей с 1881 Демократической федерации была создана Социал-демократическая федерация, выдвинувшая на первый план пропаганду социалистических идей.

Германский империализм принято называть «юнкерско-буржуазным» и «военно-государственным». Юнкерско-буржуазный потому, что в Германии сильные позиции занимали помещики-юнкера. Они сохранили господствующее положение в сельском хозяйстве, активно участвовали в промышленной и банковской сфере, в их руках оставалась армия.Как традиционные военные, они были заинтересованы в милитаризации, росте военных ассигнований, военных приготовлениях.

Германский империализм принято называть также военно-государственным, потому что здесь государство в военно-политических целях усиленно вмешивалось в хозяйственную жизнь. Оно не только давало военные заказы промышленникам, но и занималось организацией промышленных предприятий, ставило перед промышленниками конкретные задачи. Короче говоря, в Германии раньше, чем в других странах, начинается государственное регулирование промышленности.

Промышленное производство Германии за период с 1870 по 1913 гг. развивалось опережающими темпами, германская промышленность обогнала английскую и французскую и к началу века вышла на первое место в Европе и на второе в мире.

При этом впереди шла тяжелая промышленность. На первое место в мире вышли германская металлургия и германская химическая промышленность. Первое место в мире занимала германская электротехническая промышленность. Германия производила половину электротехнических товаров мира, и отсюда в другие страны вывозились динамо-машины, трамваи, электролампы.

Как и в других странах, монополизация сделала наибольшие успехи в новых отраслях промышленности. В электротехнической промышленности возникли корпорации, сохранившиеся до настоящего времени общество «Сименс». Первой известной социалистической партией была Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), созданная в 1869 под руководством В.Либкнехта и А.Бебеля. В 1885 в партию вошел Всеобщий германский рабочий союз под руководством Ф.Лассаля.

Переход к империализму во Франции выразился в ос­новном монополизацией не промышленной, а банковской деятельности. Процесс концентрации французской про­мышленности происходил существенно медленнее, чем в США, Германии и Англии. В конце XIX—начале XX в. Возникли монополии в металлургии, угольной, машино­строительной и остальных отраслях индустрии. В то же время по темпам концентрации и централизации банков Франция обгоняла остальные страны. В 1905 несколько самостоятельных французских социалистических партий и организаций слились в объединенную Французскую социалистическую партию. Партия пользовалась значительным влиянием до 1914, когда произошло убийство Ж.Жореса (1859-1914).

После революций 1848—49 промышленный переворот, начавшийся в Англии в 60-х годах 18 века, во Франции в конце 18 века, в США во 2-м десятилетии 19 века, распространился в полном объёме на такие страны, как Германия и Австрия. Росла численность пролетариата, концентрировавшегося в крупнейших промышленных центрах. За экономическим кризисом 1857 последовала активизация экономических и политических выступлений рабочего класса, сменившая период временного послереволюционного упадка; забастовка лондонских строителей в 1859, поддержанная рабочими Франции, Швейцарии и некоторых других стран; выступление английских и французских рабочих против вмешательства Великобритании в Гражданскую войну в США (1861—65), а также в защиту национально-освободительной борьбы польского народа. Однако рабочий класс не имел своего революционного центра, организующего и объединяющего рабочих, распространяющего среди них теорию научного коммунизма. Таким центром стал под руководством Маркса и Энгельса основанный в 1864 Интернационал 1-й (Международное товарищество рабочих), который поддерживал не только выступления рабочих и их профессиональные объединения (первые профессиональные союзы возникли в Великобритании, Франции, США в конце 18 века), но и все крупнейшие прогрессивные демократические движения (например, борьбу за расширение избирательных прав в Великобритании, национально-освободительные движения в Ирландии и Польше), неустанно вёл борьбу против разжигавшихся эксплуататорскими классами грабительских войн, против гонки вооружений, выступая в то же время за справедливые национально-освободительные войны и вооружённую борьбу против строя, основанного на эксплуатации человека человеком.

Образование национальных рабочих марксистских партий поставило на очередь задачу создания нового объединяющего центра Международное рабочее движение. Таким центром явился Интернационал 2-й, который был основан в 1889 при активном участии Ф. Энгельса на базе национальных социалистических партий. 2-й Интернационал проделал исторически необходимую работу, содействовавшую росту организованности пролетарских масс, распространению среди них идей научного коммунизма и пролетарского интернационализма (одним из замечательных проявлений пролетарского интернационализма стало ежегодное, с 1890, празднование дня Первое Мая).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54023. I need a book. At the library 101.5 KB
  Teacher: Right you are. A book is a main source of knowledge. It is impossible to imagine our life without books. They play an important role in educating, upbringing and help us to get useful information. Where can we get books?
54024. Life of a Society. Inventors and Inventions 52.5 KB
  First I intended to use canvas to make tents and wagon coverings. But miners complained that their ordinary trousers wore out too quickly. So, I thought and thought and …
54025. Я вибираю життя без шкідливих звичок. Розвиток усного мовлення з теми 81.5 KB
  In 1870 the British Government adopted a law: every packet of cigarette must have a health warning on it. Now we have such a law in Ukraine. But very often a great number of modern advertisements show us beautiful girls or boys who smoke. And many teenagers want to imitate them. There are some rules, which don’t allow people to smoke in public places, such as cinemas, theatres, public transport etc.
54026. Ліквідація Української козацької держави 52.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з подіями що передували процесу ліквідації Української козацької держави; розвивати навички роботи з історичною картою; вміння визначати причиннонаслідкові звязки подій; Виховувати в учнів почуття патріотизму інтересу і поваги до історичного минулого своєї держави. Після цього уроку учні зможуть: розкривати зміст термінів Малоросія наказний гетьман кріпацтво; називати прізвища видатних осіб цього часу; показувати на карті підручника територію Гетьманщини Запорозької Січі; розповідати про...
54027. Цікава лінгвістика 31.5 KB
  Другорядні члени речення. Напишіть власний твір про однорідні члени речення уявивши велику світлу споруду в якій дружно живе сімя однорідних членів речення суворо дотримуючись законів співжиття як люди у суспільстві. Другорядні члени речення Плин життя завжди вимагає змін. Ой варто було б побачити що сталося із другорядними членами речення.
54028. Цікаві завдання з української мови для учнів шостого класу 401.5 KB
  Цікаві завдання що включені до розповіді про подорож у пошуках скарбів різноманітні ігрові ситуації допоможуть дітям легше засвоїти граматичні категорії що стосуються зазначених тем. Вступ Призначення цієї книги - сприяти засвоєнню тем Іменник та Прикметник зокрема завдання побудовано таким чином щоб сформувати уміння визначати граматичні категорії слів зазначених частин мови розвивати словниковий запас учня. Завдання побудовано в ігровій формі їх можна виконувати як поодинці так і удвох з товаришем тоді мандрівку сторінками...
54029. Урочиста лінійка присвячена врученню свідотства про базову середню освіту в 9 класі 53 KB
  Хай здійсняться всі ваші бажання Ми ласкаво запрошуєм вас Список учнів ведуча зачитує список виходять діти встають на райдугу СПИСОК УЧНІВ 9 КЛАСУ 1. Класний керівник 9 класу 2. Право підняти державний прапор України надається учням 9 класу та Звучить гімн України. Довгополому надається учням 9 класу та Ведуча.
54030. Розробка уроку з музичного мистецтва для 7 класу 183 KB
  Добрим будь щедрим будь І з мистецтвом в добрий путь Мотивація навчальної діяльності Учитель. Учитель звертає увагу на карту України на якій нотами позначені місця повязані з темою уроку Полтава Львів Запоріжжя Київ карта України. Учитель. Як ви вважаєте які риси характеру Наталки передає її пісня учні за допомогою вчителя дають характеристику образу Наталки одночасно заповнюючи першу графу таблиці Характеристика образу Наталки Полтавки Герой Характеристика образу Музична характеристика героя Наталка Полтавка Проста...
54031. Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и в жизни человека 2.3 MB
  Тимирязев назвал лишайники растением-сфинксом И в конце урока у нас должен получиться опорный конспект который поможет вам лучше подготовить домашнее задание и усвоить материал. Объяснение домашнего задания прочитать 58 ответить на вопросы к 58 выучить понятия подготовиться к ТО составить кроссворды ребусы по теме Почему лишайники являются пионерами растительности Изучение нового материала 1. Прочитайте 58...