74044

Общая характеристика цивилизаций древнего Востока

Доклад

История и СИД

Деспотия форма государственного устройства и правления при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина форма выживания речных цивилизаций. При этом носитель светской власти считался важнее представителей власти духовной. Объединение всей страны под началом единого царя фараона равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество сыграло свою...

Русский

2014-12-23

59 KB

15 чел.

2. Общая характеристика цивилизаций древнего Востока.

Проц.развития ист-фии Др.Востока прошел неск.этапов, особенности которых определяются общим уровнем мировой ист.науки и обществ.мысли, объемом имеющихся источ-в и сост-ем источниковед-я, наличием исследоват.кадров.

Первый этап древневосточной историографии охватывает время от начала до 80-х гг.XIXв.и хар-зуется 1ми шагами др.вост.ист-фии, 1ми подходами к изучению древневост.обществ. Для истории Древней Индии он связан с деятельностью У. Джонса и Ф. Боппа, кот.сделали перевод на европ.языки многих памятников ведийской литературы.

Первый период стал временем накопления фактического материала, благодаря которому начали вырисовываться контуры блестящих древневосточных цивилизаций и прежде всего древнеегипетской, древневавилонской (и ассирийской) и древнеиндийской.

Второй этап в науке с 80х гг.XIX в.до начала Первой мировой войны - один из самых плодотворных в формир-ии древневост.ист-фии. Он хар-зовался огромным интересом европ.гос-в к изучению древневост.истории, т.к.именно в это время произошло формир-е осн.колониальных империй-Брит.,Фр.и Герм. Появилась плеяда ученых в области древневост.ист-фии: Эд. Мейер «История Древнего Востока», Ф. Питри «История Египта с древнейших времен», Б.А. Тураев, Г. Винклер, де Морган, Л. Вулли, Дж. Маршалл, В. Смит «Ранняя история Индии», Г. Масперо «История народов классического Востока» и др. В этот период получили развитие новые, более зрелые методы исследования, были установлены, прочитаны и научно прокомментированы практ.все известные к тому времени тексты. Др.особ-тью древневост.ист-фии этого периода стало внедрение > совершенной методики археолог. обследования на обширных площадях, обработки и хранения добытого материала.

Третий этап древневосточной историографии— с к.10х и до к.30х гг.XX в. Произошел раскол историографич.потока на неск.разл.направлений, где исслед-е древнейш.стран велось с разных позиций: традиционное, продолжавшее лучшие традиции предшествующей историографии; марксистское, формирующееся в СССР; расистское, на позициях которого стояли многие германские и итальянские ученые.

Четвертый этап-ВМВ. Главные особ-ти: отказ от односторонности в подходе к историч.процессу разных стран, интерес мировой науки к влияющим на этот процесс факторам (соц.-эк.отнош-я, наряду с полит.отнош-ми, сферой культуры и религии), повыш.интерес к доисторическим корням древневосточных цивилизаций, вызванный крупными археологическими открытиями в Малой Азии.

Пятый этап, утвердил положение о глубоком своеобразии древневосточного общества и древневосточной цивилизации по сравнению с античностью.

отказ от теории цивилизаций Арн. Тойнби.

В совр.ист-фии Др.Востока получают все > признание гуманистич.и либерал. тенденции в подходе к древневост.цивил-ии, восприятие ее не как абстрактного и нейтрального по отношению к последующему историческому процессу явления, а как одной из важных основ современной мировой цивилизации в целом.

I. Древний Восток – совокупность первичных цивилизаций Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Дискуссия: относить ли доколумбовские цивилизации и крито-микенскую цив-ю к цив-м Древнего Востока.

Несмотря на географический ареал, цив. Др.В. делятся на 3 региона:

- речные

- горные

- прибрежные (вост.средиземноморье)

Для речных свойственна деспотия и четкое устройство власти. Для горных – рыхлая структура. Конечно, есть исключения.

II. Основные черты цивилизаций древнего Востока.

1. Политические системы.

- деспотия (форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина) форма выживания речных цивилизаций.

Специфика древневосточного государства - оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страныпоявление многочисл.администр-ии, организов. по бюрократич. принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. Государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Феномен власть-собственность. Этот феномен отличает деспотию от других форм.

2. Социальные структуры. (хар-ка соц.устройства)

Для соц.структур свойственно:

- жесткая соц.иерархия.

- неравенство соц.групп. Соц-ая принадлежность является формой соц. Поведения, поведение зависит от его соц. принадлежность и находится под защитой соц. Норм.

3. Экономика.

Главным фактором экономики является государство. Большинство людей свободны, но их эконом-я свобода ограничена государством (способ изъятия прибавочного продукта), не гарантирует экономического развития. Хозяйственная жизнь стабильна, но нет экономич. Развития, т.е. ценность не в эволюции, а в традициях. Рабство.

4. Менталитет.

Устойчивые типы социального поведения: конформизм и коллективизм.

Особенности религиозного мировоззрение: политеизм; меркантильность отношений; религиозные воззрения редко являются источником этики; широкая духовная свобода человека.

История др. В. начинается на рубеже 5-4 тыс. до н.э., когда возникают первые очаги цив. В долинах Евфрата и Нила.

Для истории др.В. не существует общей периодизации (термин др.В. европейский)

Границы между древностью и средневековьем нет вообще для цив. Индии, Китая и Японии.

1м крупным рубежом в истории др.Ближнего Востока является бронзовый коллапс, кризис всех цивилизация бронзового века в к.2 тыс.до н.э.

Почти одновременно цив. Бронзового века пришли в упадок. Попытки объяснить безуспешны:

- появились технические сооружения ( у варваров новое оружие)

- миграция народов

-системный кризис (исчерпал свой потенциал)

2м рубежом являются походы Алекса Македонского.

А теперь необходимо охарактеризовать одну из цивилизаций др.В.

Древний Египет:

1. государственная собственность на средства производства, частнообщинный сектор существует, но придавлен государством.

2. рыночные отношения не развиты, обмен носит натуральный характер, принуд. Форма труда, экономика малопродуктивна.

3. гос-во-организатор произ-ва, разрастается и приобретает власть: внутригос. эксплуатация, тотал.учет всех земель (документы), рабочей силы (люди в специальных списках определяют место работы), смена места работы или жительства невозможна.

4. господств.класс-госслужащие, администрация, военные, хозуправление, идеологические ведомства – часто вокруг фараонов люди незнатного происхождения.

5. важная роль идеология, она консервативна, подавление всех новых ростков, слабое развитие критики.

Привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа, особенно в связи с замкнутостью Египта, столь отличного в этом плане от открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.

В центре жизни египтян – храмы, где отправлялся культ предков, пирамиды и расположенные рядом с ними заупокойные храмы.

    Египетское общество характеризуется следующими тремя признаками:  сосредоточение духовного руководства общества, политической и экономической власть. При этом носитель светской власти считался важнее представителей власти духовной. Царь был важнее любого жреца по той причине, что он с самого начала отождествлялся в той или иной форме с одним из богов, хотя богом объявил себя гораздо позже.

     Объединение всей страны под началом единого царя, фараона, равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процесса институционализации власти, становления эффективной централизованной адмиистрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархическо-бюрократический аппарат. Фараоны были всевластными и обожеств¬ленными правителями огромного, хотя политически еще не очень устойчивого государства – государства раннего по типу и уникального по характеру связей в нем.

Древнеегипетское государство представляется как единый и до предела жесткий хозяйственный организм, в рамках которого садоводческий и скотоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом, а также повсеместно поддерживался заданный регулярными разливами Нила водный режим с ежегодным щедрым удобрением почвы илом.

     В Древнем Египте существовала развитая и всеохватывающая система администрации, которая по сути дела заполонила собой все сферы жизни. В ней четко выделяются три уровня: центральный, региональный и местный. На местном уровне представителями власти были писцы, управляющие и уполномоченные царско-храмовых либо вельможно-сановнических хозяйств, а также, возможно, главы поселений, отвечавшие за уплату ренты-налога. На региональном уровне функции власти исполняли храмовые жрецы, правители номов (номархи), сановные вельможи и чиновники средних рангов. Они собирали ренту-налог, отвечали за нормальное функционирование храмовых хозяйств, включая зернохранилища, склады готовой продукции и инвентаря, мастерские, архивы и т.п. В их же функции входила организация общественных работ на местах, особенно в сфере водного хозяйства и строительства. Наконец, высший уровень власти – центральный – являл собой разветвленную и специализированную систему управления. Во главе ее стоял чати. Чати держал в своих руках все рычаги администрации и лично возглавлял судебное ведомство, протокольное (архивы, документация и т.п.), государственную сокровищницу, отве¬чал за деятельность централизованных хранилищ и мастерских, за организацию крупных строительных проектов, включая возведение пирамид, наконец, за деятельность региональной и местной админи¬страции.

    Специфика древнеегипетской структуры сводилась к тотальной поглощенности населения государством, функции редистрибуции которого оказались поэтому необычайно емкими: едва ли не все произведенное обществом распределялось централизованно, по строгим нормам и четким принципам. Столь полное, явное и практи¬чески абсолютное господство государства и венчающего его божест¬венного правителя-фараона было даже на Востоке беспрецедентным. Символом его – явно неслучайным – были гигантские пирамиды, подчеркивавшие как величие связующего единства, так и ничтожность поглощенного властью почти без остатка простого труженика, лишен¬ного общинных форм существования, гарантировавших некоторые его пра¬ва.

   На рубеже IV-III тыс. до Р.Х. Египет представлял собой единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем – фараоном. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель выс¬шей божественной силы.

      Более высокая степень централизации древнеегипет¬ского государства способствовала усилению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших при этом какому-либо из могущест¬венных местных богов. Богам этим приносились обильные жертвы. В их честь строили пышные храмы, а наиболее извест¬ные из них, как бог солнца Ра (Амон-Ра), провозгла¬шались отцами правителя. Совмещая функции админи¬страторов и служителей храмов, древнеегипетские жре¬цы сосредоточили в своих руках практически все руко¬водство страной как в сфере экономики и политики, так и в области духовной культуры, будь то грамот¬ность, знание, образование или иные отрасли культур¬ной традиции. Монарх обычно претендует на духовное руководство и на власть над жрецами. В этом ярчайшая особенность египетского общества. В Египте Раннего царства если живой царь еще и не был полностью богом, то уж его покойный отец был таковым наверняка.

На нужды культа и ритуала тратились огромные средства, примером чему может служить сооружение колоссальных пирамид для погребения обожествлен¬ных правителей. Пирамиды – символ древнего Египта, символ степени обожествления его фараонов, символ огромной власти администрации центра, символ веры.

Главный храм – храм фараона и его пирамиды. Затем заупо¬койные храмы при пирамидах, а храмы богов – маленькие, вне сравнения с пирамидами, и меньше заупокойных храмов. Пирами¬ды – главные храмы государства; основное общение с богами про¬исходит только здесь.

     Согласно верованиям древних егип¬тян, после смерти человека его души (их было несколько) вели себя по-разному: «ба» возносилась на небо, к солнцу (это в пер¬вую очередь имело отношение к фараону), а «ка» оста¬валась с телом, причем от степени сохранности ее и тела зависели как благополучие умершего в загробном мире, так и потенциальная возможность реинкарнации, т. е. возрождения в той или иной форме. Именно по¬этому тело фараона так тщательно бальзамировали, приготовляя из него мумию, а для его души «ка» в гроб¬нице создавали поистине царские условия – достаточ¬ное представление о них дают раскопки гробницы Тутанхамона.

У египтян сложились различные мифы о сотворении мира, создании богами людей из глины. Главным был миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде, символизирующим идею плодородия, весеннего возрождения природы. В более поздних мифах Осирис приобрел также и функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги покойников.

    В Египте  господствовал политеизм (множество богов), причем выдвинувшийся на первое место в эпоху Нового царства главный из них, Амон-Ра, отнюдь не вытеснил остальных. Но именно в Египте с его наибольшей централизацией политической власти идея монотеизма возникла раньше всего. Первым, кто попытался осуществить ее, был фараон Аменхотеп IV, живший в XIV в. до Р.Х. Вступив на престол в момент острого политического кризиса, он попытался было опереться в борьбе с фиванскими жре¬цами Амона на жрецов других храмов. Не добившись успеха, Аменхотеп решился на резкий переворот: он отменил культы Амона, Пта и других влиятельных еги¬петских богов и учредил новый всеобщий и обязатель¬ный для всех культ единого бога Атона – бога солнца, солнечного диска. Фараон изменил свое имя на Эхнатон (угодный Атону) и построил новую столицу – Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя но¬вого бога. Однако реформа не имела последствий: вско¬ре после смерти Эхнатона старые боги и культы были восстановлены, а затем и имя фараона-еретика было предано проклятию.

Религиозные системы древнейших очагов цивилизации – Месопотамии и Египта, развивавшиеся на протяжении тысячелетий, в целом достигли весьма высокого уровня и сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

Культура. Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Основные правила для скульптуры: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Рельефы царских и городских храмов помимо обеспечения посмертного благополучия имели еще и задачу прославления фараона, увековечения его деяний и в связи с этим отображения конкретных событий данного царства. Древние египтяне знали два вида рельефа: выпуклый и врезанный, углубленный внутри контура. Все фигуры и фон обычно раскрашивались, так что стены превращались в ковры цветных изображений. Все изображаемые люди и предметы мыслились живущими и требовали телесной полноты.

Литература. Не содержит крупных произведений письменности. Есть мелкие писания: сказки, мифы, циклы мифические (миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде – содержит некоторые знания о воскресении). Религиозные тексты (книга мертвых): участь души после смерти. Дошла в большом количестве экземпляров. Почти нет сведений об аде. Уверены были в том, что их ждет только радость и веселье.

Наука. Создавали научные трактаты (внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь, столь совершенный, что мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас).

Уже в Древнем царстве (не без связи с практикой мумификации) накопилось много знаний в области анатомии и медицины. Позже засвидетельствованы практические руководства для врачей, в которых, правда, часто наука переплетается с магией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12729. Создание массивов элементов управления в Visual Basic 60.5 KB
  Лабораторная работа № 3_1 Тема: Создание массивов элементов управления. Цель занятия: Изучить способы создания массивов элементов управления и их использования для вывода информации. Задание: Найти значения функции на заданном отрезке согласно варианту...
12730. Работа с массивами элементов управления в Visual Basic 32.5 KB
  Лабораторная работа № 3_2 Тема: Работа с массивами элементов управления. Цель занятия: Продолжить изучение работы с массивами элементов управления. Задание: На созданной форме из Лабораторной работы №3 1 создать командную кнопку CommandButton. Свойству Caption эт
12731. Что такое HTML 2.61 MB
  Что такое HTML Всемирная паутина World Wide Web WWW соткана из Webстраниц которые создаются с помощью так называемого языка разметки гипертекста HTML Hyper Text Markup Langage. HTML не является языком программирования это язык разметки документа. Разметка служит для указания формы предста
12732. Кэш или сверхоперативная память 30 KB
  Кэш или сверхоперативная память очень быстрое ЗУ небольшого объёма которое используется при обмене данными между микропроцессором и оперативной памятью для компенсации разницы в скорости обработки информации процессором и несколько менее быстродействующей операти
12733. Работа с большими документами в Microsoft Office Word 2007 223 KB
  Лабораторная работаТема: Работа с большими документами в Microsoft Office Word 2007 Цель работы: Научиться работать со стилями текста колонтитулами создавать оглавление и указатель оформлять документ используя макросы. Задание: В свою папку скопируйте файл Основы HTML. ...
12734. Выполнение расчетов в Microsoft Office Excel 2007 83 KB
  Лабораторная работаТема: Выполнение расчетов в Microsoft Office Excel 2007 Цель работы: Научиться создавать расчетные таблицы и выполнять расчеты в Microsoft Office Excel 2007. Упражнение 1. Построение расчетной таблицы простейшие вычисления Откройте Microsoft Excel. На Листе 1 создайт
12735. Работа со стандартными функциями в Microsoft Office Excel 2007 125.5 KB
  Лабораторная работа Тема: Работа со стандартными функциями в Microsoft Office Excel 2007 Цель работы: Научиться работать со стандартными функциями СЧЁТЕСЛИ СУММЕСЛИ ЕСЛИ в Microsoft Office Excel 2007. Задание: В MS Office Excel 2007 создайте расчетную таблицу. Выполните расчеты используя станд
12736. Разработка реляционной базы данных 603.98 KB
  Лабораторная работа №5 Тема: Разработка реляционной базы данных Цели работы: Изучить возможности СУБД Microsoft Access 2007. Научиться создавать многотабличную реляционную базу данных обеспечивающую хранение различных видов данных. Разрабатывать интерфейс пользователя баз
12737. Подготовка презентации в Microsoft PowerPoint 3.8 MB
  Лабораторная работа Тема: Подготовка презентации в Microsoft PowerPoint Цель работы: Научиться разрабатывать мультимедийную презентацию содержащую различные виды представления информации навигацию по представленному материалу а также анимацию отдельных объектов и пере