74044

Общая характеристика цивилизаций древнего Востока

Доклад

История и СИД

Деспотия форма государственного устройства и правления при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина форма выживания речных цивилизаций. При этом носитель светской власти считался важнее представителей власти духовной. Объединение всей страны под началом единого царя фараона равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество сыграло свою...

Русский

2014-12-23

59 KB

16 чел.

2. Общая характеристика цивилизаций древнего Востока.

Проц.развития ист-фии Др.Востока прошел неск.этапов, особенности которых определяются общим уровнем мировой ист.науки и обществ.мысли, объемом имеющихся источ-в и сост-ем источниковед-я, наличием исследоват.кадров.

Первый этап древневосточной историографии охватывает время от начала до 80-х гг.XIXв.и хар-зуется 1ми шагами др.вост.ист-фии, 1ми подходами к изучению древневост.обществ. Для истории Древней Индии он связан с деятельностью У. Джонса и Ф. Боппа, кот.сделали перевод на европ.языки многих памятников ведийской литературы.

Первый период стал временем накопления фактического материала, благодаря которому начали вырисовываться контуры блестящих древневосточных цивилизаций и прежде всего древнеегипетской, древневавилонской (и ассирийской) и древнеиндийской.

Второй этап в науке с 80х гг.XIX в.до начала Первой мировой войны - один из самых плодотворных в формир-ии древневост.ист-фии. Он хар-зовался огромным интересом европ.гос-в к изучению древневост.истории, т.к.именно в это время произошло формир-е осн.колониальных империй-Брит.,Фр.и Герм. Появилась плеяда ученых в области древневост.ист-фии: Эд. Мейер «История Древнего Востока», Ф. Питри «История Египта с древнейших времен», Б.А. Тураев, Г. Винклер, де Морган, Л. Вулли, Дж. Маршалл, В. Смит «Ранняя история Индии», Г. Масперо «История народов классического Востока» и др. В этот период получили развитие новые, более зрелые методы исследования, были установлены, прочитаны и научно прокомментированы практ.все известные к тому времени тексты. Др.особ-тью древневост.ист-фии этого периода стало внедрение > совершенной методики археолог. обследования на обширных площадях, обработки и хранения добытого материала.

Третий этап древневосточной историографии— с к.10х и до к.30х гг.XX в. Произошел раскол историографич.потока на неск.разл.направлений, где исслед-е древнейш.стран велось с разных позиций: традиционное, продолжавшее лучшие традиции предшествующей историографии; марксистское, формирующееся в СССР; расистское, на позициях которого стояли многие германские и итальянские ученые.

Четвертый этап-ВМВ. Главные особ-ти: отказ от односторонности в подходе к историч.процессу разных стран, интерес мировой науки к влияющим на этот процесс факторам (соц.-эк.отнош-я, наряду с полит.отнош-ми, сферой культуры и религии), повыш.интерес к доисторическим корням древневосточных цивилизаций, вызванный крупными археологическими открытиями в Малой Азии.

Пятый этап, утвердил положение о глубоком своеобразии древневосточного общества и древневосточной цивилизации по сравнению с античностью.

отказ от теории цивилизаций Арн. Тойнби.

В совр.ист-фии Др.Востока получают все > признание гуманистич.и либерал. тенденции в подходе к древневост.цивил-ии, восприятие ее не как абстрактного и нейтрального по отношению к последующему историческому процессу явления, а как одной из важных основ современной мировой цивилизации в целом.

I. Древний Восток – совокупность первичных цивилизаций Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Дискуссия: относить ли доколумбовские цивилизации и крито-микенскую цив-ю к цив-м Древнего Востока.

Несмотря на географический ареал, цив. Др.В. делятся на 3 региона:

- речные

- горные

- прибрежные (вост.средиземноморье)

Для речных свойственна деспотия и четкое устройство власти. Для горных – рыхлая структура. Конечно, есть исключения.

II. Основные черты цивилизаций древнего Востока.

1. Политические системы.

- деспотия (форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина) форма выживания речных цивилизаций.

Специфика древневосточного государства - оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страныпоявление многочисл.администр-ии, организов. по бюрократич. принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. Государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Феномен власть-собственность. Этот феномен отличает деспотию от других форм.

2. Социальные структуры. (хар-ка соц.устройства)

Для соц.структур свойственно:

- жесткая соц.иерархия.

- неравенство соц.групп. Соц-ая принадлежность является формой соц. Поведения, поведение зависит от его соц. принадлежность и находится под защитой соц. Норм.

3. Экономика.

Главным фактором экономики является государство. Большинство людей свободны, но их эконом-я свобода ограничена государством (способ изъятия прибавочного продукта), не гарантирует экономического развития. Хозяйственная жизнь стабильна, но нет экономич. Развития, т.е. ценность не в эволюции, а в традициях. Рабство.

4. Менталитет.

Устойчивые типы социального поведения: конформизм и коллективизм.

Особенности религиозного мировоззрение: политеизм; меркантильность отношений; религиозные воззрения редко являются источником этики; широкая духовная свобода человека.

История др. В. начинается на рубеже 5-4 тыс. до н.э., когда возникают первые очаги цив. В долинах Евфрата и Нила.

Для истории др.В. не существует общей периодизации (термин др.В. европейский)

Границы между древностью и средневековьем нет вообще для цив. Индии, Китая и Японии.

1м крупным рубежом в истории др.Ближнего Востока является бронзовый коллапс, кризис всех цивилизация бронзового века в к.2 тыс.до н.э.

Почти одновременно цив. Бронзового века пришли в упадок. Попытки объяснить безуспешны:

- появились технические сооружения ( у варваров новое оружие)

- миграция народов

-системный кризис (исчерпал свой потенциал)

2м рубежом являются походы Алекса Македонского.

А теперь необходимо охарактеризовать одну из цивилизаций др.В.

Древний Египет:

1. государственная собственность на средства производства, частнообщинный сектор существует, но придавлен государством.

2. рыночные отношения не развиты, обмен носит натуральный характер, принуд. Форма труда, экономика малопродуктивна.

3. гос-во-организатор произ-ва, разрастается и приобретает власть: внутригос. эксплуатация, тотал.учет всех земель (документы), рабочей силы (люди в специальных списках определяют место работы), смена места работы или жительства невозможна.

4. господств.класс-госслужащие, администрация, военные, хозуправление, идеологические ведомства – часто вокруг фараонов люди незнатного происхождения.

5. важная роль идеология, она консервативна, подавление всех новых ростков, слабое развитие критики.

Привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа, особенно в связи с замкнутостью Египта, столь отличного в этом плане от открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.

В центре жизни египтян – храмы, где отправлялся культ предков, пирамиды и расположенные рядом с ними заупокойные храмы.

    Египетское общество характеризуется следующими тремя признаками:  сосредоточение духовного руководства общества, политической и экономической власть. При этом носитель светской власти считался важнее представителей власти духовной. Царь был важнее любого жреца по той причине, что он с самого начала отождествлялся в той или иной форме с одним из богов, хотя богом объявил себя гораздо позже.

     Объединение всей страны под началом единого царя, фараона, равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процесса институционализации власти, становления эффективной централизованной адмиистрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархическо-бюрократический аппарат. Фараоны были всевластными и обожеств¬ленными правителями огромного, хотя политически еще не очень устойчивого государства – государства раннего по типу и уникального по характеру связей в нем.

Древнеегипетское государство представляется как единый и до предела жесткий хозяйственный организм, в рамках которого садоводческий и скотоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом, а также повсеместно поддерживался заданный регулярными разливами Нила водный режим с ежегодным щедрым удобрением почвы илом.

     В Древнем Египте существовала развитая и всеохватывающая система администрации, которая по сути дела заполонила собой все сферы жизни. В ней четко выделяются три уровня: центральный, региональный и местный. На местном уровне представителями власти были писцы, управляющие и уполномоченные царско-храмовых либо вельможно-сановнических хозяйств, а также, возможно, главы поселений, отвечавшие за уплату ренты-налога. На региональном уровне функции власти исполняли храмовые жрецы, правители номов (номархи), сановные вельможи и чиновники средних рангов. Они собирали ренту-налог, отвечали за нормальное функционирование храмовых хозяйств, включая зернохранилища, склады готовой продукции и инвентаря, мастерские, архивы и т.п. В их же функции входила организация общественных работ на местах, особенно в сфере водного хозяйства и строительства. Наконец, высший уровень власти – центральный – являл собой разветвленную и специализированную систему управления. Во главе ее стоял чати. Чати держал в своих руках все рычаги администрации и лично возглавлял судебное ведомство, протокольное (архивы, документация и т.п.), государственную сокровищницу, отве¬чал за деятельность централизованных хранилищ и мастерских, за организацию крупных строительных проектов, включая возведение пирамид, наконец, за деятельность региональной и местной админи¬страции.

    Специфика древнеегипетской структуры сводилась к тотальной поглощенности населения государством, функции редистрибуции которого оказались поэтому необычайно емкими: едва ли не все произведенное обществом распределялось централизованно, по строгим нормам и четким принципам. Столь полное, явное и практи¬чески абсолютное господство государства и венчающего его божест¬венного правителя-фараона было даже на Востоке беспрецедентным. Символом его – явно неслучайным – были гигантские пирамиды, подчеркивавшие как величие связующего единства, так и ничтожность поглощенного властью почти без остатка простого труженика, лишен¬ного общинных форм существования, гарантировавших некоторые его пра¬ва.

   На рубеже IV-III тыс. до Р.Х. Египет представлял собой единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем – фараоном. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель выс¬шей божественной силы.

      Более высокая степень централизации древнеегипет¬ского государства способствовала усилению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших при этом какому-либо из могущест¬венных местных богов. Богам этим приносились обильные жертвы. В их честь строили пышные храмы, а наиболее извест¬ные из них, как бог солнца Ра (Амон-Ра), провозгла¬шались отцами правителя. Совмещая функции админи¬страторов и служителей храмов, древнеегипетские жре¬цы сосредоточили в своих руках практически все руко¬водство страной как в сфере экономики и политики, так и в области духовной культуры, будь то грамот¬ность, знание, образование или иные отрасли культур¬ной традиции. Монарх обычно претендует на духовное руководство и на власть над жрецами. В этом ярчайшая особенность египетского общества. В Египте Раннего царства если живой царь еще и не был полностью богом, то уж его покойный отец был таковым наверняка.

На нужды культа и ритуала тратились огромные средства, примером чему может служить сооружение колоссальных пирамид для погребения обожествлен¬ных правителей. Пирамиды – символ древнего Египта, символ степени обожествления его фараонов, символ огромной власти администрации центра, символ веры.

Главный храм – храм фараона и его пирамиды. Затем заупо¬койные храмы при пирамидах, а храмы богов – маленькие, вне сравнения с пирамидами, и меньше заупокойных храмов. Пирами¬ды – главные храмы государства; основное общение с богами про¬исходит только здесь.

     Согласно верованиям древних егип¬тян, после смерти человека его души (их было несколько) вели себя по-разному: «ба» возносилась на небо, к солнцу (это в пер¬вую очередь имело отношение к фараону), а «ка» оста¬валась с телом, причем от степени сохранности ее и тела зависели как благополучие умершего в загробном мире, так и потенциальная возможность реинкарнации, т. е. возрождения в той или иной форме. Именно по¬этому тело фараона так тщательно бальзамировали, приготовляя из него мумию, а для его души «ка» в гроб¬нице создавали поистине царские условия – достаточ¬ное представление о них дают раскопки гробницы Тутанхамона.

У египтян сложились различные мифы о сотворении мира, создании богами людей из глины. Главным был миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде, символизирующим идею плодородия, весеннего возрождения природы. В более поздних мифах Осирис приобрел также и функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги покойников.

    В Египте  господствовал политеизм (множество богов), причем выдвинувшийся на первое место в эпоху Нового царства главный из них, Амон-Ра, отнюдь не вытеснил остальных. Но именно в Египте с его наибольшей централизацией политической власти идея монотеизма возникла раньше всего. Первым, кто попытался осуществить ее, был фараон Аменхотеп IV, живший в XIV в. до Р.Х. Вступив на престол в момент острого политического кризиса, он попытался было опереться в борьбе с фиванскими жре¬цами Амона на жрецов других храмов. Не добившись успеха, Аменхотеп решился на резкий переворот: он отменил культы Амона, Пта и других влиятельных еги¬петских богов и учредил новый всеобщий и обязатель¬ный для всех культ единого бога Атона – бога солнца, солнечного диска. Фараон изменил свое имя на Эхнатон (угодный Атону) и построил новую столицу – Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя но¬вого бога. Однако реформа не имела последствий: вско¬ре после смерти Эхнатона старые боги и культы были восстановлены, а затем и имя фараона-еретика было предано проклятию.

Религиозные системы древнейших очагов цивилизации – Месопотамии и Египта, развивавшиеся на протяжении тысячелетий, в целом достигли весьма высокого уровня и сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

Культура. Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Основные правила для скульптуры: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Рельефы царских и городских храмов помимо обеспечения посмертного благополучия имели еще и задачу прославления фараона, увековечения его деяний и в связи с этим отображения конкретных событий данного царства. Древние египтяне знали два вида рельефа: выпуклый и врезанный, углубленный внутри контура. Все фигуры и фон обычно раскрашивались, так что стены превращались в ковры цветных изображений. Все изображаемые люди и предметы мыслились живущими и требовали телесной полноты.

Литература. Не содержит крупных произведений письменности. Есть мелкие писания: сказки, мифы, циклы мифические (миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде – содержит некоторые знания о воскресении). Религиозные тексты (книга мертвых): участь души после смерти. Дошла в большом количестве экземпляров. Почти нет сведений об аде. Уверены были в том, что их ждет только радость и веселье.

Наука. Создавали научные трактаты (внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь, столь совершенный, что мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас).

Уже в Древнем царстве (не без связи с практикой мумификации) накопилось много знаний в области анатомии и медицины. Позже засвидетельствованы практические руководства для врачей, в которых, правда, часто наука переплетается с магией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7473. Снятие кривой нагрева электродвигателя и определение постоянной времени нагрева 63.24 KB
  Снятие кривой нагрева электродвигателя и определение постоянной времени нагрева. Цель работы: Изучить процесс нагрева двигателя, получить опытным путем данные построения кривой нагрева электродвигателя и определить значение постоянной времени нагрев...
7474. Исследование трехфазного асинхронного двигателя 55.54 KB
  Исследование трехфазного асинхронного двигателя Цель работы: Экспериментально снять механическую характеристику трехфазного асинхронного двигателя и осуществить его реверс. Пояснения к работе: Для выполнения данной работы используют трехфазный асинх...
7475. Предпринимательство в России на современном этапе его развития 149 KB
  Введение Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллекти...
7476. Право граждан на отпуск и гарантия его реализации 260 KB
  Право граждан на отпуск и гарантия его реализации Введение Дипломная работа на тему: Право граждан на отпуск и гарантия его реализации определяет круг лиц, пользующихся ежегодными оплачиваемыми отпусками, обобщает положения законодательства о мини...
7477. Проект саду на даху торгівельного центру Центрум в м. Києві 3.8 MB
  Проект саду на даху торгівельного центру Центрум в м. Києві Вступ Слід зазначити, що на сьогодні Київ втратив незліченну кількість зон рекреації. З кожним роком високоповерхові будинки приходять на зміну міським, в минулому численним, садам і...
7478. Конструкция роликомаятниковой мельницы 1.9 MB
  ВВЕДЕНИЕ Объем производства различных строительных материалов возрастает из года в год. Увеличивается выпуск нерудных материалов, сборных железобетонных изделий и конструкций при значительном повышении их качества. Для производства строительных мате...
7479. Сортировочная горка. Пояснение назначения и работы устройств защиты на сортировочной горке 504.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ. Неотъемлемой частью перевозочного процесса на железно-дорожном транспорте является технологическая работа, связанная с переработкой грузовых составов на специальных станциях, называемых сортировочными. Для выполнения сортировочной работы ...
7480. Проектирование технологии изготовления корпуса червячного редуктора в условиях автоматизированного производства 489.35 KB
  Тема проекта: Проектирование технологии изготовления корпуса червячного редуктора в условиях автоматизированного производства. Исходные данные к проекту: чертеж редуктора, годовой объем выпуска деталей - 1000 шт., работа участка...
7481. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости методом отрыва кольца. Градуировка пружины и определение её жёсткости 184.5 KB
  Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости методом отрыва кольца Указания содержат краткое описание рабочей установки и методики определения коэффициента поверхностного натяжения жидкости. Методические указания предназначены для студ...