74045

Эллинистическая цивилизация. Сущность эллинизма в историографии

Доклад

История и СИД

После смерти Александра Македонского, начинается борьба между наследниками. Борьба проходила в два этапа: сначала сражались «диадохи» - полководцы Александра, а затем их потомки – «эпигоны». В результате Держава распалась на ряд царств: Македонию, Египет, государство Селевкидов, Пергам ит.д.

Русский

2014-12-23

34.5 KB

2 чел.

4. Эллинистическая цивилизация. Сущность эллинизма в историографии

Вопрос о сущности эллинизма явл.одной из актуальных проблем антиковедения. Эпоха глобализации повысила интерес к этой теме. Долгое время период между Ал.Македонским и римским завоев.Востока счит.«тёмными веками». Первым кр.европ.ученым,обрат.к этому вопросу,стал Иоганн Густав Дройзен:

  1.  Впервые исследовал историю Античности и Востока IVII вв. до н.э., иссл.ист.по этому периоду.
  2.  Дал ему название «эллинизм».
  3.  Детально описал орьбу между диадохами и эпигонами. Дройзен: эллинизм-процесс и рез-т слияния Греко-макед и вост.культур. Искл.культ.феномен. Долгое время Дройзен –авторитет в этой обл. В нач XXв. Концепцию Дройзена подверг критике М.И.Ростовцев,спец.во всех сферах,кас.антиковед.(соц-эк.школа). Больш.влияние на Ростовцева оказ.концепция Мейера. В каждый период истории повторяется одинаковый набор циклов. По мнению Ростовцева, эллинизм – синтез зап.и вост.цивилизаций. При синтезе получ.продукт новый,по отношению к прочим компонентам. Ростовцев вводит термин «эллинистическая цивилизация»:
  4.  крупное поместье
  5.  полис
  6.  эллинистич.монархия.

Идеи Ростовцева оказ.влияние на зап.антиковед. В 40-е гг. сов.наука подвергла критике идеи Р. А.Б. Ранович: эллинизм – один из периодов ист.античности,кот.явл.одним из периодов ист.рабовладельч.способа пр-ва. В 60-егг. На фоне либерализ.науки в сов.науке была провозглашена «Дискуссия об азиатском способе пр-ва». Сов.наука пересмотрела ряд своих идей. Период Др.Востока был отнесен не к рабовлад.,а азиатскому способу пр-ва. К.К. Зельин предл.отказаться от решения вопроса о сущности эллинизма, но исслед. Сочетание атничных и вост.элементов в кажой сфере общ.жизни каждого эллинист.гос-ва. До конца XXв. Отеч.наука след.концепции Зельина. Он заним.ист.земельныхотнош. в эллинст.Египте. М.К.Трофимова-изуч.форм.зав-ти в эллинст.Малой Азии. Г.Кошеленко: эллинист.полис. В конце XXв. В отеч.и заруб.науке стал нарастать скептицизм относит.эллинизма. По мнению совр.ученых, эллинизм-продолжение ист.Востока(по сущ-ти, структуре ничего не изменилось). Базовые черты:деспотия, личная свобода.

После смерти Александра Македонского, начинается борьба между наследниками. Борьба проходила в два этапа: сначала сражались «диадохи» - полководцы Александра, а затем их потомки – «эпигоны». В результате Держава распалась на ряд царств: Македонию, Египет, государство Селевкидов, Пергам ит.д.

В экономике преобладает государственная (царская) собственность на землю, частная собственность характерна для городов. Используется труд, как рабов, так и свободных – полно и неполноправных. Роль городов растёт – ведётся активное их строительство, а также реорганизация старых, по типу полисов. Города имеют свою экономику, чеканят свою монету. Распространяются царские монополии – на оливковое масло, папирус (Египет), пергамент (Пергам), рудники.

 Происходит эллинизация части восточного населения (знать) – прививают греческий язык, греческий образ жизни. Но восточные традиции сильны, они влияют на греков. Интенсивно развивается классическое рабство – частное. Городское население полисов схоже с классическим греческим полисом. Сельское население в основном восточное – «лаой» - люди. Свободны, но ограничены в своих правах. Являются коллективными арендаторами земли, за это выплачивают налог, государство приписывает их к определённой работе и жилью, запрещает менять имя. Сильно влияние Востока в области религии.

Эллинистческие монархии появлялись из слияния греко-македонской знати и восточных  династий. Власть монарха значительна – законодательная, военная, исполнительная. Фактически неограниченна законом. Религиозная власть – назначают жрецов, могут быть верховными жрецами, вводят культы. В честь царей проводятся празднества, соревнования, называют месяцы, города, возводят алтари и храмы. После смерти обожествлялись, некоторые и при жизни. Формируется развитый, сложный царский культ. Основные ограничения власти были связаны с моралью, религией. Нужно считаться с высшей аристократией, создаётся «Совет друзей» - совещательный орган при царе. Основные ведомства: казна, канцелярия,  «хранитель печати» - первый министр. Основные вопросы решались через поручения друзьям. Государства делились на округа – «номы». Самая мелкая единица – деревня, управлялась общиной, староста назначался царём.

Города были нескольких типов: 1) Старые восточные города – некоторые элементы самоуправления 2)Военные колонии – во главе - командиры, порядки – казарменные, каждый имеет надел и платит налог – 10% урожая зерна и 5% виноградника. Некоторые позже становились полисами. 3) Полисы – имеют самоуправление.    

  Народное собрание, суд, законы, своё гражданство. Свои: бюджет, хоз. деятельность, монета. Однако, они не могут вести свою внешнюю политику, не могут вести войны, платят царю налоги, выполняют его распоряжения, градоначальника в них назначает царь – тот выполняет функции контролёра. Население полисов, как и цари, относились к греко-македонскому меньшинству эллинистических государств, поэтому им было необходимо поддерживать друг друга. Полисы являлись своеобразным скелетом эллинистических государств.