74046

Пути формирования феодальных отношений в Западной Европе в период Раннего Средневековья (V – XI вв.)

Доклад

История и СИД

Проблема происхождения феодализма возникла одноврем. Зато возникла и быстро приобрела популярность теория генезиса феодализма в процессе германороманского синтеза. Энгельс подходя к решению проблемы генезиса феодализма с материалистических позиций рассматривали этот процесс как переход от рабовладельческой социальноэкономической формации к феодальной. и концепция синтезного происхождения феодализма преобладавшая во французской и русской медиевистике.

Русский

2014-12-23

42.5 KB

8 чел.

6. Пути формирования феодальных отношений в Западной Европе в период Раннего Средневековья (V – XI вв.)

   Термин «феодализм» стал широко употребляться в ист.науке с начала 18в. Произошёл он от лат.feodum-феод, которым в средние века в Зап.Европы обозначалось условное, наследственное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора за выполнение какой-либо (обычно военной) службы.

   Проблема происхождения феодализма возникла одноврем.с спонятием.

Две фр. теории:

1)Граф Буленвиль выдвинул “германистическую” теорию, согласно которой феодализм сложился в результате германских завоеваний, обеспечивших германцам и их потомкам — французским дворянам — по праву силы господствующее положение. Они законно сохраняют его и в XVIII в.

2)Идеолог “третьего сословия” -аббат Дюбо- выдвинул “романистическую теорию”, отрицавшую существенное значение германского завоевания. Он полагал, что до X в. Во Франции (и в Западной Европе) продолжалось непрерывное развитие римских традиций, носителями которых являлось трудолюбивое галло-римское население. Только в X в. насильники-дворяне, частью германского происхождения, узурпировали власть над простым народами установили феодальный строй. «Германистическую идею» подвигали просветители, «романистическая» не пользовалась особым влиянием. Зато возникла и быстро приобрела популярность теория генезиса феодализма в процессе германо-романского синтеза. В немецкой медиевистике ее пропагандировал К. Ф. Савиньи.   

   Сторонником теории германо-романского синтеза был и Л. Ранке, О.Тьери и Ф.Гизо. К. Маркс и Ф. Энгельс, подходя к решению проблемы генезиса феодализма с материалистических позиций, рассматривали этот процесс как переход от рабовладельческой социально-экономической формации к феодальной.  В связи с углублением понятия “феодализм” во второй половине XIXв. германистическая, романистическая и синтезная теории стали все более насыщаться экономическим и социальным содержанием. Германистическая теория, по-прежнему господствовавшая в Германии и Англии, получила более глубокое обоснование сначала в буржуазной общинной теории, созданной Г. Л. Маурером и широко распространившейся в Западной Европе в 50-е и 70-е годы, а позднее в классической вотчинной теории. Сторонники общинной (марковой) теории — сам Г. Маурер, Г. Вайц, П. Рот, О. Гирке, А. Мейцен, Е. Нас-се — в Германии, Дж. Кембл, У. Стеббс, Г. Мейн — в Англии.  Более глубокую социально-экономическую трактовку получила во второй половине XIX в. и концепция синтезного происхождения феодализма, преобладавшая во французской и русской медиевистике. Ее сторонники (Е. Глассон, П. Виолле — во Франции, М. М. Ковалевский, П. Г. Виноградов, Д. М. Петрушевский, И. И. Кареев, В. К. Пискорский — в России), основываясь на новых выводах общинной и классической вотчинной теории, признавали значительную роль германских завоеваний, указывая, что последние принесли с собой в Западную Европу свободную общину и возрождение свободного крестьянства.  В середине 70-х годов французский историк Фюстель де Куланж возродил “романистическую” концепцию генезиса феодализма во Франции. Он пытался противопоставить ее общинной теории, в которой видел аргумент в пользу ненавистных ему социалистических идей концепции социального переворота при переходе от античности к средневековью, так как был противником всяких революций, а также теориям германизма немецких историков, которых (во многом справедливо) обвинял в национализме и шовинизме.

Критическое направление: первичность политики в оформлении феодализма, конитнуитет (непрерывное разв-е рисмских и герм. трад-ций) (Допш).

    Концепция М. Блока(проблему генезиса феодализма как его органический элемент экономические процессы, и в первую очередь эволюцию общины и вотчины.)

   Далее историки разделяются на последователей Допша (Майер) и Блока (Школа анналов,Ж.Дюби,например) Наконец, почти все школы и направления объединяет навязчивая тенденция к отрыву личных связей “защиты и покровительства”. Из отечественных: А.Д. Удальцов (высказ.с критикой Допша), Н.П. Грацианский, А.И. Неусыхин (проследил на обширном материале источников, в частности “варварских правд”, процесс превращения свободных общинников в зависимых крестьян у разных германских народов в период раннего средневековья).

 Сказкин разграничил два пути генезиса феодализма в Европе:  синтезный и бессинтезный. Синтезный развивается под влиянием двух элементов – античности и варварства – Западная Римская империя. В других регионах – исключительно своеобразный характер. Бессинтезный -  без влияния античности.

   В современных концепциях нах.отражение идея «феодальной революции»XI . Это связано с переходом от раннего феодализма к зрелому,хар.соц.сдвигами,позв. Сформировать 3-единую соц.структуру: клириков,воинов и крестьян,эксплуатацию одних другими.

   Складывается система новых социальных связей, слоёв. Перераспределение земельной собственности, формирование крупной собственности на основе мелких крестьянских хозяйств – даются в держание. Ценится обрабатываемая земля, происходит разложение общины – античной или варварской. Формируется новая крестьянская община – соседская, «марка» - у германцев. Быстрее всего развивается в Западной Европе, медленнее в Византии, совсем медленно в Африке и Азии. Основа производства – собственность на землю. Господство крупного феодального землевладения в сочетании с мелким крестьянским держанием. «Внеэкономическое принуждение» - насилие феодала по отношению к крестьянам – от личной зависимости до сословного неполноправия.

Аллод – 1-ая форма  феодальной земельной собственности, появилась в Древней Германии – сначала это родовой надел. Это неотчуждаемая собственность, её нельзя продать, обменять, сдать в аренду, отдать в залог.

Бенефиций – перед войной с арабами короли франков отняли землю у церкви и стали давать её пожизненно на условиях несения вассальной службы сеньору. Потом бенефиций превратился в феод.

Феод (лен) – наследственное владение за обязательное несение службы. Условная собственность.  Между мелкими и крупными феодалами устанавливаются связи на основе личной зависимости. Складывается феодальная иерархия – система власти и подчинения внутри класса феодалов (вассально – ленные связи). Главная цель – военная защита общества. Общество аграрное. Основная единица феодального мира – поместье, эксплуатация – феодальная рента – масса повинностей – 3 формы: отработочная, натуральная и денежная. Именно так и развивались. Формы зависимости – личная, поземельная, судебная.

Города – подъём в X- XI вв. Привёл к отделению ремесла от сельского хозяйства, центры ремесла и торговли, развивают экономические связи регионов и стран, втягивают в орбиту рынка и деревню. Капитализм появился в городах.

Хронология и периодизация. Раннее средневековье V в.(476 г.) – сер. XI в – становление феодализма, рост влияния христианства (католицизма), раннефеодальные монархии. Высокое (развитое) средневековье – сер. XI – XIV вв. – максимальные проявления  феодализма, предпосылки зарождения капитализма (города). Централизованные государства, сословные монархии, резко проявляются социальные противоречия. Позднее средневековье – XV в. – разложение феодализма. На рубеже XV – XVI вв. – Раннее Новое время – первоначальное накопление капитала, реформация, крестьянские войны, в государствах – абсолютизм, первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия).  

Наиболее полное воплощение феодализм нашёл в франкском государстве. Он развивался под влиянием римского наследия. Меровинги не отменили рабство и колонат, сохранились налоговая система, римское право (для  дела – римлян), знать вошла в окружение королей. Но роль рабства падает,  многие поместья уничтожены, города в упадке, аграризация и натурализация экономики. Растёт власть земельных магнатов, развиваются частнособственнические и арендные отношения – прекарий. Главная черта отношений германцев – совмещение занятий сельским хозяйством и участия в управлении и военных походах. Большие семьи живут в усадьбах, имеют дом, двор, пашню, угодья. Лес, вода, пастбища – принадлежат общине. Знать господствует за счёт постов в управлении большей доли военной добычи. С сер. VI в. Начинает концентрировать в своих руках землю, эксплуатируются  ела-римляне, а не соплеменники. В VII в. Ситуация меняется. Франкская знать растёт численно, растут её права и привилегии, земельные владения. Растёт число зависимых людей – рабы, отпущенники, колоны, арендаторы уравниваются новыми отношениями. Растёт эксплуатация мелкого самостоятельного земледельца, имеющего владельческие права на часть земли магната, который становится личным господином.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82213. СТЕЖКАМИ КАЗОК 35.5 KB
  Таку вікторину в своєму закладі ми традиційно проводимо в ході тижня дитячої книги, який припадає на кінець березня. Класоводи 3–4 класів напередодні одержують завдання сприяти формуванню команди гравців чисельністю 5–6 учнів (від одного класу) та придумати назву команди.
82214. Вклонімося хлібу – він святий 71.5 KB
  Виріс у полі на добрій землі Місце найкраще знайшов на столі Що це Учні відповідають: Хліб Слайд Ведуча: Хліб - найдорогоцінніший витвір людського розуму людських рук людської праці Ведуча: Хліб усьому голова. Але до хліба не можна ставитися побуденному. В чому ж ця сила і велич хліба ми спробуємо...
82215. Людиною стати – це мистецтво 76 KB
  Мета: навчити учнів уникати конфлікту у житті, вміти спілкуватися, дружити між собою; розвивати в дітях загальнолюдські чесноти; вчити дітей сприймати ситуації, аналізувати їх і знаходити шляхи виходу з проблемних ситуацій; виховувати товариські стосунки.
82216. Давайте жить мирно! 58.5 KB
  Внекласное мероприятие Давайте жить мирно проведённое в международный День мира направлено на формирование у учащихся чувства сострадания и отвращения к жестокости к жестоким историческим фрагментам во всем мире; на обучение осознанию своей ответственности за процесс обеспечения мира на всей планете.
82217. ДЕНЬ ПРАЦІВНИКА ОСВІТИ 1.09 MB
  Ведучий: Красива осінь вишиває клени, а перший день жовтня дарує нам тепле і радісне свято - День працівника освіти. Викладач... Одна з найважливіших професій. Вона – для обраних. Ви щодня стоїте перед прицілом сотень допитлитвих очей, палите, як хмиз, нерви, і все ж ведете нас на вищі сходинки пізнання.
82218. Воздух – среда нашего обитания 944.87 KB
  Цели: Практическая – учить использовать разные источники, в том числе Интернет (электронные словари и энциклопедии)для поиска необходимой информации. Совершенствовать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.
82219. Дружба. Друг, товариш, приятель 1.47 MB
  Передаючи мікрофон діти по черзі висловлюють свою думку на рахунок даного запитання кожен з них виокремлює по одній рисі характеру що притаманна другові. А як на вашу думку хто з казкових чи мультиплікаційних героїв є прикладом справжнього другадіти висловлюють власні припущення.
82220. Хліб – не просто їжа 273 KB
  Запитання: то з яким продуктом харчування ми зустрічаємося кожен день Сьогодні ми поговоримо з вами про найдорожче золото на землі хліб. Коли ж хліб вперше прийшов на стіл до людини Вченіархеологи різних країн світу після вивчення багатьох матеріалів підтвердили що першою хлібною рослиною треба вважати не жито і пшеницю а дуб.
82221. Еврика! Інтелектуальна гра у 10-11 класах 43 KB
  Як називається число при якому значення многочленна дорівнює нулю Які квадратні рівняння можна швидко розвязати за допомогою теореми Вієта Назвіть відомі Вам способи розвязування систем лінійних рівнянь Як називається графік квадратичної функції Коли дріб дорівнює нулю...