74046

Пути формирования феодальных отношений в Западной Европе в период Раннего Средневековья (V – XI вв.)

Доклад

История и СИД

Проблема происхождения феодализма возникла одноврем. Зато возникла и быстро приобрела популярность теория генезиса феодализма в процессе германороманского синтеза. Энгельс подходя к решению проблемы генезиса феодализма с материалистических позиций рассматривали этот процесс как переход от рабовладельческой социальноэкономической формации к феодальной. и концепция синтезного происхождения феодализма преобладавшая во французской и русской медиевистике.

Русский

2014-12-23

42.5 KB

7 чел.

6. Пути формирования феодальных отношений в Западной Европе в период Раннего Средневековья (V – XI вв.)

   Термин «феодализм» стал широко употребляться в ист.науке с начала 18в. Произошёл он от лат.feodum-феод, которым в средние века в Зап.Европы обозначалось условное, наследственное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора за выполнение какой-либо (обычно военной) службы.

   Проблема происхождения феодализма возникла одноврем.с спонятием.

Две фр. теории:

1)Граф Буленвиль выдвинул “германистическую” теорию, согласно которой феодализм сложился в результате германских завоеваний, обеспечивших германцам и их потомкам — французским дворянам — по праву силы господствующее положение. Они законно сохраняют его и в XVIII в.

2)Идеолог “третьего сословия” -аббат Дюбо- выдвинул “романистическую теорию”, отрицавшую существенное значение германского завоевания. Он полагал, что до X в. Во Франции (и в Западной Европе) продолжалось непрерывное развитие римских традиций, носителями которых являлось трудолюбивое галло-римское население. Только в X в. насильники-дворяне, частью германского происхождения, узурпировали власть над простым народами установили феодальный строй. «Германистическую идею» подвигали просветители, «романистическая» не пользовалась особым влиянием. Зато возникла и быстро приобрела популярность теория генезиса феодализма в процессе германо-романского синтеза. В немецкой медиевистике ее пропагандировал К. Ф. Савиньи.   

   Сторонником теории германо-романского синтеза был и Л. Ранке, О.Тьери и Ф.Гизо. К. Маркс и Ф. Энгельс, подходя к решению проблемы генезиса феодализма с материалистических позиций, рассматривали этот процесс как переход от рабовладельческой социально-экономической формации к феодальной.  В связи с углублением понятия “феодализм” во второй половине XIXв. германистическая, романистическая и синтезная теории стали все более насыщаться экономическим и социальным содержанием. Германистическая теория, по-прежнему господствовавшая в Германии и Англии, получила более глубокое обоснование сначала в буржуазной общинной теории, созданной Г. Л. Маурером и широко распространившейся в Западной Европе в 50-е и 70-е годы, а позднее в классической вотчинной теории. Сторонники общинной (марковой) теории — сам Г. Маурер, Г. Вайц, П. Рот, О. Гирке, А. Мейцен, Е. Нас-се — в Германии, Дж. Кембл, У. Стеббс, Г. Мейн — в Англии.  Более глубокую социально-экономическую трактовку получила во второй половине XIX в. и концепция синтезного происхождения феодализма, преобладавшая во французской и русской медиевистике. Ее сторонники (Е. Глассон, П. Виолле — во Франции, М. М. Ковалевский, П. Г. Виноградов, Д. М. Петрушевский, И. И. Кареев, В. К. Пискорский — в России), основываясь на новых выводах общинной и классической вотчинной теории, признавали значительную роль германских завоеваний, указывая, что последние принесли с собой в Западную Европу свободную общину и возрождение свободного крестьянства.  В середине 70-х годов французский историк Фюстель де Куланж возродил “романистическую” концепцию генезиса феодализма во Франции. Он пытался противопоставить ее общинной теории, в которой видел аргумент в пользу ненавистных ему социалистических идей концепции социального переворота при переходе от античности к средневековью, так как был противником всяких революций, а также теориям германизма немецких историков, которых (во многом справедливо) обвинял в национализме и шовинизме.

Критическое направление: первичность политики в оформлении феодализма, конитнуитет (непрерывное разв-е рисмских и герм. трад-ций) (Допш).

    Концепция М. Блока(проблему генезиса феодализма как его органический элемент экономические процессы, и в первую очередь эволюцию общины и вотчины.)

   Далее историки разделяются на последователей Допша (Майер) и Блока (Школа анналов,Ж.Дюби,например) Наконец, почти все школы и направления объединяет навязчивая тенденция к отрыву личных связей “защиты и покровительства”. Из отечественных: А.Д. Удальцов (высказ.с критикой Допша), Н.П. Грацианский, А.И. Неусыхин (проследил на обширном материале источников, в частности “варварских правд”, процесс превращения свободных общинников в зависимых крестьян у разных германских народов в период раннего средневековья).

 Сказкин разграничил два пути генезиса феодализма в Европе:  синтезный и бессинтезный. Синтезный развивается под влиянием двух элементов – античности и варварства – Западная Римская империя. В других регионах – исключительно своеобразный характер. Бессинтезный -  без влияния античности.

   В современных концепциях нах.отражение идея «феодальной революции»XI . Это связано с переходом от раннего феодализма к зрелому,хар.соц.сдвигами,позв. Сформировать 3-единую соц.структуру: клириков,воинов и крестьян,эксплуатацию одних другими.

   Складывается система новых социальных связей, слоёв. Перераспределение земельной собственности, формирование крупной собственности на основе мелких крестьянских хозяйств – даются в держание. Ценится обрабатываемая земля, происходит разложение общины – античной или варварской. Формируется новая крестьянская община – соседская, «марка» - у германцев. Быстрее всего развивается в Западной Европе, медленнее в Византии, совсем медленно в Африке и Азии. Основа производства – собственность на землю. Господство крупного феодального землевладения в сочетании с мелким крестьянским держанием. «Внеэкономическое принуждение» - насилие феодала по отношению к крестьянам – от личной зависимости до сословного неполноправия.

Аллод – 1-ая форма  феодальной земельной собственности, появилась в Древней Германии – сначала это родовой надел. Это неотчуждаемая собственность, её нельзя продать, обменять, сдать в аренду, отдать в залог.

Бенефиций – перед войной с арабами короли франков отняли землю у церкви и стали давать её пожизненно на условиях несения вассальной службы сеньору. Потом бенефиций превратился в феод.

Феод (лен) – наследственное владение за обязательное несение службы. Условная собственность.  Между мелкими и крупными феодалами устанавливаются связи на основе личной зависимости. Складывается феодальная иерархия – система власти и подчинения внутри класса феодалов (вассально – ленные связи). Главная цель – военная защита общества. Общество аграрное. Основная единица феодального мира – поместье, эксплуатация – феодальная рента – масса повинностей – 3 формы: отработочная, натуральная и денежная. Именно так и развивались. Формы зависимости – личная, поземельная, судебная.

Города – подъём в X- XI вв. Привёл к отделению ремесла от сельского хозяйства, центры ремесла и торговли, развивают экономические связи регионов и стран, втягивают в орбиту рынка и деревню. Капитализм появился в городах.

Хронология и периодизация. Раннее средневековье V в.(476 г.) – сер. XI в – становление феодализма, рост влияния христианства (католицизма), раннефеодальные монархии. Высокое (развитое) средневековье – сер. XI – XIV вв. – максимальные проявления  феодализма, предпосылки зарождения капитализма (города). Централизованные государства, сословные монархии, резко проявляются социальные противоречия. Позднее средневековье – XV в. – разложение феодализма. На рубеже XV – XVI вв. – Раннее Новое время – первоначальное накопление капитала, реформация, крестьянские войны, в государствах – абсолютизм, первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия).  

Наиболее полное воплощение феодализм нашёл в франкском государстве. Он развивался под влиянием римского наследия. Меровинги не отменили рабство и колонат, сохранились налоговая система, римское право (для  дела – римлян), знать вошла в окружение королей. Но роль рабства падает,  многие поместья уничтожены, города в упадке, аграризация и натурализация экономики. Растёт власть земельных магнатов, развиваются частнособственнические и арендные отношения – прекарий. Главная черта отношений германцев – совмещение занятий сельским хозяйством и участия в управлении и военных походах. Большие семьи живут в усадьбах, имеют дом, двор, пашню, угодья. Лес, вода, пастбища – принадлежат общине. Знать господствует за счёт постов в управлении большей доли военной добычи. С сер. VI в. Начинает концентрировать в своих руках землю, эксплуатируются  ела-римляне, а не соплеменники. В VII в. Ситуация меняется. Франкская знать растёт численно, растут её права и привилегии, земельные владения. Растёт число зависимых людей – рабы, отпущенники, колоны, арендаторы уравниваются новыми отношениями. Растёт эксплуатация мелкого самостоятельного земледельца, имеющего владельческие права на часть земли магната, который становится личным господином.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52689. Німеччина. Загальні відомості 69 KB
  Von Boryspil nach Berlin bringt das Flugzeug uns am schnellsten. Unterwegs machen wir eine schriftliche Aufgabe. (Учні утворюють складні іменники за допомогою таблиці.)In Deutschland gibt es viele sehenswerte Städte. Aber ich schlage euch vor, die Hauptstadt Deutschlands zu besuchen. Machen wir eine Rundfahrt durch Berlin. Hier kann man viel Interessantes sehen.
52690. Підприємницький дохід 58 KB
  Прибуток є основним стимулом створення і діяльності підприємства адже за рахунок нього окуповуються витрати на виробництво та збут товару оплачується робота працівників. Давайте пригадаємо формулу прибутку: Прибуток = доход – витрати З неї випливає що добиватися збільшення прибутку можна двома способами: зменшуючи витрати на виробництво збільшуючи доход від реалізації продукції Отже слід ретельно вивчити обидва способи. Що таке витрати Виробничі витрати це фактичні витрати виробника на придбання й використання всіх необхідних...
52691. Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся 57.5 KB
  Ученик это не сосуд который надо заполнять знаниями а факел который нужно зажечь Л. Качество современного образования соответствие требованиям общества определяется не только тем что ребенок знает и чему научился в школе сколько способностям и умениям добывать новые знания и использовать их в нових условиях. Все что я познаю я знаю для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного...
52692. Правовое воспитание младших школьников 41.5 KB
  Вечная задача педагогики воспитание умного доброго честного и сильного человека сегодня как никогда остро встает перед школой. Начальная школа это время формирования человекаличности. Основываясь на положения следующих государственных нормативноправовых актов: Общая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Украины; Национальная программа Дети Украины . основной целью можно считать: познакомить учащихся младших классов с основными...
52693. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 68.5 KB
  А так как дети находятся в школе до вечера важное значение имеет воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Здоровье одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью интеллектуальностью определяющая степень жизнеспособности устойчивости организма в соответствие среде обитания возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На первый план выступает не только задача физического развития детей сохранения и укрепления...
52694. Суть та структура проектно-технологтчної діяльності учнів 78.5 KB
  Суть та структура проектно-технологтчної діяльності учнів В останні десятирічча в центрі уваги психолого-педагогічної науки знаходиться вивчення особливостей і можливостей людини умов цілеспрямованої дії на розвиток її творчого потенціалу створення повноцінного навчаючого і розвиваючого середовища. Вона допомагая сформувати в учнів життєво важливі основи технологічних знань і вмінь залучити їх до різних видів практичної діяльності з...
52695. Новое время: встреча Америки и Европы. 4-й класс 44 KB
  – Зачем люди отправлялись в путешествия ответы детей– Что вы знаете об открытии Америки ответы детей слайд 1 см. На пути Колумба оказалась земля которую он принял за Индию слайд 2. Фернан Магеллан был португальцем слайд 3. Даниэль Дефо 1660–1731 написал знаменитый приключенческий роман “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо†восславивший труд и волю к жизни слайд 4.
52696. Венерические болезни и меры профилактики 31.5 KB
  Проблемное обучение Тема: Венерические болезни и меры профилактики. Цель: сформировать понятия венерические болезни гонорея сифилис генитальный герпес знание мер профилактики симптомов возбудителей болезни. Планируемый результат: знать понятия венерические болезни гонорея сифилис генитальный герпес знание мер профилактики симптомов возбудителей болезни. На всем Земном шаре люди сталкиваются независимо от их желания с такой проблемой как венерические болезни а столкнувшись с ней не очень компетентны в данной области.
52697. Сценарій свята, присвяченого останньому дзвонику «Хай доля ваша буде дзвінка та крилата»! 111 KB
  Хай відкривають двері у майбутнє. На все життя запам’ятайте мить чудову Ми радо запрошуємо на свято 53 випуск Манвелівської середньої загальноосвітньої школи щоб їх благословити на доросле життя В Під рушниками – оберегами Хай перший ваш проляже шлях Хай біжить він не по тернах по квітучих вже полях випускники зупиняються В. Побажаємо щастя хай доля стелиться їм світлим полотном танцюристи передають рушники батькам які роблять почесний коридор.