74048

Картина мира средневекового человека в отражении современной медиевистики

Доклад

История и СИД

Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи этноса или субкультуры образом. Восприятие мира обусловленное исторически. Из картины мира вытекает всё остальное и ценности и иерархия и парадигмы научного познания и допустимые способы человеческих действий.

Русский

2014-12-23

36.5 KB

3 чел.

8. Картина мира средневекового человека в отражении современной медиевистики

«Картина мира» сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента  мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом. Восприятие мира обусловленное исторически. Из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры.

 Одним из факторов влиявших на представление о мире в Ср-е, была большая роль с/х в обществе. Постоянно связанный с землёй, средневековый человек не отождествляет  и не противопоставляет себя природе. Он меряет мир своим масштабом,  меру находит в себе. У Вселенной, он находит те же качества, что и у себя. Описание порядка в макрокосме и микрокосме, укладывалось в простую схему – закон творения видели  в аналогии.  Пространство и мир приобретают человеческий облик.

 Понятие времени, в Средние века многозначно: бытовое время: сельскохозяйственный календарь указывал на то, в каком месяце какие работы проводятся. У знати  существовало родовое время. Историческое время: Христианство противопоставило время и вечность. Вечность неизмерима, она – атрибут Бога, а время – его творение, оно имеет начало и конец. Христианство, также особым образом понимало понятие истории. Вся человеческая история делится на две эпохи – до и после Рождества Христова. У неё есть чёткая направленность движения – от Сотворения мира к Страшному суду. В истории человечества 3 главных события, а время – линейно и необратимо. В результате средневековый человек был неспособен увидеть общество и мир развивающимися. Своя деревня, свой маленький мирок представлялись не частью большого мира, а всем миром, целиком. Часто средневековые хронисты, заявляя, что пишут историю всей Франции (или всей Германии, Италии) и начиная свое повествование с Сотворения Мира, переходили на описание мелких, заурядных событий жизни своего городка или своей деревни. Просто "мир" в их понимании как раз и заключался в жизни их микросоциума, а самые заурядные события были безумно важными, влияющими на все мироздание. Пространство в глазах средневекового человека обладает сакральной неоднородностью. Пространство прекрасно совмещало географию физическую и метафизическую.

 Сам человек в Средние века воспринимается, в первую очередь, как существо греховное, причём с самого рождения. Человек восприним.как образ и подобие Бога,венец его творения. Он наделен ответственностью и не должен впадать в грех, помнить о вине человечества и стараться искупить его грехи.

Вершиной социальной структуры средневекового общества является монарх, его власть не зависит от воли управляемых. Власть даруется свыше – она от Бога. Лишь церковь могла определить, когда монарх перестаёт быть божьим ставленником.  

Бытие и поведение людей  определяется их статусом – «естественным правом» в средневековом понимании. Средневековье вообще не признаёт существование человека или группы людей не оформленных юридически. В обществе - четкая иерархия, каждый человек на своем месте по воле Творца. Роль человека зависит не от имущественного состояния, а от правого статуса. В таких условиях роль права в системе в системе общественных связей была поистине огромной. Все важные события подчинялись ритуалу или процедуре, соблюдение которых было обязательно. Средневековое общество представляется иерархичным, пронизанным вертикальными и горизонтальными связями, единым организмом, где каждый член обладает своими обязанностями и правами.

Труд – появился в качестве наказания человека за грехопадение, но в то же время, праздность для христианина – тяжкий грех. Труд – средство спасения от соблазнов и дьявольских искушений, в то же время, для ремесленника или крестьянина-суровая необходимость. Труд угоден Богу, ведь Бог – творец мира. Любая профессия обладала христианским достоинством.

На протяжении средневековья, растет значение денег, но даже для феодалов, богатство являлось, прежде всего, средством социального общения. Огромная роль принадлежала обмену дарами. Дар предполагал взаимность, олицетворял сущность дарителя. Подарки были условием поддержки общественных связей. Огромное значение придавалось щедрости, её показателем являлись пиры. С укреплением королевской власти пиры перестали быть добровольными. Короля угощать надо обязательно.

Феодализм основан на собственности. Отношение к собственности было противоречивым. Ведь если люди, когда-то не знали  собственности и труда, то они не от Бога. Бедность считалась добродетелью. Стремление к наживе осуждалось, поощрялась благотворительность. Доблесть сеньора – это щедрость, богатство – орудие общественного мнения.

Историография: говоря о достижениях отечественной и зарубежной медиевистики в вопросе о картине мира средневек.чел-ка, следует упомянуть имена Ж.Ле Гоффа, в работе «Цивилизации ср.век.Запада» раскрывшего ментальность людей в самом расцвете Ср-я через специфическое ср.чел-ка отн-е к природе, материальную жизнь общ-ва и его групп. Филиппа Арьеса: Предметом его наиболее известной книги «Человек перед лицом смерти» является история отношения к смерти в европейском обществе. Автор трудов, посвященных детству, ребенку и отношению к нему при «старом порядке», преимущественно в XVI—XVIII вв. В своих работах показал, что и отношение к детству, и восприятие смерти суть важные предметы исторического анализа. А.Я. Гуревича, выпустившего ряд работ о картине мира средневекового чел-ка, впервые предложил рассм.средневек.культуру в собств.категориях, больш.внимание уделял не высшим слоям общ-ва, а крест-ву(культура безмолвствующего большинства). Историей ментальностей занимался Юрий Львович Бессмертный (его работы: жизнь и смерть в ср.века, человек в кругу семьи:очерки о истории частной жизни в Европе).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56388. Творчество Э. и Ж. Гонкуров 17.38 KB
  В 1834 братья потеряли отца, в 1848 — мать, оставившую скромное состояние, которое позволило им целиком посвятить свою жизнь творчеству. Сначала они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились неудачно.
56390. «Ругон-Маккары» Э. Золя 20.45 KB
  Главным этапом в творчестве писателя стала серия «Ругон-Маккары». Грандиозный замысел романа-хроники о семье Ругон-Маккаров сразу же поставил Э. С 1868 по 1893 годы, за четверть века, Золя создал 20 томов естественной и социальной истории семьи во Второй империи
56391. Темперамент. Визначення типу темпераменту 163 KB
  Мета уроку: познайомити учнів з типами вищої нервової дiяльностi навчити встановлювати причинно-наслiдковi зв’язки між властивостями нервових процесів та типами темпераменту; продовжувати формувати уявлення...