74048

Картина мира средневекового человека в отражении современной медиевистики

Доклад

История и СИД

Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи этноса или субкультуры образом. Восприятие мира обусловленное исторически. Из картины мира вытекает всё остальное и ценности и иерархия и парадигмы научного познания и допустимые способы человеческих действий.

Русский

2014-12-23

36.5 KB

3 чел.

8. Картина мира средневекового человека в отражении современной медиевистики

«Картина мира» сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента  мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом. Восприятие мира обусловленное исторически. Из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры.

 Одним из факторов влиявших на представление о мире в Ср-е, была большая роль с/х в обществе. Постоянно связанный с землёй, средневековый человек не отождествляет  и не противопоставляет себя природе. Он меряет мир своим масштабом,  меру находит в себе. У Вселенной, он находит те же качества, что и у себя. Описание порядка в макрокосме и микрокосме, укладывалось в простую схему – закон творения видели  в аналогии.  Пространство и мир приобретают человеческий облик.

 Понятие времени, в Средние века многозначно: бытовое время: сельскохозяйственный календарь указывал на то, в каком месяце какие работы проводятся. У знати  существовало родовое время. Историческое время: Христианство противопоставило время и вечность. Вечность неизмерима, она – атрибут Бога, а время – его творение, оно имеет начало и конец. Христианство, также особым образом понимало понятие истории. Вся человеческая история делится на две эпохи – до и после Рождества Христова. У неё есть чёткая направленность движения – от Сотворения мира к Страшному суду. В истории человечества 3 главных события, а время – линейно и необратимо. В результате средневековый человек был неспособен увидеть общество и мир развивающимися. Своя деревня, свой маленький мирок представлялись не частью большого мира, а всем миром, целиком. Часто средневековые хронисты, заявляя, что пишут историю всей Франции (или всей Германии, Италии) и начиная свое повествование с Сотворения Мира, переходили на описание мелких, заурядных событий жизни своего городка или своей деревни. Просто "мир" в их понимании как раз и заключался в жизни их микросоциума, а самые заурядные события были безумно важными, влияющими на все мироздание. Пространство в глазах средневекового человека обладает сакральной неоднородностью. Пространство прекрасно совмещало географию физическую и метафизическую.

 Сам человек в Средние века воспринимается, в первую очередь, как существо греховное, причём с самого рождения. Человек восприним.как образ и подобие Бога,венец его творения. Он наделен ответственностью и не должен впадать в грех, помнить о вине человечества и стараться искупить его грехи.

Вершиной социальной структуры средневекового общества является монарх, его власть не зависит от воли управляемых. Власть даруется свыше – она от Бога. Лишь церковь могла определить, когда монарх перестаёт быть божьим ставленником.  

Бытие и поведение людей  определяется их статусом – «естественным правом» в средневековом понимании. Средневековье вообще не признаёт существование человека или группы людей не оформленных юридически. В обществе - четкая иерархия, каждый человек на своем месте по воле Творца. Роль человека зависит не от имущественного состояния, а от правого статуса. В таких условиях роль права в системе в системе общественных связей была поистине огромной. Все важные события подчинялись ритуалу или процедуре, соблюдение которых было обязательно. Средневековое общество представляется иерархичным, пронизанным вертикальными и горизонтальными связями, единым организмом, где каждый член обладает своими обязанностями и правами.

Труд – появился в качестве наказания человека за грехопадение, но в то же время, праздность для христианина – тяжкий грех. Труд – средство спасения от соблазнов и дьявольских искушений, в то же время, для ремесленника или крестьянина-суровая необходимость. Труд угоден Богу, ведь Бог – творец мира. Любая профессия обладала христианским достоинством.

На протяжении средневековья, растет значение денег, но даже для феодалов, богатство являлось, прежде всего, средством социального общения. Огромная роль принадлежала обмену дарами. Дар предполагал взаимность, олицетворял сущность дарителя. Подарки были условием поддержки общественных связей. Огромное значение придавалось щедрости, её показателем являлись пиры. С укреплением королевской власти пиры перестали быть добровольными. Короля угощать надо обязательно.

Феодализм основан на собственности. Отношение к собственности было противоречивым. Ведь если люди, когда-то не знали  собственности и труда, то они не от Бога. Бедность считалась добродетелью. Стремление к наживе осуждалось, поощрялась благотворительность. Доблесть сеньора – это щедрость, богатство – орудие общественного мнения.

Историография: говоря о достижениях отечественной и зарубежной медиевистики в вопросе о картине мира средневек.чел-ка, следует упомянуть имена Ж.Ле Гоффа, в работе «Цивилизации ср.век.Запада» раскрывшего ментальность людей в самом расцвете Ср-я через специфическое ср.чел-ка отн-е к природе, материальную жизнь общ-ва и его групп. Филиппа Арьеса: Предметом его наиболее известной книги «Человек перед лицом смерти» является история отношения к смерти в европейском обществе. Автор трудов, посвященных детству, ребенку и отношению к нему при «старом порядке», преимущественно в XVI—XVIII вв. В своих работах показал, что и отношение к детству, и восприятие смерти суть важные предметы исторического анализа. А.Я. Гуревича, выпустившего ряд работ о картине мира средневекового чел-ка, впервые предложил рассм.средневек.культуру в собств.категориях, больш.внимание уделял не высшим слоям общ-ва, а крест-ву(культура безмолвствующего большинства). Историей ментальностей занимался Юрий Львович Бессмертный (его работы: жизнь и смерть в ср.века, человек в кругу семьи:очерки о истории частной жизни в Европе).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18388. Коммерческие банки и их операции. Кредит и рынок ссудных капиталов 186 KB
  III. Кредит и рынок ссудных капиталов Тема 13. Коммерческие банки и их операции Мировая банковская история не знает аналога тому что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков немало кредитных организаций осуществляющи...
18389. Рынок ценных бумаг. Кредит и рынок ссудных капиталов 232 KB
  III. Кредит и рынок ссудных капиталов Тема 14. Рынок ценных бумаг Финансовый рынок ФРН особая форма организации движения денежных средств. ФРН включает в себя рынок ссудных капиталов и рынок ценных бумаг. Эмитент хозяйствующий субъект нуждающийся в дополнительн...
18390. Предмет і метод статистики 59.5 KB
  Тема 1.Предмет і метод статистики 1. Джерела статистики. 2. Предмет статистики. 3. Метод статистики. 4. Основні поняття в статистиці. Мета навчальної дисципліни Статистика це оволодіння основами статистичного вимірювання методами узагальнення та аналізу...
18391. Статистичні показники 269 KB
  16 Соціальноекономічний зміст явища Статистична структура показника модель Чистове значення показника Адекватність відображення очність вимірювання Вірогідність інформації Узагальнюючий інтегральний показник Блок 1 Блок 2 ...
18392. Статистичне спостереження 54.5 KB
  Тема 3. Статистичне спостереження. 3.1 Суть і організаційні форми статистичного спостереження. 3.2 План статистичного спостереження. 3.3 Види та способи спостереження. 3.4 Помилки спостереження та контроль вірогідності даних. 3.1 Суть і організаційні форми статисти...
18393. Зведення та групування статистичних даних 71.5 KB
  Тема 4. Зведення та групування статистичних даних 4.1 Суть статистичного зведення та групування. 4.2 Основні завдання та види групувань. 4.3 Основні питання методології статистичних групувань. 4.4 Повторне вторинне групування. 4.1 Суть статистичного зведення та гр
18394. Аналіз рядів розподілу 219.5 KB
  Тема 5 Аналіз рядів розподілу 5.1 Ряди розподілу. 5.2 Статистичні таблиці. 5.3 Суть і характеристики варіації. 5.4 Методи обчислення дисперсії. 5.5 Характеристики форми розподілу. 5.6 Криві розподілу. 5.1 Ряди розподілу Ряд розподілу основа будь якого групуван...
18395. Вибірковий метод 205 KB
  Тема 6. Вибірковий метод. 6.1. Суть і переваги вибіркового спостереження. 6.2. Обчислення помилок вибірки і визначення меж інтервалу для середньої величини і частки. 6.3. Різновиди вибірок. 6.4. Багатоступеневі і багатофазні вибірки. 6.5. Визначення обсягу вибірки і способ
18396. Статистична перевірка гіпотез 37.5 KB
  Тема 7. Статистична перевірка гіпотез Дослідження істотності вибіркових середніх часток і дисперсій можна провести на основі відомих у математичній статистиці законів розподілу та виразів для розрахунку критеріальних статистик. Спочатку формулюють так звану нулоьву ...