74048

Картина мира средневекового человека в отражении современной медиевистики

Доклад

История и СИД

Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи этноса или субкультуры образом. Восприятие мира обусловленное исторически. Из картины мира вытекает всё остальное и ценности и иерархия и парадигмы научного познания и допустимые способы человеческих действий.

Русский

2014-12-23

36.5 KB

3 чел.

8. Картина мира средневекового человека в отражении современной медиевистики

«Картина мира» сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента  мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом. Восприятие мира обусловленное исторически. Из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры.

 Одним из факторов влиявших на представление о мире в Ср-е, была большая роль с/х в обществе. Постоянно связанный с землёй, средневековый человек не отождествляет  и не противопоставляет себя природе. Он меряет мир своим масштабом,  меру находит в себе. У Вселенной, он находит те же качества, что и у себя. Описание порядка в макрокосме и микрокосме, укладывалось в простую схему – закон творения видели  в аналогии.  Пространство и мир приобретают человеческий облик.

 Понятие времени, в Средние века многозначно: бытовое время: сельскохозяйственный календарь указывал на то, в каком месяце какие работы проводятся. У знати  существовало родовое время. Историческое время: Христианство противопоставило время и вечность. Вечность неизмерима, она – атрибут Бога, а время – его творение, оно имеет начало и конец. Христианство, также особым образом понимало понятие истории. Вся человеческая история делится на две эпохи – до и после Рождества Христова. У неё есть чёткая направленность движения – от Сотворения мира к Страшному суду. В истории человечества 3 главных события, а время – линейно и необратимо. В результате средневековый человек был неспособен увидеть общество и мир развивающимися. Своя деревня, свой маленький мирок представлялись не частью большого мира, а всем миром, целиком. Часто средневековые хронисты, заявляя, что пишут историю всей Франции (или всей Германии, Италии) и начиная свое повествование с Сотворения Мира, переходили на описание мелких, заурядных событий жизни своего городка или своей деревни. Просто "мир" в их понимании как раз и заключался в жизни их микросоциума, а самые заурядные события были безумно важными, влияющими на все мироздание. Пространство в глазах средневекового человека обладает сакральной неоднородностью. Пространство прекрасно совмещало географию физическую и метафизическую.

 Сам человек в Средние века воспринимается, в первую очередь, как существо греховное, причём с самого рождения. Человек восприним.как образ и подобие Бога,венец его творения. Он наделен ответственностью и не должен впадать в грех, помнить о вине человечества и стараться искупить его грехи.

Вершиной социальной структуры средневекового общества является монарх, его власть не зависит от воли управляемых. Власть даруется свыше – она от Бога. Лишь церковь могла определить, когда монарх перестаёт быть божьим ставленником.  

Бытие и поведение людей  определяется их статусом – «естественным правом» в средневековом понимании. Средневековье вообще не признаёт существование человека или группы людей не оформленных юридически. В обществе - четкая иерархия, каждый человек на своем месте по воле Творца. Роль человека зависит не от имущественного состояния, а от правого статуса. В таких условиях роль права в системе в системе общественных связей была поистине огромной. Все важные события подчинялись ритуалу или процедуре, соблюдение которых было обязательно. Средневековое общество представляется иерархичным, пронизанным вертикальными и горизонтальными связями, единым организмом, где каждый член обладает своими обязанностями и правами.

Труд – появился в качестве наказания человека за грехопадение, но в то же время, праздность для христианина – тяжкий грех. Труд – средство спасения от соблазнов и дьявольских искушений, в то же время, для ремесленника или крестьянина-суровая необходимость. Труд угоден Богу, ведь Бог – творец мира. Любая профессия обладала христианским достоинством.

На протяжении средневековья, растет значение денег, но даже для феодалов, богатство являлось, прежде всего, средством социального общения. Огромная роль принадлежала обмену дарами. Дар предполагал взаимность, олицетворял сущность дарителя. Подарки были условием поддержки общественных связей. Огромное значение придавалось щедрости, её показателем являлись пиры. С укреплением королевской власти пиры перестали быть добровольными. Короля угощать надо обязательно.

Феодализм основан на собственности. Отношение к собственности было противоречивым. Ведь если люди, когда-то не знали  собственности и труда, то они не от Бога. Бедность считалась добродетелью. Стремление к наживе осуждалось, поощрялась благотворительность. Доблесть сеньора – это щедрость, богатство – орудие общественного мнения.

Историография: говоря о достижениях отечественной и зарубежной медиевистики в вопросе о картине мира средневек.чел-ка, следует упомянуть имена Ж.Ле Гоффа, в работе «Цивилизации ср.век.Запада» раскрывшего ментальность людей в самом расцвете Ср-я через специфическое ср.чел-ка отн-е к природе, материальную жизнь общ-ва и его групп. Филиппа Арьеса: Предметом его наиболее известной книги «Человек перед лицом смерти» является история отношения к смерти в европейском обществе. Автор трудов, посвященных детству, ребенку и отношению к нему при «старом порядке», преимущественно в XVI—XVIII вв. В своих работах показал, что и отношение к детству, и восприятие смерти суть важные предметы исторического анализа. А.Я. Гуревича, выпустившего ряд работ о картине мира средневекового чел-ка, впервые предложил рассм.средневек.культуру в собств.категориях, больш.внимание уделял не высшим слоям общ-ва, а крест-ву(культура безмолвствующего большинства). Историей ментальностей занимался Юрий Львович Бессмертный (его работы: жизнь и смерть в ср.века, человек в кругу семьи:очерки о истории частной жизни в Европе).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13329. Моделювання матеріалу n – типу провідності на основі Bi - Sb в оптимальному магнітному полі для низькотемпературного охолодження 27 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 2 Моделювання матеріалу n – типу провідності на основі Bi Sb в оптимальному магнітному полі для низькотемпературного охолодження Мета роботи Використовуючи експериментальні залежності коефіцієнтів Зеебека α електропровідності σ ...
13330. Проектування термоелектричного матеріалу для віток термоелемента на основі мікроскопічної теорії явищ перенесення 38 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 3 Проектування термоелектричного матеріалу для віток термоелемента на основі мікроскопічної теорії явищ перенесення Мета роботи На основі макроскопічної теорії явищ перенесення навчитись моделювати напівпровідниковий матеріа
13331. Оптимізація однорідних термоелектричних матеріалів на основі мікроскопічної теорії явищ переносу 79 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 4 Оптимізація однорідних термоелектричних матеріалів на основі мікроскопічної теорії явищ переносу Мета роботи Набути навички визначення оптимальних властивостей матеріалу віток при яких досягається максимальне значення параме
13332. Теоретичне дослідження параметрів термоелектричних речовин при наявності виродження електронного газу 88 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 5 Теоретичне дослідження параметрів термоелектричних речовин при наявності виродження електронного газу Мета роботи Розрахувати основні параметри термоелектричних матеріалів при наявності виродження електронною газу. Методика...
13333. Комп’ютерне моделювання дискретно - неоднорідного термоелектричного матеріалу для секційних термоелементів 26.5 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 6 Комп’ютерне моделювання дискретно неоднорідного термоелектричного матеріалу для секційних термоелементів Мета роботи Використовуючи експериментальні температурні залежності коефіцієнтів Зеебека α електропровідності σ те
13334. Проектування ФГМ для термопарних генераторних елементів 27.5 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 7 Проектування ФГМ для термопарних генераторних елементів Мета роботи Навчитись проводити комп'ютерне проектування оптимально неоднорідних матеріалів для генераторних термопарних елементів в режимі максимальної енергетичної еф
13335. Використання директив резервування та ініціалізації пам’яті 35.25 KB
  Лабораторна робота №1. Тема:Використання директив резервування та ініціалізації пам’яті. Мета:Набути навиків опису простих типів даних;вивчити принцип розміщення даних програми в пам’яті комп’ютера. Короткі теоретичні відомості: Порядок створення програми на...
13336. Обробка масивів у мові асемблер 26.6 KB
  Лабораторна робота №2 Тема:Обробка масивів. Мета:Навчитися описувати масиви у мові асемблер; набути навиків використання масивів їх обробки та виводу на екран. Завдання згідно варіанту: Описати масив розмірністю N10 де N – порядковий номер студента у журналі сто...
13337. Загальна будова, призначення КШМ. Конструкція та матеріали КШМ 622.97 KB
  Лабораторна робота №1 Тема: загальна будова призначення КШМ. Конструкція та матеріали КШМ. Мета: ознайомитись на практиці з призначенням і принципом роботи КШМ. Загальні поняття авто. Автомобільце транспортна безрейкова машина на колісному або пів гусеничному х