74049

Современная историческая наука о феномене Реформации

Доклад

История и СИД

С католической точки зрения, протестантизм представлял собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учений и установлений церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры и попранию моральных норм христианской жизни.

Русский

2014-12-23

77.5 KB

1 чел.

9. Современная историческая наука о феномене Реформации

РЕФОРМАЦИЯ, мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства – протестантизмом. Хронологические рамки 1517 – 1598 гг.

С католической точки зрения, протестантизм представлял собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учений и установлений церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры и попранию моральных норм христианской жизни. С протестантской точки зрения именно Римско-католическая церковь уклонилась от богооткровенного учения и порядка первоначального христианства и тем самым отделила себя от живого мистического тела Христа. 1505 г., начало строительства нового собора Святого Петра в Риме. Инициатор строительства – папа Юлий II. Для продолжения строительства было принято решение собирать средства, за счет продажи индульгенций. Для этого в Германию был направлен монах Иоганн Тецель. Неприятие индульгенций – первая форма открытого протеста против действий руководства католической церкви.

Лютер: главные идеи: (95 тезисов)

Solo fide – «оправдание» (спасение души) не добрыми делами, а «только верой».

Спасение души происходит через «благодать», сходящей к человеку от Бога.

Путь к благодати: «отчаяние, раскаяние, прощение».

Всё необходимое знание о Боге и вере содержится в «слове Божием» - Библии.

Верующие не нуждаются в посредниках между ними и Богом. Они нуждаются в наставлении.

Богатство католической церкви, владение землями, украшение храмов иконами и статуями – богохульство.

Аскетизм, нищенство, целибат – грех гордыни.

 Борьба Лютера

12 – 14 X 1518 – диспут в Аугсбурге (кардинал Каэтан)

15 VII 1520 – папа Лев X предает анафеме Лютера

10 XII 1520 – Лютер сжигает папскую буллу

17 IV 1521 – диспут в Вормсе.

21 V 1521 – «Вормский эдикт»: «Не давать Лютеру ни постоя, ни приюта, ни еды, ни питья, ни лекарства».

1522 – перевод Лютером Библии на немецкий язык.

 

Создание лютеранской церкви:

Порядок «общей кассы»: община верующий содержит молельное здание и приглашает проповедника на собранные деньги.

Вместо священника – проповедник.

Вместо обрядов – проповедь и совместное пение.

Таинства – крещение и причастие.

 

Реформация приобретает политический смысл. Война в Германии(12 пунктов)

VIII 1522 – нападение рыцарей на земли Трирского епископа.

VI 1524 крестьяне с Томасом Мюнцером во главе начинают захват церковных земель.

V поражение крестьянского войска в борьбе с соединенной армией германских князей.

II 1531 – Шмалькальденский союз: 11 протестантских городов, Саксония, Гессен, Мансфельд, Брауншвейг, Готтау.

1535 – «Конституция сопротивления».

1546 – разгром протестантов в Южной Германии. Раскол германии по географическо-религиозному принципу: «Каков государь, такова и вера».

 

Кальвин – главные идеи:

Трансцендентность Бога миру: Бог, в момент создания мира определил всю его историю и в каждый конкретный момент в нее не вмешивается.

Божественное предопределение – каждый человек от рождения предопределен либо к спасению, либо к гибели.

Познать «истину избрания» нельзя.

Правильная жизнь «тождественна» божественным законам.

Кальвин – учение о предопределении:

Богатство, заработанное честным трудом – свидетельство божественного предопределения.

Предопределение тождественно «делу» - передаваемому из поколения в поколение в виде трудовых навыков и богатства.

Богатство, нажитое нечестными способами – свидетельство предопределения к погибели.

Богатство, растраченное на развлечение - свидетельство предопределения к погибели.

 

Реформы Кальвина:

Кальвинистская церковь:

Проповедники: руководители приходов и наставники верующих.

Учителя: осуществляют церковное воспитание, ведут занятия по основам веры для юношества в «воскресных» школах.

Старейшины: выборные представители религиозной общины, помогающие проповедникам в делах веры и управления.

Дьяконы: служители общины, помогающие больным, старым и одиноким, маргиналам.

 

Кальвинистская община:

Конгрегация – коллегия проповедников, решающих вопросы веры и общинной жизни.

Консистория – 6 проповедников и 12 мирян, решающих вопросы управления.

 

Быт

Запрет на «безбожные развлечения»: театр, цирк, свадьбы.

Телесные наказания за «богохульство» и «разврат».

Насаждение «скромности» в одежде и поведении.

Строгое воспитание детей.

Всеобщий контроль и доносительство.

 

Результаты реформ Кальвина;

Краткосрочные: – формирование общества тоталитарного типа, с полным подчинением личности принципам новой религиозности, а общества – «Женевскому папе» - Кальвину.

Долгосрочные:

формирование сознание нового типа, ориентированного на индивидуализм и рыночные отношения;

появление нового целеполагания в жизни – богатства, как меры успеха;

разрушение сословных и корпоративных социальных барьеров, присущих средневековому обществу.

ЦВИНГЛИА́НСТВО — религиозное учение XVI в., распространенное в Швейцарии и Южной Германии. Название произошло от имени основателя учения, швейцарского реформатора Ульриха Цвингли (1484—1531). Позднее его преемник, Булингер, продолжил дело распространения учения. В конце XVI — начале XVII в. Ц. слилось с кальвинизмом.

Основные положения учения: идея об искуплении Христом первородного греха, спасение немногих избранных посредством божественной благодати. Ц. признавало богодухновенность Священного Писания. По мнению последователей Ц. истинным было только то, что подтверждалось в Библии. По этой причине Ц. отвергало христианские таинства (Тайная Вечеря, например, понималась ими чисто символически). У. Цвингли полагал, что первородный грех — это моральная болезнь, но не вина человека. Из этого следовало, что спасение возможно и без крещения.

Реформация в Англии. Англия — страна, известная своими реформаторскими тенденциями. Ещё в XIV веке Библия была переведена на английский язык Джоном Уиклифом, а его последователи — лолларды — скрытно продолжали существовать на острове и вести свою проповедь. В1525 году Уильям Тиндейл напечатал свой перевод Нового Завета, что позволило многим желающим ознакомиться с текстом Библии[1]. Однако решающую роль в Реформации в Англии предстояло сыграть другому человеку. Реформацию в Англии можно в полном смысле назвать «Реформацией сверху», так как во главе её стал английский король Генрих VIII. (у которого был конфликт с Папой из-за развода с Ек.Арагонской). После смерти Генриха на трон взошёл его сын Эдуард VI, которому было лишь девять лет. Регентом при нём стал герцог Сомерсет, имевший явную склонность к протестантизму[4] 1547 году началось причащение прихожан «под обоими видами». В 1549 году священникам разрешили вступать в брак. В 1549 году была введена Книга общих молитв, содержавшая тексты исключительно на английском языке. Эта книга с небольшими изменениями используется в Церкви Англии до сих пор. В богослужении особое внимание уделялось чтению Библии.

Кранмер также участвовал в создании вероисповедального текста, используя советы таких богословов как Джон Нокс. В результате получились «42 статьи», ставшие с1553 года с королевского согласия официальным документом в Церкви Англии. Статьи были кальвинистскими во взглядах на предопределение и причастие. После утверждения этого акта Эдуард VI умер.[5] На трон взошла его старшая сестра Мария, дочь Катарины Арагонской. Этот период известен попытками восстановить католицизм в Англии. В это время более 800 представителей английского духовенства были вынуждены бежать, а 300 человек были казнены, в том числе архиепископ Томас Кранмер и Хью Латимер. Во время казни последний сказал своему товарищу по несчастью: «Имейте веру, мистер Ридли, сегодня мы зажигаем костёр, который осветит весь мир»[6].

Однако правление Марии было недолгим. После её смерти королевой стала Елизавета I, которой для подтверждения своего статуса было необходимо признание реформационных изменений своего отца. Елизавета несколько изменила свой титул на «единственного верховного правителя», что предполагало, что хоть она является административным главой Церкви, однако решение догматических вопросов находится в ведении клира. Были пересмотрели «42 статьи», из которых были исключены три. Оставшиеся «39 статей». От всех пасторов потребовали подписаться под этим документом. С 1571 года и до сих пор используются в Церкви Англии. Попытки католических заговоров против королевы сопровождались массовыми казнями их участников, а победа в войне с Испанией была одновременно и окончательной победой протестантизма в Англии.

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством[37].

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические[прим. 2]. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — церковное движение, возникшее после выдвижения идей Лютера,Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала (орден иезуитов, осн. в 1534), введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом — известна в истории как Контрреформация». Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви. 15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. В булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения.

Историография: по данному вопросу очень обширна. Самый крупный советский специалист по Реформации Моисей Менделевич Смирин — автор более 150 работ, значительная часть которых посвящена рассмотрению сложных вопросов социально-экономической, политической и идеологической жизни Германии XV—XVI вв. Главным произведением Смирина является отмеченная премией монография «Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война». В центре внимания современных исслед. Фигура Мартина Лютера. Ярким исследователем явл.нем.историк Герхард Брендлер анализирует становление теологии Лютера, его новое понимание веры, отношение к таинствам, церкви и священству, новые взгляды на связь Бога и человека, этику и свободу совести - все это дало жизнь новой конфессии внутри христианства - протестантизму и лютеранству. Трудные вопросы теологического учения связываются с политическими.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57441. Простые вещества – неметаллы 54 KB
  Оборудование: сера кристаллическая красный фосфор уголь активированный йод кристаллический медиапроектор презентация. открыты водород и фосфор в конце 18 в. Твердые вещества: бор углерод кремний фосфор сера мышьяк селен теллур йод астат...
57443. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМПЬЮТЕРУ 39 KB
  Цели урока: повторение и обобщение знаний по теме «Устройство компьютера» получение дополнительных знаний по данной теме. Задачи: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимательности, воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
57445. Организация банковского обслуживания на основе банковских пластиковых карт ОАО «Балтийский Банк» 1002.21 KB
  Несмотря на проблемы, в России разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, а рынок банковских платежных карт эксперты называют в числе наиболее перспективных направлений развития банковских услуг для населения.