74066

Государственно-правовое развитие Англии в Новейшее время

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Эволюция государства и права в новейшее время. Основные тенденции развития государства и права в ХХ веке. Новейший период в истории государства и права связан с серьезными изменениями в политической системе многих стран обусловленными глубокими социально-экономическими причинами. Основное назначение современного права состоит в том чтобы сохраняя основные устои общества трансформировать его приспособить к новым общественным потребностям.

Русский

2014-12-23

121 KB

19 чел.

Тема 16.   Государственно-правовое развитие Англии в Новейшее время.

План.

  1.  Эволюция государства и права в новейшее время. Основные тенденции развития государства и права в ХХ веке.
  2.  Государственно-правовое развитие Англии в Новейшее время.
  3.  Право Англии в Новейшее время.

1.  Новейший период в истории государства и права связан с серьезными изменениями в политической системе многих стран, обусловленными глубокими социально-экономическими причинами.

Первая мировая война, Октябрьская революция в России и последующий мировой экономический кризис привели к формированию тоталитаризма. Во многих странах Европы устанавливаются милитаристские, террористические режимы. Апогеем этой тенденции стало установление фашистских диктатур в Италии, Германии, военно-фашистского режима в Японии.

Поражение фашизма во Второй мировой войне привело к постепенному восстановлению демократических принципов государственного и политического устройства.

Отличительной чертой второй половины ХХ века стало образование социалистического лагеря, стран “народной демократии”. Крушение этой системы в начале 90-х гг. явилось дополнительным стимулом формирования демократии в странах Восточной Европы и ряде других регионов.

Большое влияние на государственно-правовое развитие оказали рост интеграционных процессов и усиление роли международных организаций, таких как  ООН, Европейский Союз, ВТО,  НАТО, Лига арабских стран и др.

Для государственного развития большинства зарубежных стран на современном этапе характерны следующие черты:

1) усиление роли исполнительной власти;

2) демократизация политической и избирательной систем;

3) возрастание роли государственного регулирования экономического и социального развития.

Для периода новейшей истории характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях, государственном строе, но и заметная эволюция всей его правовой системы. Эти изменения связаны с процессами развития общества, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения новых общественных задач, обусловленных информационной и научно-технической революцией.    

Основное назначение современного права состоит в том, чтобы, сохраняя основные устои общества, трансформировать его, приспособить к новым общественным потребностям.

Для всех правовых систем современности характерны резкий рост правотворческой активности государственных органов, ориентация на право как общепризнанную и самостоятельную ценность.         

Значительный рост и усложнение законодательства, появление новых законодательных актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Так, только во Франции  после Второй мировой войны  было разработано и принято 19 различных кодексов (трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный и др.).    

Тенденция к систематизации захватила и страны англосаксонской системы права. Так, например, в США в 1926 г. был составлен федеральный свод законов, который периодически (раз в 5 лет) обновляется. Он содержит разделы, инкорпорирующие действующее законодательство, а также разделы, в которых осуществлены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей права     ( Уголовный кодекс, Единообразный торговый кодекс).    

В Англии в широкое распространение получила практика составления консолидированных законов, объединяющих все ранее созданные с внесением в них отдельных усовершенствований.     

Внутри самих источников права резко увеличивается удельный вес актов исполнительной власти. Характерной чертой права стал рост делегированного законодательства, т.е. нормативных актов, изданных исполнительной властью по поручению парламента. Одновременно судебный прецедент не только продолжает применяться (в Англии насчитывается около 300 тыс. действующих прецедентов), но оказывает влияние на континентальную систем - в  судебной практике суды стали руководствоваться решениями высших инстанций по аналогичной категории дел.      

Развитие государственного регулирования экономикой привело к дроблению традиционных отраслей права (гражданского, административного и т.д.) и появлению новых отраслей : патентного, авторского, банковского, страхового и т.д. В то же время необходимость урегулирования всей совокупности сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права: делового права в США, хозяйственного права в Германии и Австрии, экономического права во Франции и Бельгии.    

Под воздействием общественных процессов существенной тенденцией стало некоторое стирание различий между частным и публичным правом. В этой сфере наблюдается массированное вторжение норм административного права в область норм гражданского и торгового права.    

Расширение международных связей стимулировало возрастание роли международного права, его реализацию через внутреннее законодательство (имплементация).

II. Государственно-правовое устройство Англии.

В течение ХХ века в Великобритании сохраняется двухпартийная политическая система, сущность которой заключается в чередовании у власти  двух основных партий. Но ее структура претерпела серьезные изменения.  

Находясь у власти 100  лет, либеральная партия  потеряла часть своих сторонников, которые стали поддерживать консерваторов и лейбористов. С 1945 г. лейбористская партия окончательно вытесняется  либералов   из двухпартийной политической системы. Двухпартийную систему можно считать одним из неписаных конституционных обычаев Великобритании.

Важной особенностью двухпартийной системы является тот факт, что лидеры двух основных политических партий безоговорочно приемлют основы существующего общественного строя и, сменяя друг друга у власти, не ставят цели кардинальных изменений.

Усиление исполнительной власти

К числу важнейших  последствий Первой мировой войны относится дальнейшее законодательное  расширение полномочий правительства. В первый же год войны было приостановлено действие  Хабеас Корпус Акт. В 1914 г. принимается “Акт о защите государства”, передающий на время войны всю полноту власти в руки правительства. По окончании войны он был отменен, однако некоторые права, врученные правительству, применялись и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике предоставления правительству чрезвычайных полномочий.    

В 1920 г. был принят постоянно действующий «Акт о чрезвычайных полномочиях». В необходимых  условиях  правительство  может применять любые меры, необходимые для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Акт позволяет применять его и против забастовок. (В редакции 1964 г. он предусматривает предоставление правительству чрезвычайных полномочий в любых сложных условиях).

Накануне Второй мировой войны, в 1939 г., парламентом   принимается новый Акт о чрезвычайных полномочиях,   дающий  правительству право на   издание   любых  предписаний, необходимых для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка. Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент фактически передал ему   законодательную власть. Получает распространение так называемое “делегированное законодательство”.

“Делегирующий акт” наделял исполнительную власть правом издавать нормы в “развитие закона”, а в случае необходимости, и изменение самого закона. Парламент   практически   утратил   контроль   над деятельностью правительства. Палата общин лишилась ведущей роли в осуществлении политической власти. Делегированное законодательство является одним из проявлений всемогущества кабинета министров, который при помощи партийной   системы   контролирует палату общин.

Право премьер-министра в  любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета.  Результатом этого является то, что кабинет может сначала действовать, а потом уже ожидать одобрения парламента.     

Одновременно происходит усиление роли премьер-министра, получившего  возможность самостоятельно осуществлять все важнейшие назначения, определять порядок работы кабинета, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и т.д. Это позволяет говорить о том, что система “правления кабинета” была заменена “системой правления премьер-министра”, и даже о “президентском стиле правления”.

Актом о министрах короны (1937 г.) фактически было установлено существование премьер-министра и его оппонента – лидера оппозиции («теневой премьер- министр»).

Несмотря на это, палата общин располагает достаточными рычагами воздействия на правительство – например, вотум недоверия (хотя в ХХ в. это произошло лишь дважды – в 1924 и 1979 гг.). Еще одним рычагом воздействия является учрежденный в 1967  г. институт парламентского уполномоченного (омбудсмана), который от имени парламента проводит расследование различных нарушений в учреждениях исполнительной власти.  

Изменения в избирательном праве

В XX веке было принято несколько избирательных законов,     осуществлявших демократизацию избирательною права.

Согласно закону 1918 г. право голоса получали все лица мужского пола, достигшие 21 года, имеющие  ценз оседлости 6 месяцев, женщины -  если   достигали   возраста   30  лет, владели недвижимостью,  либо   состояли   в   супружестве   с лицом, удовлетворяющим последнему условию. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.

 Закон 1929 г. предоставил  женщинам  равные  с мужчинами избирательные права.  «Акт о народном представительстве» (1948 г.) отменил двойной вотум.              Наконец,   в   1969  г.  был принят  Акт   о  народном  представительстве, которым возрастной ценз снижается до 18 лет.                                     

Роль короны и палаты лордов    

До настоящего времени частью политической системы и государственного аппарата являются корона и палата лордов, хотя и их статус и  изменился.

Закон 1949 г. об изменении Акта о парламенте 1911 г. сократил до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей. Он  имел целью ослабить власть верхней палаты (1195 человек), в которой  некоторые члены годами не являлись на заседания, пользуясь тем, что для кворума необходимо всего три человека.

В 1999 г. правительство внесло законопроект о лишении права решающего голоса наследственных лордов (759 человек). Вместе с тем значительно выросло число пожизненных пэров (с 1958 по 1987 гг. назначено 544 человека). С этим предложением согласились и корона, и сама палата лордов. Согласно закону от 8 марта 2007 г. Палата лордов также подлежит избранию, как и палата общин. Вместе с тем  верхняя палата еще достаточно сильна. Она остается  высшей  апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобритании. (Судебный состав – лорд-канцлер и 11 лордов-юристов). Она также способна оказывать и сильное политическое давление.

Другая конституционная реформа была направлена на ограничение полномочий британского парламента. До этого он был правомочен законодательно регулировать любую сферу жизни Великобритании. В государственное устройство были введены элементы федерализма с размежеванием полномочий между центральными властями и властями Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Были изъяты из ведения британского парламента решение ряда вопросов относящихся к Шотландии и Уэльсу. Оно было передано законодательным собраниям этих национальных регионов Великобритании начавших работу в 1999 году.

Своеобразное место в политической системе занимает корона, которая остается символом стабильности Британии. Формально сохраняются многие прежние королевские прерогативы и важнейшая из них – право назначения премьер-министра. Однако оно  ограничено тем,   что   новый   премьер-министр   должен располагать большинством в  палате общин и суметь сформировать кабинет министров. Если лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово монарха имеет решающее значение. Сохраняются и другие полномочия монарха: санкция на законопроекты, созыв и роспуск  парламента, пожалование  титула пэра и др..

Несмотря на то, что все  эти полномочия считаются простой формальностью, благодаря своим правам монархия может оказать серьезное влияние на политику.        

Полицейские и судебные органы  

Руководство полицией осуществляется Министерство внутренних дел, хотя полиция является муниципальной. Закон о полиции 1964 г. наделяет министра внутренних дел правом проводить слияния полицейских формирований, определять размер бюджета местной полиции. Акты о предотвращении терроризма (1974, 1975, 1979 гг.), закон о полиции 1986 г. дали полиции широкие полномочия по проведению арестов “подозрительных лиц” и лиц, “заинтересованных в терроризме”, а также контролю за общественными мероприятиями.    Однако позже,  права полиции были несколько ограничены (закон о полиции 1994г.).

Исправительная система, руководимая специальной комиссией министерство внутренних дел, состоит из тюрем трех видов: местных, региональных (графских) и центральных. Тюремный режим может меняться в зависимости от поведения заключенного. В отношении нерецидивистов применяется «борстальная» система отбывания наказания, при которой администрация может уменьшить срок лишения свободы для заключенного.  

Законом 1990 г. был создан новый для страны институт адвокатуры. Законодательством 1960-1970 гг. для присяжных был отменен имущественный ценз, снижен возрастной ценз до 18 лет, отменен принцип единогласия (но «против» могут быть только 2 человека, состав может быть менее 12 человек).      

Реформа местного самоуправления   

В области местного самоуправления происходит усиление контроля центральных органов за деятельностью советов в городах и графствах. Основным рычагом воздействия на деятельность органов местного самоуправления стала их финансовая зависимость от центра. Акт 1929 г. о местном самоуправлении предоставил правительству право ограничивать размеры дотаций, если оно считало действия органов самоуправления “нецелесообразными”. А закон 1993 г. о местном самоуправлении подробно определил порядок их деятельности -  любое их действие, выходящее за рамки закона, рассматривается как превышение полномочий и является недействительным.     

Образование Британского содружества    

В 1917 г. за английскими доминионами был признан статус автономных государств в составе Британской империи, а в 1923 г. за ними было признано право на самостоятельную внешнюю политику. В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший объединение английских доминионов в “Британское содружество наций” и определивший их взаимоотношение.

В 1949 г. был изменен принцип Вестминстерского статута, определявший, что “члены Содружества объединены общей верностью короне”. Английский монарх стал рассматриваться как “символ свободной ассоциации независимых наций – членов Содружества и главой Содружества”.   

3. Особенности развития правовой системы Великобритании

В ХХ веке право Великобритании развивается по пути создания консолидированных актов с сохранением роли и значения прецедентного права. Различия в праве и судоустройстве Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии отражают исторически сложившиеся особенности, закрепленные, прежде всего, в нормах обычного права и судебных прецедентов.

Великобритания не знает одновременного созданного акта в качестве конституции. По форме британская Конституция имеет комбинированный характер и слагается из двух частей - писаной и неписаной. Выражение "писаный" закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин "неписаный" употребляется для обозначения закона, не принимавшегося парламентом.

Писаная часть включает в себя статутное право, т.е. законы парламента, регулирующие вопросы конституционного характера, и судебные решения (прецеденты), носящие тот же конституционный характер. Статутное право носит фрагментарный характер, насчитывается около 4000  законов (о составе, взаимоотношениях и полномочиях парламента - 1911, 1948гг., акт о пэрах 1963г.), о правовом положении личности (Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г.), об избирательном праве (1949 г., 1969 г., 1974 гг. и др.); о местном управлении (1972 и 1985 гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта, наравне с другими вопросами. Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.

К неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Они рассматривают королевские прерогативы, регулирующие назначение министров, "коллективную ответственность" кабинета, роспуск парламента и др. Не существует точного списка конституционных соглашений.

Своеобразная форма британской Конституции относится к числу гибких, т.е. изменяемых с соблюдением обычной процедуры в парламенте или в практике обычного судопроизводства. Следующая особенность - отсутствие органов конституционного контроля, т.к. невозможно сопоставить издаваемые акты и судебные решения с уже действующими. Тем более нельзя определить, соответствует ли издаваемый акт конституционным соглашениям, нигде юридически незафиксированным.

Из характера Конституции вытекает и то, что труды ученых-юристов признаются за источник конституционного права, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализ писаных и неписаных норм конституции.

Особенности Конституции оказали важное влияние на английское право, которое, несмотря на унитарность государства, имеет отличительные черты в Северной Ирландии и особенно в Шотландии.

Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, статуты   и акты делегированного законодательства.

В системе судебных прецедентов различают нормы общего права, которое и ныне играют основную роль, и нормы права справедливости. В ходе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, часто противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т.п.

На протяжении ХХ века среди источников английского права существенно возросла роль делегированного законодательства, особенно в здравоохранении, образовании, социальном страховании. Высшей формой делегированного законодательства считается "приказ в Совете", издаваемый правительством от имени монарха и тайного совета (совещательного органа при монархе, включающего высших должностных лиц Великобритании).

В Англии отношение собственности регулируется законами, принятыми в 1925 г. (закон о собственности, об управлении имуществом и др.). Большое развитие получил институт доверительной собственности, управляемой в пользу третьих лиц (благотворительные фонды, управление наследственным имуществом, имуществом недееспособных лиц и др.).Обязательства разделяются на возникающие из договоров и из правонарушений. Среди оснований возникновения обязательств выделяют нарушение правовладения, различные посягательства на права личности (обман, клевета, причинение ущерба). Применительно к некоторым видам обязательств и правонарушений действует принцип "строгой ответственности", согласно которому требуется установить лишь факт причинения вреда, но нет необходимости доказывать субъективную вину правонарушителя. При заключении договоров большое значение придается соблюдению стандартных условий, регулируемых, как и обязательства, в основном, нормами прецедентного права.

На регулирование деятельности компаний направлен Закон о компаниях 1985 г., снабженный подзаголовком "Закон, предназначенный для консолидации большей части законов о компаниях". Он регламентирует вопросы учреждения и регистрации компаний, их слияния и разделения, определяется юридический статус компаний (преобладают компании с ограниченной ответственностью), устанавливает правовые рамки предпринимательской деятельности, полномочия правления и должностных лиц компаний, порядок осуществления контроля за их деятельностью, способы ликвидаций компаний (27 разделов, 747 статей и 25 приложений). Закон о промышленном развитии 1968 г. предусматривает оказание финансовой поддержки отдельным наиболее эффективным отраслям производства и содействие развитию районов с неблагоприятной экономической конъюнктурой. Торговые и финансовые отношения регулирует Закон о векселях 1881г. и Закон о потребительском кредите 1974 г., разрешающий многие вопросы кредитования, продажи товаров и др.

Важной сферой законодательного регулирования стало антимонопольное законодательство. Это закон об ограничительной торговой практике 1976 года, закон о перепродаже товаров 1976 года, закон о конкуренции 1980 года. Они упростили и усовершенствовали правовые средства борьбы с монополистической деятельностью. Теперь к разряду монополистских действий отнесена и поставка на рынок лишь одной четверти произведенной продукции.

Источником трудового права являются и кодексы практики. Они составляются государственными органами и содержат рекомендации и предписания.

      Семейные отношения регулируются целым рядом законов (о браке 1949 г., о реформе семейного права 1969 и 1987гг.,  о признании брака недействительным 1971 г., о разводе и отдельном проживании супругов 1971 г.,  об имущественных отношениях супругов 1973 г., о брачно-семейных делах 1979 г.,  о судопроизводстве по брачно-семейным делам 1984 года, «О собственности замужних женщин», «О деликтной ответственности супругов в отношениях между собой».

Эти законы ввели не только новые нормы, но и сохранили некоторые традиционные. Законодательно установлено, что для заключения брака (в гражданской или церковной форме) требуется соблюдение ряда условий, без чего брак не может быть признан действительным:  добровольность; отсутствие брачных отношений; достижение 16-летнего возраста (до 18 лет с согласия родителей или опекунов), отсутствие однополости и близких родственных отношений,

Понятие «близкого родства» в праве Великобритании трактуется более широко, чем в других европейских странах. К числу близких родственников относятся теща, падчерица, невестка, на которых нельзя жениться. В то же время из «близких родственников» исключены кузин и кузина (двоюродные брат и сестра), для заключения брака с которыми нет препятствий.

Установлено и еще одно совершенно новое условие, необходимое теперь для вступления в брак -  согласие обоих супругов на сексуальные отношения.

Законодательно предусмотрены совместное проживание супругов, их взаимопомощь и равные права при решении семейных и хозяйственных дел. Однако жена имеет право и на самостоятельное проживание.

Если женщина вступает в брак с иностранцем, она может поменять не только фамилию, но и гражданство. Допускается и фактическое разделение семьи при одностороннем без развода оставлении женой мужа. Мужу в этом случае приходится раскошеливаться, чтобы его «половина» имела средства для существования.

Законодательство упростило процедуру развода. В частности отменено положение о том, что церковный брак может быть расторгнут только специальным актом парламента. Уравнены имущественные права лиц, находящихся в законном браке, но сохранена норма о том, что муж обязан оплачивать долги своей жены.

Сохранен и принцип раздельного владения супругами имущества, которым они обладали до бракосочетания.

Ныне действующее законодательство изменило правовой статус внебрачных детей, уровняв их с законнорожденными. Теперь отец внебрачного ребенка обязан выплачивать алименты на его содержание. Если он не делает этого добровольно, на помощь ребенку может прийти суд.

В Великобритании сохраняется положение о правовой ответственности родителей за действия несовершеннолетних детей (до 18 лет). А жестокое обращение родителей с детьми может быть квалифицировано как уголовное преступление.

Наследование имущества возможно как по завещанию, так и по закону. Еще Закон о завещаниях 1857 г. придает обязательную силу завещанию, составленному в письменной форме в присутствии двух свидетелей.

Особенностью британского трудового законодательства является то, что оно не регламентирует многие вопросы трудовых отношений в общегосударственном масштабе. Они  регулируются законодательством и прецедентным правом, которое формируется в ходе судебного разбирательства трудовых споров. В некоторых отраслях важнейшие условия труда (заработная плата, продолжительность рабочего времени, условия труда и др.) закрепляется в коллективных договорах; в других отраслях существуют лишь индивидуальные трудовые соглашения. К ним можно отнести Законы о профсоюзах и трудовых отношениях 1974 и 1976 гг., о защите занятости 1975 и 1978 гг., о занятости 1980, 1982 и 1988 гг., о заработной плате 1986 г.  закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 года и другие акты.

В 1980 году парламент принял закон о занятости, который запретил стачки солидарности и ограничил при выяснении производственных отношений мирное пикетирование как форму протеста.

В 1982 году был принят еще один закон о занятости, отменивший правило о преимущественном приеме на работу членов профсоюза, занимавшего ведущие позиции на предприятии.

В ХХ веке в Англии получила развитие система социального обеспечения, были созданы национальная служба здравоохранения, национальное страхование. К числу основных законов в этой области можно отнести закон о национальной службе здравоохранения 1977г., Закон о социальном обеспечении 1985г., Закон о хронических больных и инвалидах 1970г., Закон о несчастных случаях на производстве и профессиональных болезнях 1975г.

За последнее десятилетие большое развитие получило законодательство об охране окружающей среды. Наиболее важными являются Законы о контроле над загрязнением окружающей среды 1974г., Закон о защите и использовании вод 1973г., Закон о контроле над загрязнением атмосферы 1978г.  законы о защите диких животных и растений 80-90-х годов.

Созданная в 1965 году комиссия провела значительную работу по систематизации уголовного права, подготовила проект уголовного кодекса (1985 г.), но утверждение его парламентом затянулось.

К числу важнейших действующих законов могут быть отнесены:

- Закон об уголовном праве 1967 г. который отменил деления преступных деяний на фелонию и мисдиминоры. Ранее, 1945 г., были отменены различия между фелонией и "тризном". Была определена новая классификация преступных деяний - "арестные", за которые грозит срок свыше 5 лет, и  "неарестных". Классификация проводится и по процессуальным основаниям.

- Закон о преступном покушении 1981 г.;

- Закон о компетенции уголовных судов 1973 г.;

- Закон об исправлении правонарушителей 1974 г.;

- Закон об убийстве 1957г.;

- Закон о преступлениях против личности 1861 г.; Закон о похищении детей 1984 г.; Закон о краже 1968 и 1978 гг.; Законы об охране государственной тайны (официальные секреты) 1911,1920, 1939 и 1989 гг.;

- Законы о злоупотреблении наркотиками 1971 г. и о преступном распространении наркотиков 1986 г. и др.

Они привели к отмене некоторых правил общего права, хотя полного отказа от них не произошло (например, при определении составов преступлений, вины, недонесения об измене). Состав преступлений теперь определяется законодательными актами. В 80-90-е годы продолжилась реформа уголовного права в сторону его гуманизации и оптимизации.

Система наказаний - лишение свободы, пробация ("испытание", условное осуждение до трех лет) и штраф. В качестве дополнительных наказаний - лишение прав на вождение автомобиля, на занятие определенной деятельностью, выполнении работ в общественных интересах и др. Смертная казнь отменена (временно в 1965 г., постоянно 1969 г.). Продолжают действовать статусы, предусматривающие смертную казнь за государственную измену, пиратство и поджог королевских домов, но смертные приговоры по ним уже не выносятся. С 1948 г. отменены каторжные работы.

Источниками уголовно-процессуального права в Англии служат, законодательные акты, регулирующие также и вопросы судоустройства. К ним  относятся законы о Верхнем суде 1981 г., о магистратских судах 1980 г., о судах графств 1984 г., о присяжных 1974 г.,  о преследовании за преступления 1985 г., об отправлении правосудия 1985 г., о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г.,  о судах и юридических услугах 1980 г. и др.

Уголовный процесс строится на основе принципа состязательности.

Судебная система.

В 70-90 гг. ХХ в. в Англии были проведены важнейшие реформы судоустройства. (Закон о судах 1971 г.) Система высших судов Англии, структура и юрисдикция регулируется Законом о Верховном суде 1981 г. Кроме того,  первым в системе судов признается Европейский суд (с 1972 г.)    

Высшая судебная инстанция - Палата лордов. Она принимает к рассмотрению апелляции, главным образом, по вопросам права, на постановления по гражданским и уголовным делам - Англии и Уэльса, а также Шотландии (только по гражданским делам). Дела  рассматривают не менее трех лордов. Принятое большинством голосов заключение суда Палаты лордов передают в суд,  который и выносит окончательное решение.

Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый лордом-канцлером, включает в себя три самостоятельных судебных учреждения:

- Апелляционный суд (Рассматривает апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд-главный судья, и до 18 лордов - апелляционных судей).

-  Высокий суд (три отделения - королевской скамьи, канцлерское и семейное). В него входят лорд-канцлер, ряд высших судебных деятелей, а также  рядовые судьи. Отделение королевской скамьи рассматривает в первой инстанции наиболее сложных гражданских дел и апелляций на приговоры низших судов по уголовным делам. Канцлерское отделение  рассматривает в качестве первой инстанции дела, связанные с управлением имуществом, деятельностью компаний, банкротством. Семейное отделение рассматривает жалобы на решение судов по вопросам семейных отношений: развода, опеки, алиментов).

-  Суд короны (1971г.) Рассматривает по первой инстанции (с участием присяжных) дела о более серьезных преступлениях, а также апелляции на приговоры и решения. В качестве судей выступают судьи Высокого суда, окружные судьи и рекордеры – судьи  "по совместительству".

Низшие суды - суды графств и магистратские суды. Они могут приговаривать лишь к штрафу либо лишению свободы на срок до 6 месяцев. Магистраты (мировые судьи) не являются профессиональными юристами и рассматривают дела лишь в коллегиях из двух-трех человек. Платные магистраты (юристы) рассматривают дела единолично.

Наряду с судами общей юрисдикции, есть и специализированные суды, которые носят название трибуналов (имеют второстепенное значение).

Судейские должности назначаемы. Судья - юрист не менее чем с 10-ти летним стажем. Адвокаты делятся на барристеров и солиситеров. Первые выступают в  суде, вторые готовят дела к слушанию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48991. Основные проблемы теоретической фонетики 156.5 KB
  Британские типы произношения и их фонетические особенности. Фонетические особенности американского произношения G в сопоставлении с британским RP. Современные тенденции английского произношения. Классификация диалектов и вариантов произношения английского языка.
48992. Аналіз рентабельності окремих видів продукції 531.5 KB
  Теоретичні основи аналізу рентабельності окремих видів продукції. Рентабельність продукції як критерій формування виробничої програми. Фактори які впливають на рентабельність окремих видів продукції.
48995. Контурно-графічний аналіз результатів двохфакторного експерименту 396.5 KB
  Автоматизація господарського обліку з використанням баз даних Ключові слова: науковими програмами дослідження проблеми. Аннотация: Досліджено еволюцію існуючих форм і технологій ведення обліку. Визначено провідні тенденції в розвитку компютерних технологій ведення обліку й обгрунтовано підходи щодо їх побудови з використанням баз даних. Запропоновано архівнокомп'ютерну форму обліку на основі автоматизації банком поточного архіву електронних документів планового облікового та нормативнодоговірного характеру.
48996. Розробка шляхів підвищення ефективності операційного менеджменту ІФД УДППЗ «Укрпошта» 618 KB
  Теоретикометодичні основи дослідження системного аналізу Поняття системи і системного аналізу Сутність системного аналізу Класифікація методів та прийомів системного аналізу Аналітична частина.
48997. Массовые коммуникации (Public Relations) 204.56 KB
  Public Relations, СО, Связи с общественностью — комплекс мероприятий по продвижению человека, компании, общественного движения, партии и пр., основанных на предоставлении общественности информации и сотрудничестве с ней. На сегодняшний день, существует более пятисот определений PR.
48998. Профессиональная диагностика 532.5 KB
  Ставится задача создания системы специализированной подготовки профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Введение профильного обучения –- одно из важных направлений модернизации российской школы. Создание системы информационной организационной и педагогической деятельности для профессиональной мотивации школьниками способствует определению ими профиля обучения и выбора сферы деятельности. С сентября 2003 года в школьную систему было...
48999. Оценка стоимости квартир 582.5 KB
  Искусственные нейронные сети НС имеет клеточную структуру и состоит из клеток – нейронов сгруппированных в нейронные ансамбли и сети. Искусственные нейронные сети Нейронные сети представляют собой сеть элементов математических нейронов связанных между собой синоптическими соединениями. Работа сети состоит в преобразовании входных сигналов во времени в результате чего меняется внутреннее состояние сети и формируются выходные воздействия.