74067

Соединенные Штаты Америки в Новейшее время

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государственное развитие США в Новейшее время. Право США в Новейшее время. Право США в Новейшее время. Особенности государственного развития США в Новейшее время.

Русский

2014-12-23

137.5 KB

4 чел.

Тема 17 . Соединенные Штаты Америки в Новейшее время.

План.

  1.  Государственное развитие США в Новейшее время.
  2.  Право США в Новейшее время.

 

Тема 17. Право США в Новейшее время.

План.

  1.   Особенности государственного развития США в Новейшее время.
  2.  Право США в новейшее время.  

Эволюция американской конституции

Конституция 1787 года остается неизменной до настоящего времени. За время существования США к ней было предложено более 10000 поправок, но принято лишь 28. Из них действующими являются 24. Конституционное законодательство США этого периода мало затронуло структуру конституционных органов и их компетенцию. Главным образом поправки были связаны с институтом президентства. Поправка ХХ ( 1933 г.) уточнила порядок вступления президента в должность, ХХII поправка (1951 г.) ограничила время пребывания на посту президента двумя сроками, XXV поправка (1967 г.) предоставила вице-президенту возможность при определенных обстоятельствах занимать пост президента.    

Другое направление конституционных изменений связано с демократизацией избирательного права. Поправки к Конституции предоставили  женщинам право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (1920 г., XIХ поправка), избиратели округа Колумбия получили право участвовать в выборах (1961 г., XXIII поправка). Запрещалось ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты ими налогов, (1964 г., XXIV поправка), предоставление избирательных прав с 18-летнего возраста (1971 г. ,XXVI поправка).      

Законодательство об избирательных и гражданских правах  

В 1957-1965 гг. в США под  нажимом движения негритянского населения против расовой дискриминации принимаются: Закон о гражданских правах (1957 г.), Закон о гражданских правах (1964 г.), Закон об избирательных правах (1965 г.), которые запретили расовую сегрегацию, дискриминацию в общественной и политической жизни и установили некоторые гарантии избирательных прав.    

На основе федерального законодательства соответственно демократизировались избирательные законы в отдельных штатах. Хотя проведенные преобразования и не устранили все ограничения, действующие в отдельных штатах, тем не менее, они сделали избирательное право в основном равным и всеобщим.   

Заметные успехи наметились и в области выравнивания других гражданских прав белого и цветного населения. В 60-70 гг. принимаются законы против расовой дискриминации в сфере образования, бытового обслуживания, трудовой деятельности.  

    

Изменения в государственном аппарате

Одной из важнейших тенденций является  централизация государственной власти. Важнейшим ее проявлением стало расширение правомочий общефедеральной исполнительной власти во главе с президентом,  создание весьма разветвленного  профессионального аппарата. Уже в начале XX века президент имел под своим началом большой бюрократический аппарат управления. К этому времени в США действовали по меньшей мере 3 типа государственных учреждений:

1) департаменты (министерства), возглавляющие отдельные отрасли управления.

2) “национальные  агенства”  - учреждения,  близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых;

3)  разнообразные временные “комиссии”, “бюро”, “советы”, “коллегии”, “администрации”, создаваемые на время для выполнения определенных задач.     

Усиление централизации государственной власти нашло отражение и в порядке назначения высших должностных лиц. В соответствии с конституцией назначение президентом глав департаментов, послов и других высших должностных лиц требует предварительного согласия сената; назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом, замещение всех второстепенных постов сенат может доверить президенту. На практике роль президента, как правило, оказывалась более значительной. Этому косвенно содействовало установившееся еще в XIX веке фактическое деление аппарата управления на “гражданскую службу”, состоящую из чиновников-профессионалов, и “правительственную службу”, состоящую из лиц, назначаемых вновь пришедшим к власти президентом и уходящих вместе с ним (так называемая “система добычи”). На образуемые ими  коллегиальные органы обычно не возлагается солидарной ответственности. Они считаются доверенными лицами президента и несут ответственность перед ним. И сенат обычно признает это.   

Государственные службы, сконструированные таким образом,    оказывались  вне действенного государственно-правового контроля. Недовольство граждан данной политикой вынудило конгресс заняться его реформированием. Закон о гражданской службе Пендлтона (1883 г.) установил принципы комплектования федеральных государственных служб.   Предусматривались открытые конкурсы - они должны представить о себе положительные отзывы минимум 20 американцев, известных своим достойным поведением, экзамены на замещение должностей, запрещение увольнения по политическим мотивам. Контроль за выполнением закона возлагался на независимый орган - комиссию гражданской службы (КГС). А к самим федеральным служащим предъявляются суровые требования относительно их доходов, чтобы провести сравнение соответствия их доходов и расходов.

Федеральные служащие обязаны указывать все источники своих доходов, кроме зарплаты, в том числе подарки себе или членам своей семьи стоимостью свыше 35 долларов. Они обязаны также представлять отчет о том, откуда они взяли средства на оплату своих поездок, развлечений, обедов стоимостью свыше 350 долларов.

К этому их обязал закон «Об этике» 1978 года. Он также запретил им иметь побочные доходы, которые превышают 15% их годового заработка (весьма приличного).

Закон также запрещает вышестоящим чиновникам принимать подарки от нижестоящих, которые имеют меньшую зарплату. При нарушении вышеуказанных установлений федеральный служащий немедленно увольняется от должности.

Во многом благодаря этому закону, а также другим принятым позже нормативным актам в США удалось избежать формирования коррумпированной касты чиновников, однако  это не привело к исчезновению “системы добычи”.

Не   выполнялся и принцип недопустимости и увольнения по политическим мотивам. В 1939 г. законом Хэтча “О политической деятельности” запрещалось участие государственных служащих в “политических кампаниях”. В 1947 г. в соответствии с приказом президента Трумэна комиссия гражданской службы должна была проверять политическую благонадежность кандидатов   на   государственные  должности. Данная практика получила название политики маккартизма (по имени сенатора Маккарти, возглавлявшего комиссию по проверке благонадежности). Еще более ужесточил эту практику приказ  президента Эйзенхауэра (1953 г.) “О проверке политической благонадежности и лояльности государственных служащих”, предусматривающий возможность их досрочного увольнения. Впоследствии   эти   приказы   перестали   применяться, но их воздействия сказываться и сейчас.

При президенте США функционируют различные консультативные и координационные органы. Среди них и Совет национальной безопасности, в который входят президент, вице-президент, государственный секретарь и министр обороны.

А аппарат Совета возглавляется помощником президента по вопросам национальной безопасности.

В США нет единой государственной службы. Кроме федеральной, каждый штат имеет свою.

Исполнительные приказы президента имеют целью конкретизацию принятых законов. Одновременно они рассматриваются и как «делегированное законодательство».

Структура государственного управления обусловлена федеративным устройством США. К середине ХХ века особую значимость приобрели такие государственные учреждения, как Федеральное бюро расследования, Центральное разведывательное управление, Совет национальной безопасности, Министерство обороны. Президенты, опираясь на них, получили возможность принимать важные государственные решения, превышая при этом свои полномочия, предоставленные им конституцией. Особенно это сказывалось в решении вопросов о войне и мире. Президенты неоднократно, без предварительной санкции конгресса, отдавали приказы о начале военных действий. Весьма авторитарно вела себя исполнительная власть и внутри страны. Показательно в этом отношении ее вторжение в область законодательства. Посредством так называемых “исполнительных приказов”, формально призванных конкретизировать исполнение принятых законов, президенты, по существу, приобрели право на “делегированное законодательство”. В ХХ в. в США возросла роль Министерства юстиции и прокуроров (атторнеев) по контролю за соблюдением законности.                                

В итоге централизация привела к усилению федеральной  власти во главе с президентом. Вместе с тем усиление исполнительной власти не означало подмены ею других ветвей власти. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном системы “сдержек и противовесов”. Здесь особое значение имеют финансово-бюджетные права конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.      

Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений  

Уровень развития американского общества сделал необходимым отказ от принципа “невмешательства” и переход к государственному регулированию экономических и социальных отношений. В 1906 г. создается Министерство торговли и труда, призванное  регулировать торговлю между штатами и реализацию антитрестовского законодательства.    

В 1913 г. для контроля за банковской деятельностью была создана Федеральная резервная система. Она должна была контролировать выпуск денежных знаков, устанавливать банковский процент по кредитам,  выполнять функции налогового органа.    

После вступления США в Первую мировую войну усилилось влияние государства на экономику. В 1917 г. закон о контроле над производством, сырьем и топливом предоставил президенту США широкие права для снабжения армии и флота. Для координации снабжения было создано Военно-промышленное управление, для регулирования социальных отношений – Военно-трудовое управление.     

“Великая депрессия” и Вторая мировая война еще больше усилили  государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь страны.   

Решающим шагом в формировании системы государственного регулирования стало создание антикризисного механизма. Необходимость в нем была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил сильнейший экономический кризис, охвативший все основные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%,  17 млн. человек остались без работы. Новый президент Франклин Делано Рузвельт (1882 – 1945 гг.) выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей название  “Новый курс”.

Одной из первых задач “Нового курса” стало реформирование банковской системы страны для стабилизации денежной системы. Был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, а крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.    

В 1933 г. был принят закон о банковской деятельности, предусматривающий страхование вкладов (для федеральных банков  оно было обязательным, для банков штатов – добровольным). К 1934 г. 80% всех вкладов были застрахованы.

Задача оздоровления промышленности возлагалась на специально создаваемое учреждение – “Национальную администрацию восстановления промышленности” (НИРА). В соответствии с Законом о восстановлении национальной экономики (1933 г.) вся промышленность была разделена на 17 групп. Деятельность каждой группы регулировалась так называемыми “кодексами честной конкуренции”, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и некоторые другие условия. В отношении этих предприятий было приостановлено действие антимонопольного законодательства. Однако это распространялось только на крупные предприятия.

В сельском хозяйстве учреждается “Администрация регулирования сельского хозяйства” (ААА), которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве (12 мая 1933 г.) наделялась  правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня   1909-1914 гг. за счет оплачиваемого сокращения посевных площадей, поголовья скота. Был принят также закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по задолженности и продливший сроки погашения кредитов.  

В 1936 г. был принят закон о сохранении плодородия почв и о квотах внутреннего рынка, финансово стимулировавший  фермеров к сокращению посевов культур, истощающих почвы.   

В  целях  уменьшения безработицы,  принимаются экстраординарные меры, осуществление которых возлагается на “Федеральную администрацию    чрезвычайной помощи”, замененную вскоре “Администрацией развития общественных работ”. Безработных направляли в создаваемые специальные организации (“трудовые лагеря”), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д.

Проведение “Нового курса” потребовало мобилизации значительных   денежных   ресурсов,   которыми (это было важнейшим фактором успеха)  распоряжалось правительство Рузвельта.

В этот период наметились важные изменения в трудовом и социальном законодательстве. Закон Норриса-Лагардия (1932 г.) ограничил возможность применения “судебных предписаний” по поводу трудовых   конфликтов,  фактически запрещавшим любую забастовку. Предпринимателям запрещалось заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их  не вступать в профсоюз.

В 1935 г. был принят закон Вагнера, легализировавший  деятельность профсоюзов, и участие в легальных забастовках. Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах (принцип “закрытого цеха”). Для контроля за его выполнением  создавалось Национальное управление по трудовым отношениям, состав которого назначался президентом с одобрения сената. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали наказанию  штрафом  до 5000 долларов  или тюремному заключению до 1 года.

В 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым федеральным нормативным актом такого рода. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США по достижению  65-летнего возраста при условии “…если его общий заработок … превысит 3000 долларов. Пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого заработка…”. Для формирования пенсионного фонда устанавливался новый ежегодный налог для  работающих по найму  и  предпринимателей.

Закон о справедливых условиях (1938 г.) установил максимальную продолжительность рабочего времени и минимум зарплаты (с 1990 года - 4,25 доллара).   

После Второй мировой войны неоднократно предпринимались попытки ревизии “Нового курса”. В 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли, действующий до сих пор и направленный на предотвращение политизации профсоюзов. Отныне предупреждение о забастовке должно делаться за 60 дней до ее начала. Президент наделялся правом в любой момент приостановить забастовку на 80 дней (“охладительный период”). Запрещалось участие в стачках государственных служащих. Не допускались стачки солидарности, стачки, создающие угрозу “национальным интересам страны”. Отменялся принцип “закрытого цеха”.

2. Развитие правовой системы США в Новейшее время

Важнейшее отличие американской правовой системы - предопределяющее значение конституции в качестве основного источника права. Основная тенденция в дальнейшем развитии американского права - возрастание роли законодательства при сохранении принципиального значения  решения Верховного суда США.

Соотношение федерального законодательства с законодательством штатов было определено в Конституции, однако оно не раз подвергалось существенным изменениям.

Возрастанию роли федеральных законов в значительной мере способствовали различные социальные программы -  по образованию, оказанию помощи малоимущим, строительству дорог, борьбе с преступностью и др. Они финансируются федеральными властями лишь при условии, что штаты подчиняются требованиям, установленным федеральными законами. В целом же область применения законодательства и общего права штатов, особенно по проблемам гражданского и уголовного права,  судебного процесса, значительно шире, чем федерального законодательства и федерального права.

Федеральное законодательство США ныне публикуется в систематизированном виде в качестве Свода законов США, состоящего из 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной отрасли права либо крупному правовому институту (например, раздел 7 - "Сельское хозяйство", раздел 40 - "Патенты", раздел 50 - "Война и национальная оборона"). По своему составу Свод весьма неоднороден. Некоторые его разделы представляют собой просто собрание близких по содержанию актов, изданных в разное время, другие, напротив, включают в себя кодексы законов по соответствующей отрасли права, составленные по определенной схеме. Свод законов США переиздается каждые шесть лет. Принимая очередной закон, американский конгресс указывает, какое место он должен занять в Своде законов США и какие изменения должны быть внесены в разделы, главы и параграфы действующего Свода в связи с этим.

Унификация права в США осуществляется не столько путем выработки общего федерального права, сколько в форме сближения правовых систем  штатов. Сейчас при вынесении решения судья может принимать во внимание законы и других штатов.

Верховный суд США и под его надзором федеральные суды штатов контролируют не только соответствие законов федерации и штатов конституции , но и осуществляют контроль над применением общего права. Судебное решение может быть аннулировано, если оно признано противоречащим конституционной норме.

В соответствии с V и XIV поправками к конституции никто не может быть лишен жизни, свободы или имущества без «должной правовой процедуры». Это позволяет осуществлять контроль и за судебной практикой федерации и штатов.

В 1892 г. была учреждена Национальная конференция уполномоченных по унификации права штатов, которая представляет собой отчасти государственный орган, отчасти - общественную организацию. Однако, его предложения не всегда встречают одобрение штатов (одобрено 20 из 200).

Важную роль в унификации законодательства штатов играет также Институт американского права (основан в 1923 г.). Эта частная организация приняла участие в работе над проектом ЕТК, разработала проекты нескольких примерных кодексов (УК 1962 г., "Обновление изложение права"). Эти издания не имеют формальной юридической силы, однако их авторитет столь высок, что на них ссылаются не только в выступлениях в суде, но и в судебных решениях.

Имеются существенные особенности в развитии отраслей права. Нормы о правовом статусе физических лиц весьма различаются по отдельным штатам. В частности, возраст гражданского совершеннолетия в штатах колеблется от 18 до 21 года. Правовой статус юридических лиц, обычно именуемых корпорациями, тоже различен. Американские законы допускают образование корпорации даже одним лицом и не содержат ограничений относительно минимальных размеров ее начального капитала.

Единообразный закон о браке и разводе, разработанный Национальной конференцией уполномоченных (1970 г.), полное одобрение получил лишь в 11 штатах. Законы ряда штатов требуют гражданской брака, в других - юридическую силу имеет церковный брак при условии  наличия лицензии. Наконец, в отдельных штатах  признается  фактическое  установление брачных отношений. Имущество супругов после заключения брака чаще всего продолжает оставаться в их раздельной собственности.

Основанием для развода законодательство одних штатов признает лишь непоправимый распад брака, в других - предварительное раздельное проживание супругов в течение полугода.

Одновременно в некоторых штатах устанавливаются дополнительные преграды на пути расторжения браков, в том числе необходимость доказать в суде факт измены или нанесения побоев, непоправимый распад брака. В других штатах наоборот либерализуется система развода, например, в штате Невада, где развод можно оформить в течении одного дня. Это обстоятельство приносит немало доходов бизнесу Лас-Вегаса, куда устремляются толпы американцев, стремящихся побыстрее развестись.

Разнообразны и правила наследования. В отношении небольших наследств чаще всего действуют упрощенные правила. В отношении крупных наследств действует судебный контроль, осуществляемым исполнителем завещания либо "личным представителем" или другими назначаемыми судом лицами. Во многих штатах закон предусматривает особое обеспечение прав пережившего супруга.

В области торговых отношений был издан ряд подготовленных Национальной конференцией уполномоченных актов, регулирующих важнейшие правовые институты. Однако центральное место в данной сфере занял Единообразный торговый кодекс (ЕТК), поглотивший все эти законы, и принятый всеми штатами. С 1952 г. он несколько раз пересматривался по требованию отдельных штатов (ныне действует текст 1978 г.).

В самостоятельную отрасль правового регулирования, превратилось так называемое антитрестовское законодательство, направленное на недопущение чрезмерной концентрации экономического могущества в руках отдельных монополий. Закон Шермана, остающийся основой антитрестовского законодательства в США, был дополнен в 1941 г. столь же важными для этой области Законом Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии, которыми запрещены попытки монополизации иных сфер экономической деятельности. Этими актами объявлялись незаконными "нечестные методы конкуренции" в торговле, а также некоторые виды предпринимательской практики, влекущие  за собой "существенное ослабление конкуренции" или "тенденцию к созданию монополий". Но антитрестовское законодательство имеет своим следствием  не ликвидацию монополий, а создание системы государственного регулирования экономики. Одновременно в каждом штате изданы свои законы, определяющие деятельность корпораций. Особенно либерален в этом отношении штат Делавэр, в котором установлен  лишь минимальный контроль над их деятельностью со стороны властей штата.

В 1930-х гг., в период "нового курса" президента Ф. Рузвельта, были приняты законы Норриса-Ла Гардия (1932 г.) и Вагнера (1935 г.), которыми гарантировались права рабочих на создание профсоюзов, на заключение коллективных договоров и на забастовки, а также Закон о справедливых условиях труда (1938 г.) и др.

После второй мировой войны, в период наступления монополий на права трудящихся, были изданы законы о трудовых отношениях Тафта-Хартли (1947 г.) и Лэндрама-Гриффина (1959 г.). В 1950 г. был принят закон Маккарэна-Вуда, по которому создавалось Управление по контролю за подрывной деятельностью с целью проверки политической благонадежности (впоследствии отменены).

Органы министерства труда вправе контролировать финансовую и организационную практику профсоюзов. Важная роль в процессе заключения коллективных договоров принадлежит Национальному управлению по вопросам трудовых отношений и соответствующим административным органам штатов.

Основным источником наполнения государственного бюджета являются налоговые поступления. В 1986 году федеральный конгресс принял закон «О налоговой реформе».

Закон еще более ужесточил систему контроля за взиманием налогов. В соответствии с ним случайная ошибка, допущенная при заполнении налоговой декларации, карается штрафом в 1 тыс. долларов, а сознательное занижение доходов  - штрафом в 5 тыс. долларов и тюремным заключением сроком до 5 лет.

Борьба против расовой дискриминации в трудовых отношениях, в области образования и в иных сферах жизни, с новой силой развернувшаяся после второй мировой войны, нашла отражение в ряде принципиальных решений Верховного суда США (по делам Брауна - 1954 г., Браудера - 1956 г., Тернера - 1962 г. и др.), а также в федеральных законах о гражданских правах 1964 и 1968 гг. и др.). В июле 1990 г. был принят Закон об инвалидах, направленный на существенное расширение прав физически или умственно неполноценных американских граждан. В частности, закон запрещает дискриминацию их при найме на работу или продвижение по службе.

Важная сфера законодательства последнего времени — совершенствование регулирования трудовых отношений. Она осуществляется и на федеральном, и на уровне штатов. В разделе 29 свода федеральных законов имеются нормы, направленные против сексуальных посягательств (безотносительно пола). К ним отнесены и сексуальные домогательства, связанные с приемом на работу, с выполнением служебных обязанностей.

При этом подлежит наказанию не только лицо, обвиняемое в сексуальных домогательствах, но и работодатель, если оно имеет место на его предприятии.

Для работодателя предусмотрено наказание и в том случае, если на территории его предприятия домогательство совершается посторонними лицами.

Во второй половине ХХ в. получили значительное развитие новые отрасли права, связанные с охраной окружающей среды и защитой интересов потребителей. Конгресс США принял ряд законов - о национальной политике по вопросам окружающей среды (1969), об улучшении качества окружающей среды (1970). В 1982 г. был издан важный Закон о политике в области ликвидации отходов ядерного производства.

В США постоянно растет преступность. Борьба с ней ведется в основном на уровне штатов. Во всех 50 штатах приняты многочисленные кодексы и акты в сфере уголовного права, отличающиеся разнобоем, что затрудняет борьбу с преступностью.

В силу исторически сложившегося распределения компетенции федерации и штатов в сфере уголовного права,  федеральный УК, а также иные уголовно-правовые нормы, имеют весьма ограниченную область регулирования (за преступления федеральных служащих, а также в случаях, когда преступления сопряжено с пересечением границы между штатами (торговля наркотиками, сбыт похищенных автомобилей). Поэтому большинство лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, обвиняется в нарушении не федерального законодательства, а законов штатов. Федеральные уголовные законы не предопределяют решения правовых проблем, входящих в компетенцию штатов.

Примерный уголовный кодекс (1962 г.) не имеет официального характера. Он был предназначен лишь служить "единым ориентиром" для сближения уголовных кодексов штатов. В результате к середине 80-х гг. в более чем 40 штатах были приняты новые УК, что привело к сближению уголовного законодательства штатов.

В 1977 году в США принят новый уголовный кодекс, отличающийся широкими и неопределенными формулировками конкретных составов преступлений.

В 1984 году федеральный конгресс принял комплексный закон о контроле над преступностью. Он содержит нормы, усиливающие наказания за особо опасные преступления на всей территории США, в том числе за терроризм и торговлю наркотиками. Он запрещает судьям устанавливать неопределенные сроки лишения свободы с правом администрации тюрем на условное освобождение заключенного. Закон предписал судьям устанавливать осужденным точные сроки лишения свободы для рецидивистов и лиц, совершивших преступление с применением насилия.

В последней четверти XX — начале XXI веков в США и на федеральном, и на уровне штатов была усилена борьба с новыми и опасными видами тяжких преступлений.

Издан ряд законодательных актов,  направленных на борьбу с торговлей наркотиками (1970), контроль над организованной преступностью (1986), федеральный Закон о мошенничестве и злоупотреблениях, связанных с компьютерами (1986). А затем почти во всех штатах были приняты местные законы, направленные на предотвращение компьютерной преступности.

Наряду с уголовными законами федерации и штатов, нормы общего права продолжают и в настоящее время оставаться одним из источников американского уголовного права. Ныне законодательство большинства штатов запрещает судам наказывать за преступления, не включенные в свод законов штата.

В США действие прецедентного права затруднено федеральной структурой государства. Правило прецедента при вынесении судом решения относится в основном к компетенции штатов и действует в пределах их судебной системы. Использование прецедента при вынесении судом решения находится в значительной степени в зависимости от того, считает ли он себя связанным прецедентным правом. Если да, то ему в этом случае следует заглянуть в один из 350 томов с описанием судебных дел или в частное издание Американского института права из 19 томов, в которых в систематизированном виде изложены нормы американского общего права.

В судебной практике нередко используется так называемое декларативное суждение. Имеется в виду ответ судьи на обращение сторон, которое имеет целью узнать мнение суда по существу спора, и затем подать иск или отказаться от него.

Особая роль принадлежит Верховному суду США, решения которого могут изменить сферу уголовной репрессии, в частности, путем новой трактовки важнейших институтов уголовного права и процесса. Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны руководствоваться собственными ранее принятыми решениями.

Действующее законодательство американских штатов придерживается традиционного деления преступных деяний на фелонию и мисдиминор. В свою очередь, они делятся на несколько "классов", в зависимости от которых устанавливаются пределы наказания: фелония ( три-пять классов  -"А", "В", "С" и т.д.), а мисдиминор ( на два или три класса). Сущность такой классификации состоит в том, что она предопределяет рамки наказаний, назначаемых за преступные деяния соответствующей категории.

Основными элементами системы наказаний, сложившейся в США, являются смертная казнь, лишение свободы, штраф. Как дополнительные наказания применяются конфискация имущества, возмещение причиненного ущерба, лишение прав, трудовые услуги в общественных интересах и др. В тоже время имеет место гуманизации уголовного наказания. В связи с этим все большее распространение получает пробация, которая не предусматривает лишения свободы к осужденному, но ставит его на установленный срок под жесткий контроль специальной службы наблюдения.

Штраф - основная, а часто и единственная мера наказания, предусматриваемая американскими законами за большинство малозначительных преступлений и иных нарушений, в особенности автодорожных. В качестве альтернативной санкции штраф может быть назначен за весьма тяжкие преступления, в том числе и карающиеся  лишением свободы на срок до 10-20 лет. При этом сумма штрафа, может достигать 25000 - 250000 долларов. За последнее время все чаще допускают одновременное назначение в приговоре в любых сочетаниях лишения свободы, пробации и штрафа.

Источниками уголовного и гражданского процессуального права применительно к федеральной системе судов и к самостоятельным судебным системам каждого из штатов служат соответствующие акты законодательства, правила, издаваемые судебными органами, и нормы общего права.

Особая роль в регулировании вопросов уголовного процесса принадлежит Конституции США. В ее тексте сформулированы не только основные положения о судоустройстве, но и важнейшие нормы, определяющие права обвиняемого в уголовном процессе.

Существенную роль в регулировании вопросов судопроизводства по гражданским и уголовным делам играют нормативные акты, изданные Верховным судом США. Важнейшими среди них являются федеральные правила: гражданского судопроизводства (1938 г.), уголовного судопроизводства (1946 г.), апелляционного производства (1968 г.) и доказательствах (1975 г.). Отдельно Верховным судом были изданы также правила производства в самом суде (1980 г.), правила судебного разбирательства федеральными магистратами дел о малозначительных преступлениях (1971 г.).

В качестве источников процессуального права в штатах являются законы, разрабатываемые штатами самостоятельно, но с ориентировкой на соответствующие акты Верховного суда США.

В США функционируют параллельно единая федеральная система судов и самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий. Прежде чем рассматривать какое-либо дело, нужно выяснить в ведении чьих регламентов и законов оно находится — федеральных или штатов (X поправка). Даже по тем вопросам, решение по которым отнесено к компетенции федерального конгресса, штаты имеют право на остаточную компетенцию. Это дает им возможность дополнять федеральное право или восполнять имеющиеся в нем пробелы. Остаточная компетенция штатов ограничена тем, что они не могут издавать законы, противоречащие общегосударственной конституции.

Федеральные суды при рассмотрении дел, о которых умалчивает федеральное законодательство, руководствуются правом того штата, где они рассматриваются.

По ряду вопросов компетенция федеральных судов и судов штатов совпадает как по уголовным, так и по гражданским делам, что вызвало к жизни весьма сложные правила разграничения их функций. При определенных ситуациях создается возможность выбора между обращением в суд штата либо в федеральный суд.

Судебная система. В федеральную систему судов входят Верховный суд США, апелляционные и окружные суды, а также специальные суды.

- Верховный суд США (9 судей). Члены Верховного суда назначаются Президентом и утверждаются сенатом. Верховный суд рассматривает дела по спорам между штатами, по искам, в которых одной из сторон являются послы иностранных государств, и некоторые другие. Но основная его функция - рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут "федеральный вопрос", а также просьб об отмене постановлений, противоречащих Конституции США. Верховный суд вправе разъяснить любой вопрос права и дать по нему обязательное толкование.

В высших судебных инстанциях штатов и в Верховном суде могут быть обжалованы приговоры к смертной казни. Применение смертной казни как меры наказания решается на уровне штатов (применяется в 36 штатах). Смертная казнь не исключается и федеральным законодательством, например, закон 1988 года предусматривает применение смертной казни к преступникам, совершившим убийство федерального служащего.

Кроме того, осужденный вправе подать просьбу о помиловании губернатору штата. Ныне число выносимых смертных приговоров значительно превосходит число исполняемых (в 1988 г. соответственно около 300 и 11), в результате чего "очередь смертников" превышает 2000 осужденных.

- Апелляционные суды (созданы в 1891 г.). В настоящее время имеется 13 апелляционных судов: в федеральном округе Колумбия, 11 - в каждом из апелляционных округов (от 3 до 10 штатов), и учрежденный в 1982 г. Апелляционный суд федеральной юрисдикции, который рассматривает жалобы по таможенным и патентным делам и жалобы на решения Претензионного суда.

- Окружные суды ("районные"). (95 судов). Они рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, а также жалобы на действия администрации (95% всех дел). При окружных судах функционируют федеральные магистраты (с 1968 г.). Они готовят дела к слушанию и контролируют исполнение судебных решений. Магистраты вправе самостоятельно рассматривать мелкие уголовные дела,  при согласии обвиняемого. В 1978 г. при каждом из окружных судов как их дополнительные органы были учреждены суды по делам о банкротствах.

Существует несколько специализированных федеральных судов. Важное место в ней занимает Претензионный суд (рассматривает гражданские иски частных лиц и корпораций к правительству США на сумму свыше 10000 долларов), Суд по внешней торговле, Налоговый суд и др.

Судебные системы штатов используют двух (небольшие штаты) - и трехступенчатую систему общих судов, а также различные суды ограниченной или специальной юрисдикции. Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит название Верховного суда или  Апелляционного суда.

Основное звено судебной системы штатов - суды общей юрисдикции. Они рассматривают по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, кроме малозначительных уголовных проступков, и гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех дел, для разбирательства которых созданы специализированные суды.

В уголовном процессе различных штатов есть особенности, но и немало общего. Первая его стадия — расследование. Право на его проведение имеет немалое количество должностных лиц и федерального, и уровня штатов.

В штатах оно осуществляется в основном полицией городов и графств и атторнеями. В сфере их расследований преступления, не выходящие за пределы штата. Федеральные органы расследуют преступления, которые отнесены к их компетенции общегосударственным законодательством.

Среди них первое место занимает федеральное бюро расследований. В его компетенции наиболее серьёзные преступления — терроризм, организованная преступность, похищение людей.

Полномочия полиции по расследованию преступлений весьма значительны, но они ограничены положением о том, что аресты и обыски она может совершать только с санкции суда. А подозреваемый при допросе имеет право на присутствие адвоката.

На второй стадии уголовного процесса решается вопрос о предании обвиняемого суду. Большое жюри может прекратить дело или принять решение о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности и о передаче дела в суд.

Третью стадию уголовного процесса составляет судебное разбирательство дела. Если обвиняемому угрожает наказание в виде срока более 6 месяцев, он имеет право на суд присяжных, состоящего обычно из 12 лиц, отобранных из разных слоев общества.

Во время судебного разбирательства последовательно соблюдается принцип состязательности между обвинением и защитой.  При этом строго соблюдается положение о допустимости и недопустимости доказательств. Осуждение подсудимого возможно только на основе доказательств, полученных законным путем.

А доказательства, добытые с нарушением процессуальных правил, в том числе при обыске и аресте, не имеют юридического значения. Если перед допросом обвиняемый не предупрежден, что он может не отвечать на вопросы, то его признание не имеет силы.

В конце судебного разбирательства жюри присяжных решает вопрос о виновности или невиновности обвиняемого. В некоторых штатах оно определяет и меру наказания. Если решение присяжных принято не единогласно, то судья объявляет его недействительным. В большинстве штатов меру наказания определяет судья, хотя эта тенденция в последнее время заметно сократилась.

Все большее распространение получает суммарное судопроизводство, когда дело рассматривается единолично судьей (если наказание по нему не превышает 5 лет лишения свободы).

Правоприменительные функции в США выполняют полиция, органы расследования, шерифские ведомства, атторнейская служба, суды. Главным должностным лицом в сфере правоприменения является главный атторней, который стоит во главе министерства юстиции и руководит атторнеями — федеральными обвинителями в судебных округах.

На уровне штата правоприменительную службу возглавляет генеральный атторней штата. В городах и графствах уголовное преследование производят службы окружных атторнеев.

Деятельность судей и адвокатов на территории штата осуществляется под контролем его верховного суда. Для занятий адвокатской практикой требуется сдача экзаменов, организуемая под контролем судов. В половине штатов для этого требуется наличие диплома университета.

Успешно проходит процесс выравнивания не только в правовом отношении положения афроамериканцев и белых граждан США. Пособие по безработице в полном объеме выплачивается в течение 52 недель. Но его не получают те, кто на прежнем месте работы плохо выполнял свои служебные обязанности или совершил преступление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58836. Український народний одяг – складова духовної культури 64.5 KB
  Мета: познайомити учнів із декоративно – ужитковим мистецтвом на прикладі національного костюма; художніми особливостями народного одягу, його обереговим значенням, важливим елементом матеріальної та художньої культури; дати історичні відомості про розвиток національного костюма...
58839. Ділення раціональних чисел 152 KB
  Сформувати в учнів навички виконання ділення над раціональними числами обчислення значень виразів що містять раціональні числа з використанням чотирьох арифметичних дій; розвивати позитивні риси особистості...
58840. Ходовая часть легкового автомобиля 8.34 MB
  Подвеска автомобиля, или система подрессоривания — совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой. Качество подвески не только определяет плавность хода автомобиля, но и влияет на другие эксплуатационные показатели: устойчивость, проходимость, надежность. Скорость движения автомобиля по неровным дорогам обычно ограничивается не располагаемой мощностью двигателя
58841. Розв’язування нестандартних задач 120 KB
  Програма факультативного курсу допомагає розширити вивчення програмового матеріалу доповнити базову програму з математики новими темами забезпечити повторення всього курсу математики посилити практичну сторону застосування теоретичних знань при розв’язуванні задач різного рівня...
58842. Електричний струм у розчинах і розплавах електролітів. Закони електролізу. Застосування електролізу 79 KB
  Закони електролізу. Застосування електролізу Мета: роз’яснити учням фізичну природу електропровідності рідких провідників навчити учнів застосовувати закони електролізу Фарадея під час розв’язання задач. Ознайомити з технічним застосуванням електролізу. Тип уроку: виклад нового матеріалу Демонстрації: явище електролізу; фрагмент відеофільму “Електроліз та його промислове застосуванняâ€.
58843. Пути повышения производительности труда в ООО «Адидас» 529.13 KB
  Изучить современные подходы к проблеме совершенствования экономической деятельности; проанализировать современное состояние путей повышения производительности труда на предприятии; выявить резервы и пути повышения эффективности работы персонала; выявить и обосновать связь работы персонала и эффективности деятельности предприятия...
58844. Рослинна символіка українського фольклору 595 KB
  Білий колір символ невинності чистоти доброчесності радості світла легкості. знак порожнечі безтілесності мовчання смерті 3 Жовтий колір світло радість повага колір золота зрілого колосся пшениці жита ячменю зів’ялого листя колір...