74068

Франция в Новейшее время

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Развитие государственного устройства Франции в Новейшее время. Право Франции в Новейшее время. Развитие государственного строя в период между двумя мировыми войнами Государственный строй Франции после Первой мировой определялся Конституцией 1875 г. В 30е годы в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизируется деятельность профашистских организаций...

Русский

2014-12-23

99 KB

7 чел.

Тема 20. Франция  в Новейшее время.

План.

  1.  Развитие государственного устройства Франции в Новейшее время.
  2.  Право Франции в Новейшее время.

Развитие государственного строя в период между двумя мировыми войнами   

Государственный  строй Франции после Первой мировой определялся Конституцией 1875 г. Это объяснялось тем, что она открывала широкий простор для маневрирования и учета конкретной исторической обстановки. В то же время наблюдается возрастание роли исполнительной власти. В 1934-1935 гг. юридически оформляется структура правительства, утверждается пост председателя совета министров. К правительству окончательно переходит право издания нормативных актов как на основе делегирования полномочий парламентом, так и на основе собственных прерогатив.  

При этом происходит  установление полного контроля парламента над исполнительной властью, что  в условиях коалиционности  парламента (около двадцати партий) приводило к  частым политическим кризисам и отставке правительства.  

В 30-е годы в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизируется деятельность профашистских организаций: “Огненные кресты”, “Аксьон франсэз”, кагуляров  и др., которые в 1934 г. предприняли попытку переворота. Угроза фашистской диктатуры привела к объединению и победе на выборах  антифашистских сил  (“Народный фронт” -коммунисты, социалисты, радикалы – более 40 организаций).  Они сформировали  правительство, которое  провело ряд демократических преобразований: введена  40-часовая рабочая неделя, повышение зарплаты, отменена чрезвычайных декретов и др. Но разногласия внутри Народного фронта привели к его расколу.    

Поражение Франции в 1940 г. привело к оккупации германскими войсками большей части ее территории и краху Третьей республики. В неоккупированной зоне установилась власть профашистского правительства маршала Петэна, названное “правительством Виши”.   

С другой стороны, в 1940 г. в Англии под руководством генерала Шарля де Голля был образован комитет “Свободная Франция”, преобразованный  летом  1943 г. во “Французский комитет      национального освобождения”, а позже - во Временное правительство Франции. В это же время была сформирована Консультативная Ассамблея, состоящая из представителей политических партий и групп, выступающих за освобождение Франции.

После освобождения страны Временным правительством (август 1945 г.) были утверждены положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное   собрание,   должен был состояться референдум.  В ходе референдума 96,4% избирателей высказалось за принятие новой конституции, Первый проект конституции  в  ходе референдума он был отклонен.  Осенью 1946 г. был подготовлен новый проект конституции, который был утвержден на референдуме. С принятием Конституции 1946 г. во Франции устанавливается политической режим Четвертой республики.  

Конституция 1946 года и Четвертая республика во Франции

Конституция 1946 г. закрепила ряд политических принципов, характерных для европейских конституций 40-50 гг.  

В преамбуле подтверждались права и свободы,  провозглашенные “Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.”  Кроме того, провозглашались: равноправие мужчин и женщин,   право политического убежища для лиц, борющихся за свободу, право на труд , право на организацию профсоюзов и проведение стачек (но в рамках законов), право на заключение коллективных договоров.    Декларировалась: социальная помощь детям, матерям, “престарелым труженикам”, инвалидам; обязательство “... не употреблять силы против свободы какого-либо народа”. Объявлялось, что “...всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества”.  

Конституция предусматривала учреждение парламентской республики.

Парламент должен был состоять из двух палат:

-  Национального собрания (избиралось на 5 лет на основе всеобщего и прямого избирательного права). Только оно имело право   принимать   законы.   Законодательной   инициативой наделялись   члены   парламента   и   Председатель   Совета министров.

- Совета  Республики (избирался на   основе   всеобщего   и   косвенного избирательного права). Фактически он был наделен лишь совещательными функциями, и его рекомендации не были обязательны для Национального собрания.

Главой   государства    Конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на  один   срок.   Президент руководил внешней политикой, обнародовал законы, мог потребовать  нового обсуждения принятого закона,  но повторное решение  парламента являлось окончательным. Президент утверждал важнейшие правительственные декреты, но каждый из актов Президента требовал контрасигнации председателя Совета министров и  соответствующего министра.

Исполнительная власть вручалась Совету министров во главе с председателем, который  назначался президентом. Он формировал кабинет, и при получении  вотума доверия парламента декретом президента проводилось его назначение.

Председатель Совета министров обеспечивал  непосредственное  руководство страной, государственным аппаратом, общее руководство вооруженными силами. Он мог также  поставить  вопрос о доверии перед Национальным собранием.  Отказ кабинету в доверии приводил к коллективной отставке кабинета. Принятие Национальным собранием резолюции о порицании кабинета также влекло его отставку.   

Вместе с тем порицание принималось только в том случае, если в течение 18 месяцев происходило два министерских кризиса. В ответ Совет министров мог принять решение о роспуске Национального собрания, что объявлялось  декретом президента. Новые выборы должны быть проведены не ранее 20 и не позднее 30 дней

Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления и прежний порядок контроля правительства за их деятельностью.

Специальная глава конституции посвящалась Французскому союзу, который должен был юридически оформить колониальную империю. В этой главе провозглашалось равенство всех частей колониальной империи, образовывающих союз. Для решения общих вопросов учреждалась Ассамблея Французского союза.

В последующие годы происходят определенные изменения в системе государственной власти Франции. Возрастает роль Совета республики в законодательном процессе, а в 1954 г. законодательно было закреплено равноправие палат.

Политическая система Четвертой республики в условиях острых политических противоречий оказалась не в состоянии найти решение экономических, социальных и иных проблем, стоящих перед Францией. Поляризация политических сил, разношерстность  парламента, стали причиной  частых политических кризисов и отставок правительства (с 1946 г. по 1958 г. сменилось 45 составов правительства).    

Алжирский кризис 1958 г. привел к передаче всей полноты власти де Голлю. По его  требованию ему были предоставлены чрезвычайные полномочия для составления новой конституции. Вскоре проект конституции, минуя парламент, был передан на общенациональный референдум и одобрен.   Это означало  начало Пятой республики.   

     По Конституции 1958 г. в центре политической системы Франции находится президент. Его компетенции, исключающей необходимость контрассигнации премьер-министра или министров, подлежит право роспуска Национального собрания, введения чрезвычайного положения, вынесения на референдум любого законопроекта,  ряд других полномочий.      

  Президент наделен правом законодательной инициативы; промульгирует законы, может потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на   чрезвычайные   сессии,   может   передать   принятый парламентом закон в Конституционный совет для выяснения степени его соответствия конституции.

Он назначает премьер-министра, а по его предложению – министров,  а также  на  высшие  гражданские  и военные должности, председательствует в Совете Министров и Высшем   комитете национальной обороны,  представляет страну в международных отношениях. В качестве председателя Высшего совета магистратур президент организует деятельность судебной системы.

В условиях,  “Когда институты республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой …Президент республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами,   после   официальной   консультации   с Премьер-министром, председателями палат Парламента,  а также Конституционным советом” (ст. 16). Эта статья может  толковаться весьма широко, поскольку это целиком зависит от него самого. Вместе с тем сохраняются   некоторые  нормы парламентского контроля: парламент собирается по праву, т.е. автоматически, он может учредить Верховный суд для разбора дела президента по обвинению его в государственной измене.

Вторым лицом в государстве считается  премьер-министр,    который руководит деятельностью правительства, обеспечивает выполнение   законов. По поручению президента он может председательствовать на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты,  относящиеся исключительной к компетенции президента.).

Парламент республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается косвенным голосованием. Парламент собирается на две очередные сессии в год, (170 дней). Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов.

Особое внимание  уделялось отношениям между парламентом    и правительством. Парламент законодательствует лишь в строго очерченных пределах - гражданские права, уголовное право, суды и судопроизводство,   налоги,   трудовое   право,    принципы организации государственного аппарата и др. (ст. 34). Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке (декреты кабинета). Допускается возможность делегирования законодательных      правомочий правительству.    

Предусматривается     приоритет    правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Финансовые законопроекты могут быть введены в действие путем издания правительственного акта. Устанавливается ответственность правительства перед парламентом (ст. 49). Однако “резолюция   порицания” может быть применена только в ограниченных пределах.

Наделение Сената почти равными правомочиями с Национальным  собранием  воссоздает систему внутрипарламентских противовесов.     

Особое место принадлежит Конституционному совету, состоящему из 9 членов (9 лет и не подлежат возобновлению). Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель назначается президентом и его голос является решающим. В состав Совета пожизненно входят также и бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия конституции принимаемых законов. Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляется Государственным советом.       

Таким образом, конституцией 1958 г. во Франции устанавливается форма правления, сочетающая черты как парламентской, так и президентской республики, при очевидном доминировании элементов последней.   

В 1962 г. был изменен порядок выборов президента. Он стал избираться непосредственно избирателями, что усилило легитимность и независимость президента от других ветвей власти. В связи с распадом колониальной империи из состава конституции были исключены главы о Французском союзе.   

В 80–90-ые гг. ХХ века во Франции происходит расширение прав местного самоуправления. В январе 1982 года был утвержден закон о децентрализации местного управления. Он привел к ликвидации назначаемых из Парижа в департаменты префектов, контролировавших местные власти.

Действительностью политической жизни стала система раздельного правления, когда президент и правительство представляют различные политические силы.   

Новый этап конституционных реформ предпринят в 2000 г. Полномочия президента снижены до 5 лет.

2. Французская правовая система в ХХ веке

Наряду с классическими кодексами, в XX в. распространение получила практика издания консолидированных законодательных актов. Они также именуются кодексами, но в отличие от "классических" могут включать нормы, изданные и посредством регламентарных актов. (Это кодексы - о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс о здравоохранения и др.).

Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда.

Во Франции существуют определенные особенности правового регулирования, сложившееся в различных отраслях права. Сохраняется введенное со времен  Наполеона  разделение законов применительно к двум отраслям права - гражданскому и торговому праву. При этом решающую роль играет понятие торговой сделки - все связанное ними признается предметом регулирования Торговым кодексом и соответствующими актами.

Французский гражданский кодекс 1804 г. (ФГК) по-прежнему занимает центральное место в системе кодексов. ФГК подвергался многочисленным изменениям и дополнениям, в ходе которых из него изымались целые разделы либо включались дополнительные главы.

Наибольшим преобразованиям подверглась книга первая ФГК в сфере регулирования брачно-семейных отношений (1965,1975,1985 гг.). Если раньше жена пользовалась меньшими правами в распоряжений совместным имуществом, то ныне проводится принцип: "Каждый супруг обладает полной правоспособностью". Значительно упрощена процедура заключения брака, расширен перечень оснований для развода, расширились права незаконнорожденных и усыновленных детей и т.д. (Закон об усыновлении - 1981 г.). Новая редакция ст. 108 гражданского кодекса позволила французам, состоящим в браке, иметь раздельное имущество. Она также обязала детей до своего совершеннолетия обязательно проживать с родителями или с одним из них.

Наследование имущества осуществляется либо по закону, либо по завещанию. При этом прослеживается тенденция ограничить круг наследников по закону близкими родственниками и пережившим супругом. При наследовании по завещанию оговорены права на обязательную долю детей, в том числе внебрачных. Она составляет от половины до трех четвертей наследства.

Претерпели существенное изменение положения ФГК, относящиеся к праву собственности. "Абсолютный" характер права собственности дополнен возможностями ограничения этого права в интересах общества. Большое развитие получила государственная собственность, собственность других юридических лиц.

В последней четверти XX — начале XXI веков кроме гражданских договоров широкое распространение получили административные, в которых государственный орган выступает одной из сторон. Они заключаются государством с промышленными предприятиями разных форм собственности по реализации государственных экономических программ (например, по созданию дополнительных рабочих мест, по расширению объема производства).

Административные договоры отличаются тем, что участвующие в них стороны не равны в юридическом отношении. Государственные органы имеют право контролировать ход исполнения договора, менять его условия, а то и прекратить его действие.

Серьезным изменениям подверглось торговое законодательство Франции. Это объяснялось не только внутренними причинами, но и присоединением Франции к международным конвенциям и под влиянием права Европейского союза.

Так, под влиянием его нормативных актов в 1983 году был произведен пересмотр системы бухгалтерской отчетности, установленной французским торговым кодексом. В этом кодексе первоначальную форму сохранило только 20 статей.

В действующее акционерное законодательство было внесено немало норм, направленных на совершенствование работы основных видов торговых товариществ. На расширение контроля за деятельностью акционерных обществ со стороны акционеров и государства был направлен закон от 25 января 1985 г.

Другой закон установил обязательное бесплатное распределение части акций предприятий, принадлежащим акционерным обществам, среди их работников.

Развитие хозяйственного права происходило не только путем совершенствования кодексов частного права, но и изданием самостоятельных нормативно-правовых актов, регламентирующих хозяйственные отношения. А это сопровождалось стиранием граней между публичным и частным правом.

Сочетание публично-правового и частноправового регулирования проявилось и в законе 1986 года о свободе цен и конкуренции. Он запретил все акции, особенно соглашения и объединения, которые направлены или могут иметь своим последствием ограничение или недопущение рыночной конкуренции. В зависимости от последствий нарушения этого закона физическими лицами устанавливалось их административная, гражданская и уголовная ответственность.

В сфере обязательственного права многие договоры  регулируются самостоятельными актами, включенными в  ФГК, либо представляющими собой отдельные  "кодексы".

В самостоятельную отрасль права превратилось трудовое и социальное законодательство. Первый кодекс о труде и социальном обеспечении был принят в 1910 г.

Действующий ныне Кодекс законов о труде (1973)  состоит из девяти книг, каждая из которых регулирует важный самостоятельный институт трудового права: трудовой договор, коллективный договор, заработную плату, профсоюзы, трудовые конфликты и др.

В 1981 — 1982 годах в него были внесены значительные изменения. Особенностью поправок 1981-1982 годов были их демократический характер и социальная направленность, усиление роли государства в регулировании трудовых отношений.

Трудовой кодекс прежде всего регламентирует порядок заключения и форму трудового договора — индивидуального и коллективного, способы разрешения трудовых споров, права работодателей и лиц, работающих по найму, организацию и деятельность их профессиональных объединений.

В трудовом кодексе также немало норм, ставящих на правовую основу деятельность государственных органов в сфере регулирования трудовых отношений и позволяющих им оказывать влияние на условия труда и социальные отношения на отдельных предприятиях.

Действующий Кодекс социального обеспечения (1955 г.), определяет общие условия формирования фондов и выплаты пенсий и пособий по старости, при трудовом увечье и профессиональной болезни, по случаю потери кормильца, по болезни работника, по беременности и родам, по случаю смерти близкого, а также "семейных пособий", на детей в зависимости (ныне регулируются Законом о пособиях на детей 1986г.).

Закрепленный в кодексе социального страхования 1956 г. возраст выхода на пенсию по старости в 65 лет был снижен Ордонансом 1982 г. и составляет теперь 60 лет - одинаково для мужчин и для женщин, при наличии стажа выплаты страховых взносов в 37,5 лет. (ныне 62 года -2010 г.). Законодательным путем было введено сокращение рабочей недели - до 35 часов. Был повышен минимум оплаты труда по найму и размер семейных пособий. Работающим французам был увеличен оплачиваемый отпуск с 4 до 5 недель.

Возросли государственные ассигнования на социальные нужды и в иных сферах. Теперь посещение французом врача стало оплачиваться государством в размере 29 евро. Были увеличены пенсии (в среднем до 3000 евро в месяц) и другие социальные выплаты. Сейчас  законодательно закреплен принцип, согласно которому размеры пенсий автоматически регулируются каждое полугодие в зависимости от средней заработной платы.

Принята в 1970 г. государственная программа по охране окружающей среды. В ее основе лежит принцип - "загрязнитель платит". Принятый в 1976 г, закон устанавливал государственную защиту для различных видов природных ресурсов, в том числе уголовную ответственность за нанесение вреда окружающей среде.

Закон предусматривает также создание резервных территорий, где запрещается любая деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду. Отдельным законом 1976 г. регулируется эксплуатации предприятий, представляющих угрозу для окружающей среды.

Существенная реформа УК Франции была проведена на базе Конституции 1958 г., когда был пересмотрен текст около 100 статей, по существу заново изложены разделы, касающиеся государственных преступлений и посягательств на общественный порядок.

Крупная реформа была проведена и в 1975 г.; в частности, разрешено судам в качестве основного наказания назначать санкции, прежде служившие лишь дополнительными (лишение прав, запрещение заниматься определенной деятельностью, конфискация автомобиля и др.). Одновременно были отменена уголовная ответственность за некоторые преступления в сфере семейных отношений. В 1981 г., во Франции была отменена смертная казнь. Была предусмотрена возможность пребывания осужденных в условиях режима "полусвободы", широко использовались формы условного осуждения.

С 1983 г. во Франции введена система "дневных ставок" при определении наказания в виде штрафа. Количество "дневных ставок" не должно превышать 360.  Был введен новый вид наказания "работы в общественных интересах" (от 20 до 240 часов)..

В 1992 году уголовный кодекс 1810 года был настолько переработан, что иногда говорят о том, что во Франции начал действовать новый уголовный кодекс. Особенностью его стала гуманистическая и демократическая направленность. Впервые в УК предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц, в том числе и территориальных единиц и перечислены применяемые к ним санкции. Уголовное наказание стало более дифференцированным и более учитывающим масштабы и характер преступлений. Система уголовного наказания была распространена на те сферы, в которых она ранее не применялась (в сфере трудовых отношений, взаимоотношений человека и природы и т.д.).

В нем пересмотрены общие положения об уголовной ответственности, предусмотрено усиление наказания в отношении социально опасных преступлений. Предусмотрена и возможность дополнительных наказаний в виде ограничения правоспособности, штрафа, конфискации имущества за преступления. Широкий спектр наказаний определен уголовным кодексом за совершение уголовного преступления для физических и юридических лиц.

Система наказаний включает штрафы, различные виды лишения прав, лишение свободы (включая пожизненное).

Немало положений нового уголовного кодекса направлены на обеспечение прав осужденного при отбывании им наказаний, на саму его гуманизацию, Предусмотрена возможность отсрочки приговора, прекращения наказания, ликвидации правовых последствий осуждения, использования при отбытии наказания режима «полусвободы», исполнения наказания по частям. Одновременно нормы уголовного кодекса не дозволяют применять вышеуказанные меры к лицам, совершившим повторное преступление.

В Особенной части УК на первом месте стоят преступления против личности (включая  геноцид), затем следуют посягательства на собственность  (хищение чужого имущества, шантаж, вымогательство, мошенничество.) и лишь в конце – преступления против нации, государства и публичного порядка. В текст нового УК включено описание многих новых преступлений -  связанных с экспериментами над людьми (с использованием компьютеров).  Новым выделяемым видом преступления являются преступления против нации, к которым отнесены преступные действия против ее независимости, неприкосновенности ее территории, ее безопасности, посягательство на ее республиканские институты.

Сохранена трехчленная классификация преступных деяний: деление их на тяжкие преступления (до 10 лет, а не 5 как раньше), уголовные деликты и проступки.

Помимо уголовного кодекса значительное число норм, предусматривающих уголовную ответственность, содержат иного рода законодательные и подзаконные акты, например, законы о прессе (1885 г.), о торговле фальсифицированными продуктами питания (1905 г), Ордонанс о правонарушениях несовершеннолетних (1945 г.), Кодекс здравоохранения, Дорожный, Земельный, Лесной и другие кодексы, многочисленные правительственные декреты.

В основе действующего уголовно-процессуального законодательства лежит УПК 1958 г..  Он как бы дополнил наполеоновский УПК 1808 г.. Были   значительно усилены гарантии соблюдения законности в судопроизводстве (расширение судебного контроля за следствием, жалобы обвиняемых на действия следственных органов и др.,), введена "отсрочка с испытанием" как новая форма условного осуждения, предусмотрены правила режима "полусвободы", определены порядок привлечения заключенных к труду и его оплата и др.

В 1975 г. был принят новый ГПК, частично  заменивший  ГПК 1806 г. Поэтому ныне одновременно действует  не отмененные разделы "Гражданского процессуального кодекса" 1806 г. и полный текст "Нового гражданского процессуального кодекса".

Основные принципы судебной системы Франции сложились в течение длительного исторического развития. Основополагающие были установлены еще Декларацией прав человека и гражданина 1789 года, которая и сейчас является действующим нормативно-правовым актом.

Для современной судебной системы непреходящее значение имеет ее установление из ст. 5: «Все, что не запрещено, то дозволено; никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом». Действующим является и положение о том, что закон должен быть одинаковым для всех, защищает он или карает, что все граждане равны перед законом.

Был установлен декларацией и принцип презумпции невиновности: «Всякий человек считается невиновным до тех пор, пока он не будет объявлен виновным судом».

Конституция 1958 года также определила ряд принципов, на которых функционирует судебная система Франции. Среди них — назначение судей и их независимость. Действуют и иные принципы, закрепленные в других нормативно-правовых актах: запрет на отказ в правосудии; право обвиняемого на закрытое заседание, если гласность может привести к посягательствам на частную жизнь; политическая беспристрастность судей; коллегиальное рассмотрение большинства дел; невозможность невынесения судебного решения под предлогом молчания, неясности или неполноты закона.

Можно говорить и о «бесплатном правосудии» как одном из принципов работы судебной системы Франции. Он определен двумя законодательными актами. Закон 1972 года установил частичную государственную доплату за судебные услуги для французов с низким уровнем доходов. В 1977 году парламент принял закон о доступности правосудия, в соответствии с которым оплату половины судебных расходов граждан в общих и церковных судах взяло на себя государство.

Действует и принцип несовместимости, который определяет, что исполнение судьей своих обязанностей не может осуществляться одновременно с другой публичной службой или оплачиваемой деятельностью, с обладанием парламентским мандатом. Ни в одном нормативно-правовом акте Франции не говорится о принципе участия населения в отправлении правосудия. Франция в значительной мере отказалась от классического суда присяжных, а разбирательством в судах занимаются в основном профессиональные судьи.

Свойственен французской судебной системе и принцип целенаправленной юрисдикции. Существует два вида судопроизводства, которые осуществляются в судах общей юрисдикции и в судах административной юрисдикции.

Система общих судов во Франции включает в себя:

1. Кассационный суд. Он находится в Париже и включает в себя шесть палат: пять по гражданским делам и одну по уголовным. Суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта. По уголовным делам Кассационный суд вправе пересматривать приговоры, но только в интересах осужденного.

2. Апелляционные суды (30 судов,  именуются по названию города, где расположены. Юрисдикция каждого из них распространяется на территорию от 2 до 4 департаментов).

По уголовным делам, апелляционный суд либо оставляет приговор в силе, либо сам выносит приговор. По гражданским делам рассматривают апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов и других судебных органов (торговых трибуналов и др.). В структурном отношении апелляционные суды разделяются на палаты, в которых дела рассматриваются коллегией из трех профессиональных судей.

При апелляционных судах действует институт присяжных, которые рассматривают только уголовные дела по преступлениям, за совершение которых предусмотрено лишение свободы на срок более 5 лет.

3. Суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

Они подразделяются:

а) трибуналы большого процесса.(всего 180). Термин "трибунал" в названиях французских судов как гражданских, так и уголовных указывает не на их чрезвычайный характер, а на ограниченный объем их компетенции.  В них дела рассматриваются коллегией из трех профессиональных судей. В них уголовные дела разрешаются подразделением, которое называется исправительный суд. В структуру трибуналов большой инстанции входят и суды по уголовным делам несовершеннолетних. В их компетенции рассмотрение дел о серьезных преступлениях несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет. В трибуналах большой инстанции обычно есть один или несколько следственных судей, которые осуществляют контроль над следствием, за деятельностью прокуроров и полицейского аппарата по раскрытию преступлений. В структуру трибуналов большей инстанции входят и судьи по вопросам исполнения наказания.

б) трибуналы малого процесса - судья единолично рассматривает правонарушения, за которые полагаются наказания в виде лишения свободы на срок до 20 месяцев или крупный штраф. В трибуналах (и большой, и малой инстанций) рассмотрением дел занимаются только профессиональные судьи — магистры, члены корпорации.

а) суды присяжных (12 человек – трое профессиональных судей, большинство, решение не обжалуется)

б) исправительные трибуналы

в) полицейские трибуналы.

В систему общих судов в качестве специализированных подразделений входят учреждения юстиции по делам несовершеннолетних.

Отличительная особенность французской системы уголовной юстиции - наличие в ней судьи по исполнению наказаний, который организует надзор за осужденными, получившими "отсрочку с испытанием", решает вопрос об изменении режима содержания осужденных к лишению свободы, о предоставлении им отпусков, ходатайствует об их условном досрочном освобожден и т.д.

К системе общих судов примыкает ряд судебных учреждений, специализирующихся на разбирательстве определенных категорий дел. В соответствии с законодательством правосудие во Франции могут осуществлять и представители неюридических специальностей в специализированных трибуналах — коммерческих, морской торговли, страхования. Они приравниваются к трибуналам большой инстанции. К их числу относятся:

* торговые трибуналы,

* советы прюдомов

* комиссии по социальному страхованию,

* паритетные трибуналы по земельной аренде,

* трибуналы по морской торговле и др.

Советы прюдомов (т.е. безукоризненно честных людей) призваны разрешать конфликты, связанные с заключением, исполнением и расторжением индивидуальных трудовых договоров. В 1985 г. учрежден Высший совет прюдомов - консультативный орган при министре юстиции и министре труда.

Совершенно особое место, вне системы судов, занимает Высокий суд правосудия, который избирается обеими палатами парламента (по 12 судей и по 6 их заместителей). Он создан для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента страны в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений и уголовных деликтов при исполнении служебных обязанностей. Расследование и предание обвиняемых Высокому суду правосудия осуществляется только по решению обеих палат парламента.

Существуют также самостоятельная система органов административной юстиции. В них рассматриваются жалобы на действия и акты органов государственного управления, затрагивающие права и интересы частных лиц.

Система судов административной юрисдикции также состоит из судов трех уровней. Это определено кодексом административных судов 1973 года и законом 1987 года. Внизу административной юрисдикции стоят административные суды, которые называются по городу, где расположены.

С 1987 года на территории страны функционирует 5 административных апелляционных судов. Завершает пирамиду административной юрисдикции государственный совет Франции. В его компетенции рассмотрение по последней инстанции апелляций и дача консультаций.

Особое место в системе французской юрисдикции занимает конституционный совет, состоящий из 9 назначенных на 9 лет членов и пожизненно всех бывших президентов страны. Ему предоставлено право рассматривать законы до их применения на предмет их соответствия конституции.

«Положение, — говорится в ст. 62 конституции Франции, — объявленное не конституционным, не может ни применяться, ни быть промульгированным. Решения конституционного совета... обязательны для всех публичных властей, для всех административных и судебных органов».

В феврале 2004 года национальное собрание приняло закон о реформе судебной системы. В нем расширен срок административного ареста с 2 до 4 суток. Дозволено устанавливать микрофоны и видеокамеры и использовать их данные в качестве доказательств. Предусмотрено производство ночных обысков без санкций.

Допускается и снижение наказания для тех, кто сотрудничает со следствием. Теперь судья может без суда определить облегченную меру наказания в обмен на признание вины и выдачу участников преступления.

Защита обвиняемого в уголовном,  представление интересов в гражданском и административном процессах могут адвокаты.

Во Франции в последнее десятилетие значительно возросло число нормативных актов, изданных органами исполнительной власти. В результате законодательного регулирования общественной жизни в 1992 году стали действовать кодекс интеллектуальной собственности и кодекс гражданской авиации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54153. КОНКУРС ВЕСЕЛЫХ МАТЕМАТИКОВ 32.5 KB
  Сколько лыжников посещают хор Найдите пятую степень числа 2. Сколько денег досталось каждому Разделить на две части 25 рублей так чтобы одна часть была в 49 раз больше другой. Сколько лет человеку Если к возрасту моего сына прибавить столько и еще полстолько то получится 10 лет. Сколько лет сыну Сколько в 1 кубическом метре кубических сантиметров Исполняются номера художественной самодеятельности.
54154. «Математика - жизнь и здоровье человека» для учащихся 5-7 классов 83.5 KB
  Так как преподавание в школе ведётся на русском языке, с целью формирования и развития навыков общения на государственном языке сценарий разработан в виде диалога его участников на двух языках.
54155. Гра «Щасливий випадок» 51.5 KB
  Запитання для першої команди Результат додавання чисел називається сума Одиницею вимірювання площі є см Фігура яка складається з чотирьох точок і чотирьох відрізків що послідовно їх сполучають називається чотирикутник Площа квадрата обчислюється за формулою а Градусна міра прямого кута. 90˚ Прямі називаються паралельними якщо вони не перетинаються Рівність що містить змінну називається рівнянням Добуток всіх дійсних чисел дорівнює 0 Відрізок що з’єднує вершину трикутника з серединою...
54156. Математичний бій 50 KB
  Хід заходу Ведучий 1: Добрий день всім хто зібрався сьогодні в цьому залі Ведучий 2: Всім шанувальникам великої і прекрасної науки. Ведучий 1: Математика. Ведучий 2: Математика. Ведучий 1: Математика – це мистецтво наук і наука мистецтв Ведучий 2: Математика – це політ фантазії і творчості.
54158. Математика в оточуючому світі 33.5 KB
  Відстань між пристанями А і В дорівнює 40 км. Від А до В за течією річки рухається моторний човен, власна швидкість якого 18 км/год., а від В до А – інший моторний човен, власна швидкість якого 16 км/год. При зустрічі виявилось, що перший човен йшов 1 год., а другий – 1,5 год. Знайдіть швидкість течії річки.
54159. Неможливо бути математиком, не будучи в той же час поетом у душі 92 KB
  Мета: Показати учням звязок математики з літературою, формувати філософське сприймання світу як органічне поєднання духовності і науковості; Розширити кругозір учнів, збагатити їх інтелект, виховувати в них свідоме ставлення до одержання знань.
54160. НАЙРОЗУМНІШИЙ. Математична гра для учнів 5-6 класів 85.5 KB
  Модуль числа це: Завжди невід’ємна величина; Завжди від’ємна величина; Завжди число. Як називається сота частина числа відсоток; ар; міліметр. Натуральні числа. Квадрат числа.
54161. Математика – цариця наук 102.5 KB
  Мета: активізація пізнавальної діяльності учнів; розвиток логічної та загально математичної культури учнів; тренування уваги, пам’яті учнів; підвищення інтересу до вивчення математики.