74069

Государственное развитие Германии в ХХ веке

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государственное развитие Германии в ХХ веке. Право Германии в Новейшее время. Революция 1918 года в Германии. Поражение Германии в Первой мировой войне внутренние противоречия влияние событий в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г.

Русский

2014-12-23

140.5 KB

16 чел.

Тема 21.  ГЕРМАНИЯ   

План.

  1.  Государственное развитие Германии в ХХ веке.
  2.  Право Германии в Новейшее время.

Революция 1918 года в Германии. Веймарская республика и конституция 1919 года.   

Поражение Германии в Первой мировой войне, внутренние противоречия, влияние событий в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию. Имперское  правительство передало власть представителям германской социал-демократии. Германия была объявлена республикой, установлен 8-часовой рабочий день, провозглашены широкие демократические права и свободы.    

В январе 1919 г. были проведены выборы в Национальное собрание, которое стало высшим законодательным органом. Временным президентом республики стал Макс Эберт.  

В июле 1919 г. в городе Веймаре была принята конституция германского государства,  провозгласившая Германию республикой с федеральным устройством. Бывшие союзные государства получили название “земель”. Всего в состав Германской империи (официальное название было сохранено) вошли 15 земель и 3 вольных города. Земли имели свои законодательные собрания (ландтаги) и конституции. Однако империя имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношениям к землям.

Высшим законодательным органом объявлялся рейхстаг (нижняя палата), избираемый сроком на 4 года на основе всеобщего избирательного права (460 депутатов). Органом представительства земель являлся рейхсрат (Имперский совет), формировавшийся на пропорциональной основе (65 депутатов:  Пруссия - 26, Бавария-10, Саксония-7 и т.д.), обладавший правом отлагательного вето.   

Главой государства был президент, избиравшийся всеобщим голосованием на 7 лет с правом переизбрания. Он наделялся широкими полномочиями: мог объявить чрезвычайное положение, являлся главнокомандующим вооруженными силами, представлял государство внутри страны и на международной арене, имел право отлагательного вето, в случае разсогласия между палатами парламента решение вопроса передавалось  президенту, мог  распустить парламент и назначить новые выборы.  Он мог самостоятельно принять решение, в том числе назначить по своему усмотрению канцлера (премьер-министра) и министров.  

Президент мог быть смещен со своего поста большинством в 2/3, но если при этом народ был против смещения, то подлежал роспуску рейхстаг.

Главе правительства (канцлеру) поручалось “формирование основных принципов политики”. Правительство несло ответственность перед парламентом, который мог выразить вотум недоверия, как всему составу, так и отдельным членом кабинета.

Во второй части – «Основные права и обязанности немцев» Конституция декларировала широкие демократические права и свободы граждан: свободу слова, печати, собраний, объединений, 8-часовой рабочий день, охрану труда, пособие по безработице и др. –  «право на достойное существование человека».   

Веймарская республика просуществовала около 15 лет. Весь этот период страна находилась в экономическом кризисе,  сотрясалась стачками, путчами, терактами, связанными с резкой поляризацией политических сил. Большинство населения негативно относилось к Веймарской республике, считая ее порождением “позорного Версальского мира”. В этих условиях происходит рост влияния  радикальных течений: национал-социалистических и коммунистических.    Но демократические  силы были раздроблены.

Это обеспечило рост  влияния национал-социалистов. 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил Адольфа Гитлера рейхсканцлером, что явилось началом планового разрушения институтов буржуазного парламентаризма, ликвидации демократических завоеваний и установления тоталитарного режима. В феврале 1933 г. для оправдания чрезвычайных мер и репрессий против левых фашисты осуществили поджог рейхстага.    

С первых дней прихода к власти Гитлер взял курс на установление диктатуры. Декрет “В защиту народа и государства” (февраль 1933) по существу отменял свободу личности, слова, печати, собраний,  декрет “В защиту германского народа» (февраль 1933) наделил неограниченными правами полицию. В марте 1933 г. была запрещена компартия, а затем и все остальные партии (декрет «Против образования новых партий», июль 1933). Право на легальное существование было признано лишь за нацистской партией и руководимыми ею организациями. Действующие профсоюзы были распущены, их имущество конфисковано. Вместо них были созданы новые профсоюзы, подконтрольные фашистской партии – т.н. Германский трудовой фронт.  В декабре     1933 г. был издан закон “Об обеспечении единства партии и государства”, объявивший фашистскую партию единственной “носительницей немецкой государственной мысли, неразрывно связанной с государством”. Назначение на любую должность могло состояться только с согласия фашистской партии. НСДАП становится центральным и всевластным элементом государственного аппарата.    

После смерти Гинденбурга (1.08.1934 г.) должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрировалась в руках Гитлера, который был объявлен фюрером (вождем) и пожизненным рейхсканцлером. В 1934 г. законодательным путем были ликвидированы ландтаги, а в феврале 1934 г. - рейхсрат. Земли были лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением “О германских общинах” ликвидировалась система местного самоуправления. Хотя сохранялось прежнее административное деление, страна была разделена на 32 области (гау) во главе с партийными руководителями – гаулейтерами.

Были приняты серьезные меры по государственному регулированию экономики.

Законом «О подготовке органического переустройства германской экономики»( 1934 г) в Германии утвердились так называемые хозяйственные палаты – общеимперская и провинциальные, на которые были возложены полномочия по регулированию экономической и социальных жизни. Законом «Об учреждении принудительного картелирования» ( 1934) министерству экономики было предоставлено право закрывать предприятия а также «применять меры полицейского принуждения  и издавать постановления, восполняющие закон». В 1936 г. был создан комитет по проведению 4-летнего плана, направленного на подготовку к войне. В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность – каждый работник мог быть принудительно направлен на любую работу.   

Важным звеном механизма фашистской диктатуры было Министерство пропаганды (во главе с Й. Геббельсом), осуществлявшее идеологическую обработку населения, а также различные молодежные организации – «Гитлерюгенд», «Юнгфольк» и др., участие в которых было обязательным.  

Особую роль играли репрессивные органы: штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), тайная полиция – гестапо, специальная служба порядка (СД). В 1939 г. было создано главное управление имперской безопасности. Для расправы с оппозиционерами были учреждены Народные трибуналы, а в армии – военно-полевые суды.   

Одновременно, при попустительстве западных держав, шло активное строительство армии и флота. В 1938 г. Германией мирным путем были захвачены Австрия (аншлюс) и Чехия («Мюнхенский сговор»). В сентябре 1939 г. Гитлер, напав на Польшу, развязал Вторую мировую войну.  

Крах фашистской Германии и Потсдамские соглашения 1945 года  

Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставили вопрос о ее будущем государственном устройстве. Важнейшие соглашения по “германскому вопросу” были приняты на трехсторонней конференции СССР, США, Англии, происходившей в Потсдаме в июле-августе 1945 г. Было решено установить в Германии временный оккупационный режим, разделив ее  на 4 зоны (советскую, американскую, английскую и французскую). Предусматривалось проведение демилитаризации (роспуск вооруженных сил и ликвидация генерального штаба, предание суду военных преступников), денацификации (запрет и роспуск фашистских организаций), ликвидация монополий, демократизации германского общества. Контроль за реализацией Потсдамских соглашений должен был осуществлять Союзный контрольный совет, состоящий из глав военных администраций союзников, все его решения должны были приниматься на основе консенсуса.    

Политика держав в своих зонах была  различна. В советской зоне началась подготовка «построения» на принудительной основе «социализма» московского образца который надеялись распространить на всю Германию. В западных зонах проводилась политика «поддержания порядка» и «политического карантина», в результате чего были распущены все политические организации. Она перестала осуществляться в начале 1946 года и началось формирование новой партийно-политической системы.

Образование ГДР и ФРГ   

Несмотря на решение Потсдамской конференции о сохранении единой Германии, союзники взяли курс на формирование сепаратных органов власти, экономической системы и, фактически, на расчленение Германии. Так, в  сентябре 1946 г., была создана “Бизония” (англо- американская зоны окупации), а затем, включая французскую – «Тризония».   

В мае 1947 г. в западной зоне из представителей ландтагов земель был образован Экономический совет, которому были приданы законодательные полномочия в сферах, не закрепленных за оккупационными властями. Был также создан Директорат, выполнявший роль  правительства, позже названный  Исполнительным советом.  В 1948 г. образуется Банк немецких земель и проведена   денежная реформа, в результате которой была ликвидирована единая денежная система Германии. Вводится в действие “план Маршалла”.   

При поддержке западных держав в был созван парламентский совет, состоящий из представителей земельных ландтагов. Он выполнил функцию учредительного собрания.

При этом ему пришлось считаться с «оккупационным статутом», принятым западными Державами, а также с их особым статутом для управления Рурской областью.

В июле 1948 г. конференция 6 государств (США, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) выработала рекомендации о создании германского государства. В апреле 1949 г. западные оккупационные власти принимают так называемый оккупационный статут, который закрепил право экономического и политического контроля США, Великобритании и Франции за западногерманскими властями.  В соответствии с ними был разработан проект германской конституции, который  был утвержден  8 мая 1949 года (59 голосами против 12, за исключением Баварии).

После одобрения землями конституция вступила в силу. 23 мая 1949 г. считается днем образования Федеративной Республики Германии. Принятие конституции ФРГ юридически и политически закрепило раскол Германии.    

В советской зоне Немецкий Народный Совет, представлявший политические и общественные организации Восточной Германии, провозгласил себя временной Народной палатой и ввел в действие конституцию ГДР (октябре 1949 г.).  

 Конституция ФРГ 1949 года

В нем было зафиксировано положение о том, что «настоящий основной закон действует для всего немецкого народа», то есть конституция распространяется на все немецкие земли.. А в статье 23 говорилось о том, что «в остальных частях Германии он вступает в силу по их присоединении». В тоже время в статье 146 предусматривалась и возможность после объединения принятия новой конституции «свободным решением немецкого народа».

Новое германское государство провозглашалась как федеративное, республиканское, демократическое и социальное. Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода и неприкосновенность личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.). Устанавливалось, что ФРГ является правовым государством, в котором все органы и институты, государственные и частные, могут действовать только на основании правовых установлений.

К числу основных принципов, на которых построена конституция, относятся федерализм (10 земель) и разделение властей, однако в ходе развития государства роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.    

Созданию правового государства должно было способствовать положение статьи 1 о том, что «основные права [граждан] для законодательной, исполнительной власти и правосудия всегда выступают как непосредственно действующее право».                  

На построение правового государства было направлено и положение, зафиксированное в статье 25. «Общие нормы международного права, — подчеркивалось в ней, — являются составной частью права федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории».

Был твердо зафиксирован принцип разделения властей. Причем он был предусмотрен как по горизонтали — путем установления разграничений  компетенции органов одного уровня, так и по вертикали — разграничением компетенции между федерацией и землями.

На построение правового государства было направлено и предоставленное гражданам право обжаловать решения властей в независимом от них суде.

Вместе с тем, в основном законе были и ряд  положений, которые шли  вразрез со стремлением построить в Германии правовое государство. Статья 18 предоставила федеральному конституционному суду право лишать прав тех, кто злоупотребляет свободой мнений, печати, преподавания, собраний, объединений, тайной переписки, собственности «для борьбы против основ свободного демократического строя».

В конституции был закреплен специальный механизм (“охрана конституции” ст.20), призванный гарантировать незыблемость ее основных положений – «Если иной выход не возможен, все немцы имеют право сопротивление любому, кто предпринимает попытку устранить этот строй». Для этого была предусмотрена возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их “антиконституционности”, не допускался пересмотр ряда основополагающих статей конституции.  

Противоречило идее правового государства и включение в конституцию положения о возможности в ряде случаев введение чрезвычайного законодательства. В 1968 году бундестаг принял серию законов, которые предусматривали введение чрезвычайного положения в случае «угрозы нападения» на страну, при появлении «опасности, угрожающей существованию свободного демократического строя федерации или земли» или когда правительство сочтет создававшуюся ситуацию в стране «напряженной».

Эти законы предусматривали при чрезвычайном положении введение обязательной трудовой повинности, ликвидацию права граждан на свободный выбор профессии и права на забастовку, введение уголовной ответственности за самовольное оставление рабочего места.

Правительство после объявления чрезвычайного положения получило право запрещать объединения-граждан, забастовки, собрания, ограничивать права и свободы немцев, а полномочия бундестага должны были переходить к общему комитету из 22 членов, избранных бундестагом, и 11 членов, представляющих бундесрат. Федеральный канцлер получал право использовать вооруженные силы для подавления «внутренних беспорядков» (ст. 91).

В соответствии с основным законом в ФРГ была учреждена парламентская республика, в которой законодательная власть была предоставлена двухпалатному парламенту. Палаты — бундестаг и бундесрат — различались по порядку формирования и по своим полномочиям.

Бундестаг – высший орган законодательной власти, избираемый на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Кроме законодательных функций, бундестаг утверждает бюджет, формирует правительство и контролирует его деятельность. Но бундестаг связан правилом так называемого “конструктивного вотума”, когда отставка правительства возможна только при утверждении ими нового канцлера.   

Бундесрат – орган представительства интересов земель на пропорциональной основе.  В бундесрате представители каждой земли имели один оперативный мандат и голосовали только так, как было определено земельным правительством. Бундесрат участвует в принятии бюджета. Его согласие требуется для принятия законов, изменяющих конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т.д.   

В ст. 77 и 78 определялось, что в законодательном процессе нижняя палата обладает перевесом над бундесратом. Право законодательной инициативы принадлежало правительству и членам обеих палат. Проекты вносились в бундесрат, который в течение трех месяцев со своим заключением должен был передать их в нижнюю палату.

В ст. 46-48 разумно определялся правовой статус депутатов. Депутатская неприкосновенность не носила абсолютного характера - депутат может быть привлечен к ответственности за клевету, задержан на месте при совершении уголовного преступления, «или в течение следующего дня».

Бундестаг в соответствии с основным Законом 1949 года получил право издавать законы, входящие в сферу исключительной компетенции федерации, конкурирующей компетенции и по вопросам, по которым федерации предоставлено право издавать общие предписания землям.

В ст. 73 были определены 11 вопросов, в отношении которых федерация обладает исключительной компетенцией - иностранные дела, оборона, гражданство, денежное обращение, таможенное дело, транспортное сообщение.

Ст. 74 и 75 определили обширный перечень вопросов, являвшихся объектом конкурирующей законодательной компетенции федерации и земель. Среди них  — гражданское, уголовное, хозяйственное право, исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат, право союзов и собраний, трудовое право.

В ст. 75 определялись вопросы, по которым федерация имела право издавать для земель типовые предписания, в том числе определять общие принципы высшего образования, печати и кино, охраны природы.

В конституции ФРГ 1949 года получили отражение элементы рационализированного парламентаризма. Они были направлены на то, чтобы совместить существование парламентского режима со стабильной исполнительной властью. Предусматривалась бивалентная центральная исполнительная власть - «слабый» президент и «сильный» канцлер.

Президент должен был избираться специальным органом — федеральным собранием, в состав которого входили члены бундестага и представители земельных ландтагов.

Полномочия президента как главы государства были весьма ограниченными и все его акты подлежали  контрассигнации со стороны канцлера. Роль президента увеличивалась только, когда в парламенте ни одна партия (блок партий) не имели устойчивого большинства.

В этом случае президент был правомочен предложить свою кандидатуру канцлера и тем самым в определенной степени определить направление политического развития страны.

Стабильность исполнительной власти обеспечивалась особым статусом канцлера — главы федерального правительства. Канцлер, являющийся,  как правило, главой партии, победившей на выборах, утверждается бундестагом. Он формирует кабинет, направляет внешнюю и внутреннюю политику государства, несет ответственность перед бундестагом.

Он избирался по предложению президента бундестагом без прений. Стабильность исполнительной власти обеспечивалась и так называемым «конструктивного вотумом» недоверия канцлеру. Суть его заключалась в том, что канцлер теряет свой пост только после избрания бундестагом его преемника.

Министры назначались и увольнялись президентом по предложению канцлера.

В соответствии с основным законом в Германии учреждалась федеративная форма территориального устройства, которая не может быть изменена (ст. 79). В ст. 30 устанавливалось, что «осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям».

Но при этом подчеркивалось, что «федеральное право имеет перевес над правом земель». К ведению земель были отнесены местные финансы, строительство, культура, образование. В тоже время в конституции была норма, которая дозволяла землям заключать международные договоры (правда, с согласия центра).

Высшими представительными органами в землях являлись однопалатные ландтаги, которые формировали земельные правительства. Исключение составлял лишь ландтаг Баварии, который имел двухпалатную структуру.

За исключением Шлезвиг-Гольштейна все земли имели свои формы конституционного контроля. Допускались земельные конституционные и законодательные референдумы, народная законодательная инициатива и роспуск в результате ее ландтага.   

Исключительную роль в политической жизни страны играет Конституционный суд. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов власти федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий. Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно, 50% их утверждается бундестагом, 50% - бундесратом.   

Объединение Германии    

Раздельное существование германских государств продлилось относительно недолго. В результате глубоких изменений, прошедших  в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны.

18 мая 1990 г. правительствами  Г. Коля (ФРГ) и Г. Модрова (ГДР) был заключен Договор об экономической, валютной и социальной унии. В результате на территории двух государств было установлено единое платежное средство – марка ФРГ.

В августе 1990 г. был заключен Договор об избирательной унии на основе законов ФРГ, формировалась единая избирательная территория.

23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. В сентябре 1990 г. договор был ратифицирован ГДР и ФРГ. Согласно договору ГДР как государство ликвидировалось, а 5 воссоздаваемых на ее территории земель включались в состав ФРГ.  Конференция министров иностранных дел четырех великих держав (СССР, США, Англия, Франция) и Западной и Восточной Германии (сентябрь 1990 г. ), обеспечила внешние условия объединения. Итоговый документ конференции зафиксировал незыблемость границ Германии, запретил ФРГ производить, владеть и распоряжаться оружием массового уничтожения, обязал сократить вооруженные силы ФРГ и потребовал, чтобы с ее территории “исходил только мир”. В то же время был признан полный суверенитет ФРГ во внутренних и внешних делах.   

После объединения Германии в основной закон ФРГ был внесен ряд дополнений, вызванных новыми историческими реалиями.

В новой редакции была сформулирована его преамбула за счет включения в число федеральных земель территорий, ранее входивших в состав ГДР.

В июне 1993 года в конституции Германии появилась новая статья — 16-а. В ней устанавливалось, что лица, подвергающиеся политическим преследованиям у себя на родине, имеют право на политическое убежище (за исключением стран — членов Европейского союза). Однако такое право получили не все беглецы, а только те из них, кто «представлял доказательства, из которых следует, что он подвергается политическим преследованиям».

Новую редакцию получила статья 21, которая установила государственный контроль над деятельностью политических партий. Теперь они должны были предоставлять публичные отчеты «об источниках и использовании своих средств, а также о своем имуществе».

Федеральному конституционному суду было предоставлено право распускать  партии, в которых «внутренняя организация» не соответствует «демократическим принципам», а также  «которые по своим целям или поведению своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя, либо устранить его».

В  статью 135-а было внесено дополнение о том, что ФРГ не несет ответственности по обязательствам ГДР и ее субъектов права.

Ряд дополнений в основной закон был внесен и в связи с вхождением Германии в Европейский союз. В статью 28 было внесено положение о том, что на выборах в округах и общинах жители, обладающие гражданством стран членов Европейского союза, в равной мере могут избирать и быть избранными в соответствии с установлениями союза.

А дополнение, внесенное в статью 52, предоставило бундесрату право «для рассмотрения дел Европейского союза» «образовать палату по европейским делам, решения которой будут иметь силу решений бундесрата» (1992г.).

2. Развитие права

Основное  развитие права Германии первой половине XX века проходило под сильным влиянием Германского Гражданского Уложения.

Одной из черт гражданского права данного периода является вмешательство государства в сферу хозяйственной деятельности. В гражданское право проникают начала административного права.

Принцип свободы договора претерпел серьезные ограничения благодаря введению в оборот "договоров посредством присоединения", продиктованных договоров" и т.п.

Монополистами была разработана новая форма  - "формуляр".

Пошатнулся и принцип святости договора, его обязательной силы для сторон. Стала проникать в практику та идея, что обязательство должно рассматриваться в связи с обстоятельствами, при которых оно заключено. Изменение этих обстоятельств освобождает сторону от обязанности исполнять договор. В результате принцип неуклонного соблюдения договора был заменен в судебной практике другим принципом - учета изменяющейся экономической конъюнктуры.

После захвата власти в Германии Гитлером и воцарения в стране фашистского режима Германское гражданское уложение не было отменено. Однако применялось оно только тогда, когда это не противоречило интересам властвующей нацистской клики. Кроме этого, с 1933г. был издан ряд законов, изменяющих нормы ГГУ, направленных на прямую отмену равноправия, построенных на идее расизма и фашистской идеологии. Были также изданы законы, направленные на закрепление экономической позиции за монополиями.

После поражения фашизма в 2-ой мировой войне фашистское законодательство было отменено и на всей территории Германии восстановлено действие ГГУ. Так,. были отменены фашистские законы об охране чистоты немецкой крови, о гитлеровской молодежи, законы о наследовании в сельском хозяйстве, а также постановления о майоратных и ленных владениях, предусматривавшееся Вводным законом в ГГУ. После раскола Германии Гражданское уложение сохранило свое действие на территории ФРГ, в ГДР же был принят новый гражданский кодекс.

Веймарская республика сохранила действие УК 1871г. Однако кодекс был заново отредактирован, из него удалили пережитки феодального права, была сокращена область применения смертной казни. Веймарская республика декларировала приверженность либерально-демократическим принципам в уголовном праве, которые, однако, не всегда соблюдались. В качестве примера можно привести указы президента (1920,1923 гг.), вводившие смертную казнь за "антигосударственную деятельность" (это понятие трактовалось очень широко), а также ужесточение  наказаний за призыв к забастовке.

Нацистский рейх установил режим открытого террористического подавления и упразднил всю систему либерально-демократической законности. Указы "В защиту немецкого народа" (1933) сводит на нет свободу печати и собраний, "О защите народа и государства"(.1933) аннулирует парламентскую неприкосновенность депутатов рейхстага. Разгром либерально-демократических институтов был завершен последующим чрезвычайным законодательством: "Об обсуждении и смертной казни и о порядке приведения ее в исполнение" (.1933); "О конфискации имущества, предназначенного для целей, враждебных народу и государству" (1938); "Против коварных посягательств на государство и партию" (1934); "О защите немецкой крови и немецкой чести" (1935) и т.п. Широкое распространение получила внесудебная расправа. Нацистское законодательство послужило примером законов других фашистских и полуфашистских государств.

После окончания Второй мировой войны фашистское уголовное законодательство было отменено. Восстановлено действие УК 1871 г. с редакционными исправлениями до 1933 г. С принятием конституции 1949 г. наметилось движение в сторону демократизации и уголовного права.

IX раздел основного закона ФРГ содержал статьи, определявшие принципы правосудия и его организационную структуру. Предусматривалась специализация правосудия на конституционную, общую, административную, финансовую, трудовую и социальную юстицию. Была отменена смертная казнь (ст.102), подчеркивалась приверженность традиционным либеральным принципам: "Деяние может подлежать наказанию, только если его наказуемость была установлена законом до его совершения", "Никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же действие на основании общего уголовного закона" (ст. 103).

«Каждый, — говорилось в ст. 104, — кто предварительно задержан по подозрению в наказуемом деянии, не позднее дня, следующего за задержанием, должен быть представлен к судье, который обязан сообщить ему причины задержания, допросить его и дать ему возможность представить возражения. Судья обязан без промедления либо издать мотивированный письменный приказ об аресте, либо распорядиться об освобождении задержанного».

Судебная система Германии строится на основе специализации. Она разделяется на суды конституционной, общей и особенной юрисдикции.

Их должны были возглавлять федеральный конституционный суд, федеральная общая палата, федеральный административный суд, федеральная финансовая палата, федеральный трудовой суд и федеральный социальный суд. А «для обеспечения единства судебной практики, — говорилось в ст. 95, — должен быть образован совместный сенат судов».

В разделе «Правосудие» основного закона Германии регламентируются только права и обязанности конституционной юстиции: она состоит из федерального и земельных конституционных судов. Право общегосударственного осуществления конституционного правосудия предоставлено федеральному конституционному суду, который избирается в равном числе членов бундестагом и бундесратом.

Основные функции федерального конституционного суда: толкование основного закона страны, соответствие федерального права и права земель конституции ФРГ, разрешение публично-правовых споров между федерацией и землями, между землями, соответствие законов основному закону.

В отличие от других стран субъектом конституционной юстиции являются и физические лица: конституционные жалобы могут быть поданы «каждым, кто утверждает, что публичная власть нарушила одно из его основных прав».

А суды особенной юрисдикции разделяются на суды трудовой и суды административной юрисдикции. В свою очередь в административной юрисдикции выделяются общая административная и специальная административная (финансовая и социальная) юрисдикция.

Основной закон ФРГ (ст. 96) предусматривает учреждение «федерального суда по делам правовой защиты промышленной собственности», военно-уголовных судов в качестве федеральных судов и «в случае состояния обороны», а «для лиц, состоящих с ней [федерацией] в публично-правовом служебном отношении, — федеральных судов по разрешению дел в дисциплинарном производстве и производстве по жалобам».

Юстиция в Германии также разделяется на федеральную и земельную. Правовое положение судей федеральных и земельных судов определяется специальными законами — федеральным и в каждой земле своим.

Право назначения судей федеральных судов предоставлено конституцией (ст. 95) «компетентному для соответствующей области» федеральному министру совместно с комитетом по выборам судей, который состоит из компетентных для соответствующих областей министров земель и равного числа членов, избираемых бундестагом. В федеральных землях вопрос о назначении судей решает министр юстиции земли совместно с комитетом по выборам судей (ст. 98).

Конституция Германии установила принцип независимости судебной власти - «судьи независимы и подчиняются только закону».  «Судьи, — говорится в ст. 97, — могут против их желания до истечения срока полномочий быть уволены, временно или окончательно отстранены от должности или уволены в отставку только в силу судебного решения и лишь по основанию и в форме, предусмотренных законом».

В то же время в Германии, если федеральный судья на службе или вне ее нарушит принципы основного закона страны или какой-либо земли, то федеральный конституционный суд может, по предложению бундестага и большинством в две трети голосов своих членов, распорядиться о переводе такого судьи или об его увольнении.

В систему судов общей административной юрисдикции входят суды трех инстанций: административный суд, высший административный суд, федеральный административный суд.

Высшей единицей в системе административной юстиции является федеральный административный суд. В нем коллегия из 5 профессиональных судей рассматривает в порядке ревизии решения высших административных судов.

Высший административный суд, возглавляющий административную юстицию земли, рассматривает и некоторые дела по первой инстанции.

Судом низшего уровня являются административные суды, которые рассматривают дела по первой инстанции. В их состав входят 3 профессиональных судьи и 2 непрофессиональных судей, избираемых на 4 года.

Решения административного суда может быть оспорено в высшем административном суде с помощью подачи в него апелляции или ревизии. При апелляции дело пересматривается по сути, при ревизии проверяется соблюдение при рассмотрении дела правовых норм.

Финансовая административная юстиция включает в себя финансовые суды, которые разрешают споры публично-правового характера по вопросам налогов и сборов, квот на перемещение товаров, финансовой монополии, правомерности административных актов финансовых и таможенных органов. Деятельность судов финансовой юстиции регламентируется налоговым кодексом.

Финансовая административная юстиция состоит из судов двух уровней. Первая ступень — финансовые суды, в которых дела рассматриваются коллегией из 3 профессиональных и 2 непрофессиональных судей.

Второй инстанцией является федеральный финансовый суд в Мюнхене. В нем дела решает коллегия из 5 профессиональных судей в порядке ревизии.

В состав общей административной юстиции входит и социальная юстиция, правовой основой деятельности которой является федеральный закон о социальном суде.

Она включает в себя суды трех ступеней. Первой является социальный суд, состоящий из специализированных палат. В него входит один профессиональный судья (председательствующий) и 2 непрофессиональных судей.

Суды второго уровня — социальные суды земель в составе 3 профессиональных и 2 непрофессиональных судей — являются апелляционной инстанцией относительно приговоров социальных судов. Федеральный социальный суд в Касселе рассматривает дела в третьей инстанции в порядке ревизии.

В компетенции судов социальной юрисдикции рассмотрение вопросов о помощи безработным, трудоустройстве, страховании, пенсионном обеспечении, здравоохранении.

Игнорирование государственным органом жалобы, оставление ее без рассмотрения или частичное ее удовлетворение являются основанием для обращения любого немецкого гражданина к судам административной юрисдикции с иском.

Наиболее распространенным является иск об опротестовании административного акта, который, по мнению немца, нарушает его права. Обязательственный иск направлен на то, чтобы заставить государственный орган совершить (или наоборот) то или иное действие.

Уголовное право, действовавшее в ФРГ, не претерпело в это время радикальных изменений, если не учитывать отмену смертной казни в 1949 году. В 1954 году была создана бундестагом специальная комиссия по подготовке «большой реформы» уголовного права, но она рассматривала только общую часть уголовного уложения.

С 1975 года в ФРГ начало действовать новое уголовное уложение. В общую его часть вошли положения, сформулированные комиссией бундестага по подготовке реформы уголовного права. В результате выхода "Второго закона о реформе уголовного права" (1969 г.) и "Вводного закона к Уголовному кодексу" (1974 г.)  произошли радикальные изменения в Общей и Особенной части УК.

Важное нововведение, осуществленное в результате реформы, - это отказ от трехчленной классификации преступлений (деления на проступки, преступления и нарушения) и установление двухчленной классификации, т.е. деления на преступления и проступки. К проступкам отнесены те преступные деяния, которые наказываются штрафом или лишением свободы до 1 года, а к преступлениям те, что сопровождаются лишением свободы на 1 год и более.

В 1975 г. они были включены в "Закон о борьбе с нарушениями порядка" (1968 г.).  Однако при регулировании ответственности применяются уголовно-правовые институты и понятия: вина, стадии преступления, соучастие, необходимая оборона и др. В связи с этим данный закон находится как бы в пограничной области между уголовным и административным правом.

А остальные преступные деяния больше не являются сферой действия уголовного права. Они регулируются законом об административных правонарушениях 1968 года.

В 1987 году была принята новая редакция уголовного уложения. Это было вызвано необходимостью включения в него положений, содержавшихся в ряде принятых к тому времени законов:  о борьбе с экономической преступностью 1976 года, о преступных деяниях против окружающей среды, о должностных преступлениях (1980 г.), о борьбе с терроризмом, о борьбе с преступлениями в сфере экономики (1986 г.).

В особенной части уголовного уложения теперь немало статей, определяющих меру наказания за преступления в сфере экономики и окружающей среды, за должностные преступления, за преступления на сексуальной почве.

Предусматриваемая форма наказания имеет нередко дуалистическую структуру — основное и дополнительное наказание. К основным относятся штраф и лишение свободы, а к дополнительным — применение мер исправления и безопасности, например, запрещение пользоваться автотранспортом или запрет на занятие определенной должности.

Высшей мерой наказания является пожизненное тюремное заключение.

В послевоенный период в ФРГ продолжало действовать германское гражданское уложение 1900 года. В него были внесены изменения и дополнения, вызывавшиеся новыми явлениями в сфере гражданско-правовых отношений.

Были дополнены положения о договоре имущественного найма, расширявшие права нанимателя, уравнивали права мужчин и женщин при приеме на работу и оплату их труда.

Регулирование гражданских отношений стало осуществляться и с помощью специальных актов. Закон 1946 года признал возможность развода по инициативе одного из супругов, если они в течение трех лет не проживали вместе. Даже если второй супруг возражал против развода, то он становился возможным, «если оба супруга вели себя недостойно в браке».

В соответствии с конституцией ФРГ в 1957 году появился закон о равноправии мужа и жены в семейных отношениях. В нем была норма, устанавливавшая раздельный режим имущества, имевшегося до брака, и общность имущества, нажитого в нем. При разводе общее имущество должно было делиться поровну между супругами.

В 1969 году был принят закон, уравнявший в правовом отношении внебрачных детей с детьми, рожденными в браке. Это привело к отмене положения, согласно которому внебрачный ребенок и его отец не считались состоявшими в родстве.

В частности, в 1976 году были дополнены статьи 1566 и 1569. В соответствии со статьей 1566 брак без всяких ограничений расторгается, если супруги более года живут раздельно и оба жаждут развода. Если один из супругов возражает, то другому нужно ждать 3 года, после чего возражение судом не принимается во внимание.

Статья 1569 теперь гласит - «Брак считается несостоявшимся, если совместная жизнь супругов больше не продолжается и нет оснований предполагать, что супруги ее восстановят»

Теперь германское гражданское уложение предусматривает возможность расторжения брака и тогда, когда супруги проживают раздельно менее одного года. По иску одного из супругов, который считает невозможным продолжение брака «по причине поведения другого супруга, отличающегося исключительной жестокостью» (необязательно мужа).

С 1911 года в Германии действует социальное уложение, регулирующее вопросы страхования, пенсионного обеспечения и другие социальные вопросы.

Законодательно была установлена 48-часовая рабочая неделя, которая затем была уменьшена до 40 часов. Она дает возможность каждому немцу обеспечить себя и содержать достойным образом свою семью. Пособие по безработице составляет 68% от заработка при утрате работы. Законодательно был снижен пенсионный возраст с 65 до 63 лет и повышены наиболее низкие пенсии

Государственная помощь на каждого из первых трех детей составляет 154 евро в месяц, а на четвертого и далее — 179 евро. Выдается она также до и после родов и на воспитание детей в размере от 300 до 450 евро в месяц (в зависимости от стажа работы женщины).

Наличие детей учитывается в виде налоговых и финансовых государственных льгот для граждан с детьми при приобретении ими жилья, при начислении различных пособий.

Было принято федеральное законодательство о бесплатном обучении в вузах и стипендиальном обеспечении студентов. А в середине 70-х годов появился специальный закон о высшей школе.

В 1975 году были подвергнуты радикальной переработке его первая книга «Общие положения», в 1976 — четвертая «Положения о социальном страховании», в 1988 — пятая «Медицинское страхование», в 1989 — шестая «Пенсионное страхование».

В последней четверти XX — в начале XXI веков Германия окончательно сформировалось как демократическое, правовое и социальное государство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59007. Екзотична новела Проспера Меріме. Матео Фальконе 37 KB
  Екзотична новела Матео Фальконе написана в 1829 році. Таким чином автор готує нас до знайомства з Матео Фальконе людиною відважною і в той же час небезпечною а початок новели є його передісторією. Розмова на уроці далі присвячена Матео Фальконе його вчинкам...
59008. Екологічне виховання молодших школярів 58 KB
  Ураховуючи завдання та мету курсу я намагаюсь пробудити в учнів занепокоєність станом природи їхнього безпосереднього оточення і планети в цілому а також ініціюю екологічне мислення та поведінку в повсякденному житті.
59009. Жінки в історії України 77.5 KB
  Можна навести чималий список жінок, які прославляли рідну землю. Це поетеси Леся Українка та Ліна Костенко, художниця Катерина Білокур, співачки Раїса Кириченко та Ніна Матвієнко, актори Соломія Крушельницька та Наталія Ужвій і багато-багато інших.
59010. Жанрова своєрідність та мова Вибраних місць із листування з друзями М. В. Гоголя 47.5 KB
  І Гоголь хоча й сам переживав важку кризу ретельно відповідав усім хто писав йому: Стоит только хорошенько выстрадаться самому как уже все страдающие становятся тебе понятны и почти знаешь что нужно сказать им. Починає Вибрані місця із листування з друзями передмова в якій Гоголь пояснює чому він вирішив написати цю книгу.
59011. Жанр танка в ліриці Ісікава Такубоку 103 KB
  За деякими японськими джерелами днем народження Такубоку вважається 20 лютого 1886 року дата реєстрації його народження. Ісікава прізвище поета Такубоку літературний псевдонім. Такубоку був першим і єдиним хлопчиком у родині.
59012. Життя людини - найвища цінність 61 KB
  Сухомлинського його твори; збагачувати активний словник учнів розвивати вміння формувати ціннісні судження про гармонійне життя; виховувати бажання глибше ознайомитися з біографією Великого Кобзаря Ліни Костенко Матері Терези Леонардо да Вінчі...
59013. Цікаві завдання та різноманітні інтелектуальні ігри. Задачі. Залізна логіка 129.5 KB
  Гарненька історія промовив інспектор Варніке вислухавши фрау Пепприх у якої тільки що вкрали двох відгодованих до свята гусей. У вашому поясненні парубче дещо не відповідає дійсності сказав інспектор Варніке. Чому інспектор Варніке запідозрив молодика у співучасті в крадіжці...
59014. Здоровя - мудрих гонорар 63.5 KB
  Учителям пропонується пройти стежиною здоровя. Маршрут стежки здоровя Перша зупинка Канони здоровя знайомство з основними заповідями Салернського кодексу здоровя медичного трактату XIV століття.
59015. Знакова система - символічна основа народного орнаменту 47.5 KB
  Завдання до уроку Розробка нескладної композиції орнаменту з використанням символів за власним вибором для оздоблення: керамічної тарілки чи глечика; декоративної серветки; святкового рушничка; килима; козацького поясу; бойової сокири; кіраси; ножен козацької шаблі.