74071

Предмет, методы и основные источники «Истории права зарубежных стран»

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Предмет методы и основные источники Истории права зарубежных стран. Истоки права. История ПЗС иногда ее называют Всеобщая история государства и права – изучает возникновение оформление и функционирование правовых обычаев и законов а также их последующие изменения у разных народов мира в отдельные периоды от древности до современной эпохи...

Русский

2014-12-23

48.5 KB

0 чел.

Тема 1. «Введение».

План.

  1.  Предмет, методы и основные источники «Истории права зарубежных стран».
  2.  Истоки  права.

I.   История ПЗС (иногда ее называют «Всеобщая история государства и права») – изучает возникновение, оформление и функционирование правовых обычаев и законов, а также их последующие изменения у разных народов мира в отдельные периоды от древности до современной эпохи.

Основными методами изучения ИПЗС являются:

  1.  Структурно-аналитический – предполагает изучение отдельных элементов права, выявление его статуса и своеобразия.
  2.  Культурологический – предполагает изучение права как важнейшего элемента социальной и духовной культуры общества, который отражается в морали и религии.
  3.  Сравнительно-исторический – сопоставляет  опыт институтов правового развития с целью выявления национально-государственной специфики, с одной стороны, и общих тенденций и закономерностей – с другой.
  4.  Формально-юридический – предполагает изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и конструкции.

Периодизация:

  1.  История правовых институтов Древнего мира – IV тысячелетие до н.э.-V в. нашей эры.
    1.  История права средних веков – VXVIII вв.
    2.  Новое время – XVIII – начало XX века.
    3.  Новейшее время – с начала ХХ века.

Источники права.

Обычно выделяют два основных типа источников:

  1.  Дописьменные – к которым относятся правовые обычаи и законы, отраженные в некоторых сохранившихся в настоящее время традициях, обычаях, различные предания и мифы, а  также пословицы и поговорки на темы законов и правосудия.

  1.  Письменные:

а) в первую очередь сюда входят, хотя и не у всех народов, правовые принципы, отраженные в священных религиозных текстах («Веды», «Библия», «Коран»), а также ряд произведений, которые по своему значению приравниваются к ним,  например «Махабхарата» в Индии  («Чего нет в «Махабхарате», того нет и на белом свете»), «Талмуд».

б) несколько позже такими же источниками стали различные комментарии к священным текстам и преданиям

в) собственно юридические документы – решения дел, мера наказания королевские указы и т.д.

  1.  В истории человечества обычно выделяют два периода:
  2.  Первобытное общество.
  3.  Цивилизация.

Первобытное общество охватывает свыше 2-х млн. лет. Существует достаточно много типов периодизации этого периода, но нас интересует только одна, которая оказала существенное влияние на предпосылки образования государства и права.

  1.  Присваивающее хозяйство.
  2.  Производящее хозяйство.

Граница между ними проходит приблизительно на рубеже III тысячелетия до н.э.

Первобытное общество, несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни, тем не менее, подчинялось определенным правилам, запретам, стандартам и иным поведенческим стереотипам.

Внутригрупповые отношения носили эгалитарный характер (от фр. «egalite» - равенство). Оно проявлялось в первую очередь в распределении скудных пищевых и других ресурсов (т.н. «первобытный коммунизм»). В основе этого равенства лежал эквивалентный обмен – пищей, украшениями, орудиями труда.

Вместе с тем, уже на раннем этапе складывалась власть вожака над остальными членами группы, которая базировалась на силе (вождь) или на опыте (старейшина). Его воля воспринималась как норма, которой необходимо подчиняться.

Переход к производящей экономике подготовил переход от родовой общины потребителей (охотники, рыболовы, собиратели) к территориальной общине производителей. Такая система представляла собой более развитую форму социальной организации, основанную на сравнительно устойчивых системах самоуправления и саморегуляции. В ней получили дальнейшее развитие принципы эгалитарности и эквивалентности. Вместе с тем, не исключалось и распределение продуктов на основании учета ролевых функций (по принципу пола, возраста и т.д., что, например, вылилось в отказ от уничтожения нетрудоспособных сородичей). На определенные преимущества мог претендовать и лидер группы. В силу успешного выполнения своих функций он получал безусловную поддержку членов группы, признававших его авторитет и власть. Эта власть выступала как догосударственная, потестарная.

На базе культов, обрядов, традиций сложилась система правил поведения, имевшая мифологически-символическую оболочку. Именно в этот период появляется деление человеческих поступков на оппозиционные категории: «правый - неправый», «святой – дьявольский» и т.д. Возникает то, что в юридической литературе получило название «обычное право» (иногда встречается термин «традиционное право»).

«Обычное право» - поначалу это орудие поддержания порядка без участия государственно-властного администрирования. Для него характерны две особенности, которые частично будут унаследованы и на стадии перехода от правового обычая к законам:

  1.  Это «казуистичность» права (или регулирование по принципу «если – то – иначе»).
    1.  Объективизм – или стремление к точному уяснению того, что произошло, с помощью вещественных доказательств и словесных подтверждений.

К основным мерам и санкциям можно отнести осуждение со стороны общественного мнения,  изгнание, В этом случае человек превращался в изгоя, человека  без роду, без племени и поэтому его можно было убить безнаказанно, да собственно и выжить в одиночку было невозможно.  Существовали также месть и примирительные процедуры, и, наконец, штрафы.

В области наказаний за преступления действует принцип равного возмездия и возмещения причиненного ущерба – «талион». («Око за око»).

Первоначально этот принцип признавал взаимные права на месть, а позже трансформировался в обычай принимать денежное вознаграждение – выкуп («композиция»), во многом зависевший от воли обеих сторон и не связанный с каким-либо принуждением. Правда, в некоторых случаях право личной мести перешло в религиозно-культовый обычай обязательной мести по образу и подобию («мстить за кровь» - у жителей Древней Палестины, народы Кавказа и т.д.)

Наказания в первобытном обществе носят скорее моральный, чем правовой характер и тесно взаимодействуют с религиозными дозволениями и запретами, а также общественным контролем за их соблюдением.

По степени тяжести  различают следующие преступления:

  1.  Измена – воспринималась как самое опасное преступление, которое грозит гибелью общине, а потому вызывавшее единодушное негодование. По сообщению Тацита, в обычаях древних германцев – «изменников и перебежчиков вешают на деревьях, малодушных, не участвующих в битве и позорных телом … топят в болоте…».
  2.  Чародейство – самое распространенное их первобытных преступлений. Наказание вызывались страхом пред тайными силами, которые колдуны могли вызвать. За причинение осознанного вреда колдуну полагалась кровная месть или смертная казнь.
  3.  Святотатство – подразумевало убийство, и употребление в пищу священного животного, разрушение камня-фетиша, разграбление захоронений и т.д.
  4.  Кровосмешение – по поверьям, оно оскорбляет духов и навлекает бедствие. Оно является причиной появления уродов, которых считали носителями вредоносной магической энергии.
  5.  Прелюбодеяние – оно не везде считалось предосудительным (храмовая проституция). В большинстве случаев она рассматривалась как уменьшение рыночной стоимости при вступлении в брак (у римлян для этого использовался термин «furtum usus» - «кража пользования»). За это полагалась кровная месть либо денежная компенсация отцу. Но были и исключения – у древних славян, если девушка в момент похищения находилась у воды, этот проступок считался дозволенным.
  6.  Отравление – было разновидностью действий, связанным с осуществлением первобытной магией – т.е. чародейством.

Подводя итог можно отметить, что первобытное право выступало преимущественно в роли правил по примирению конфликтующих родов и семей. Судейские функции в таких случаях чаще всего исполняли судьи из числа посредников, которых выбирали сами конфликтующие.

Такова общая характеристика первой, дозаконной стадии истории права (ее иногда называют эпохой «кулачного права»).

И вторая стадия - законоустановленного права – или эпоха цивилизованного частного и публичного права, которая характеризуется переходом к цивилизации.

В результате исторического развития в современном мире сложились и действуют следующие источники или формы права (причем оговоримся, что в каждой стране, в зависимости от ее истории, особенностей этой истории, национальной традиций, общей и правовой культуры, принята та или иная совокупность источников права и их иерархия):

  1.  Нормативно-правовой акты, которые делятся на законы и подзаконные акты. В свою очередь законы делятся на конституционные (иногда их называют, например, в России – федеральными, во Франции, Испании - органическими).
  2.  Судебный прецедент.
  3.  Правовой  обычай (то, что мы исторически называем «обычное право»).
  4.  Принцип права (например – «Закон обратной силы не имеет» - это общий принцип, но он имеет и исключения –

а) когда сам законодатель принимает такое решение

б) обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые отменяют наказуемое деяние или смягчают наказание за конкретное  деяние  по сравнению с предшествующим законом. В тех отраслях права, где предусмотрены карательные санкции (Уголовное, административное), обратная сила закона никогда не может приводить к установлению или усилению наказания.

  1.  Правовая доктрина (характерна в первую очередь для мусульманского права, т.е. ссылка на труды известных юристов) – (в России – научные комментарии к кодексам, но они применяются как справочный материал).
  2.  Нормативный договор (например, ваш контракт на учебу).
  3.  Деловое обыкновение (например, заключение сделки по телефону, факсу и т.д. – работа бирж).

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11478. КУЛЬТУРА І ПОЛІТИКА 182.5 KB
  Лекція 13. КУЛЬТУРА І ПОЛІТИКА Політична культура являє собою динамічну та водночас відносно усталену систему політичних цінностей та орієнтацій моделей поведінки характерних для певної держави суспільства цивілізації. Від її стану харак
11479. ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ПЕРШОЇ ПОЛОВИНИ XX ст.: АВАНГАРДНІ СТИЛІ ТА НАПРЯМИ 314.5 KB
  Лекція 14.ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ПЕРШОЇ ПОЛОВИНИ XX ст.: АВАНГАРДНІ СТИЛІ ТА НАПРЯМИ Проблема сприйняття та розуміння художнього авангарду Новий зміст у традиційній мистецькій формі фовізм кубізм експресіонізм супрематизм Становлення нових форм мистецтва: футуризм ...
11480. ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ XX ст 159.5 KB
  Лекція 15. ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ XX ст. Термінологічна картина художнього авангарду Візуальні та інформаційні мистецтва: гіперреалізм концептуалізм бодіарт лендарт та ін. Акціонізм хепенінг перформанс рольова гра За відомим виразом ми живе
11481. ІДЕЯ РІВНОПРАВНОСТІ КУЛЬТУР У СУЧАСНОМУ СВІТІ 556 KB
  Лекція 16. ІДЕЯ РІВНОПРАВНОСТІ КУЛЬТУР У СУЧАСНОМУ СВІТІ Ідея про рівноправність культур формується на Заході починаючи з античної культури у безпосередньому звязку з розвитком поняття про Закон і його роль в суспільстві. Антична Греція як країна класичної демократі
11482. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО ПРОЦЕССА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ В БИОЛОГИЧЕСКОЙ ТКАНИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕМПЕРАТУРО-ПРОВОДНОСТИ 113 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № I ИССЛЕДОВАНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО ПРОЦЕССА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ В БИОЛОГИЧЕСКОЙ ТКАНИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕМПЕРАТУРОПРОВОДНОСТИ Цель работы: Изучение нестационарных тепловых полей в биологических тканях. Тепл
11483. Розвиток глобальної соціології 62 KB
  Основними наслідками процесу глобалізації є розподіл праці, міграція в масштабах усієї планети капіталу, людських та виробничих ресурсів, зближення культур різних країн. В результаті глобалізації світ стає більш залежним від всіх його суб’єктів.
11484. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВ ЗАЩИТЫ БИООБЬЕКТОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ 64.5 KB
  Инженерно-технические методы и средства защиты от отрицательного воздействия на биообъекты (в первую очередь человека) электромагнитных полей направлены на прямое снижение интенсивности поля до допустимого уровня. Защита осуществляется либо за счет изменения пространственного распределения электромагнитного поля (например, за счет использования рельефа местности и лесопосадок), либо с использованием различных экранов. В последнем случае, наиболее используемым на практике
11485. ВОЗДЕЙСТВИЕ УЛЬТРАЗВУКА НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДЫ 48.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 ВОЗДЕЙСТВИЕ УЛЬТРАЗВУКА НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДЫ Цель работы: Изучение механизмов взаимодействия ультразвуковых волн с биологическими объектами. Ультразвук находит широкое применив в современных медицинских приборах и аппаратах ...
11486. Исследование неразветвленной электрической цепи синусоидального тока 39.83 KB
  6 Лабораторная работа №1. Исследование неразветвленной электрической цепи синусоидального тока. Цель работы: Экспериментальное и теоретическое исследование цепи с последовательным соединением резистора катушки индуктивности и конденсатора изучение...