74073

Право Юго-Восточной Азии в античное время

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Особое место в истории Индии занимает Магадско-Маурийский период (IV-II вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства - Магатха. Наивысшего могущество оно достигло при правлении династии Маурьев, и особенно, при Чандрагупте I (основателе династии) и Ашоке.

Русский

2014-12-23

89.5 KB

0 чел.

Тема 3. Право Юго-Восточной Азии в античное время.

План.

  1.  Древнеиндийское право.  Законы Maнy.
  2.  Право Древнего Китая.

Первые государства на территории Индии возникли во II-м тысячелетии до н.э. в долине Ганга. Вся история Древней Индии распадается на два крупных периода:

1. Харарская цивилизация (ок. 3 тыс.лет до н.э.- сер.II тыс. до н.э.)

2. Ведийская цивилизация  (сер. II тыс. – 1 пол. I тыс. до н.э.). Он связан с экспансией арийских племен и распространением «Вед» (священных гимнов, среди которых выделяется «Ригведа» - «Знание Гимнов» -10 книг (мандал), 1028 гимнов, 10462 стиха).

Особое место в истории Индии занимает Магадско-Маурийский период (IV-II вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства - Магатха. Наивысшего могущество оно достигло при правлении династии Маурьев, и особенно, при Чандрагупте I (основателе династии) и Ашоке.

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий– варн («цвет»). С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наследственно закрепленная профессия. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни, определяющий морально-нравственные представления, нормы поведения.

Индийские источники, в частности законы Ману,  выделяют следующие варны:  

1. Брахманы (авадхья - неприкосновенные) - знатные жреческие роды,

2. Кшатрии - военная знать. Позже среди них появились «вратья-кшатрии» (кшатрии по обету, а не по рождению).

3. Вайшья – земледельцы (от «виш» - народ, племя).

Представители этих варн считались «двиджати» (дваждырожденные). Второе рождение связано с ритуалом посвящения в связи с началом изучения священных книг.

4. Шудры- слуги, составлявшие низшую варну, являлись “единожды рожденными”.

По преданию, бог Брахма - творец всего существующего – сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.

В реальности предполагают, что первые три варны были ариями, а шудры –покоренные народы, отличающиеся  цветом кожи (арии – светлокожие, шудры – темнокожие).

Варновое обособление и неравенство послужили дальнейшему делению населения на родовые группы – джати (в дальнейшем стали использовать португальское слово касты).

Со временем они разделились на «чистых» и «нечистых». Основой каст стала наследственная профессиональная деятельность.  Одним из первых источников пополнения «нечистых» каст стали дети от неправильных браков, в результате которых смешивались представители разных варн. Особенно предосудительными были браки высших варн с мужчинами пребывающими на более низких ступенях.

Разделение на чистых и нечистых фактически привело к образованию пятой варны – «неприкасаемых» - «парии». К этой группе в основном принадлежали люди, традиционно занятые «грязной», «нечистой» работой – убоем скота, уборкой нечистот, рыбаки, могильщики. Юридический статус париев был все-таки немногим выше, чем статус рабов.                 Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства,  ограничивающее произвол хозяина по отношению к рабам (хотя право распоряжаться жизнью и смертью раба являлось общепринятым). Так, запрещалось продавать детей-рабов без родителей, при использовании раба должно было учитывать его кастовое происхождение. Рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары.

Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Следует оговориться также, что рабский труд не являлся доминирующим.

Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации до настоящего времени, хотя юридически это было отменено в 1955 г.

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее религиозно-этическими, чем правовыми. Можно выделить два типа правовой литературы:

1. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Среди них выделяется «Манавадхармашастра» («Наставление Ману в дхарме»), называемая также «Манусмрити» («Запомнение от Ману»), или в просторечье - законы Ману. Это чисто религиозные наставления, где далеко не всегда проводилась грань между преступлением и грехом.

2. Еще одним типом правовой литературы являлись Артхашастры – это литература чисто светского характера,  среди которых выделяется Артхашастра, написанная Каутилья (особенно книга III – «Область деятельности суда»).

Многие их положения сходны, но есть и различия. Так, если дхармашастры не признают царские эдикты источником права, то Артхашастра признает, что эдикты превосходят любые положения смрити.

Законы Ману.

Точное время составления неизвестно, но предположительно – II в. до н.э. – II в. н.э. Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя, определяется назначение и привилегии каждой варны.

Право собственность

В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, причем охране частной собственности уделяется значительное внимание. Выделяется четыре вида собственности: царская, священная (т.е. храмовая), общинная  и частная.

Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.

В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как по давности владения (10 лет). Артхашастра уже различает сроки давности для движимого и недвижимого имущества – 10 и 20 лет. В виде  исключения это не относится к собственности детей, слабоумных, больных, бедствующих, царей и брахманов. Это право также не распространялось на залог и вклад. Кроме всего, если оросительное сооружение бездействовало в течение 5 лет, то право собственности на него также утрачивалось.

 Приобретать вещь можно было только у собственника. Среди основных видов собственности законы называют землю. Царь не являлся собственником всей земли, он получал налоги не как собственник, а как суверен, защищающий население страны – «если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущий шестую часть урожая».

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) налагался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если не собственник засевает чужое поле своими семенами, то он не имеет права на урожай. В то же время, учитывая заинтересованность казны в обработке земли и получении налога, каждый мог обработать любое заброшенное поле.

Только  сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду.

Законы Ману охраняют и движимое имущество, наиболее значительным из которого были рабы, скот, инвентарь.

При рассмотрении судебных споров относительно границ между общинами, об общинных колодцах, каналах., прежде всего, учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Если не было людей, знающих границы поля, то царь проводил их по своему разумению, если же обе стороны ложно заявляли о своих правах, то царь мог ее конфисковать как лишенную хозяина.

Цена на землю была фиксированной, но не возбранялась при этом прибавка, которая шла в казну.

Обязательства

Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров.

1. Договор займа

С одной стороны, нормы, касающиеся займа, свидетельствуют о расцвете ростовщичества, с другой – о сохранении первобытных элементов самоуправства. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств.  Кредитору практически предоставлялись неограниченные возможности возвращения долга – с помощью хитрости, принуждения, путем осады дома, захвата в залог скота и родственников, а  также «когда кредитор, схватив должника, приводит его в свой дом и держит моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не заплатит долга».

Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник, отдавало долг постепенно.

Размер процентов по долгам зависел от того, что было взято в долг и в каком количестве, а также от варновой принадлежности (2% в месяц для брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для вайшья и 5% - для шудры).  Традиция допускала двойное увеличение долга за счет процентов.

При наличии нескольких кредитов устанавливалась очередность их уплаты – прежде всего надо было расплатится с государством и брахманом.

После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. В качестве обеспечения договора займа применялось поручительство и залог.

Договор личного найма

Уже в  Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому законы Ману значительное внимание уделяют этому виду договора. По своей основе наемные работники относились к шудрам, т.к. наемный труд презирался высшими варнами и брахману, например, рекомендовалось всячески избегать его – услужение ЗМ характеризуют как «собачий образ жизни».

Нормы оплаты работников составляли - 1/10 урожая или продукта, но они, как правило, не соблюдались из-за его зависимости – фактически он работал «за содержание». Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. (В то же время Артхашастра специально предусматривала возможность судебного иска за невыплату жалованья пастуху, торговцу, возчику, проститутке и т.д. – они могли получить возмещение через суд в двойном размере).

Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время.

Договор купли-продажи.

На него, как и на все, накладывали свой отпечаток кастовые барьеры. Представителям высших варн не рекомендовалось заниматься торговлей. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а  в качестве продавца выступал собственник вещи. Если в товаре был обнаружен изъян, то в течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин.

Существовало ограничение на торговлю людьми – самопродажа и продажа родственников в рабство влекло за собой изгнание из касты.

Известны  были  в Древней Индии и договор аренды земли и дарении, но они подробно не описаны.

Устанавливались общие  положения, регулирующие договоры -  договор  являлся недействительным, если был заключен тайно (без свидетелей), путем обмана или насилия,  пьяным или  безумным человеком, находящимся в состоянии гнева, горя. Лишались права на заключение договоров  дети, старики, рабы, уроды.  Строгость формы ослаблялась, если сделка были связаны с царским поручением, с охраной государственной тайны, а также лицами, ведущими бродячий образ жизни – охотники, пастухи, артисты.

Законам Ману известны были и обязательства вследствие причинения вреда. В качестве основания называется порча имущества (потрава поceвoв, потеря пастухом животного и т.д.). При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брак и семья

В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявляется влияние норм обычного права. Об этом свидетельствует указания  на 8 видов брака, распространенных в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманом, сводились в основном к выдаче отцом замуж дочери с приданным («брахма», «дайва», «арша» и «праджапатья»).Они  противопоставлялись браку «асура» (покупке невесты). Он признавался, но порицался, так же как и «пандхарва» (брак по любви, но без согласия родителей), «ракшаса» (похищение невесты), «пайшача» (связанное с насилием над невестой). Фактически эти формы брака сводились к покупке будущей работницы в семье.

Первые четыре рекомендовались для брахманов и кшатриев, для вайшья и шудр – «асура».

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после его смерти - под властью сыновей, ибо “женщина никогда не пригодна для самостоятельности”.(«… муж обязан учить жену поведению и может ударить ее 3 раза по спине: расщепленной тростью, веревкой или рукой»). Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей.  И хотя законы Ману провозглашают “взаимную верность до смерти”, муж мог иметь несколько жен, мог развестись с женой. Среди условий были:

-«Если она его ненавидит»

- «Приверженная к пьянству, ко всему дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная является женой, при которой может быть всегда взята другая»

- «Если жена не рожает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рожает детей мертвыми – на десятом, если рожает только девочек – на одиннадцатом, но если говорит грубо, то немедленно».  

Жена же не могла покинуть семью. Даже если муж ее продал и оставил, она продолжала считаться его женой. Право на нее  сохранялось и за умершим мужем, отсюда – запрещение повторных браков и самосожжение вдов («сати»). За измену жена подвергалась наказанию, вплоть до смертной казни, но допускалась широкая добрачная половая свобода, причем, дети, рожденные в доме отца, считались детьми «замужней девушки» и становились детьми того, кто на ней женится.

Законы Ману  рекомендовали следующее соотношение брачных возрастов:

Мужу – 30 лет, невесте – 12.

Мужу – 24, невесте – 8. Причем чем выше варна, тем более ранние браки заключались – у брахманов девочка после 8 лет – «вришали» - «старая дева».

Межварновые браки не поощрялись, но допускались (особенно в случае повторного брака), когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена («анулома»), но строго запрещались, если наоборот («пратилома»), особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке.

Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. Женщины имущество не   наследовали, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. При наследовании также учитывалась варновая принадлежность – сын брахманки получал 4 доли, кшатрийки – 3, вайшья – 2, шудры- 1. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право и судебный процесс

Уголовное право, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне (как правило, более высокий статус преступника смягчал вину, кроме воровства – на брахмана накладывался больший штраф, чем на шудру (моральный аспект)). С другой стороны, в законах отражены многочисленные  с пережитки старины - талион, ордалии, ответственности общины за преступление на ее территории, если преступник не найден.

Учитывая религиозный характер Законов Ману, к наиболее тяжким преступлениям относятся те, которые влекли за собой ритуальную нечистоту и – убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кража золота брахмана, пьянство, а также сообщество с таким грешником.

Классифицируя преступления, о которых говорится в Законах Ману, можно выделить следующие:

  1.  Государственные – для дальневосточного права в целом характерно отсутствие полного перечня государственных преступлений, но почти везде мы встречаем упоминание о них – так, ЗМ выделяют такие, как службу врагам царя, поломку городской стены, ворот и т.д. (В Артхашастре – «поношение своей страны и деревни»).
  2.  Имущественные - законы четко различают кражу от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием, применяемым к нему. Меры, наказания зависели от ряда обстоятельств -  был задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывают казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, царю следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже отрезали два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей полагалась смертная казнь. Наказывалось также недонесение о краже и укрывательство вора. Кроме всего, наказание варьировалось в зависимости от стоимости похищенного..
  3.  Преступление против личности - Законы Ману, в силу религиозной принадлежности  осуждали всякое насилие, совершенное над личностью (один из базовых постулатов буддизма, впрочем, как и других индийских религий - «не убивай ни одно живое существо»). Среди данных преступлений на первом месте стояло убийство. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь, кроме брахманов, которых изгоняли из страны. С другой стороны, допускался и самосуд - «убийство убийцы – открытое или тайное – никогда не является для убивающего грехом». Оправдывалось и убийство в случае самообороны – «убивающий, защищающий самого себя, при  охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана, не совершает греха» (VIII ст. 349), причем личность нападавшего не играла роли (брахман, гуру, ребенок и т.д.)  

Телесные повреждения рассматривались как оскорбление действием. Наказание варьировалось в зависимости от варновой принадлежности,  а также от последствий – «было ли избиение с кровью или без крови или «почти до смерти», была ли сломана рука или нога, выбиты зубы, отрезаны уши, нос, потерял ли потерпевший способность говорить, двигаться, принимать пищу». За это полагался штраф, а если действовала группа, то штраф удваивался.

Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений – «людей, домогающихся чужих жен, царю следует изгонять, подвергать наказанию, внушающему трепет» (VIII, 352). Все виновные в прелюбодеянии (правда это трактовалось достаточно широко – «тайная беседа с чужой женой, услужливость, заигрывание с ней, прикосновение к ее одежде и украшениям и т.д.») –подлежали  смертной казни.

Жестоко наказывали и женщин – «Неверную жену, обнаглевшую вследствие знатности родственников» рекомендовалось затравливать собаками. (VIII, 371).

Наказания.

Законы предписывают применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Среди видов наказания следует назвать:

-  смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы) в различных вариантах: простая (отрубание головы) и квалифицированная (сажание на кол, сожжение костре, утопление, затравливание собаками и др.)

- членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног, кастрация). Сюда также относится клеймение, которое существовало в двух видах: реальное (у пьяницы на лбу выжигали «знак продавца спиртного», у вора – изображение собачьей ноги) и символическое (для брахманов – бритье головы, заменявшее смертную казнь).  

- штрафы

- изгнание

- тюремное заключение.

Уголовный процесс.

Не было различия между уголовным и гражданским процессом, он носил состязательный характер. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские  показания, ценность которых зависела от варновой принадлежности. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные  лица, а также женщины  (“вследствие непостоянства женского ума”). Большое внимание уделялось манере свидетельских показаний, от этого часто принималась  их достоверность. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии.

IV. Основные черты права Древнего Китая.

История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с правлением определенной династии:

1) Инь (Шан) - XVI-XI вв. до н.э.;

2) Чжоу – XI  в. до н.э. – III в. до н.э.;

 3) Цинь -  221 г. до н.э. -  207 г. до н.э.;  

4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.

Образование Древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской  легенде) племенем Шан соседнего племени Ся. Позже государство стали обозначать иероглифом «инь», что послужило вторым названием государства. Органы первобытного строя не были приспособлены к управлению покоренным народом. Необходимость удержания в повиновении покоренного населения активизировала процесс складывания государства и права.

Правовая система Древнего Китая развивалась под воздействием двух противоборствующих философских учений: конфуцианства и легизма (фацзя).

Общей чертой этих учений была их политическая направленность, стремление организовать китайское общество на “рациональных” и справедливых принципах. Однако каждая из школ понимала эти принципы по-своему.

Конфуцианство

Основателем этого учения был великий китайский мыслитель Конфуций, живший в VI-V вв. до н.э.

Одним из основных положений конфуцианства была идея гармонии как главного условия всеобщего порядка, равновесия в мире, а, следовательно, и счастья людей. Важнейшим элементом гармонии были отношения между людьми, их поведение, которое должно было соответствовать “естественному порядку”, т.е. морали и добродетели.

Конфуцианство отводило первостепенную роль в поддержании порядка нормам морали - “ли”,  а не закону. Следование традициям соблюдения “меры” во всем должно было, по их мнению, побуждать человека к уступкам и компромиссам. В основе отношений в обществе должен быть принцип “сяо” - сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих начальников. Само же общество Конфуций рассматривал как большую семью, где правитель играет роль главы.

Легисты

Оформление легизма относят к VII-V вв. до н.э. Одним из основателей этого течения считается Гуань Чжэнь, который впервые выделил концепцию управления страной на основе закона, строго исполняемого всеми: правителем, чиновником, простолюдином. Окончательное оформление легизма происходит в III в. до н.э. и связано, прежде всего, с именем Шан Яна. Шан Ян считал невозможным существование людей вне рамок жесточайших наказаний, считал обязательным применение превентивных мер и существование коллективной ответственности, поскольку они обеспечивают “хорошее управление”. Основой общества он считал абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного и не подлежащего обсуждению закона руководит жизнью подданных. Малейшее нарушение приказов царя должно жестоко караться. Встав во главе Циньской империи, легисты попытались насильственно организовать общество по своим принципам. По преданию, циньский император  Шихуанди в 213 г. до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги и умертвить несколько сот ученых-конфуцианцев.

В последующий период происходит слияние легизма и конфуцианства в так называемое ортодоксальное конфуцианство. В основе этого учения лежала идея неравенства людей в силу социальных, сословных, ранговых различий, положения в семье, пола, возраста. Незыблемость этих различий должна поддерживать тщательная регламентация поведения людей в обществе и семье официальным ритуалом и жесткими моральными нормами “ли”. Отказ от их соблюдения сурово карался законом “фа”, который отождествлялся с уголовной и административной нормой. («Там, где не достает ли, следует применять фа!»)

Источники права

Согласно исторической традиции, первые писаные законы появились в государстве Шан, а уже в X в. до н.э. в период Чжоу существовал уголовный кодекс, включающий порядка трех тысяч статей. Такое обилие статей во многом объясняется тщательностью классификации  и дифференциацией различных видов преступлений (насчитывалось до 500 преступлений).  Однако достоверные сведения о писаном праве относятся к VI-V вв. до н.э. Наиболее известны из них “Обозрение законов” 536 г. до н.э., “Книга законов царства Вэй” и другие.

Собственность и обязательства

Виды собственности в Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде всего на землю.  Вместе с тем фактически владелец мог распоряжаться лишь правом владения, никогда не переходящим в полную частную собственность. На пути стояло государство, которое исключало правовые и политические гарантии частной собственности.

Вся земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царя. Основную часть населения составляли свободные общинники. Общинное землепользование было организовано по системе “колодезных полей”. Все земли делились на две категории: “общественное” поле (1/9 часть) и “частные” поля. “Общественное” поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. “Частные” поля были в индивидуальном пользовании семьи, с них не платили налогов. В частной собственности находились также рабы, дома, орудия труда.

Помимо земли важнейшим объектом собственности являлись рабы. И если в период Инь они еще не подлежали купле – продаже, то для периода Цинь уже характерна широкая и свободная торговля рабами. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности, как на землю, так и на рабов.

Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме; кроме того, уплачивалась денежная пошлина. Заключать договоры купли-продажи могли женщины и государственные рабы.

 С развитием ростовщичества получает распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской. Причем существовал обычай закладывать детей за долги, которые становились рабами, если в течение трех лет не были выкуплены.

Кроме того, были известны договоры дарения, аренды земли, личного найма и др.

Брак и семья

Для семейного права Древнего Китая была характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца. Он обозначался иероглифом «фу» выражавшим руку, державшую прут (розги). Существовало многоженство («второстепенная жена»). Брак заключался в виде договора между женихом (или его семьей) и семьей невесты, нарушение которого влекло за собой уголовную ответственность старших в семье. Определены были  пределы брачного возраста для мужчин (16-30) и женщин (14-20) лет, причем существовал специальный чиновник, который следил, чтобы 30-летние мужчины брали себе в жены 20-летних женщин (не моложе).

Запрещались браки между свободными и рабами (наказывалось как за воровство).

         Развод для мужчины был не только свободен, но и прямо предписывался при некоторых обстоятельствах: (в случае «нарушения супружеского долга»  - причинение вреда путем оскорблений, побоев, ранений самому мужу или его родственникам; «не оправдала надежд предков» - непослушна свекру и свекрови, бесплодна, распутна, завистлива и т.д.) Однако если муж требовал развода без оснований, то ему грозила каторга. Для женщины развод был затруднен. Женщина полностью зависела от мужа. Она не имела прав собственности на имущество и была ограничена в правах наследования.

Уголовное право

Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. Соответственно выделялись преступления, совершенные умышленно, неумышленно и по ошибке. Проводилось различие между оконченным преступлением и покушением на преступление. Инициатор или организатор преступления нес более тяжелую ответственность.

Уголовное право Китая выделяло следующие виды преступлений (источники выделяют более 3000):

1) против государства (мятеж, заговор);

2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу);

3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений (причем они разделялись – «со злодейским умыслом» или в драке));

4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, трусость);

5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).

Как преступление рассматривалось также отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Наказания (бао). 

Традиционным институтом китайского права был институт коллективной ответственности за преступления. (В эпоху Цинь за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены).

Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний:

“мосин” - клеймение тушью на лице,

“исин” - отрезание носа,

“фэйсин” - отрезание ног,

“чужин” – кастрация для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц,

“данисин” - отрубание головы.

Кроме того, применялись такие наказания, как битье палками и плетьми, отрезание ушей, выкалывание глаз, поджаривание на костре и т.п.

От физических наказаний освобождались лица младше восьми и старше семидесяти лет.

Вместе с тем существовала и система символических наказаний – «сян»: отрезание ноги заменялось покраской тушью колена,  смертная казнь – ношением холщовой рубахи.

Суд и судебный процесс

Суд не был отделен от администрации. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. Очень рано процесс стал приобретать розыскной характер. Существовали специальные чиновники (“линьши”) для расследования преступлений.

Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого. Главными доказательствами были свидетельские показания, улики и клятва. Широко применялись пытки. Однако если подозреваемый умирал под пытками, то чиновник, ведший следствие, отправлялся на каторгу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63682. Реализация права 253.9 KB
  Применение права как особая форма его реализации. Стадии применения права. Акты применения права.
63683. Научное познание, его формы и методы 222 KB
  Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки как вненаучные формы. У науки свой особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Научное познание требует выработки особых языков науки.
63684. Толкование права 142.1 KB
  Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений по установлению подлинного содержания нормативно-правовых актов в соответствии с заключенной...
63685. Правомерное поведение 191.25 KB
  Понятие и признаки правонарушения. Состав правонарушения. Понятие и признаки правонарушения Правонарушение это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта противоречащее требованиям правовых норм.
63686. Юридическая ответственность. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность 180.17 KB
  Цели и функции юридической ответственности; Принципы юридической ответственности; Виды юридической ответственности; Освобождение от юридической ответственности...
63687. Законность и правопорядок 172.74 KB
  Понятие законности и его содержание; Основные принципы законности; Гарантии законности: понятие виды; Понятие законности и его содержание Законность –это требование строжайшего неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм...
63688. Правовая система общества 263.72 KB
  Общая характеристика романо-германской правовой системы системы континентального права; Общая характеристика системы обычного права; Правовая система –это обусловленный конкретно историческими условиями действия права целостный комплекс правовых явлений включающий...
63689. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни, роль в правовом регулировании 94.73 KB
  Итак правосознание –одна из форм общественного сознания. Правосознание есть совокупность представлений и чувств выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни Русинов Р. Правосознание представляет собой совокупность идей взглядов...
63690. Правовая культура общества 57.12 KB
  Отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем правовая культура объединяет все что создано человечеством в правовой сфере: право юридическую науку правосознание правотворчество правоприменение...