74074

Право Древней Греции

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Право Древней Греции План. Государственноправовое устройство греческих полисов. Право Древней Греции. По достижении 18 лет они начинали пользовались политическими правами и правом получения различных пособий от государства.

Русский

2014-12-26

60 KB

10 чел.

Тема 4. Право Древней Греции

План.

  1.  Государственно-правовое устройство греческих полисов. Афины и Спарта.
  2.  Право  Древней Греции.

Возникновение и расцвет первых очагов государственности на территории Древней Греции происходит во II тысячелетии до н.э. на острове Крит, т.н. Крито-Микенская цивилизация.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных городов-государств (полисов), состоящих из города и прилегающей сельской местности, по существу они представляли собой гражданские и политические общины. Таким образом, Древняя Греция – это историко-географическое понятие. В политическом отношении Древняя Греция – это множество разрозненных государств-полисов: Афины, Спарта, Коринф, Мегара и т.д. Наиболее важную роль в истории Древней Греции сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинская демократия

В результате проведенных реформ к началу V в. до н.э. в Афинах установилась политическая система, получившая название “демократия”.  Она базировалась на двух основных принципах, касающихся только свободных:

- исономия – равенство перед законом,

- исегория – равенство в праве голоса.

Демократизация афинского общества не устранила имущественного и социального неравенства. Свободное население Афин было неоднородным. Полноправными гражданами считались лишь те, чьи отец и мать обладали статусом афинских граждан. По достижении 18 лет они начинали пользовались политическими правами и правом получения различных пособий от государства. С 20 лет (после военной службы) ему разрешалось участвовать в народном собрании.

Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии архонтов и коллегии стратегов.

Народное собрание (экклесия) было  верховным органом власти Афин. Первоначально оно собиралось 10 раз в год, а затем – 40 раз. Когда угрожало какое-нибудь бедствие, могло быть созвано «народное собрание ужаса и смятения». В народном собрании принимали участие все полноправные граждане, но была категория, которые могли присутствовать, но не голосовали. Это были лица, находящиеся под следствием за преступления, влекущие позорящие наказания. Женщины и метеки к его работе не допускались. При Перикле за участие в народном собрании стали получать плату. При численности полноправных граждан примерно в 30 тыс. человек, для принятия решения требовалось присутствие 6000 граждан (в случае вопросов об остракизме, перемене законов и передаче прав полиса новому магистрату). В остальных случаях хватало 2-3 тыс. голосов.

В его компетенцию входило принятие законов, избрание должностных лиц проверка их деятельности, вопросы войны и мира, другие вопросы внутренней и внешней политики. Кроме того, любой член Народного собрания мог выступить с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, хотя на практике это делали профессиональные ораторы – демагоги. Вместе с тем, если выступающий уклонялся от темы, повторялся, допускал резкие выражения, его лишали слова и даже налагали штраф (50 драхм).  

Совет пятисот (буле)  представлял  собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался из числа полноправных граждан, достигших тридцати лет, сроком на 1 год. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по выносимым вопросам.  Они осуществляли дипломатические сношения с другими государствами, управляли финансами, осуществляли надзор за арсеналами, доками, флотом, регулировали торговлю, контролировали  должностных лиц. Члены совета получали жалованье – 5-6 оболов в день.

Среди органов исполнительной власти следует отметить коллегии стратегов и архонтов.

Коллегия стратегов состояла  из десяти человек и осуществляла руководство вооруженными силами государства. Стратеги избирались из числа  наиболее богатых и влиятельных женатых граждан открытым голосованием. И хотя по закону все десять стратегов имели равные права, но на практике установился обычай, что один из стратегов (архистратег) занимает первое место не только в коллегии, но в государстве. Их деятельность, в отличие от остальных не оплачивалась, поэтому стратегами могли быть лишь обеспеченные люди.

Коллегия архонтов -  состояла из девяти архонтов и секретаря и в основном рассматривала судебные дела по семейным и религиозным проблемам, а также по  вопросам, касающимся нравственности. Сначала архонты избирались пожизненно, затем – сроком на 10 лет.

Гелиэя (суд присяжных) – высший  судебный орган страны, действовал под руководством коллегии архонтов. Она состояла из 6000 человек (достигших 30 лет), которые избирались ежегодно в равном количестве от каждой филы. Из их числа составлялось 10 судебных палат (дикастерий), причем какая дикастерия будет работать в этот день было неизвестно (в исключительных случаях работало несколько). Гелиэя рассматривала наиболее важные дела афинских граждан, государственные дела, все спорные дела между союзниками и важные дела граждан союзных государств. Голосование было тайным. Приговор выносился ночью, чтобы судьи не видели лиц (вот почему богиня правосудия Фемида изображена с завязанными глазами).

Кроме того, законопроекты, принятые народным собранием, вступали в силу только после утверждения гелиэей.

Таким образом, впервые мы видим разделение властей:

Экклесия – законодательная,

Булэ, коллегии стратегов и архонтов – исполнительные,

Гелиэя и др. – судебные.

 Спарта

Спартанское государство возникло в VII в. до н.э. в результате объединения племен ахейских и дорийских греков, боровшихся друг с другом за господство в Лаконике.

В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее значительные пережитки первобытных отношений. Его социальное и политическое устройство было закреплено специальным договором (Ретрой), приписываемым легендарному законодателю Ликургу.

Политическими правами в Спарте пользовались лишь полноправные граждане (спартиаты – воины-мужчины (10 тыс.)). Их еще именовали равными.  Они наделялись земельными участками с обрабатывающими их илотами. Первоначально участки были одинаковыми, откуда и их название, но позже появляется имущественное неравенство (но название сохраняется). Их главной обязанностью была военная служба. Им запрещалось заниматься торговлей, иметь золото и серебро. Они были обязаны участвовать в совместных трапезах – сисситиях, организуемых за счет ежемесячных взносов (если они не были в состоянии делать взносы, то они исключались из числа равных и переходили в состав гипомейонов – опустившихся). Сисситии выполняли двойственную функцию – с одной стороныЮ сплачивали воинские подразделения, с другой – осуществляли тотальный контроль над обществом.

Периэки  (32 тыс.) были  лично свободными, но политическими правами не пользовались. Они обладали частной правоспособностью, могли заключать сделки, приобретать собственность. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над ними был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами (гармостами).

Особую группу населения составляли илоты (200 тыс.)– представители побежденных племен, превращенных в государственных рабов. Они имели свое хозяйство и 50% урожая платили в виде оброка спартиатам. При необходимости их могли привлекать к военной службе и предоставлять свободу. Но в целом господство над илотами осуществлялось методами жесткого террора. Так, эфоры ежегодно объявляли «криптии» - карательные походы молодежи против илотов.

Спарта была примером классической рабовладельческой аристократии.

Во главе государства стояли два царя (архагета), которые осуществляли руководство вооруженными силами, были верховными жрецами и выполняли некоторые судебные функции. Однако фактическое руководство делами государства осуществляли эфоры.  Коллегия эфоров состояла из 5 человек, которые избирались народным собранием из “достойных” на один год. Эфоры созывали и руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания, осуществляли контроль за нравами и соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц, включая царей. В их руках почти целиком находились внешние связи, внутреннее управление, гражданская юрисдикция. В своей деятельности они были практически бесконтрольны и отчитывались только перед своими преемниками и жрецами-гадателями (которые в критические моменты могли потребовать замены эфоров).

Герусия (совет старейшин) включала 28 геронтов, избираемых пожизненно из числа знатных граждан, достигших 60 лет, кроме того, в ее состав входили 2 царя. Герусия предварительно обсуждала дела, выносимые на народное собрание, рассматривала уголовные дела, в т.ч. и по государственным преступлениям, являлась судебной инстанцией для процессов против царей.

Народное собрание (апелла)  решающей роли в политической жизни страны не играло. В нем могли принимать участие граждане Спарты старше 30 лет и сохранившие свои наделы. К ведению народного собрания относилось принятие законов, избрание должностных лиц, решение вопросов войны и мира, союза с другими государствами. Однако народное собрание могло только голосовать, а не обсуждать решения. Голосование проводилось криком, но в спорных случаях противники расходились в разные стороны.

Во II в. до н.э. Афины, Спарта и другие греческие полисы были покорены и вошли в состав Римского государства.

III.  Афинское право

Среди многочисленных полисов Древней Греции наиболее развитую правовую систему имели Афины. В целом, однако, система права в Афинах не превосходила правовые системы Востока.

Источники права

Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э., по преданию, при архонте Драконте происходит создание писаного права, т.н. законы Драконта. И, хотя они больше известны из-за чрезмерной жестокости наказаний, это был достаточно большой шаг вперед в развитии права – когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают это наказание, а для крупных он не нашел большего. (Из неправильного произношения имени Драконта произошло название «Драконовские законы»).

Законы Драконта ограничили кровную месть (отвечает только убийца, а не весь род); узаконили практику примирения с убийцей и его родом с помощью выкупа; стали проводить различие между умышленным и неумышленным убийством. Первое каралось смертью, второе – изгнанием. Самооборона исключала ответственность, а подстрекатель стал нести равную долю ответственности с исполнителем преступления.

В начале VI в. до н.э. большая законодательная работа была проведена при Солоне. (ему же принадлежит знаменитая фраза – «кто видит обиду – может жаловаться в суд»). В V-IV вв. до н.э. законы становятся главным источником права.

Первой крупной реформой Солона была “сисахфия” (буквально «стряхивание бремени» - отмена долгового рабства) – прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована, продажа несостоятельных должников в рабство впредь воспрещалась, а те, кто был продан за пределы Афин, выкупались за счет государства. Историческое и социальное значение сисахфии заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основу государства, а за счет ввоза рабов-иностранцев.

В экономической сфере Солон установил максимальный размер земельных участков, в то же время сделав свободной куплю-продажу земли и ее залог. Однако это не сопровождалось ее переделом и дроблением.

Имущественные отношения

Различали два вида имущества -  “видимое” и “невидимое”. К первому относили землю, дома, скот, рабов и т.п., ко второму – деньги, драгоценности. По-видимому, это связано со способностью данных вещей ускользать от налогообложения и конфискации.

Разделялись право владения и право собственности. Частная собственность производной от государственной, особенно в области недвижимости (земли). Земельные наделы частных лиц, хотя со времени Солона и рассматривались как их собственность, считались предоставленными государством. Поэтому  ежегодно архонты, вступая в должность, объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Землю делили по жребию, отсюда и название наделов – клер (жребий).

Основанием для возникновения обязательств в афинском праве были договоры и деликты, т.н. обязательства “вольные” и “невольные”.

Для заключения договора стороны должны были прийти к соглашению. Особых требований к его форме афинское право не выдвигало. Однако по наиболее важным вопросам договоры заключались в письменной форме. В зависимости от содержания он подписывался двумя сторонами (договор купли-продажи), или одной (договор займа). Афинское право знало различные виды договоров, среди которых особое распространение получили договоры купли-продажи, что обусловлено широким развитием как внутренней, так и международной торговли.

Договор займа носил процентный характер (до 20%) и часто сопровождался залогом.  В Афинах получила развитие ипотека – залог недвижимости (земли), – которая оставалась во владении и пользовании должника при потери им права распоряжаться ею.

Среди других договоров можно выделить договор найма движимого и недвижимого имущества, договор товарищества, поручения, комиссии.

Исполнение договора обеспечивалось задатком, залогом, поручительством третьих лиц, а до реформ Солона и личностью должника.

Обязательства из деликтов возникали при нанесении имущественного вреда. Виновный должен был возместить ущерб, а в случае умышленного причинения вреда  - в двойном размере. За действия подвластных лиц (детей, рабов) нес ответственность глава семейства.

Семейное и наследственное право

Брак в Афинах считался обязательным, хотя безбрачие не влекло никакого наказания. Брак заключался в форме договора между женихом и отцом невесты. Жених обязан был уплатить за невесту, наличие приданого не было обязательным условием для заключения брака. Брак носил моногамный характер, многоженство не допускалось, но полноправный гражданин мог иметь гражданскую наложницу (это даже поощрялось), но не содержащуюся в доме. В браке женщина находилась под властью мужа. Развод для мужчины был свободен (но при наличии веских причин – бесплодие жены в течение длительного времени, фактический разрыв семейных отношений), для женщины – весьма затруднен. Дети находились под властью отца, за неповиновение он мог лишить их наследства, а до реформ Солона – продать в рабство.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, только в их отсутствии имущество могли наследовать дочери (да и то фактически в виде будущего приданного). Внебрачные дети наследниками не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Завещание допускалось только в случае отсутствия законных детей мужского пола. Завещатель должен был «не быть под влиянием болезни,  в удрученном состоянии или под влиянием женщины». Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право

Афинское право выделяло преступления против государства и против частных лиц (против имущества личности, семьи и т.д.). Но четкой границы между ними не было, поскольку в любом случае дело возбуждалось потерпевшим или лицом, заинтересованным в привлечении к ответственности виновного.

К наиболее тяжким преступлениям относились: государственная измена, обман народа, оскорбление богов, безбожие, кража храмового имущества. Серьезными преступлениями считались также убийства, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Они рассматривались и как преступления против государственных интересов, и против интересов личности. Поджог и кража, в зависимости от ситуации, рассматривались как  преступления против частных лиц либо государственных интересов.

Наказание зависело от тяжести преступления. Основными  видами наказания были смертная казнь, конфискация имущества, обращение в рабство, высылка из страны, атимия (бесчестье), т.е. умаление в правах, широко использовались штрафы. Телесные наказания применялись только к рабам. Тюремное заключение было только предварительным.

Суд и судебный процесс

Высшим судебным органом в Афинах была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. По поручению экклесии ареопаг мог расследовать дела о государственных преступлениях.

Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане.

Должностное лицо, получившее жалобу, проводило предварительное следствие. При этом обвиняемый или ответчик мог предоставить письменные возражения по существу дела. При отсутствии таких возражений судьи переходили к расследованию. Каждая из сторон представляла все необходимые доказательства, которые запечатывались в сосуд до начала суда. Адвокатов не было, но были помощники в написании речей – логографы и помогающие ораторы.  Истец или ответчик произносил несколько фраз, а затем говорил помогающий оратор. Время на выступление определялось по водяным часам, но по особым случаям не ограничивалось – «без воды».

По окончании следствия назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием с помощью белых (целых) и черных (просверленных) камешков. Количество судей было нечетным. Но если  решение было поровну (один уклонился от голосования), то обвиняемого отпускали.

На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19431. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла) 76 KB
  Понятие файла и файловой системы организации данных папка иерархическая структура имя файла тип файла параметры файла. Основные операции с файлами и папками выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов. Все программы и данные хранятся в д...
19432. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права 60.5 KB
  Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности этики и права. Информационные ресурсы. Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов: материальные энергетические трудовые финанс
19433. Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности 44 KB
  Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты стили форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста. Дл
19434. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений 303 KB
  Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы. Раздел информатики занимающийс...
19435. Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними 113.5 KB
  Табличные базы данных БД: основные понятия поле запись первичный ключ записи; типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска логические выражения; порядок и ключи сортировки. Любой из на...
19436. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст 212.5 KB
  Технология обработки информации в электронных таблицах ЭТ. Структура электронной таблицы. Типы данных: числа формулы текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных. При работе с документ...
19437. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей 102 KB
  Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина файловые архивы интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете. В
19438. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере 930 KB
  Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей на примерах. Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования. Человечество в своей деятельности научной ...
19439. Виды гражданских правоотношений 26.5 KB
  Виды гражданских правоотношений Классификация гражданских правоотношений может проводиться по различным основаниям: Абсолютные и относительные правоотношения – выделяют по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного лица; В абсолютном правоотнош...