74075

Римское право

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Древний Рим – одно из крупнейших рабовладельческих государств – оставил ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все последующее развитие европейской цивилизации. Как гласит известное выражение. Римляне трижды покоряли мир – первый раз легионами, второй раз – христианством, третий раз – правом.

Русский

2014-12-26

71 KB

0 чел.

Тема 5. Римское право.

План.

  1.  Основные этапы государственно-правового развития Древнего Рима.
  2.  Право Древнего Рима. Законы XII таблиц.

Древний Рим – одно из крупнейших рабовладельческих государств – оставил ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все последующее развитие европейской цивилизации. Как гласит известное выражение. Римляне трижды покоряли мир – первый раз легионами, второй раз – христианством, третий раз – правом.

Возникновение государства

Традиционно в истории образования Римского государства выделяют следующие периоды:

  1.  Царский период
  2.  Республика
  3.  Империя, которая разбивается соответственно на два периода:

а) Принципат

б) Доминат

Историческая традиция связывает основание города Рима, а значит, и Римского государства Ромулом и Ремом с 753 г. до н.э.

Население города составили две основные группы: патриции (от «pater» - отец)  и плебеи. Первые были полноправными гражданами.

Происхождение плебеев не до конца ясно. Возможно, первоначально это были чужаки. Они стояли вне общины и не могли принимать участие в ее управлении, хотя лично были свободны, несли военную службу и занимались торговлей и ремеслом. На них накладывались и другие ограничения – они не могли получать земли из завоеванных земель, не могли вступать в брак с патрициями и т.д.

Патриции составляли три племени (трибы). Каждое племя состояло из 100 родов, каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали народное собрание римской общины – куриатные комиции. Оно принимало или отвергало предложенные законопроекты, избирало высших должностных лиц, объявляло войны, было высшей судебной инстанцией.

Главы родов составляли Совет старейшин – сенат, состоящий первоначально из 100, а потом  300 членов. Он вырабатывал законопроекты, заключал мир, руководил непосредственным управлением.

Военное предводительство, верховное жречество и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий “царю”, которого называли “рексом”. После обряда иннагурации он получал царский «империум» (высшие должностные полномочия)

Реформы Сервия Туллия

Одним из важнейших этапов  борьбы плебеев за свои права  стали реформы рекса Сервия Туллия (приблизительно VI в. до н.э.). В результате этих реформ  в основу организации общества были положены имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима было разделено на 5 имущественных разрядов. Кроме того, из первого разряда выделялась специальная категория граждан – всадники, обладавшие особо крупными состояниями. Низшее сословие, не входившее в разряды, получило название пролетариев (от «proles» - потомство их единственное достояние). Оно не служило в армии, т.к. не имело денег на экипировку.

Каждый разряд выставлял определенное количество воинов, объединенных в центурии (сотни). Центурии были не только военной, но и политической единицей, т.к. народные собрания стали созываться по центуриям. Всего было 193 центурии, причем первый разряд и всадники составляли 98 центурий. При объединенном их решении  голоса других центурий ничего не значили.

Хотя реформы Сервия Туллия завершили процесс ломки основ родового строя и расширили политические права плебеев они,  не ликвидировали всех ограничений.

В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого устанавливается республика.

Римская республика.

В Римской республике существовали три вида народных собраний – центуриантные, трибутные и куриатные. Позже к ним добавилось собрания плебеев с полномочием принимать решения, равносильные законом (т.н. плебисцит). (Закон Гортензия 287 г. До  н.э.)

Главную роль играли центуриатные собрания. В их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц – консулов, преторов, цензоров, объявление войны, апелляция на смертные приговоры.

Трибутные собрания избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и т.д.), народных (плебейских) трибунов, рассматривали апелляции по штрафным санкциям.

Куриатные собрания после  реформы Сервия Туллия потеряли свое значение.

Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, которые определяли вопросы, подлежащие решению, могли прекратить или перенести собрание.

Сенат. Первоначально он состоял из 300 сенаторов, потом его численность увеличилась до 600, а к концу республиканского правления – до 900 человек.

Его компетенция была обширной. Он контролировал законодательную деятельность и избрание должностных лиц народными собраниями, первоначально утверждая уже принятые решения, а с III в. до н.э. выражая предварительное согласие. К компетенции сената относились вопросы налогообложения и государственные расходы, постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу, вопросы внешней политики, заключение мира, набор в армию и распределение легионов между командующими. В чрезвычайных обстоятельствах сенат мог установить диктатуру.

Государственные должности в Риме получили название магистратуры. В период республики основными принципами замещения магистратур были: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Выдвинуть свою кандидатуру на занятие должности мог только участник 10 военных походов.

Возглавляли систему магистратур консулы («советники»), которые обладали высшей военной властью, созывали сенат и народные собрания, могли издавать приказы и принуждать к их исполнению, имели право суда и вынесения смертных приговоров, которые могли быть обжалованы.

Второй по значению магистратурой были преторы, в чьи функции входило управление городом и руководство судопроизводством. Преторы, обладая правом издавать общеобязательные распоряжения, стали толкователями и творцами права. С этого периода римское право стало формулярным (т.е. определяемым формулой претора) – при вступлении в должность претор издавал эдикт, в котором указывал, что он будет защищать из гражданских исков, а что нет.

Плебейские (народные) трибуны. Они были должны защищать плебеев от произвола патрицианских магистров, затем стали выполнять функции блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. Они имели право налагать запрет (вето) на распоряжение магистратов и выдвигать законопроекты во все виды народных собраний.  Избирались первоначально из числа плебеев, но позже стало  политической должностью, занимаемой и патрициями (братья Гракхи). В дальнейшем не могли занимать высшие государственные должности.

Все магистраты избирались сроком на 1 год. Следуя принципу коллегиальности, на каждую должность избирали двух и более человек. По общему правилу они не вмешивались в дела друг друга, но в случае необходимости могли использовать право вето.

В чрезвычайных ситуациях сенат мог назначить диктатора.  Это была экстраординарная магистратура. Диктатор обладал высшей военной, гражданской и судебной властью, которая не могла быть ограничена вето, его распоряжения обжалованию не подлежали, и он не мог быть привлечен к ответственности. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Но в период кризиса республики возникали и бессрочные диктатуры – Суллы, Цезаря и др.

Важную роль играла коллегия цензоров (5 человек), которая избиралась на 5 лет. Цензоры распределяли граждан по центуриям в зависимости от имущественного ценза (откуда и название), составляли списки сенаторов, следили за нравственностью. В случае особого заявления цензора, гражданина ожидало ограничение политической правоспособности (на период полномочий данного цензора).

Успешная завоевательная политика, расширение территории Римского государства, развитие рабовладельческих отношений приводят к обострению классовых и социальных противоречий, ставят серьезные проблемы управления государством. Становится очевидным, что старое политическое устройство не способно справиться с возникшими проблемами. Римская республика вступает в период кризиса. Серия гражданских войн и военно-диктаторских режимов в I в. до н.э. приводит к падению республики в Риме и началу нового  периода в истории Римского государства – периода империи.

Империя.

Период империи принято делить на два этапа: принципат (I в. до н.э. – III в. н.э.) и доминат (III – V вв. н.э.). В период принципата  (с правления Октавиана Августа) сохраняется видимость собраний, сенат и магистратуры. Но реальная власть сосредоточивается в руках императора – принцепса (“первого сенатора”). Он командует армией, заключает мир и объявляет войну, руководит внешней политикой, ему принадлежит право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы, он комплектует сенат. Сенат формально получает статус законодательного органа. Его решения (сенатус-консульты)  получают силу закона. Но все законопроекты исходили от императора.

Императорский двор становится сосредоточием высших учреждений государства.

Доминат. В конце III в. н.э. с приходом  к власти императора Диоклетиана в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). Сенат превращается в городской совет, а магистраты – в муниципальных чиновников. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких ведомств, руководимых назначенными императором сановниками. Наибольшее значение среди них имели государственный совет – консисторий и финансовое ведомство.

Верховная власть в государстве в период домината принадлежала целиком и полностью одному лицу. Вместо титула “princeps” появляется титул “dominus”, т.е. владыка. Особа императора обожествляется. Он становится единственным источником права, при этом сам абсолютно никак не связан законом. Все жители именуются теперь не “граждане” (cives), а “подданные” (subjecti).

Государственный аппарат приобретает централизованный характер. Все учреждения, имевшие отношения к особе императора, именуются “officia”. Чиновники назначаются или утверждаются императором сроком на 1 год.

При императоре Диоклетиане происходит раздел империи на западную и восточную части, которые с 395 г. н.э. окончательно оформляются в самостоятельные, хотя и связанные одной правящей династией, государства. Формальной датой падения Римской империи считается 476 г. н.э., когда вождь германских наемников Одоакр сверг последнего западно-римского императора и стал править Италией как король.

Этапы развития римского права

Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития.  Существует несколько научных периодизаций истории римского права античной эпохи. В западноевропейской юридической науке под влиянием работ Э. Гиббона и Г. Гуго принято деление на 4 периода, выделяя главным образом роль источников права. В российской романистике с середины XIX господствовала трехзвенная структура, разработанная К.А. Неволиным, связанная с историей римского государства: царский, республиканский, императорский.

В современной романистике наиболее распространено выделение в римском праве четырех периодов, связанных с античностью.

Первый период (VIII – III в. до н.э.) – начальный период формирования римского права. В этот период право существует только в рамках патриархальной римской общины и только для ее членов, неразрывно связано с юридической практикой жрецов – понтификов, пронизано сакральным, формально-консервативным началом. Поскольку оно применимо только к членам общины (cives), право именуется цивильным (ius civile) или квиритским. Наиболее известный пример – Законы XII таблиц.

Второй период (III-II в. до н.э.) – предклассический переходный период, когда закладывались предпосылки будущего подъема юриспруденции. (Институции (наставление) Гая).

Третий период (I в. до н.э. – III в. н.э.) – классический, когда римское право достигает наивысшего развития. Наблюдается подъем юриспруденции, формирование универсальности норм, разработки большинства юридических понятий.

Четвертый период (IV-VI в. н.э.) – изменения в римском праве данного периода связаны  главным образом с систематизацией и кодификацией права. Наибольшую известность получили кодификации Юстиниана.

Законы XII таблиц. Общая характеристика

Одним из первых памятников римского права являются законы XII таблиц.

Мы уже упомянули, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями послужили законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 10 (децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных (по другим источникам - медных) досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме. Первоначально было 10 таблиц, но они вызывали много нареканий из-за их неполноты, и позже добавили еще 2.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за “перст божий”.

Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э. законы XII таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

Не вдаваясь в содержание Таблиц, ибо это предмет римского частного права (которое вам будет читаться отдельно), укажем на главное, без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве соответствующего периода.

Известно, что все первые века Римской республики земля - главное достояние граждан - находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было мало, и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого распределения, ограничением количества земли и количества скота, выпасаемого на общественных пастбищах.

К числу таких законов может быть отнесен наиболее ранний закон Лициния Секстия (367 г. до н.э.), запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа - рес манципи и рес нек манципи. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, ко второму типу – все другие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, дарения и пр. требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от “манус” - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: “Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов ...”, т.е. потомков обожествленного Ромула Квирина. Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии пяти свидетелей, весодержателя с весами и медью и т.д. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет, связанный с ней, спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

В принципе, собственник осуществлял полное и исключительное господство над вещью. Однако уже законы XII таблиц предполагали некоторые ограничения, т.н. сервитуты, то есть  право пользования чужой вещью в определенном хозяйственном отношении. Существовали вещный сервитут (проведение воды через чужой участок) и личный сервитут (пользование чужой вещью при сохранении этой вещи).

Что касается займа, законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, то есть самозаклад должника (долговое обязательство под гарантию личной свободы). По истечению законной просрочки платежа, кредитор волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор выводит должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. В противном случае его казнили или продавали за границу (т.е. в рабство). Только в 326 году до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, законы XII таблиц знают, конечно, и такие обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы и пр. Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

О семейном праве Древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, которым могли быть дед и отец.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: “Где ты, Гай, там найдешь и меня” (т.н. «confarreatio»). Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме) («cotmptio»).

Но уже законы ХII таблиц знают бесформальную форму брака - “сине ману”,  то есть “без власти мужа”. Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Доказать его нельзя. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода, которой она не имела в “правильном браке”. В этом случае женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку “сине ману” было обеспечено наибольшее распространение, тогда как “правильные” формы брака становились все более редкими.

Специфической особенностью брака “сине ману” было то, что его следовало возобновлять ежегодно, иначе муж получал все права, как и в других видах брака. Для этого жена на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака (формально надо было произнести фразу «…бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ), для жены – только в браке “сине ману”.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества, как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца.

Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному (от «legis actio»). Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризовалась свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум к магистрату (претору). Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и, таким образом, Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

Он состоял из трех частей:

- интенция – требование истца

- эксцепция – возражение ответчика

- кондемнация – приказ претора судье (о сути выносимого решения)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28927. Приход к власти в России царской династии Романовых. Становление российского абсолютизма 28.5 KB
  21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16летнего Михаила Федоровича Романова сына патриарха Филарета родственника царя Федора Ивановича. Избрание Михаила не было случайностью: один из бояр писал что Михаил молод разумом еще не дошел и будет нам удобен; отсутствие у Михаила ярких талантов жесткого характера устраивало всех: страна устала от жестокости и хотела осторожной политики; избрание Михаила обещало всеобщее согласие и спокойствие; царская власть опять становилась...
28928. Причины и основные этапы установления крепостного права в России 22.25 KB
  Причины и основные этапы установления крепостного права в России Крепостничество представляет собой любую зависимость крестьян от землевладельца запрет менять прописку и хозяина. установившая правило €œЮрьева дня€ осенний праздник представляющий собой определенный и очень ограниченный срок перехода крестьян к другому землевладельцу после расчета с прежним. вводятся €œзаповедные лета€ в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян.
28929. Петровская модернизация России, ее особенности и значение для дальнейшего развития страны 38 KB
  Это был верховный орган управления страной состоящий из девяти человек назначаемых царем. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления. была изменена система местного управления. Главную роль в системе управления играл царь Петр I.
28930. Внешняя политика Петра I. Становление Российской империи 29.5 KB
  Внешняя политика Петра I. Во внешней политике Петра I можно выделить 4 основных события: Азовские походы Великое посольство Северная война Каспийский поход. Однако уже в 1696 предварительно создав эскадру из 2 крупных кораблей 23 галер и более чем 1000 барок вдвое увеличив и оснастив армию Петр взял Азов и тля удержания захваченных земель приказал возвести крепость Таганрог. Весной 1697 посольство из 250 человек среди которых под именем Петра Михайлова был и царь отправилось в Европу.
28931. Дворцовые перевороты (1725—1762) 45 KB
  со смерти Петра I в России начинается эпоха дворцовых переворотов смена царствующих особ которая сопровождалась ожесточенной борьбой между различными группировками придворной знати. Старая знать Голицыны Долгоруковы выступала за царевича Петра сына Алексея. возвела на престол жену Петра Великого Екатерину I. Незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12летнего царевича Петра сына убитого царевича Алексея.
28932. Россия в эпоху дворцовых переворотов 27 KB
  Среди претендентов на престол были: Екатерина – жена Петра I муж дочери Петра Анны герцог Гольштейн –Готторпский вторая дочь Петра I Елизавета внук Петра I Петр Алексеевич сын убитого царевича Алексея и наконец племянница Петра I Анна Иоанновна дочь Ивана Алексеевича брата царя. Спасло ее лишь воцарение Петра III в России. Сделав ставку на его жену Екатерину Орловы при помощи гвардии свергли Петра III позже он был €œслучайно€ убит в Ропше.
28933. Реформы Екатерины II. Государственное управление. Уложенная комиссия 35.5 KB
  Екатерина хотела претворить в жизнь идеал философа на троне который был весьма распространен во второй половине XVIII в. Екатерина отвергла проект создания Совета увидев в нем попытку ограничить самодержавную власть но при этом понимала что реформа государственного управления необходима. Тем самым Екатерина ослабила Сенат превратив его из законодательного в простой административный орган. Екатерина провела вторую секуляризацию монастырских земель забрав их в казну.
28934. Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II 25 KB
  Население России увеличилось к концу XVIII до 36 000 000 человек. В условиях веянья идей этих философов в России строилась законная самодержавная монархия. Кроме того в условиях отмирания крепостного права в Европе в России оно лишь усилилось. Целью было реформирование законодательства России но когда был затронут крестьянский вопрос комиссию распустили.
28935. Внешняя политика России в середине и второй половине XVIII в. 39.5 KB
  Внешняя политика России в середине и второй половине XVIII в. Спасло ее лишь воцарение Петра III в России. Петр III заключил мир и союз с Пруссией но его своевременное свержение позволило России не участвовать в войне на стороне ей же битых пруссаков. При поддержке России королем Польши стал Станислав Понятовский в прошлом фаворит Екатерины хотя этому активно противодействовали Франция и Австрия.