74077

Право континентальной Европы в средние века

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (феода) – условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором.

Русский

2014-12-26

100 KB

0 чел.

Тема 7. Право континентальной Европы в средние века.

 

План.

  1.  Возникновение средневекового Французского государства.
  2.  Право средневековой Франции.

3.Основные черты Германского средневекового государства. Золотая булла.

4.Право средневековой Германии. Каролина.

I. Французское государство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии три этапа:

  1.  Сеньориальная монархия (или период феодальной раздробленности) -  IХ-ХIII вв.
  2.   Сословно-представительная монархия  - ХIV-ХV вв.
  3.   Абсолютная монархия  - XVI-XVIII вв.

Сеньориальная монархия

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли независимые политические образования. Соответственно, власть короля распространялась только на его личные владения - «королевский домен», а на местах была очень слабой или отсутствовала совсем.

Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета.

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (феода) – условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам (арьер-вассалов).

Установление вассальных связей и передача феода оформлялась символическим обрядом – “оммажем” (клятвой на верность – от «homo» - человек), а сеньор отвечал «поцелуем мира» -  совершал обряд инвеституры – ввод во владение, передавая меч в качестве символа власти над феодом. За предоставленные земли вассал должен был нести службу в пользу сеньора со своими людьми, число которых зависело от величины феода. К концу XII в. установились общие пределы службы: военная служба ограничивалась 40 днями в году, вассал должен был выплачивать сеньору определенные суммы по случаю посвящения в рыцари его старшего сына, свадьбы старшей дочери, выкуп сеньора из плена. Вассал участвовал в суде своего сеньора, принимал участие в совете (курии) сеньора. В свою очередь сеньор должен был оказывать своим вассалам военную помощь в случае нападения и другую необходимую поддержку.

Глава государства – король – в этот период был выборным. Его избирали представители знати и иерархи церкви, многие из которых считали себя равными ему (пэрами).  Как следствие, власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: “Вассал моего вассала – не мой вассал”.

В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.

Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы (управляющие королевского домена), местное – прево (начальник округа), назначаемые и ответственные перед королем, а также сержанты (в деревнях) и майоры (мэры – в городах).

Судебная власть еще не была отделена от административной. Господствовал принцип “суда равных”, когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии.

Большими судебными полномочиями была наделена церковь. Помимо обычных сеньоральных прав в своих владениях, она рассматривала дела духовенства, лиц связанных по своей службе с церковью, религиозные дела, различные «грехи».

Реформы Людовика IX

Большое значение на пути укрепления королевской власти имели реформы Людовика IX  в конце XIII вПрежде всего, это судебная реформа, которая сделала разрешение споров между феодалами исключительно прерогативою короля или назначенных им судей. Запрещались частные войны, вводился принцип «40 дней короля» (в течении 40 дней претензии должны были быть рассмотрены королевским судом, и только если в этом случае не находилось решение, то разрешалось решение вопроса вооруженным путем).

Была создана специальная судебная инстанция  Парижский парламент (высшая аппеляционная инстанция, состоящая преимущественно из профессиональных юристов).

В рамках финансовой реформы вводится королевская золотая монета в качестве единственного расчетного средства в домене короля, а затем и в рамках всей страны. Из королевской курии выделяется Счетная палата, которая контролирует поступление судебных пошлин.

В рамках военной реформы создаются отряды городской милиции и наемников, что уменьшает зависимость королевской власти от феодального ополчения.

Проведенные реформы стали основой для последующего объединения страны, которое завершается в XIV в.  Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочетается с представительством от сословий  Генеральными штатами (от фр. «etat» - сословия).

Можно выделить три основных причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Это поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом.

Начало работы представительных собраний от сословий (первоначально в отдельных провинциях) позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но, прежде всего - введение новых налогов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления.

 

Первые Генеральные Штаты, как общефранцузское собрание сословий, были созваны в  1302 г. Первая палата состояла из представителей высшего духовенства (первого сословия). Во второй – заседали выборные от второго сословия (дворянства). Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, заседавшее в третьей палате, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов), мэров, крупной городской буржуазии. Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать “Великий мартовский ордонанс”. Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля. Однако закрепить эти полномочия Генеральным штатам не удалось. После подавления в 1358 г. Парижского восстания и Жакерии  король отверг требования “Великого мартовского ордонанса”. В конце XIV в. король добился права устанавливать самостоятельно прямой налог – талью. После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться до XVIII в..

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль за отдельными звеньями государственного аппарата, и Счетная палата – орган финансового управления.

Среди должностных лиц наибольшее значение имели канцлер, коннетабль (командующий армией), камерарий (казначей), палатины (королевские советники и порученцы).  

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявших текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

В XIV в. Создается специальный орган преследования и обвинения – прокуратура. Первоначально это доверенные лица короля, следившие за соблюдением его интересов при рассмотрении судебных дел, но позже они приобрели функции обвинителей при государственных делах.

Абсолютизм

К началу XVI века во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы государства – короля. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассматриваются как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением. Крестьянство, минуя феодалов, уплачивали государственные налоги (только в некоторых провинциях сохранилось право «мертвой руки»).

В 1516 г. Болонский конкордат предоставил королю исключительное право назначать высших иерархов католической церкви.

Важную роль в упрочении абсолютизма сыграл кардинал Ришелье, который практически на протяжении 20 лет являлся некоронованным королем Франции (1624-1642). Важными эпизодами в его деятельности стали запрет дуэлей, усмирение гугенотов, королевская декларация о снесении замков, введение права эвокации (принятие любого дела к производству в королевском суде из ведения местных судов) и др.

.Высшими органами государственного управления Франции в этот период были: Государственный Совет, который выполнял функции высшего совещательного органа при короле, его дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д. Из старых государственных должностей сохраняет свое влияние канцлер, представлявший короля в советах.

Большую роль в управлении играл Генеральный контролер финансов. Особенно он приобретает влияние в период, когда его занимал Ж.Б.Кольбер. Он осуществлял руководство экономической политикой государства, составлял государственный бюджет, контролировал деятельность администрации, работу по составлению законопроектов. С XVI века возрастает роль государственных секретарей: по военным, иностранным, морским делам и делам двора, которым поручаются отдельные сферы управления.

В системе местного управления центральное место занимают интенданты – назначаемые из центра чиновники, контролирующие фискальные, административные и судебные органы на местах. Должности интендантов, в отличие от общего правила, не продавались.

Источники права

В IХ-ХI вв. во Франции на смену действия «варварских правд» устанавливается принцип территориального действия права. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями кутюмами. XV в. во Франции насчитывалось 60 больших сборников кутюмов и около 300 малых. Наиболее известные – «Большой кутюм Нормандии», «кутюмы Бовези» - автор Филипп де Бомануар).

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы. Еще одной особенностью являлось то, что с XV в. происходит оттеснение феодальной знати от участия в судебной деятельности.

В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары – “страна писаного права”, так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался “страной обычного права”, так как там основным источником были местные обычаи – кутюмы.

Письменными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.

Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на “Юге” оно выступало в качестве основного источника права, то на “Севере” оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник “писаного разума”.

Вещное право

Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и держания.

Аллод – форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего Средневековья.

С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное с целым рядом условий. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

Первые благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция.. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием - феодом, леном, фьефом. В Х-ХI вв. получил распространение процесс инфеодации, т.е. передачи аллодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов.

Феод – благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины – рельефа.

Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания – цензива. Цензива – это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.

Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы – ее плательщиком и именовался вилланом.

Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, нести определенные повинности в пользу сеньора: ценз (чинш) –1/10 дохода от земельного участка, барщина в течение 3-12 дней в году. Сеньор имел право на ренту, т.е. определенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и т.д.

При смене владельца все повинности, лежащие на цензиве, переходили к новому лицу.

Земельные владения лично несвободных крестьян (сервов) находились лишь в их пользовании.

Характерной особенностью Франции являлось развитие собственность (на землю) по приобретенной давности – так, лицо, владевшее землей на протяжении 10 лет (без перерыва) становилось его собственником (только господствующий класс).

Обязательства

Характер феодального хозяйства тормозил развитие обязательственного и, прежде всего, договорного права.

В ранний период купля-продажа вещей, особенно недвижимости, совершалась в торжественной форме и должна была обеспечить стабильность договора.  (При переходе крестьянской земли от одного лица к другому призывали 12 свидетелей и 12 мальчиков, которым давали пощечины и надирали уши, чтобы они лучше запомнили этот день и могли быть свидетелями в дальнейшем.). С XII в. под влиянием римского права наиболее важные сделки начинают составляться в письменном виде, а позднее – и удостоверяться нотариусами. В период абсолютизма широкое распространение получают договоры аренды земли. На договор займа долгое время оказывал влияние запрет церкви на взимание процентов, но поскольку церковь сама являлась крупнейшим кредитором, то она нашла возможности обходить этот запрет (предварительный взнос, который не считался процентами, фиксированная рента и т.д.)

Семейное и наследственное право

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами.

Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста: мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам – 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось.

Дочь умершего вассала должна была получить согласие сеньора, который мог указать ей жениха, способного нести службу. У нее было право потребовать на выбор трех кандидатов.

Для сервов действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака выплачивалась особая пошлина сеньору  формарьяж, которая компенсировала отказ от права “первой ночи”.

Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освящения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался недействительным. Недействительными признавались также браки между несовершеннолетними, некрещеными, родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства.

Развод по каноническому праву не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним.

Обычное право устанавливало общность движимого и благоприобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. На юге Франции, где действовало римское право, общности имущества не возникало. Тем не менее, во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарение и обмен, заключать договоры и выступать в суде. Было лишь два исключения: жена могла заключать договоры для выкупа мужа из плена и выдавать приданое своим дочерям в отсутствие мужа.

Муж управлял приданым жены, пока длился брак. После смерти мужа приданое переходило жене, после смерти жены – ее наследникам.

Наследование происходило по нисходящей линии, ближайшими родственниками и лишь при их отсутствии по восходящей. Причем имущество отцов шло наследникам по отцовской линии, имущество матерей – по материнской. В отношении земельной собственности повсеместно действовал майорат.

Уголовное право и процесс

В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали постановления обычного права. Согласно “Кутюмам Бовези” (кстати, предусматривающего принцип презумпции невиновности) различались:

1) преступления, караемые смертью или членовредительством – измена, ересь, убийство, изнасилование, поджог, кража и т.д.;

2) преступления, караемые долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества;

3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом подчеркивалось, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

Становление абсолютизма способствовало оформлению единой системы преступлений и наказаний. Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории:

1) преступления против религии: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т.д.;

2) преступления против государства: посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства;

3) преступления против частных лиц.

Наказания в этот период преследуют выраженную цель устрашения и носят чрезвычайно жестокий характер. Виды наказания подразделялись на:

1) тяжкие наказания: различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная каторга и т.п.;

2) членовредительские и телесные наказания: отрезание языка, ушей, носа и т.д., бичевание плетьми;

3) тюремное заключение и срочные каторжные работы, посылка на галеры.

4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, не сопровождаемые выставлением у позорного столба и прочие.

В период феодальной раздробленности судебный процесс продолжает оставаться обвинительным, дело возбуждается по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, которые обладают равными процессуальными правами. Представительство первоначально не допускалось, но с XIII в. начинают появляться адвокаты.

Наилучшим видом доказательств считалось признание. До XIII века активно использовались ордалии. При свидетельских показаниях требовалось наличие 2-х свидетелей. Не могли свидетельствовать родственники, слуги или зависимые лица.

Своеобразным видом доказательств был судебный поединок. Дворяне дрались верхом и в полном вооружении, простолюдины – палками. Духовные лица, женщины, дети и мужчины старше 60 лет могли выставлять вместо себя специальных бойцов.

С установлением абсолютизма право возбуждения уголовного дела переходит к органам государства, которые по собственной инициативе ведут следствие и разыскивают преступника. Процесс подразделяется на две стадии: тайный розыск преступника и его изобличение и затем публичное и открытое судоговорение, которое, впрочем, вскоре тоже становится тайным. Устанавливается система формальных доказательств, где законом определены вес и значение каждого доказательства. Используется пытка как средство признания обвиняемого.

В XVII веке происходит разделение уголовного и гражданского процессов.

II. Право Германии

Германское государство образовалось на землях восточных франков после распада их империи. Основную его территорию составляли 5 германских герцогств – Саксония, Франкония, Швабия, Бавария, Лотарингия, а также присоединенные итальянские и славянские земли.

Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германии.

Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились.

Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки магнатов, наделяла их разными привилегиями. Хотя длительная борьба германских королей за завоевание Италии и завершилась принятием в 962 г. Оттоном I титула императора и образованием “Священной римской империи германской нации” (название сохранялось до 1806 г.), но привела к еще большему ослаблению королевской власти, поскольку за свою поддержку германским монархам пришлось расплачиваться новыми уступками феодальным магнатам.

Отрицательным фактором для единства страны было и то, что императорская власть не сумела установить связь с городами, сделать их своей опорой.

Кроме того, с середины Х века для Германии не существовало и серьезной внешней угрозы.

Реформы Оттона I

В период X-XII вв. Германия представляла собой относительно централизованное государство. Первым германским королям удалось на некоторое время объединить некогда разрозненные германские территории.

Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936-973), который в борьбе с герцогами (племенными князьями) попытался опереться на церковное землевладение и церковные учреждения, предоставив им так называемые “оттоновские привилегии”. Он ограничил права герцогов в отношении церкви:  церковные земли были выведены из-под юрисдикции герцогов. Духовенство получило право не только низшей, но и высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Но поскольку у епископов отсутствовали наследственные права на земли, Оттон I мог произвольно назначать епископов, получать доходы с вакантных владений, облагать церковные земли налогами в свою пользу. Кроме всего, судебные функции в округе были переданы королевскому чиновнику – фогту, находившемуся в прямой зависимости от королевской власти. Как следствие,  духовные феодалы оказались подчинены исключительно королевской власти, которая пользовалась частью доходов с их земель, что составило основу сильной королевской власти.

Закрепление политической раздробленности

После гибели династии Штауфенов с конца XIII века в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была закреплена “Золотой буллой” (первоначально не имел названия, но позже назван так по привешенной золотой печати) («основной закон немецкого многовластия» - К.Маркс, «недостойный пергамент, на котором написано о распродаже империи» - Г.Гейне), изданной в 1356 г. при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией семи курфюрстов (князей-избирателей), состав которой был четко определен. (Срок избирательной процедуры был ограничен 30 днями). Сюда вошли: маркграф Бранденбургский, герцог Саксонский, пфальцграф Рейнский, король Чехии и Богемии, архиепископы Кельнский, Майнцский и Трирский.

Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных властителей. Империя сохранилась как символ, название, но не как реальное политическое образование. Таким образом, императорская власть была лишь номинальной. Император не мог принять никаких важных решений без согласия курфюрстов. Впоследствии курфюсты добились того, что каждый избранный император должен был принимать условия, ограничивающие его власть. Эти условия получили название “избирательных капитуляций”.

Кроме всего, между курфюрстами были поделены и высшие государственные должности:

Архиепископ Майнский – канцлер Германии. Ему также принадлежало право созывать князей-избирателей и, фактически, он руководил выборами.

Архиепископ Кельнский – канцлер Италии

Архиепископ Трирский – канцлер Арльского королевства.

Король Чехии и Богемии – великий чашник

Пфальцграф Рейнский – стольник

Герцог Саксонский – маршал

Маркграф Бранденбургский – постельничий

Государственный строй.

Формально вся власть в стране принадлежала императору, который правил опираясь на королевский совет (гофтаг), куда входили и представители коллегии курфюрстов.

Кроме императора существовало еще два общеимперских института: рейхстаг и имперский суд.

Рейхстаг («имперский день») состоял из трех курий: курии курфюрстов, курии князей, графов  и свободных людей и курии городов. Все курии заседали и работали отдельно. Компетенция рейхстага включала: установление земского мира, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, изменение территориальных границ, права. Но поскольку решения рейхстага проводились силами отдельных земель, то их выполнение полностью зависело от позиции местных властей.

Учрежденный в 1495 г. имперский суд (рейхскамергерихт) сыграл немаловажную роль в рецепции римского права на территории Германии.

В рамках отдельных княжеств существовали сословные представительства духовенства, дворянства и горожан – ландтаги. В некоторых землях в них участвовали и представители свободного крестьянства.

Первоначально ландтаги выполняли судебные функции, но затем стали все активней вмешиваться и в государственные дела, особенно после закрепления за собой практики утверждения налогов. Таким образом, они в известной мере ограничивали власть князей.  Но к XVII веку значение ландтагов падает, и в германских государствах утверждается новая политическая модель – абсолютные монархии.

Княжеский абсолютизм.

Реформация и Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) привела к окончательному упадку императорской власти и усилению полновластия князей. Как следствие усиливается раздробленность страны – было более 300 самостоятельных государственных образований.

В XVII в. в княжествах устанавливается абсолютизм. Его особенностями было то, что он сложился не на базе общегерманской власти императора, а в пределах владений отдельных князей. Кроме того, княжеский абсолютизм означал полную победу над буржуазией и подчинение ее княжеской власти.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами стали Австрия и Пруссия, между которыми начинается борьба за верховенство в империи.

Источники права. Основным источником права в Германии, как и во Франции, был обычай. В XIII веке предпринимаются попытки записей этих обычаев. Наиболее известными из этих записей являются “Саксонское зерцало” и “Швабское зерцало”(или «Зерцало немецких людей»).

“Саксонское зерцало” (автор – Эйке фон Репков, иногда Репгау) являлось судебником, поэтому большинство вопросов в нем рассматривалось с позиции защиты нарушенных прав. Оно состояло из двух частей:

1) «Земское право» (Ландрехт, 3 книги), регулирующее гражданские, уголовные, процессуальные и государственно-правовые отношения между свободными гражданами шеффенского (неблагородного) сословия.

2) «Ленное право» (Ленрехт, 3 главы), регулирующее отношения вассалитета между феодалами. Оно использовалось в северных и северо-восточных землях Германии.

В отдельных германских государствах оно действовало до начала ХХ века.

“Швабское зерцало”, регулировавшее приблизительно те же вопросы, преобладало на юге Германии.

Особенностью права Германии была преобладающая роль римского права, которое в 1495 году было признано основным источником права империи и рецепцировано в полном объеме. Одним из результатов этой рецепции стало создание кодексов уголовного, гражданского права.

Феодальные поземельные отношения в Германии, так же как и во Франции, регулировались сложной иерархией вассальных связей. Особенностью германского ленного права являлось то, что леном могли быть наделены сразу двое, один человек получал лен во владение, другой – право “ожидания”, т.е. право получения лена, если его владелец не оставит законного наследника.

В Германии существовали также аллоды. Правом собственности на землю обладали не только князья и графы, но и часть свободного крестьянства, относившаяся к шеффенскому сословию.

Формы зависимого крестьянского держания в Германии были более разнообразными. Крепостные находились в полной зависимости от феодалов, их можно было отчуждать вместе с землей, они не могли вступать в брак без согласия господина и т.д.

Лично свободные крестьяне (чиншевики) получали землю от феодалов на условиях уплаты чинша (оброка) в денежной или натуральной форме. Это владение могло быть либо пожизненным, либо наследственным.

Распространение римского права привело к приравниванию чиншевого землевладения к краткосрочной аренде, что ограничивало права крестьян на владение и пользование землей и позволяло феодалам увеличивать повинности.

Одновременно появляется такой институт собственности как собственность с обременением, когда владелец земли получает возможность свободно отчуждать землю, но всякий новый собственник обязан уплачивать часть дохода с земли первоначальному собственнику, стоящему в начале цепочки.

Влияние римского права сказалось и на обязательственном праве Германии. Все заключаемые договоры должны были иметь письменную форму.

Семейное и наследственное право. Заключение брака и взаимоотношения между супругами регулировались каноническим правом. Так, в 451 г. запрещены браки для монахов, а в 1107 г. – для священнослужителей.

Имущественные отношения характеризовались общностью имущества, находившегося под управлением мужа. Покупка невесты, согласно древнегерманскому обычаю, была заменена уплатой отцу невесты покупной цены (виттум), которую отец передавал ей после заключения брака. После заключения брака муж должен был дать жене и так называемый “утренний дар» (подарок после первой брачной ночи). Виттум и “утренний дар” составляли впоследствии вдовью долю. Жена не могла ничего отчуждать из своего имущества без согласия мужа (действовал принцип «Имущество жены не должно ни расти, ни уменьшаться»).

После смерти мужа (или развода) жена получала свою “вдовью долю” («продуктовую долю») и так называемую женскую долю – домашнюю утварь, предметы личного пользования и украшения.

По ленному праву лен переходил только к одному сыну, по земскому – право наследования имели все сыновья. Преимущества наследования имели дети мужского пола. Во многих землях дочери имели право только на проживание в родительском доме и получение приданого.

Уголовное право и процесс. В период раннефеодальной монархии в Германии устанавливается так называемое “кулачное право”, санкционирующее право на самозащиту потерпевшего, если этого не мог сделать суд, а фактически – произвол права “сильного”.

С XI века начинаются попытки установления “земского мира” и ограничения “кулачного права”. К нарушениям “земского мира” стали относить: 1) неподчинение церковным властям; 2) еретичество; 3) месть за обиды; 4) незаконный сбор пошлин; 5) грабеж на большой дороге; 6) фальшивомонетчество; 7) мятеж против империи и т.д.

Формально “кулачное право” было отменено в 1496 году постановлением о “вечном земском мире”.

Первоначально не существовало систематизированного перечня преступных деяний, а все наказания можно было подразделить на: 1) тяжкие (смертная казнь в различных формах), 2) членовредительские и телесные и 3) позорящие.

В 1532 г. при императоре Карле V было принято общегерманское уголовно-процессуальное уложение, получившее наименование “Каролина”,  названная по латинскому переводу – «Constitucio Criminalis Carolina». Оно составлено в жанре наставления императора и  состоит из 219 статей. (Действовало в течение 300 лет). Вместе с тем, она не являлась обязательной для князей, о чем была включена специальная оговорка, фактически она предназначалась для восполнения пробелов в местных законах и обычаях.

“Каролина” предусматривает довольно многочисленный круг преступлений:

1) государственные (измена, мятеж, нарушения земского мира и др.);

2) против религии (богохульство, колдовство и др.);

3) против личности (убийство, отравление, клевета и др.);

4) против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и др.);

5) против собственности (кража, грабеж, поджог и т.д.);

6) преступления против порядка отправления правосудия (лжесвидетельство, лжеприсяга);

7) преступления против порядка торговли – обмер и обвес.

“Каролина” выделяет также покушение на преступление; соучастие, которое подразделялось на соучастие до совершения преступления, во время совершения преступления, после его совершения; неосторожность; необходимую оборону и т.д.

В основу системы наказаний в “Каролине” положен принцип устрашения. Предусматривались:

1) смертная казнь;

2) членовредительские и телесные наказания;

3) позорящие наказания;

4) изгнание из страны;

5) штраф как основное наказание и дополнительные наказания (тюремное заключение, терзание раскаленными щипцами, выставление у позорного столба, волочение к месту казни и прочие).

Выделялись смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

К исключающим вину относились: отсутствие умысла, малолетний возраст (до 14 лет), исполнение служебного долга.

К отягчающим относились: характер причиненного вреда, преступления против особ высшего положения, повторное преступление (рецидив), групповое преступление, публичный и кощунственный характер преступлений, «дурная слава» преступника.

«Каролина» зафиксировала переход от обвинительно-состязательного процесса к обвинительно-следственному (розыскному) процессу.

Процесс по “Каролине” делился на три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование.

Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый – оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был “возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки”.

Обвинение могло быть представлено и от лица государства судьей. В таких случаях следствие велось по инициативе суда, и не было ограничено сроками. Свидетельские показания считались полными, если были даны не менее чем двумя свидетелями.

Для дознания широко применялись пытки, но показания, данные под пыткой, требовалось повторить вне камеры пыток. Позже, сменившая в Австрии «Каролину» «Терезиана» (1768) не только узаконивала пытку, но и содержала иллюстрации, как их применять (причем пытки ужесточились – нарезание ремней из человеческой кожи и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33600. Методы и модели принятия управленческого решения 44 KB
  Физическая модель выглядит как моделируемая целостность и должна обладать аналогичными характеристиками копируемого объекта. Отличительная характеристика физической модели состоит в том что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Математическая модель принятия управленческих решений В математической модели называемой также символической используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.
33601. Территория и границы Российской Федерации как фактор развития российского государства 88.5 KB
  Центральный федеральный округ Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область Город федерального значения Москва Южный федеральный округ Северозападный федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ...
33602. Влияние природных условий и природных ресурсов на территориальную организацию общества 50.5 KB
  Зависимость размещения отраслей производства народного хозяйства от природных особенностей территории. Классификация природных ресурсов и распределение их по территории страны. Под природными условиями понимается совокупность важнейших естественных характеристик территории отражающих основные особенности компонентов природной среды или местных природных феноменов. Климатические особенности территории проявляются прежде всего в соотношении тепла и влаги.
33603. Особенности территориальной организации населения России 40.5 KB
  Численность и естественное движение населения. Миграция населения. Региональные различия расселения населения.
33604. Закономерности территориальной организации производства 39.5 KB
  Показатели экономической эффективности размещения производства. Специфика размещения производства в России. Комплексное развитие производства.
33605. Особенности территориальной и отраслевой структуры хозяйства страны 159.5 KB
  ШШ Производственная сфера экономики включает: отрасли создающие материальные блага промышленность сельское хозяйство строительство; отрасли доставляющие материальные блага потребителю транспорт и связь; отрасли действующие в сфере обращения торговля общественное питание материально техническое снабжение сбыт заготовки. К непроизводственной сфере относят: отрасли услуг жилищнокоммунальное хозяйство бытовое обслуживание; образование и научное отрасли социального обслуживания здравоохранение культура...
33606. Урбанизация и особенности расселения населения 61 KB
  В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. В России учитывается не только число жителей но и показатель занятости населения промышленность сфера обслуживания. Процесс роста городского населения увеличения числа городов и их укрупнения возникновения сетей и систем городов а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией.
33607. Инновационный процесс 103.5 KB
  Таким образом в условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации как практическая воплощенность новой идеи оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой инновационной продукции или услуг. Деятельность организации по осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Основные составляющие инновационной деятельности: Научноисследовательские и опытноконструкторские работы НИОКР Технологические работы подготовка производства и...
33608. Типы инноваций 44.5 KB
  В зависимости от критерия классификации выделяются следующие типы инноваций: по степени новизны: базисные радикальные и улучшающие приростные; по характеру практической деятельности: производственные и управленческие; по технологическим параметрам: продуктовые и процессные. На реализацию базисных инноваций стимулирующее влияние оказывает создание союзов и объединений организаций поскольку взаимодействие нескольких организаций позволяет направить им усилия на различные компоненты или подсистемы базисных инноваций. Реализация...