74079

Государство и право Византии

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государство и право Византии. Право Византии. В Византии не было определенного порядка престолонаследия. В связи с этим в Византии широко распространился институт соправителей когда император назначал соправителя своего малолетнего сына цезаря для облегчения тому борьбы за престол.

Русский

2014-12-26

61 KB

9 чел.

Тема 9. Государство и право Византии.

1. Восточная римская империя: организация власти и управления.

2. Право Византии.

I. Эволюция государственного строя

Византийское государство оформилось после разделения Римской империи на Западную и Восточную в 395 г. В своем развитии Византийское государство, просуществовавшее до 1453 г., прошло несколько этапов социально-политической эволюции:

1. Период IV – сер. VII вв. – период разложения рабовладельческого строя и зарождения феодальных отношений. Он характеризуется переходом к стабильным учреждениям власти и единому законодательному регулированию лично-статусных, имущественных и деликтных отношений. В это время императорская власть опирается на развитый военно-бюрократический аппарат, но имеются ограничения деятельности некоторых внешних государственных органов.

2. Период VII-XII вв. – период расцвета феодальных отношений и оформление своеобразной абсолютной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий Запада. В границах этого периода происходит официальный раскол (схизма) христианской церкви на восточную и западную

3. Период XIII-XV вв. – Византийское государство вступает в полосу кризиса, упадка центральной власти и феодальной раздробленности. Завершается он падением Константинополя в 1453 г.

Высшие органы власти и управления

Византийская империя была централизованным государством. Во главе государства стоял император (василевс). В его руках находилась законодательная, исполнительная и судебная власть. Император распоряжался не только светскими, но и церковными делами, созывал церковные соборы, назначал высших должностных лиц церкви.

По учению византийской (православной) церкви, власть императора носила божественное происхождение и характер. Он представлялся как глава всего христианского мира. Вместе с тем, в отличие от Рима и восточных деспотий, обожествлялась не столько личность императора, сколько его место в государственной иерархии.

В Византии не было определенного порядка престолонаследия. Формально считалось, что императора избирает сенат, армия и “народ Константинополя” в лице своеобразных партий (дим). Кроме того, в ряде случаев требовалась его коронация патриархом (в соборе Святой Софии). В связи с этим в Византии широко распространился институт соправителей, когда император назначал соправителя (своего малолетнего сына - цезаря) для облегчения тому борьбы за престол. Но очень часто различные группировки господствующего класса и армия совершали дворцовые перевороты и убивали императоров, чтобы посадить на престол своего ставленника. (За все время существования 2/3 императоров были лишены престола досрочно – из 107 только 42 умерли своей смертью или в боях).

Церковь играла в Византии весьма важную роль. Константинопольский патриарх был вторым лицом в государстве после императора и оказывал большое влияние на политическую жизнь в стране. Зачастую он также являлся и регентом малолетнего правителя.

При императоре существовал постоянный совещательный орган - сенат, или синклит. Сенат  обсуждал вопросы внешней и внутренней политики, рассматривал законопроекты, которые после утверждения императором получали силу закона, назначал высших должностных лиц, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам. Однако в политической жизни решающей роли сенат не играл. А в правление императора Льва VI (886-912 гг.) у сената в пользу императорской власти было изъято право рассматривать законопроекты и назначать высших должностных лиц империи.

Во главе центрального государственного управления стоял другой совещательный орган – Государственный Совет, или Консисторий. Он обсуждал все текущие вопросы государственного управления и осуществлял судебные функции.

К высшим должностным лицам империи относились два префекта претория (Востока и Иллирии), префект столицы (эпарх), начальник дворца (магистр), квестор, два комита финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей сельской округой составлял самостоятельную административную единицу, которую возглавлял эпарх столицы, непосредственно подчинявшийся императору. Одновременно он был председателем сената.

Начальник дворца, являясь командиром дворцовой гвардии, заведовал охраной императора, его личной канцелярией, государственной почтой и внешнеполитической деятельностью. В его ведении находились также контроль над полицией и надзор за придворной и чиновной администрацией.

Квестор являлся председателем Государственного Совета, кроме того, он ведал разработкой и рассылкой императорских указов и обладал судебной властью.

Один из двух комитов финансов управлял государственным казначейством, другой заведовал императорским имуществом (имениями, дворцами, конюшнями).

Во главе армии стояли два магистра. Один из них командовал пехотой, другой – кавалерией.

В VII веке центральная система государственного управления была реформирована. Все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие должностные лица именовались логофетами. Возглавлял всю эту систему логофет драма, который заведовал императорской стражей, его личной канцелярией, почтой, путями сообщения, иностранными делами и полицией.

Канцелярии (секреты) осуществляли непосредственное управление отдельными сферами государственной жизни. Большой штат чиновников в этих ведомствах, получавших мизерное жалованье, стал питательной средой для коррупции и взяточничества (так, только в ведомствах двух префектов претория насчитывалось 10 тыс. чиновников). Существовала практика продажи должностей.

Византия имела достаточно сильную армию. В VII веке из числа свободных крестьян-общинников было создано особое военное сословие стратиотов (крестьян-ополченцев). Земля стратиотов не могла отчуждаться и переходила по наследству к одному из сыновей, который должен был нести службу.

С XI века распространяется новая форма условного феодального держания – прония, аналогичная западноевропейским бенефициям с обязанностью нести военную службу.

Несколько позже практически все вооруженные силы империи стали состоять из наемных иноземных отрядов.

Местное управление

Первоначально местное управление строилось на принципах разделения военного и гражданского управления (причем гражданское имело приоритет). Местные общины управлялись выборными чиновниками под контролем государственных чиновников. Но под воздействием военной угрозы во многих регионах образуются новые административные единицы  фемы, где военная и гражданская власть сосредоточивались в руках командующего военными подразделениями, размещенными на этой территории.

Во главе фемы стоял наместник императора - стратиг. Один из его заместителей, пронаторий, был гражданским лицом и занимался вопросами суда и гражданского управления. В особые административные округа выделялись крупные крепости.

Судебная система

Высшим судебным органом Византии был императорский суд. Он рассматривал дела о наиболее тяжких государственных преступлениях, а также являлся апелляционной инстанцией.

Государственному Совету были подсудны дела о государственных преступлениях и преступлениях должностных лиц.

Константинопольскому эпарху были подсудны дела членов ремесленных и торговых корпораций.

Земельные споры и дела о завещаниях рассматривал квестор – один из высших судебных чиновников. В фемах и провинциях высшая судебная власть чиновников находилась в руках претора.

Разветвленную судебную систему имела церковная юстиция. Высшим церковным судом был суд константинопольского патриарха. Ему подчинялись суды митрополитов, архиепископов и епископов. Они рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также других лиц, совершенных против религии, брака и нравственности.

II. Право Византии

Источники

Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, сборников судебной практики. Особо следует отметить опыт кодификации права, что является прямым продолжением традиций Рима (В отличие от стран Европы).

Первоначально основным источником  права Византии был Кодекс Феодосия (438 г.), в который вошли все императорские конституции, начиная с Константина (312 г.). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не вошедшее в сборник.

Основой для дальнейшего развития права Византии стал  свод  законов Юстиниана (Corpus juris civilis) , созданный в VI в. и действовавший  вплоть до XI в. и оказавший серьезное влияние  на развитие европейских правовых систем. Название дано в XII в.

Он состоял из четырех частей:

  1.  Кодекса, содержавшего основные установления действующего римского права. (12 книг).
  2.  Дигест (Пандект – «Говорящий обо всем») – обширное собрание правовых положений и казусов, заимствованных у римских юристов. (50 книг).
  3.  Институций – краткого руководства по вопросам правоприменения и юридической техники (фактически учебник), которым специальным указом была придана сила законодательного установления. (4 книги).
  4.  Новеллы – новых правовых актов, изданных Юстинианом.

В 726 году на основе свода Юстиниана издается сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов – Эклога («избранные законы»). Он был задуман как сокращенная выборка из свода Юстиниана с внесением в него «исправлений в духе большего человеколюбия». Он был призван отразить изменения в праве, связанные с развитием феодальных отношений.

Реформаторская нацеленность сборника была  ориентирована в первую очередь на область процессуального права: был провозглашен принцип равенства перед судом вне зависимости от имущественной обеспеченности, было введено жалование судебному персоналу, освобождение от пошлин лиц, участвующих в судебных тяжбах и т.д.

Фактическим приложением к Эклоге стали четыре самостоятельных закона:

  1.  Земледельческий закон (первоначально он представлял частную компиляцию, но позже получил официальное признание). Он напоминал «варварские правды» и регулировал земельные отношения в крестьянской общине.
  2.  Морской закон (в Западной Европе получил название «Родосский морской закон») – в нем были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской торговле. Некоторые положения применялись до XV в.
  3.  Военный закон – свод уголовно правовых норм, относящихся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. (Возможно, в дальнейшем стал основой Уставов многих армий).
  4.  Моисеев закон («Выборка из данного Богом израильтянам через Моисея закона») – он включал в себя морально-религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета (включая и 10 заповедей). Составители рассматривали эти нормы как юридические, применяемые на практике.

Эклога и примыкающие к ней законы составили единый комплекс светского права Византии.

Благодаря краткости и простоте изложения Эклога получила широкое распространение и вне Византии, особенно в славянских странах.

Большую роль в Византии играло церковное право, важнейшими источниками которого были постановления Вселенских соборов и патриарха. Большую популярность получили сборники церковного и светского права, которые именовались Номоканонами. Наибольшую известность получил Номоканон Схоластика (VI в.) и Номоканон VII века, переработанный патриархом Фотием в 883 г. Переводы Номоканонов получили большое распространение на Руси и оказали существенное влияние на развитие древнерусского права.

При императоре Василии I (867-886 гг.) был издан в качестве руководства для судей сборник законодательства – Прохирон. Он содержал нормы гражданского, уголовного и отчасти судебного права, переработанные в соответствии с требованиями времени. Он значительно упрощал юридический язык и был почти свободен от церковного влияния.

Позднее на базе Прохирона была для тех же целей издана Эпанагога («переработанное повторение»), имевшая лучшую систему изложения правового материала. Под этим названием фигурировал сборник, подготовленный в конце IX в. комиссией под руководством константинопольского патриарха Фотия и названный «Исагога» («введение в историю науки»).

Последней официальной попыткой систематизации византийского права были Вазилики (“царские законы”), изданные при императоре Льве Мудром.

Из более поздних законодательных актов Византии наибольшую известность получили Хрисовулы (золотопечатные грамоты), закрепляющие целый ряд феодальных привилегий; “Книга Эпарха” – нормы, определяющие организацию, жизнь и быт византийских торговых и ремесленных корпораций, а также требования к нотариальным чиновникам (например «не допускать при составлении речей непринятых выражений»);

а также “Шестикнижие” («Руководство к законам») Арменопуло –  сборник уголовного и гражданского права, составленный в ХIV веке как частная кодификация, действовавшее на территории Греции, Валахии и Молдовы, а также признанное действующим правом Бесарабии после ее присоединения к России.

Вещное право

Но, несмотря на все последующие изменения, основные институты права, регламентированные в Кодексе Юстиниана, были сохранены.

Сохраняются институты собственности, сервитутов, залога, наследственной аренды. В IX-X вв. появляется условное феодальное владение за военную службу – прония (аналогичное европейскому бенефицию) Первоначально оно давалось на определенный срок, чаще всего пожизненно. Позднее оно переходит в наследственную собственность. Прониар осуществлял на вверенной ему территории судебные и административные функции. Крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить оброк и нести барщину.

Обязательства

Византийское право в целом сохранило римскую характеристику обязательств. Однако с сокращением гражданского оборота и развитием феодальных отношений многие наиболее сложные институты обязательственного права не получили дальнейшего развития.

В византийском праве согласно римской традиции обязательства делились на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Основными видами договоров были договоры купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, товарищества и др. В большинстве случаев сделки заключались в письменной форме. Для договоров займа был установлен максимальный размер процентной ставки – 12% годовых.

Семейное право

В сфере семейно-брачных отношений в Византии господствовали нормы православного церковного права. Для вступления в брак требовалось достижение определенного возраста (15 лет для юношей и 13 лет для девушек), согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и наличия другого брака. В течение жизни в брак можно было вступить трижды (муж – сразу, жена – через год). Развод допускался, но в ограниченных случаях (при совершении уголовного преступления и прелюбодеяния). Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.

Завещание составлялось в письменном виде и подписывалось завещателем и свидетелями. Завещатель должен был быть в твердой памяти и свободно выражать свою волю. Завещания лиц моложе 14 лет, глухонемых, пьяных, находившихся под опекой за расточительство, отрекшихся от христианства не считалось действительным. Дети имели право на обязательную долю в наследстве.

Наследовали по закону родственники по  близости родства. При отсутствии родственников к наследованию призывался переживший супруг.

Уголовное право

Уголовное право Византии носило сословно-классовый характер. За одно и то же преступление были предусмотрены различные виды наказания в зависимости от сословного и имущественного положения.

Лица моложе 7 лет и умалишенные ответственности за преступления не несли.

Не влекли за собой наказания случайные (неумышленные) преступления, совершенные в состоянии аффекта, а также убийство вора или прелюбодея на месте преступления.

Покушение на преступление каралось так же, как и оконченное преступление. В отношении государственных и религиозных преступлений наказывался и умысел. Соучастие во всех формах наказывалось так же, как и само преступление. Рецидив усиливал наказания.

Среди преступлений законодательство выделяет следующие виды:

1) государственные – карались смертной казнью;

2) религиозные: вероотступничество, раскол – карались смертной казнью; святотатство, лжеприсяга, колдовство и прочие – членовредительскими и телесными наказаниями;

3) имущественные преступления: кража, грабеж, разбой, поджог и прочие – карались телесными наказаниями и штрафом или смертной казнью;

4) преступления против нравственности и семьи: многобрачие, прелюбодеяние, изнасилование, кровосмешение и прочие – карались смертной казнью или телесными наказаниями;

5) преступление против личности – убийство – каралось смертной казнью; телесные повреждения, оскорбление, клевета – телесными наказаниями.

По мере развития феодального общества усиливается репрессивный характер уголовного законодательства. В системе наказаний денежные взыскания отступают на второй план, одновременно увеличивается количество преступлений, караемых смертной казнью. Распространены были телесные и членовредительские наказания. В качестве дополнительных наказаний упоминаются пострижение и изгнание. Тюремное заключение в качестве самостоятельного наказания в византийских источниках не упоминалось.

Уголовный процесс

Уголовный процесс в Византии носит инквизиционный характер, в следствии применяется пытка, исключается представительство, как со стороны потерпевшего, так и со стороны обвиняемого. Свидетели по уголовным делам были обязаны явиться по вызову суда. Показаний одного свидетеля было недостаточно. Закон оговаривал круг лиц, не имевших права выступать в качестве свидетелей. Это несовершеннолетние, слабоумные, наемники, слуги, родственники, домочадцы и некоторые другие категории.

Сторона, недовольная решением суда, могла обратиться с апелляцией в вышестоящий суд.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67869. МЕСТО ПРАВА НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 167 KB
  Право на личную неприкосновенность занимает одно из ведущих мест в системе личных конституционных прав и свобод человека. Личные права и свободы составляют первооснову правового статуса человека и гражданина являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют...
67870. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 106 KB
  Принципы регулирования налоговых правоотношений это основополагающие и руководящие идеи ведущие положения определяющие начала правового регулирования налогообложения. Поэтому основные принципы налоговых правоотношений одновременно выступают принципами налогового права.
67871. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА ЯПОНИИ 65.5 KB
  По Конституции обе палаты обладали одинаковыми правами. Однако на практике палата пэров играла большую роль, т.к. она состояла из членов императорской фамилии, титулованной аристократии и финансовой знати. Влиятельность ее была гораздо выше...
67872. ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕСТО В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ ФТС 114.5 KB
  В общем виде систему таможенных органов можно представить как обусловленную функциональной общностью единством целей и задач непосредственное осуществление таможенного дела совокупность таможенных органов. Она объединена функциональным единством органов...
67873. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 134 KB
  Уголовная политика является составной частью социальной политики любого государства. С содержательной стороны она представляет собой такое направление политики которое определяется программой борьбы с преступностью и причинами ее порождающими...
67874. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДВОКАТУРЕ РОССИИ 94 KB
  Адвокаты впервые получили «собственный» федеральный закон, на основе которого создана общероссийская некоммерческая организация — Федеральная палата адвокатов России, объединившая региональные адвокатские палаты; помимо традиционных юридических консультаций и коллегий адвокатов признан...
67875. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К РЕГЛАМЕНТУ ПАЛАТЫ ОБЩИН ПАРЛАМЕНТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ 2.86 MB
  По заказу редакции журнала Право и жизнь был подготовлен юридически точный но неофициальный перевод Регламента палаты Общин Парламента Великобритании. Иными словами Регламент не связан с каждым созывом палаты Парламента как в России а является стабильным несмотря на многочисленные...
67876. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРА ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА 52.5 KB
  В настоящее время правовые основы юридической ответственности кредитных организаций за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика плательщика сбора или налогового агента установлены положениями...
67877. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 29.5 KB
  Финансовое право представляет собой одну из отраслей публичного права и в этом качестве сближается с конституционным и административным правом. Финансовое право отличает от других отраслей публичного права то что отношения составляющие его предмет являются властно имущественными.