74080

Мусульманское право

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Социальные позиции раннего ислама (ограничение ростовщичества, установление милости беднякам, освобождение рабов, честность в торговле) сделали его привлекательным для широких народных масс. Но купеческая и племенная верхушка первоначально восприняла их настороженно, если не враждебно.

Русский

2014-12-26

57 KB

0 чел.

Тема 10. Мусульманское право.

План.

  1.  Возникновение исламского государства.
  2.  Мусульманское право.

I. Арабский халифат

Роль ислама в становлении государства

Особенностью формирования государственности у арабских племен была религиозная окраска этого процесса, связанного со становлением новой религии – ислама («мир с Богом»), провозглашавшего неделимость духовной и светской власти

В VII в. арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, находились на стадии разложения родоплеменного строя, имущественной и социальной дифференциации. Наиболее глубоко процесс разложения родоплеменных отношений наблюдался в Хиджазе (Побережье Красного моря), где жили полуоседлые племена и находились крупные торгово-ремесленные города Мекка и Ясриб (Медина – «город Пророка»). Именно здесь происходит формирование классового общества и зарождение новой идеологии, исключающей племенную рознь.

Возникновение ислама связано с именем Мухаммеда (приблизительно 570-632 гг.). Мухаммед провозгласил необходимость нового порядка,  установление культа единого бога Аллаха, объединения всех арабских племен во главе с Пророком – “посланником бога на земле”.

Социальные позиции раннего ислама (ограничение ростовщичества, установление милости беднякам, освобождение рабов, честность в торговле) сделали его привлекательным для широких народных масс. Но купеческая и племенная верхушка первоначально восприняла их настороженно, если не враждебно. В 622 г. Мухаммед с группой сторонников был даже вынужден бежать из Мекки в Медину (т.н. «хиджра» - основа летоисчисления по мусульманскому календарю). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, была возведена первая мечеть и определен порядок богослужения.

В 20-30 гг. VII в. происходит трансформация мусульманской общины Медины в государственное образование во главе с Мухаммедом, ставшим духовным и военным предводителем и главным судьей. К середине VII века объединение Аравии было в основном завершено. К этому же периоду завершилась консолидация правящей элиты, из среды которой после смерти Мухаммеда происходило избрание “заместителей пророка” – халифов. (Первые четыре халифа – абу Бакр, Омар, Осман и Али – «праведные халифы», признаваемые всеми течениями ислама. Все они относились к его ближайшему окружению – «муджтахидов»(отсюда – совр. «муджахед») - изгнанников, бежавших вместе с пророком в Медину).

В VII-VIII вв. арабские племена завоевали огромные территории Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Испанию. На завоеванных землях возникло новое большое государства – Арабский халифат  (столица – Багдад).

Государственный строй

Своеобразие государственного строя Арабского халифата было обусловлено постулатами ислама о неделимости духовной и светской власти. Глава государства – халиф объединял в своих руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Первоначально халифы избирались, но скоро их власть  стала наследственной (по завещательному распоряжению). Арабское государство приобретает форму централизованной теократической монархии.

При халифе главным советником и главным должностным лицом был визирь, непосредственно руководивший аппаратом управления. Он мог быть с широкой властью и с ограниченными полномочиями.

Центральными органами управления были специальные правительственные канцелярии – диваны:

1) Диван-аль-Джунд, контролировал комплектование и оснащение армии, все списки воинов, учет их жалованья и земельных владений.

2) Диван-аль-Харадж, выполнял функции ведомства финансов, контролировал сбор налогов и других податей.

3) Диван-аль-Берид, почтовое ведомство, занималось строительством и поддержанием дорог, колодцев, караван-сараев; доставкой почты и государственных грузов, а также наблюдением за настроениями населения и чиновников на местах, т.е. исполнял функции тайной полиции.

Территория Халифата была разделена на провинции во главе с военными наместниками – эмирами, которые имели помощников – наибов. Они считались представителями светской власти и не имели права осуществлять правосудие.

Города и селения провинций управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Очень часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин – шейхов.

Судебная власть в Арабском халифате была отделена от администрации. Местные власти не могли вмешиваться в дела судей. Верховным судьей считался халиф. От его имени коллегия авторитетных мусульманских богословов назначала судей (кади). Их полномочия были весьма обширны. Кади разрешали все виды судебных дел, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за тюрьмами, удостоверяли законность землепользования и т.д. Решения кади являлись окончательными, за исключением случаев, когда сам халиф изменял решение.

В конце VIII в. Арабский халифат распадается на ряд независимых эмиратов и султанатов.

II. Мусульманское право

Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право – шариат (“праведный путь” – от «пророка-законодателя» Мухаммеда – «шариа»), по мере расширения границ государства расширялось и действие мусульманского права.

Мусульманское право изначально формировалось как важнейшая часть религии, носило конфессиональный характер. Его важнейшей особенностью было то, что шариат регулировал не отдельные сферы общественной и церковной жизни, а выступал как все охватывающая нормативная система, имевшая относительно цельный характер. Единственный бог – Аллах обеспечивал единый и универсальный правовой порядок. В силу этого правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев.

Источники права

Основными источниками мусульманского права являются:

- Коран – главная священная книга мусульман, включает 114 глав (сур), поделенных на 6219 стихов (айятов). Однако лишь 500 из них содержат предписания правил поведения мусульман, причем только 80 из них можно рассматривать как собственно юридические. Но именно общее содержание Корана определяет общее направление шариата. Так, в самом Коране отмечено «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».

- Сунна («тропа, по которой ходит пророк») – сборник преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержит предписания семейно-наследственного и судебного права. Шииты признают только те хадисы, которые принадлежат «праведным халифам».

- Иджма  «общее согласие мусульманской общины» – решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в Коране и Сунне. Они освещены авторитетом Мухаммеда, который сказал: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает». Такой способ правотворчества получил название «иджтихад»(усердие, настойчивость).

- Фетва – письменное заключение отдельных религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

- Кияс – решение правовых дел по аналогии. (Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Суне и иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Это давало возможность быстро адаптировать законы к меняющимся условиям, но в то же время давало возможность произвола для судей).

- Урф (обычное право арабов) и адаты (обычное право неарабских исламизированных народов) –  не противоречившее принципам и нормам ислама.

С развитием государства повышалась и роль законов и указов халифа (канунов и фирманов) как источников права.

Особенностью мусульманского права является то, что в нем действуют четыре школы (мазхаб), которые среди которых достаточно много расхождений: «маликиты» (от  Малик ибн Анас), «ханифиты» (от абу Ханиф), «шафииты» (от Мухаммед ибн Идрис Шафия) и «ханбалиты» (от Ахмед ибн Ханбал).

 

Вещное право

По мусульманскому праву собственность имеет три признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным ее владельцем является собственник; 2) абсолютность в распоряжении собственностью, состоящей в неограниченном праве пользования вещью; 3) постоянство права собственности. Поэтому в мусульманском праве не существовало права давности на собственность.

Мусульманское право выделяло особую категорию вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина. Это – «чистые вещи» - воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п., и так называемые “нечистые вещи” – вино, свинина, книги, противоречащие исламу. Шариат знал деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые. Особое внимание уделялось классификации земельных прав, среди которых выделяли:

- Хиджаз – земли, на которых, по преданию, жил пророк Мухаммед. Эти земли имели особый правовой статус, здесь могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться.

- Мульк – категория земель, находившихся в частной собственности. Собственник мулька, оставивший свою веру, терял  право на него.

- Икта – условное земельное держание, выделяемое за службу (родственное бенефицию).

- Вакф (вакуф) – земли, принадлежащие религиозным учреждениям (мечетям, медресе), переданные собственником религиозным или благотворительным организациям. Лицо, установившее вакф, теряло право собственности, но сохраняло право управления имуществом и на часть доходов от него.

Шариат выделял следующие способы приобретения права собственности на имущество: наследование, договор, находка вещи. Имущество, захваченное как военная добыча, делилась на 3 части. 1/3 переходила в собственность добытчика, 1/3 – государству, 1/3 – церкви (мечетям и т.п.).

Обязательства

Обязательства в Арабском халифате делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Специфической формой  одностороннего обязательства являлся «обет».

Договор рассматривался как результат взаимного соглашения сторон. Обязательной формы договора не было. Он мог быть заключен как устно, так и письменно. При этом обязанность соблюдать заключенные договоры Кораном рассматривалась как священная. Однако договоры, заключенные в отношении вещей, изъятых из оборота, “нечистых” или с безнравственными целями, считались недействительными.

Наибольшее распространение получили договоры купли-продажи, хранения, найма имущества, займа, союза и товарищества.

Купля-продажа допускалась лишь в отношении реально существующих вещей. При обнаружении у вещи скрытых недостатков договор мог быть расторгнут. Особенностью мусульманского права являлось положение, что риск случайной гибели вещи лежит на продавце. На договор займа большое влияние оказывали запрет обращать должника в рабство и осуждение шариатом ростовщичества. Широкое распространение караванной торговли, а также оросительного земледелия обусловили распространение договоров товарищества.

Семейное и наследственное право

Мусульманская религия рассматривает безбрачие как нежелательное состояние, а сам брак – как священную обязанность мусульманина. Брак заключался в форме договора. Формально для его заключения необходимо согласие всех, в том числе жениха и невесты, но считалось, что волю детей могут выразить родители, а на практике воля невесты часто не учитывалась. Необходимым условием брака была уплата женихом выкупа за невесту. Браки с иноверцами, отступниками от ислама не допускались. Однако мусульманин мог взять в жены женщину другой религии, поскольку предполагалось, что он обратит ее в свою веру.

Коран позволял мужчине иметь четырех жен, а также наложниц из числа рабынь. Но муж должен был предоставить каждой имущество, одежду, жилище соответственно своему социальному статусу. Это могли позволить себе лишь состоятельные люди.

Брак носил патриархальный характер, строился на господстве мужчины. Он управлял имуществом семьи, нес расходы по дому. Ему разрешалось применять к жене телесные наказания – «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте, и покидайте их на ложах, и ударяйте их».

Шариат допускал расторжение брака, причем количество разводов и последующих браков не регламентировалось. Развод для мужчины был свободен (без объяснения причин, при помощи простого произнесения ритуальных фраз – «ты отлучена» либо «соединись с родом»); жена же могла требовать развода только через суд и по исчерпывающему перечню оснований: жестокое обращение, невыделение средств на ее содержание, неисполнение супружеских обязанностей.

В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество (алименты на 4 месяца, но если он хотел возобновить супружеские отношения, то развод анулировался). После развода женщина оставалась на 3 месяца в доме бывшего мужа, чтобы определить, не беременна ли она, т.к. ребенок должен был остаться в доме отца.

Наследование могло осуществляться как по закону, так и по завещанию. Завещание не  могло составляться  в пользу законных наследников, затрагивать более 1/3 имущества, при наследовании по закону женщины получали долю вдвое меньшую, чем мужчины. Особенностью мусульманского права было то, что обязательства не передавались по наследству (т.е. только то имущество, которое остается после уплаты всех долгов умершего).  Из имущества умершего выделялась доля на его погребение, затем уплачивались долги, а затем наследники вступали в свои права. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, своими действиями вызвавшие смерть наследодателя (даже неумышленно).

Уголовное право и судебный процесс

Мусульманское право, хотя и определяется “божественным откровением”, исходит из деятельности людей, не исключает возможности человека самому выбирать направление своей жизни. Соответственно, отказ от надлежащего поведения рассматривался не только как юридическое нарушение, но и религиозный грех, влекущий возмездие.

Отсюда мусульманское право действия каждого лица определяло как:

1) строго обязательные;

2) желательные;

3) разрешаемые;

4) нежелательные, но ненаказуемые;

5) запрещенные и строго наказуемые.

Главные ценности, на которые была направлена защита ислама: религия, жизнь, разум, продолжение потомства, собственность. И в зависимости от посягательства на них все преступления делились на три группы.

1. Преступления против основ религии и государства, за которые следуют строго определенные наказания – хадд. Они трактовались как посягательство на “права Аллаха” и не подлежали прощению. Сюда относились отступничество от ислама, бунт, сопротивление государственным властям, кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние и ложное обвинение в нем.

2. Преступление против отдельных лиц, за которые назначены определенные наказания – кисас. Это убийства (умышленное и неумышленное), телесные повреждения. Для определения наказания здесь использовался принцип талиона. Однако кровную месть можно было заменить выкупом, если родственники убитого прощали виновного («дийа» - стоимость 100 верблюдов и 12 тыс. диргемов деньгами). За убийство женщины – выкуп в половинном размере, иноверца – 1/3.

3. Правонарушения, наказания за которые строго не установлены и меру наказания (тазир) избирал суд. Например: оскорбления, хулиганство, обмеривание, обвешивание, азартные игры и т.п. (40 ударов плетьми за употребление вина).

В качестве наказаний, которые носили устрашающий характер,  применялись смертная казнь, телесные и членовредительские наказания, тюремное заключение, штрафы и конфискации, позорящие наказания (бритье бороды, лишение права носить чалму и т.д.), ссылка и высылка из страны.

Судебный процесс носил обвинительный характер. Дело начиналось по заявлению потерпевшего. Процессуальных различий по уголовным и гражданским делам не было. Суд обычно проходил публично, могли присутствовать все желающие. Судопроизводство носило устный характер, хотя судебные решения письменно фиксировались. Основными доказательствами были признания, показания свидетелей, клятвы. Суд носил непрерывный характер, решение должно было быть принято на одном заседании и не могло быть перенесено на следующий день. Судья (кади) не занимался сбором доказательств, а лишь оценивал представленные. Достаточными свидетельствами были показания двух свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинчатое доказательство. Обжалование приговора не применялось, однако судья мог изменить решение, если становились известными какие-либо новые обстоятельства дела.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71519. Разработка и отладка алгоритмов и программ с использованием указателей 313.5 KB
  Цель работы: Получить практические навыки в разработке алгоритмов и написании программ на языке С с использованием указателей. Оборудование: IBM – совместимый компьютер, система программирования BC3.1, MVC++ 6.00.
71520. Разработка и отладка алгоритмов и программ обработки массивов 233.01 KB
  Цель работы: Получить практические навыки в разработке алгоритмов и написании программ на языке С, обрабатывающих массивы. Оборудование: IBM – совместимый компьютер, система программирования BC3.1, MVC++ 6.00. Вариант 4 Дано натуральное число N. Сколько цифр в числе N?
71521. Мультимедиа технологии 147.51 KB
  Задан речевой сигнал (каждый отсчет представлен 16 битовым целым числом). Файл NAT.WAV Разделить сигнал на кадры по 240 отсчетов каждый. Кадр 77 из 179 Текущий кадр -1528 -2817 -3071 -2677 -2428 -2435 -2394 -1941 -966 316 1457 1962 1757 1220 392 -93 4 -74 -302 -943...
71522. Детали машин и основы конструирования (Курс лекций) 4.19 MB
  Курс лекций нацелен на формирование базовых знаний, необходимых для успешного последующего изучения машин, их конструкции и рабочих процессов, происходящих в них при обычных и экстремальных условиях. В свою очередь, Курс лекций базируется на знаниях, полученных при изучении естественнонаучных...
71523. Хозяйственное и трудовое право 669 KB
  Одним из основных условий успешного построения гражданского общества с рыночной экономикой является наличие у руководителей и специалистов глубоких знаний в области хозяйственного и трудового права и умение использовать их в хозяйственной практике..
71524. Лекции по курсу Истории Отечества 313 KB
  Угрофинские, финские, прибалтийские и балтийские народы, чуваши жили на территории современной России. Через территорию России проходили скифы, авары, унгры, булгары, хазары, сарматы. Были и остготы, создавшие первые государственные образования. Прародиной славян считается часть Польши...
71525. История науки и техники 140 KB
  Афины стали главным ремесленным центром Средиземноморья однако у греческих предпринимателей не хватало рабочей силы – тогда они стали покупать рабов. В греческих судах каждый должен был защищать себя сам; на этих процессах истцы и ответчики изощрялись в ораторском искусстве...
71527. АНАЛИЗ КАПИТАЛА ХОЗЯЙСТВУБЩЕГО СУБЪЕКТА 312.5 KB
  Учетный аспект анализа собственного капитала предполагает оценку первоначального вложения капитала и его последующих изменений связанных с дополнительными вложениями полученной чистой прибылью накопленной с момента функционирования предприятия и другими причинами вследствие которых...