74082

Государство и право Англии

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Накануне революции английское общество было расколото на два основных лагеря. Сторонники короля (роялисты) – представители “старого”, феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и выступали за сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. Противники абсолютизма (новое дворянство - “джентри” и буржуазия)

Русский

2014-12-26

100 KB

0 чел.

Тема 15. «Государство и право АНГЛИи.

План.

  1.  Основные изменения в государственно-правовом устройстве Англии в послереволюционный период в Новое время.
  2.  Право Англии в Новое время.

I. Буржуазная революция в Англии в XVII в.

 Английская революция XVII в. была последней из ранних буржуазных революций, происходивших под “религиозным знаменем”. Ее идеологическую платформу составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановление “старинных обычаев и вольностей”, характерные для социальных движений средневековья. Вместе с тем в ней впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций Нового времени.

Накануне революции английское общество было расколото на два основных лагеря. Сторонники короля (роялисты) – представители “старого”, феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и выступали за сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. Противники абсолютизма (новое дворянство - “джентри” и буржуазия) выступали за буржуазные преобразования под знаменем “очищения” англиканской церкви, завершения реформации и создания новой церкви, независимой от королевской власти. Отсюда обобщающее название оппозиции - “пуритане» (от англ. «чистый»). Религиозная оболочка  требований буржуазии, многие из которых имели чисто светский характер, во многом объяснялась особой ролью англиканской церкви в защите основ абсолютизма.

Конфликт, зревший в недрах английского общества, начал перерастать в открытое противостояние после подачи в 1628 г. королю Карлу I парламентом “Петиции о правах”, в которой был сформулирован ряд буржуазное требований:

1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну “без общего согласия, закрепленного актом парламента”;

2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги;

3) армия не размещалась на постой в дома жителей;

4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти “противно законам и вольностям страны”.

Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции – о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос – о неприкосновенности частной собственности.

Поскольку петиция апеллировала к старинной “Хартии вольностей” и королевским статутам, Карл I был вынужден утвердить “Петицию о правах” как закон.

Но в ответ в 1629 г. он распускает парламент и вплоть до 1640 г. в Англии сохраняется состояние так называемого “беспарламентского правления” («годы бездумья»). Однако в условиях начавшейся войны с Шотландией он был вынужден вновь обратиться к парламенту. Но парламент отказался предоставить субсидии для войны и приступил к рассмотрению политики короля. Встретив сопротивление, король распустил парламент, не проработавший и месяца (отсюда название «короткий парламент»). С этого момента принято начинать хронологию английской революции.

В ноябре 1640 г. Карл I был вынужден вновь созвать парламент, получившийм название Долгого (1640-1653), который в течение 1640-1641 гг. добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов.

 Прежде всего, по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I – граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц.

Далее, согласно Трехгодичному акту от 16 февраля 1641 г., парламент должен был созываться, по крайней мере, один раз каждые три года, а при несогласии короля сделать это, он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Это было дополнено законом, запрещавшим прерывать, откладывать заседания и распускать парламент, иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению.

В июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полномочия королевского Тайного совета в области судопроизводства и предусмотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии.

Ряд актов, принятых летом 1641 г., провозгласил неприкосновенность имущества поданных и лишал короля права произвольно налагать пошлины и налоги..

Программным документом революции стала Великая Ремонстрация (204 пункта), (1 декабря 1641 г.). Она содержала, в частности, требования лишить епископов права заседать в парламенте и чрезмерных полномочий, назначение только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу – сферу исполнительной власти. Он отказался утвердить Великую Ремонстрацию, что привело к гражданской войне.

Во время войны Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой территории, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. Ордонанс о новой модели 1643 г.,  был направлен на образование постоянной армии, содержавшейся за счет государства. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу,  нанесшей ряд поражений армии короля.

В период гражданской войны Долгим парламентом был проведен и ряд других важных преобразований, которые свидетельствовали об углублении революции. В 1643 г. был упразднен епископат и введено пресвитерианское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были пущены в продажу, в результате чего значительная часть земельной собственности перешла в руки буржуазии и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призван акт 1646 г. об отмене системы феодальных рыцарских держаний и превративший фактически в частную собственность владельцев.

В декабре 1648 г., политическая власть перешла в руки индепендентов. Король Карл I был схвачен и казнен(31 января 1649 г.).

 Изменение в государственном строе

Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 г. («Акт об объявлении Англии свободным государством»). Верховной властью в государстве объявлялись “Представители Народа в Парламенте”. Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем.

В конце 1653 г. был введен  акт, названный “Орудием управления”. Согласно ст. 1 акта высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалась в лице лорда-протектора (О.Кромвеля) и народа, представленного в парламенте.

Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору – О.Кромвелю (пожизненно) и Государственному совету. Парламент был однопалатным. Для участия в выборах был установлен довольно высокий имущественный ценз (200 ф.с. – в 100 раз больше, чем до революции). Но вскоре в Англии оформляется личная диктатура Кромвеля, создавшая предпосылки восстановления монархии.

Реставрация монархии

Поскольку главным противником буржуазии и джентри стали теперь народные массы, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией.

В 1659 г. произошла реставрация власти династии Стюартов – Карл II.

В так называемой Бредской декларации 1660 г. Карл II обещал, что завоевания революции будут сохранены за дворянами и буржуазией. Однако новая расстановка сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Революционные организации были ликвидированы, восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (кроме Звездной палаты и Высокой комиссии).

Политический режим Карла II и его преемника Якова II, а также симпатии  к католицизму вызвали широкое недовольство в стране.

Значительным  успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие «Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиций, но приобрел более общее значение.

Суть его сводится к следующему: любой человек, задержанный за “уголовное или считаемое уголовным” деяние имел право лично  или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать “habeas corpus”. Получив приказ “habeas corpus”, шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок (три дня, или чуть больше) доставить заключенного в суд и указать истинные причины ареста. Судье предписывалось либо освободить арестованного полностью, либо под денежный залог и поручительство явиться в суд в рассмотрения дела. Исключение составляли  государственная  измена или тяжкое уголовное преступление.

Лицо, освобожденное по приказу “habeas corpus”, нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной камеры в другую или содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний – высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности (500 фунтов для судьи, 100 фунтов для тюремщика).

Акт 1679 г. наряду с Великой хартией вольностей приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. В то же время следует отметить и определенные недостатки этого закона.

Во-первых, существенно ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжком уголовном преступлении или соучастии в них.

Во-вторых, для освобождения на поруки до суда требовался значительный денежный залог, который мог внести только состоятельный человек.

В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.

Антибуржуазная политика Стюартов привела к дворцовому перевороту 1688 г. – «Славная революция», которая, по существу, завершила оформление компромисса между буржуазией земельной аристократией. Важнейшим политическим результатом переворота стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билль о правах 1689 г. и в Акт об устроении 1701 г.

Билль о правах (иногда его называют Декларацией прав) 1689 г. закрепил верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Билль запрещал:

1) приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента;

2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента.

 Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения поданных с петициями к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем в 7 лет. Король же сохранил право «абсолютного вето».

Акт об устроении 1701 г., именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок наследования и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. (Правило действует и сейчас). Назначаемые судьи,   оставались на своих постах “пока ведут себя хорошо” и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Запрещалось совмещение членства в парламенте с  должностью королевского министра.Все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих  министров (контрасигнатура). Здесь был заложен принцип ответственности, правда, пока только перед королем. (Исходя из принципа «Король не может быть неправ!»). Важным установлением было лишение короля прав помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.

Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, принцип несменяемости судей. Вместе с тем, законодательство начала XVIII в. не решило вопроса об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Ни король, ни правительство, ни кабинет, такой  ответственности не несли.

Принятые четыре важнейших конституционных акта – Хабеас корпус, Билль о правах, Трехгодичный акт (1694), Акт об устроении составили писаную часть английской конституции.

II. Эволюция конституционной монархии

Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в., заложившими основы т.н. Вестминстерской модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти – становление “ответственного правительства”.  Особенностью этих изменений стало то, что они не были оформлены конституционными актами, а сложились в процессе политической практики – т.н. «конституционные соглашения», которые стали основой британской “неписаной” конституции.

Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно терял значение как глава исполнительной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, возникли в  XVIII в. Король Георг I (1714-1727),(немец, не знавший английского языка), перестал являться на заседания кабинета. Это способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках “первого министра”. Кабинет стал действовать от имени “его величества”, но практически самостоятельно (до сих пор рекомендуется монарху не посещать заседания кабинета). Положение монарха было определено формулой -  “король царствует, но не правит”. Фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении, и являются “резервом” на случай чрезвычайной ситуации.

Параллельно  в руках кабинета возник вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705-1707 гг. о должностях, которые открыли министрам возможности избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708-1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной основе. В конце XVIII в. устанавливаются два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо  полностью уходил в отставку (солидарная ответственность) (впервые в 1782), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы (впервые в 1784). Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета.

Таким образом, в течение XVIII в. сформировались такие черты будущей системы парламентаризма, как партийное правление и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и  палаты лордов оставалась весьма значительной.

 Избирательные реформы

На рубеже XVIII-XIX вв. в Англии все большее значение в обществе начинают играть промышленная буржуазия и пролетариат. Однако избирательная система оставалась неизменной с периода феодализма, закрепляя господство в палате общин земельной аристократии и связанной с ней финансовой буржуазии. Так, из 658 депутатов мелкие города и деревни, а также «гнилые местечки» выбирали 467 депутатов (фактически 424 из них назначались местными лендлордами, или продавались – цена 2 тыс. ф.ст.).(Лондон – 500 тыс. – имел 4 места, а «гнилые местечки»  (4-5 жителей - 1).

Под давлением народных выступлений в течение XIX в. в Англии была проведена серия реформ избирательной системы -1832, 1867, 1884-85 гг. В результате избирательный корпус увеличился до 5,5 млн.человек, значительно снижен, а для некоторых категорий отменен имущественный ценз, снижен возрастной ценз (до 21 года), ликвидированы «гнилые местечки» и образованы округа по 50-54 тыс. Вместе с тем сохранялся “двойной вотум” – право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

В 70-80-х гг. была также принята  серия избирательных законов, в том числе о введении тайного голосования (1872), о наказании за подкуп избирателей (1883).

Существенными результатами избирательных реформ стали организационная перестройка и оформление ведущих политических партий Англии. Партии стали теперь называться Либеральной (виги) и Консервативной (тори).

В 1906 г. на базе Комитета народного представительства, включающего тред-юнионы (профсоюзы – легализированы в 1871 г.), Социал-демократическую федерацию, Фабианское общество и ряд других организаций, была создана “трудовая” (лейбористская партия).

Парламент и реформы 1911 г.

 В конце XIX – начале ХХ в. английский парламент превращается в орудие правительства, располагавшего большинством в палате общин. Организационная структура и партийная дисциплина предопределили подчинение депутатов  партии своему лидеру.

Умалению роли парламента способствовало также ограничение свободы прений. Билль о правилах прекращения прений (1882 г.) давал возможность правительству (через спикера парламента) в любое время поставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. (Технологии: «предварительный вопрос» - требование принять законопроект без прений, «гильотина»- обязательство поставить законопроект на голосование в определенный день и час, «кенгуру-гильотина» - отводить любые поправки как «несущественные»). Таким образом, правительство, располагая большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы и право прекращения прений, фактически подчиняло своим интересам деятельность законодательного органа.

В 1911 г. был принят Акт о парламенте, ограничивший полномочия палаты лордов. Согласно ему, финансовые законопроекты фактически могли проходить без одобрения палаты лордов. В отношении  нефинансовых биллей, то чисто процедурные правила (двухлетний перерыв между чтениями) позволял палате лордов возможность саботировать их принятие. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

Реформа местного управления и суда.

 Реформы местного управления, проведенные в Англии в 1835  и 1888 гг. изменили управление в городах и графствах. Наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Были созданы однотипные представительные органы – советы, которым были переданы административные полномочия мировых судей. Управление на уровне приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать внецерковные дела. Для их решения  создавались собрания, избираемые приходскими советами. Созданная система органов самоуправления отличалась значительной самостоятельностью и отсутствием “административной опеки” со стороны центральной власти.

В конце ХIХ в. была проведена важная реформа судебной системы. Серией актов 1873-1876 гг. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было упразднено разделение  судов Англии на суды “общего права” и суды “справедливости”. Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских “ветвей” прецедентного права. Созданный Верховный суд состоял из двух подразделений: Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения, и Апелляционного суда по гражданским делам.

Британская колониальная империя

К середине XIX в. Англия стала крупнейшей колониальной империей, включавшей в себя владения во всех частях света. Была создана  гибкая система управления, позволявшая действовать по принципу “разделяй и властвуй”.

Начиная с XVIII в. сложилось общее деление всех колоний на “завоеванные” и “переселенческие”, применительно к которым постепенно выработалось два вида управления. Завоеванные колонии, как правило, с “цветным” населением, не обладали политической автономией и управлялись от имени короны  британским правительством – в лице генерал-губернатора. Создаваемые “представительные органы” играли роль совещательного органа.

Другой тип управления сложился в колониях, где значительную часть населения составляли белые переселенцы (североамериканские колонии, Австралия, Новая Зеландия, Капская земля). Важнейшие уступки переселенческим колониям были сделаны во второй половине XIX – начале ХХ в., когда они одна за другой добились расширения самоуправления и получили в результате особый статус доминионов – Канада (1867), Австралия (1901), Новая Зеландия (1907), Южно-Африканский Союз (1909).

Но и после образования доминионов их внешняя политика и “вопросы обороны” оставались в компетенции британского правительства. Начиная с конца ХIХ в. одной из форм взаимоотношений с доминионами стали так называемые колониальные (имперские) конференции, которые с 1907 г. Стали проводиться под председательством премьер-министра Великобритании с участием премьер-министров доминионов.

II. Право Англии

Одной из специфических черт английской революции было то, что буржуазия выступала не против старого права в целом, а лишь против определенных аспектов законодательной и судебной политики короля. Правовая система Англии подвергалась изменениям лишь в той степени, в какой это требовали интересы новых правящих слоев. Это определило длительное сохранение старых архаичных правовых форм, за которыми стояло уже вполне буржуазное право.

Источники права

Основными источниками права Англии и после революции оставались традиционные конструкции “общего права” и “права справедливости”, основанные на прецеденте, а также закон, составляющий основу статутного права, значение которого неизменно возрастало. В начале XIX в. с целью упорядочения законодательства была проведена частичная реформа уголовного права, которая объединила (консолидировала) в 4 закона 300 старых запутанных статутов. Особенно широко консолидация законов стала применяться в конце XIX – начале XX в., однако и консолидированные акты были непомерно громоздки, имели много противоречий.

Новые требования, возникшие  в процессе развития буржуазного общества, стали причиной проведения специальных кодификационных работ, но лишь по отдельным институтам права. Так была принята серия так называемых кодифицированных актов: Акт о товариществах 1890 г., Акт о продаже товаров 1893 г., Акт о лжесвидетельстве 1911 г. и др. Но в целом английское право осталось некодифицированным. Официальные публикации сборников статутов Англии, осуществленные в начале XIX в. (“Статуты королевства” в 9 томах, включавшие законы с XIII в. по 1711 г.), а также в 70-х гг. XIX в. (“Пересмотренные статуты”), представляли собой хронологические издания и не привели к систематизации английского права.

Доктрина судебного прецедента

Для судебного права Англии, которое и в послереволюционный период сохранило ведущую роль во всей правовой системе, по-прежнему характерно было сочетание судебного правотворчества , обеспечивающего гибкость и развитие права, с судебным прецедентом, придающим ему необходимую стабильность. Для “общего права” в XVIII в. были свойственны отход от жесткого принципа прецедента и выработка (особенно при судье Мансфильде) целого ряда новых, более современных судебных доктрин.

Иначе развивалось “право справедливости”. С конца XVII в. (особенно со времени лорд-канцлера Ноттингема) оно стало в большей степени ориентироваться на принцип законности, опираться на предшествующие прецеденты. С  XVIII в. “право справедливости” продолжало развиваться за счет более активного внедрения в него новых, буржуазных судебных доктрин.

К последней четверти XIX в. окончательно завершился процесс формирования правовой системы на буржуазной основе. Важную роль в этом сыграла судебная реформа 1873-1875 гг., приведшая к объединению общей системы Королевских судов с судом лорд-канцлера в единый Высокий суд, который мог в равной мере применять нормы как “общего права”, так и “права справедливости”.

Развитие гражданского права

Экономические отношения в Англии регулировались традиционными конструкциями “общего права” и “права справедливости”, а также с помощью новых законов парламента.

Даже в XIX в. важнейший его институт – право собственности – знал еще средневековое деление на “реальную” (real property) и “личную” (personal property) собственность.

Реальными исками защищались земля, родовые недвижимости и титулы, т.е.  те виды имущественных прав, в  защите которых были заинтересованы землевладельцы – лендлорды. Даже в XIX в. при распоряжении реальной собственностью действовали еще феодальные принципы: право майората, препятствовавшее дроблению родовых имуществ; исключение женщин из числа наследников.

Личная собственность, к которой помимо чисто вещных прав относились т. н. права на иски (авторское право), защищалась судами с помощью более гибких и удобных для капиталистического оборота средств. Законодательные нововведения (в 1832 и 1845 гг.), направленные на упрощение процедуры отчуждения недвижимости, привели к постепенному ослаблению граней между “реальными” и “личными” исками, а также к изменению положения арендаторов (законы 1875 и 1883 гг.) и копигольдеров. В 1882 г. закон предоставил держателям земли в случаях пожизненной аренды право свободного распоряжения землей.

В XVII-XIX вв. в Англии широкое распространение получила доверительная собственность (траст), известная еще феодальному праву, но ставшая со временем гибкой формой защиты различных собственнических интересов. Институт траста оказался чрезвычайно удобным в конце XIX - начале XX в. для организации инвестиционных банков.

Наиболее значительные изменения в XVII-XIX вв. произошли в статусе торговых товариществ (компаний).  Скандальные спекуляции на лондонской бирже заставили английский парламент еще в начале XVIII в. издать специальный акт о компаниях («Акт о “мыльных пузырях”»), в соответствии с которым образование акционерных компаний без специального государственного разрешения не допускалось. В  связи с этим, в  бизнесе Англии до начала XIX в. преобладали торговые товарищества, создававшиеся на паях, но с неограниченной ответственностью участников. В 1825 г. этот акт был отменен, но разрешительный порядок образования компаний по-прежнему сохранялся. Однако развивающийся капитализм требовал создания для них более благоприятных условий, более четкого законодательного решения вопроса. Именно эта потребность и вызвала к жизни в 1844-1867 гг. целую серию законов о компаниях.

Эти законы рассматривали торговые товарищества, выпускающие ценные бумаги, как самостоятельные (юридические) лица, не совпадающие с самими учредителями и акционерами. В гражданском обороте директор компании выступал от имени компании как таковой, а не от совокупности ее участников. Для учреждения новой компании по законам требовались не менее семи учредителей, выпуск именных акций, разработка устава, но для этого не нужно уже было получать предварительное правительственное разрешение. Предусматривалась лишь простая регистрация основных учредительных документов (так называемый явочно-административный порядок.).

Законодательство 1844-1867 гг. способствовало концентрации  капитала, позволило организаторам компаний играть на  курсе акций, присваивать себе средства разорившихся держателей ценных бумаг. Попытки  парламента сдержать эти процессы (закон 1879 г.) значительного успеха не имели.

Усиление значения акционерных  компаний в английской экономике в начале XX в. вызвали к жизни новый закон о компаниях   (1908 г.), который носил характер консолидированного и объединил все предшествующее законодательство по данному вопросу. В этом акте было закреплено деление компаний на т. н. “публичные” и “частные”.

 Публичные компании получили право беспредельно расширять свои капиталы и круг своих участников за счет продажи паев и тем самым участвовать в ее деятельности и получении прибылей (дивидендов). Такая организация компании послужила базой трансформации  частной собственности в общественную.

Частные компании были ограничены максимумом в 50 участников и не могли продавать постороннем лицам акции (паи) и другие ценные бумаги, но в отличие от публичных компаний  не были обязаны публиковать свои балансы. (Число пайщиков могло состоять и из одного человека – отсюда специфическое институт – «компания одного лица»).

Английское право не знало общего понятия обязательства, а знало лишь отдельные виды, главными из которых были договор и деликт. Судебная практика закрепила общепризнанные принципы договора (равенство договора, признание за ним “свободы воли и выбора”, незыблемость исполнения обязательств), хотя сохраняются и некоторые феодальные. Архаичные нормы были характерны и для деликтных требований. Для английского права было характерно наличие случаев, где возмещение строилось на принципе “строгой ответственности” без учета субъективной вины.

Семейное и наследственное право

Семейное право длительный период находилось под воздействием канонического права. Но с 1836 г. наряду с церковным стал признаваться и гражданский брак. С 1857 г. стал признаваться развод.  Отношения супругов строились на принципе главенства мужа. Ему принадлежало право “надзора” за женой и даже право “умеренного наказания”, право распоряжения имуществом. Только в 1882 г. замужние женщины получили возможность распоряжаться своей собственностью в имущественном обороте.

Характерной особенностью наследственного права является полная свобода завещаний - всякий дееспособный, старше 21 года, мог завещать свое имущество кому угодно, и ближайшее родственники не имели права на обязательную долю в наследстве. При наследовании по закону ближайшая степень родства исключала последующие. При наследовании земельной собственности сохранялось право майората.

Своеобразным был и механизм передачи наследства. Первоначально наследство передавалось под контроль посредствующему лицу. Им обычно был председатель местного суда, который назначал своего “личного представителя” для “администрирования наследства”. Последний уже распределял наследственные права между наследниками.

Уголовное право и процесс

Английская буржуазная революция не привела к существенным изменениям уголовного права. Сохранялась сложившаяся еще в эпоху средневековья трехчленная структура: тризн, фелония, мисдиминор. Эта традиционная схема лишь пополнилась в XVIII в. новыми видами преступлений. Особенно выросло число деяний, квалифицируемых как фелония и наказуемых смертной казнью. Так, если к началу революции (в 1630 г.) в Англии было около 50 видов преступлений, каравшихся смертной казнью, то к началу XIX в. к ним добавилось еще около 150. .

В развитии английского уголовного права в XVIII в. особенно ясно проступает стремление буржуазии закрепить неприкосновенность частной собственности - смертная казнь устанавливается за малейшие преступления против собственности (за порубку садовых деревьев, за поджог посевов,  за попытку  вымогательства, за мелкую кражу денег (свыше одного шиллинга) и т.д.).

В XVIII в. в Англии не только сохранились жестокие средневековые меры наказания, но и вводились новые способы устрашения публики и самого наказуемого. В 1752 г. был принят акт, в котором говорилось, что “смертная казнь должна быть дополнена дальнейшими ужасами и особыми знаками бесчестия”. Широко применялись и такие наказания, как выставление у позорного столба, бичевание кнутом, конфискация имущества, штрафы и т.д.

Либерализация карательной политики осуществлялась лишь в той мере, в какой это было необходимо для  буржуазии, стремившейся защитить себя от короля и правительства.

Характерно, что эти изменения коснулись, прежде всего “Habeas corpus Act” 1679 г., а также отдельных уголовно-правовых и процессуальных норм Билля о правах 1689 г. и Акта об устроении 1701 г.

Теми же стремлениями был вызван к жизни и закон 1696 г. о рассмотрении дел об измене. Согласно ему копия обвинительного заключения должна была вручаться обвиняемому, по крайней мере, за 5 дней до суда. Обвиняемый получил право на свидание с адвокатом, мог настаивать на вызове новых свидетелей, но не уведомлялся  о свидетелях, дающих показания против него.

Борьба буржуазии за упрочение политических свобод в сфере уголовного права и процесса в XVIII в. проявлялась также в делах о так называемой мятежной клевете. Такие обвинения власти неоднократно выдвигали против авторов и издателей публикаций,  критикующих существующие порядки. В 1792 г. парламент издал специальный акт,  предоставивший присяжным полную свободу решать вопрос не только о публикации “клеветнического” произведения, но и о виновности или невиновности обвиняемых.

В начале XIX в. уголовное право подвергается все более острой критике. Абсурдная свирепость английских законов (в 1810 г. применялось четвертование, колесование, извлечение внутренностей из живого тела; в 1873 г. смертной казни подвергали тех, кого видели в течение месяца в обществе цыган) приводила к тому, что присяжные часто оправдывали даже виновных в преступлении  только потому, что их ожидало непомерно тяжелое наказание. Поэтому английский парламент проводит в начале XIX в. серию законов, рассчитанных на то, чтобы путем смягчения наказаний укрепить существующий правопорядок. В 1816 г. – было отменено выставление у позорного столба, 1817 г. - публичное сечение женщин, в в 1823 – 1827 гг. правительство Р. Пиля  резко сократило применение смертной казни,  (1826 – по 1861 г. число преступлений, караемых смертной казнью, снизилось с 200 до 4).  По акту 1848 г. даже в случае “ведения войны против короля в его королевстве” назначалась не смертная казнь, а пожизненное заключение.

Законом 1870 г. отменялась конфискация имущества преступника, осужденного за фелонию. После 1870 г. в Англии сложилось положение, когда разница в наказаниях за фелонию и мисдиминор фактически исчезла, причем к числу последних относились в ряде случаев более значительные преступления.

В XIX в. произошла  дальнейшая демократизация процедуры рассмотрения уголовных дел. В 1836 г. был принят акт, предусматривавший право обвиняемого, заключенного в тюрьме, пользоваться услугами адвоката и требовать ознакомления с материалами дела. Естественно, такое право стало привилегией, прежде всего богатых людей, но сам по себе закон расширял возможности защиты обвиняемого в судебном процессе. Законом 1898 г. обвиняемому предоставлялось право в случае его желания давать показания в суде. Это был отход от традиционной доктрины “общего права”, согласно которой обвиняемый рассматривался как лжец. В то же время судебная процедура в Англии развивалась в сторону расширения круга дел, по которым судья мог выносить приговор в так называемом суммарном порядке, т.е. без участия присяжных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60716. Музичні спогади про літо 272.5 KB
  Музику потрібно слухати в тиші, уважно, як це роблять всі великі музиканти. Композитор Роберт Шуман у своєму «Альбомі для юнацтва» запропонував «Правила для юних музикантів»
60717. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе 45.5 KB
  Учитель: Помогать людям надо не ради благодарности а по велению души и сердца Делай добро и бросай его в воду. Учитель: Эта история Притча о добром Самарянине описана в книге Священное писание которая называется Библия.
60718. Стандартные приложения «Калькулятор» и «Звукозапись» 2.36 MB
  Итак что у нас получилось Стандартное приложение Калькулятор. Может кто-нибудь знает что за такая программа Калькулятор и что можно делать с помощью него Калькулятор.
60719. Правила ввода простого текста 85.5 KB
  Задачи: сформировать у учащихся представления о правилах ввода простого текста в текстовом редакторе Microsoft Word. актуализировать и углубить знания о возможностях текстового редактора Microsoft Word.
60720. Редактирование введенного текста. Форматирование документа 276.5 KB
  В поле Шрифт выбирается тип шрифта шрифты типа TrueType выглядят одинаково на экране и на печати рядом с их именем установлены значки. В поле Начертание выбирается начертание шрифта...
60721. Создание, переименование, перемещение, копирование, удаление, распечатка объектов Windows 235 KB
  Скажите что нужно сделать если вы хотите создать папку на рабочем столе Если вам нужно переименовать папку Если вы хотите переместить папку Если вы хотите копировать папку...
60722. Текстовый редактор Microsoft Word. Назначение. Настройки 382 KB
  Цель: дать понятие учащимся о текстовом редакторе Microsoft Word его назначение и о его настройки. Задачи: сформировать у учащихся представления о настройках текстового редактора Microsoft Word.
60723. Меню, панели «Стандартная», «Форматирование» 296 KB
  С помощью этой панели можно быстро и удобно выполнять операции по изменению шрифта вида выравнивания абзацев включать режим ввода списка оформлять обрамление текста его границы...
60724. Классификация программ растровой графики 2.42 MB
  Цель: дать учащимся понятие классификации программ растровой графики. И какие существуют виды компьютерной графики. Что такое векторная графика Назовите достоинства и недостатки векторной графики.