74083

Государство и право США в Новое время

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Отношения американских колоний и метрополии в XVIII в. во многом определялись политикой Англии, стремящейся превратить колонии в сырьевой придаток и рынок сбыта. Это вызвало возмущение во всех слоях общества и в 60-е – начале 70-х гг. начались массовые выступления населения колоний. Королю была направлена петиция с просьбой прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву.

Русский

2014-12-26

76 KB

15 чел.

Тема 15. «Государство и право США в Новое время».

План.

  1.  Образование США.
  2.  Право США в Новое время.

III. Образование Соединенных штатов Америки.

Первые британские колонии были основаны в Северной Америке в начале XVII в. Их население состояло из переселившихся бедняков  и заключенных, а с 1619 г. рабов-негров. Затем нарастает волна политических и религиозных диссидентов и иных свободных переселенцев. (Первые – на корабле «Мэйфлауэр» в 1620 г.).

К концу XVII в. существовало 13 колоний, которые по своему правовому положению подразделялись на три группы:

-  Род-Айленд и Коннектикут представляли собой своеобразные республики, поскольку все органы управления на их территории избирались, предусматривалось право законодательной инициативы граждан, проведение референдумов.

- Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежали частным владельцам.

- Остальные восемь – Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Виржиния, Северная и Южная Каролина, Джорджия – являлись владениями Британской короны, в  существовали двухпалатные законодательные собрания, но их решения могли быть отменены губернаторами. Королевские хартии (Великая хартия вольностей, Билль о правах и др.) наделяли жителей колоний теми же правами, что и жителей метрополии.

Война за независимость

Отношения американских колоний и метрополии в XVIII в. во многом определялись политикой Англии, стремящейся превратить колонии в сырьевой придаток и  рынок сбыта. Это вызвало возмущение во всех слоях общества и  в 60-е – начале 70-х гг. начались массовые выступления населения колоний.  Королю была направлена петиция с просьбой прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву. Однако английское правительство сделало ставку на силовое подавление выступлений в колониях (оно даже обратилось к России (Екатерине II) – «одолжить» 20 тыс. солдат, но Екатерина предпочла «вооруженный нейтралитет»).

В апреле 1775 г. произошли бои при Лексингтоне и Конкорде, положившие начало национально-освободительной войне. Каждая колония провозгласила себя независимой республикой – штатом.

В 1783 г. в Версале, Англия признала независимость Соединенных Штатов.

Декларация независимости США

4  июля 1776 г. на III Континентальном Конгрессе была обнародована “Декларация независимости Соединенных Штатов”, подготовленная Т. Джефферсоном.

Она объявила об уничтожении политической зависимости колоний от Великобритании, провозгласив их “свободными и независимыми штатами”.

Важнейшим положением Декларации было признание естественных прав человека. “Мы считаем самоочевидным, – говорилось в декларации – что все люди созданы равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода, стремление к счастью”.

В Декларации сказано, что для обеспечения естественных прав «люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых». Эта формула полностью порывала с божественной теорией происхождения государств. Согласно Декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми, а не между управляемыми и управляющими.

Важнейшее значение имело положение Декларации о праве, и даже обязанности народа изменить или свергнуть (более правильный перевод – «отменить» - (abolish)) неугодное ему правительство: “Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий ... обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа – свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности”, т.е. подтверждался принцип “народного суверенитета”, согласно которому власть исходит от народа и только народ решает, какое правительство соответствует его интересам. Правда, все эти положения распространялись лишь на белых мужчин.

Декларация независимости явилась выдающимся документом эпохи, стимулировало законотворческий процесс в штатах и ускорило принятие ими республиканских конституций, гарантирующих права и свободы граждан.

В 1781 г. получившие независимость самостоятельные штаты объединились в «вечный союз» - Конфедерацию. Одновременно была принята конституция союза, т.н. “Статьи Конфедерации”.

Штаты брали обязательства о взаимопомощи и невмешательстве в дела друг друга. Их граждане приобретали равные торговые и промышленные права во всех штатах, право свободного въезда и выезда. Для ведения совместных дел учреждался Конгресс, комплектуемый из представителей от каждого штата. Предусматривалась свобода слова и прений в Конгрессе и неприкосновенность депутатов.  Действовал принцип квалифицированного большинства – не менее 9 голосов (из 13).

В период между сессиями Конгресса действовал Комитет штатов, куда входило по 1 представителю от каждого штата. Понятие единого гражданства отсутствовало.

Однако после окончания Войны за независимость выяснилось, что Конфедерация уже не удовлетворяет  насущные требования. Необходимо было более тесное сплочение штатов.

Конституция 1787 г.

В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального Конвента, с целью пересмотреть Статьи Конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял новую конституцию. (Подготовка ее велась за закрытыми дверями,  не все делегаты ее подписали и покинули Конвент в знак несогласия).

Конституция состоит из преамбулы и 7 статей (из которых только 4 разбиты на разделы).

В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен  принцип разделения властей. Согласно  Конституции

власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной ветви власти, конституция устанавливала системы “сдержек и противовесов” («checks and balances»), которая покоится на следующих основополагающих началах:

Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти – Конгресс состоит из двух палат (т. н. «бикамерализм»), каждая из которых формируется особым образом (на основании т.н. «Коннектикутского компромисса», предложенного Роджером Шерманом). Палата представителей избирается народом, т.е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников (1 депутат от 30 тыс. граждан). Сенат – законодательными собраниями  штатов (по 2 сенатора от штата). Эта практика в дальнейшем была использована во многих странах – в СССР, России и т.д.

Президент – глава исполнительной власти избирается косвенно, в ходе двухстепенных выборов,   «коллегией  выборщиков», которые избираются населением отдельных штатов (Количество выборщиков по каждому штату равнялось числу избранных сенаторов и представителей нижней палаты конгресса. Партия, набравшая  относительное большинство голосов, получала все места выборщиков). Срок полномочий президента установлен в 4 года, но опущено положение о переизбрании на новый срок (с Дж.Вашингтона, срок – 2 президентства).

Наконец, высший орган судебной власти – Верховный суд – назначал по «совету и согласию Сената» (2/3  голосов палаты).

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий.

- Палата представителей избирается на два года.

- Сенат фактически не имеет срока полномочий, но каждые два года он переизбирается на одну треть (получается, что на 6 лет).

- Президент избирается на 4 года.

- Члены Верховного совета занимают свои должности пожизненно («пока будут вести себя безукоризненно»).

Такой порядок, по мысли “отцов-основателей”, должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью и не допустить одновременного обновления их состава, т.е. добиться устойчивости и преемственности  высших эшелонов власти.

В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право, как суверенный законодательный орган, отклонять любые законопроекты  президента, включая финансовые.

Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей сената.

Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности. (В этом случае палата представителей возбуждает  дело и формирует обвинение, а сенат  рассматривает дело  под председательством главного судьи Верховного суда. Для признания подсудимого виновным требуется 2/3 голосов присутствующих сенаторов. При этом осуждение должно было ограничиваться «… удалением от должности, запрещением занимать в США какую-либо должность, с которой соединяются почет, доверие и выгода»).

Президент, в свою очередь, наделен правом  отлагательного вето, которое может быть преодолено большинством в 2/3 голосов в обеих палатах.

Конституция создала предпосылки для присвоения Верховным судом права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания произвола, как Конгресса, так и президента. Это связано с т.н. делом «Мэрбери против Мэдисона»(1803 г.), когда Председатель Верховного суда Дж. Маршалл принял решение о том, что «любой закон, противоречащий Конституции, ничтожен», и что  определять его ничтожность вправе только одно учреждение – Верховный суд. Хотя Конгресс и президент не подчинились этому решению, это создало прецедент, который в дальнейшем стал использоваться.

Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществляется обеими палатами Конгресса.

Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет.

Американская конституция положила в основу дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция федерации, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов, что было уточнено Х поправкой 1791 г., в которой провозглашалось: “Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом”.

Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а именно, положение о том, что в случае конфликта законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву. Эта конституционная норма является основой американского федерализма.

Некоторое исключение было сделано для территории, на которой находится столица США –  г. Вашингтон. Было  решено, что столица не может находиться на территории какого-либо штата. С этой целью штаты Виржиния и Мэриленд уступили часть своей  территории, и был образован федеральный округ Колумбия. (Дистрикт Колумбия – «D.C.»).

Дальнейшее совершенствование Конституции предусматривалось путем внесения в нее поправок – к концу ХХ века их было 27.

Билль о правах 1791 г.

Первоначальный текст конституции не содержал специальных положений о правах и свободах граждан, хотя некоторые из них подразумевались. Это вызвало огромное недовольство населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Уже в июне 1789 г. на первом конгрессе  по предложению Д. Мэдисона были внесены первые 10 поправок, которые в декабре 1791 г. были ратифицированы штатами и получили название «Билля о правах». Принятые поправки далеко  не равнозначны. Поправка Х вообще не касалась гражданских прав, IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Поправка III, регулировавшая порядок постоя солдат в мирное и военное время, в современную эпоху стала анахронизмом.

Фактически только 7 из них утверждаются права и свободы граждан:

I-я -   о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями;

II-я  - гарантировала народу право хранения и ношения оружия;

IV-я -  провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества, защиту от необоснованных обысков и арестов;

V-я -  говорила о праве не свидетельствовать против себя (т.е. бремя доказательства лежит на обвинителе), не привлечении к суду дважды за одно и то же преступление, о  запрете безвозмездного изъятия частной собственности.  

Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили в дальнейшем подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, детализированы в сотнях актов Конгресса.

Создание государственного аппарата

В 1789 г. на свою первую сессию собирается конгресс США. В этом же году состоялись выборы первого президента. Им стал Дж. Вашингтон. Под его руководством создается аппарат исполнительной власти. Принимаются законы о создании первых департаментов – государственного (МИД), военного и финансового. Учреждается должность генерального атторнея (представитель интересов правительства в Верховном суде). В феврале 1790 г. собирается на свое первое заседание Верховный суд.

В сентябре 1789 г. Конгрессом принимается Закон о судоустройстве, который закладывает юридическую базу федеральной судебной системы. Согласно этому закону Верховный суд состоял из главного судьи и 5 ассоциированных судей (впоследствии численность Верховного суда неоднократно менялась, но с 1869 г. она неизменна – 9 судей). США были разделены на 13 судебных районов, которые, за исключением Мэна и Кентукки, объединялись в три судебных округа. Таким образом, учреждалась трехзвенная судебная система федерации, организационно не связанная с судебными системами отдельных штатов.  Кроме того, Закон 1789 г. заложил основы атторнейской службы США.

Территориальное расширение США

В XIX в. происходит быстрый и значительный рост США. Часть территории была приобретена (Луизиана (1803 , за 13 млн./15 млн./) и Аляска (1867, за 7,2 млн., Александр II, а не Екатерина II), большие территории были захвачены у Мексики. Новые  земли заселялись европейскими переселенцами. Как только население вновь осваиваемой территории достигало определенного количества, Конгресс США объявлял ее автономной с местным выборным законодательным собранием. При этом сохранялся жесткий контроль из центра: губернатор назначался Конгрессом с согласия сената, Конгресс мог лишить автономию ее статуса. И лишь спустя определенное время, территория наделялась правами штата. К началу XX в. количество штатов достигало 48.

Гражданская война в США

Важным этапом по пути становления американского государства и права явилась гражданская война 1861-1865 гг., окончившаяся победой сторонников отмены рабства – северян. Важную роль в этом сыграли  закон 1962 г. о гомстедах (свободном занятии земли на Западе размером в 160 акров) и Прокламация об отмене рабства (1 января 1863 г.), обеспечившие им массовый приток добровольцев в армию.

В ходе  Гражданской войны (1865) была принята XIII поправка к конституции, которая предписывала: “В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено”.

Гражданская война привела к серьезным изменениям в правовой и политической системе США. Важное значение имела XIV поправка, которая запретила штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов.

Эти две поправки (XIII и XIV) создали юридические условия не только для освобождения негров, но и для уравнения их в правах с белыми гражданами. Однако они  были “торпедированы” решениями Верховного суда 1883 и 1896 гг., признавшими конституционными  законы штатов, устанавливающие “раздельные, но равные возможности” для белых и черных.

Последняя “поправка Гражданской войны” – XV, принятая в 1870 г., запрещала дискриминацию на выборах: “Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признанию расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении”. Однако постановления этой поправки в течение века не действовали.

Важным последствием Гражданской войны было значительное усиление президентской власти при А. Линкольне, которое оказало существенное влияние на развитие этого института во всей последующей истории США и завершилось установлением “имперской президентской власти”.

США в конце XIX – начале ХХ в.

Превращение США в мировую империалистическую державу сопровождалось существенными изменениями во всех звеньях  политической системы. Однако эти изменения, направленные на расширение функций центральных органов власти, не всегда находили свое выражение в правовой системе. Большей частью они носили фактический характер и были инкорпорированы не в юридическую, а в фактическую конституцию (американцы говорят – “живая конституция”). На этот период приходятся только две поправки к конституции – XVI,  существенно расширивших  налоговые полномочия Конгресса, и  XVII, .изменившая порядок выборов сенаторов.

Важное значение имела “парламентская революция” 1910 г., в результате которой существенно урезаны права спикера палаты представителей. Эта мера способствовала установлению более гибких отношений постоянных комитетов (47 в палате представителей и 29 – в Сенате -  значительно ускоряли работу) с влиятельными группами давления. Одновременно были приняты меры к ликвидации намеренной затяжки законодательной процедуры (повторяющееся  проведения поименного голосования с целью определения кворума). Все это способствовало повышению эффективности работы Конгресса.

После убийства в сентябре 1901 г. У. Мак-Кинли президентом стал Т. Рузвельт (до 1909 г.).  При нем окончательно закончилась эра “правления Конгресса”. В отличие от своих предшественников, считавших себя агентами Конгресса,  Т. Рузвельт не только на практике продемонстрировал верховенство президентской власти во внутренней и внешней политике. Он сформулировал свою собственную концепцию сильной президентской власти, подотчетной не конгрессу, а непосредственно народу.

II. Становление правовой системы США

Особенностью правовой системы США является то, что она представляет собой совокупность федеральной правовой системы и правовых систем штатов, которые при всей неповторимости и самостоятельности обладают внутренним единством.

Формирование правовой системы США началось еще в колониальный период. Все 13 колоний, несмотря на различия в социальном и политическом устройстве, имели общие правовые корни. В течение XVII-XVIII вв. шло активное освоение английского общего права, права справедливости и статутного права, которые имели в колониях прямое действие. Однако это восприятие не носило механического характера, упрощало и приспосабливало нормы к потребностям колониального общества.

После провозглашения независимости прецедентное право сохранило действие в правовых системах штатов и сохранило свое влияние вплоть до конца XIX в. В ХХ в. законодательство существенно потеснило позиции общего права.

Гражданское право

В США гражданское право на протяжении всей его истории складывалось из отдельных правовых институтов – права собственности, договорного права, корпоративного права и т.д.

Регулирование гражданско-правовых отношений главным образом входило в компетенцию отдельных штатов, федеральное законодательство затрагивает их лишь в контексте федерального регулирования экономики.

Для США было характерно, что принципы равной правоспособности и равенства всех перед законом не были проведены в жизнь. Так, до 60-х гг. XIX в. большинство негритянского населения было превращено в объект права собственности. Серьезно была ограничена гражданская правоспособность индейцев, свободных негров, некоторых категорий иммигрантов, женщин.

Что касается юридических лиц, то в США отсутствовала общетеоретическая концепция “юридического лица”. В качестве такового выступала корпорация. Любая группа лиц-учредителей, формально согласных с условиями деятельности таких объединений, подавала заявления и после регистрации явочным порядком получала права т.н. инкорпорируемой корпорации.

Правовая доктрина США исходила из принципа неприкосновенности частной собственности. Поправки V и XVI к Конституции гласили, что никто не может лишиться собственности без должной правовой процедуры и без справедливого вознаграждения.

Большое значение в развитии гражданского права сыграл принятый в 1862 г. “гомстед-акт”, по которому каждый гражданин, достигший 21 года, мог получить 160 акров свободных земель (1 акр – 0,4 га) и через 5 лет, уплатив 10 долларов регистрационного сбора, становился их собственником. Можно было приобрести их в собственность и раньше, уплатив 1,25 долларов за акр и дав клятву, что земля приобретается не для спекуляции.

Для договорного права США характерно закрепление юридической конструкции встречного удовлетворения, основанной на обещании совершить ожидаемые действия. Особое значение для договорного права имели нормы антитрестовского законодательства. В 1890 г. был принят закон Шермана, запретивший любые соглашения, если они ведут к существенному ограничению междуштатной торговли или торговли с иностранными государствами. В дальнейшем он также использовался для борьбы с рабочим движение.

Трудовое законодательство

Одной из основных тенденций развития трудового права в этот период было создание преград для организованного рабочего движения. С 1806 г. в судах утверждается доктрина “преступного сговора” по отношению к коллективным выступлениям трудящихся, что способствовало выработке представлений о незаконности профсоюзов и забастовок. Однако после упорной борьбы в 40-е годы XIX в. намечается отход от презумпции виновности рабочих организаций. Во второй половине XIX – начале ХХ в. в США принимаются законы об ограничении женского и детского труда. Однако попытки ввести общие рамки продолжительности рабочего времени встретили противодействие Верховного Суда под предлогом нарушения конституционных прав.

В целом трудовое законодательство США в этот период серьезно отставало от европейских стран.

Уголовное право и процесс

С принятием Конституции 1787 г. в США возникли две системы уголовного законодательства – федеральная и отдельных штатов. К ведению федерации были отнесены преследования и наказания за подделку государственных ценных бумаг и находящихся в обращении денег, пиратство, совершение преступлений в открытом море, за нарушения международного права, государственную измену и т.д. Все остальное было отнесено к компетенции штатов.

В первые десятилетия уголовное право США развивалось под воздействием английского права. Следствием этого стало деление преступлений на фелонии и мисдиминор. В XIX в. в системе уголовного права увеличивается роль законодательства и стремление к систематизации. В 1848 г. в штате Нью-Йорк был принят Уголовный кодекс, разработанный известным американским юристом Д. Филдом. По его образцу были приняты кодексы и в ряде других штатов. Но в основе всех их лежало общее право. В 1909 г. был принят федеральный уголовный кодекс.

Судебный процесс строился на принципах гласности, состязательности, юридическом равенстве сторон, презумпции невиновности и праве обвиняемого на адвоката. Предусматривалось участие суда присяжных, как в уголовном, так и гражданском процессах.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63278. Знакомство со школой. Урок- экскурсия 20.88 KB
  Учитель Здравствуйте дорогие ребята Дорогие дети вот вы и переступили порог чудесной страны Страны Знаний. Затем дети по очереди читают появившуюся у себя на листочке надпись например: школа парта коридор столовая.
63279. Розв’язування задач із переведенням числового масштабу в іменований 20.69 KB
  Мета: сформувати поняття про масштаб і його види навчити користуватися масштабом джля визначення реальних відстаней за допомогою плану карти і глобуса дати поняття про умовні знаки; розвивати просторове мислення; розвивати матемематичні здібності виховувати любов до картографії.
63281. Содержимое ячеек. Введение и редактирования данных 1.03 MB
  В ячейки листа можно вводить данные разных типов: числовые значения текстовые строки дату и время формулы. С помощью команд Excel можно изменять способ расположения и представления данных в ячейках форматировать их выбирать шрифт цвет размер...
63282. ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 211 KB
  Подростковый возраст – очень сложный и важный, на мой взгляд, период развития личности, период ее становления. Все составляющие личности подвергаются реорганизации, формируются новые компоненты – психологические новообразования, закладываются системы ценностей, приоритетов, целей.