74084

Государство и право Франции в Новое время

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В условиях острого кризиса абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, не собирающихся более 150 лет. Однако с самого начала работы делегаты третьего сословия, поддержанные частью других делегатов, вступили в конфликт с королевской властью. Депутаты организовались сначала в Национальное собрание, а позднее в Учредительное собрание

Русский

2014-12-26

144 KB

6 чел.

Тема 16. «Государство и право Франции в Новое время».

План.

  1.  Французская буржуазная революция.
  2.  Изменения в государственно-правовом устройстве Франции в послереволюционное время.
  3.  Право Франции в Новое время.

 Французская революция 1789 г.

Формирование буржуазного государства во Франции было тесно связано с Великой Французской революцией. Главной причиной революции явилось обострение противоречий между  феодальной политической системой, феодальной системой собственности и развивающимся капитализмом.

В условиях острого кризиса  абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов,  не собирающихся более 150 лет.  Однако с самого начала работы делегаты третьего сословия, поддержанные частью других делегатов, вступили в конфликт с королевской властью. Депутаты организовались сначала в Национальное собрание, а позднее в Учредительное собрание, что должно было олицетворять возникновение бессословного общенационального органа. Попытки короля разогнать Генеральные штаты с помощью войск привели к  выступлению народа.

Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха абсолютистского режима и рождения нового государства (ключи от  Бастилии были подарены Дж.Вашингтону). Вскоре революционные события охватили всю Францию.

«Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. (состоит из Преамбулы и 17 статей).

С первых же дней революции Учредительное собрание занялось разработкой  принципов организации новой государственной власти. Важным этапом на этом пути явилось  провозглашение 26 августа 1789 г. “Декларации прав человека и гражданина”. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционной буржуазии.

Декларация  рассматривала человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами, в число которых были включены свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст. 2).

В концепции естественных прав реализовывались не только демократические устремления народных масс, но и классовые интересы буржуазии. Так, определение свободы - “делать все, что не приносит вреда другому” (ст.4), в конечном счете, означало буржуазное понимание свободы -  свободы предпринимательства.

   Собственность объявлялась правом “неприкосновенным и священным”. Незыблемость частной собственности была гарантирована положением: “никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленном законодательством несомненной общественной необходимости, причем лишь на условиях справедливого и предварительного возмещения” (ст. 17).

Стремление защитить частную собственность  нашли свое отражение в ст. 13, 14, устанавливающих принципы налоговой системы - равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей.

В Декларации получила воплощение концепция государственной власти как выражения национального суверенитета (“источник суверенитета зиждется по существу в нации”). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника, общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по “вверенной ему части управления” (ст. 15).

Одной из основных идей Декларации 1789 г. была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, буржуазия принимала на себя обязательство построить новый правовой порядок на “твердой основе закона” -   все, “что не воспрещено законом, то дозволено» (ст.5), и никого нельзя принуждать к действию, непредусмотренному в законе.

Закон рассматривался как “выражение общей воли”, причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании.  Провозглашение принципа равного доступа ко всем государственным должностям означало отказ от феодального принципа сословной организации государственного аппарата и создание представительной системы. Декларация провозглашала ряд политических прав и свобод граждан - “право высказывания, писать и печатать свободно” (ст. 11); право выражать свои мнения, в том числе религиозные, (ст. 10).

Декларация четко формулировала принципы новой уголовной политики: “Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения” (ст.8). Эти принципы позднее были выражены в классической формуле: «nullum, crimen, nullapoena sine lege» (нет преступления и наказания без указания на то в законе), т.е. закон обратной силы не имеет. Идея законности определяла также процессуальные гарантии личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7).

Важнейшим достижением явилось введение в действие  презумпция невиновности в противовес феодальным представлениям о виновности подозреваемого – никто не считается виновным, пока это не доказано.

Декларация 1789 г. имела огромное значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка.

Конституция 1791 г. (230 статей).

Одновременно с принятием Декларации Учредительное собрание приступило к выработке Конституции утвержденной 3 сентября 1791 г.

Конституция  объявляла Францию конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное Законодательное собрание, которое не могло быть распущено королем. Депутаты  были наделены правом неприкосновенности и не несли ответственности за речи и действия, совершенные при исполнении обязанностей.

Король перестал быть “королем милостью божьей” и стал просто королем французов.

Он считался главой государства и осуществлял руководство исполнительной властью. Распоряжения короля ограничивались контрасигнатурой (подписью министра на акте, исходящем от главы государства) министров, которые могли быть преданы суду Законодательным собранием. Он также сохранил право отлагательного вето на законопроекты (кроме конституционных и финансовых)

Судебная власть вручалась выбранным на определенный срок судьям, которые могли быть отстранены от должности лишь особым порядком. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Однако действие этой конституции продолжалось недолго.

Первая республика во Франции

10 августа 1792 г. население Парижа поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Был избран Национальный учредительный конвент который первым же своим актом 21 сентября 1792 г. упразднил королевскую власть и объявил  Францию республикой. В декабре 1792 г. Конвент вынес смертный приговор королю Людовику XVI (большинством в один голос). Орудием казни была гильотина, о которой ее создатель, доктор Жозеф Игнас Гильотен сказал: «С помощью моей машины, господа, я отрубаю вам голову в мгновение ока, и вы не чувствуете никакой боли».

Якобинская диктатура.

Однако эти меры не удовлетворили народные массы, которые поднялись на восстание и 31 мая 1793 г. установили якобинскую диктатуру.

В июле 1793 г. была принята новая конституция, состоящая из уточненного текста «Декларации прав человека  и гражданина» и собственно  конституции. В этих документах,  идея естественных прав человека получила наиболее революционное и демократическое выражение. Конституция гарантировала каждому французу право собственности, образование, гражданское обеспечение, свободу печати, право петиций (ст. 122), право собраний с “соблюдением спокойствия”, право отправления религиозных обрядов (Ст. 7).

В Конституции особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола государственных властей. Делался  вывод о том, что в случаях нарушения правительством права народа “восстание для народа и для каждой его части есть его священное право и неотложнейшая обязанность” (ст. 35).

Конституция  отвергала принцип разделения властей, как противоречащих идее народного суверенитета, выступающего как единое целое, подчеркивая, что «французская республика едина и неделима» (ст.1).

Стремление якобинцев сочетать представительные органы с непосредственной демократией нашло свое отражение в том, что Национальное собрание по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, финансовые вопросы) могло лишь предлагать законы, которые  приобретали силу лишь в том случае, если  одна десятая часть собраний в департаментах не отклоняла данный законопроект. Это была попыткой воплотить в жизнь идею народного суверенитета - “народ обсуждает и постановляет законы” (ст. 10). По менее важным вопросам Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

Исполнительный совет республики (24 человека) должен был избираться национальным собранием из делегатов, выдвинутых департаментами. Совет нес ответственность перед Национальным собранием “в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях” (ст. 72).

Но предусмотренная система государственных органов так и не  была создана.

Организация революционной власти. 

Основы организации революционного правительства были определены Конвентом в ряде декретов (“О революционном порядке управления” и др.). Предусматривалось, что “единственным центром управления” в республике является Национальный конвент.

Управление страной осуществлял Комитет общественного спасения. Согласно декрету Конвента от 10 октября 1793 г., ему должны были подчиняться все министерства и ведомства,  временный исполнительный совет, генералы.

Непосредственно организация борьбы с контрреволюцией была возложена на  Комитет общественной безопасности, которому  подчинялась полиция. Он не был подчинен Комитету общественного спасения и отчитывался  непосредственно перед Конвентом. Наделенный правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду, этот комитет стал одним из важнейших органов в системе якобинской диктатуры.

Не менее важную роль играли комиссары Конвента, наделенные чрезвычайными полномочиями. В случае необходимости могли отстранять должностных лиц в департаментах и генералов в армии. Сложная политическая ситуация иногда вынуждала комиссаров Конвента брать на себя и непосредственные административные и организационные функции.    

    Важное место в системе революционной диктатуры занимали различные народные общества и клубы, прежде всего Якобинский клуб в Париже, являвшийся своеобразным  штабом  революции, и его отделения по всей стране (свыше 40 тыс.), а также Парижская Коммуна (Парижский муниципалитет).

Особую роль в проведении карательной политики на местах играли революционные комитеты которые  были непосредственно связаны с Комитетом общественной безопасности. Их  функции были существенно расширены законом 17 сентября 1793 г. «О подразделениях».  Круг лиц, считавшихся подозрительными и подлежащих аресту, был широк: лица, которые “проявляют себя сторонниками тирании, федерализма и врагами свободы”, члены дворянских семей, которые “не проявляли постоянно своей преданности революции”, лица не имеющие “свидетельства о благонадежности” и т.д.

В системе карательных органов важную  роль играл также Революционный трибунал, члены которого  назначались Конвентом. Он превратился в постоянно действующее орудие революционного террора лишь в сентября 1793 г. Вся процедура в революционном трибунале характеризовалась упрощенностью и быстротой, что позволяло вести жесткую и решительную борьбу с политическими противниками революционного правительства. До 10 июня 1794 г. по приговору Революционного трибунала было казнено 2607 человек.

10 июня 1794 г. Конвент принял декрет “О врагах народа”, который еще более упрощал судебную процедуру, упразднив элементарные демократические основы судопроизводства. Обвиняемый допрашивался только на судебном заседании в присутствии присяжных, но без адвоката. (Считалось, что “защитниками невинно оклеветанных закон считает присяжных патриотов; заговорщикам же защитников не полагается”). Руководством к вынесению приговора должна была служить лишь “совесть” присяжных. За все преступления, подлежащие ведению Революционного трибунала, назначалась смертная казнь (за 48 дней было казнено 1350 человек).

В результате за время революции 17 тыс. чел. погибли на гильотине как «контрреволюционеры»,       25 тыс. – на том же основании, но другими способами, около 500 тыс. оказалось репрессированными (это, не считая погибших в ходе гражданской войны – только 600 тыс. в ходе подавления восстания в Вандеи (с обеих сторон)).

Термидорианский переворот и Конституция 1795 г.

К лету 1794 г. политика террора все больше настраивала широкие народные массы против якобинцев.

В Конвенте созрел контрреволюционный заговор (Тальен, Баррас и др.) и 27 июля 1794 г.(9 термидора) был осуществлен переворот. Пришедшие к власти термидорианцы (умеренные круги буржуазии), первое время были вынуждены сохранять систему государственных органов, созданную якобинцами, при этом была выхолощена его сущность. Однако и реформированная термидорианцами политическая система ассоциировалась с революционными традициями. Поэтому получившие свободу действий буржуазия поспешили с организацией новой власти.

В августе 1795 г. Конвент принял новую конституцию Франции (Конституция III года республики). Она была громоздкая, и консервативная по содержанию (372 статьи). Основной упор в ней был сделан на закреплении буржуазной морали и увековечении принципов капиталистического общества,  например, подчеркивалось, что частная собственность, “лежит в основе мировой культуры, всего производства, всех средств труда и всего социального строя”.

Конституция отменяла всеобщее избирательное право и восстанавливала имущественный ценз. Законодательный корпус состоял из Совета старейшин (250 членов, избираемых из лиц, не моложе 40 лет) и Совета пятисот (не моложе 30 лет). Исполнительная власть вручалась Директории из 5 членов, избираемых Законодательным корпусом. Ежегодно состав Директории обновлялся на  одного  человека. Председательствовали в  ней поочередно все члены в течение трех месяцев.

Переворот Наполеона Бонапарта и Конституция 1799 г. (95 статей).

В ноябре 1799 г. (18 брюмера) популярный генерал Наполеон Бонапарт с помощью армии,  ставшей основой государственной власти,  совершил государственный переворот. разогнав Законодательный корпус и Директорию.

Юридическим закреплением нового строя стала конституция 1799 г. (Конституция VIII года республики). В ней при внешнем сохранении республиканского строя закрепилась военная диктатура Наполеона Бонапарта. В отличие от предшествующих в ней не было уже Декларации прав человека и гражданина, ибо Наполеон  считал неуместным само напоминание о свободе и равенстве. Буржуазии и крестьянству гарантировалась собственность, полученная в годы революции  - “после завершения законной продажи национального имущества независимо от его происхождения” (ст. 94). В конституции предусматривалось  установление пенсий для раненных, а также для вдов и детей погибших (ст. 86). Формально поддерживая идеи суверенитета народа, конституция  ввела запутанную и псевдодемократическую систему “участия” граждан в государственных делах.

В результате многоступенчатых выборов (избиратели – мужчины с 21 года ) выбирались лишь кандидаты «для осуществления национальных функций», а само комплектование фактически сводилось к прямому назначению.

Власть формально вручалась коллегии из трех консулов (избираемых на 10 лет), но фактически была сконцентрирована в руках первого консула.  Конституция прямо назначала первым консулом “гражданина Бонапарта”, наделяла его особыми функциями и полномочиями, т.е. откровенно устанавливала режим личной власти.

В качестве “гарантии” от злоупотреблений бюрократии конституция предусмотрела право Государственного совета  “разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности”. Таким образом, было положено начало институту административной юстиции, характерному для государственного строя Франции.

Государственный строй первой империи

В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом, а согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон I).

Во время Первой империи во Франции окончательно завершился процесс восстановления централизованного бюрократического государственного аппарата. К концу правления Наполеона I было 12 министерств, большая часть из которых  была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики.

Местные чиновники всецело зависели от центральной администрации: в департаментах правительство назначало префектов, в округах и общинах – супрефектов и мэров. Выборные местные советы имели лишь совещательное значение.

Наполеон включил в систему государственного аппарата и католическую церковь, восстановленную в правах.  В 1801 г. был подписан с римским папой конкордат, объявивший католицизм религией “подавляющего большинства французского народа”. Государство взяло священников на свое содержание, а они присягали на верность императору.

В период консульства и империи дальнейшее развитие получила военная организация. Армия превратилась  в профессиональную. Была введена система найма заместителя (для имущих классов), ветераны продолжали нести военную службу  за деньги. Офицерский состав большей мере пополнялся из представителей новой наполеоновской аристократии,  создавались  привилегированные подразделения -  императорская  гвардия. Однако многочисленные походы императора привели к многочисленным жертвам - с 1800 г. по 1815 г. были призваны на службу 3153 тыс. французов, из них погибло 1750 тыс. человек. (Правда, еще большие потери понесли его противники – около 2 млн. человек).

Особое внимание Наполеон уделял развитию и укреплению полицейской системы. При министерстве полиции, во главе с Ж. Фуше, была создана разветвленная система полицейского сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством. В Париже была создана особая префектура полиции.

В осуществлении карательной политики важную роль играл – корпус жандармов, находившихся в подчинении военного министра.

Легитимная  и Июльская монархии.

Военные поражения Наполеона привели к краху Первой империи и реставрации Бурбонов. Однако ее падение не означало разрушение созданной бюрократической государственной системы.

Государственная организация легитимной монархии (так именовался режим реставрации) была определена в Учредительной Хартии 1814 г. В ней содержались ссылки на “божественное провидение” и заявлялось, что “вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля”. Король, особа которого рассматривалась “неприкосновенной и священной”, объявлялся верховным главой государства и главой исполнительной  власти.

Хартия предусматривала возвращение титулов старому дворянству и сохранение их за новым. Она обеспечивала политическое господство крупных землевладельцев, прежде всего  дворян, но  не затрагивала сложившуюся систему буржуазной собственности -  “все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной” (Ст. 9). В Хартии также говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, недопустимости преследования за политическую деятельность, относящуюся “ко времени до восстановления династии” (т.е. к 1792-1814 гг.).

Законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов, при этом  палаты могли лишь “всеподданнейше просить короля” рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы.

Парламент состоял из двух палат. Палата пэров целиком назначалась королем. Палата депутатов избиралась на 5 лет, но избирательное право было еще более ограниченным (всего  около 50 тыс. человек). От депутата требовалось достижение 40 лет и уплаты прямого налога в 1 тыс. франков. Не случайно первый же состав палаты был, по словам Людовика XVIII, “более роялисты, чем сам король”.

Легитимная монархия сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись второстепенными реформами. Католицизм был объявлен государственной религией.

Серия антидемократических ордонансов Карла Х - восстановление ордена иезуитов,  смертная  казнь за святотатство, закон о выплате эмигрантам огромной денежной компенсации (т.н. «закон о миллиарде»), ограничения свободы печати и т.д., вылилось  в июльское восстание 1830 г., которое   возвело на престол Луи Филипп (Орлеанская династия). Либеральная буржуазия  путем династической перестановки   добилась сохранения монархии, но уже  буржуазной.

Была издана конституционная Хартия  (1830 г.), которая представляла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г. Запрещалось введение цензуры, право предложения законов предоставлялось королю, а также палате пэров и палате депутатов. Был понижен возрастной (избиратели – до 25 лет, депутаты –  30 лет) и имущественный  цензы.

Июльская монархия, как стал именоваться этот режим, в полной мере использовала доставшуюся ей систему централизованного бюрократического управления и организацию карательных органов. Префектура полиции Парижа превратилась в крупный административный орган, по своему значению превосходивший  ряд министерств.

Для защиты государственного строя вместо ликвидированной в 1830 г. жандармерии была создана Национальная гвардия из представителей имущих слоев.

Вторая республика во Франции

В результате кризиса  1847-1848 гг. и вооруженного  восстания Луи Филипп отрекся от престола. Созданное Временное правительство провозгласило Францию республикой (25 февраля 1848 г.). Революция  вынудила  пойти на некоторые социальные уступки (вывод войск из Парижа, сокращение на один час рабочего дня, создание национальных мастерских для безработных, отмена долговых тюрем). Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина осталась нетронутой. Избранное Учредительное собрание срочно приняло новую  Конституцию  (второй республики) (4 ноября 1848 г.). В ней  содержался набор широковещательных “социальных” деклараций - «последовательным и постоянным действием законов и учреждений», «поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния”,  “более свободное шествие по пути прогресса и цивилизации, введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод”,  “путем братской помощи” обеспечить существование нуждающимся гражданам, организовать «через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные предоставлять безработным занятия”.

Конституция предусматривала следующие государственные органы:

- Президент, избирался на 4 года непосредственно населением, наделялся широкими полномочиями -  правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования, назначал и смещал высших государственных чиновников и т.д.  Он не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания, но в силу “разделения властей”  мог бесконтрольно распоряжаться полицейско-бюрократическим аппаратом и использовать в своих политических целях армию.

- Национальное собрание (750 депутатов), избираемое на 3 года, было наделено законодательной властью, но не имело реальных возможностей воздействовать на политику.

- Государственного совета (назначаемый Национальным собранием на 6 лет). В его компетенцию входило предварительное рассмотрение законопроектов, а также контроль и наблюдение за администрацией, т.е. функции административной юстиции.

Вторая империя

На выборах  президентом был избран Луи Бонапарт, который, совершив переворот,       2 декабря 1851 г. установив военную диктатуру.

Новая Конституция 1852 г.  в основных своих чертах напоминала конституцию Наполеона 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Ему подчинялись все основные звенья государственного аппарата, включая армию, полицию, жандармерию,  от его имени осуществлялось правосудие.

Законодательство  осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат, но право законодательной инициативы было только у президента.  Из них лишь законодательный орган был выборным учреждением (но кандидатуры утверждал президент), члены Государственного совета и Сената назначались президентом. За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к населению в форме плебисцита. Таким образом, власть президента имела лишь слегка замаскированный монархический характер. Логичным завершением был сенатус-консульт и последующий плебисцит о восстановлении императорской власти в лице Наполеона III (ноябрь 1852 г.)

Поражение французской армии в войне с Пруссией (1870 г.) ускорили наступление новой буржуазно-демократической революции и падение Второй империи. Луи-Филипп отрекся от престола.

Парижская коммуна

4 сентября 1870 г. Франция была провозглашена республикой. Сформированное правительство «национальной обороны» заключило  невыгодный мир  с Пруссией (передача Пруссии Эльзаса и Лотарингии, выплата 5 млрд. фр. контрибуции, оккупацию части Франции немецкими войсками).  В ответ 18 марта 1870 г. в результате восстания власть в Париже перешла к ЦК Национальной гвардии, который  передал власть Совету Парижской коммуны. Правительство бежало в Версаль.

Органы власти Парижской коммуны имели ряд специфических черт.

Его высший орган, Совет Коммуны, состоял из избираемых на основе всеобщего избирательного права городских гласных. Они были ответственными перед избирателями и могли быть отозваны со своих постов. Вознаграждение членам Коммуны было определено в 15  фр. в день, в размере заработной платы квалифицированного рабочего.

Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали в работе по их выполнению. Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий: военную, продовольственную, комиссию общественной безопасности, юстиции и др.

Уничтожению чиновничества как привилегированного слоя способствовало  установление максимального содержания в 6 тыс. фр. в год для всех служащих и сокращение на 75% штатов всех  ведомств.

Декретом от 5 апреля 1871 г.  предусматривалось создание Обвинительного жюри по делам версальцев, которое должно было выносить приговоры в течение 48 часов. Все задержанные по приговору Обвинительного жюри считались заложниками парижского народа, и совершенная версальцами казнь должна была повлечь за собой казнь тройного числа заложников. Но на практике было казнено только 64 заложника из 240, да и то в самом конце. (Для примера, после подавления Парижской коммуны было расстреляно 30 тыс. человек, 50 тыс. отправлены на каторгу).

Во второй половине мая Парижская коммуна была ликвидирована.

Третья республика

Политическая обстановка во Франции после падания Коммуны характеризовалась жестоким террором.  Законом 31 августа 1871 года Национальное собрание  присвоило себе учредительные функции. Лишь сложная обстановка вынудила собрание наделить главу исполнительной власти Тьера титулом “президента Республики”. Фактически  это была «республика без республиканцев». Сам термин “республика” перестал употребляться в официальных государственных документах. В 1875 г. Национальное собрание было вынуждено вотировать конституцию, где простым упоминанием “президента Республики” санкционировало республиканский строй. (Правда, после попытки государственного переворота президента Мак-Магона (1877 г.),  в 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что “республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра”).

Конституция1875 г.  всецело сводилась к организации высших государственных учреждений. В ее основе были три органических закона: Об организации Сената ( 24 февраля 1875 г.), Об организации государственной власти (25 февраля 1875 г), Об отношениях между государственными властями(16 июля 1875 г.). Эти законы отличались необычайной краткостью (всего 34 статьи),  поэтому многие вопросы конституционного устройства республики решались в последующем с помощью текущего законодательства.

Конституция  стремилась создать конституционный строй, максимально приближающийся к монархии. Президент (избираемый на семь лет с  правом переизбрания)  наделялся многими прерогативами конституционного монарха - право законодательной инициативы, промульгирования законов,  мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Законодательную власть  осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года “всеобщим голосованием”, и  постоянно действующим Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем на 9 лет. Он не мог быть распущен, и каждые три года обновлялся на одну треть. Он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы в первую очередь проходили через нижнюю палату. Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой войны). Заседания палат проходили одновременно, но самостоятельно. Общее собрание, именуемое Национальным, созывалось лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, отметив, что “министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально за их личные действия”. Таким образом, закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров, ответственного перед парламентом. Если пост президента республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

От выборов отстранялись женщины, военнослужащие, население колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев или не достигшие 21 года – всего 12 млн. из  40 млн. Выборы проводились по мажоритарной системе.

Основные изменения в государственном строе Третьей республики происходили посредством их закрепления в самой практике деятельности государственных органов. Суть этих изменений заключалась во внесении корректив в систему парламентаризма с целью придания ей большей маневренности и гибкости.

Начиная с 80-х гг. президент  перестал использовать ряд своих полномочий (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т.д.). Теоретически он назначал и увольнял министров, но парламентская ответственность правительства фактически выводила Совет министров из-под его контроля. Формальные полномочия президента оставались своего рода политическим резервом на случай чрезвычайной обстановки (Пуанкаре в годы I мировой войны).

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат парламента. Постепенно внутренний регламент палаты предусматривает все большие ограничения свободы прений. Председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т.д. Создавалась система комиссий палаты и Сената, куда нередко переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

Важную роль  играл Государственный совет, назначавшийся президентом с согласия Совета министров. Он сохранил за собой функции административной юстиции.

Централизация управления  нашла свое выражение в усилившемся подчинении местных органов центральной  власти. Во главе департамента стоял префект, назначаемый президентом, но практически подчиненный министру внутренних дел. Местные советы в департаментах, ведали  чисто местными  вопросами и находились в зависимости от префекта.

Аналогичные отношения складывались между окружными советами и представителями центральной власти в округах – супрефектами.

Низшей единицей местного управления были коммуны, где избирался муниципальный совет, а с 1883 г. – мэр. Он сохранял двойственное положение, являясь одновременно представителем правительства и главой местной исполнительной власти. Центральная администрация часто использовала право отстранения мэров от должности и роспуска муниципальных советов.

Особая система муниципального управления была установлена для Парижа, Лиона и Марселя. Столица была лишена права иметь своего мэра. Исполнительная власть в Париже была сосредоточена в руках префекта полиции и префекта департамента Сены. Префект полиции не только отвечал  за поддержание порядка в Париже и несение полицейской службы, но и осуществлял постоянное вмешательство в дела муниципалитета, включая  разработку муниципального бюджета.

 Французская колониальная империя

Во второй половине XIX в. окончательно сложилась французская колониальная империя, которая к началу первой мировой войны по своим размерам была второй в мире. (10,6 млн. кв. км с населением около 55,5 млн. человек). Во главе было поставлено специальное министерство колоний. Система управления в отдельных колониях определялась их статусом.

В старых колониях   (Гвиана, Мартиника, Гваделупа, Сенегал, Реюньон, Кохинхина), а также Алжир, действовало законодательство метрополии, создавались “полноправные коммуны” и суды, входящие в общую административно-судебную систему Франции. Верхушка населения этих колоний участвовала в выборах во Французский парламент.

Остальные  колонии (т. н. аннексированные страны или новые колонии) управлялись губернаторами, сосредоточившими в своих руках военную и гражданскую власть. В ряде случаев несколько колоний объединялись в генерал-губернаторство.

В низшие звенья администрации колонизаторы нередко назначали представителей местной знати (вождей), которые поддерживали  порядок и обеспечивали выполнение повинностей населением колоний.

Широкое распространение во французской колониальной империи в конце XIX – начале ХХ в. получили протектораты (Марокко, Тунис и др.), где сохранялась традиционная феодальная или племенная система управления (во главе с султанами, беями).

Право Франции в Новое время

Становление буржуазной правовой системы во Франции

В отличие от Англии революция во Франции привела к кардинальной перестройке всей правовой системы, что было обусловлено отсутствием во Франции единого национального права. Законодательство французской революции  активно вторгалось  во все  сферы жизни общества, освобождало его от сковывающих пут феодального права. За короткий срок своей деятельности Учредительное собрание приняло 2557 законов, Законодательное собрание – 1172, Конвент – 11210 законов (декретов).

Именно революция подготовила необходимую почву для того, чтобы с установлением “сильного” правительства Наполеона была проведена широкомасштабная кодификация всего французского права. За короткое время  (с 1804 по 1810 гг.), благодаря энергии самого Наполеона было издано 5 кодексов, охвативших все основные отрасли права и вошедших в историю под названием кодификаций Наполеона (гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы).

Гражданский кодекс 1804 г.

Французский гражданский кодекс был принят 21 марта 1804 г. (кодекс Наполеона). Сам Наполеон оценивал его так: «Моя истинная слава не в сорока сражениях, выигранных мною, Ватерлоо всех их зачеркнуло. Но не будет и не может быть забыт гражданский кодекс».

Кодекс Наполеона  воплощает и развивает гражданско-правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. При его составлении было использовано новое революционное законодательство, нормы старого обычного права и римское право. Он был построен по так называемой институционной системе и состоял из Вводного титула и трех книг (всего 2281 статья).

Первая книга (“О лицах”, ст.7-515) переводила такие общие принципы буржуазного права, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм - “всякий француз пользуется гражданским правом” (ст. 8 ГК).  Специально подчеркивалось, что «…осуществление гражданских прав не зависит от качеств гражданина; это качество приобретается и сохраняется лишь  согласно конституционному закону». Гражданские права не распространялись лишь на иностранцев.

Характерной чертой ГК было то, что в нем отсутствовало понятие юридического лица. Субъектами гражданских прав признавались отдельные индивиды, а не коллективы. Это объяснялось тем, что централизация производства и капитала еще не получила развития, и буржуа выступал в гражданском обороте, как правило, индивидуально. Делая шаг назад по сравнению с революционным законодательством, кодекс сохранил  “гражданскую деградацию” как меру наказания, в соответствии с которой осужденный терял собственность на все имущество, “как если бы он умер естественным образом и без завещания” (ст.25, отменена в 1854 г.), устанавливал ряд ограничений в гражданских правах для женщин. ( например, они не могли быть свидетелями при составлении актов гражданского состояния).

В первой книге закреплялись основные принципы семейного права. Здесь кодекс открыто отказывался от ряда завоеваний революции. Хотя в ГК  было немало морализующих положений ( “супруги обязаны к взаимной верности, помощи, поддержке” (ст. 212.), мужчина занимал в ней господствующее положение. Так, в случае измены муж  мог требовать развода, жена же может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа, только «если он держал свою сожительницу в общем доме» (ст.229,230). (Отменено в 1884 г.).

Брак считался светским и рассматривался как договор, поэтому взаимное согласие супругов было необходимым условием (брачный возраст: мужчина- 18 лет, женщина-15). До определенного возраста (сын-25, дочь-21) требовалось согласие родителей.

Неравноправие женщины проявилось и в ее имущественном положении в семье. При общности имущества распоряжение семейным имуществом полностью предоставлялось мужу, который мог действовать без согласия жены (ст.141, 217). Можно было лишь установить раздельный режим имущества по соглашению супругов. Но и в этом случае жена не могла отчуждать недвижимость без согласия мужа.

Кодекс устанавливал неравные права мужа и жены и в отношении детей. Родительская власть по существу была сведена к отцовской власти. Отец, имевший “серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, не достигшего 16 лет”, мог лишить его свободы на срок до одного месяца. Кодекс допускал возможность признания внебрачных детей, запрещал  отыскание отцовства (ст. 340) (разрешено только с 1912 г.), но допускал отыскание материнства (ст.341).

В целом нормы семейного права в ГК Наполеона носили консервативный характер. Светский брак и допущение развода – вот, пожалуй, и все (в 1816 г., после реставрации Бурбонов  развод был отменен и восстановлен лишь в 1884 г.).

Вторая книга (“Об имуществах и о различных видоизменениях собственности”, ст.516-710) посвящена регламентации вещных прав и также исходит из классической римской классификации. Центральное место в ней занимает институт собственности.

В трактовке права собственности ликвидировано деление имущества на родовое и  благоприобретенное, введя деление вещей на движимые и недвижимые.

Кодекс дает четкую трактовку права собственности - “Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами и регламентациями» (Ст. 544). Развивая представления о “священности” и “неприкосновенности” права частной собственности, кодекс предусматривал, что собственник “не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение”.

Исключительно широко трактовались  права земельного собственника. Так, предусматривалось что: “Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу» (Ст. 552). Практически это означало, что собственник земли становился полным и абсолютным хозяином всех природных богатств, обнаруженных на его участке. Это  оказалось  невыгодно буржуазии и уже в 1810 г. и  было отменено специальным законом, предусмотревшим, что рудники могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предоставленной государством.

В третьей книге (“О различных способах, которыми приобретается собственность”, ст.711-2281), указывалось, что «Собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения между живыми или  по завещанию и в силу обязательств (ст. 711).

Наследование признавалось по закону и по завещанию (собственноручное, публичное и тайное). Наследниками умершего становились в определенной последовательности дети и иные  родственники до 12-й ступени родства (с 1917 – до 6 степени). Наследственные права внебрачных детей по кодексу был значительно сужены по сравнению с правом революции. Они могли наследовать только имущество родителей, но не по завещанию или путем дарения.

Кодекс расширил свободу завещаний и дарений, но они не могли превышать половины имущества, если завещатель оставляет после смерти одного законного ребенка, 1/3 имущества – если оставалось двое детей, 1/4 имущества – трое и более детей. При таком порядке наследования за законными детьми резервировалась большая часть имущества.

Своеобразием наследования явилось введение субституции (назначение дополнительного наследника), но только для первой степени родства.

Основное место в третьей книге отводится  обязательственным, прежде всего договорным, отношениям. Так, договор рассматривался как «соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются  перед другим лицом или несколькими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать что-либо” (ст.1101).

Кодекс отмечает  условия действия договора:

1. Согласие стороны, которая обязывается (с. 1108). Далее отмечается возможность искажения воли -  “нет действительного согласия, если согласие было дано лишь вследствие заблуждения или если оно было исторгнуто насилием или достигнуто обманом” (ст. 1109). Невыгодность договора не является препятствием за небольшим исключением. Не устанавливалось также каких-либо препятствий для принуждения экономического характера.

2. Принцип незыблемости договора “Соглашения, законно заключенные, – гласит ст. 1134 , - занимают место закона для тех, кто их заключили”. В случае невыполнения договора, “всякое обязательство сделать или не сделать, приводить возмещения убытков в случае неисполнения со стороны должника» (ст. 1142).

В кодексе содержались общие указания, относящиеся к условиям заключения отдельных договоров: купли-продажи, мены, найма, товарищества, займа и т.д. Характерно, что в нем почти не было статей, регламентирующих отношения между хозяевами и рабочими. Буржуазия рассматривала государственное вмешательство в трудовой договор как явно нежелательное. Отдельные положения, которые имелись в кодексе, свидетельствовали об открытой поддержке интересов хозяев: “Хозяину верят в отношении его утверждений: о размере жалования, об оплате вознаграждения за истекший год и о платежах, произведенных в счет вознаграждения за текущий год( ст. 1781, отменена в 1868 г.)

При соблюдении указанных в ГК общих условий договора любому лицу предоставлялась полная свобода деятельности, свобода выбора контрагентов и определения содержания договоров. Кодекс, таким образом, юридически закрепил присущую капитализму свободу предпринимательской деятельности.

Торговый кодекс 1807 г.

Торговый кодекс (ТК) дополнял ГК Наполеона положениями о юридических действиях, совершаемых коммерсантами. Этот кодекс закрепил во французской правовой системе, а затем и в других странах деление частного права  на гражданское и торговое.

Торговый кодекс состоял из 4 книг (648 статей).

В первой («О торговле вообще») содержались общие положения, относящиеся к коммерсантам, торговым книгам, товариществам, разделу имуществ, торговым биржам, биржевым агентам и маклерам, комиссионным сделкам, векселю и т.д.  Коммерсант определялся как “лицо, которое совершает торговые акты в порядке осуществления своих обычных занятий» (ст. 1), но далее указывалось, что жена не может быть коммерсанткой без согласия своего мужа.

Вторая книга («Морское право») была посвящена вопросам международной и морской торговли, третья («Конкурсное право») – банкротствам, четвертая («О коммерческих судах») – торговой юрисдикции.

Торговый кодекс значительно уступал ГК. Не случайно его многие положения ТК были существенно переработаны, а иногда просто дополнены самостоятельным торгово-промышленным законодательством. В 1838 г. был принят закон, упорядочивающий процедуру банкротства, в 1844 г. – закон об изобретениях и патентах на изобретения, в 1852-1862 гг. – законы о реорганизации банковских учреждений и т.д. Закон 1867 г. легализовал акционерные общества (“анонимные товарищества”), создаваемые явочным путем.

Гражданско-процессуальный кодекс

В 1806 г. был издан гражданско-процессуальный кодекс. В его основу был положен ордонанс о гражданском правосудии 1667 г., который и обусловил характер нового кодекса. Кодекс устанавливал процесс, требующий выполнения ряда сложных формальностей, множества процессуальных документов, что делало его медленным и неудобным.

Становление трудового права

Французская буржуазия предприняла меры для пресечения организованного рабочего движения. Принятый в 1791 г. закон Ле Шапелье запретил объединения лиц одной профессии, стачки и даже собрания рабочих с целью обсуждения условий труда. Основные положения затем были воспроизведены в УК 1810 г.

Лишь в 1884 г. в условиях нового роста рабочего движения парламент Третьей республики узаконил свободное образование рабочих союзов, которые преследовали экономические цели.

Правящие круги Франции время от времени шли на отдельные незначительные уступки в вопросах регулирования труда. Так, законы 1874-1892 гг. запретили труд детей до 13 лет, установили для подростков до 16 лет 10-часовой рабочий день, а для женщин и подростков до 18 лет – 11 часовой. В 1898 г. был принят закон, предусматривающий ответственность предпринимателя за производственный травматизм рабочих.

Уголовное право

Революция  внесла радикальные изменения и в уголовное право, перестроив его по буржуазному типу. В 1791 г. Учредительным собранием был принят уголовный кодекс.

Уголовный кодекс имел простую и четкую систему. В первой его части (“О наказании”) содержалась тщательная регламентация наказаний, которые должны были назначаться только на основе закона. УК отказался от применения типичных для феодальной эпохи членовредительских наказаний, но в целом, наказания оставались достаточно суровыми. Смертная казнь, приводимая в исполнение публично, назначалась в более чем 40 случаях. Сохранились позорящие наказания: публичный обряд лишения чести, выставление в ошейнике у позорного столба. Узаконивались каторжные работы, применялись различные виды тюремного заключения (в том числе и одиночного) и депортация (ссылка).

Во второй части (“О преступлениях и наказаниях”) давался исчерпывающий перечень деяний, которые рассматривались как преступные. В частности исключались религиозные преступления, наказания устанавливались по принципу их соразмерности с преступлениями.

Особенностью УК 1791 г. было абсолютное определение санкции, т.е. каждому преступлению соответствовало строго фиксированное наказание. Такая система, естественно, исключала всякий произвол суда, но была слишком казуистической, а поэтому непрактичной.

Все преступления делились на две группы: преступления против публичных интересов и против частных лиц. Последние,  в свою очередь, разделялись на преступления против личности и против собственности. Охране частной собственности УК уделил особенно много внимания, ей посвящены 48 из 125 его статей.

Стройное и законченное выражение “уголовно-правовая программа буржуазии” получила во французском Уголовном кодексе 1810 г. В нем отстаивалась идея формального равенства лиц перед уголовным законом, вводились ясные критерии преступления, четко очерчивался круг наказаний и т.д.

Структура УК 1810 г., в принципе следовала структуре УК 1791 г. (4 книги). Первая и вторая книги были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности, т.е. представляли собой своеобразную общую часть кодекса, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных деяний, и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (так называемая особая часть).

В УК 1810 г. особо подчеркивалось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 4).

УК 1810 г. ввел классификацию преступных действий, которые в зависимости от характера наказания делились на три группы.

К первой группе относились наиболее тяжкие деяния – преступления (crimes), которые карались мучительными или позорящими наказаниями.

Вторую группу составляли проступки (delits), наказывавшиеся исправительными мерами.

Третья группа – полицейские нарушения (contravertions) - были предусмотрены наказания полицейского характера..  

Но в области наказаний УК 1810 г. делал шаг назад по сравнению с УК 1791 г. В нем были восстановлены пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии, гражданская деградация. В качестве дополнительного наказания предусматривалось также клеймение.

В разделе о преступлениях и проступках против частных лиц более половины статей были посвящены охране собственности. Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда – пожизненные. Кодекс запрещал союзы и стачки рабочих, вводил уголовную репрессию против нищих и бродяг, не имевших определенного места жительства и средств к существованию.  

Буржуазная направленность УК 1810 г. ярко проявилась в его особенной части. На первое место выносились преступления против так называемых публичных интересов частных собственников. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягательстве на безопасность государства, содержались и специфические статьи, карающие за покушения на особу императора или членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления (ст. 87). Лица, произносящие речи, расклеивающие афиши и т.п. с целью призыва граждан к совершению преступлений против безопасности государства, рассматривались как виновные в преступлениях и заговорах (ст.102).

В последующие годы происходит некоторая либерализация уголовного законодательства. В 1832 г. были отменены отсечения руки, клеймение, выставление у позорного столба. В 1848 г. отменяется смертная казнь за политические преступления, а в 1854 г. – гражданская смерть. В 1885 г. вводится условное освобождение для лиц, отбывших не менее половины срока при условии его хорошего поведения и возможности честного существования. В 1912 – минимальный возраст уголовной ответственности – 13 лет.

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), (1808 г.)  подводил итоги буржуазных преобразований в области уголовного процесса. Он ввел т.н. смешанный процесс. В период расследования дела до суда сохранялось тайное и письменное производство. Ведение следствия осуществлялось особыми следственными судьями, полномочия которых по УПК были весьма широки, а последующее законодательство (например, закон 1856 г.) еще более их расширило. Следственный судья мог издать приказ о принудительном приводе или аресте; производил допрос обвиняемого, свидетелей, совершал осмотр на месте преступления и другие следственные действия.

Заключительная часть процесса – судебное разбирательство уголовных дел – строилась на принципах гласности, устности и состязательности. Обвинения на суде поддерживал не следственный судья, а прокурор. После выступления на суде прокурора адвокат имел право на ответ.

УПК подтвердил введенный еще в годы революции суд присяжных. Но УПК Франции не требовал единогласия присяжных, вердикт мог быть вынесен простым большинством (законом 1845 г. предусматривалось квалифицированное большинство в 8 голосов из 12). В соответствии с УПК председательствующий в судебном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюмировал дело, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные.

УПК установил трехступенчатую систему суда:

  1.  Мировой судья – мелкие уголовные и гражданские дела.
  2.  Трибунал первой инстанции – более значительные гражданские дела, а также дела по деликтам.
  3.  Апелляционный суд – пересмотр решений трибуналов по существу.
  4.  Кассационный суд (один на всю страну) – занимался рассмотрением жалоб, указывающих на формальные упущения, нарушения закона, их неверное толкование, имевшее место в апелляционном суде.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15570. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации 21 KB
  30.1. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации1. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации не прошедших соответствующего профессионального обучения и не имеющих подтверждающих такое обучение докум...
15571. Саморегулируемые организации в сфере рекламы 21.5 KB
  31. Саморегулируемые организации в сфере рекламыСаморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей рекламопроизводителей рекламораспространителей и иных лиц созданное в форме ассоциации союза или некоммерческого партнерства в целя...
15572. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы 29 KB
  32. Права саморегулируемой организации в сфере рекламыСаморегулируемая организация в сфере рекламы имеет право:1 представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти органами государственн
15573. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы 54 KB
  33. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы1. Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в том числе:1 пред
15574. Представление информации в антимонопольный орган 24 KB
  34. Представление информации в антимонопольный орган1. Юридические лица индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган его должностным лицам по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы материалы объясне...
15575. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны 27 KB
  35. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой служебной и иной охраняемой законом тайны1. Сведения составляющие коммерческую служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий не под...
15576. Организация и проведение проверок в сфере рекламы 23 KB
  35.1. Организация и проведение проверок в сфере рекламы 1. Государственный надзор в сфере рекламы осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации.2. К отношениям связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц индивидуальн
15577. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 69.5 KB
  36. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе1. Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нару
15578. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа 28 KB
  37. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа1. Решение предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения выдачи предписания.2. Подача заявления о признании недействительн