74085

Государство и право Германии в Новое время

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Союзный акт 1815 г. стал основой для создания нового государственного объединения – Германского союза, представлявшего собой крайне расплывчатую конфедерацию. Он включал 34 государство и четыре вольных города (Франкфурт, Гамбург, Любек и Бремен), отличающихся исключительной пестротой государственных форм: одна империя (Австрия)

Русский

2014-12-26

93.5 KB

6 чел.

Тема 15 « Государство и право Германии в Новое время»

План.

  1.  Создание единого Германского государства.
  2.  Право Германии.

I. Наполеон I и объединение Германии

Под давлением Франции “Священная Римская империя германской нации”, существовавшая более 800 лет, распалась и из ряда германских государств в 1805 г. была создана Германская конфедерация, а затем Рейнский союз,  который стал французским протекторатом во главе с «императором французов» Наполеоном (Рейнский союзный акт).

В 1806 г. было объявлено о прекращении существования “Священной Римской империи германской нации”.  Император Франц II Габсбург отказался от германской короны. Австрия была отторгнута от других государств Германии. Едва не прекратило свое существование и Прусское королевство которое было спасено  лишь заступничество русского императора Александра I, при этом  на ее территории было размещено 150 тыс. французских солдат, и она должна была выплатить Франции 120-миллионную контрибуцию.

В прирейнских германских областях по примеру Франции было отменено крепостное право, сословные привилегии дворянства и духовенства, введен в действие Французский гражданский кодекс 1804 г., реорганизована судебная система.

 Германский союз 1815 г.

В 1815 г., после разгрома наполеоновских войск, Пруссия, Австрия, Россия и Англия стали устроителями Венского конгресса. Среди его главных задач  -  создание военно-политического равновесия в Европе, а для его обеспечения – новых форм государственного устройства Германии.

Союзный акт 1815 г. стал основой для создания нового государственного объединения – Германского союза, представлявшего собой крайне расплывчатую конфедерацию. Он включал 34 государство и четыре вольных города (Франкфурт, Гамбург, Любек и Бремен), отличающихся исключительной пестротой государственных форм: одна империя (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также города-республики. Кроме всего, в него входили  территории, находившиеся под иностранным суверенитетом – короля Англии (до 1837 г.), великого герцога Люксембургского.

Все объединившиеся государства сохраняли свой суверенитет и самостоятельность, сохранялись даже таможенные пошлины между ними.

Правящий орган - Союзный сейм (метко названный «коллекцией мумий») состоял из уполномоченных всех германских государств (69), не имевших  самостоятельных полномочий. Действия Сейма парализовал и требующийся принцип единогласия. Особое положение в союзе занимали Австрия (которая во главе с министром Меттернихом доминировала) и Пруссия.

Важным моментом было то, что союзный акт 1815 г. предусматривал принятие в германских государствах конституций.

До  1820 г. были октроированы (дарованы правителями) конституции Вюртемберга, Ганновера, Баварии и еще девяти государств. Последующие конституции были приняты несколько позже, под влиянием революционных событий  1830 г.

Большинство конституций мало затронуло абсолютистские порядки. Система высших органов власти и управления строилась в них по такому образцу: монарх – глава государства, обладающий законодательной (совместно с ландтагом) и исполнительной властью; законодательный орган – одно-двух палатный ландтаг, созданный на основе недемократических избирательных законов. Исполнительная власть осуществлялась назначаемым монархом министром-президентом или канцлером. Конституции формально закрепляли и некоторые права подданных: равенство перед законом, независимость судей, свободу совести и др.

Ряд реформ (отмена крепостного права в 1807-1810 гг., военная реформа 1813-1815 гг., реформа государственного управления 1806-1808 гг.) был проведен и в Пруссии, но конституции в Пруссии и в Австрии были приняты только под воздействием революции 1848-1849 гг.

Главной внутренней пружиной политического  кризиса середины XIX в. стал вопрос об объединении Германии, устранении вмешательства феодальных сил в развивающиеся капиталистические отношения. Усугубляла кризис и австро-прусская конкуренция за первенство в Германии.

Прусская конституция 1850 г.

Принятая в ходе  революции  Франкфуртская конституция (март 1849 г.) была  по тем временам самой демократической конституцией. Провозглашая новую Германскую империю (ст. 1), она исключительно четко регулировала отношения между имперской властью и землями, передав в ведение империи военное дело, внешнюю политику, транспорт и связь и в то же время предоставив значительную самостоятельность каждому государству империи. Главным же достоинством конституции явилось учреждение двухпалатного рейхстага, в котором “палата народа” должна была избираться на основе всеобщего, равного и тайного избирательного права. Конституция специально оговорила уничтожение сословий, “основное право немецкого народа” (ст. 130-189): неприкосновенность личности, равенство всех перед законом, свободу слова, совести, собраний, союзов.

Но эта  конституция так не вступила в силу.

После подавления революции король Пруссии утвердил в конце января 1850 г. первую в истории Пруссии конституцию («Конституционную хартию Пруссии»). Это была одна из самых реакционных конституций.

Конституция состояла из титулов (глав): “О короле”, “О министрах”, “О палатах” и т.д. Под влиянием революции в нее была включена и глава “О правах пруссаков. Здесь было немало демократических положений (равенство всех пруссаков перед законом (ст. 4), неприкосновенность личности (ст.5), жилища (ст.6), свобода совести, науки и преподавания (ст. 12-14, 20-25), отказ от цензуры и ограничений свободы прессы (ст. 27), право на собрания и образование обществ (ст. 29, 30), тайна переписки (ст. 33)),  однако ни одно из не содержало гарантий их осуществления. Содержались лишь ссылки на издание будущих специальных законов.

Глава государства, прусский король, обладал обширнейшей компетенцией. Он  осуществлял законодательную власть (совместно с ландтагом) – «согласие короля и обеих палат необходимо для каждого закона»(ст. 62), единолично-  высшую исполнительную власть, назначал министров (ст. 45), был главнокомандующим армией, объявлял войну и заключал мир (ст. 46-48). Король назначал членов верхней палаты ландтага (ст. 65-68), созывал и закрывал его сессии (ст. 51, 52). Судебная власть также осуществлялась от имени короля судьями, которые назначались им на пожизненный срок (ст. 86, 87).

Ландтаг состоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов. Палата господ формировалась королем (с 1852 г. полностью назначалась «наследственно и пожизненно»), для выборов в палату депутатов (350 депутатов) население делилось на три избирательных курии в соответствии с суммой уплачиваемых налогов. Каждая из трех групп избирала треть состава нижней палаты ландтага, и поэтому считалась равной другим в своих правах на представительство. Однако эти группы избирателей резко различались по численному составу (3% избирали столько же депутатов, сколько и 70% от третьей курии) Таким образом, конституция, “подаренная королем”, фактически сохранила прежние феодальные порядки.

Борьба Пруссии за гегемонию в Германии

Создав и возглавив сначала Германский таможенный союз(1834 г.), а затем Налоговый союз Пруссия постепенно вытесняет Австрию из Германского союза (сначала экономически).

Ускоренное экономическое развитие Пруссии и победы в войнах с Данией (из-за Шлезвига и Гольштинии в1848, 1848-1850 гг.), с Австрией (1866 г.), обеспечили в итоге успех процессу объединения Германии по “малогерманскому” пути – без Австрии под главенством Пруссии. Здесь сыграло роль и то, что Австрия все менее и менее становилась немецким государством. ( В конце XIX в. из 37 млн. человек ее населения 19,3 млн. были славяне, 7,44 млн. – венгры и только 10,58 млн. – немцы).

В 1866 г. был образован Северо-Германский Союз (СГС), который держался на военной и экономической мощи Пруссии и стал последней вехой на пути  образования новой германской империи. В конституцию Северо-Германского Союза были перенесены многие демократические нормы Франкфуртской конституции 1849 г.– всеобщее, равное и тайное избирательное право, гражданские и политические права и свободы. Конституция вместе с тем открыто закрепила прусскую гегемонию в Союзе, передав прусскому королю должность президента. Ему же была передана и вся полнота исполнительной власти, которая поручалась ответственному только перед ним союзному канцлеру.

 Германская империя. Конституция 1871 г.

Победив в франко-германской войне 1970 г. (спровоцированной Бисмарком) Пруссии удалось присоединить к Северогерманскому союзу ряд южногерманских государств, Эльзас и Лотарингию и получить с Франции 5 млрд. франков контрибуции. Это позволило преобразовать Северогерманский союз в империю и провозгласить Вильгельма I императором Германии.

Акт о провозглашении империи был издан в январе 1871 г., а в мае вступила в силу имперская конституция, которая закрепила гегемонию Пруссии в “федеративной” Германской империи. Она состояла из 25 земель: 22 монархии (среди них 4 королевства – Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг), 18 герцогств и графств и 3 “вольных” города: Любек, Бремен, Гамбург – с республиканским устройством. Только империя обладала полнотой суверенных прав: ведение внешних дел, руководство вооруженными силами, чеканка монеты и управление финансами и экономикой, организация судопроизводства и т.д. Приоритет Пруссии был закреплен многими статьями конституции. Только прусский король мог стать германским императором; при обсуждении важнейших вопросов в Союзном совете  голос Пруссии был решающим, в том числе и  в случае равенства  голосов. Без ее согласия не могло произойти и изменение конституции. Постепенно процесс доминирования Пруссии привел к полному подчинению всех субъектов прусскому  руководству.

Главой государства, обладающий высшими  полномочиями, являлся кайзер, или император германской империи. Титул этот принадлежал прусскому королю и давал ему возможность от имени империи объявлять войну и заключать мир, назначать и принимать послов, заключать договоры, созывать и закрывать заседания представительных органов государства – Союзного совета и рейхстага. Конституция наделяла императора правом обнародования имперских законов, следить за их исполнением, имея при этом право издавать распоряжения и указы, которые скреплялись подписью имперского канцлера.

Усилению личной власти кайзера в значительной степени способствовало и то обстоятельство, что подчинявшиеся ему органы управления Пруссии (гражданский, военный и военно-морской кабинеты) приобрели общеимперские функции. Став негласными органами империи (в конституции о них не упоминалось), они обеспечивали прусскому королю широкое поле деятельности в качестве кайзера.

В соответствии с конституцией государственными делами империи непосредственно управлял назначаемый императором и ответственный только перед ним имперский канцлер (рейхсканцлер). Он был единственным имперским министром, который стоял во главе всех имперских ведомств и учреждений (за исключением военного и военно-морского, руководители которых – государственные секретари – назначались канцлером и являлись его подчиненными). Персональная уния -  “германский кайзер – прусский король”,  дополнялась практикой “имперский канцлер – прусский министр-президент”.

Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг) стали двумя коллегиальными органами власти Германской империи. Бундесрат состоял из уполномоченных всех земель империи, руководил им прусский представитель. Пруссии же принадлежала треть всех голосов Совета (17, позже 22 - из 58), что позволяло блокировать любое решение (необходимо было 14 «против»).

Он обладал правом законодательной инициативы, рядом полномочий в сфере исполнительной власти: право издания указов, устранять “недостатки, выясняющиеся при осуществлении имперских законов”, назначение ряда высших должностных лиц (членов имперского суда, счетной палаты и др.). Он наделялся также функциями арбитра в конфликтах между государствами, входящими в империю. Фактические полномочия бундесрата все больше сужались по мере превращения империи в унитарное государство.

В отличие от Союзного совета рейхстаг (избирался на 3 года, а с 1887 – на 5 лет на основании всеобщего мужского избирательного права) олицетворял народное представительство в Германской империи. Конституция закрепила за рейхстагом право разработки и принятия законов, утверждения бюджета и ряд других финансовых полномочий, участия в разрешении конституционных споров между землями и пр. Самым важным полномочием рейхстага было утверждение бюджета. Но наиболее серьезные вопросы решались подчас без его ведома – так,  в 1874 г. был принят закон, по которому средства на армию в течение семи лет отпускались без одобрения рейхстага.

Заседания рейхстага, в отличие от бундесрата, носили гласный характер с обязательным опубликованием всех выступлений в прессе. Внимание общественности было широко привлечено и к так называемому праву интерпеляции, т.е. праву парламентского запроса. Подписанный не менее чем тридцатью депутатами запрос нередко становился началом ожесточенной дискуссии по самым острым государственным, правовым и социально-экономическим проблемам.В конце XIX – начале ХХ в. рейхстаг Германии стал одной из самых ярких политических трибун Европы.

 Германское государство в конце XIX – начале ХХ в.

В дальнейшем политический режим Германии претерпел целый ряд серьезных изменений. В 1878 г. Бисмарку удалось добиться от рейхстага утверждения «Закона об общеопасных устремлениях социал-демократии» (т.н. “исключительного” закона против социалистов), который ограничивал права социал-демократов. Но в  80-е гг. началась постепенная либерализация режима, которая разрешила такие формы деятельности, как издание газет и журналов, проведение политических демонстраций и  собраний.

После начала  Германией в августе 1914 г. войны, в ней стал складываться режим военной диктатуры, выражающей интересы самых агрессивный кругов монополистического капитала и юнкерства Германии. Этому процессу способствовало введение Закона об осадном положении, на основании которого вся полнота власти на местах передавалась командующим военными округами. Были ужесточены нормы уголовного права для всех военнообязанных и военнослужащих; введены военно-полевые суды, которым были переданы дела всех лиц, обвиняемых в сопротивлении властям, в государственной измене и в тяжких уголовных преступлениях. Жесткая военная цензура взяла под контроль всю германскую прессу, репертуар театров и пр.

В августе 1914 г. рейхстаг принял Закон о предоставлении чрезвычайных полномочий правительству, ускоривший создание государственно-монополистических предприятий, легализовавший грабеж завоеванных территорий.

В октябре 1918 г. была введена обязательная министерская подпись на распоряжения императора, принят Закон об изменении конституции, который лишил главу государства всех его решающих полномочий, а канцлера, государственных секретарей и генеральный штаб поставил под полный контроль рейхстага.

Эти изменения привели к новым либеральным переменам в политическом режиме, но  на результаты войны это уже не могло повлиять, и не спасли монархию. В ходе начавшейся революции в ноябре 1918 г. Вильгельм II вынужден был отречься от престола.

II. Развитие германского права до 1871 г.

После поражения Наполеона в ряде германских государств идет разработка гражданских кодексов, сочетающих буржуазные принципы Кодекса Наполеона и феодальные нормы. Особое место среди них заняло Австрийское гражданское уложение 1811 г., содержавшее многочисленные нормы, которые носили, в сущности, буржуазный характер и способствовали развитию капитализма.

Но при этом уложение сохраняло многочисленные нормы феодального права. Предусматривалось деление права собственности на полное и неполное, а собственников на “верховного” и “подчиненного”.

В области наследственного права использовались такие институты, как субституции, т.е. назначения поднаследников, а также фидеикомиссы, предусматривающие установление неотчуждаемых семейных имуществ. Закреплялись также различия в правовом положении лиц на религиозной основе. Но в целом Австрийское гражданское уложение явилось большим шагом вперед. Оно восприняло концепцию “прирожденных прав” человека, декларировало отмену рабства и крепостного состояния, вплотную подошло к признанию идеи равенства лиц перед законом.

Значительным памятником гражданского права Германии середины ХIХ в. явилось Саксонское гражданское уложение 1863 г., которое представляло собой попытку переработать в соответствии с традиционным “германским духом” и интересами немецкой буржуазии “современное пандектное право”.

Составители Саксонского гражданского уложения подвергли резкой критике ГК Наполеона, объявив его “смешением начал римского права, притом весьма неверно понятых, с французскими обычаями”, заменили институционную систему пандектной.. Но структура и юридическая техника в Уложении при всех элементах новизны были далеки от совершенства, и оно подвергалось критике за многочисленные повторения, наукообразность и непрактичность многих ее статей. Критики Уложения не без основания отмечали, что оно слепо подражает римскому праву и скорее походит на учебник, чем на законодательный акт. Лишь с образованием Германской империи создавалась реальная политическая основа для унификации и систематизации гражданского права Германии.

 Германское гражданское уложение

Значительной вехой в развитии буржуазного гражданского права явилось принятое в 1896 г. и вступившее в силу с 1 января 1900 г. Германское гражданское уложение (ГГУ). Нередко в литературе используется термин БГБ (BGB), по начальным буквам официального, немецкого названия – Burgerlicnes Gesetzbuch. В нем не только отразились особенности экономической и политической жизни Германии конца XIX в.,  но и новые и характерные для эпохи индустриального капитализма тенденции в развитии буржуазного и гражданского права в целом. Как следствие, влияния ГГУ на гражданские кодексы ХХ в. более значительно, чем ГК Франции (например, в Бразилии, Китае и др.).

Разработка гражданского кодекса в Германии началась сразу же после 1873 г., когда была принята поправка к конституции, относящая гражданское право к компетенции империи. Первый проект (1888 г.) был отвергнут, как чрезмерно сложный. Второй проект, (1895 г.), напротив, приветствовался буржуазией, как “победу германского духа над римским”.

Германское гражданское уложение было построено по пандектной системе. Оно состояло из 5 книг (2385 параграфов). Язык ГГУ по сравнению с ГК Наполеона был тяжеловесным, но юридически более точным и совершенным.

Первая книга - общая часть (§§ 1-240)

Вторая – обязательственное право (§§ 241-853)

Третья – вещное право (§§ 854-1296)

Четвертая – семейное право (§§ 1297-1921)

Пятая – наследственное право (§§ 1922-2385)

В разработке целого ряда положений ГГУ делает несомненный шаг вперед по сравнению с кодексом Наполеона. Так, Уложение не только признает юридическое лицо, но и посвящает ему специальную главу.

ГГУ выделяет два вида юридических лиц: ферейны (общества и союзы) и учреждения.

Под ферейнами понимаются союзы лиц, связаных членскими правами и обязанностями. Ферейн, если не имеет хозяйственных целей, приобретает гражданскую правоспособность путем внесения записи в специальный реестр при суде, имеющие  хозяйственные цели -  в результате правительственного разрешения, которое выдается отдельными германскими государствами – членами союза. Правоспособность и устройство общества определяется в его уставе; в нем же фиксируется порядок выборов правления и круг его деятельности. Вместе с тем предусматривалась возможность контроля за ними со стороны государства -  «обществ может быть лишено правоспособности, если вследствие противозаконного постановления общего собрания или благодаря противозаконному  образу действия правления оно угрожает общественным интересам» (§ 43).

Учреждения образуются в силу волеизъявления частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели необходимое имущество.

Выделялась еще одна форма  обществ – неправоспособные, имеющие характер объединения, но не отвечающие всем юридическим требованиям (напр. рабочие союзы). Это впервые юридически зарегистрировало рабочие организации.

В ГГУ нет противопоставления права и морали, наоборот, его авторы стремились ввести в гражданское право моральные нормы. Идея “социальности” права находит здесь четкое выражение: “Не допускается осуществление права, если целью такого осуществления может быть только причинение вреда другому” (§ 226) (Так называемая «шикана» - злоупотребление правом.). Хотя пределы действия данного положения были ограничены (вред должен составлять единственную цель незаконного действия), его закрепление в германском праве было весьма симптоматичным.

Такого рода забота о “справедливости” проходит через все Уложение. Например, подчеркивается, что повреждение или уничтожение чужой вещи не является противоправным, когда оно совершено, чтобы “отразить от себя или другого опасность”, которую нельзя предотвратить иным путем, или при условии, “если причиненный при обороне вред не стоит вне соответствия с размерами опасности» (в § 228).

Как и в Кодексе Наполеона, ГГУ не дает определение этого вещного права, но указывает, что собственник властен распоряжаться вещью по своему усмотрению и устранять других от всякого на нее воздействия, но настолько, “насколько тому препятствует закон или права третьих лиц” (§ 903).

В общей форме указывается, что “право собственника земельного участка простирается как на пространство, находящегося под поверхностью, так и на недрах земли. Но учитывая потребности капиталистического предпринимательства, отмечалось: “Собственник не может, однако, воспретить воздействие, происходящее на такой высоте или на такой глубине, что устранение его не предоставляет для него интереса” (§ 905).  Более высокую ступень промышленного развития отражает и положение о том, что, собственник земельного участка не мог воспрепятствовать проникновению к нему с другого участка газов, паров, запаха, дыма, копоти, теплоты, шума, сотрясения и т.д., если “такое воздействие не стесняет его или стесняет только в незначительной мере в пользовании своим участком” (§ 906).

В противоположность римскому праву, ГГУ предусматривает, что собственник земельного участка не в праве обрезать проникшие к нему с соседнего участка корни или ветви, если они не мешают ему пользоваться своим участком.(§ 910).

Новым в Германском уложении было признание ценных бумаг в качестве объекта права собственности.

Германское гражданское уложение в отличие от гражданского кодекса Франции дает общее понятие об обязательствах и  основаниях их возникновения (договор и деликт). Особенностью ГГУ является существование абстрактных обязательств (чаще всего облеченных в письменную форму – чек, вексель).

Основной вид обязательств – договор.  Его основой, согласно ГГУ, является волеизъявлеяние сторон. Существовали и ограничения свободы договоров и признания их недействительными – это требования соответствия договоров «доброй совести» и «добрым нравам».

Так, сделка, нарушающая “правила общественной нравственности”, является ничтожной (§138 – ему присвоено почетное звание «королевского параграфа»). Должник обязан был исполнять договор так, как этого требует “добрая совесть”(§242). А  “Кто умышленно причинит вред другому способом, противным добрым нравам, тот обязан возместить вред”(§ 826). В случае правонарушения с причинением вреда, который не является имущественным (телесное повреждение и т.п.), потерпевший имел право на “справедливое” вознаграждение (§ 847). Должник же мог просить суд об уменьшении размеров неустойки, если таковая “несоразмерно велика” (§ 343).

Экономически важным является договор о найме. Здесь даются определенные гарантии рабочему классу.  Так, нанятый не лишался работы и зарплаты, если в течение короткого времени по личным обстоятельствам, но не по своей вине, он был лишен возможности оказывать услуги (§ 616). Хозяин был обязан заботиться о здоровье и даже нравственности нанятых, если они “входят в круг домашних нанимателя”(§ 617-618). Во избежание кабальных отношений договор найма не мог заключаться на срок более 5 лет. Но в целом Уложение не устранило некоторые полуфеодальные формы эксплуатации труда. Многие параграфы в ГГУ были сформированы таким образом, что судьи получали легальную возможность отступать от общих правил, если только имелись “серьезные основания”. Например, в договорных отношениях суд в случае “уважительных причин”  и т.п. мог признать право одной стороны на досрочное прекращение договора (договора найма услуг, товарищества и др.), что свидетельствовало об отходе от принципа святости договоров..

“Каучуковый” характер многих положений ГГУ отнюдь не помешал реализовать в важнейшие требования буржуазии – обеспечение прочности гражданского оборота и надежную защиту собственнических прав и интересов. Это Уложение в большей степени, чем кодекс Наполеона, придерживалось принципа выполнения публичных формальностей при совершении целого ряда гражданско-правовых действий - например, в случае обещания установить ренту (§ 761), уступки требования по ипотечным листам  (§ 1154) и т.п.  Приобретение вещных прав на недвижимое имущество осуществлялось, например, внесением записи в вотчинные книги – «если в вотчинную книгу на чье-либо имя внесено известное право, то предполагается, что это право принадлежит ему»(§ 891).

На укрепление стабильности гражданского оборота направлено, например, и положение о том, что в “пользу владельца движимой вещи предполагается, что он собственник вещи”(§ 1006). Эта презумпция не имела силы лишь против прежнего владельца, у которого вещь украдена или “иным образом утрачена”, если последний возбуждал вещный иск. Тяжелым условием для должников было восстановление римского правила о том, что должник не вправе исполнить свое обязательство по частям (§ 266).

Отдельная книга ГГУ посвящена нормам семейного права. Согласно Уложению единственной формой брака был гражданский брак. Брачный возраст устанавливался с 16 лет для девушек и 21 год – для юношей. Для заключения брака было необходимо обоюдное согласие, а для лиц младше 21 года – и их родителей.

Заключению брака предшествовала помолвка, которая рассматривалась как соглашение, неисполнение которого влекло ответственность.

Развод допускался лишь в строго определенных случаях. Взаимного согласия супругов было недостаточно. Необходимо было злонамеренное оставление супруга, грубое нарушение созданных браком обязанностей (бесчестное и развратное поведение), жестокое обращение с супругом. Своеобразием являлось запрещение «вступать в брак разведенному по прелюбодеянию супругу с лицом, с которым разведенный супруг совершил прелюбодеяние, если по решению о разводе признано, что это прелюбодеяние послужило основанием к разводу» (§1312). Также женщине запрещалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего

  Имущественные отношения определялись брачным договором. Оно могло быть объединено или остаться в раздельной собственности.

Наследование осуществлялось по закону или по завещанию. Завещать могло любое дееспособное лицо старше 16 лет, но до 21 года завещание делалось в публичной форме. Свобода завещания была ограничена наличием обязательных наследников, которые должны были получать «обязательную долю». Наследование по закону осуществлялось по системе парантелл (линий родства) – причем  ближайшая степень родства устраняла последующие. Кроме того, учитывалась очередность: нисходящие родственники, восходящие родственники и т.д. В отличие от кодекса Наполеона переживший супруг при этом имел привилегированное положение. Еще одной особенностью являлось институт совокупного завещания (муж и жена).

В связи с принятием ГГУ возникает необходимость выработки нового Торгового кодекса, который был принят в 1897 г. и введен в действие одновременно с ГГУ.

Торговый кодекс включал в себя 4 книги. В первую книгу входили нормы о торговых деятелях (маклерах, торговцах); 2-я была о торговых товариществах; 3-я – о правилах торговых сделок; 4-я – о морском праве.

Согласно кодексу торговыми считались сделки, заключенные коммерсантами, а торговое право рассматривалось как комплекс норм, регулирующих коммерческую деятельность.

Уголовное право

В мае 1871 г. в качестве уголовного кодекса Германской империи было введено в действие Уголовное уложение Северо-Германского союза 1870 г., которое отличалось сравнительно высокой юридической техникой.

В структуре и содержании Уголовного уложения проявлялись следы влияния УК Франции. Уложение состояло из трех частей, первые две были посвящены общим вопросам уголовного права: разграничению преступлений, проступков и полицейских нарушений, уголовной ответственности, принципам наказания, покушению, соучастию и т.д. Третья часть была посвящена конкретным видам преступлений и наказаний и выполняла роль особенной части кодекса.

Система наказаний включала в себя смертную казнь, тюремное заключение, штраф, конфискацию имущества, ограничения в правах.

Уложение самыми суровыми мерами охраняло государственный строй Германской империи - посягательством на верховную государственную власть рассматривались убийство императора, изменение порядка престолонаследия и т.п. За одно лишь публичное произнесение речи или распространение сочинений с целью побудить к одному из деяний, указанных в этих параграфах, виновный подлежал наказанию до 10 лет. Произнесение речи на собрании, распространение сочинений или изображений, которые подстрекают к неповиновению законам или иным постановлениям властей, карались штрафом или тюремным заключением до двух лет.(§80,81). Еще более суровые наказания предусматривались для лиц, которые собираются на публичной дороге, площади или улице и не расходятся после трехкратного приказа должностного лица или “начальника вооруженной силы”. Если последним было оказано сопротивление, то виновные наказывались как бунтовщики (§ 116).

Лицо, принимающее участие в обществе, организации, и цели которого “скрываются от правительства”, подлежит тюремному заключению (§ 128).

Несмотря на строгий характер Уголовного уложения 1871 г., оно отразило и некоторые либеральные тенденции своего времени, в частности, борьбу за запрещение смертной казни. По Уложению смертная казнь в мирное время в качестве меры наказания предусматривалась лишь в двух случаях: за убийство главы государства (включая глав государств, входящих в состав Германской империи) и за убийство по заранее обдуманному плану.

Особый отдел Уголовного уложения был посвящен вопросу об умышленных банкротствах, причинивших вред своим кредиторам, нарушающих порядок ведения дел.

Судебный процесс

Судебный процесс в Германии регламентировался Гражданско-процессуальным кодексом 1877 г. и Уголовно-процессуальным кодексом 1877 г.

Германский ГПК был по сравнению с французским значительно более простым. Процесс носил состязательный характер, наделял стороны широкими процессуальными правами и возлагал на них обязанность сбора доказательств. Суд лишь оценивал представленные факты.

Согласно УПК 1877 г. процесс строился на принципах устности, гласности, независимости следственного судьи от прокурора и участии адвоката на предварительном этапе следствия. Особенностью уголовного судопроизводства Германии было право присоединения к прокурору потерпевшего в качестве обвинителя.

Установлена была свободная оценка доказательств по тяжким преступлениям, действовал суд присяжных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38395. Історія екогноміки 397.5 KB
  Метою вивчення Історії економічних учень“ є: поглиблення і розширення знань з економічної теорії; економічної і загальної культури фахівців з економіки; формування теоретичної тази бази для аналізу проблем сучасної економічної політики; всі відповіді правильні. Маркса: Злиденність філософіїâ€; Теорії додаткової вартостіâ€; Критика політичної економіїâ€; Критика Готської програмиâ€. Засновником теорії активного торговельного балансу був: а Б. Маркса належать: а дослідження переважно сфери матеріального виробництва;...
38396. ІСТОРІЯ ЕКОНОМІЧНИХ УЧЕНЬ ЯК НАУКА. СТАНОВЛЕННЯ ЕКОНОМІЧНОЇ ДУМКИ 293.5 KB
  Автором теорії утримання яка започаткувала розгляд витрат як альтернативних був: а Т. Автором теорії додаткової вартості був: а А. Автором теорії абсолютної земельної ренти був: а В. Автором суб’єктивнопсихологічної теорії проценту був: а К.
38399. Основи міжнародного морського права 633 KB
  Сучасне міжнародне морське право — це галузь міжнародного права, що регулює дослідження і використання просторів Світового океану, його дна і ресурсів у мирних цілях, а також польоти літальних апаратів у повітряному просторі над Світовим океаном.
38400. Теория капитала 92.62 KB
  Методологическое значение учения о двойственном характере труда для построения и развития научной теории капитала Ира 6. Формальное и реальное подчинение труда капиталу как выражение двойственного характера труда Вика 9. Капиталистическое обобществление производства в эпоху свободной конкуренции и тенденция к упрощению труда Настя 10. Эволюция капитала и процесс усложнения труда Даша 12.
38402. Основы маркетинга 162 KB
  Существует пять основных подходов на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: Общая тенденция развития перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности. Концепция совершенствования производства Эта концепция утверждает что потребители будут благожелательны к товарам которые широко распространены и доступны по цене а следовательно руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании...
38403. Рынок и его структура 255.5 KB
  движения посредством куплипродажи товаров капиталов рабсилы технологий информации. Достоинства товарного рынка: обеспечение интересов производителей и потребителей заинтересование производителей в удовлетворение потребностей препятствует монополии в производстве и обращении товаров освобождает экономику от товарного дефицита расширяет возможности субъектов предпринимательской деятельности эффективнее других хоз. систем решает проблемы экономики Товарный рынок это обобщённое понятие подразумевает по существ систему рынков...