741

Исследование параметров и характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением

Курсовая

Физика

Построение статических характеристик двигателя постоянного тока. Исследование механических характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением. Методика расчета параметров модели двигателя. Результаты исследования искусственной механической характеристики при пониженном напряжении на обмотке якоря. Частотная характеристика двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

Русский

2013-01-06

337.5 KB

62 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский государственный технический университет

радиотехники, электроники и автоматики"

МГТУ МИРЭА

Кафедра проблем управления

РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту по дисциплине

«Приводы роботов»

на тему

«Исследование параметров и характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением»

Выполнил:

Студент группы КС-52-08 Липанов С. И.

Преподаватель:

Доцент кафедры Проблемы Управления

Цыпкин В. Н.

Москва, МИРЭА 2011 г.

  1.  Построение статических характеристик двигателя постоянного тока

Цель работы: исследование статических режимов в двигателе постоянного тока с электромагнитным возбуждением.

Объект исследования:

Серийно выпускаемый двигатель постоянного тока с независимым возбуждением типа 2ПН100МГУХЛ4.

2П – название серии, машина постоянного тока.

Н - защищенное с самовентиляцией.

Г-тахогенератор.

100 мм – высота оси вращения, двухполюсный.

М – условное обозначение средней длины сердечника якоря, М – средняя.

Справочные данные на двигатель [1] приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Технические данные исследуемого двигателя.

Тип двигателя

Мощ-

ность

Напря-

жение питания на обм. якоря

Частота вращения

КПД

Сопротивление обмотки при 150С

Индукт.

цепи

якоря

Момент

инерции

номин.

макс.

якоря

добав.

полюсов

возбуждения

кВт

В

об/мин.

%

Ом

Гн

кг∙м2

(Н∙м∙с2/рад)

Pном.

Uaном. 

nном.

nmax

ηном.

Rа

Raдоб..

Rf

La

J

2ПН100МУХЛ4

1,2

110

2120

4000

75

0,436

0,355

103

14

0,011

Таблица 2. Основные размеры двигателя.

b10

d10

d20

d30

l10

l30

масса

160mm

22mm

130mm

220mm

140mm

414mm

36кг

Метод исследования:

Исследование проводится виртуально в программной среде Multisim 11, по методике, разработанной на кафедре электротехники, электроники и автоматики ФГБОУ ВПО МГТУ “СТАНКИН”. Основные положения методики приведены в [2].


1. Исследование механических характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

1.1 Схема виртуального эксперимента.    

Рис. 1. Схема виртуального эксперимента для построения идеальных механических характеристик ДПТ с независимым возбуждением.

1.2. Методика расчета параметров модели двигателя.

- Полное активное сопротивление цепи якоря при наличии добавочных полюсов.

 

Если машина выполнена без добавочных полюсов, то .

- Номинальная частота вращения вала (угловая скорость в номинальном режиме)

- Номинальный момент на валу

- Мощность, потребляемая двигателем из сети в номинальном режиме

Вт.

Значение ηном берется в долевых единицах.

- Мощность, потребляемая обмоткой возбуждения в номинальном режиме

Вт.

Значение  напряжения на обмотке возбуждения  в номинальном режиме задается преподавателем. Двигатели серии 2П изготавливаются с независимым возбуждением.  Напряжение возбуждения 110 или 220 В независимо от номинального напряжения на обмотке якоря.

Мощность, потребляемая обмоткой якоря в номинальном режиме

Вт

- Статическое значение тока якоря в номинальном режиме

 A

- Статическое значение ЭДС обмотки якоря в номинальном режиме

В.

- Постоянный коэффициент ЭДС двигателя при неизменном потоке полюса

В∙с/рад.

- Постоянный коэффициент электромагнитного момента двигателя при неизменном потоке полюса

Н∙м/А .

- Электромагнитный момент двигателя в номинальном режиме

Н∙м.

- Собственный статический момент сопротивления (момент трения двигателя) в номинальном режиме

Н∙м.

- Коэффициент вязкого скоростного трения двигателя при допущении линейности момента трения во всем скоростном диапазоне работы ДТП

Н∙м∙с/рад.

- Значение пускового тока якоря при прямом пуске двигателя

А.

- Пусковой электромагнитный момент двигателя при прямом пуске

Н∙м.

- Индуктивность обмотки возбуждения можно принять приближенно равной индуктивности обмотки якоря

мГн.

- Электромагнитная постоянная времени двигателя

с.

- Электромеханическая постоянная времени двигателя

с.

1.3. Результаты расчета параметров.

Таблица 3. Параметры модели исследуемого двигателя.

п/п

Наименование

параметра

Обозначение параметра

Значение

Размерность

стандарт

MultiSim

1

2

3

4

5

6

1.

Сопротивление обмотки якоря (цепи якоря)

Ra  (RaΣ)

Ra

0,791

Ом

2.

Индуктивность обмотки якоря

La

La

14

мГн

3.

Сопротивление обмотки возбуждения

Rf

Rf

103

Ом

4.

Индуктивность обмотки возбуждения

Lf

Lf

14

мГн

5.

Коэффициент вязкого скоростного трения

βf

Bf

0,004799

Н∙м∙с/рад

6.

Момент инерции ротора двигателя

J

J

0,011

Н∙м∙с2/рад=кг∙м2

7.

Частота вращения ротора в номинальном режиме

nном.

NN

2120

об/мин

8.

Напряжение питания обмотки якоря (номинальное значение)

Uaном.

Van

110

В

9.

Ток в обмотке якоря в номинальном режиме (статическое значение)

Iaном.

Ian

14.477

А

10.

Напряжение питания обмотки возбуждения в номинальном режиме

Uf ном.

Vfn

110

В

11.

Момент статической нагрузки на валу двигателя

Mcн

Tl

0

Н∙м

12.

Угловая скорость в номинальном режиме

Ωном.

221,9

рад/с

13.

Коэффициент ЭДС двигателя при неизменном потоке полюса

KE

0,44389

В∙с/рад

14.

Коэффициент электромагнитного момента при неизменном потоке полюса

KM

0,44389

Н∙м/А

15.

Электромагнитный момент двигателя в номинальном режиме.

Mэном.

6,4262

Н∙м

16.

Пусковой электромагнитный момент двигателя при прямом пуске с номинальным напряжением на обмотке якоря

Mп

61.2

Н∙м

17.

Электромагнитная постоянная времени двигателя

Te

0,017

с

18.

Электромеханическая постоянная времени двигателя

ТМ

0,04415

с

1.4. Результаты исследования естественной механической характеристики.

Таблица 4. Естественная (идеальная) механическая характеристика ДПТ с независимым возбуждением.

№ п/п

n

Mэ

Ia

Ua

Mсн

Mт

Примечание

об/мин

Н∙м

А

В

Н∙м

Н∙м

1

2322

1,167

2,628

110

0

1,167

реальный хол. ход

2

2119

6,464

14,563

110

5,4

1,064

3

1193

30,599

68,934

110

30

0,599

4

19.966

61,208

137,891

110

61,2

0,008

режим пуска

1.5. Результаты исследования искусственной механической характеристики при пониженном напряжении на обмотке якоря.

Таблица 5. Искусственная механическая характеристика ДПТ с независимым возбуждением при пониженном напряжении на обмотке якоря.

№ п/п

n

Mэ

Ia

Ua

Mсн

Mт

Примечание

-

об/мин

Н∙м

А

В

Н∙м

Н∙м

-

1

1625

0,817

1,840

77

0

0,817

реальный хол. ход

2

1422

6,114

13,775

77

5,4

0,714

3

496.873

30,249

68,145

77

30

0,249

4

0,042

43,209

97,343

77

43,2105

-0,0015

режим пуска

 Мп=43, 2105

1.6. Результаты исследования искусственной механической характеристики при пониженном значении магнитного потока возбуждения.

Таблица 6. Искусственная механическая характеристика ДПТ с независимым возбуждением при пониженном значении магнитного потока возбуждения и Ua=Ua ном.

№ п/п

n

Mэ

Ia

Ua

Uf

Mсн

Mт

Примечание

-

об/мин

Н∙м

А

В

В

Н∙м

Н∙м

-

1

3253

1,635

5,261

110

77

0

1,635

реальный хол.ход

2

2846

6,830

21,982

110

77

5,4

1,43

3

994.463

30,499

98,155

110

77

30

0,499

4

0.085

43,209

139,061

110

77

43,2105

-0,0015

режим пуска

Н∙м. Мп=43,2105

KM(пониж)= KM* Uf / Ua, KM(пониж)= 0,310723

Рис. 2. Семейство механических характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

  1.  ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА.

ПОСТРОЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ  ХАРАКТЕРИСТИК ДПТ С НЕЗАВИСИМЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ.

В качестве переходных характеристик в работе рассматриваются реакции двигателя на ступенчатое воздействие заданного уровня. В этом случае используется включение ДПТ на постоянные напряжения на обмотках якоря и возбуждения. Исследуемыми  реакциями являются частота вращения вала n(t) и электромагнитный момент Mэ(t).

2.1. Схема виртуального эксперимента.

Рис. 3. Схема для проведения виртуальных экспериментов и построения переходных и частотных характеристик ДПТ с независимым возбуждением в режиме численного анализа.

2.2. Переходные характеристики двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

Рис. 4. Зависимость скорости вращения ротора от времени.

Время разгона 250 мс.

Рис. 5. Зависимость крутящего момента от  времени.

2.3. Результаты исследования переходных характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

Таблица 7. Переходные характеристики ДПТ с независимым возбуждением

t, c

0

0.0015

0.003

0.0054

0.0069

0.0085

0.02

tрас.=0.45

tраз.,с

Mэ, Н∙м

0

5.102

9.782

16.012

19.706

23.009

38.85

37.23

1.167

0.135

n, об/мин

0

3.666

13.8

40

64

93

417

1277

2321

2.4. Построение переходной характеристики двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

ПОСТРОЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДПТ С НЕЗАВИСИМЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ.

Частотные характеристики двигателя показывают возможности отработки им синусоидального входного сигнала в диапазоне изменения частоты сигнала ω (или f ) от 0 до  ∞ в установившемся режиме.

В качестве воздействия в данной работе рассматривается напряжение ua(t), подаваемое на обмотку якоря. Реакциями являются частота вращения вала n(t) и развиваемый двигателем электромагнитный момент Mэ(t).

2.5. Частотная характеристика двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

Рис. 6. Зависимость n от Ua, частота f перестройки Ua равна 1Гц.

2.6. Результаты исследования частотной характеристики двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

Таблица 8. Временная зависимость n(t).

t, c

0.3

0.5

0.8

1.0

1.3

1.5

1.8

2.0

n, об/мин

2551

2339

2092

2286

2552

2354

2092

2292

Таблица 9. Экспериментальная АЧХ двигателя.

f, Гц

1

3

5

10

15

20

30

50

100

nm, об/мин

230.5

207

168

61

32

18

8

3

0.75

Рис. 8. График экспериментальной АЧХ двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

  1.  Результаты численного анализа: АЧХ и ФЧХ для выходной переменной частоты вращения ротора.

f, Гц

1

3

5

10

15

20

30

100

Примечания

nm

230.4

211.12

166.64

67.45

31.97

18.55

8.3

0.7

АЧХ

n*m

20.95

19.19

15.15

6.13

2.9

1.68

0.75

0.06

АЧХ

φn,град.

-15.8

-48.8

-79.9

-126.5

-144.8

-153.8

-162.6

-174.8

ФЧХ

Um=11

Рис. 9.  АЧХ двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

Рис. 10. ФЧХ двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

2.9. Построение графиков АЧХ и ФЧХ двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

n*m (fнач.). = 20.95 об/мин;

n*m(fгр.)=0,707 n*m(fнач.);  fгр = 22.6 Гц;


ВЫВОД.

В ходе курсовой работы был исследован  двигатель постоянного тока с независимым возбуждением. Были сняты механические характеристики, переходные характеристики и частотные характеристики конкретного двигателя, так же были проведены соответствующие вычисления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

[1] Копылов И.П. (ред) «Справочник по электрическим машинам. Том 1»

— М.: Энергоатомиздат 1988 г.

[2] Кузовкин В. А., Филатов В. В. «Электромагнитные устройства и электрические машины.» Москва 2004 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24401. Управление через договор франчайзинга 69.5 KB
  Управление через договор франчайзинга. Термин франчайзинг имеет французские корни franchise привилегия льгота и означает в современном понимании систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров и услуг. Франчайзинг как специфическая разновидность договора зародился в США. В 60е годы франчайзинг стал стратегией роста и развития гостиниц и мотелей.
24402. Профессиональная этика 33 KB
  Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики базирующиеся на общечеловеческих нормах морали предполагают: а профессиональную солидарность иногда перерождающуюся в корпоративность; б особое понимание долга и чести; в особую форму ответственности обусловленную предметом и родом деятельности. Профессиональные этики как правило касаются лишь тех видов профессиональной деятельности в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала т.
24403. Нормативная этика 29 KB
  Все моральные учения и этические теории выдвигавшиеся в истории в конечном итоге были посвящены решению практических нравственных проблем. И каждый теоретик посвоему обосновывал моральные представления того обва и класса духовным выразителем интересов крого он выступал хотя субъективно стремился к созданию беспристрастной теории возвышающейся над различными моральными позициями. края содержит моральные оценки и предписания но не может быть научной и метаэтику края является якобы строго научной теорией очищенной от моральных...
24404. Деловое общение 42 KB
  Дейл Карнеги еще в 30е годы заметил что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять от его умения общаться с людьми в этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или как их чаще называют на Западе заповеди personal public relation весьма приближенно можно перевести как деловой этикет. Только поведение...
24405. Системы этического знания: теоретическая и нормативная этика 102 KB
  Системы этического знания: теоретическая и нормативная этика. Этика – наука изучающая феномен морали. Слово этика от греч. В целом же слова этика мораль нравственность продолжают употребляться как взаимозаменяемые.
24406. Система этического знания 30 KB
  Этика обычай нрав характер это совокупность принципов и норм поведения принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали содержащую две составляющих: теоретические исследования теоретическая этика и нормативные разработки нормативная этика. Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали ее роль и место в обществе функции механизм действия ее...
24407. Профессиональная этика. Этика управления. Взаимоотношения руководителя и подчиненных 32.5 KB
  Профессиональная этика. Этика управления. Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. Профессиональная этика вырабатывает нормы стандарты требования характерные для определенных видов деятельности.
24408. Этика делового общения 34 KB
  Этика делового общения Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших если не важнейшим фактором определяющим шансы добиться успеха в бизнесе служебной или предпринимательской деятельности. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения Джен Ягер выделяет шесть следующих основных принципов: 1. Во втором случае оно проходит с помощью переписки или технических средств а первом при непосредственном контакте субъектов общения....