74238

Факторы самобытности в развитии Российской цивилизации

Лекция

История и СИД

Ее основными элементами были: Община как первичная хозяйственно-социальная ячейка а не как частнособственническое образование как на Западе; Государство с его особой ролью организатора и творца гражданского общества. Но государство было одновременно и сильным и слабым. Слабость проявлялась в чрезвычайно низком коэффициенте полезного действия : государство не смогло создать стабильного общества и само неоднократно разрушалось. В то же время это слабое несовершенное государство было единственным интегратором и организатором общества и...

Русский

2014-12-30

32 KB

5 чел.

Факторы самобытности в развитии Российской цивилизации.

Географический фактор.

  •  Обширная, слабо заселенная территория:

Наличие земельных резервов создавало благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при неблагоприятных внутри- и внешнеполитических условиях. Вся история России – это непрерывный, затянувшийся на века процесс расширения географического пространства. Россия постоянно сталкивалась с проблемой освоения новых земель. Слабая заселенность приводила к мирному проникновению, а не к завоеванию в результате борьбы за условия существования с коренными народами Центральной России и Сибири: земли хватало на всех.

  •  Незащищенность естественными преградами:

Естественная открытость границ для иноземных нашествий с Запада и Востока приводила к существованию постоянной угрозы военных вторжений и требовала колоссальных усилий по обеспечению безопасности – материальных затрат и людских ресурсов. Кроме того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий, вследствие этого роль государства возрастала.

  •  Оторванность от морей и морской торговли:

В разные исторические периоды это приводило к экономическому застою и изоляции и к необходимости вести войны за выход к морю. Таким образом, возрастала роль государства и армии.

  •  Развитая речная сеть Восточно-Европейской равнины:

Это создавало благоприятные условия для развития транзитной торговли. По рекам передвигались в процессе миграции основные массы населения, развивалась торговля, возникали города, осваивались отдаленные территории и их природные богатства. Два великих торговых пути древности – «из варяг в греки» и волжский торговый путь через Каспий играли огромное значение в развитии транзитной торговли.

Климатический фактор.

В начале своей истории восточные славяне располагали территорией, не слишком благоприятной для развития земледелия. Суровый континентальный климат чрезвычайно сокращал период сельскохозяйственных работ. На севере он длился 4 месяца, около Москвы – 5, 5 месяцев, в более благоприятном положении находились южно-русские земли в районе Киева. У западно-европейских крестьян этот период охватывал 8-9 месяцев. Худшие земли требовали более тщательной обработки, а времени на нее практически не было. Пользуясь примитивными орудиями труда, крестьянин мог обработать землю с минимальной интенсивностью и его жизнь зависела от плодородия почвы и капризов погоды. Т.е, сложился крайне неблагоприятный по сравнению с Европой ритм труда; основными признаками которого были большее напряжение сил, меньшая тщательность обработки почвы, по сравнению с Европой.

Урожайность была низкой, в 2-3 раза ниже, чем в Европе. С таким урожаем крестьянин мог только прокормить себя, земля давала мало излишков, которые зачастую шли на обеспечение государственных потребностей, а не на развитие сельского хозяйства.

Отчасти низкая урожайность компенсировалась промыслами – рыболовством, охотой, бортничеством. Этот источник благополучия долгое время не иссякал за счет освоения новых регионов.

Низкая урожайность и зависимость от погодных условий обуславливали значительную устойчивость в России общинных институтов, которые являлись своеобразным гарантом выживания основной массы населения. Кроме того, освоение лесов, вырубка и корчевка деревьев, вспашка земли требовали коллективного труда нескольких семей. Таким образом, развивался коллективный труд, который становился более важным, чем эффективность деятельности членов коллектива. В результате – слабое развитие индивидуализма, ориентация на сплоченность, преобладание коллективных ценностей.

Религиозный фактор.

Принятие религии из Византии в форме православия способствовало вовлечению Руси в Византийскую сферу влияния, в ее культурно-исторический круг. Это проявилось в целом ряде явлений духовной жизни: в появлении алфавита и письменности, в  развитии грамотности и становлении образования,  в восприятии античного наследия через Византию, опосредованно, в развитии архитектуры и живописи. Одновременно это вело к разрыву с католической Европой с ее латынью и средневековой системой ценностей, а затем, с падением Византии, - к культурной изоляции, к формированию идеологии национальной замкнутости, богоизбранности, к появлению мессианского типа сознания.  Вместе с тем, по аналогии с Византией, сложились особые взаимоотношения между церковью и светской властью, основанные на идее симфонии (союза) и разделении функций по принципу «богу – богово, кесарю – кесарево».

Фактор социальной организации.

Под воздействием географического, климатического и религиозного факторов, в России сложилась специфическая социальная организация. Ее основными элементами были:

  •  Община как первичная хозяйственно-социальная ячейка, а не как частнособственническое образование как на Западе;
  •  Государство с его особой ролью организатора и творца гражданского общества.

Но государство было одновременно и сильным, и слабым.  Его сила проявлялась в карательных функциях и в борьбе с внешней опасностью. Но в решении глобальных творческих позитивных задач оно оказывалось недееспособным. Слабость проявлялась в чрезвычайно низком коэффициенте полезного действия : государство не смогло создать стабильного общества и само неоднократно разрушалось. В то же время это слабое, несовершенное государство было единственным интегратором и организатором общества и альтернативы ему практически не было.

  •  Государство, общество и личность не были разделены и автономны как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны, соборны.

Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью, и, меняя свои формы, а не суть, воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность русского общества, единство его исторического бытия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78907. Научные школы 22.5 KB
  Научные школы. Внутри науки существуют научные школы функционирующие как организованная и управляемая научная структура объединенная исследовательской программой единым стилем мышления и возглавляемая как правило личностью выдающегося ученого. В науковедении различают классические научные школы и современные. Классические научные школы возникли на базе университетов.
78908. Характеристики взаимодействия науки, экономики и власти 31.5 KB
  Характеристики взаимодействия науки экономики и власти Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Традиционное представление о том что технология является неотъемлемым приложением науки сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. Однако если прикладные науки обслуживая производство могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ которые утверждены государственными...
78909. Философия как интегральная форма научных знаний. Статус СГН 28.5 KB
  Статус СГН Первоначально философия выступала как интегральная форма научного знания поэтому знания об обществе культуре истории и человеке носили до конца XVIII в. С одной стороны они так же как законы естествознания носят объективный характер то есть появляются на исторической сцене функционируют на ней и сходят с нее независимо от воли и сознания людей будучи причинно обусловленными соответствующими объективными обстоятельствами. Это отличие отнюдь не отменяет тесной связи социальногуманитарного знания с практикой в особенности...
78910. Зависимость СГН от социокультурного контекста 28 KB
  в науке преобладала классическая рациональность которая реализовывалась по схеме: Субъект познания Способы познания Объект познания. ни способы которыми он пользуется не оказывают влияния на искомый результат познания и мы получаем образ объекта в чистом виде на схеме это обозначено скобками. Второй этап характеризующийся формированием неклассической рациональности начинается тогда когда науки переходят к исследованию объектов воздействие на которые способов познания является неустранимым и сказывается на результате...
78911. Науки о природе и обществе их сходства и различия 30.5 KB
  Проблема разграничения наук о природе и социальногуманитарных наук и определение предмета гуманитарного знания которым посвящен первый вопрос является важнейшей методологической проблемой современного наукознания. Сложность ее решения связана с тем что относительно предмета социальногуманитарных наук не существует единства мнений. Чаще всего различные исследователи пытаются выделить среди этих наук какуюто ключевую дисциплину вокруг которой можно было бы объединить все другие науки о духе.
78912. Специфика объекта СГП 21.5 KB
  Вовторых в структуру и содержание объекта социальногуманитарного познания с необходимостью входит субъект познания. Объективация предмета познания оказывается в этом случае неполной и сопряжена с большими методологическим трудностями. Втретьих исследование объекта осуществляется в социальногуманитарном знании с ценностных позиций поскольку субъект познания будучи сам частью социальной системы оказывается нагруженным идеологическими предпосылками предрассудками некритически воспринятыми установками и т.
78913. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания 25 KB
  Прежде всего речь идет о различении социальных наук как наук об обществе и гуманитарных наук как наук в фокусе которых находится человек индивидуальная и социальная психология этика и т. Разделение наук по предмету о чем речь уже шла выше. Разделение наук по методу: в социальных науках используется метод объяснения тогда как в гуманитарных базовой методологической процедурой выступает понимание сразу же заметим что такое разделение грешит противопоставлением понимания объяснению. Разделение наук одновременно по предмету и методу...
78914. Конвергенция естественно-научного и СГН в современой науке 24 KB
  Логику развития методологии гуманитарного познания можно представить следующим образом: сначала проблематика методологии гуманитарных наук развивалась в направлении выявления и обоснования их специфики по сравнению с науками о природе. Главной на этом этапе является проблема идентификации социальногуманитарных наук и их демаркации от наук естественных. Обоснованию специфики социальногуманитарного познания посвящены работы Дильтея Описательная психология Гадамера Истина и метод Фуко Слова и вещи Рикера Герменевтика и...