7424

Выявление перспектив экономической интеграции на пространстве СНГ

Курсовая

Международные отношения

Введение Пространство СНГ - это сфера российских стратегических интересов. Для государств Содружества Россия в свою очередь является зоной их национальных интересов. Общая заинтересованность в экономическом прогрессе на всем пространстве СНГ, в разв...

Русский

2013-01-23

136.5 KB

14 чел.

Введение

Пространство СНГ - это сфера российских стратегических интересов. Для государств Содружества Россия в свою очередь является зоной их национальных интересов. Общая заинтересованность в экономическом прогрессе на всем пространстве СНГ, в развитии интеграционных процессов - естественное явление, потому что взаимозависимость нашего развития очевидна – ведь  инфраструктура всех государств СНГ  исходно создавалась как единая. Для большой номенклатуры товаров рынки соседей были и остаются практически единственным рынком потребления.

Однако при том, что курс на взаимное экономическое сближение, на развитие интеграции  является официальной политикой, как России, так и государств СНГ, его осуществление столкнулось с рядом объективных трудностей. Прежде всего, не до конца преодолены последствия тяжелого системного кризиса, вызванного искусственным разрывом сформировавшихся в советский период хозяйственных связей на фоне трудностей переходного периода к рыночной экономике. В этих условиях совместные усилия государств СНГ по формированию общего пространства на новой основе хотя и начались практически сразу после восстановления их государственной независимости, однако, носили зачастую экстенсивный характер. В результате накопленное количество перекрестных договорённостей не перешло в качество экономического взаимодействия.

Во-вторых, излишняя амбициозность некоторых независимых государств, с одной стороны, с другой, неизжитый у части российской элиты «комплекс империи» и отсюда неприятие равноправных отношений, предопределили в ряде государств СНГ дисгармонию политической линии, заключающуюся в демонстрации своей самостоятельности и поиске иных союзников и партнеров, и экономических интересов интеграции с Россией и другими странами СНГ.

В результате на сегодняшний день преобладающей точкой зрения является следующая: СНГ было создано, чтобы цивилизованно развестись.

При этом на пространствах СНГ идут экономические  интеграционные процессы, созданы такие экономические интеграционные объединения, как ЕврАзЭС и ЕЭП. 

Анализ интеграционных процессов на пространстве СНГ, являющийся темой настоящей работы в свете сложившегося  противоречия между объективно существующими экономическими интересами в углублении интеграции и отсутствием политической воли к ней, несомненно, актуален.

Целью настоящей работы является выявление перспектив  экономической интеграции на пространстве СНГ.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

  •  выделить перспективные моменты сложившегося сотрудничества,
  •  сделать прогноз дальнейшего состояния экономического сотрудничества на пространстве СНГ.

При написании работы были использованы официальные документы СНГ, документы из нормативно-правовой базы сотрудничества РФ со странами СНГ, официальная информация на сайте МИДа РФ, монографическая и учебная литература по теме, а также аналитические обзоры в  периодической печати.

Глава 1

Общая характеристика  торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ

В развитии СНГ можно выделить, как минимум,  три  основных этапа, уже пройденных, и начинающийся ныне четвертый этап.

Первый - 1992 - 1993 гг. - характеризовался попытками сохранить целостность постсоветского пространства. В основном был завершен раздел наследства бывшего СССР. Происходила ломка механизмов в прошлом межреспубликанского сотрудничества. Основным результатом первого этапа стало быстрое и лишь отчасти регулируемое экономическое, правовое и политическое размежевание стран бывшего СССР.

В условиях распада постсоветского пространства на втором этапе, начало которого можно отнести к осени 1993 г., страны Содружества приступили к поиску новых механизмов взаимодействия в различных областях, которые позволили бы сочетать интересы всех или хотя бы большинства его участников.

В 1997 г., с которого следует, как представляется, отсчитывать начало третьего этапа,  стало очевидно, что прилагавшиеся на втором этапе усилия в основном оказались безуспешными. С нарастанием критики СНГ за его неэффективность как инструмента многостороннего сотрудничества начался поиск новых, менее амбициозных, но прагматичных решений проблем, с которыми столкнулись в своем сотрудничестве страны Содружества.

В центре внимания при этом оказались два вопроса: реформа структуры органов СНГ и формирование зоны свободной торговли, которые и стали основными на третьем этапе.

На этом этапе были достигнуты некоторые реальные успехи в интеграции, однако не такие, как ожидалось, поэтому накопившееся разочарование вылилось в прогнозирование нежизнеспособности СНГ, возможно, и верное, в появление планов «развода» и выработки новых форм сготрудничества, не многосторонних, а главным образом, двусторонних на пространстве СНГ, причем сотрудничества без каких-либо льгот, как бывшим членам СССР.

1.1. Организация экономического сотрудничества стран СНГ

На начальном этапе в СНГ доминировал упрощенный подход к развитию экономического сотрудничества, сводившийся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей. В 1992г. страны СНГ заключали соглашения, определявшие конкретную номенклатуру и объемы взаимных поставок, как правило, включавшихся в госзаказ. Первая многосторонняя договоренность такого рода была достигнута главами правительств в январе 1992 г. Однако эти соглашения не могли оказаться эффективными и не выполнялись.

При дефиците товаров началось сокращение взаимного товарооборота, поставки ориентировались на внутреннее потребление. Вырос валютный экспорт сырья в третьи страны. В условиях либерализации цен, особенно на энергоносители, начавшейся приватизации существенно менялась структура торговых интересов стран СНГ. Соглашения, подписанные на 1993 г., основывались уже на принципах свободной торговли. Расширилась свобода выбора тарифной политики в отношении третьих стран. Значительно сократился перечень товаров, поставки которых включались в госзаказ.

Летом 1993 г., в условиях окончательного распада рублевой зоны, стал очевидным распад единого экономического пространства бывшего СССР, выразившийся, в частности, в резком снижении товарооборота между странами СНГ. Основу новой концепции экономической интеграции стран Содружества должен был составить подписанный в сентябре 1993 г. Договор об экономическом союзе стран СНГ. Договором не учреждался экономический союз, а лишь утверждалась концепция его поэтапного формирования. На первом этапе предстояло создать зону свободной торговли. На втором - таможенный и платежный союзы. На третьем - общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а на заключительном этапе - валютный союз, предполагавший проведение его участниками согласованной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики. Другими словами, предполагалось, что Содружество будет развиваться по «линейному» сценарию регионального интеграционного объединения.

Поставленные договором цели, однако, оказались невыполненными, хотя с 1994г. подписано немало соглашений, предусмотренных концепцией союза. Проблемой стало не только хроническое невыполнение подписанных соглашений, но и нарастающая дифференциация экономических интересов стран СНГ, несовместимость их экономической политики и законодательства, стремление диверсифицировать связи с третьими странами. К тому же практика экономического сотрудничества в СНГ в последние годы во многом свелась к обмену неконкурентоспособными товарами под лозунгом восстановления прежних экономических связей, что на практике вело лишь к консервации советских стандартов производства и потребления.

Попытка вдохнуть новую жизнь в идею экономической интеграции хотя бы при более узком составе ее участников была предпринята в 1996 г. Вслед за подписанием 29 марта 1996 г. Беларусью, Казахстаном и Россией соглашения о таможенном союзе последовало подписание ими же при участии Кыргызстана четырехстороннего Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, центральным звеном которого является формирование таможенного союза. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, преобразованный в мае 1997 г. в договор о союзе двух стран,  и в рамках этих структур, хотя и противоречиво, с осложнениями, стали развиваться интеграционные процессы.

О нарастающем расхождении экономических интересов внутри всего простраства стран СНГ красноречиво говорят безуспешные попытки согласовать в 1996 - 1997 гг. общую для двенадцати стран концепцию дальнейших шагов по интеграции. Критическая дискуссия на заседании СГТ в Кишиневе 22 октября 1997 г. привела поэтому по существу к отказу или по меньшей мере замораживанию процесса формирования таможенного союза стран СНГ. Задачи же в области экономической интеграции ограничились менее амбициозными планами по формированию зоны свободной торговли в условиях дальнейшей дифференциации экономических интересов стран Содружества.

Однако понимание того, что на текущем этапе невозможно создать общее таможенное пространство в рамках всех стран СНГ и учреждение   в 1995-м г. Таможенного союза пяти государств Содружества, на базе которого в 2000 году было сформировано ЕврАзЭС можно считать определенной удачей. Правильность решения о создании «таможенной пятерки» подтверждается более высокими, по сравнению с другими странами СНГ, темпами развития взаимной торговли. Без СНГ и ЕврАзЭС товарооборот между странами-участницами мог быть значительно ниже.

Преобладающая часть российского товарооборота со странами Содружества – торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, нашими главными партнерами в СНГ. Именно поэтому главы этих государств в феврале 2003 года подписали заявление о формировании ЕЭП, а в сентябре того же года – Концепцию и Соглашение о формировании ЕЭП (Единого экономического пространства).

Указанные документы предполагают создание условий для свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. По мере завершения унификации законодательных и нормативных актов и выработке единых регламентов стороны будут передавать часть своих национальных полномочий Единому регулирующему органу. В первую очередь, это коснется того, что связано с таможенной политикой: с таможенными тарифами и таможенными правилами и процедурами и с таможенными структурами. А также, связывание наднациональным образом условий внутренней конкуренции, политики субсидий, тарифной политики и технического регулирования. Это предполагает наднациональный уровень принятия решений. Таким образом, государства-члены ЕЭП будут застрахованы от односторонних действий.

Единое экономическое пространство основано на следующих основных принципах: свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

Принцип обеспечения свободного движения услуг предполагает формирование общих правил и подходов для обеспечения равных условий доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики по доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг ЕЭП.

Принцип обеспечения свободного движения капитала предполагает поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов при условии обеспечения макроэкономической стабильности.

Принципом обеспечения свободного движения рабочей силы является обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.

Итак,  хотя официально Россия объявила в качестве приоритета государственной политики развитие торгово-экономических отношений на постсоветском пространстве, она не смогла предотвратить разрушение производственно-технологических, экономических и финансовых связей своих предприятий с предприятиями-партнерами новоиспеченных государств. Преодоление подобной ситуации связывалось с реализацией положений Указа Президента Российской Федерации № 940 «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств от 14 сентября 1995 г.». Однако перелома в системе хозяйственных связей России нет до настоящего времени. Вероятно, спустя почти 15 лет после распада СССР, потенциал быстрого восстановления межгосударственных связей уже исчерпан, поэтому на современном этапе интеграционные процессы, хотя далеко не удовлетворительно, развиваются в основном между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Однако даже в Евросоюзе, интеграционные процессы в котором идут уже почти полвека, сейчас актуальна концепция развития «нескольких скоростей».

В условиях, когда потенциал межгосударственных связей уже исчерпан, особенно важно трансграничное сотрудничество, обладающее иными характеристиками и в ряде случаев более мобильное.

1.2.Причины замедленности интеграционных процессов в СНГ

СНГ сегодня (да, впрочем, и во время всего периода его существования) дается немало критических оценок со стороны его участников. Постоянно говорится о том, что в нынешнем виде оно исчерпало себя или имеет смысл лишь как орган регулярных межгосударственных консультаций.

Одну из причин неудачи развития экономической интеграции видят в том, как построены были изначально отношения в Содружестве -  как отношения между центром и периферией, а не на полностью равноправной основе. Неприятие такой иерархии характеризует даже сторонники интеграции в рамках СНГ.

Нереализованность изначальных целей СНГ, отсутствие ясной формулы Содружества, отражающей общий знаменатель интересов его участников, сегодня признаются всеми, причем трезвый анализ ситуации позволяет усомниться в возможности нахождения такого общего знаменателя в обозримом будущем.

На практике интересы основных групп государств СНГ не столько общие, сколько асимметричные. Одна из дилемм развития Содружества заключается в том, что оно объективно унаследовало от Советского Союза вертикальный характер отношений между бывшими республиками, большая часть связей которых и после распада СССР замыкается на Москву. Вертикальная зависимость (экономическая, транспортная, технологическая, в сфере безопасности и т.д.) - едва ли не единственное, что объединяет все страны СНГ. Однако если значительная часть российской политической элиты предпочитает сохранять и укреплять систему вертикальных связей, то все без исключения страны СНГ стремятся к обратному - к ослаблению зависимости от Москвы и к диверсификации своих горизонтальных связей.

И именно поэтому, как думается, перспективы развития интеграции на пространствах СНГ не в установлении межгосударственного, а в установлении разнообразных форм сотрудничества регионального,в том числе и приграничного сотрудничества.

Другая дилемма СНГ - вопрос о судьбе системы преференциальной торговли, являющейся главным, хотя и сокращающимся источником косвенного субсидирования стран СНГ со стороны России. В краткосрочной и среднесрочной перспективе Россия по экономическим и финансовым причинам не заинтересована в сохранении преференциальной торговли в СНГ. В то же время большинство политиков исходят из того, что в долгосрочной перспективе Россия должна платить за признание ее «ведущей роли» в СНГ – беда в том, что такое мнение совпадает с имперскими настроениями. В частности, такая попытка была сделана с Украиной, получившей большие преференции за траспортировку нашего газа прошлой осенью, однако неуклюжий империализм осложнил не только политические взаимоотношения, но, несомненно, скажется, как бы обе стороны не заверяли в обратном, на снижении в развитии экономической интеграции.

Интересы стран СНГ прямо противоположны российским. Они заинтересованы в том, чтобы на возможно более длительный период сохранить преференции в торговле с Россией. В долгосрочной же перспективе их цель заключается в преодолении безальтернативной зависимости от России. Этот вывод справедлив и в отношении самых лояльных по отношению к России и СНГ стран - Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. Об этом свидетельствует и образование на пространствах СНГ межгосударственного образования, не только не включающего Россию, но направленного против нее, которое в связи с похолоданием отношений с Украиной, Молдовой, кризисом в отношениях с Грузией сейчас вновь стало активным.

Асимметричность тактических и стратегических целей стран СНГ ставит под сомнение возможность нахождения в обозримом будущем консенсуса относительно форм и методов его дальнейшего развития.

В то же время объективные процессы в СНГ позволяют прогнозировать соотношение главных тенденций внутри Содружества. Хотя вертикальные отношения в СНГ сохраняются, их начавшаяся эрозия становится все более очевидной. Последние годы ясно показали, что ресурсные ограничения, финансовые и политические проблемы не позволяют России реализовать большую часть амбициозных планов интеграции как в экономической, так и в военной области. Сотрудничество двенадцати государств все больше уступает место двустороннему и региональному взаимодействию. На передний план выдвигаются отношения с ближайшими и наиболее важными с экономической точки зрения соседями России - Украиной, Беларусью, Казахстаном.

По мере диверсификации внешних связей стран СНГ наметилась нарастающая тенденция к ослаблению вертикальной зависимости отдельных стран СНГ от России.

Идет и ослабление транспортной зависимости стран Центральной Азии и Закавказья от России. Хотя в условиях продолжения внутренних конфликтов в ряде стран СНГ сохраняется их военно-политическая зависимость от политики России; начиная с 1994 - 1995 гг. наметилась тенденция к диверсификации их сотрудничества в области безопасности, а также к расширению пространства для внешнеполитического маневра практически всех государств Содружества,  за исключением Беларуси. В частности, пожалуй, лишь Белоруссия и Такжикистан не лелеют мечты о сотрудничестве с НАТО.

Хотя обе тенденции - с одной стороны, к сохранению вертикальных, а с другой - к развитию горизонтальных отношений в СНГ - присутствуют сегодня на постсоветском пространстве, вторая тенденция постепенно становится доминирующей. Это обстоятельство подчеркивает нереалистичность планов, опирающихся на идею сохранения монолитности постсоветского пространства – более реалистично выглядит развитие интеграционных процессов на разных скоростях, и с этой точки зрения интересно, каковы перспективы у ЕврАзЭС, где товарооборот свидетельствует о развитии интеграционных процессов.

В.Б.Христенко считает, что «говоря о тенденциях нашего взаимного товарооборота, можно констатировать, что мы вошли в некий коридор возможностей. Этот коридор объективно ограничен, с одной стороны - степенью развития каждой из отдельно взятых наших экономик, а с другой стороны - степенью реальной, работающей интегрированности наших экономик. У такого коридора может быть лишь две перспективы.  Первая - замыкание в рамках национальных границ, создание барьеров для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, убыточное импорто-замещение. Могу прогнозировать, что в этих условиях объем товарооборота будет находиться в существующих пределах, демонстрируя некоторые всплески в связи с благоприятной ценовой конъюнктурой, но постепенно двигаясь к своей нижней границе. Реализуя все эти меры, мы ужесточаем конкуренцию друг с другом и освобождаем место товарам из третьих стран. При этом проблемы на рынке услуг и капиталов будут заставлять нас искать инвесторов в третьих странах и обходные маршруты транспортировки.

Вторая перспектива - минимизация, а в перспективе устранение трансграничных издержек движения товаров, услуг, капиталов, чтобы конкурировать потенциалом общего интегрированного пространства».

Расширить коридор возможностей можно, сделав шаг к созданию единого экономического пространства (ЕЭП), которое повысит конкурентный потенциал экономик  стран «четверки» в торговле с третьими странами, что потребует создания наднациональных структур в области регулирования и принятия соответствующих решений по ряду направлений экономической политики.  Мировой опыт показывает, что без этого невозможно достичь высокого уровня интеграции, однако осложнившиеся отношения с Украиной ставят под вопрос возможности создания единых надгосударственных структур.

1.3. Развитие сотрудничества субъектов федерации со странами СНГ. Роль приграничного сотрудничества в развитии интеграции

Приграничное сотрудничество регионов России с территориями государств СНГ характеризуется историческими традициями добрососедских отношений, объективной необходимостью высокой интегрированности экономики и позволяет не только расширять и укреплять торговые связи, но и решать проблемы глобального плана, затрагивающие интересы одновременно нескольких стран, многих субъектов Российской Федерации. В приграничном сотрудничестве со странами СНГ можно выделить три геополитических направления: западное и юго-западное (Республика Беларусь, Украина), южное направление (Грузия и Азербайджан), восточное направление (Казахстан).

Приграничное сотрудничество со странами СНГ необычайно важно в свете общемировой тенденции регионализации экономики:»Экономическая реальность, вызванная процессами регионализации экономики, такова, что если отдельные регионы не начнут самостоятельного движения к участию в мировом рынке, то Россия никогда не займет в нем достойного места. Без регионального и приграничного сотрудничества нельзя представить весь комплекс внешних связей России. Более того, возможность дальнейшего экономического развития России предопределяется качеством регионального развития приграничных территорий».

Наиболее интенсивно приграничное сотрудничество развивается сейчас с Украиной, Белоруссией и Казахстаном.

Субъектами Российской Федерации подписано более 150 соглашений с регионами Украины. Начало российско-украинскому региональному сотрудничеству положено подписанием в 1995 г. межправительственного соглашения о сотрудничестве приграничных областей России и Украины. На основании этого соглашения был создан Совет руководителей приграничных областей двух стран. В 1996 г. в состав этого Совета была принята Витебская область Белоруссии, и он стал называться «Советом руководителей приграничных областей Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь». К настоящему времени на Украине действуют торговые представительства Татарстана, Ямало-Ненецкого автономного округа, Дагестана, Бурятии и Республики Саха (Якутии). В статье 14 российско-украинского Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года сторонами принимается взаимное обязательство обеспечить благоприятные условия для прямых торговых и иных экономических отношений и сотрудничества на уровне административно-территориальных единиц.

Развивается и процесс установления связей регионов России с Белоруссией. Заключено 73 соглашения. Своеобразной формой межрегионального сотрудничества стали межгосударственные и транснациональные финансово-промышленные группы, объединяющие хозяйствующие субъекты двух стран не только по профилю деятельности, но и по территориальному признаку.

Около 100 соглашений о сотрудничестве заключено регионами Российской Федерации с Республикой Казахстан и ее областями и около 150 соглашений — с другими странами СНГ.

Субъектами РФ подписано 154 соглашения с регионами Украины. Более 72% приграничных регионов граничат со странами СНГ. Таким образом,  проблемы российского приграничья с «ближним зарубежьем» имеют особое значение. На долю приграничных со странами СНГ субъектов РФ приходится около 32% товарооборота с государствами Содружества. Потенциал приграничных районов составляет по производству промышленной продукции — 33,5% общероссийского уровня, 38,8 — продукции сельского хозяйства, 34,5 — инвестиций и основного капитала (табл. 4).

Таблица 4

География внешней торговли России со странами СНГ (в % к итогу)

Внешнеторговый

Оборот

Экспорт

Импорт

1998

1999

2000

1998

1999

2000

1998

1999

2000

ВСЕГО

100

100

100

100

100

100

100

100

100

СНГ

21. 8

18. 5

18. 8

19. 2

14. 7

13. 4

26. 0

27. 6

34. 4

Украина

7.6

7.0

6.3

7.7

6.5

4.8

7.3

8.2

10.6

Беларусь

7.7

6.8

6.9

6.5

5.2

3.9

10.5

10.6

11.1

Казахстан

3.2

2.5

3.2

2.6

1.6

2.1

4.3

4.5

6.5

В целом, как видим, внешняя торговля приграничных территорий субъектов Федерации и стран СНГ  возрастает, в то же время товарооборот всей России со странами Содружества за этот период неуклонно уменьшается. Наиболее успешно российские приграничные территории сотрудничают с сопредельными территориями Беларуси, Украины, Казахстана, и эти статистические данные свидетельствуют о перспективах именно приграничного сотрудничества в развитии интеграционных связей.

Естественно, что и ЕЭП тоже в первую очередь будет развиваться в рамках именно приграничного сотрудничества, где межстрановые контакты и миграции наиболее интенсивны.

Глава 2

Интеграционные экономические объединения в рамках СНГ

2.1. Единое экономическое пространство (ЕЭП)

 Результатом поиска новых оптимальных путей и вариантов экономической интеграции на пространстве Содружества стало подписание 19 сентября 2003 года в Ялте президентами России, Белоруссии, Казахстана и Украины Соглашения и Концепции о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Тем самым четыре наиболее развитые в экономическом отношении государства СНГ, на долю которых приходится около 90% BВП стран Содружества, совершили прорыв к качественно новому, более высокому уровню интеграции. 

Подписанные документы носят исключительно экономический характер. Они направлены на снижение уровня инфраструктурной нагрузки при производстве, транспортировке и реализации товаров промышленности и сельского хозяйства, что должно облегчить товаропроизводителям взаимодействие друг с другом на пространстве четырех стран, привести к повышению уровня конкурентоспособности их товаров на мировом рынке. 

Разработка Соглашения и Концепции ЕЭП велась в соответствии с Заявлением президентов четырех государств от 23 февраля 2003 г. Заложенная в эти документы интеграционная модель в полной мере отвечает современным реалиям мировой экономики, вписывается в контекст процесса глобализации мирохозяйственных связей. 

 ЕЭП – это качественно новая региональная интеграционная организация, объединяющая таможенные территории государств-участников, в рамках которой планируется обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и где будет проводиться единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика. В перспективе предполагается переход к Экономическому союзу четырех государств с возможным использованием единой валюты. 

ЕЭП будет формироваться поэтапно на принципах добровольности и экономической взаимовыгодности, а также с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции, что в свою очередь отражает экономические и политические особенности каждого из государств-участников. 

Российская сторона исходит из того, что на первом этапе обеспечивается создание режима свободной торговли, формируются предпосылки таможенного союза и единой конкурентной среды, осуществляются меры по гармонизации законодательства. На втором - завершается формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, проводится единая конкурентная политика, создается таможенный союз с общим таможенным тарифом. На третьем этапе, в ходе которого завершается формирование ЕЭП, обеспечивается полная свобода передвижения услуг, капиталов и рабочей силы. 

В институциональном плане в основу системы органов ЕЭП положено сочетание межгосударственных и наднациональных элементов с постепенным повышением значимости последних. 

Координация процессов формирования и функционирования ЕЭП на межгосударственном уровне  возложена на Совет глав государств, в котором решения будут приниматься консенсусом. 

По мере вызревания необходимых предпосылок и углубления интеграционного взаимодействия государств “четверки” должен быть создан единый регулирующий орган, которому государства-участники добровольно передадут часть своих полномочий. В этой будущей структуре ЕЭП обязательные для сторон решения будут приниматься на основе принципа взвешенного голосования с учетом экономического потенциала государств-участников. 

Соглашение о формировании ЕЭП открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, при условии их соответствия установленным макроэкономическим и институциональным критериям. 

В настоящее время продолжается работа над Комплексом основных мер по формированию ЕЭП. Данный документ должен определить главные направления и мероприятия, в соответствии с которыми будет разворачиваться практическая деятельность по созданию ЕЭП. 

Подходы России, Белоруссии и Казахстана по большинству ключевых положений данного документа совпадают. Имеющиеся различия в позициях сторон не носят принципиального характера. В частности, Белоруссия еще окончательно не определилась по мероприятиям, связанным с обеспечением доступа на рынок финансовых услуг, надзора и контроля за кредитно-финансовыми организациями, с гармонизацией принципов функционирования центральных банков государств-участников.

Казахстан выступает за выравнивание уровня тарифов и иных сборов на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти и газа в ходе первого этапа (Россия предлагает это провести на втором этапе). 

Украина проводит линию на то, чтобы интеграционная деятельность “четверки” ограничилась созданием зоны свободной торговли без изъятий и ограничений. 

2.2. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

26 февраля 1999 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в котором без конкретизации сроков определили следующие этапы интеграции: 

на первом этапе – обеспечить реализацию в полном объеме режима свободной торговли, в частности, неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов, устранение административных, фискальных и иных препятствий, затрудняющих свободное передвижение товаров. 

на втором этапе - создать таможенный союз, предполагающий единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и торговли;

на третьем этапе – сформировать единое экономическое пространство, предусматривающее проведение общей экономической политики и формирование общего рынка услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.

Однако опыт развития многостороннего сотрудничества показал, что продвижение по намеченному пути затруднительно без четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей, в первую очередь, обязательность выполнения принятых решений.

В целях решения этой проблемы 10 октября 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который ратифицирован всеми государствами-членами и 30 мая 2001 г. вступил в силу. 

В рамках ЕврАзЭС действует Межгосударственный Совет (Межгоссовет) – высший орган, заседания которого проводятся на уровне глав государств не реже одного раза в год и глав правительств не реже двух раз в год. Заседания проводятся под руководством представителя государства-члена, председательствующего в Межгоссовете. Образован Интеграционный Комитет – постоянно действующий орган в составе вице-премьеров. Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже одного раза в три месяца. В период между заседаниями работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-членов. Сформирована Межпарламентская Ассамблея (МПА), ключевой задачей которой является гармонизация национального законодательства государств-членов.

Высшее административное должностное лицо Сообщества – Генеральный секретарь. Назначается Межгоссоветом по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года. Генеральным секретарем Сообщества является Г.А.Рапота (Россия). Организация работы и информационно-техническое обеспечение Межгоссовета и Интеграционного Комитета возлагаются на Секретариат Интеграционного Комитета (Секретариат). Секретариат располагается в Москве и Алма-Ате. 

Система формирования бюджета ЕврАзЭС и соотношения голосов при принятии решений в Интеграционном Комитете и Комиссии Постпредов учитывает экономический вес государств-членов. Размер долевых взносов в бюджет и количество голосов распределены следующим образом: Россия - 40% (40 голосов), Белоруссия, Казахстан и Узбекистан (с 25 января 2006 г.)- по 15% (по 15 голосов), Киргизия и Таджикистан - по 7,5% (по 7,5 голосов). Решения в Межгоссовете принимаются на основе консенсуса. 

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдавия, Украина. 

В декабре 2003 г. ЕврАзЭС предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 

25 января 2006 года на внеочередном заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге на уровне глав государств были подписаны два значимых документа: Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года и Протокол о внесении изменений и дополнений в Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года.

Принятие данных документов ознаменовало новую веху в развитии ЕврАзЭС, поскольку было юридически оформлено вступление Узбекистана в Сообщество и положено начало процессу интеграции ЦАС в ЕврАзЭС, что позволит более эффективно решать поставленные перед государствами-членами ЕврАзЭС задачи особенно в том, что касается наращивания регионального взаимодействия в таком важном регионе, как Центральная Азия.

19 мая 2006 года в Минске прошло очередное, пятнадцатое заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств. Предметом заседания Межгоссовета была в т.ч. задача создания в рамках Сообщества транспортного союза. В данном контексте премьерами был принят ряд решений, касающихся тарифных вопросов на перевозку грузов.

23 июня 2006 года в Минске состоялось очередное заседание Межгоссовета на уровне глав государств. На саммите было решено к 2006 году завершить внутригосударственные процедуры по подготовке к подписанию документов, необходимых для формирования правовой базы таможенного союза с учетом степени готовности государств к участию в нем.

15-17 августа 2006 года в г.Сочи прошла неформальная встреча глав государств-членов ЕврАзЭС, в ходе которой обсуждались наиболее важные и насущные вопросы развития Сообщества. Прежде всего, речь шла о создании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Наиболее оптимальным в этом контексте видится создание в ближайшей перспективе таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана – государств-участников Единого экономического пространства – при использовании уже выработанных в рамках ЕЭП документов. Киргизия, Таджикистан и Узбекистан смогут присоединиться к этому пакету в индивидуальном порядке по мере готовности.

Другим серьезным результатом встречи явилось понимание необходимости создания общего энергетического рынка государств-членов Сообщества, а также разработки проекта концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона с учетом имеющихся наработок по линии ЦАС и международного опыта.

Кроме того, стороны рассмотрели вопросы, касающиеся налаживания взаимодействия с Организацией Договора о коллективной безопасности. Участники встречи высказались в пользу активизации контактов между ЕврАзЭС и ОДКБ.

Очередное заседание Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств состоялось 27 октября 2006 года.

18 апреля 2007 г. в Астане состоялось 18-е заседание Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств), на котором была утверждена Концепция согласованной социальной политики государств-членов ЕврАзЭС. 

17 июля в Москве состоялось 36 заседание Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, на котором были рассмотрены ряд ключевых вопросов, в т.ч. проблема формирования правовой базы таможенного союза в рамках Сообщества. Были одобрены и предложены к вынесению на очередное заседание Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств проект Соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств-членов ЕврАзЭС и проект Протокола об использовании таможенных карт при перемещении товаров через таможенные границы государств-членов Сообщества. Был создан новый отраслевой орган Интеграционного Комитета ЕврАзЭС – Совет по миграционной политике. 

2.3. Принципы Единого Экономического пространства в рамках СНГ

Единое экономическое пространство основано на следующих основных принципах: свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

Принцип обеспечения свободного движения услуг предполагает формирование общих правил и подходов для обеспечения равных условий доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики по доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг ЕЭП.

Принцип обеспечения свободного движения капитала предполагает поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов при условии обеспечения макроэкономической стабильности.

Принципом обеспечения свободного движения рабочей силы является обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.

Есть еще одна очень важная цель, к которой Россия стремится при создании ЕЭП. На рынке «мировых порядков» сегодня конкурируют не отдельные страны, а крупные над- и межгосударственные образования, в каждом из которых реализуются особые принципы организации взаимодействия. Россия не может конкурировать в одиночку с такими крупными мировыми игроками, как ЕС, АТР, США. Как часть Единого экономического пространства, Россия будет более уверенно проводить свои интересы, опираясь на объединенные ресурсы. Освоив принципы интеграции, она сможет участвовать в будущих интеграционных процессах, а сформировав межгосударственные инфраструктуры, обеспечивающие реализацию вышеупомянутых «четырех свобод», – подключаться к мировым инфраструктурам в таких сферах, как транспорт, энергетика, торговля, капиталы и рабочая сила.

 

Заключение

Далеко не все цели, изначально поставленные перед Содружеством Независимых Государств, оказались реалистичными. Тем не менее значение той роли, которую сыграло Содружество, трудно переоценить. Это не только обеспечение «цивилизованного развода» союзных республик после распада СССР, содействие урегулированию и предотвращению конфликтов на постсоветском пространстве, но и налаживание многообразных экономических  связей между входящими в СНГ странами на новой основе.

Разнообразие типов интеграции является несомненным благом для государств. У членов СНГ имеется собственный опыт интеграционных процессов. Россия и Белоруссия организовали Союзное государство, Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан - ЕврАзЭС; Россия, Украина Белоруссия и Казахстан – государства-участники ЕЭП. Для интеграционных процессов на пространстве СНГ также полезен опыт Европейского Союза.

Изначально в документах, подписанных в 1992–1994 годах, прежде всего в Договоре о создании Экономического союза стран СНГ, предполагалось, что Содружество будет развиваться по «линейному» сценарию регионального интеграционного объединения: зона свободной торговли, затем таможенный союз, после него экономический и валютный союзы. Однако понимание того, что на текущем этапе невозможно создать общее таможенное пространство в рамках всех стран СНГ, привело в 1995-м к учреждению Таможенного союза пяти государств Содружества, на базе которого в 2000 году было сформировано ЕврАзЭС. Правильность решения о создании «таможенной пятерки» подтверждается более высокими, по сравнению с другими странами СНГ, темпами развития взаимной торговли. Без СНГ и ЕврАзЭС товарооборот между странами-участницами мог быть значительно ниже.

Преобладающая часть российского товарооборота со странами Содружества – торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, нашими главными партнерами в СНГ. Именно поэтому главы этих государств в феврале прошлого года подписали заявление о формировании ЕЭП, а в сентябре того же года – Концепцию и Соглашение о формировании ЕЭП.

Указанные документы предполагают создание условий для свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. По мере завершения унификации законодательных и нормативных актов и выработке единых регламентов стороны будут передавать часть своих национальных полномочий Единому регулирующему органу. В первую очередь, это коснется того, что связано с таможенной политикой: с таможенными тарифами и таможенными правилами и процедурами и с таможенными структурами. А также, связывание наднациональным образом условий внутренней конкуренции, политики субсидий, тарифной политики и технического регулирования. Это предполагает наднациональный уровень принятия решений. Таким образом, государства-члены ЕЭП будут застрахованы от односторонних действий.

Литература:

1. безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г. //СЗ РФ, 2000, N 2, ст. 170.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации// РГ, 2000, 11 июля.

3. Стратегический курс России с государствами-участниками Содружества Независимых Государств"//Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. // СЗ РФ, 1995, N 38, ст. 3667

4. Постановление Правительства РФ «О принятии Правительством РФ решений о согласии на осуществление субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностраных государств» от 1 февраля 2000г. // www.consultant. ru .

5. Баранов Э., Посвянская Л. Внешняя торговля России в 2000 году // Центр экономической коньюктуры при Правительстве РФ. -  М., 2001.- 280 с.

6. Вашанов В.А. Совершенствование производственно-хозяйственных связей регионов России и СНГ // Приграничное сотрудничество: опыт и перспектива. Оренбург, 2001.

7. Межевич Н.М. Региональная экономическая политика Российской Федерации. Влияние трансграничного сотрудничества на традиционные и новые механизмы реализации. - СПб., 2002.  

8. Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - Минск, 1992 - 2005. – 60 с.

9. СНГ: цифры, факты, персоналии. - Минск, 2006. – 93 с.

10. Стратегический курс России с государствами - участниками Содружества Независимых Государств // Дипломатический вестник. -1995.-№10. – с. 15-20

11. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. М., 2004 – 48 с.

12. Христенко В.Б. Станет ли «четвёрка» единицей?// Российская газета, 17 июня 2003

13. Торгово-экономические отношения Российской Федерации со странами-участниками Содружества Независимых Государств// http://www.mid.ru/Ns-rsng.nsf/559a6afd63b0fb02432569ee0048fe70/432569d80022146643256cbd002f8bca?OpenDocument

14. Концепция формирования Единого экономического пространства, 19 сентября 2003 года//http://www.mid.ru/Ns-rsng.nsf/559a6afd63b0fb02432569ee0048fe70/432569d80022146643256cbd002f8bca?OpenDocument

15. Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по проблематике СНГ, опубликованное в журнале «Солдаты России», № 11, ноябрь 2007 года// http://www.mid.ru/ns-rsng.nsf/0e82a568fbb5b2c043256a65002f56c2/432569d800221466c325738d004b6bb7?OpenDocument


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66656. Процедура и методы оценки качества услуг 71.5 KB
  По физико-статистическим признакам и процедурам методы контроля и оценки качества подразделяют на пять групп: инструментальный, органолептический, модельно-расчетный, экспертный и социологический. В силу неосязаемости и несохраняемости услуг наибольшее распространение получили методы, относящиеся к последним трем группам.
66657. Методы управления качеством в процессе обслуживания 44 KB
  Метод диаграммного проектирования или структурирования сервисного процесса был предложен американским консультантом Линн Шостак. В сфере услуг потребительские выгоды и само удовлетворение требований потребителей в основном происходят в момент двухстороннего взаимодействия покупателя и продавца в процессе оказания услуги.
66658. Управление качеством туристско-экскурсионных услуг 59 KB
  Предоставлением туристских услуг занимаются организации двух видов тур-операторы и тур-агентства. Они приобретают туристские продукты места в самолетах номера в гостиницах и другие услуги формируют пакеты услуг туризма и продают их прямо или косвенно...
66659. Потребительские свойства услуг 62 KB
  Показатели назначения услуг характеризуют набор свойств услуги определяющий качество выполнения функций для которых она предназначена. Эта группа показателей делится на четыре подгруппы: показатели применения; показатели совместимости; показатели предприятия...
66661. Иннокентий Петрович Герасимов 122.5 KB
  Каждый ученый-почвовед творец. Почвоведу как ни кому другому нужно уметь слушать и слышать природу. Недостаточно ограничиться только своим объектом почвой и недостаточно будет сухих лабораторных данных сколь информативными они бы ни были. И не зря здесь говорится именно ...
66662. Классицизм в архитектуре Москвы 851.12 KB
  Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую...