74252

Личная гигиена тяжелобольного пациента. Утренний туалет

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

Личная гигиена тяжелобольного пациента. Отрабатывают навыки по уходу за волосами стрижку ногтей на руках ногах умывание пациента уход за слизистыми очищение наружного слухового прохода. Обучение пациента и его семьи элементам ухода. ОСНАЩЕНИЕ: тестовые задания 2 уровень задание для деловой игры таблица Личная гигиена пациента.

Русский

2014-12-30

98.78 KB

37 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

ОТДЕЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 5.4. «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Утренний туалет»

Лабораторное занятие —  6 часов

для студентов 1 курса

форма обучения очная

                                      специальности (код) 060101.52 – Лечебное дело

                                    060501.51 – Сестринское дело

                                   060102.51 – Акушерское дело

Составитель: преподаватель О.А. Бутырина

                                                                    

г. Калининград 2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Методические рекомендации.
  2.  Оснащение:

     а) раздаточный материал;

           б) демонстрационный материал;

           в)  рабочее место студента;

        3. Мотивация.

            Цели.

            Межпредметные связи.

            Знать. Уметь. Компетенции.

  1.  Структура занятия.

        6. План объяснения учебного материала.

        7. Глоссарий.

 8. Входной контроль  знаний (с эталонами   ответов).

        9. Манипуляции с алгоритмом.

        10. Ситуационные задачи проблемного характера с эталонами ответов.

       11. Итоговый  контроль (тестовые задания, письменная работа) с эталонами ответов.

       12. Список использованной литературы, аудио- видеоматериалы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На занятии студенты знакомятся с тактикой медсестры при проведении гигиенического ухода за тяжелобольным и неподвижным пациентом.

Отрабатывают навыки по уходу за волосами, стрижку ногтей на руках, ногах, умывание пациента, уход за слизистыми, очищение наружного слухового прохода. Обучение пациента и его семьи элементам ухода.

В начале занятия рекомендуется фронтальный опрос, который покажет уровень самостоятельной подготовки и теоретических знаний студентов.

После преподаватель объясняет теоретический материал и демонстрирует манипуляции.

Далее самостоятельная работа студентов:

  1.  отработка манипуляций под контролем преподавателя;
  2.  повторение теоретического материала;
  3.  решение ситуационных задач.

Подводя итог занятия, выставляется общая оценка.

Оценка складывается из оценок: за теоретические знания, за выполненную зачетную манипуляцию, за решение ситуационной задачи, за тестовые задания, а также за личную гигиену студента, за этическое поведение и ведение учебной документации.

ОСНАЩЕНИЕ: тестовые задания (2 уровень), задание для деловой игры, таблица «Личная гигиена пациента».

Рабочее место студента: функциональная кровать, фантом человека, клеенка, пеленка, перчатки, маска, бикс со стерильным материалом, ножницы, зубная щётка, зубная нить,   шпатели, шприц, лотки, таз, кувшин, емкости для использованного материала, растворы  антисептиков.

           

МОТИВАЦИЯ

Соблюдение личной гигиены в условиях стационара является важным фактором физического и психологического здоровья пациента. В связи с этим медсестра должна следить, чтобы пациенты соблюдали правила личной гигиены, и проводить гигиенический уход за тяжелобольными и неподвижными пациентами. Также обучить пациента и его семью элементам ухода.

ЦЕЛИ:

Учебная: - познакомить с тактикой медсестры при проведении гигиенического ухода за тяжелобольным пациентом.

        Воспитательная:  рассмотреть этико-деонтологические особенности общения с пациентом во время проведения манипуляций. Проявлять выдержку, сдержанность, пользоваться авторитетом у пациента. Воспитать чувство ответственности в работе, внимательность и уважение к пациенту.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: гигиена,  анатомия,   физиология     человека,  психология, геронтология, терапия.

ЗНАТЬ:

- принципы гигиенического ухода.

УМЕТЬ:

- оказать помощь пациенту при проведении утреннего туалета;

  1.  умыть пациента;
  2.  ухаживать за слизистыми: удалять выделения и корочки из носа,
    протирать глаза, обработать слизистые ротовой  полости,  губ,
    очищать наружный слуховой проход:
  3.  чистить зубы пациента;
  4.  стричь ногти на руках и ногах;
  5.  брить лицо пациента;
  6.  мыть голову и ноги;
  7.  обтирать кожу с легким массажем спины;
  8.  обучить пациента и его семью элементам гигиены;
  9.  осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребностей пациента в проведении мероприятий личной гигиены, смене одежды на примере клинической ситуации.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

общекультурные и профессиональные компетенции:

060101.52 «Лечебное дело»

      060102.51 «Акушерское дело»

       060501.51 «Сестринское дело»

  1.  понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
  2.  организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
  3.  принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);
  4.  осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития (ОК 4);
  5.  использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
  6.  работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6);

060101.52 «Лечебное дело»

  1.   эффективно общаться с пациентом и  его окружением в профессиональной деятельности (ПКС 7.1.);
  2.  соблюдать принципы профессиональной этики (ПКС 7.2.);
  3.  консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода (ПКС 7.4.);
  4.  оформлять медицинскую документацию (ПКС 7.5.);
  5.  оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий, выполнение назначенных манипуляций (ПКС 7.6.);
  6.  обеспечивать инфекционную безопасность (ПКС 7.7.);
  7.  обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала (ПКС 7.8.);  
  8.  обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте (ПКС 7.11.);

060102.51 «Акушерское дело»

  1.  эффективно общаться с пациентом и  его окружением в профессиональной деятельности (ПКС 5.1.);
  2.  соблюдать принципы профессиональной этики (ПКС 5.2.);
  3.  консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода (ПКС 5.4.);
  4.  оформлять медицинскую документацию (ПКС 5.5.);
  5.  оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий, выполнение назначенных манипуляций (ПКС 5.6.);
  6.  обеспечивать инфекционную безопасность (ПКС 5.7.);
  7.  обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала (ПКС 5.8.);  
  8.  обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте (ПКС 5.11.);

 060501.51 «Сестринское дело»

  1.  эффективно общаться с пациентом и  его окружением в профессиональной деятельности (ПКС 4.1.);
  2.  соблюдать принципы профессиональной этики (ПКС 4.2.);
  3.  консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода (ПКС 4.4.);
  4.  оформлять медицинскую документацию (ПКС 4.5.);
  5.  оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий, выполнение назначенных манипуляций (ПКС 4.6.);
  6.  обеспечивать инфекционную безопасность (ПКС 4.7.);
  7.  обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала (ПКС 4.8.);  
  8.  обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте (ПКС 4.11.);

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

 I. Организационная часть: 2 мин.

  1.  приветствие;
  2.  отметить присутствующих;
  3.  проверить готовность к занятию, внешний вид.

II. Вводная часть: 10 мин.

  1.  сообщить тему занятия;
  2.  мотивация занятия;
  3.  цели занятия;
  4.  план занятия с заполнением дневника;
  5.  инструктаж по технике безопасности;

III. Организация и управление познавательной деятельностью студента: 235 мин.

  1.  опрос студентов
  2.  дополнение к новому материалу с демонстрацией манипуляционной техники;
  3.  работа с раздаточным материалом / алгоритмы манипуляций/;
  4.  контроль знаний студентов /тестовые задания/;
  5.  отработка студентами техники манипуляций под контролем преподавателя,  решение студентами возможных проблем пациента;

IV. Подведение итогов: 15 мин.

- анализ занятия;

- выставление оценок с комментариями;

- заполнение дневника (итог самостоятельной работы).

V. Домашнее задание: 4 мин.

ПЛАН ОБЪЯСНЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1.  Глоссарий.
  2.  Проведение туалета тяжелобольного пациента: уход за слизистыми полости рта, чистка зубов, уход за зубными протезами, удаление корочек и носовой полости, удаление выделений из ушей, уход за глазами (промывание глаз), умывание, уход за волосами (мытье головы, расчесывание).
  3.  Бритье пациента.
  4.  Техника мытья рук, ног, стрижки ногтей на руках и ногах пациента.
  5.  Универсальные меры предосторожности при стрижке ногтей, бритье.
  6.  Дезинфекция использованного оборудования.
  7.  Консультирование пациента и его семьи по вопросам личной гигиены тяжелобольного пациента.

ГЛОССАРИЙ

Гигиена – (от греч. hygieinos – здоровый, приносящий здоровье) – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.

Гипургия  (уход за больным) – это мероприятия, проводимые с целью удовлетворения основных жизненных потребностей, облегчения состояния пациента и достижения благоприятного исхода заболевания.

Личная гигиена – это меры, направленные на соблюдение чистоты собственного тела и тщательный уход за ним.

Лубрикант – глицерин или вазелиновое масло.

Аспирация – проникновение инородных тел в дыхательные пути.

Общий уход позволяет обслуживать пациентов независимо от вида и характера заболевания.

Специальный уход позволяет обслуживать пациентов определённого типа патологий (пациенты неврологического, гинекологического, гастрэнторологического профилей).

Гиперемия – покраснение.

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗАНАНИЙ

Фронтальный устный опрос  или диктант

  1.  Какие элементы включает утренний туалет?
  2.  Сколько шариков нужно приготовить для обработки глаз?
  3.  Какие растворы применяют для обработки глаз?
  4.  В каком направлении обрабатывают глаза?
  5.  Что предварительно закапывают, при удалении корочек из носа?
  6.  Какой раствор применяют при очищении слухового прохода?
  7.  В каком положении должна находиться голова пациента при орошении
    ротовой полости?
  8.  В каком виде нужно хранить зубные протезы?

9. Как часто медсестра должна проводить мытье головы пациенту?
10. Сколько раз в неделю следует мыть ноги пациенту?

11. Как часто должна проводиться стрижка ногтей пациенту?

12. Какая температура раствора должна быть при подмывании пациента?

Эталон ответов на фронтальный опрос или диктант

  1.  Уход: за глазами, за ушами, за ротовой полостью. Умывание, бритье
    лица у мужчин, уход за волосами, подмывание пациентов.
  2.  8-10 шариков
  3.  Раствор   фурацилина   1:5000 (0,02%).
  4.  От наружного угла глаза к внутреннему и выводя на щеку.
  5.  Любое стерильное масло.
  6.  3% раствор перекиси водорода.
  7.  Повернута на бок.
  8.  В сухом.
  9.  Не реже 1 раза в 7 дней.
  10.   2-3 раза в неделю.
  11.  Регулярно, не реже 1 раза в 7 дней.
  12.  +35-37 о С.

Основные принципы ухода

Информированность -                    Конфиденциальность -               Индивидуальность –

согласие пациента на                     информация без огласки            персональный подход

выполнение процедуры

    Безопасность -                       Тактичность -                              Независимость –

    инфекционная и                     умение владеть собой                побуждение пациента

    физическая                                                                                   к самоуходу  

Ежедневно медицинская сестра помогает пациенту при утреннем туалете или сама проводит утренний туалет в зависимости от тяжести его состояния. Утренний туалет состоит из следующих элементов:

  1.  смена нательного и постельного белья (по мере необходимости);
  2.  уход за глазами;
  3.  уход за ушами;
  4.  уход за носом;
  5.  уход за ротовой полостью;
  6.  умывание пациента;
  7.  бритьё лица пациента;
  8.  уход за волосами;
  9.  уход за естественными складками пациента;
  10.  подмывание пациента
  11.  уход за ногами;
  12.  уход за ногтями.

Манипуляция

Умывание пациента

Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показания: дефицит самоухода.

Противопоказания: нет.

Оснащение: перчатки, фартук, таз, две гигиенические пелёнки (на клеёнчатой основе), кувшин с теплой водой (+37-38оС),  туалетное мыло, махрова рукавичка, полотенце,  клеёнчатый мешок для грязного белья, ширма.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для манипуляции.

Эффективность манипуляции.

  1.  Ознакомить пациента с целью и этапами манипуляции и получить его согласие (если пациент в сознании).

Право пациента на информацию.

Привлечение пациента для совершения для него посильных действий.

  1.  Поставить ширму, если пациент в палате находится не один.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Поднять кровать до необходимого уровня. Опустить боковые поручни кровати с одной стороны. Придать положение Фаулера, если нет противопоказаний.

Соблюдение правильной биомеханики тела медсестры. Доступ к пациенту. Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Обработать руки. Надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Аккуратно приподнять голову пациента и подстелить под неё гигиеническую пелёнку. Прикрыть грудь пациента второй пелёнкой.

Соблюдение чистоты постели пациента.

  1.  Смочить рукавичку в тёплой воде, слегка отжать и намылить мылом.

Для эффективного проведения гигиены кожи.

  1.  Надеть рукавичку на правую руку  и протереть лицо пациента сверху вниз: лоб, веки, щёки, нос, подбородок, шея, ушные раковины и заушные пространства

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Хорошо прополоскать рукавичку в тёплой воде, слегка отжать. Смыть мыло с лица пациента в той же последовательности. При необходимости смыть мыло несколько раз.
  1.  Промокательными движениями полотенцем осушить кожу лица пациента в той же последовательности.

Обеспечение гигиенического комфорта.

  1.  Убрать  рукавичку, гигиенические пелёнки в клеёнчатый мешок.

Профилактика ВБИ.

  1.  Придать удобное положение.  Убрать ширму.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Снять перчатки. Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку в документации о выполнении манипуляции.

Преемственность в работе медсестёр отделения. Информация о пациенте.

Примечание: если пациент находится на постельном режиме и может самостоятельно умыться, то медсестра должна:

-  усадить пациента на край кровати или придать положение Фаулера;

- укрыть грудь и колени пациента гигиенической салфеткой;

- поставить небольшой таз на стульчик или колени пациенту;

- полить воду на руки (дать мыло) и дать возможность умыться: руки-лицо-шея;

- убрать таз;

- подать полотенце;

- убрать гигиенические пелёнки и помочь принять пациенту удобное положение в кровати.

Манипуляция

Уход за глазами

Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показания: дефицит самоухода, при необходимости перед закапыванием лекарственного препарата в глаза.

Противопоказания: нет.

Оснащение: стерильные перчатки, два стерильных лотка, стерильный пинцет (2 шт.), стерильные марлевые шарики (8-10 штук) и пелёнка, две гигиенические пелёнки (на клеёнчатой основе),  раствор антисептика (р-р фурацилина 1:5000),  лоток для отработанного материла, клеёнчатый мешок для грязного белья, ширма.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для манипуляции. В стерильный лоток положить стерильную пелёнку. В неё поместить стерильные шарики и пинцет.  

Эффективность манипуляции.

  1.  Ознакомить пациента с целью и этапами манипуляции и получить его согласие (если пациент в сознании).

Право пациента на информацию.

Привлечение пациента для совершения для него посильных действий.

  1.  Поставить ширму, если пациент в палате находится не один.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Поднять кровать до необходимого уровня. Опустить боковые поручни кровати с одной стороны. Придать положение Фаулера, если нет противопоказаний.

Соблюдение правильной биомеханики тела медсестры. Доступ к пациенту. Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Обработать руки. Надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Аккуратно приподнять голову пациента и подстелить под неё гигиеническую пелёнку. Прикрыть грудь пациента второй пелёнкой.

Соблюдение чистоты постели пациента.

  1.  Налить в свободный стерильный лоток антисептик и поместить туда при помощи пинцета 8-10 шариков.

Эффективность манипуляции.

  1.  Взять пинцетом смоченный шарик и отжать о внутренний край лотка и не касаясь рукой пинцета положить его на ладонь другой руки.

Удаление излишек влаги.

  1.  Обработать глаз шариком от наружного угла к внутреннему, выводя шарик на щеку (одним движением). Повторить обработку 4-5 раз,  меняя шарики (до тех пор, пока веки и ресницы не будут чистыми).

По ходу слёзовыводящих путей. Профилактика инфицирования.

  1.  Сухим шариком промокнуть остатки влаги таким же движением.

Эффективность манипуляции.

  1.  Обработку второго глаза провести в том же порядке.

  1.  Использованные шарики поместить в лоток для использованного материла.  Убрать гигиенические пелёнки в клеёнчатый мешок.

Профилактика ВБИ.

  1.  Придать удобное положение.  Убрать ширму.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Снять перчатки. Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку в документации о выполнении манипуляции.

Преемственность в работе медсестёр отделения. Информация о пациенте.

Манипуляция

Уход за носом

Цель: соблюдение личной гигиены пациента, обеспечение свободного носового дыхания.

Показания: дефицит самоухода, при необходимости перед закапыванием лекарственного препарата в нос.

Противопоказания: нет.

Оснащение: стерильные перчатки, стерильный лоток, стерильные ватные турунды, стерильная пелёнка, стерильный пинцет, две гигиенические пелёнки (на клеёнчатой основе),  лубрикант (глицерин или вазелиновое масло),  лоток для отработанного материла, клеёнчатый мешок для грязного белья, ширма.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для манипуляции. В стерильный лоток положить стерильную пелёнку. В неё поместить стерильные турунды и пинцет.  

Эффективность манипуляции.

  1.  Ознакомить пациента с целью и этапами манипуляции и получить его согласие (если пациент в сознании).

Право пациента на информацию.

Привлечение пациента для совершения для него посильных действий.

  1.  Поставить ширму, если пациент в палате находится не один.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Поднять кровать до необходимого уровня. Опустить боковые поручни кровати с одной стороны. Придать положение Фаулера, если нет противопоказаний.

Соблюдение правильной биомеханики тела медсестры. Доступ к пациенту. Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Обработать руки. Надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Аккуратно приподнять голову пациента и подстелить под неё гигиеническую пелёнку. Прикрыть грудь пациента второй пелёнкой.

Соблюдение чистоты постели пациента.

  1.  Смочить турунды лубрикантом.

Эффективность манипуляции.

Для размягчения носовых корочек.

  1.  Приподнять кончик носа пациента, другой рукой ввести турунду вращательным движением в один носовой ход, а затем вторую турунду – в другой носовой ход.

     При необходимости оставить турунду на 1-3 минуты.

  1.  Использованные турунды поместить в лоток для использованного материла.  Убрать гигиенические пелёнки в клеёнчатый мешок.

Профилактика ВБИ.

  1.  Придать удобное положение.  Убрать ширму.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Снять перчатки. Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку в документации о выполнении манипуляции.

Преемственность в работе медсестёр отделения. Информация о пациенте.

Манипуляция

Уход за ушами

Цель: соблюдение личной гигиены пациента, профилактика образования серного отделяемого.

Показания: дефицит самоухода, при необходимости перед закапыванием лекарственного препарата в ухо.

Противопоказания: нет.

Оснащение: стерильные перчатки, стерильный лоток, стерильные ватные турунды и марлевые салфетки, стерильная пелёнка, стерильный пинцет, две гигиенические пелёнки (на клеёнчатой основе),  3% раствор перекиси водорода (t +35-37оС),  мыльный раствор, лоток для отработанного материла, клеёнчатый мешок для грязного белья, ширма.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для манипуляции. В стерильный лоток положить стерильную пелёнку. В неё поместить стерильные турунды и пинцет.  

Эффективность манипуляции.

  1.  Ознакомить пациента с целью и этапами манипуляции и получить его согласие (если пациент в сознании).

Право пациента на информацию.

Привлечение пациента для совершения для него посильных действий.

  1.  Поставить ширму, если пациент в палате находится не один.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Поднять кровать до необходимого уровня. Опустить боковые поручни кровати с одной стороны. Придать положение Фаулера, если нет противопоказаний.

Соблюдение правильной биомеханики тела медсестры. Доступ к пациенту. Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Обработать руки. Надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Аккуратно приподнять голову пациента и подстелить под неё гигиеническую пелёнку. Прикрыть грудь и плечи пациента второй пелёнкой.

Соблюдение чистоты постели пациента.

  1.  Смочить салфетку в мыльном растворе и протереть внутреннюю поверхность и заушное пространство обеих ушных раковин, при этом меняя салфетки.

Эффективность манипуляции.

  1.  Высушить сухой салфеткой.
  1.  Использованные салфетки поместить в лоток для использованного материла.  

Профилактика ВБИ.

  1.  Взять пинцетом ватную турунду и смочить тёплым 3 % раствором перекиси водорода.

Обеспечивается размягчение серы в слуховом проходе.

  1.  Переложить турунду в правую руку. Пинцет поместить в стерильный лоток.

Эффективность манипуляции.

  1.  Оттянуть левой рукой ушную раковину кверху и кзади.

Выравнивается слуховой проход. Обеспечивается доступ в наружный слуховой проход.

  1.  Ввести турунду вращательным движением в наружный слуховой проход на глубину не более 1 см.

Эффективность манипуляции.

  1.  Аналогично осушить сухой ватной турундой наружный слуховой проход.
  1.  Аналогичным образом очистить второй слуховой проход.

  1.  Использованные турунды поместить в лоток для использованного материла.  Убрать гигиенические пелёнки в клеёнчатый мешок.

Профилактика ВБИ.

  1.  Придать удобное положение пациенту.  Убрать ширму.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Снять перчатки. Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку в документации о выполнении манипуляции.

Преемственность в работе медсестёр отделения. Информация о пациенте.

Примечание: при скоплении серы - закапать тёплый 3 % раствор перекиси водорода, подождать 2-3 минуты и провести очищение слухового прохода.

Манипуляция

Уход за полостью рта

Медсестра помогает тяжелобольному пациенту провести гигиену полости рта, предупреждая аспирацию содержимым во время процедуры. Если пациент не в состоянии самостоятельно провести гигиену полости рта, то медсестра сама проводит обработку полости рта пациенту.

Не своевременная гигиена полости рта может привести к появлению запаха изо рта, воспалительным процессам (стоматит, гингивит, кариес). Слизистая оболочка полости рта может быть раздражена или иметь налёт у ослабленных и лихорадящих пациентов. Налёт состоит из слизи, слущенных клеток эпителия, бактерий, разлагающихся остатков пищи. Ежедневный осмотр и проведение гигиены полости рта помогут создать и поддержать комфорт пациенту.

Иногда у пациентов появляются сухость губ, болезненные трещины в углах рта. Для облегчения состояния на губы накладывают марлевую салфетку, смоченную кипячёной водой, а потом смазывают губы кремом или гигиенической помадой.

Обязательное условие: полоскать рот после каждого приема пищи и регулярно, не реже 2 раз в день, чистить зубы (зубные протезы). Тяжелобольным пациентам следует 2 раза в день протирать слизистую оболочку полости рта и зубы антисептическим раствором.

Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показания: дефицит самоухода.

Противопоказания: нет.

Оснащение: перчатки, фартук, полотенце, лоток, стакан с тёплой водой, гигиеническая пелёнка (на клеёнчатой основе),  зубная паста, зубная щётка, крем для губ, чашка для протезов (при необходимости),  ёмкость для отработанного материла, клеёнчатый мешок для грязного белья, ширма.

Уход за полостью рта (пациент в сознании)

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для манипуляции.

Эффективность манипуляции.

  1.  Ознакомить пациента с целью и этапами манипуляции и получить его согласие (если пациент в сознании).

Право пациента на информацию.

Привлечение пациента для совершения для него посильных действий.

  1.  Поставить ширму, если пациент в палате находится не один.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Поднять кровать до необходимого уровня. Опустить боковые поручни кровати с одной стороны. Придать положение Фаулера, если нет противопоказаний.

Соблюдение правильной биомеханики тела медсестры. Доступ к пациенту. Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Обработать руки. Надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Прикрыть грудь пациента пелёнкой.

Соблюдение чистоты нательного белья пациента.

  1.  Поставить почкообразный лоток под подбородком пациента на пелёнку.

Попросить пациента придерживать лоток рукой, если это возможно.

  1.  Попросить пациента набрать в рот воды и прополоскать рот, затем сплюнуть воду в лоток. При необходимости насухо вытереть подбородок пациента полотенцем.

Эффективность манипуляции.

  1.  Если имеются зубные протезы, попросить пациента снять их и положить в специальную чашку. Если пациент не может самостоятельно снять протезы, то:

- используя салфетку, большим и указательным пальцем, крепко взяться за зубной протез;

- колебательными движениями осторожно снять их и положить в чашку.

После можно ещё раз прополоскать рот водой.

Профилактика инфицирования.

  1.  Смочить зубную щётку водой и нанести на неё зубную пасту.

Эффективность манипуляции.

  1.  Вычистить верхние зубы пациента:

- условно разделить зубы на верхней и нижней челюсти на 4 сегмента (на каждой челюсти);

- расположить зубную щётку на щёчной поверхности верхних зубов ~ под углом 45о. «Выметающими» движениями сверху вниз провести по каждому сегменту не менее 10 раз;

- почистить жевательные поверхности верхних зубов;

- расположить щётку перпендикулярно верхним зубам, почистить их нёбную поверхность осторожными «выметающими» движениями сверху вниз;

- аналогично почистить нижние зубы (щёчную, язычную и жевательную поверхности), а затем и язык пациента.

  1.  Попросить пациента набрать в рот воды и прополоскать рот.
  1.  Подготовить зубную нить:

- оторвать приблизительно 45 см нити (отмерить эту длину от кончика среднего пальца до локтя вашей руки);

- обмотать большую часть этой нити вокруг среднего пальца одной руки, оставшуюся част нити – вокруг среднего пальца другой руки так, чтобы между пальцами остался кусок нити длиной 2,5 см;

- туго натянуть эту нить, захватив её большим и указательным пальцами обеих рук.

  1.  Осторожно продеть нить между соседними зубами, не задевая десну и не оказывая на неё давления: плавными пилящими движениями проводить нить между зубами, не касаясь десны; протирать нитью боковую поверхность зуба, двигая снизу вверх.
  1.  Прочистить один зуб, отмотать чистый участок нити длиной 2,5 см с одного пальца, а загрязнённый участок нити намотать на другой палец.

Чистить зубы в следующем порядке:

- почистить боковые поверхности двух передних зубов;

- почистить боковые поверхности одной половины верхних зубов, затем – второй половины, аналогично почистить нижние зубы;

- почистить боковую поверхность задних зубов.

  1.  Использованную нить поместить в лоток для использованного материла.  

Профилактика ВБИ.

  1.  Попросить пациента набрать в рот воды и прополоскать рот. Губы осушить полотенцем. Смазать гигиенической помадой.

Эффективность манипуляции.

Профилактика трещин.

  1.  Убрать гигиенические пелёнки в клеёнчатый мешок.

Профилактика ВБИ.

  1.  Придать удобное положение.  Убрать ширму.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Снять перчатки. Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку в документации о выполнении манипуляции.

Преемственность в работе медсестёр отделения. Информация о пациенте.

 

Уход за полостью рта (пациент без сознания)

Оснащение: перчатки, полотенце или пелёнка, пелёнка на клеёнчатой основе, лоток, стакан с тёплой кипячёной водой (2% р-р натрия гидрокарбоната (сода)), гигиеническая пелёнка (на клеёнчатой основе), стерильные салфетки, крем для губ или гигиеническая помада, стерильные зажим и шпатель,  ёмкость для отработанного материла, клеёнчатый мешок для грязного белья, ширма.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для манипуляции.

Эффективность манипуляции.

  1.  Ознакомить пациента с целью и этапами манипуляции и получить его согласие (если пациент в сознании).

Право пациента на информацию.

Привлечение пациента для совершения для него посильных действий.

  1.  Поставить ширму, если пациент в палате находится не один.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Поднять кровать до необходимого уровня. Опустить боковые поручни кровати с одной стороны. Придать положение на боку или голову повернуть на бок, если нет противопоказаний.

Соблюдение правильной биомеханики тела медсестры. Доступ к пациенту. Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Обработать руки. Надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Под голову застелить клеёнку с пелёнкой.  Прикрыть грудь пациента пелёнкой.

Соблюдение чистоты нательного белья пациента.

  1.  Поставить почкообразный лоток под щёку пациента на пелёнку.
  1.  В правую руку взять зажимом салфетку, а в левую шпатель.  Салфетку смочить тёплой кипячёной водой.

Эффективность манипуляции.

  1.  При помощи шпателя не применяя силы открыть рот пациенту и удерживать.
  1.  Обработать смоченной салфеткой: нёбо, внутреннюю поверхность щёк, зубы, дёсны, язык, пространство под языком и губы. При  необходимости поменять салфетки по мере загрязнения слизью, налётом и липкой слюной.
  1.  Салфетки  и зажим сбросить в ёмкость для отработанного материала.

Профилактика ВБИ.

  1.  Нанести на губы гигиеническую помаду.

Профилактика трещин.

  1.  Убрать лоток и пелёнки с клеёнкой в мешок для грязного белья.

Профилактика ВБИ.

  1.  Придать пациенту удобное положение.  Убрать ширму.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Снять перчатки. Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку в документации о выполнении манипуляции.

Преемственность в работе медсестёр отделения. Информация о пациенте.

Манипуляция

Бритьё лица пациента

Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показания: дефицит самоухода.

Противопоказания: заболевания кожи.

Оснащение: перчатки, фартук, стерильные марлевые салфетки,  две гигиенические пелёнки (на клеёнчатой основе),  кипячёная вода t +40-45оС, полотенце, индивидуальный станок пациента или одноразовый, крем для бритья или пена, помазок для бритья, лосьон или крем после бритья,  лоток для отработанного материла, клеёнчатый мешок для грязного белья, ширма.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для манипуляции.

Эффективность манипуляции.

  1.  Ознакомить пациента с целью и этапами манипуляции и получить его согласие.

Право пациента на информацию.

Привлечение пациента для совершения для него посильных действий.

  1.  Поставить ширму, если пациент в палате находится не один.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Поднять кровать до необходимого уровня. Опустить боковые поручни кровати с одной стороны. Придать положение Фаулера, если нет противопоказаний.

Соблюдение правильной биомеханики тела медсестры. Доступ к пациенту. Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Обработать руки. Надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Аккуратно приподнять голову пациента и подстелить под неё  гигиеническую пелёнку. Прикрыть грудь и плечи пациента второй пелёнкой.

Соблюдение чистоты постели пациента.

  1.  Смочить и отжать салфетку в горячей воде и приложить на щёки и подбородок пациента на 5-10 минут. Использованную салфетку поместить в лоток для использованного материла.  

Эффективность манипуляции.

Волосы становятся мягче, бритьё осуществляется легче.

  1.  Осмотреть лицо для выявления родинок, родимых пятен, очагов воспаления (эти места нужно «обходить).

Профилактика повреждений.

  1.  Нанести на кожу лица крем или пену для бритья, равномерно распределить его с помощью помазка.

Эффективность манипуляции.

  1.  Вести станок вниз против роста волос, оттягивая кожу; брить сначала одну щеку, потом под носом, затем другую щеку, под нижней губой и область шеи под подбородком.
  1.  Смочить салфетку тёплой водой, отжать её и протереть кожу лица.
  1.  Осушить её сухой салфеткой лёгкими промокательными движениями и обработать кожу лосьоном или кремом после бритья.

Обеспечение гигиенического комфорта.

  1.  Дать пациенту зеркало, чтобы пациент мог посмотреть на себя.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Все принадлежности для бритья убрать.

Профилактика ВБИ.

  1.  Придать удобное положение пациенту.  Убрать ширму.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Снять перчатки. Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку в документации о выполнении манипуляции.

Преемственность в работе медсестёр отделения. Информация о пациенте.

Манипуляция

Уход за волосами (мытьё головы)

Медсестре необходимо помочь пациенту в уходе за волосами, когда он не может этого сделать сам. Если этого не делать, волосы, особенно длинные спутываются, быстро загрязняются, выглядят неопрятными. Щётка или расчёска должна быть с затупленными зубьями, чтобы не поранить голову и не причинить боль. При спутывании пользуются расчёской с редкими зубьями. Легче расчёсывать волосы, когда пациент сидит, лежачему пациенту, следует повернуть голову в одну, затем в другую сторону.  Перед расчёсыванием лучше покрыть плечи пациента полотенцем или пелёнкой (после убрать в мешок для грязного белья) и осмотреть голову пациента на наличие в волосах шпилек, заколок и т.п.. Расчёсывать волосы необходимо медленно и осторожно, начиная с концов постепенно продвигаясь к корням волос. Причесать волосы надо так, чтобы ему понравилось. Мыть голову можно после того, как волосы расчесали. Моют голову 1 раз в 7 дней.

Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показания: дефицит самоухода,.

Противопоказания: определяет врач.

Оснащение: перчатки, фартук, две гигиенические пелёнки (на клеёнчатой основе),  таз, кувшин с водой (t +35-38оС),  шампунь, полотенце, клеёнчатый мешок для грязного белья, ширма.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для манипуляции.

Эффективность манипуляции.

  1.  Ознакомить пациента с целью и этапами манипуляции и получить его согласие (если пациент в сознании).

Право пациента на информацию.

Привлечение пациента для совершения для него посильных действий.

  1.  Поставить ширму, если пациент в палате находится не один.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Поднять кровать до необходимого уровня. Опустить боковые поручни кровати с одной стороны. Придать удобное положение пациенту для мытья головы с помощью подголовника или подручных средств.

Соблюдение правильной биомеханики тела медсестры. Доступ к пациенту. Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Поместить под голову клеёнку, на шею и плечи – пелёнку.

Соблюдение чистоты постели пациента.

  1.  Поставить таз у изголовья. Спустить клеёнку в таз, подвернув края клёнки, чтобы вода стекала прямо в таз.
  1.  На лоб пациента по краю волос можно положить салфетку. Смочить волосы водой, намылить шампунем волосы, помассировать кожу головы и смыть.

Вода не попадёт пациенту в глаза.

  1.  Осушить волосы полотенцем и расчесать.

Дать пациенту зеркало, чтобы пациент мог посмотреть на себя.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Убрать предметы ухода, гигиенические пелёнки в клеёнчатый мешок.

Профилактика ВБИ.

  1.  Придать удобное положение пациенту.  Убрать ширму.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Снять перчатки. Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку в документации о выполнении манипуляции.

Преемственность в работе медсестёр отделения. Информация о пациенте.

Примечание: Сократить и облегчить процедуру можно используя шампунь No-Rinse. Потребуется только шампунь и сухое полотенце. Надо нанесите шампунь на волосы. Волосы должны быть полностью увлажнены шампунем. Массирующими движениями необходимо взбить и распределить пену по волосам, массировать 3-4 минуты. После этого вытереть голову сухим, мягким, легко впитывающим полотенцем. Можно повторить процедуру для сильно загрязненных волос. Шампунем No-Rinse можно пользоваться постоянно, без ограничения. При попадании шампуня в глаза промыть глаза водой.

Манипуляция

Уход за ногами

Тяжелобольным пациентам  мятьё ног проводят  через каждые 2-3 дня (2-3 раза в неделю).

Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показания: дефицит самоухода.

Противопоказания: определяет врач.

Оснащение: перчатки, фартук, гигиеническая пелёнка (на клеёнчатой основе), таз с водой t +35-38оС, ковш с водой, рукавичка махровая, полотенце для ног, смягчающий крем для ног, клеёнчатый мешок для грязного белья, ширма.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для манипуляции.

Эффективность манипуляции.

  1.  Ознакомить пациента с целью и этапами манипуляции и получить его согласие.

Право пациента на информацию.

Привлечение пациента для совершения для него посильных действий.

  1.  Поставить ширму, если пациент в палате находится не один.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Поднять кровать до необходимого уровня. Опустить боковые поручни кровати с одной стороны. Придать положение Фаулера, если нет противопоказаний.

Соблюдение правильной биомеханики тела медсестры. Доступ к пациенту. Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Обработать руки. Надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Постелить гигиеническую пелёнку на ножном конце кровати.

Соблюдение чистоты постели пациента.

  1.  Опустить ноги пациента в таз с водой, при этом ноги должны быть слегка согнуты в коленях.

Эффективность манипуляции.

  1.  Смочит и слегка отжать рукавичку и хорошо намылить её.
  1.  Надеть рукавичку и тщательно намылить межпальцевые промежутки, пальцы, тыльные и подошвенные поверхности ног.
  1.  Ноги пациента ополоснуть чистой водой из ковша, приподняв их над тазом.
  1.  Убрать таз.
  1.  Ноги вытереть насухо полотенцем промокательными движениями.
  1.  Осмотреть кожу ног на наличие мацерации и трещин. Если нет противопоказаний, смазать кремом.

Профилактика опрелостей и трещин. Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Убрать клеёнку в мешок.

Профилактика ВБИ.

  1.  Придать удобное положение пациенту. Накрыть ноги пациента одеялом.  Убрать ширму.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Снять перчатки. Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку в документации о выполнении манипуляции.

Преемственность в работе медсестёр отделения. Информация о пациенте.

Манипуляция

Уход за ногтями

Тяжелобольным пациентам стрижку ногтей проводят регулярно (по мере их отрастания), но не реже 1 раза в неделю.

Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показания: дефицит самоухода.

Противопоказания: определяет врач.

Оснащение: перчатки, фартук, гигиеническая пелёнка (на клеёнчатой основе), таз с горячим мыльным раствором t +37-40оС, полотенце для ног, смягчающий крем для ног, клеёнчатый мешок для грязного белья, ширма.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для манипуляции.

Эффективность манипуляции.

  1.  Ознакомить пациента с целью и этапами манипуляции и получить его согласие.

Право пациента на информацию.

Привлечение пациента для совершения для него посильных действий.

  1.  Поставить ширму, если пациент в палате находится не один.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Поднять кровать до необходимого уровня. Опустить боковые поручни кровати с одной стороны. Придать положение Фаулера, если нет противопоказаний.

Соблюдение правильной биомеханики тела медсестры. Доступ к пациенту. Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Обработать руки. Надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Постелить гигиеническую пелёнку под руку или ногу.

Соблюдение чистоты постели пациента.

  1.  Опустить ноги пациента в таз с водой, при этом ноги должны быть слегка согнуты в коленях.

Эффективность манипуляции.

  1.  Опустить пальцы рук или ноги в горячий мыльный раствор на 10-15 минут.
  1.  Затем пальцы поочерёдно осушить полотенцем и укоротить ногти до необходимой длины, причём, а руках – округло, а на ногах – прямолинейно. При необходимости пилочкой обработать края ногтей.

Для профилактики врастания ногтей.

  1.  Убрать тазик и клеёнку.

Профилактика ВБИ.

  1.  Ножницы и пилочку в дез. раствор.
  1.  Придать удобное положение пациенту. Убрать ширму.

Соблюдение комфорта пациенту.

  1.  Снять перчатки. Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку в документации о выполнении манипуляции.

Преемственность в работе медсестёр отделения. Информация о пациенте.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

(с эталоном ответов)

  1.  Проводя утренний туалет, медсестра обратила внимание, что у пациента в наружном слуховом проходе много серы.

       Тактика медсестры.

Ответ: необходимо закапать 2-3 капли 3% перекиси водорода, через 1-2 минуты прочистить при помощи стерильной ватной турунды.

  1.  Пациент жалуется на сухость в носу, образование корочек.

       Тактика медсестры.

Ответ: необходимо закапать любое стерильное масло (вазелиновое) и через 2-3 минуты очистить носовой ход при помощи стерильной ватной турунды.

  1.  У пациента, длительно находящегося на постельном режиме, появился неприятный запах изо рта.

             В чем причина? Тактика медсестры.

Ответ: причина - появление налета, который состоит из клеток, разлагающихся и загнивающих остатков пищи, бактерий, что сопровождается неприятным запахом изо рта. Тактика - орошение рта после приема пищи, 2 раза в день чистка зубов, протирание полости рта антисептическим раствором.

  1.  Пациент жалуется на сухость губ, болезненные трещины в углах рта.
            Тактика медсестры.

    Ответ: губы смазывать кремом или вазелином для увлажнения, полоскать рот   после каждого приема пищи, обработать трещины 1% раствором бриллиантовой зелени.

  1.  В травматологическом отделении находится пациент после проведённого хирургического вмешательства. Послеоперационный период протекает без осложнений. Отсутствие возможности самостоятельно дойти до туалета, помыться и побриться отрицательно сказывается на состоянии больного, его тяготит необходимость соблюдения постельного режима. От услуг медицинской сестры отказывается, очень редко просит помочь. Говорит, что придёт его жена и всё сделает. Но ситуация повторяется изо дня в день, пациент неопрятен, раздражён.

      Тактика медсестры.

Ответ: Провести беседу с пациентом по поводу временной зависимости от окружающих, о необходимости соблюдать гигиену тела. В результате общения – добиться доверительного отношения к медперсоналу. Повысить самооценку пациента, привлекая его, как сознательного участника, в проведении манипуляций по уходу. Ежедневно проводить туалет кожи (обтирание тела). Осуществлять уход за ушами, носом, глазами. Подмывать пациента после каждого акта дефекации. Раз в неделю мыть голову. Менять постельное и нательное бельё. Придать пациенту правильное/комфортное положение в постели.

  1.  Пациентка, находящаяся на постельном режиме, получает соответствующий уход, но её индивидуальные гигиенические потребности более высокие, и предложенные услуги по удовлетворению их не соответствуют требованиям пациентки. Она говорит, что с трудом переносит эти условия, т.к. не может хорошо помыться, дома она дважды в день принимала душ и т.д.. Пациентка просит разрешение вставать и обслуживать себя самостоятельно. Лечащий врач возражает, состояние здоровья пациентки пока этого не позволяет. Доктор разрешил вымыть голову пациентке в постели.

     Тактика медсестры.

 Ответ: Выявить наличие потребностей, удовлетворение которых позволит ощущать себя комфортно. Организовать уход в соответствии с потребностями (обтирание тела; мытьё головы, ног; подмывание; туалет глаз, носа, ушей; стрижка ногтей и т.д.). использовать однократные пелёнки, салфетки, тампоны, прокладки и т.д.). Рекомендовать пользоваться гигиеническими принадлежностями, доставленными из дома и являющимися привычными для неё.

  1.  Пациентка хирургического отделения прооперирована и находится на постельном режиме. После акта дефекации медсестра предложила подмыть пациентку. Пациентка стесняется этой процедуры, говорит, что не может в столь откровенной позе находиться на виду у всей палаты. Она считает, что туалетной будет достаточно.

      Тактика медсестры.

 Ответ: Провести беседу относительно проведения процедуры в комфортных для пациентки условиях (ширма, исключение нахождения посторонних людей и т.д.). Объяснить влияние гигиенических процедур на качество послеоперационного периода. Осуществить гигиенические процедуры.

  1.  Пациентке с нарушением мозгового кровообращения необходимо поменять постельное и нательное бельё. Она не в состоянии сама что-либо сделать и обслужить себя. Дочь, которая находится рядом, не представляет, как можно в данной ситуации менять бельё, когда состояние пациентки довольно тяжёлое.

            Тактика медсестры.

     Ответ: Пациент. Организовать уход, соответствующий потребностям пациента (привлекать участие родных). Оказывать помощь при проведении утреннего туалета, приёме пищи, физиологических отправлениях, смене белья. Контролировать состояние пациента во время процедур. Определить объём двигательной активности (консультация врача). Родные. Выяснить уровень знаний и умений по выполнению гигиенических процедур лежачему больному. Организовать обучение.

  1.  В палате интенсивной терапии находится пациент с диагнозом: обширный инфаркт миокарда. Состояние тяжёлое, назначен строгий постельный режим. На третий день пребывания в области лопаток и крестца появились багровые пятна, возникли трудности с опорожнением кишечника. Пациента тяготит состояние полной беспомощности и отсутствие двигательной активности. Просит не делать ему назначенную врачом масляную клизму, обосновывая свой отказ отсутствием возможности потом (после стула) привести себя в порядок.

Тактика медсестры.

   Ответ: Осуществить мероприятия по профилактике пролежней. Выполнить постановку масляной клизмы по назначению врача. Разобрать план мероприятий по профилактике запоров у лежачего пациента. Осуществить комплекс гигиенических мероприятий в постели. Провести беседу по поводу временной зависимости от окружающих, о необходимости соблюдения гигиены тела.  В результате общения – добиться доверительного отношения к медперсоналу.

  1.  Участковая медсестра при посещении пациента на дому обратила внимание на багровое пятно у него в области крестца и седалищных бугров. Уже несколько лет пациент прикован к инвалидной коляске, так как перенёс травму позвоночника. Удовлетворять свои потребности в самоуходе он не в состоянии. Ему требуется постоянный уход, который и осуществляет его дочь. В течение последней недели из-за отсутствия дочери за пациентом ухаживает его сестра. Она говорит, что стремиться создать для брата спокойную, тихую обстановку. С удовольствием отмечает, что брат часами дремлет в своей коляске или спит в кровати, плохо только то, что он очень тучный, грузный, и ей трудно поворачивать в постели или пересаживать его в кресло-каталку. Она не предполагает, что это за пятна появились на теле у брата.

Тактика медсестры.

     Ответ: Провести занятия с сестрой пациента: выяснить уровень знаний, готовность к обучению; рассказать о причинах, послуживших образованию пролежней, об особенностях перемещения пациента в постели или кресле. Обратить внимание на отрицательное воздействие смещающей силы, познакомить со средствами профилактики и лечения пролежней, осуществит показ, и научить методике обработки пролежней, оценить качество достигнутых результатов. Обработать пролежни. Создать комфортные условия пациенту в постели, кресле.

  1.  К медицинской сестре обратилась пациентка. Она не знает, что делать, так как уже второй день один глаз её воспален, просыпаясь утром, она с трудом может раскрыть его из-за склеившихся ресниц.

Тактика медсестры.

      Ответ: Рекомендовать проконсультироваться у окулиста. Осуществить туалет глаз раствором фурацилина 0,02%. Обучить пациентку методике обработки пораженного глаза. Провести беседу, рассказать о механизме передачи инфекции (при умывании) с пораженного глаза на здоровый глаз и при обработке. Закапать глазные капли по назначению врача.

  1.  Вы заметили, что пациент, которому назначен постельный режим, вышел в коридор и направляется в туалет.

Как поступить? Тактика медсестры.

Ответ: Если пациент очень хочет в туалет (не может терпеть), то сопроводить в туалет, а затем в палату. Объяснить пациенту, что у него постельный режим и вставать с постели нельзя (это часть лечебного процесса). Договориться с пациентом, что все физиологические отправления, гигиенические процедуры, кормление, он будет осуществлять в постели, а медсестра ему всё организует. Договорятся о средствах связи. Поставить судно и мочеприёмник на подставку под кровать.

TЕСTОВОЕ ЗАДАНИЕ

тема «Личная гигиена пациента. Утренний туалет»

I вариант

Задание: выбрать правильные ответы или ответ.

1. Для гигиенической обработки ротовой полости пациенту используют:

а) 70о этиловый спирт   б) р-р фурацилина 1:5000

в) 2% р-р гидрокарбоната натрия  г) 3% р-р перекиси водорода

2. Температура воды для смачивания салфетки при бритье:

а) 25-30оС                    в) 36-40оС

б) 40-45оС                   г) 45-50оС

3. Для гигиенической обработки глаз пациенту используют:

а) 70о этиловый спирт в) 2% р-р гидрокарбоната натрия

б) 3% р-р перекиси водорода г) р-р фурацилина 1:5000

4. Для чистки зубов тяжелобольному пациенту в сознании необходимо приготовить:

а) перчатки, зубная щётка и паста, пинцет, зубная нить, стерильные салфетки,   ёмкость  для грязного материала

б) перчатки, зубная щётка и паста, зубная нить, стерильные салфетки и шпатель, ёмкость для грязного материала

в) перчатки, зубная щётка и паста, стакан с кипячёной водой, зубная нить, ёмкость для грязного материала

г) перчатки, зубная щётка и паста, стакан с кипячёной водой, зубная нить, стерильные салфетки и шпатель, ёмкость для грязного материала

Задание: дополнить правильный ответ.

  1.  Смену постельного белья всем пациентам в лечебном отделении медсестра проводит ___ раз в _______ дней.

  1.  Термин гипургия означает _____________ за ____________.

  1.  Съемные зубные протезы у пациента необходимо на ночь ___________ .

Задание: выберите один неправильный ответ – «четвёртый лишний».

8. Цель сестринской помощи пациенту в уходе за телом – обеспечение:

а) чистоты и безопасности

б) комфорта и защищённости

в) независимости и адаптации к своему состоянию

г) личной гигиены и ухода

9. Способ смены нательного белья пациенту зависит от:

а) режима двигательной активности

б) тяжести состояния

в) возможности и желания помочь сестре

г) устройства кровати

  1.  Отметьте правильное соответствие регулярности проведения личной гигиены:
  2.  мытьё ног                                 а) 1 раз в неделю
  3.  мытьё головы                          б) 2-3 раза в неделю
  4.  мытьё рук                                 в) перед каждым приёмом пищи и после туалета
  5.  проведение обтирания             г) после каждого приёма пищи
  6.  чистка зубов                              д) ежедневно утром
  7.  полоскание рта                          е)  2 раза в день
  8.  расчёсывание волос                  ж) 4 раза в день
  9.  стрижка ногтей                          з) ежедневно вечером

TЕСTОВОЕ ЗАДАНИЕ

тема «Личная гигиена пациента. Утренний туалет»

II вариант

Задание: выбрать правильные ответы или ответ.

1. При обработке глаз ресницы и веки протирают по направлению:

а) от центра глаза к наружному углу глаза, а затем к внутреннему углу глаза

б) от наружного угла глаза к внутреннему углу глаза

в) произвольно

г) от внутреннего угла глаза к наружному

2. Для гигиенического ухода за ушами пациенту используют:

а) 70о этиловый спирт в) 2% р-р гидрокарбоната натрия

б) 3% р-р перекиси водорода г) р-р фурацилина 1:5000

3. При образовании в носу корочек их можно удалить:

а) ватными турундами, смоченными стерильным вазелиновым маслом

б) ватными турундами, смоченными р-ром фурацилина 0,02%

в) ватными турундами, смоченными 3% р-ром перекиси водорода

г) ватными турундами, смоченными 2% р-ром гидрокарбоната натрия

4. Для гигиенической обработки глаз пациенту необходимо приготовить:

а) 5-8 шариков в) 4-6 шариков

б) 2-4 шарика г) 8-10 шариков

Задание: дополнить правильный ответ.

  1.  Общий уход определяет обслуживание пациентов независимо от _______ и______ заболевания.

  1.  Основные принципы ухода: независимость, ____________, инфекционная и физическая _____________, конфиденциальность, тактичность, индивидуальность.

  1.  Съемные зубные протезы необходимо после снятия хранить в __________ виде.

Задание: выберите один неправильный ответ – «четвёртый лишний».

8. Общий комфорт пациенту невозможен без:

а) проведения личной гигиены

б) приёма калорийной пищи

в) смены постельного белья

г) смены нательного белья

9. Способ смены постельного белья зависит от:

а) тяжести заболевания

б) режима двигательной активности

в) особенностей заболевания

г) врачебных назначений

  1.  Отметьте правильное соответствие регулярности проведения личной гигиены:
  2.  мытьё ног                                  а) 1 раз в неделю
  3.  мытьё головы                            б) 2-3 раза в неделю
  4.  мытьё рук                                  в) перед каждым приёмом пищи и после туалета
  5.  проведение обтирания             г) после каждого приёма пищи
  6.  чистка зубов                              д) ежедневно утром
  7.  полоскание рта                          е)  2 раза в день
  8.  расчёсывание волос                  ж) 4 раза в день
  9.  стрижка ногтей                          з) ежедневно вечером

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К TЕСTОВОМУ ЗАДАНИЮ

тема «Личная гигиена пациента. Утренний туалет»

I вариант

  1.  в
  2.  б
  3.  г
  4.  в
  5.  1 раз в 7 дней
  6.  уход за больными
  7.  снять
  8.  в
  9.  г
  10.  1-б, 2-а, 3-в, 4-д, 5-е, 6-г, 7-е, 8-а

II вариант

  1.  б
  2.  б
  3.  а
  4.  г
  5.  тяжести и течения
  6.  информированность, безопасность
  7.  сухом
  8.  б
  9.  б
  10.  1-б, 2-а, 3-в, 4-д, 5-е, 6-г, 7-е, 8-а

Критерий оценки:

10-9 правильных ответов – «5»

8-7 правильных ответов – «4»

6-5 правильных ответов – «3»

4 и менее правильных ответов – «2»


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Мухина С.А., Тарновская И.И.  Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» : учеб. пособие / - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  2.  Кулешова Л.И. основы сестринского дела : курс лекций, сестринские технологии / под ред. В.В. Морзова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д : Феникс, 2012.
  3.  Манипуляции в сестринском деле / Под общей ред. А.Г. Чижа. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
  4.  Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина. – Изд. 9-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  5.  Г.А. Евангулова, Л.П. Склярова Личная гигиена пациента : пособие для студентов по сестринскому делу – Калининградский медицинский колледж, 2004.
  6.  Морозова Г.И. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи : учеб. пос. для студентов учреждений сред. проф. образования / М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

Интернет-Ресурс


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49770. Монтаж строительных конструкций при возведении одноэтажного здания 806.5 KB
  Определение технологических параметров монтажа сборных конструкций и подбор монтажных кранов. Выполнение курсового проекта по монтажу строительных конструкций имеет целью закрепление полученных теоретических знаний в области строительного производства расширение их путем самостоятельной работы с нормативно-справочной литературой а также ознакомление с существующей методикой разработки проектов производства строительно-монтажных работ. Курсовой проект по монтажу строительных конструкций представляет собой комплекс технологических чертежей...
49772. ХИМИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЦИРКОНИЯ И ГАФНИЯ 1.5 MB
  Как многие редкие элементы открыты цирконий и гафний довольно поздно. Так в 1789 г. член Берлинской академии наук Мартин Генрих Клапрот опубликовал результаты анализа драгоценного камня, привезенного с берегов Цейлона. В ходе этого анализа было выделено вещество, которое Клапрот назвал цирконовой землей. Происхождение этого названия объясняют по-разному.
49774. Программа для имитационного моделирования системы массового обслуживания 1.7 MB
  В системе интервалы времени между поступлением требований являются независимыми случайными величинами со средним временем 0. которое участвует при генерировании массива содержащего все периоды времени между поступлениями требований. является случайной величиной некоррелированной с интервалами поступления требований. Оценке подлежат следующие параметры: коэффициент использования системы ρ; средняя задержка в очереди d; среднее время ожидания w; среднее по времени число требований в очереди Q; среднее по времени число требований...
49775. Циклическаю система массового обслуживания с квантами 1.29 MB
  Емкость накопителя требований r равна 44 дисциплина обслуживания – циклическая с квантом q = 5 секунд. В системе интервалы времени между поступлениями требований являются независимыми случайными величинами со средним временем = 20 секунд. Время обслуживания является случайной величиной некоррелированной с интервалами поступления требований. Среднее значение обслуживания требований – = 50 секундам.
49776. Выпрямительный агрегат ПВЭ -5А-У1 286.9 KB
  Преобразователь выпрямительный типа ПВЭ-5А-У1 наружной установки, предназначен для преобразования переменного тока в выпрямленный, и питания контактной сети электрифицированных железных дорог.
49777. Факторный анализ для выяснения влияний факторов на отклики и выведения уравнений регрессии 1.54 MB
  Поток событий ПС называется последовательность событий происходящих последовательно в случайные моменты времени. Такую модель можно проиграть во времени как для одного испытания так и заданного их множества. В нашем случае необходимо изучить систему массового со следующими параметрами: средний интервал времени между поступлениями требований равен 10 секунд среднее время обработки требования равно 25 секунд количество обрабатывающих устройств равно 5 дисциплина обслуживания – FIFO. В системе интервалы времени между поступлениями...
49778. Имитационная модель двигателя внутреннего сгорания 225 KB
  В отличие от традиционного аналитического моделирование принцип имитационного моделирования основывается на том, что математическая модель воспроизводит процесс функционирования во времени, причем имитируются элементарные события, протекающие в системе с сохранением логики их взаимодействия.