74254

УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

Значительная роль в диагностике многих заболеваний принадлежит инструментальным методам исследования. Достоверность и точность инструментальных методов исследования зависят от того насколько правильно и тщательно медицинская сестра подготовила пациента к его проведению. ЦЕЛИ: Учебная: доказать важность и необходимость...

Русский

2014-12-30

100.55 KB

99 чел.

       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 5.11. «УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Лабораторное занятие – 6 часов

для студентов 1 курса

форма обучения очная

                                      специальности (код) 060101.52 – Лечебное дело

                                    060501.51 – Сестринское дело

                                   060102.51 – Акушерское дело

Составитель: преподаватель О.А. Бутырина

                                                                    

Обсуждено и утверждено на заседании      

цикловой методической комиссии

«Сестринское дело»

протокол №        от «__ »______201_ г.

Зав. ЦМК__________ /О.А. Бутырина/

г. Калининград 2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Методические рекомендации.
  2.  Оснащение:

     а) раздаточный материал;

           б) демонстрационный материал;

           в)  рабочее место студента.

        3. Мотивация.

            Цели.

            Межпредметные связи.

            Знать. Уметь. Компетенции.

  1.  Структура занятия.

        6. План объяснения учебного материала.

        7. Глоссарий.

 8. Входной контроль  знаний (тестовое задание с эталоном   ответов).

        9. Манипуляции с алгоритмом.

        10. Ситуационные задачи проблемного характера, сценарий деловой    игры.

        11. Итоговый  контроль знаний (тестовое задание с эталоном ответов, контрольные вопросы).

        12. Список использованной литературы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На занятии студенты определяют значимость правильной подготовки к инструментальным методам исследований.

Знакомятся с задачами сестринской помощи в зависимости от проблем пациента.

В начале занятия рекомендуется фронтальный устный опрос  или письменный в виде письменного тестового задания, который покажет уровень самостоятельной подготовки студентов и усвоения теоретического материала на лекции.

После преподаватель дополняет, корректирует теоретический материал и демонстрирует   манипуляции.

Далее самостоятельная работа студентов:

- отработка манипуляций под контролем преподавателя;

- повторение теоретической части;

- ролевая игра на данную тему.

Итогового контроль знаний студентов проводится письменно в виде контрольной работы, тестового задания, устного опроса.

В конце занятия преподаватель подводит итог, отвечает на вопросы студентов, выставляет оценку.

ОСНАЩЕНИЕ: тестовые задания (1 уровень), задание для деловой игры.

Рабочее место студента: зона для постановки клизмы, активированный уголь, шприцы, катетер, контрастное вещество, шарики стерильные, спирт 70о.

МОТИВАЦИЯ:

Значительная роль в диагностике многих заболеваний принадлежит инструментальным методам исследования. Достоверность и точность инструментальных методов исследования зависят от того, насколько правильно и тщательно медицинская сестра подготовила пациента к его проведению.

ЦЕЛИ:

Учебная:

  1.  доказать важность и необходимость проведения инструментальных методов исследования;
  2.   научить понимать значение подготовки к рентгенологическим, эндоскопическим, ультразвуковым методам исследования;
  3.   научить понимать роль медицинской сестры при
    подготовке к инструментальным методам исследования.

Воспитательная:

  1.  воспитание чувства такта, внимания, терпения к пациенту;
  2.  воспитание ответственности в работе;
  3.  воспитание индивидуального подхода к пациенту при объяснении правил подготовки.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: анатомия, терапия, психология, инструментальная диагностика.

ЗНАТЬ:

  1.  основные виды инструментальных методов исследования;
  2.  цели предстоящих инструментальных методов исследования.

УМЕТЬ:

  1.  выбрать назначения на инструментальные исследования из листа назначений;
  2.  оформить направления на различные виды инструментальных исследований;
  3.  объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему;
  4.  подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной системы;
  5.  подготовить пациента к ультразвуковым методам исследования.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

общекультурные и профессиональные компетенции:

060101.52 «Лечебное дело»

         060102.51 «Акушерское дело»

060501.51 «Сестринское дело»

Результатом освоения занятия является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «решение проблем пациента посредством сестринского ухода», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПКС 7.1., 7.2., 7.4., 7.9..

эффективно общаться с пациентом и  его окружением в профессиональной деятельности;

соблюдать принципы профессиональной этики;

консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;

участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

Соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения.

Ясное понимание значимости сестринского дела в истории России.

Ясное понимание концепции философии сестринского дела.

Готовность и способность к социальному взаимодействию с пациентом, родственниками пациентами, коллегами по работе, обществом; к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, к социальной мобильности в профессиональной деятельности.

Грамотность, доступность и вежливость при консультировании пациентов и их родственников (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по вопросам ухода и самоухода.

Текущий контроль в форме:

  1.  ситуационных задач;
  2.  профессиональных задач;
  3.  конкретных ситуаций;
  4.  тестовых заданий.

Оценка в рамках текущего контроля:

  1.  результ работы на лабораторном занятии.
  2.  результат выполнения индивидуального домашнего задания.

Экспертное наблюдение за освоением профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения лабораторного занятия.

ПКС 7.3.

Осуществлять уход за  тяжелобольными пациентами в условиях организации здравоохранения и на дому.

Точное соблюдение алгоритмов:

  1.  личной гигиены и профилактики пролежней у тяжелобольных пациентов;
  2.  кормления тяжелобольного пациента.

Своевременное и правильное выявление нарушенных потребностей пациента.

Обоснованное планирование сестринского ухода.

Своевременное и правильное осуществление сестринского ухода.

ПКС 7.5.

Оформлять медицинскую документацию.

Правильность и аккуратность при оформлении медицинской документации установленного образца.

ПКС 7.6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Точность соблюдения алгоритма:

  1.  принятия пациента в стационар;
  2.  оценки функционального состояния пациента;
  3.  проведения  простейшей физиотерапии, оксигенотерапии;
  4.  поставки  газоотводной трубки и различных видов клизм;
  5.  катетеризации мочевого пузыря мягким катетером;
  6.  постановки постоянного мочевого катетера и ухода  за ним;
  7.  промывания желудка;
  8.  введения лекарственных препаратов;
  9.  подготовки пациента к  лабораторным методам исследования;
  10.  подготовки пациента к инструментальным методам исследования;
  11.  сердечно-легочной реанимации;
  12.  сестринской помощи при  потере, смерти, горе;
  13.  посмертного сестринского ухода.  

Точное выполнение требований правил хранения лекарственных средств.

Точное соответствие правилам организации питания пациентов в стационаре.

ПКС 7.7., 7.8., 7.11. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность и

производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Точность соблюдения алгоритма:

  1.  мытья рук;
  2.  надевания стерильных перчаток;
  3.  снятия использованных перчаток;
  4.  профилактики парентеральных инфекций при случайном попадании биологической жидкости в глаза, рот, на кожу, повреждении кожных покровов
  5.  колющим и режущим инструментарием;
  6.  приготовления дезинфицирующих средств;
  7.  дезинфекции медицинского инструментария, оборудования, предметов ухода;
  8.  текущей и генеральной уборки различных помещений медицинского учреждения;
  9.  утилизации медицинских отходов;
  10.  предстерилизационной очистки инструментария;
  11.  перемещения пациента;
  12.  перемещения тяжестей.

Рациональное применение средств транспортировки пациентов и малой механизации с учетом основ эргономики.

Точное соблюдение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.

ПКС 7.10.

Владеть основами рационального питания.

Грамотно и доступно консультировать пациентов по вопросам рационального питания.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 01.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

Активное участие на лабораторном занятии по тематике занятия.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности студента в процессе освоения образовательной программы на лабораторном занятии.

ОК 02.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Рациональность планирования и организации собственной деятельности.

Своевременность сдачи индивидуальных заданий, зачетных манипуляций, рефератов и кроссвордов.

ОК 03., 07.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач.

ОК 04., 08., 09..

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации;

ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Широта использования различных источников информации, включая электронные.

ОК 05.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Оперативность и точность осуществления различных операций с использованием общего и специализированного программного обеспечения.

ОК 06.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Коммуникабельность при взаимодействии с пациентами, обучающимися, преподавателями в ходе обучения.

ОК 10., 11., 14..

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку;

исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Активное участие в тематических мероприятиях, посвященным историческим датам, культурным традициям.

Соблюдение общепринятых морально-этических норм и правил, соблюдение законодательства при общении с людьми, в отношении общества и природы.

ОК 12., 13..

Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;

вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Точное соблюдение правил техники безопасности при выполнении профессиональных задач.

Профилактика профессиональных заболеваний и укрепление здоровья для выполнения профессиональных целей и задач.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  1.  Организационная часть:  5 минут

- приветствие

- отметить отсутствующих

- проверка готовности к занятию                

  1.  Вводная часть:  10 минут

- сообщить тему

- мотивация занятия

- сообщить цели

- сообщить план занятия

- заполнение дневника

  1.  Входной контроль знаний  15 минут
  2.  Объяснение материала   40 минут
  3.  Самостоятельная работа студентов  100 минут
  4.  Разыгрывание деловой (ролевой) игры  60 минут
  5.  Итоговый контроль знаний   20 минут
  6.  Подведение итогов:  8 минут

- анализ занятия

- выставление оценок комментариями

- заполнение дневника

9. Задание на дом  2 минуты

ПЛАН ОБЪЯСНЕНИЯ  УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1.  Подготовка пациента к эндоскопическим исследованиям: ФГДС, ректороманоскопия,  

колоноскопия, цистоскопия, бронхоскопия.

  1.  Подготовка пациента к рентгенологическим исследованиям: ирригоскопия,
  2.  холецистография, урография, рентген желудка.
  3.  Подготовка пациента к ультразвуковым методам исследования.
  4.  Уход за пациентом после проведения инструментальных диагностических исследований.

 

ГЛОССАРИЙ

Биопсия - взятие кусочка ткани, исследуемого органа.

Бронхоскопия - эндоскопическое исследование бронхиального дерева.

Ирригоскопия - рентгенологическое исследование толстого кишечника после введения контрастного вещества.

Колоноскопия - эндоскопическое исследование толстой кишки.

Литотрипсия – дробление камней.

Ректороманоскопия - эндоскопическое исследование прямой и
сигмовидной кишки.

Рентгенография – рентгенологическое исследование, при котором получают изображение исследуемого объекта.

УЗИ (ультрасонография) – исследование внутренних органов с использованием звуковых волн очень высокой частоты.

Урография обзорная - рентгенологическое исследование
мочевыделительной системы без применения контрастного вещества.

Урография в/в - рентгенологическое исследование мочевыделительной
системы с в/в введением контрастного вещества.

Урография ретроградная - рентгенологическое исследование мочевыделительной системы с введением контрастного вещества в мочевые пути через урологический катетер.

Холецистография пероральная - рентгенологическое исследование желчного пузыря с пероральным контрастированием.

Холецистография в/в - рентгенологическое исследование желчных
протоков и желчного пузыря с в/в контрастированием.

Цистоскопия - эндоскопическое исследование мочевого пузыря.

        ФГДС (фиброгастродуоденоскопия) - эндоскопическое исследование
пищевода желудка и двенадцатиперстной кишки.

Эндоскопия – метод визуального исследования полостей и каналов тела при помощи оптических приборов (эндоскопов).

    

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Тестовое задание

по теме «Участие медсестры в инструментальных методах исследования»

1 ВАРИАНТ

Выберите один правильный ответ.

1. К эндоскопическому методу диагностики относят:

    а) урография

    б) холецистография

    в) ирригоскопия

                 г) колоноскопия

2. Исследование органов с помощью рентгеновских лучей называется:

   а) ультразвуковое исследование

            б) эндоскопическое исследование

            в) рентгенологическое исследование

            г) электрокардиографическое исследование

3. К рентгенологическому методу исследования относят:

   а) урография обзорная

   б) ФГДС

   в) бронхоскопия

   г) цистоскопия   

                  

4. Контрастным веществом является:

    а) магния сульфат

   б) гистамин

   в) сульфат бария

   г) кофеина бензоата

5. Холецистография пероральная - это:

    а) рентгенологическое исследование прямой и сигмовидной кишки

    б) эндоскопическое исследование желудка и двенадцатиперстной кишки

    в) эндоскопическое исследование мочевого пузыря

   г) рентгенологическое исследование желчного пузыря и желчевыводящих протоков

6. Необходимо выпить 500,0 мл жидкости перед исследованием:

    а) рентген желудка

    б) цистоскопия

    в) УЗИ яичников, матки

    г) УЗИ почек

  1.  Ирригоскопия – это:

 а) эндоскопическое исследование толстого кишечника

 б) эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки

 в) рентгенологическое исследование толстого кишечника

 г) рентгенологическое исследование  прямой и сигмовидной кишки

Дополните предложение.

  1.  УЗИ - диагностика внутренних органов при помощи _____________ волн.
  2.  Визуальный осмотр мочевого пузыря - ______________________________.
  3.  Рентгенологическое исследование мочевыделительной системы с в/в введением контрастного вещества - ____________________________________________.

Тестовое задание

по теме «Участие медсестры в инструментальных методах исследования»

2ВАРИАНТ

Выберите один правильный ответ.

1. К рентгенологическому методу исследования относится:

    а) ирригоскопия

    б) ректороманоскопия

     в) цистоскопия

     г) ФГДС

2. Исследование, при котором проводится осмотр полых органов при
помощи специальных гибких и твердых эндоскопов называется:

   а) ультразвуковое исследование

    б) эндоскопическое исследование

      в) рентгенологическое исследование

    г) электрокардиографическое исследование

3. К эндоскопическому методу исследования относят:

     а) ирригоскопия

     б) урография

     в) колоноскопия

     г) холецистография

4. Контрастное вещество - верографин или урографин вводится при исследовании:

   а)  толстой кишки

    б)  желудка, двенадцатиперстной кишки

    в) мочевыделительной системы

   г) сосудов

5. Ректороманоскопия - это:

   а) эндоскопическое исследование мочевыделительной системы

   б) рентгенологическое исследование прямой и сигмовидной кишки

    в) эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки

г) ультразвуковое исследование печени, поджелудочной железы, желчного пузыря

  1.  Урография – это:

а) эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки

             б) рентгенологическое исследование мочевыделительной системы

             в) эндоскопическое исследование мочевыделительной системы

             г) рентгенологическое исследование бронхолёгочной системы

  1.  Фиброгастроскопия – это:

а) эндоскопическое исследование мочевыделительной системы

б) эндоскопическое исследование желудка и пищевода

в) эндоскопическое исследование желудка и 12-перстной кишки

г) рентгенологическое исследование желудка и 12-перстной кишки

Дополните предложение.

8. Метод визуального исследования внутренней поверхности полых органов с помощью оптических приборов это - __________________________________.

9. Рентгенологическое исследование, при котором получают изображение исследуемого объекта это - ____________________________________.

10. Функциональная диагностика – совокупность методик оценки ______________ состояния органов, систем и тканей организма человека.

Эталон ответов на тестовое задание

по теме «Участие медсестры в инструментальных методах исследования»

       1 ВАРИАНТ                                                           2 ВАРИАНТ

  1.  Г                                                                              1. А
  2.  В                                                                              2. Б
  3.  А                                                                              3. В
  4.  В                                                                              4. В
  5.  Г                                                                               5. В
  6.  В                                                                               6. Б
  7.  В                                                                               7. Б
  8.  Ультразвуковые                                                      8. Эндоскопия
  9.  Цистоскопия                                                           9. Рентгенография
  10.  Урография в/в                                                         10. Функционального

Критерий оценки:   

10 правильных ответов – «5»

9-8 правильных ответов – «4»

7-6 правильных ответов – «3»

5 и менее правильных ответов – «2»

МАНИПУЛЯЦИИ

«Подготовка пациента к эндоскопическим исследованиям»

«Подготовка пациента к рентгенологическим исследованиям»

«Подготовка пациента к ультразвуковым исследованиям»

Манипуляция

«Подготовка пациента к эндоскопическим исследованиям».

Последовательность действий

Обоснование

в стационарных условиях

  1.  Записать пациента на назначенное исследование, при необходимости оформить направление по форме.

Обеспечивается получение быстрого результата.

  1.  Объяснить пациенту цель исследования, сущность исследования, необходимость его проведения  и получить согласие пациента. Начинать беседу с пациентом лучше указав Ваше имя и должность. Обращаться к пациенту на ВЫ и по имени отчеству.

Обеспечение права пациента на информацию.

  1.  Объяснить пациенту кто будет проводить исследования, сколько примерно времени оно
    займет, возможные субъективные ощущения пациента во время исследования и после него, характер подготовки.

Обеспечивается достоверность результата и осознанное участие пациента в процедуре.

  1.  Обратить внимание на самые важные аспекты подготовки.
    Попросить, чтобы пациент повторил основные пункты и всю полученную информацию.

Условие эффективности обучения.

  1.  Провести подготовку пациента к исследованию.

  1.  В день исследования убедиться, что пациент всё выполнил правильно и сопроводить (транспортировать) с историей болезни в эндоскопический кабинет.

  1.  Транспортировать пациента после исследования в отделение. Следить за состоянием пациента.

Безопасность пациента.

в амбулаторных условиях

  1.  Объяснить цель исследования и получить согласие пациента.

Обеспечение права пациента на информацию.

  1.  Оформить направление по форме.

Обеспечение точных сведений о пациенте и сокращении поисков как лаборатории, так и документации пациента.

  1.  Объяснить пациенту кто будет проводить исследования, сколько примерно времени оно
    займет, возможные субъективные ощущения пациента во время исследования и после него.

Обеспечивается достоверность результата и осознанное участие пациента в процедуре.

  1.  Обучить пациента и/или его родственников подготовке к исследованию и правильной технике. При необходимости дать памятку.
  1.  Объяснить пациенту и/или его родственникам, куда и в какое время прийти с направлением.

  1.  Попросить пациента повторить всю полученную от вас информацию.

Условие эффективности обучения.

ФГДС - фиброгастродуоденоскопия, исследование желудка и двенадцатиперстной кишки, ФГС - фиброгастоскопия проводится с помощью гибких эндоскопов на волокнистой оптике - гастродуоденоскопов.

Цель: диагностическая, лечебная.

Показания: по назначению врача, заболевания пищевода, желудка, 12-перстной кишки.

Противопоказания: рубцовые изменения и травматические повреждения пищевода, желудка, 12-перстной кишки.

Информация пациенту: исследование проводится утром натощак, не пить воду и не принимать лекарственные препараты, не курить. Накануне ужин должен быть не позднее 21 часа. Во время исследования нельзя разговаривать и глотать слюну. На исследование можно прийти с полотенцем.

Пациента укладывают на левый бок с согнутыми ногами или на спину. Перед введением эндоскопа смазывают слизистую глотки анестетиком.

Информация медсестре: по назначению врача за 20 минут проводится премедикация.

Ректороманоскопия (RRS) - исследование прямой и сигмовидной кишки.

Цель: диагностическая.

Показания: по назначению врача, заболевания прямой и сигмовидной кишки.

Противопоказания: рубцовые изменения прямой кишки, травматические повреждения кишечника, выраженный болевой синдром.

        Информация пациенту: исследование проводится утром, натощак. Накануне вечером и утром за 2 часа до исследования ставится очистительная клизма, на ужин только чай. Провести гигиену наружных половых органов. Перед исследованием необходимо опорожнить мочевой пузырь.

Пациента укладывают на спину с приподнятыми и раздвинутыми нижними конечностями.

Колоноскопия - исследование более высоко расположенных отделов толстой кишки.

Цель: диагностическая.

Показания: по назначению врача, заболевания толстого кишечника.

Противопоказания: язвенные полипы, рубцовые изменения прямой кишки, травматические повреждения кишечника, выраженный болевой синдром.

Информация пациенту: исследование проводится утром, натощак. За 3 дня до исследования врачом назначается бесшлаковая диета (диета № 4). Накануне за обедом  принять слабительное средство (касторовое масло 30-50 гр, 30 % водный  раствор магния сульфата 125,0 мл 1 раз в день). Вечером лёгкий ужин не позднее 19 часов или не ужинать, и две очистительные клизмы. Утром в день исследования  две очистительные клизмы за 4 и за 2 часа до исследования. Провести гигиену наружных половых органов.

Исследование проводится в положении лежа на левом боку или на спине, после проведения анестезии заднего прохода.

В течение нескольких часов после исследования лучше лежать на животе.

Информация медсестре: по назначению врача за 20 минут до исследования премедикация.

Примечание: появившиеся в последние годы некоторые лекарственные средства значительно упростили подготовку пациента к эндоскопическим и рентгенологическим исследованиям брюшной полости. К этим средствам относится препарат «Фортранс», «Лавакол»  и др. Если процедура проводится утром, принимают в 15 ч, накануне, если после полудня дают препарат вечером и утром. Пероральный приём препарата, короткий срок подготовки пациента, отсутствие колик и тенезмов даже при поврежденной слизистой дают возможность качественно подготовить пациента к процедуре дома; соблюдение специальной диеты не требуется. Пациент может накануне завтракать, обедать и даже слегка поужинать слизистой кашей или киселём. Препарат не даёт существенных побочных эффектов.

Цистоскопия – эндоскопическое исследование мочевого пузыря.

Цель: диагностическая, лечебная (удаление доброкачественных опухолей, полипов мочевого пузыря, литотрипсия).

Показания: по назначению врача, заболевания мочевого пузыря.

Противопоказания: рубцовые изменения и травматические поражения уретры.

        Информация пациенту: исследование проводится натощак. Накануне исследования утром ставят очистительную клизму. Провести гигиену наружных половых органов. Непосредственно перед исследованием необходимо опорожнить мочевой пузырь. Цистоскопия проводится в положении лежа на спине. Перед введением цистоскопа проводят анестезию мочеиспускательного канала. После исследования необходимо соблюдать постельный режим несколько часов.

Бронхоскопия – эндоскопическое исследование трахеи, бронхов крупного и среднего колибра.

Цель: диагностическая.

Показания: по назначению врача, заболевания трахео-бронхолёгочной системы.

Противопоказания: тяжёлые заболевания сердца.

Информация пациенту: исследование проводится утром, натощак, не пить жидкости, не курить. Перед исследованием опорожнить мочевой пузырь и кишечник.

Процедура проводится под местной анестезией.

Информация медсестре: по назначению врача проводится премедикация за 15-40 минут до исследования (успокаивающий эффект).

Манипуляция

«Подготовка пациента к рентгенологическим исследованиям».

Последовательность действий

Обоснование

в стационарных условиях

  1.  Записать пациента на назначенное исследование, при необходимости оформить направление по форме.

Обеспечивается получение быстрого результата.

  1.  Объяснить пациенту цель исследования, сущность исследования, необходимость его проведения  и получить согласие пациента.

Обеспечение права пациента на информацию.

  1.  Объяснить пациенту кто будет проводить исследования, сколько примерно времени оно
    займет, возможные субъективные ощущения пациента во время исследования и после него, характер подготовки.

Обеспечивается достоверность результата и осознанное участие пациента в процедуре.

  1.  Обратить внимание на самые важные аспекты подготовки.
    Попросить, чтобы пациент повторил основные пункты и всю полученную информацию.

Условие эффективности обучения.

  1.  Провести подготовку пациента к исследованию.

  1.  В день исследования убедиться, что пациент всё выполнил правильно и сопроводить (транспортировать) с историей болезни в эндоскопический кабинет.

  1.  Транспортировать пациента после исследования в отделение. Следить за состоянием пациента.

Безопасность пациента.

в амбулаторных условиях

  1.  Объяснить цель исследования и получить согласие пациента.

Обеспечение права пациента на информацию.

  1.  Оформить направление по форме.

Обеспечение точных сведений о пациенте и сокращении поисков как лаборатории, так и документации пациента.

  1.  Объяснить пациенту кто будет проводить исследования, сколько примерно времени оно
    займет, возможные субъективные ощущения пациента во время исследования и после него.

Обеспечивается достоверность результата и осознанное участие пациента в процедуре.

  1.  Обучить пациента и/или его родственников подготовке к исследованию и правильной технике. При необходимости дать памятку.
  1.  Объяснить пациенту и/или его родственникам, куда и в какое время прийти с направлением.

  1.  Попросить пациента повторить всю полученную от вас информацию.

Условие эффективности обучения.

Холецистография (пероральная) – рентгенологическое исследование желчного пузыря и желчевыводящих протоков.

Цель: диагностическая.

Показания: по назначению врача, заболевания желчного пузыря.

Противопоказания: тяжёлые заболевания почек и печени, непереносимость йода и морепродуктов, аллергия на контрастное вещество, беременность.

Информация пациенту: за 3 дня до исследования бесшлаковая диета, по назначению врача за 3 дня – приём ферментов и активированного угля. Накануне легкий ужин не позднее 19 часов, в 20 часов принять холевид (цистобил, билитраст, билиселектан, теленак, йопагност, иопаноевая кислота, натрия иподат), запить сладким чаем (по 0,5 г через каждые 5 минут в течение 30 мин.). Исключён последующий приём пищи и лекарств. Желательно спать на правом боку Исследование проводится утром, натощак, не принимать воду, лекарственные препараты, не курить. Во время исследования делают снимок желчного пузыря, затем желчегонный завтрак из 2-х сырых яичных желтков или 20 гр сорбита в 100,0 – 150,0 мл воды, через 30-45 мин серия повторных снимков.

Информация медсестре: холевид из расчёта 1,0 мл на 20 кг массы тела больного.   Контрастное вещество (холевид) всасывается из кишечника в кровь, оттуда захватывается клетками печени и выделяется вместе с желчью в желчные ходы и далее оказывается в желчном пузыре. Это позволяет увидеть, на снимках желчный пузырь: его форму, расположение, наличие в нем конкрементов (камней).

Примечание: в настоящее время очистительные клизмы и желчегонный завтрак, не назначаются.

Ирригоскопия - рентгенологическое исследование толстой кишки.

Цель: диагностическая.

Показания: по назначению врача, заболевания толстого кишечника.

Противопоказания: тахикардия, аллергия на контрастное вещество, при диарее касторовое масло противопоказано, беременность.

Информация пациенту: исключить за 2-3 дня до исследования газообразующие продукты (овощи, фрукты, молочные, чёрный хлеб, соки). Накануне перед обедом пациент выпьет слабительное средство (30 гр касторового масла), вечером – две очистительные клизмы с интервалом в 1 час. Не ужинать. Утром легкий белковый завтрак, и две очистительные клизмы. Перед исследованием в Rо-кабинете введут контрастное вещество - взвесь сульфата бария.

Во время процедуры пациент попеременно занимает разные положения (для распределения бария).

Для большинства пациентов ирригоскопия и подготовка к ней представляют серьезную нагрузку, поэтому после исследования рекомендуют постельный режим.

Информация медсестре: суспензия сульфат бария вводят из расчета 400 гр порошка на 1600,0 мл воды, подогрев до температуры тела. Взвесь вводят при помощи клизмы.

Взвесь сульфата бария не растворяется  в
пищеварительных соках ЖКТ и поэтому не всасывается и выводится
естественным   путем   в   неизменном   состоянии.   Проходя   по  органам пищеварительного тракта смесь «обмазывает» их внутренние стенки и дает результат о характере углублений, возвышений. При более тугом заполнении можно определить формы, размеры, положения и функции органов.

Рентгенологическое исследование желудка. Этот метод исследования позволяет определить форму, размеры, функциональное состояние желудка, обнаружить изменения, опухоли, язвы.

Цель: диагностическая.

Показания: по назначению врача, заболевания желудка.

Противопоказания: аллергия на контрастное вещество, беременность.

Информация пациенту: за 3 дня до исследования врачом назначается бесшлаковая диета (диета № 4). Накануне исследования последний прием пищи не позднее 21 часа. Вечером и утром за 2 часа до исследования пациенту ставят очистительную клизму (в случае, если пациент страдает запорами). Исследование проводится утром, натощак, не принимать воду, лекарственные препараты, не курить. Если нет возможности обследоваться утром, кушают манную кашу или кисель, пьют чай за 6 часов до рентгена, не позже. В Rо-кабинете дадут выпить взвесь сульфата бария 150-200,0 мл.

Урография (внутривенная или экскреторная) - рентгенологическое исследование мочевыделительной системы.

Цель: диагностическая.

Показания: по назначению врача, заболевания почек.

Противопоказания: аллергия на контрастное вещество, беременность, высокая кровоточивость, почечная недостаточность, некоторые заболевания почек.

Информация пациенту: за 3 дня до исследования назначается врачом бесшлаковая диета (диета № 4). Накануне исследования уменьшение количества жидкости со второй половины дня, последний прием пищи не позднее 21 часа. Накануне исследования вечером и утром - очистительная клизма. Исследование проводится утром, натощак, не принимать жидкость, лекарства, не курить, не делать инъекции и другие процедуры. Непосредственно перед исследованием опорожнить мочевой пузырь. Во время исследования сначала делают обзорные снимки, затем внутривенно вводят 40,0 мл контрастного вещества (верографин, урографин) и снова делают рентгенологические снимки.

Исследование длится около часа.

Информация медсестре: перед исследованием в присутствии врача проводится проба на индивидуальную чувствительность к препарату. Медицинская сестра вводит контрастное вещество за 30 минут до исследования в присутствии врача.

Примечание: подготовка к ретроградной урографии специальная подготовка не требуется.

Примечание: паренхиматозные органы (легкие, сердце, почки), костная ткань  исследуются без предварительной подготовки пациента.

Полые органы (желудочно-кишечный тракт, бронхи, мочевыделительная система, желчные протоки, желчный пузырь) перед исследованием заполняются специальным контрастным веществом, чтобы повысить информативность рентгенологического исследования. Некоторые контрастные вещества могут вызывать аллергическую реакцию, поэтому до начала подготовки необходимо проведение пробы на индивидуальную чувствительность к используемому контрастному веществу.

Проба заключается во внутривенном медленном введении 1,0 мл используемого контраста из тест-ампулы и наблюдении за реакцией пациента.

Появление аллергических реакций (общая слабость, слезотечение, чихание, насморк, кожный зуд, тошнота, рвота, гиперемия и болезненность в области инъекции) является противопоказанием к предстоящему исследованию.

Перед проведением пробы следует обязательно выяснить, не было ли у пациента ранее признаков непереносимости йодсодержащих препаратов (контрастные вещества изготавливаются на основе йода). Если такие признаки наблюдались, то проведение пробы противопоказано. Проба проводиться только в присутствии врача!

Антидотом к йодсодержащим рентгенконтрастным средствам является 30 % раствор тиосульфата натрия.

Диета № 4 (бесшлаковая диета) обеспечивает щадящую работу желудочно-кишечного тракта, предотвращает метеоризм.

Диета назначается за 3 - 8 дней до исследования.

Механически щадящая диета, снимает бродильные и гнилостные процессы в кишечнике.

Исключаюся   из   питания:  овощи,   особенно грубая  клетчатка,  фрукты,  молочные  продукты, черный хлеб, сладости, какао, кофе, фруктовые соки.

Можно принимать в пищу: белый хлеб, отварное мясо, рыбу, кисломолочные продукты, творог, кефир, сметану.

Манипуляция

«Подготовка пациента к ультразвуковым  исследованиям».

Последовательность действий

Обоснование

в стационарных условиях

  1.  Записать пациента на назначенное исследование, при необходимости оформить направление по форме.

Обеспечивается получение быстрого результата.

  1.  Объяснить пациенту цель исследования, сущность исследования, необходимость его проведения  и получить согласие пациента.

Обеспечение права пациента на информацию.

  1.  Объяснить пациенту кто будет проводить исследования, сколько примерно времени оно
    займет, возможные субъективные ощущения пациента во время исследования и после него, характер подготовки.

Обеспечивается достоверность результата и осознанное участие пациента в процедуре.

  1.  Обратить внимание на самые важные аспекты подготовки.
    Попросить, чтобы пациент повторил основные пункты и всю полученную информацию.

Условие эффективности обучения.

  1.  Провести подготовку пациента к исследованию.

  1.  В день исследования убедиться, что пациент всё выполнил правильно и сопроводить (транспортировать) с историей болезни в эндоскопический кабинет.

  1.  Транспортировать пациента после исследования в отделение. Следить за состоянием пациента.

Безопасность пациента.

в амбулаторных условиях

  1.  Объяснить цель исследования и получить согласие пациента.

Обеспечение права пациента на информацию.

  1.  Оформить направление по форме.

Обеспечение точных сведений о пациенте и сокращении поисков как лаборатории, так и документации пациента.

  1.  Объяснить пациенту кто будет проводить исследования, сколько примерно времени оно
    займет.

Обеспечивается достоверность результата и осознанное участие пациента в процедуре.

  1.  Обучить пациента и/или его родственников подготовке к исследованию и правильной технике. При необходимости дать памятку.
  1.  Объяснить пациенту и/или его родственникам, куда и в какое время прийти с направлением.

  1.  Попросить пациента повторить всю полученную от вас информацию.

Условие эффективности обучения.

Примечание: необходимо предупредить пациента, что каждый вид исследования проводится в определенном положении и важно принять правильно это положение, а также стараться ориентировать пациента на то, что во время исследования он должен лежать спокойно и терпеливо.

УЗИ желудочно-кишечного тракта (печени, поджелудочной железы, желчного пузыря).

Цель: диагностическая.

Показания: по назначению врача, заболевания ЖКТ.

Противопоказания: нет.

Информация пациенту: за 2-3 дня до исследования по
назначению врача принять активированный уголь по 0,5-1,0 гр - 3-4 раза в день (при метеоризме) и исключить продукты из пищевого рациона, вызывающие метеоризм. Исследование проводится утром, натощак, не принимать жидкость, лекарства, не курить. При себе иметь полотенце (салфетки), пелёнку.

Положение пациента во время исследования: в положении лежа на спине, на правом или левом боку. Датчик накладывается на смазанную специальным гелем кожу соответственно топографии исследуемого органа.

 

УЗИ органов малого таза (мочевой пузырь, матка, яичники, предстательная железа), почек.

Цель: диагностическая.

Показания: по назначению врача, заболевания органов малого таза, почек.

Противопоказания: нет.

Информация пациенту: полноценное исследование выполнимо только при наполненном мочевом пузыре. Это связно с необходимостью осмотра нижних отделов мочеточников, которые можно увидеть, только если наполнен мочевой пузырь. Для этого необходимо примерно за 1,5 - 2 часа до исследования необходимо не мочиться и выпить воды. Вместо воды можно выпить чай, компот, но только не газированную воду и не молоко. Пить лучше через трубочку, чтобы меньше заглатывать воздух.

         Примерное количество жидкости:

         1-2 года - не менее 100,0 мл

3-7 лет   - 1 стакан (200,0 мл)

8-11 лет - 1,5 стакана (350,0 мл)

12-15 лет - 2 стакана (450,0 мл)

более 15 лет – 500,0 мл.

УЗИ почек проводят утром, желательно натощак, без специальной подготовки.

Положение пациента во время исследования:

УЗИ почек - в положении лежа на животе, на боку (можно сидя). Датчик устанавливается со стороны спины или боковой поверхности живота.

УЗИ женской половой сферы - в положении на спине.

Примечание: существуют ограничения в использовании этого метода (полный мочевой пузырь), касающиеся пациенток, проходящих исследование по гинекологическим показаниям, которые по тем или иным причинам не могут заполнить мочевой пузырь. Таким пациенткам проводят трансвагинальное сканирование.

УЗИ   сердца, сосудов, щитовидной железы.

Цель: диагностическая.

Показания: по назначению врача, заболевания сердца, сосудов, щитовидной железы.

Противопоказания: нет.

Информация пациенту: особой подготовки не требуется,  иметь полотенце (салфетки), во время исследования лежать спокойно.

Уход за пациентом после проведения инструментальных диагностических исследований.

После инструментального исследования медицинской сестре необходимо поинтересоваться самочувствием пациента, при необходимости померить АД, исследовать PS, обратиться к лечащему врачу. Если пациенту даны рекомендации по уходу после исследования врачом, проводившим исследование, то помочь пациенту в соблюдении этих рекомендаций.  

Памятка для пациента при назначении УЗИ желчного пузыря, поджелудочной железы, печени и селезёнки.

Ультразвуковое исследование (УЗИ) назначено Вашим врачом. Цель исследования – объективно оценить Ваше состояние.

Для получения достоверных результатов Вам необходимо подготовить себя к этому исследованию: воздержаться от физических нагрузок, приёма алкоголя, лечь спать накануне в обычное для Вас время. Вы должны за 2-3 дня до исследования (по
назначению врача) принять активированный уголь по 1 гр - 3-4 раза в день  и исключить продукты из пищевого рациона, вызывающие метеоризм (овощи,   особенно грубая  клетчатка,  фрукты,  молочные  продукты, черный хлеб, сладости, какао, кофе, фруктовые соки). Исследование проводится утром, натощак, не принимать жидкость, лекарства, не курить. При себе иметь полотенце (салфетки), пелёнку.

Очень важно, чтобы Вы точно следовали указанным рекомендациям, так как только в этом случае будут получены достоверные результаты.

В 10 часов утра, кабинет УЗИ № 105  с направлением.

  1.  Ультразвуковое исследование – это не больно, так как  излучение никак не ощущается кожей человека в любом возрасте. Чувствуется только прикосновение датчика к телу и лёгкий холод от геля, который наносится на кожу.

2. Ультразвуковое исследование - не вредно, так как  даже врач, ультразвуковой диагностики работает без всяких защитных приспособлений.

3. Ультразвуковое исследование можно    делать    с    любого    возраста    

без всяких ограничений по весу и росту.

4. Число исследований и их кратность их  не ограничены. Если это необходимо, ультразвуковое исследование может выполняться многократно в течение суток.

5. По времени в среднем исследование продолжается 3 - 5 минут, но возможна и большая продолжительность, до 15-20 минут.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Составить памятку для пациента и родственников: 

«Подготовка к ректороманоскопии», «Подготовка к ирригоскопии», «Подготовка к колоноскопии», «Подготовка к УЗИ желчного пузыря, печени, поджелудочной железы», «Подготовка к УЗИ матки и яичников», «Подготовка к цистоскопии».

Деловая (ролевая) игра для студентов

Деловая (ролевая) игра проводится в форме диалога.

Преподаватель делит группу на малые группы по два человека.

В каждой группе распределяет роли:

  1.  медицинская сестра
  2.  пациент
  3.  эксперт (2 человека)

Студентам раздаёт задание.

Объяснить пациенту правила подготовки к инструментальному виду исследования:

  1.  ФГДС
  2.  ректороманоскопия
  3.  колоноскопия
  4.  цистоскопия
  5.  урография в/в
  6.  холецистография
  7.  ирригоскопия
  8.  УЗИ органов малого таза

Оценка экспертами проводится по экспертной карте деятельности медсестры по подготовке пациентов к исследованию (двухбалльная шкала).

Медицинская сестра.

  1.  Этико-диагностический аспект в общении с пациентом.
  2.  Правильность заполнения документации: журнала
    «Инструментальные виды исследования», направления.
  3.  Правильность и последовательность объяснения пациенту правил
    подготовки.

Пациент.

  1.  Качество вопросов.
  2.  Правильный и последовательный пересказ полученной информации.

Затем группы меняются ролями.

ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПАЦИЕНТОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ                                                                        

N п/п

Действия медсестры

0

1

2

не выполнено

частично

верно

1

Соблюдает стандарт профессионального общения (приветствие, объяснение цели) визита)

2

Получено согласие пациента

3

Инструктаж проводится своевременно

4

Обеспечивает пациента необходимой лабораторной посудой

5

Направление оформляет правильно

6

Информирует пациента/семью о ходе исследования и подготовке к нему

7

Объясняет пациенту/семье о подготовке к данному исследованию   (выдает   памятку,   предлагает сделать записи)

8

Задает   вопросы   по   алгоритму   подготовки, адекватно реагирует на ответы пациента

9

Указывает на последствия нарушения рекомендаций медсестры

10

Своевременно и качественно проводит подготовку

11

Своевременно записывает пациента на исследования

12

Предупреждает пациента о времени и месте исследования

13

Указывает время и место, куда доставляется собранный материал

14

Собранный материал своевременно доставляется в лабораторию

15

Сопровождает/транспортирует пациента на исследование

16

Сопровождает/транспортирует пациента с исследования

17

Контролирует состояние  пациента после исследования (при необходимости)

18

Документирует выполненное

Сумма баллов

Средний балл

Критерии оценки

1.9-2 - «5» высокое качество

1.8-1.89 - «4» хорошее качество

1.7-1.79 - «3» удовлетворительное качество

<1.7-«2» неудовлетворительное качество

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Тестовое задание

по теме «Участие медсестры в инструментальных методах исследования

1 ВАРИАНТ

Выберите один правильный ответ.

1. За 2 дня до исследования врачом назначается касторовое масло перед:

   а) УЗИ поджелудочной железы

   б) колоноскопией

    в) цистоскопией

    г) урографией

2. Бесшлаковая диета исключает прием:

    а) белого хлеба, кефир, сметану

    б) черного хлеба, овощей, фруктов и молока

    в) мяса, рыбы, яиц, гречневой крупы

    г) соли, воды

3. Накануне вечером и утром за 2 часа до исследования
ставятся 2-3 очистительные клизмы перед предстоящей:

   а) бронхоскопией

   б) ректороманоскопией

    в) УЗИ мочевого пузыря

    г) колоноскопией

4. Бесшлаковая диета назначается перед исследованием за:

    а) 7-10 дней

   б) 3-5 дней

    в) 1-2 дня

   г) 14-21 день

5. К рентгенологическим методам исследования относят:

    а) колоноскопия

    б) ирригоскопия

    в) холецистография

   г) ректороманоскопия

6. Необходимо опорожнить мочевой пузырь перед исследованием:

    а) бронхоскопия

   б) цистоскопия

    в) ректороманоскопия

   г) УЗИ матки, яичников

        7. Премедикацию врач назначает перед исследованием:

    а) рентген желудка

   б) ФГДС

   в) холецистография

   г) УЗИ поджелудочной железы, желчного пузыря, печени

Дополните предложение.

  1.  Для диагностики применяют рентгенконтрастные препараты: энтерального и ___________________ применения.
  2.  При введении йодконтрастных препаратов возможны ______________ реакции организма общего и местного характера.
  3.   _____________ цели эндоскопии: удаление инородных тел, прижигание, обкалывание.

Тестовое задание

по теме «Участие медсестры в инструментальных методах исследования

2 ВАРИАНТ

Выберите один правильный ответ.

1. Медсестра имеет право сообщать пациенту о результатах исследования:

    а) да

   б) да, имеет право при условии, что результаты положительны

   в) нет

2. Контрастный препарат при рентгенологическом исследовании желудка вводят:

   а) подкожно

   б) внутривенно

   в) ректально

   г) перорально

3. Подготовка пациента в день проведения ФГДС:

   а) увеличение приёма жидкости

   б) ограничение приёма жидкости

   в) постановка очистительной клизмы

   г) натощак

4. Подготовка пациента к колоноскопии включает:

   а) высококалорийную диету

   б) низкокалорийную диету

   в) ограничение жидкости

   г) постановку очистительной клизмы

5. Рекомендация пациенту накануне урографии во второй половине дня:

   а) отказ от ужина

   б) обильное питьё

   в) ограничение приёма жидкости

   г) приём лекарственных препаратов

6. Контрастный препарат пациенту при ирригоскопии вводят:

   а) перорально

   б) сублингвально

   в) ректально

   г) парентерально

7. Подготовка к УЗИ почек и мочевого пузыря пациента включает:

   а) натощак

   б) постановку очистительной клизмы

   в) наполнение мочевого пузыря

   г) ограничение жидкости  

Дополните предложение.

8.Подготовка пациента к R-исследованию зависит от _______________ введения  контрастного препарата.

9. Цели эндоскопического исследования: _____________ и ________________.

10. Эндоскопические исследования врач выполняет в условиях строгой __________.

 

   

Эталон ответов на тестовое задание

по теме «Участие медсестры в инструментальных методах исследования»

       1 ВАРИАНТ                                                           2 ВАРИАНТ

  1.  Б                                                                     1. В
  2.  Б                                                                     2. Г
  3.  Г                                                                     3. Г
  4.  Б                                                                     4. Г
  5.  Б                                                                     5. Б
  6.  Б                                                                     6. В
  7.  Б                                                                     7. В
  8.  Внутривенного                                            8. Способа
  9.  Аллергические                                             9. Диагностическая и лечебная
  10.  Лечебные                                                      10. Асептики

Критерий оценки:   

10 правильных ответов – «5»

9-8 правильных ответов – «4»

7-6 правильных ответов – «3»

5 и менее правильных ответов – «2»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1.  Основные виды инструментальных методов исследования.
  2.  Цели рентгенологического метода исследования желудка и кишечника.
  3.  Подготовка пациента к ирригоскопии.
  4.  Подготовка пациента к пероральной холецистографии.
  5.  Подготовка пациента к колоноскопии, ректороманоскопии.
  6.  Подготовка пациента к внутривенной урографии.
  7.  Оформление направлений на различные виды инструментальных исследований.
  8.  Преимущества эндоскопического метода исследования.
  9.  Подготовка пациента к УЗИ мочевого пузыря, половых органов.
  10.  Подготовка пациента к УЗИ органов брюшной полости.

 

 ЛИТЕРАТУРА

  1.  Основы сестринского дела / Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. под ред. к.м.н. Кабарухина Б.В.. – Изд. 9-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  2.  Основы сестринского дела : курс лекций, сестринские технологии / Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. ; под ред. Морозова В.В.. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. (Медицина).
  3.  Туркина Н.В., Филенко А.Б./ Общий уход за больными: Учебник. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.
  4.  Манипуляции в сестринском деле / Под общей ред. А.Г. Чижа. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
  5.  Журнал «Медицинская сестра», 2003 г. № 8.
  6.  http://www medactiv.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54239. Раціональні числа 901 KB
  З двох від’ємних чисел більше те яке ближче до нуля або те яке стоїть правіше 4. Сумою двох від’ємних чисел є число від’ємне 5. Добуток двох обернених чисел дорівнює одиниці 6. Добуток двох чисел з різними знаками є число від’ємне 8.
54240. Повторення. Розвязування завдань на додавання і віднімання раціональних чисел 493.5 KB
  Налаштування дітей на роботу Мотивація навчальної діяльності 1 хвилина Учитель. Учні виставляють оцінки один одному у зошит олівцем зазначаючи вартість кожного завдання Учитель Наскільки ж добре ви підготовані до подорожі Давайте з вами зорієнтуємось у цьому разом. Відповідно до того у який колір буде пофарбовано клас учитель робить певні висновки і переходить до актуалізації опорних знань та навичок. Актуалізація опорних знань та навичок учнів 8 хвилин Учитель Скажіть мені будь ласка які ключові поняття математики...
54241. Координатна пряма. Протилежні числа. Модуль числа. Цілі числа 63.5 KB
  Протилежні числа. Модуль числа. Цілі числа Державна спеціалізована художня школаінтернат ІІІІ ступенів Колегіум мистецтв в Опішні Урок математики в 6 класі Тема уроку: Координатна пряма. Протилежні числа.
54242. Системы линейных уравнений с двумя переменными 286 KB
  Цель урока. Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными». Развивать умение применять полученные знания на практике. Воспитать настойчивость, прилежания в работе и культуру устной и письменной математической речи.
54243. Розвязання рівнянь 314.5 KB
  Повторити уміння розв’язувати лінійні рівняння використовуючи їх властивості. На уроці ми продовжимо розв’язувати рівняння. Одночасно по три учні розв’язують рівняння біля дошки. Розв’яжіть рівняння 2 3.
54244. Винесення множника з-під знаку кореня. Перетворення виразів, які містять квадратні корні 147.5 KB
  Мета уроку: Повторити навчальний матеріал із теми Квадратні корені; Узагальнити і систематизувати знання учнів по використанню різних підходів до перебудови вираження яке містить квадратні корені; Формувати вміння логічно думати аналізувати й порівнювати одержані результати; Розвивати креатині та алгоритмічні здібності учнів; Виховувати вміння самостійно виконувати перебудову виразів із радикалами.192 №505 Творче креативне завдання: Побудовати...
54245. Что, где, когда, конкурс для школьников 49.5 KB
  У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил что ему 100 лет несколько месяцев и несколько дней но дней рождения у него было только 25. Чего стало больше молока в воде или воды в молоке практическая задача поровну стакана молока в воде и столько же воды в молоке Если бы завтрашний день был вчерашним то до воскресенья осталось бы столько дней сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Сколько задач сын решил правильно а сколько неправильно 13 правильно 7 неправильно 1312 710=86 составить систему...
54246. Розв’язування показникових рівнянь 714 KB
  Тема: Розв’язування показникових рівнянь. Ми розглянули приклади задач із фізикибіологіїекономіки які зводяться до розв’язання показникових рівнянь. Через який час після аварії кількість радіоактивних атомів цезія – 137 зменшиться у 128 разів Розв’язок Задача зводиться до розв’язування показникового рівняння. Кобальт – 60 поражає та сприяє розвитку рака печінки.
54247. Урок - путешествие в математическую сказку, 5 класс 48.5 KB
  Цель: - отработать у учащихся навыки и умения складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа при решении упражнений и задач; - с помощью практических заданий и теоретических вопросов развивать творческую и умственную активность; - развивать логическое мышление, смекалку и сообразительность в нестандартных ситуациях; - воспитывать целеустремленность, уверенность в своих силах, коллективизм и самооценку;