74256

ДЕЗИНФЕКЦИЯ. ПОДГОТОВКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ РАСТВОРОВ

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

В качестве самостоятельной работы рекомендуется составить тематический кроссворд; подготовить реферативное сообщение по темам Дезинфекция: зачем она нужна Виды дезинфекции Методы дезинфекции Химическая дезинфекция. Оснащение Демонстрационный материал: таблицы Виды дезинфекции; Методы дезинфекции; журнал генеральных уборок; журнал учета работы бактерицидных облучателей...

Русский

2014-12-30

73.46 KB

54 чел.

Министерство образования и науки РФ

Балтийский федеральный университет имени И.Канта

Медицинский институт

по программАМ среднего профессионального образования

Тема 3.2.1. «ДЕЗИНФЕКЦИЯ. ПОДГОТОВКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ РАСТВОРОВ»

Лабораторное занятие - 6 часов

для студентов 1 курса

форма обучения очная

специальности (код) 060101.52 - Лечебное дело

                                                                       060501.51 - Сестринское дело

                                                                       060102.51 - Акушерское дело

Составитель: преподаватель И.Г.Манакова

Обсуждено и утверждено на заседании

цикловой методической комиссии

«Сестринское дело»

протокол №___  от «__» __________ 20__ г.

Зав. ЦМК ____________ /О.А.Бутырина/

г. Калининград

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Методические рекомендации.
  2.  Оснащение.
  3.  Мотивация, цели.
  4.  Межпредметные связи.
  5.  Уровни усвоения знаний. Компетенции.
  6.  Структура занятия с планом объяснения учебного материала и хронометражем.
  7.  Глоссарий.
  8.  Теоретический материал лабораторного занятия.
  9.  Манипуляции № 6 «Приготовлениерастворов дезинфицирующих средств», № 7 «Приготовление растворов хлорамина и хлорной извести», № 8 «Уборка палат», № 9 «Уборка процедурного кабинета».
  10.  Контролирующий материал.
  11.  Ситуационные задачи.
  12.  Список использованной литературы.

Методические рекомендации

Знания и умения, полученные на занятии, составляют базу для изучения междисциплинарного курса «Технология оказания медицинских услуг» и последующих занятий междисциплинарного курса «Безопасная среда для пациента и персонала».

Контроль знаний в начале занятия, с целью выявления уровня подготовки студентов к лабораторному занятию, следует проводить по 1-5 вопросам лекции - тема 3.2. «Дезинфекция».Рекомендуется фронтальный опрос.

Изложение теоретического материала лабораторного занятия сопровождается демонстрацией наглядного материала, нормативных документов, инструкций и техники манипуляций.

Самостоятельная работа лабораторного занятия предусматривает знакомство студентов с инструкциями (методическими рекомендациями) по применению дезинфицирующих средств, нормативными документами, а также отработку техники манипуляций и решение ситуационных задач.

Итоговый контроль знаний проводится в форме тест-контроля по материалам лекции 3.1. «ВБИ» (7 вопрос) лекции 3.2. «Дезинфекция» (1-5 вопрос), теоретического материала лабораторного занятия и манипуляциям№ 6 «Приготовление растворов дезинфицирующих средств», № 7 «Приготовление растворов хлорамина и хлорной извести», № 8 «Уборка палат», № 9 «Уборка процедурного кабинета».

В качестве самостоятельной работы рекомендуется составить тематический кроссворд; подготовить реферативное сообщение по темам «Дезинфекция: зачем она нужна?», «Виды дезинфекции», «Методы дезинфекции», «Химическая дезинфекция».

Оснащение

Демонстрационный материал:

  1.  таблицы «Виды дезинфекции»; «Методы дезинфекции»;  
  2.  журнал генеральных уборок;
  3.  журнал учета работы бактерицидных облучателей;
  4.  дезинфицирующиесредства (порошок, таблетки, раствор концентрата, аэрозоль, салфетки, раствор готовый к применению);
  5.  ёмкости для дезинфицирующих растворов (кастрюля, контейнеры);
  6.  палочки, лопатки;
  7.  мерные ёмкости (стаканчики, банки, цилиндр), ложки;
  8.  индикаторы экспресс-контроля концентраций рабочих растворов дезинфицирующих средств.

Раздаточный материал: нормативные документы:

  1.  СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность»
  2.  № МУ–287–113 1998 г. «Методические указания по дезинфекции предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения».
  3.  Инструкции (методические указания) к дезинфицирующим средствам.

Рабочее место студентов:

  1.  халат, колпак, перчатки нестерильные, маска, фартук, очки;
  2.  дезинфицирующие средства (порошок, таблетки, раствор концентрата, аэрозоль, салфетки, раствор готовый к применению);
  3.  мерные ёмкости (стаканчики, банки, цилиндр), ложки;
  4.  ёмкости для дезинфицирующих средств (кастрюля, контейнеры);
  5.  палочки, лопатки;
  6.  индикаторы экспресс-контроля концентраций рабочих растворов дезинфицирующих средств;
  7.  ведра, тряпки, салфетки, швабра.

Мотивация

Грамотно организованное проведение дезинфекционных мероприятий (в том числе химическим методом) играют важнейшую роль в профилактике ИСМП.Дезинфекция предметов ухода, медицинского инструментария, оборудования, помещений занимают большую долю рабочего времени медицинского персонала. Не следует забывать, что применение дезинфицирующих средств - один из факторов, вредно влияющих на здоровье пациентов и, особенно, медперсонала. Из вышеуказанного следует, что медицинский персонал долженосуществлять дезинфекционные мероприятия, неукоснительно соблюдая требования нормативных документов.

цели

Учебные:

  1.  Изучить роль медсестры в проведении дезинфекционных мероприятий;
  2.  Изучить технику безопасности при работе с дезинфицирующими средствами;
  3.  Изучить общие требования к методике проведения дезинфекции;
  4.  Научить приготовлению и использованию дезинфицирующих растворов;
  5.  Научить дезинфекции предметов обстановки, санитарно-технического оборудования, уборочного инвентаря;
  6.  Научить уборке палат и процедурного кабинета.

Воспитательные:

  1.  Рассмотреть этико-деонтологические аспекты темы;
  2.  Воспитывать ответственность по отношению к своим обязанностям;

Развивающие:

  1.  Учить пользоваться нормативными документами и инструкциями (методическими указаниями);
  2.  Развивать навыки устной речи.

Межпредметные связи

Биомедицинская этика; гигиена и экология; основы микробиологии, вирусологии и иммунологии; здоровый ребенок и его окружение, и все другие клинические дисциплины.

Уровни усвоения знаний

Знать:

  1.  понятие «дезинфекции»;
  2.  виды и методы дезинфекции;
  3.  характеристику дезинфицирующих средств;
  4.  роль медсестры в проведении дезинфекционных мероприятий;
  5.  общие требования к методике проведения дезинфекции;
  6.  санитарно-эпидемиологический режим соматического отделения.

Уметь:

  1.  соблюдать технику безопасности при работе с дезинфицирующими средствами;
  2.  готовить растворы дезинфицирующих средств, пользуясь инструкцией;
  3.  проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
  4.  обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и медперсонала.

Компетенции

Общие компетенции (ОК) для специальностей 060101.52 - Лечебное дело;   060501.51 - Сестринское дело;  060102.51 - Акушерское дело:

  1.  понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
  2.  организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем (ОК 2);
  3.  анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3).
  4.  осуществлять поиск информации, необходимый для выполнения эффективных задач (ОК 4).
  5.  использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).
  6.  работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
  7.  соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности (ОК 8).

Профессиональные компетенции специалиста (ПКС): для специальности 060101.52 - Лечебное дело:

  1.  соблюдать принципы профессиональной этики (ПКС 7.2.).
  2.  оформлять медицинскую документацию (ПКС 7.5.).
  3.  обеспечивать инфекционную безопасность (ПКС 7.7.).
  4.  обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала (ПКС 7.8.).
  5.  обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте (ПКС 7.11.).

Профессиональные компетенции специалиста (ПКС): для специальности 060501.51 - Сестринское дело:

  1.  соблюдать принципы профессиональной этики (ПКС 4.2.).
  2.  оформлять медицинскую документацию (ПКС 4.5.).
  3.  обеспечивать инфекционную безопасность (ПКС 4.7.).
  4.  обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала (ПКС 4.8.).
  5.  обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте (ПКС 4.11.).

Профессиональные компетенции специалиста (ПКС): для специальности 060102.51 - Акушерское дело:

  1.  соблюдать принципы профессиональной этики (ПКС 5.2.).
  2.  оформлять медицинскую документацию (ПКС 5.5.).
  3.  обеспечивать инфекционную безопасность (ПКС 5.7.).
  4.  обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала (ПКС 5.8.).
  5.  обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте (ПКС 5.11.).

Структура занятия С ПланОМ объяснения учебного материала И ХРОНОМЕТРАЖЕМ

  1.  Организационная часть:                                                                                 5 минут
  2.  приветствие;
  3.  регистрация присутствующих;
  4.  проверка формы одежды, наличие масок, перчаток и документации.
  5.  Вводная часть:  10 минут
  6.  тема занятия;
  7.  мотивация;
  8.  цели занятия;
  9.  план занятия;
  10.  заполнение дневников.
  11.  Входной контроль знаний:                                                                40 минут
  12.  Объяснение теоретического материала:                                                45 минут

1. Вопрос:Дезинфекция: виды и методы.

2. Вопрос:Приготовление дезинфицирующих растворов.

3. Вопрос:Использование дезинфицирующих растворов.

  1.  Самостоятельная работа студентов:                                                 115 минут
  2.  отработка техники манипуляций;
  3.  работа с нормативными документами и инструкциями;
  4.  решение ситуационных задач.
  5.  Итоговый контроль знаний:                                                                           30 минут
  6.  Подведение итогов занятия:                                                                           15 минут
  7.  заполнение дневников;
  8.  анализ занятия с ответами на вопросы студентов;
  9.  выставление оценок с комментарием.
  10.  Домашнее задание с комментарием:                                                         5 минут
  11.  повторить лекцию «Дезинфекция» (6-7 вопросы);
  12.  выучить термины глоссария (экспозиция (экспозиционная выдержка); дезинфицирующие средства; дезинфекция);
  13.  выучить манипуляции№ 6 «Приготовление растворов дезинфицирующих средств», № 7 «Приготовление растворов хлорамина и хлорной извести», № 8 «Уборка палат», № 9 «Уборка процедурного кабинета»;
  14.  самостоятельная работа (составить реферативные сообщения по темам: «Дезинфекция: зачем она нужна?»; «Виды дезинфекции»; «Методы дезинфекции»; «Химическая дезинфекция»);
  15.  Уборка кабинета дежурными:                                                                             5 минут

Глоссарий

Дезинфекция* – уничтожение в окружающей человека среде возбудителей инфекционных заболеваний и условно-патогенной микрофлоры.

Дезинфицирующие средства* - это химические вещества вызывающие гибель или приостановку жизнедеятельности микроорганизмов.

Маточный раствор хлорной извести* - 10% осветленный раствор хлорной извести.

Экспозиция (экспозиционная выдержка)*- промежуток времени необходимый для наступления дезинфекции (стерилизации).

Примечание:термины обозначенные (*) студенты записывают в свой глоссарий.

Теоретический материал лабораторного занятия

  1.  Вопрос: Дезинфекция: виды и методы.

Дезинфекция (обеззараживание) – это уничтожение в окружающей человека среде патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.

В и д ы      д е з и н ф е к ц и и

Профилактическая

Очаговая

Текущая +ген. уборка  

Текущая

Заключительная

М е т о д ы             д е з и н ф е к ц и и

Механический

Физический

Химический

   Комбинированный

Наиболее часто применяется в ЛПО:

  1.  Механический метод: влажная уборка, стирка, мытьё рук, побелка и окраска помещений.
  2.  Физический метод: УФО, кипячение, ультразвук, паровой метод.
  3.  Химический метод: применяются все способы - протирание, полное погружение (замачивание), орошение, распыление, засыпание.
  4.  Комбинированный метод: мытьё рук антисептическим мылом, влажная уборка с дезинфицирующими средствами + УФО.

  1.  Вопрос:Приготовление дезинфицирующих растворов.

Для приготовления дезинфицирующих растворов персонал обеспечивается дезинфицирующими средствами разрешенными к применению в РФ.  При приготовлении дезинфицирующих растворов соблюдают технику безопасности при работе с дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкцией (методическими рекомендациями) к препарату. Растворы дезинфицирующих средств готовятся согласно инструкции по применению препарата (методических указаний) (см. манипуляцию № 6). Ёмкости для приготовления дезинфицирующих растворов должны быть стеклянными, эмалированными (без повреждений эмали), пластмассовыми. Ёмкости должны быть с плотно прилегающими крышками и маркированные:

- название препарата;

- концентрация;

- назначение;

- дата приготовления;

- предельный срок годности;

- экспозиция.

Для дезинфицирующих средств, выпускаемых в форме растворов концентратов и в форме порошка используют соответствующего размера мерные ёмкости. Для приготовления дезинфицирующих растворов используют водопроводную воду. Некоторые дезинфицирующие средства требуют приготовления сначала маточного раствора, а потом из него готовятся рабочие растворы (например, хлорная известь) (см. манипуляцию № 7).

Для экспресс-контроля концентраций рабочих растворов применяются индикаторы. Индикатор должен соответствовать проверяемому раствору. Фирма «ВИНАР» выпускает индикаторные полоски серии «Дезиконт». «Дезиконт-НА» применяется для контроля нейтрального анолита, «Дезиконт-С» применяется для контроля «Септодора» и т.д.

  1.  Вопрос:Использование дезинфицирующих растворов.

Дезинфицирующие растворы используются для обеззараживания изделий медицинского назначения, медицинского инструментария, предметов обстановки, помещений, санитарно-технического оборудования, уборочного инвентаря, посуды, белья и предметов ухода.

Дезинфекция методом протирания осуществляется на предметах, которые не соприкасались с пациентом или к которым нельзя применить способ погружения. Протирают однократно или двукратно (согласно инструкции) ветошью смоченной дезинфицирующим раствором или салфеткой пропитанной дезсредствами.

Дезинфекция погружением проводится:

  1.  Вариант: изделие сразу погружается в дезраствор.
  2.  Вариант: с изделия удаляется видимые загрязнения с помощью тканевых салфеток, затем изделие погружается в дезраствор (салфетки сбрасывают в отдельную ёмкость).
  3.  Вариант: изделие предварительно отмывается в ёмкости с водой (с дезраствором), а затем погружается в дезраствор; промывные воды также дезинфицируются.

При дезинфекции методом погружения разъёмные изделия погружаются в разобранном виде. Инструменты с замковыми частями погружаются раскрытыми, сделав в растворе несколько рабочих движений. Инструменты, имеющие полости и каналы, погружаются с заполнением их полостей. Высота дезраствора над инструментами не менее 1 см.

Дезинфекция методом орошения проводится с использованием дезинфицирующих средств ввиде спреев или растворы наносятся на поверхности с использованием специального оборудования.

После дезинфекции предметы ухода, изделия медицинского назначения и многоразовый инструментарий должны быть отмыты от остатков дезсредства в соответствии с рекомендациями изготовителя дезсредства.

Растворы дезинфицирующих средств применяются для уборки палат и процедурного кабинета (см. манипуляцию № 8, 9). Существуют моюще-дезинфицирующие средства нового поколения, которые не требуют смывания. Растворы некоторых дезсредств можно сочетать с 0,5% раствором моющего средства (Хлормикс, Жавель-Солид) согласно инструкции. Если в инструкции не указано, что раствордезсредства можно сочетать с моющим средством, то делать этого нельзя, так как это может привести к снижению активности дезсредства.

Расчет расхода растворов дезинфицирующих средств проводится согласно инструкции к применению.

Манипуляция № 6

«Приготовление растворов дезинфицирующих средств (из порошков, таблеток и растворов концентратов)»

Цель: профилактика ИСМП.

Показания:

  1.  проведение дезинфекции.

Противопоказания:

  1.  индивидуальная непереносимость дезинфицирующего средства.

Оснащение:спецодежда (халат, колпак); средства индивидуальной защиты (маска (респиратор), перчатки, очки) в зависимости от инструкции к приготовлению раствора препарата; дезинфицирующее средство (порошок или таблетки или раствор концентрата); инструкция (методические указания) к препарату, мерные ёмкости, маркированный контейнер для дезраствора, водопроводная вода.

Алгоритм манипуляции:

Этапы

Обоснование

1. Подготовка к процедуре

1.1. Прочитать инструкцию по приготовлению дезраствора (при необходимости сделать расчёт количества дезсредсва и воды).

Обеспечение точности концентрации раствора и соблюдение техники безопасности.

1.2. Надеть спецодежду и защитные средства.

Соблюдение техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами.

1.3. Приготовить маркированный контейнер (ёмкость с крышкой), дезсредство и, при необходимости, мерные ёмкости.

Обеспечение точности концентрации раствора.

2. Выполнение процедуры

2.1. Отмерить необходимое количество дезсредства, используя мерную ёмкость или отсчитать необходимое количество таблеток.

Обеспечение точности концентрации раствора.

2.2. Налить часть необходимого количества воды в контейнер.

2.3. Поместить дезсредство в контейнер.

2.4. Перемешать раствор при помощи перфорированного поддона.

2.5. Долить воду до метки нужного объёма в контейнер, пользуясь нанесенной на стенке поддона градуировкой.

2.6. Перемешать растворпри помощи перфорированного поддона.

2.7. Закрыть контейнер крышкой.

Соблюдение требований к условиям хранения и использования  дезраствора.

2.8. Заполнить бирку.

3. Окончание процедуры

3.1. Снять индивидуальные защитные средства.

Соблюдение техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами.

3.2. Вымыть и осушить руки.

Примечание:при приготовлении дезрастворов в стеклянных или эмалированных ёмкостях без градуировки воду доливают, используя мерные ёмкости для воды или готовят раствор в литровой банке и переливают его в ёмкость; для размешивания растворов используют стеклянную палочку.

Манипуляция № 7

«Приготовление растворов хлорамина и хлорной извести»

Приготовление растворов хлорамина.

Хлорамин - белый кристаллический порошок, содержащий 25-29% активного хлора. Форма выпуска: пакеты по 100, 200, 300 грамм. Хлорамин готовится путем смешивания порошка с водопроводной водой.  Срок хранения неиспользованного раствора не более 15 суток. Раствор используется для дезинфекции однократно. Способы обеззараживания: протирание (одно- или двукратное), погружение (замачивание), орошение (одно- или двукратное).

% рабочего раствора

Количество хлорамина в граммах

Количество воды в мл

Применение

0,5 %

5

995

Поверхности помещений, посуда без остатков пищи в отсутствии инфекций.

1 %

10

990

Для дезинфекции предметов ухода не загрязненных кровью и биологическими средами. Для проведения дезинфекции при кишечных инфекциях.

3 %

30

970

Для дезинфекции инструментария, предметов ухода загрязненных кровью и другими биологическими средами. Для проведения дезинфекции при вирусных гепатитах и ВИЧ-инфекции.

5%

50

950

Для дезинфекции при туберкулезе.

Примечание:

  1.  экспозиционная выдержка для дезинфекции инструментария - 60 минут, остального - по инструкции;
  2.  для приготовления активированных растворов хлорамина применяют раствор нашатырного спирта.

Приготовление растворов хлорной извести.

Хлорная известь - порошкообразный продукт белого цвета. Выпускается в пакетах по 1 кг или в мешках по 30 кг. Продукт содержит 26-32-35 % активного хлора, при растворении в воде образуется взвесь. Сначала из порошка готовят маточный раствор хлорной извести, затем, используя маточный раствор (10% осветленный раствор хлорной извести) готовят рабочие растворы хлорной извести.

Приготовление 10% осветленного раствора хлорной извести.

Перед приготовлением 10% осветленного раствора хлорной извести медработник, кроме халата и шапочки, должен надеть фартук из прорезиненной ткани и резиновые сапоги. Также он должен использовать защитные средства: перчатки резиновые, защитные очки, респиратор (РУ-60).

1 кг сухой хлорной извести помещают в эмалированную ёмкость и растирают с добавлением небольшого количества воды до состояния равномерной кашицы деревянной лопаткой. Затем добавляют остальное количество воды до 10 л,перемешивают до образования однородной взвеси и оставляют для отстаивания в эмалированной посуде с крышкой на 24 часа (в первые 4 часа необходимо несколько раз перемешать взвесь). После этого осветленный раствор осторожно сливают или отфильтровывают в маркированнуюэмалированную или стеклянную ёмкость с крышкой. Заполняют клеёнчатую бирку. Срок годности 10% осветленного раствора хлорной извести - 7-10 суток.

Приготовление рабочих растворов хлорной извести.

Рабочие растворы хлорной извести готовятся непосредственно перед применением. Используются однократно. Экспозиционная выдержка - по инструкции.

Способы применения - протиранием, погружением (замачиванием), орошением.

% рабочего раствора

Количество 10% осветленного маточного раствора хлорной извести в литрах

Количество воды в литрах

Применение

0,5 %

0,5

9,5

Профилактическая дезинфекция в соматических отделениях.

1 %

1

9

Для проведения дезинфекции при кишечных инфекциях.

3 %

3

7

Для проведения дезинфекции при вирусных гепатитах и ВИЧ-инфекции.

5%

5

5

Для дезинфекции при туберкулезе.

Примечание:

  1.  сухая хлорная известь применяется способом засыпания для дезинфекции выделений (мочи, кала, рвотных масс и т.д.);
  2.  для приготовления активированных растворов хлорной извести применяют раствор нашатырного спирта.

Манипуляция № 8

«Уборка палат»

А. Текущая

Цель: профилактика ИСМП и создание безопасной окружающей среды для пациентов и медицинского персонала.

Показания:

  1.  осуществление санитарно-гигиенического режима в палатах соматического отделения ЛПО.

Противопоказания:

  1.  нет.

Необходимые условия:

  1.  осуществляется не реже двух раз в день;
  2.  весь уборочный инвентарь (тележки, ведра, тазы, мопы, ветошь, швабры и др.) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений, видов уборочных работ или цветовое кодирование;
  3.  уборочный инвентарь должен использоваться строго по назначению и храниться в отдельно выделенном помещении (там же размещается схема цветового кодирования);
  4.  после влажной уборки необходимо проводить проветривание (обеззараживание воздуха бактерицидными облучателями проводится по показаниям или в палатах отделений соответствующего профиля);
  5.  администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже одного раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.

Оснащение: спецодежда (халат, колпак, клеёнчатый фартук) и моющаяся обувь на низком каблуке; средства индивидуальной защиты (перчатки); дезинфицирующие и моющиерастворы, разрешенные к применению в установленном порядке; промаркированный уборочный инвентарь.

Алгоритм манипуляции:

Этапы

Обоснование

1. Подготовка к процедуре

1.1. Предупредить пациентов, что в палате будет проводиться уборка.

Соблюдение техники безопасности.

1.2. Надеть спецодежду и перчатки.

1.3. Осмотреть палату.

Эффективность проведения уборки.

1.4. Приготовить дезрастворы необходимой концентрации по режиму обеспечивающему гибель бактериальной микрофлоры (целесообразно использовать дезинфицирующие средства с моющими средствами).

2. Выполнение процедуры

2.1. Чистой салфеткой смоченной дезраствором протереть поверхности подоконников, мебели, оборудования, приборов,  дверей.

Удаление пыли, органических веществ, микроорганизмов.

2.2. Почистить раковину.

Удаление загрязнений и микроорганизмов.

2.3. Вынести пакет с мусором и вставить в мусоросборник новый пакет.

Удаление медицинских отходов класса А.

2.4. Вымыть полы.

Удаление пыли, органических веществ, микроорганизмов.

3. Окончание процедуры

3.1. Проветрить палату в течение 15 минут.

Удаление испарений моющих и дезинфицирующих средств и обеспечение нормируемых параметров воздушной среды.

3.2. Уборочный инвентарь продезинфицировать, прополоскать. Сушить и хранить в специально выделенном помещении.

Уничтожение микроорганизмов на поверхности уборочного инвентаря.

Б. Генеральная

  1.  Проводится по графику не режеодного раза в месяц. Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям.
  2.  Генеральная уборка палат проводится по режимам вызывающим гибель бактериальной инфекции.
  3.  Персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь (уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным), чистые тканевые салфетки (при невозможности использования одноразовых тканевых салфеток, многоразовые подлежат стирке).
  4.  Генеральная уборка проводится при открытых окнах и в отсутствии пациентов. Постели должны быть покрыты.
  5.  Уборку следует начинать с отодвигания мебели для обеспечения свободного доступа к обрабатываемым поверхностям.
  6.  Во время генеральной уборки обрабатываются стены, оборудование, инвентарь, светильники, батареи, подоконники, защитные жалюзи, двери,полы и плинтуса. Окна моют по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Примечание:

  1.  при появлении в стационаре ВБИ уборку проводят по режиму, эффективному в отношении возбудителя соответствующей инфекции;
  2.  при дезинфекции объектов загрязненных кровью и другими биологическими субстратами следует применять дезинфицирующие средства по противовирусному режиму.

Манипуляция № 9

«Уборка процедурного кабинета»

А. Текущая уборка

  1.  Текущую уборку проводят не менее двух раз в сутки.
  2.  Все горизонтальные поверхности обрабатываются раствором дезинфицирующего средства или моюще-дезинфицирующего средства согласно инструкции к применению в противовирусном режиме (вирусный гепатит В, С и ВИЧ).
  3.  Полы моют раствором дезсредства или моюще-дезинфицирующего средствав противовирусном режиме (вирусный гепатит В, С и ВИЧ).
  4.  Проводят обеззараживание воздуха в соответствии с инструкцией к конкретному оборудованию.
  5.  Проветривают процедурный кабинет при круглосуточном режиме работы 4 раза в день по 15-30 минут.

Б. Генеральная уборка

  1.  Генеральную уборку проводят один раз в неделю. Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям.
  2.  Генеральную уборку проводят дезинфицирующими средствами с широким спектром антимикробного действия по режимам обеспечивающим гибель бактерий, вирусов и грибов.
  3.  Персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь (уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным), чистые тканевые салфетки (при невозможности использования одноразовых тканевых салфеток, многоразовые подлежат стирке).
  4.  Перед уборкой отодвигают мебель от стен.
  5.  При проведении генеральной уборки наносят на стенымоюще-дезинфицирующий растворпутем орошения или протирания на высоту не менее двух метров, окна, подоконники, двери, мебель, оборудование и полы. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой, а затем проводят обеззараживание воздуха в помещении и проветривание (есть моюще-дезинфицирующие средства, которые не смываются водой).
  6.  Делают запись в журнале проведения генеральных уборок процедурного кабинета.

Примечание: использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещения процедурного кабинета.

Контролирующий материал:

Фронтальный опрос.

  1.  Дайте определение понятию «дезинфекция».
  2.  Какие формы микроорганизмов гибнут при дезинфекции?
  3.  Назовите виды дезинфекции.
  4.  В каком случае проводится профилактическая дезинфекция, её цель и кратность?
  5.  В каком случае проводится очаговая дезинфекция, её цель?
  6.  Назовите цель, кратность текущей очаговой дезинфекции.
  7.  Назовите цель, кратность заключительной очаговой дезинфекции.
  8.  Назовите методы дезинфекции.
  9.  Приведите примеры механической дезинфекции.
  10.  Приведите примеры физической дезинфекции.
  11.  Приведите примеры химической дезинфекции.
  12.  Приведите примеры комбинированной дезинфекции.
  13.  Дайте определение понятию «дезинфицирующее средство».
  14.  Какие формы выпуска дезсредств вы знаете?
  15.  Назовите классы токсичности дезпрепаратов.
  16.  На какие группы делятся дезсредства в зависимости от объектов дезинфекции?
  17.  Перечислите режимы дезинфекции.
  18.  Назовите группы дезсредств по химическому составу и приведите примеры.
  19.  В чем проводится дезинфекция кипячением?
  20.  Назовите режимы дезинфекции кипячением.
  21.  Из какого материала должны быть ёмкости для дезрастворов?
  22.  Какую информацию должна содержать маркировка ёмкостей для дезрастворов?
  23.  Какие требования предъявляются к дезинфекции методом погружения в дезраствор?
  24.  Какие варианты дезинфекции изделий многократного применения методом погружения вы знаете?
  25.  Какие предметы можно дезинфицировать методом протирания?
  26.  Назовите условия необходимые для обеспечения высокоэффективного обеззараживания.
  27.  Как производится контроль качества приготовления дезраствора?
  28.  Какие лица допускаются и не допускаются к работе с дезсредствами, моющими и стерилизующими веществами?
  29.  Какие средства защиты применяются при работе с дезсредствами?
  30.  Какие требования предъявляются к помещениям, где готовятся дезсредства?
  31.  Какие требования предъявляются к хранению дезсредств?
  32.  Какие действия необходимо предпринять при попадании дезсредств на кожу, слизистые глаз, носа и ротовой полости, в желудок?
  33.  Какие уровни дезинфекции Вы знаете?
  34.  Охарактеризуйте дезинфекцию низкого уровня?
  35.  Охарактеризуйте дезинфекцию среднего уровня?
  36.  Охарактеризуйте дезинфекцию высокого уровня?

Пост-тест: вариант № 1

Вариант 1

Задание: выбрать один правильный ответ.

1.  Процедурный кабинет относится к помещениям класса чистоты:

а)  Б;

б)  В;

в)  Г.

2. Столик (тумбочка) для дезинфекции процедурного кабинета находится в зоне:

а)  асептической;

б)  рабочей;

в)  хозяйственной.

3.  Мытьё окон в процедурном кабинете проводится:

а)  во время генеральной уборки;

б)  по мере загрязнения и не менее 2 раз в год;

в)  не менее 2 раз в год.

4.  Текущая уборка процедурного кабинета проводится:

а)  не реже 2 раз в день;

б)  ежедневно;

в)  раз в неделю.

5.  Генеральная уборка процедурного кабинета проводится:

а)  не реже 2 раз в день;

б)  ежедневно;

в)  раз в неделю.

6.  Текущая уборка палат проводится:

а)  не реже 3 раз в день;

б)  не реже 2 раз в день;

в)  ежедневно.

7.  Генеральная уборка палат проводится:

а)  раз в неделю;

б)  по мере загрязнения;

в)  один раз в месяц.

8.  Проветривание палат проводится:

а)  по мере необходимости;

б)  не менее 4 раз в сутки по 15 минут;

в)  не менее 4 раз в сутки по 20 минут.

9.  Бактерицидный облучатель «Дезар» относится к типу:

а)  закрытый;

б)  открытый;

в)  комбинированный.

10. При смене постельного белья пациенту загрязненное белье складывают:

а)  на стул;

б)  в полиэтиленовый мешок;

в)  на пол.

11.  Дезинфекция - комплекс мероприятий направленных на уничтожение:

а) микроорганизмов

б) грызунов

в) насекомых

г) членистоногих

12.  Профилактическую дезинфекцию проводят:

а) вокруг больного

б) вокруг носителя

в) после выздоровления больного

г) при отсутствии очага инфекционных заболеваний

13.  После выздоровления или смерти пациента проводят дезинфекцию:

а) текущую

б) профилактическую

в) предварительную

г) заключительную

14.  Физический метод дезинфекции:

а) уборка

б) кипячение

в) проветривание

г) стирка

15.  Механический метод дезинфекции:

а) подметание

б) обжигание

в) кипячение

г) пастеризация

16.  Раствор Септодора используют для дезинфекции:

а) механической

б) физической

в) биологической

г) химической

17.  Дезинфицирующее средство Жавель Солид относится к группе:

а) гуанидины

б) альдегидсодержащие

в) галоидосодержащие

г) кислородосодержание

18.  В присутствии пациентов применяют дезсредства токсичности:

а) 1 класса

б) 2 класса

в) 3 класса

г) 4 класса

19.  Для приготовления 3% раствора хлорамина - 1 литра необходимо взять порошка хлорамина:

а) 5 грамм

б) 10 грамм

в) 30 грамм

г) 50 грамм

20.  Для приготовления 0,5% раствора хлорной извести - 10 литров необходимо взять маточного раствора хлорной извести:

а) 0,5 л

б) 1 л

в) 3 л

г) 5 л

Пост-тест: вариант № 2

Вариант 2

Задание: выбрать один правильный ответ.

1.  Для приготовления 0,5% раствора хлорной извести - 10 литров необходимо взять маточного раствора хлорной извести:

а) 0,5 л

б) 1 л

в) 3 л

г) 5 л

2.  Для приготовления 3% раствора хлорамина - 1 литра необходимо взять порошка хлорамина:

а) 5 грамм

б) 10 грамм

в) 30 грамм

г) 50 грамм

3.  В присутствии пациентов применяют дезсредства токсичности:

а) 1 класса

б) 2 класса

в) 3 класса

г) 4 класса

4.  Дезинфицирующее средство Жавель Солид относится к группе:

а) гуанидины

б) альдегидсодержащие

в) галоидосодержащие

г) кислородосодержание

5.  Раствор Септодора используют для дезинфекции:

а) механической

б) физической

в) биологической

г) химической

6.  Механический метод дезинфекции:

а) подметание

б) обжигание

в) кипячение

г) пастеризация

7.  Физический метод дезинфекции:

а) уборка

б) кипячение

в) проветривание

г) стирка

8.  После выздоровления или смерти пациента проводят дезинфекцию:

а) текущую

б) профилактическую

в) предварительную

г) заключительную

9.  Профилактическую дезинфекцию проводят:

а) вокруг больного

б) вокруг носителя

в) после выздоровления больного

г) при отсутствии очага инфекционных заболеваний

10.  Дезинфекция - комплекс мероприятий направленных на уничтожение:

а) микроорганизмов

б) грызунов

в) насекомых

г) членистоногих

11. При смене постельного белья пациенту загрязненное белье складывают:

а)  на стул;

б)  в полиэтиленовый мешок;

в)  на пол.

12.  Бактерицидный облучатель «Дезар» относится к типу:

а)  закрытый;

б)  открытый;

в)  комбинированный.

13.  Проветривание палат проводится:

а)  по мере необходимости;

б)  не менее 4 раз в сутки по 15 минут;

в)  не менее 4 раз в сутки по 20 минут

14.  Генеральная уборка палат проводится:

а)  раз в неделю;

б)  по мере загрязнения;

в)  один раз в месяц.

15. Текущая уборка палат проводится:

а)  не реже 3 раз в день;

б)  не реже 2 раз в день;

в)  ежедневно.

16.  Генеральная уборка процедурного кабинета проводится:

а)  не реже 2 раз в день;

б)  ежедневно;

в)  раз в неделю.

17.  Текущая уборка процедурного кабинета проводится:

а)  не реже 2 раз в день;

б)  ежедневно;

в)  раз в неделю.

18.  Мытьё окон в процедурном кабинете проводится:

а)  во время генеральной уборки;

б)  по мере загрязнения и не менее 2 раз в год;

в)  не менее 2 раз в год.

19. Столик (тумбочка) для дезинфекции процедурного кабинета находится в зоне:

а)  асептической;

б)  рабочей;

в)  хозяйственной.

20.  Процедурный кабинет относится к помещениям класса чистоты:

а)  Б;

б)  В;

в)  Г.

Эталоны ответов на пост-тесты с критерием оценки:

Тестовые задания № 2

Вариант 1

Вариант 2

1. а

1. а

2. в

2. в

3. б

3. г

4. а

4. в

5. в

5. г

6. б

6. а

7. в

7. б

8. б

8. г

9. а

9. г

10. б

10. а

11. а

11. б

12. г

12. а

13. г

13. б

14. б

14. в

15. а

15. б

16. г

16. в

17. в

17. а

18. г

18. б

19. в

19. в

20. а

20. а

100-90% правильных ответов (20-18) - «5»

89-80% правильных ответов (17-16)- «4»

79-70% правильных ответов (15-14) - «3»

ниже 70 % правильных ответов - «2»

Ситуационные задачи

  1.  На летних каникулах учащаяся, закончившая10 класс школы, хочет устроиться на работу санитаркой. Назовите одну из причин вероятного отказа?
  2.  В одной из больниц ребенок 3-х лет ночью сильно захотел пить. Медсестра на посту отсутствовала. Ребенок напился в умывальнике из стоящего там ведра с дезраствором, который санитарка с вечера приготовила для утренней уборки. Дайте оценку данной ситуации.
  3.  Медсестра видит, что вновь принятая на работу санитарка моет полы в коридоре, пользуясь ведром, маркированное «Процедурная». Оцените ситуацию. Что необходимо предпринять?
  4.  Санитарка на ночном дежурстве не провела влажную уборку. В отделении проводят уборку днем - дневная санитарка и вечером - ночная санитарка. Был ли нарушен санитарно-противоэпидемический режим?  
  5.  Санитарка провела влажную уборку в палате. Тяжелобольной пациент пожаловался медсестре, что после уборки в палате сильно пахнет дезраствором. Назовите вероятные причины это ситуации?
  6.  При взятии сотрудником контролирующей организации дезраствора на анализ было установлено превышение указанной концентрации в 11 раз. В чём вероятная причина произошедшего?
  7.  Санитарка проводит уборку в палате с использованием дезраствора без перчаток. К чему это может привести?
  8.  При проведении дезинфекционных мероприятий раствор дезсредства «Жавель Солид» попал медсестре в глаза и на кожу лица. Что необходимо предпринять?
  9.  Студентка вымыла полы в процедурном кабинете и спрашивает медсестру: «Что делать с уборочным инвентарем». Ответьте на вопрос студентки.
  10.  Санитарка проводила уборку в палате. К ней обратилась пациентка с просьбой заменить испачканный пододеяльник. Санитарка отказала, мотивируя это тем, что постельное бельё меняют раз в 7 дней. Права ли санитарка?
  11.  Санитарка проводила дезинфекционные мероприятия способом орошения средством «Жавель Солид». Она была одета в халат, колпак. Из защитных средств она использовала резиновые перчатки, фартук. По окончанию работы она почувствовала себя плохо. Почему это произошло и что следует предпринять?
  12.  Медсестре необходимо провести экспресс-контроль концентрации рабочих растворов дезинфицирующего средства «Септодор». У неё в наличии имеются индикатор «Дезиконт-НА». Можно ли воспользоваться этим индикатором для дезсредства «Септодор»?

Эталон ответов к ситуационным задачам

  1.  Работа санитаркой всегда связана с применением дезсредств. Лица моложе 18 лет к такой работе не допускаются.
  2.  За детьми в отделении необходимо наблюдать, в том числе и ночью, а также обеспечивать их питьевой режим. Рабочие растворы готовят непосредственно перед уборкой. Дезсредства и дезрастворы необходимо хранить в местах не доступных для детей. Ребенку необходимо вызвать врача и действовать согласно инструкции (методическим рекомендациям) к данному дезсредству. По назначению врача или промыть желудок, или дать таблетки активированного угля в зависимости от инструкции к данному дезсредству.
  3.  Необходимо заменить ведро маркированное «Процедурная» на ведро маркированное «Коридор». С санитаркой необходимо провести дополнительный инструктаж об использовании инвентаря согласно маркировке строго по назначению. Доложить старшей медсестре о ситуации. Ведро «Процедурная» обработать дезраствором.
  4.  Да, так как уборка должна проводиться не реже двух раз в день. Необходимо доложить утром старшей медсестре и на 5-ти минутке.
  5.  Санитарка не проветрила палату после уборки или приготовила дезраствор с превышением необходимой концентрации. Медсестре следует организовать проветривание палаты и уточнить у санитарки как она готовила раствор дезсредства.
  6.  Превышение концентрации может быть при ошибочном применении инструкции по разведению дезсредства, при использовании мерной ёмкости не соответствующей данному дезсредству.
  7.  К аллергическое реакции, контактному дерматиту.
  8.  Необходимо обильно промыть глаза и кожу лица водой (согласно инструкции).
  9.  Необходимо продезинфицировать, прополоскать, поставить для просушивания и последующего хранения в специально-отведенное для этого место.
  10.  Нет, не права. Бельё при загрязнении меняют немедленно.
  11.  Она не защитила органы дыхания. Согласно инструкции к препарату защиту органов дыхания следует проводить универсальными респираторами типа РПГ-67 или РУ-60М с патроном марки Вис. Также необходимо осуществить защиту глаз герметичными очками. Санитарку, согласно инструкции, необходимо вывести на свежий воздух, обеспечить покой. Прополоскать рот, нос, горло водой, после чего дать теплое молоко с пищевой содой (одна чайная ложка на стакан молока). При необходимости обратиться к врачу.
  12.  Нет, нельзя. Так как индикатор «Дезиконт-НА» предназначен для экспресс контроля нейтрального анолита, а для «Септодора» предназначен индикатор - «Дезиконт-С».

Список использованной литературы

  1.  № МУ–287–113 1998 г. «Методические указания по дезинфекции предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения».
    1.  Кулешова Л.И. Инфекционная безопасность в лечебно-профилактических учреждениях/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. -  317 с.
    2.  Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 733 с.
    3.  Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. - 2-е изд., исправл. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 512 с.
    4.  Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Карабухина - Изд. 14-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 792 с.
    5.  Осипова В.Л. Дезинфекция: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 139 с.
    6.  Постановление Главного государственного санитарного врача области от 31.05.2005 № 376 «О проведении дезинфекционных мероприятий на эпидемически значимых объектах Калининградской области»
    7.  СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность»
    8.  СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлениюдезинфекционной деятельности», 2005.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20823. Процессуальное право 38.51 KB
  Административный процесс — это порядок осуществления государственно-управленческой деятельности по реализации норм административного права. В более узком, специальном смысле административный процесс — это деятельность государственных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях. В данной главе речь пойдет именно об этом аспекте административного процесса.
20825. Вдосконалення протипожежного захисту головного виробничого корпусу ТзОВ Гайсинський молокозавод Вінницькій області 1.06 MB
  Кількість пожеж суттєво збільшується. Основними їх винуватцями стають обігрівачі, найчастіше саморобні, низької якості, що не мають сертифікату відповідності. Масове одночасне використання електроприладів, може призвести до значних електричних перенавантажень, а відповідно до масових пошкоджень електричних мереж. Нерідко пожежі виникають через несправність камінів та печей.
20826. Исследование формирования товарной политики предприятия 950 KB
  Улучшение качественных характеристик товара основывается на соответствии их запросам потребителей, повышении уровня конкурентоспособности, учете периода жизненного цикла на рынке, использовании достижений научно-технического прогресса и т.п. При этом совершенствуются сами полезные качества продукта, материальный вид товара...
20827. Сравнительная экспертиза качества сыра твердого сычужного «Голландского», реализуемого в магазине «Монетка» 686.5 KB
  Популярность сыров объясняется приятными вкусовыми особенностями, высокой биологической и пищевой ценностью, удачным сочетанием незаменимых аминокислот, высоким содержанием кальция и широкой гаммой микроэлементов, легкой усвояемостью молочного жира.
20828. Анализ ассортимента, качества и конкурентоспособности новых видов колбасных изделий 7.33 MB
  Колбасные изделия, попадающие на наш рынок через мелкие частные предприятия зачастую в обход установленных законом процедур государственного контроля и сертификации, изготовлены из низкосортного сырья с применением различных добавок (наполнителей, консервантов, искусственных красителей).
20829. Анализ изменения экспрессии гена комплексина-2 (Cplx2), вызванных ишемией головного мозга, а также введением регуляторных пептидов семакс и PGP 1.07 MB
  Ключевым механизмом ишемического повреждения является процесс глутамат-кальциевого каскада, когда под влиянием гипоксии усиливаются процессы анаэробного гликолиза, внутриклеточная среда закисляется и нарушается активный ионный транспорт, что приводит к массивному высвобождению возбуждающих аминокислот глутамата и аспартата, в том числе в составе синаптических везикул.
20830. Разработка методики развития силовых качеств школьников с помощью занятий армреслингом 77.46 KB
  Армспорт (борьба на руках или армрестлинг; (от англ. аrm-sport, arm-wrestling, где arm —предплечье) — вид спортивных единоборств. Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок.
20831. Влияние света на качество нерафинированного растительного масла 1.09 MB
  Нельзя сбрасывать со счета и другие обстоятельства. Дело в том, что многие малые цеха применяют далеко не совершенную технологию, что, в конечном итоге, ведет к снижению эффективности переработки маслосемян. Необходимо совершенствовать технологические процессы, повышать эффективность каждого малого и среднего предприятия.