74257

МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СЕСТИНСКОЙ ПРАКТИКЕ: ВЫПИСКА, ХРАНЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

Студенты должны осознать важность усвоения теоретического материала и практической подготовки на занятии для дальнейшей работы с пациентами в стационаре. Оформлением журналов учета лекарственных средств; ознакомить с обучением пациента приему лекарств. Проявлять выдержку сдержанность пользоваться авторитетом у пациента.

Русский

2014-12-30

136.79 KB

49 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

ОТДЕЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 5.9. «МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СЕСТИНСКОЙ ПРАКТИКЕ: ВЫПИСКА, ХРАНЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»

Лабораторное занятие —  6 часов

для студентов 1 курса

форма обучения очная

                                      специальности (код) 060101.52 – Лечебное дело

                                    060501.51 – Сестринское дело

                                   060102.51 – Акушерское дело

Составитель: преподаватель О.А. Бутырина

                                                                    

Обсуждено и утверждено на заседании      

цикловой методической комиссии

«Сестринское дело»

протокол №        от «__ »______201_ г.

Зав. ЦМК__________ /О.А. Бутырина/

г. Калининград 2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Методические рекомендации.
  2.  Оснащение:

     а) раздаточный материал;

           б) демонстрационный материал;

           в)  рабочее место студента;

        3. Мотивация.

            Цели.

            Межпредметные связи.

            Знать. Уметь. Компетенции.

  1.  Структура занятия.

        6. План объяснения учебного материала.

        7. Глоссарий.

 8. Входной контроль  знаний (с эталонами   ответов).

        9. Манипуляции с алгоритмом.

        10. Ситуационные задачи проблемного характера с эталонами ответов.

       11. Итоговый  контроль (тестовые задания, письменная работа) с эталонами ответов.

       12. Список использованной литературы, аудио- видеоматериалы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На занятии студенты знакомятся с важным разделом в сестринской практике, как пути применения различных форм лекарственных препаратов на основании листов назначений, являющихся составной частью истории болезни. Предварительный фронтальный опрос помогает провести контроль теоретических знаний после лекционного курса.

Преподавателю необходимо подчеркнуть ответственность медсестры при раскладке лекарств по листам назначений и раздаче лекарства индивидуально каждому пациенту, умение объяснить пациенту значимость правильного приема лекарства. Акцентировать внимание студентов на возможных ошибках при раскладке, раздаче и применении лекарства.

После показа преподавателем техники раскладки лекарств, студентам необходимо дать возможность самостоятельно по заданию преподавателя отрабатывать манипуляции, предусмотренные программой на данное занятие. При закреплении материала используют тестовые задания, ситуационные задачи, поостренные на проблемных ситуациях и составление плана сестринского вмешательства по данной проблеме.

Подводя итог занятия, выставляется общая оценка.

Оценка складывается из оценок: за теоретические знания, за выполненную зачетную манипуляцию, за решение ситуационной задачи, за тестовые задания, а также за личную гигиену студента, за этическое поведение и ведение учебной документации.

ОСНАЩЕНИЕ: тестовые задания (1 уровень), графологический диктант (2 уровень), задание для деловой игры; накладные (требования) в аптеку, лекарственные препараты различных форм, ингалятор, история болезни, «Журнал учета наркотических веществ», ящики с ячейками для раздачи лекарств, мензурки, кипяченая вода, чайник, пипетки, пластырь.

Рабочее место студента: истории болезни, лист назначений, лекарственные препараты, требования в аптеку, пипетки, пластырь, капли для глаз и носа.

           

МОТИВАЦИЯ

Медикаментозное применение лекарств требует грамотности и четкости; не допустимо изменение дозировки, методики применения и введения лекарства, назначенного врачом.

Требуется четкость, сосредоточенность палатной медсестры при выполнении этих манипуляций. Студенты должны осознать важность усвоения теоретического материала и практической подготовки на занятии для дальнейшей работы с пациентами в стационаре. На медсестру возлагается ответственность в ведении медицинской документации.

ЦЕЛИ:

Учебная: - ознакомить с оснащением и документацией поста медсестры, с выборкой назначений   из   медицинской   карты,   выпиской   требований   на  лекарства,
порядком получения лекарств из аптеки;

  1.  ознакомить с правилами хранения и распределения лекарств в отделении. Выпиской     учета     и     хранения     наркотических,     сильнодействующих
    лекарственных   средств.    Оформлением    журналов   учета   лекарственных
    средств;

- ознакомить с обучением пациента приему лекарств. Пути и способы применения лекарств.

        Воспитательная:  рассмотреть этико-деонтологические особенности общения с пациентом во время проведения манипуляций. Проявлять выдержку, сдержанность, пользоваться авторитетом у пациента. Воспитать чувство ответственности в работе, внимательность и уважение к пациенту.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: анатомия.

ЗНАТЬ:

  1.   правила выписывания и получения лекарств отделениями ЛПУ;
  2.  требования, предъявляемые к хранению лекарств в отделении и в
    домашних условиях;
  3.  Правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих,
    остродефицитных и дорогостоящих лекарств;
  4.  пути и способы введения лекарств в организм; их преимущества и
    недостатки;
  5.  правила раздачи лекарств.

УМЕТЬ:

- осуществлять выборку назначений из истории болезни. Заполнять журнал учета лекарственных средств;

- предоставить  пациенту  необходимую  информацию  о лекарственном средстве;

- раздать лекарства для энтерального применения;

- применять лекарство на кожу;

- закапывать лекарство в глаз, нос, ухо. Закладывать мазь в глаз, нос, ухо. Применять лекарства ингаляционно через нос и рот.

- вводить  лекарства  в   прямую   кишку   (ректальный суппозиторий).

   

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

общекультурные и профессиональные компетенции:

060101.52 «Лечебное дело»

      060102.51 «Акушерское дело»

       060501.51 «Сестринское дело»

Результатом освоения занятия является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «решение проблем пациента посредством сестринского ухода», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПКС 7.1., 7.2., 7.4., 7.9..

эффективно общаться с пациентом и  его окружением в профессиональной деятельности;

соблюдать принципы профессиональной этики;

консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;

участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

Соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения.

Ясное понимание значимости сестринского дела в истории России.

Ясное понимание концепции философии сестринского дела.

Готовность и способность к социальному взаимодействию с пациентом, родственниками пациентами, коллегами по работе, обществом; к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, к социальной мобильности в профессиональной деятельности.

Грамотность, доступность и вежливость при консультировании пациентов и их родственников (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по вопросам ухода и самоухода.

Текущий контроль в форме:

  1.  ситуационных задач;
  2.  профессиональных задач;
  3.  конкретных ситуаций;
  4.  тестовых заданий.

Оценка в рамках текущего контроля:

  1.  результ работы на лабораторном занятии.
  2.  результат выполнения индивидуального домашнего задания.

Экспертное наблюдение за освоением профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения лабораторного занятия.

ПКС 7.3.

Осуществлять уход за  тяжелобольными пациентами в условиях организации здравоохранения и на дому.

Своевременное и правильное выявление нарушенных потребностей пациента.

Обоснованное планирование сестринского ухода.

Своевременное и правильное осуществление сестринского ухода.

ПКС 7.5.

Оформлять медицинскую документацию.

Правильность и аккуратность при оформлении медицинской документации установленного образца.

ПКС 7.6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Точность соблюдения алгоритма:

  1.  введения лекарственных препаратов;

Точное выполнение требований правил хранения лекарственных средств.

ПКС 7.7., 7.8., 7.11. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность и

производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Точность соблюдения алгоритма:

  1.  мытья рук;
  2.  надевания стерильных перчаток;
  3.  снятия использованных перчаток;
  4.  профилактики парентеральных инфекций при случайном попадании биологической жидкости в глаза, рот, на кожу, повреждении кожных покровов
  5.  колющим и режущим инструментарием;
  6.  приготовления дезинфицирующих средств;
  7.  дезинфекции медицинского инструментария, оборудования, предметов ухода;
  8.  текущей и генеральной уборки различных помещений медицинского учреждения;
  9.  утилизации медицинских отходов;
  10.  предстерилизационной очистки инструментария;
  11.  перемещения пациента;
  12.  перемещения тяжестей.

Рациональное применение средств транспортировки пациентов и малой механизации с учетом основ эргономики.

Точное соблюдение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.

ПКС 7.10.

Владеть основами рационального питания.

Грамотно и доступно консультировать пациентов по вопросам рационального питания.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 01.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

Активное участие на лабораторном занятии по тематике занятия.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности студента в процессе освоения образовательной программы на лабораторном занятии.

ОК 02.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Рациональность планирования и организации собственной деятельности.

Своевременность сдачи индивидуальных заданий, кроссвордов.

ОК 03., 07.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач.

ОК 04., 08., 09..

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации;

ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Широта использования различных источников информации, включая электронные.

ОК 05.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Оперативность и точность осуществления различных операций с использованием общего и специализированного программного обеспечения.

ОК 06.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Коммуникабельность при взаимодействии с пациентами, обучающимися, преподавателями в ходе обучения.

ОК 10., 11., 14..

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку;

исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Активное участие в тематических мероприятиях, посвященным историческим датам, культурным традициям.

Соблюдение общепринятых морально-этических норм и правил, соблюдение законодательства при общении с людьми, в отношении общества и природы.

ОК 12., 13..

Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;

вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Точное соблюдение правил техники безопасности при выполнении профессиональных задач.

Профилактика профессиональных заболеваний и укрепление здоровья для выполнения профессиональных целей и задач.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

 I. Организационная часть: 2 мин.

  1.  приветствие;
  2.  отметить присутствующих;
  3.  проверить готовность к занятию, внешний вид.

II. Вводная часть: 10 мин.

  1.  сообщить тему занятия;
  2.  мотивация занятия;
  3.  цели занятия;
  4.  план занятия с заполнением дневника;
  5.  инструктаж по технике безопасности;

III. Организация и управление познавательной деятельностью студента: 235 мин.

  1.  опрос студентов
  2.  дополнение к новому материалу с демонстрацией манипуляционной техники;
  3.  работа с раздаточным материалом / алгоритмы манипуляций/;
  4.  контроль знаний студентов /тестовые задания/;
  5.  отработка студентами техники манипуляций под контролем преподавателя,  решение студентами возможных проблем пациента;

IV. Подведение итогов: 15 мин.

- анализ занятия;

- выставление оценок с комментариями;

- заполнение дневника (итог самостоятельной работы).

V. Домашнее задание: 4 мин.

ПЛАН ОБЪЯСНЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1.  Выборка назначений из медицинской карты стационарного больного (на лекции).
  2.  Выписывание требований на лекарственные средства и порядок получения их из аптеки (на лекции).
  3.  Оформление журнала учета лекарственных средств.
  4.  Раздача лекарственных средств в отделении.
  5.  Введение лекарственных средств в прямую кишку - свечи.
  6.  Наружное применение лекарственных средств: на кожу, на слизистые.
  7.  Ингаляционный способ введения лекарственных средств через рот и нос. Обучение пациента технике применения дозированного и не дозированного аэрозоля в  ингаляторе. Техника безопасности при применении ингалятора.

ГЛОССАРИЙ

Вагинальный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ через/в влагалище.

Ингаляционный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ через верхние дыхательные пути, путём их вдыхания.

Инъекция (от лат. inectio) -  впрыскивание.

Инфильтрат (уплотнение, диффузия в ткани) – местное воспаление мягких тканей        Парентеральный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ, минуя пищеварительный тракт, в виде инъекций.

Пероральный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ через рот.

Резорбтивное действие (резорбция- всасывание) – действие лекарственных средств или токсических веществ, проявляющееся после всасывания их в кровь.

Ректальный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ через прямую кишку.

Сублингвальный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ под язык.

Суппозитории (свечи) – это конические, цилиндрические или овальные лекарственные формы твёрдые при обычных условиях, растворяются или расплавляются при контакте со слизистой оболочкой прямой кишки.

Трансфузия – переливание стерильного раствора.

Фармакотерапия – использование лекарственных препаратов в лечебных целях.

Энтеральный (приём внутрь) путь – это введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт.

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗАНАНИЙ

  1.  Кто назначает пациенту лечение?
  2.  Кто осуществляет выборку назначений из истории болезни?
  3.  Кто выписывает требования для получения лекарств из аптеки?
  4.  Порядок выписывания и получения медикаментов в стационарах.
  5.  Где и как хранят скоропортящиеся лекарственные препараты?
  6.  Особенности хранения и учёта наркотических и сильнодействующих лекарственных препаратов.
  7.  Перечислите энтеральные пути введения лекарств.
  8.  Что называется нужным применением лекарственных средств?
  9.  Преимущества и недостатки наружного способа введения лекарственных средств.
  10.  Что называется ингаляционным способом введения лекарственных средств?
  11.  Преимущества и недостатки  ингаляционного способа введения лекарственных средств.
  12.  Что называется парентеральным способом введения лекарственных средств?
  13.  Преимущества и недостатки  парентерального способа введения лекарственных средств.
  14.  Осложнения, связанные с неправильной техникой выполнения инъекций.
  15.  Осложнения, связанные с нарушением асептики.
  16.  Осложнения, связанные с анафилаксией.
  17.  Как принимаются лекарства натощак, до еды, после еды, и снотворные?

Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»

 1 вариант

Выберите один правильный ответ.

  1.  Способ введения лекарственных средств определяет

а) лечащий врач

б) главный врач

в) старшая медицинская сестра

г) палатная медицинская сестра

2. Местное действие на организм оказывает лекарственный препарат, введенный

а) через рот

б) под язык

в) внутримышечно

г) в ухо

3. Способ введения лекарственных средств через рот

а) сублингвальный

б) пероральный

в) ректальный

г) вагинальный

4. Ядовитые лекарственные препараты хранят в процедурном кабинете в

а) холодильнике

б) шкафу, закрытом на ключ

в) сейфе

г) столе, закрытом на ключ

5. Раздачу лекарств в отделении проводит медсестра

а) младшая

б) постовая

в) процедурная

г) старшая

6. Суппозитории хранят в

а) холодильнике

б) сейфе

в) медицинском шкафу

г) медицинском шкафу, закрытом на ключ

7. Парентеральный способ введения лекарственных средств

а) сублингвально

б) перорально

в) инъекционно

г) ректально

8. Осложнение при неправильном выборе места внутримышечной инъекции

а) сепсис

б) анафилактический шок

в) периостит

г) воздушная эмболия

9. Осложнение внутривенной инъекции при нарушении правил асептики

а) анафилаксия

б) тромбофлебит

в) сепсис

г) гематома

10. Аллергическая реакция при введении лекарственных средств

а) сепсис

б) тромбофлебит

в) анафилаксия

г) некроз

Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»

2 вариант

Выберите один правильный ответ.

  1.  Системное действие на организм оказывают препараты, введённые в

а) глаза

б) нос

г) уши

г) рот

2. Наружный способ применения лекарственных средств

     а) внутрикожный

     б) сублингвальный

     в) в нос

     г) через прямую кишку

3. Энтеральный способ введения лекарственных средств – через

а) кожу

б) рот

в) вену

г) мышцу

4. Раздачу лекарств пациентам медсестра проводит в

а) процедурном кабинете

б) палате

в) сестринской комнате

г) ординатрской

5. Настойки дозируют

а) граммами

б) миллилитрами

в) ложками

г) каплями

6. Осложнение внутримышечной инъекции при нарушении правил асептики

а) масляная эмболия

б) некроз

в) анафилактический шок

г) абсцесс

7. Возможное осложнение при введении инсулина

а) некроз

б) тромбофлебит

в) гематома

г) липодистрофия

8. Отдалённое осложнение внутривенной инъекции

а) инфильтрат

б) абсцесс

в) гематома

г) ВИЧ-инфекция

9. Тромбофлебит – осложнение инъекции

а) внутрикожной

б) подкожной

в) внутримышечной

г) внутривенной

  1.  Омертвение ткани при инъекции

а) некроз

б) абсцесс

в) сепсис

г) флебит

Эталон ответов для тестового задания по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»

1 вариант                            2 вариант                     

  1.  А                                  1. Г
  2.  Г                                   2. В
  3.  Б                                   3. Б
  4.  Б                                   4. Б
  5.  Б                                   5. Г
  6.  А                                  6. Г
  7.  В                                  7. Г
  8.  В                                  8. Г
  9.  В                                  9. Г
  10.  В                                 10. А

Критерий оценки:

10-9 правильных ответов – «5»

8-7 правильных ответов – «4»

6-5 правильных ответов – «3»

4 и менее правильных ответов – «2»

Раздача лекарственных средств в отделении.

Манипуляция

Раздача     лекарственных    препаратов  для энтерального применения.

Цель: обеспечение пациента своевременным лечением.

Показания: назначение врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного препарата. Неэффективность при оказании неотложной помощи.

Оснащение: журнал назначений, лекарственные препараты, передвижной столик, мензурки, графин с питьевой водой, ножницы.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Поставить на передвижной столик необходимое оснащение для проведения манипуляции.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Внимательно прочитать в журнале ФИО пациента и назначение.

Обеспечение правильного выполнения назначений.

  1.  Найти лекарственное средство, проверить его название, срок годности, дозу и способ введения. Соответствие этикетки препарата назначению врача.

Соблюдение принципа безопасного и эффективного лечения.

  1.  Дать пациенту лекарственное средство непосредственно у постели.

Примечание. Предоставить пациенту необходимую информацию: название препарата, цель приёма лекарства, как, когда и как долго принимать препарат, имеет ли значение пропуск приёма и как в этом случае поступить, как распознать побочные эффекты, взаимодействие лекарства с другими лекарствами, пищей и алкоголем.

Создание максимального комфорта пациенту.

Право пациента на информацию.

  1.  Убедиться в том, что пациент принял лекарство.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Разложить лекарственные средства согласно правилам хранения.

  1.   Мензурки замочить в дез. растворе.

Инфекционная безопасность.

  1.  Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметки о выполнении манипуляции.

Контроль выполнения манипуляции.

Данный алгоритм обеспечивает следующие преимущества:

  1.  контроль приема медикаментов пациентом;
  2.  исключение ошибок при раздаче лекарственных средств;
  3.  достоверную информацию пациенту о назначенном ему лекарственном
    средстве.

В некоторых лечебных отделениях с целью экономии времени медсестры раскладывают лекарственные средства заранее на одни сутки в специальные лотки, разделенные на ячейки. В каждой ячейке указаны Ф.И.О. пациента и номер палаты. Медсестра разносит лекарственные средства пациентам по палатам, контролируя их прием.

Манипуляция

Применение суппозитория

Цель: лечебный процесс.

Показания: при невозможности и нецелесообразности перорального введения препаратов (при рвоте, нарушении глотания, поражении слизистой оболочки желудка, бессознательном состоянии пациента); при необходимости местного действия препарата. Назначение врача.

Противопоказания: кровотечение из прямой кишки.

Оснащение: перчатки, суппозитории (свечи), ножницы, салфетки, лоток, ширма, ёмкость с дезраствором.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.

Право пациента на информацию.

  1.  Отгородить пациента ширмой.

Эмоциональная безопасность пациента.

  1.  Помочь пациенту принять правильное положение: на боку, ноги согнуты в коленях.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Обработать руки, надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Вскрыть упаковку, не извлекая из него суппозитория. В правую руку взять свечу (рис. 1).

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Раздвинуть левой рукой ягодицы пациента, а правой ввести свечу узким концом в анальное отверстие на глубину 2-3 см за наружный сфинктер так, чтобы оболочка осталась в руке. Оболочку свечи положить в лоток для отработанного материала.
  1.  Обработать салфеткой область ануса. Салфетку в лоток для отработанного материала.
  1.  Снять перчатки в лоток для отработанного материала. Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Помочь пациенту принять удобное положение и напомнить, что он должен  полежать 20-30 минут.

Создание максимального комфорта пациенту. Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Убрать ширму.

  1.  Надеть перчатки, провести дезинфекцию отработанного материала. После снять перчатки, обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку о выполнении назначения.

Контроль выполнения манипуляции.

Примечание: 1) суппозитории становятся жидкими при температуре тела, поэтому вскрывать их необходимо непосредственно перед введением;

2) перед введением суппозиторий общего воздействия на организм необходимо опорожнить кишечник или сделать очистительную клизму.

                                                          Рис. 1

Наружное применение лекарственных средств: на кожу, на слизистые.

Манипуляция

Применение присыпки, мази, пластыря на кожу.

Запомните!

При использовании лекарственного средства на кожу необходимо:

  1.  Осмотреть место нанесения лекарства, убедиться в отсутствии гиперемии, сыпи, припухлости;
  2.  Обработать тёплой водой или кожным антисептиком;
  3.  Осушить кожу полотенцем или марлевыми салфетками.

Применение присыпки

Цель: лечебный процесс.

Показания: назначение врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость присыпки, раздражение кожи, повреждение кожных покровов.

Оснащение: перчатки, присыпка, стерильные салфетки,  вода (37-38оС),  лоток, ширма, ёмкость с дезраствором.

Последовательность действий:

  1.  Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.
  2.  Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.
  3.  Отгородить пациента ширмой. Помочь пациенту занять удобное положение.
  4.  Обработать руки, надеть перчатки.
  5.  Обработать и осушить промокательными движениями кожу салфетками.
  6.  Равномерно встряхивающими движениями нанести на кожу присыпку («припудрить»).
  7.  Снять перчатки и сбросить в лоток для отработанного материала.
  8.  Обеспечить пациенту комфортные условия.
  9.  Надеть перчатки, провести дезинфекцию отработанного материала. После снять перчатки, обработать руки.
  10.  Сделать отметку о выполнении назначения.

Применение пластыря

Цель: лечебный процесс.

Показания: назначение врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства, раздражение кожи, повреждение кожных покровов.

Оснащение: перчатки, пластырь, салфетки,  вода (37-38оС),  лоток, ширма, ёмкость с дезраствором.

Последовательность действий:

  1.  Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.
  2.  Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.
  3.  Отгородить пациента ширмой. Помочь пациенту занять удобное положение.
  4.  Обработать руки, надеть перчатки.
  5.  Обработать и высушить кожу салфеткой или полотенцем (аккуратно побрить при необходимости участок, куда будет накладываться пластырь).
  6.  Вскрыть упаковку пластыря.
  7.  Снять защитный слой, не касаясь руками внутренней поверхности.
  8.  Наложить пластырь на подготовленную кожу и слегка прижать, не оставляя воздушных пузырей (размер пластыря, содержащего лекарственное вещество, должен соответствовать площади очага поражения).
  9.  Снять перчатки и сбросить в лоток для отработанного материала.
  10.  Обеспечить пациенту комфортные условия.
  11.  Надеть перчатки, провести дезинфекцию отработанного материала. После снять перчатки, обработать руки.
  12.  Сделать отметку о выполнении назначения.

Применение мази

Цель: лечебный процесс.

Показания: назначение врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.

Оснащение: перчатки, мазь, стерильный аппликатор, ножницы, бинт или лейкопластырь, вода (37-38оС), раствор антисептика для обработки кожи (по необходимости), лоток, ширма, ёмкость с дез. раствором, стерильные: салфетки,   шпатель, перевязочный материал, перчатки.

Последовательность действий:

  1.  Втирание мази в кожу 
  2.  Внимательно изучить инструкцию по применению мази. Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.
  3.  Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.
  4.  Отгородить пациента ширмой. Помочь пациенту занять удобное положение.
  5.  Обработать руки, надеть перчатки.
  6.  Осмотреть участок кожи для применения мази.
  7.  Обработать и высушить кожу салфеткой или полотенцем.
  8.  Нанести мазь из тюбика на аппликатор; при его отсутствии втирать мазь только в перчатках.

Не втирайте мазь пациенту незащищёнными руками – это небезопасно для Вашего здоровья!

  1.  Втирать мазь лёгкими вращательными движениями 3-4 минуты до полного всасывания, в некоторых случаях имеются точные инструкции о том, когда следует прекратить втирание (обеспечить тепло, если указанно в инструкции по применения мази).
  2.  Аппликатор в лоток для отработанного материала.
  3.  Снять перчатки и сбросить в лоток для отработанного материала.
  4.  Обеспечить пациенту комфортные условия.
  5.  Надеть перчатки, провести дезинфекцию отработанного материала. После снять перчатки, обработать руки.
  6.  Сделать отметку о выполнении назначения.

  1.  Нанесение мази на кожу
  2.  Внимательно изучить инструкцию по применению мази. Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.
  3.  Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.
  4.  При необходимости отгородить пациента ширмой. Помочь пациенту занять удобное положение.
  5.  Обработать руки, надеть перчатки.
  6.  Осмотреть участок кожи для применения мази.
  7.  Выдавить из тюбика на аппликатор нужное количество мази.
  8.  Нанести тонкий слой мази на кожу и оставить кожу открытой в течение 10-15 минут до полного всасывания.
  9.  Снять перчатки, сбросить в ёмкость для отработанного материала.
  10.  Обработать руки.
  11.  Через 10-15 мин. осмотреть кожу, убедиться, что мазь впиталась.
  12.  Сделать отметку в документации о выполнении назначения.

III. Наложение мазевой повязки.

  1.  Внимательно изучить инструкцию по применению мази. Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.
  2.  Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.
  3.  При необходимости отгородить пациента ширмой. Помочь пациенту занять удобное положение.
  4.  Обработать руки, надеть перчатки.
  5.  Осмотреть участок кожи  или раны для применения мази.
  6.  Обработать и высушить кожу стерильной салфеткой.
  7.  С помощью стерильного шпателя нанести необходимое количество мази на стерильную салфетку.
  8.  По показаниям наложить салфетку с мазью на поражённый участок (на салфетку с сильнопахнущей или пачкающей одежду мазью можно положить сверху небольшой слой ваты). Зафиксировать бинтом (марлевым или трубчатым).
  9.  Спросить пациента, не испытывает ли он дискомфорт в связи с наложенной повязкой.
  10.  Снять перчатки и сбросить в лоток для отработанного материала.
  11.  Обеспечить пациенту комфортные условия.
  12.  Надеть перчатки, провести дезинфекцию отработанного материала. После снять перчатки, обработать руки.
  13.  Сделать отметку о выполнении назначения.

Манипуляция

Закапывание капель в нос

Цель: лечебный процесс (обеспечить носовое дыхание, противовоспалительная терапия, иммуностимуляция).

Показания: назначение врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.

Оснащение: перчатки, лекарственный препарат комнатной температуры (20-24оС), стерильная пипетка, ёмкость с дез. раствором.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.

Право пациента на информацию.

  1.  Попросить пациента высморкаться (высмаркивать нужно каждую половину носа по отдельности, прикрывая при этом вторую, без усилия и напряжения) или самой провести гигиену полости носа.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Усадить пациента (можно уложить на спину без подушки).
  1.  Обработать руки, надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Набрать в пипетку необходимое количество лекарственного раствора.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Попросить пациента слегка запрокинуть голову назад. Приподнять кончик носа пациента большим пальцем левой руки.

Капли достигают устьев слуховых труб, снимая их отек, уменьшая ощущение заложенности ушей и предупреждая развитие осложнений.

  1.  Ввести пипетку в один носовой ход на глубину 1-1,5 см, стараясь не касаться его стенок и закапать 3-4 капли. Прижать крыло носа к перегородке и наклонить голову в эту же сторону. Через 1-2 минуты закапать капли в той же последовательности в другой носовой ход.

Примечание: можно изначально слегка наклонить голову  в соответствующую сторону (при закапывании в левую ноздрю – влево, в правую – вправо).

  1.  Сбросить пипетку в дез. раствор.

Инфекционная безопасность.

  1.  Снять перчатки в дез. раствор. Обработать руки.
  1.  Сделать отметку о выполнении назначения.

Контроль выполнения манипуляции.

Примечание: при некоторых заболеваниях носа и глотки в нос закапывают масляные капли, которые через нижний носовой ход попадают и на заднюю стенку глотки, оказывая лечебный эффект на слизистую оболочку носа и глотки. Перед закапыванием таких капель необходимо предупредить пациента, что он обязательно почувствует вкус капель после закапывания.

Введение мази в нос

Оснащение: стерильные ватные турунды, флакон или тюбик с мазью, стерильная стеклянная лопаточка, перчатки, ёмкость для отработанного материала.

Последовательность действий:

  1.  Пп. 1-5 манипуляции «Закапывание капель в нос».
  2.  Сделать две ватные турунды.
  3.  Выдавить на ватную турунду 0,5-0,7 см мази (если мазь во флаконе, воспользоваться стеклянной лопаточкой).
  4.  Ввести турунду вращательным движением в нижний носовой ход (с одной стороны) на 2-3 минуты.
  5.  Извлечь турунду и положить её в ёмкость для отработанного материала.
  6.  Повторить предыдущие действия при введении мази во вторую половину носа.
  7.  Сбросить пипетку в ёмкость для отработанного материала.
  8.  Снять перчатки в ёмкость для отработанного материала. Обработать руки.
  9.  Сделать отметку о выполнении назначения.

Манипуляция

Закапывание капель в глаз

Цель: лечебный процесс, диагностическое обследование.

Показания: назначение врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.

Оснащение: лекарственный препарат комнатной температуры (20-24оС), стерильные: перчатки, пипетка, марлевые шарики, ёмкость с дез. раствором.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.

Право пациента на информацию.

  1.  Усадить пациента (голова слегка запрокинута) или уложить на спину без подушки.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Обработать руки, надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Дать в руки пациенту два стерильных шарика/салфетки.

Обеспечение личной гигиены.

  1.  Набрать лекарственное средство в пипетке правой рукой, а в левую руку взять стерильный марлевый шарик.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Оттянуть нижнее веко левой рукой с помощью марлевого шарика.
  1.  Попросить пациента посмотреть вверх.
  1.  Закапать в нижний конъюнктивальный мешок 2-3 капли лекарственного препарата, ближе к носу (не подносить пипетку близко к  конъюнктиве!).
  1.  Попросить пациента закрыть глаза.
  1.  Приложить к внутреннему углу глаза шарики и слегка надавить на внутренние углы газа в течение 1 минуты (шарики в руке у пациента).

Для промокания остатков капель и для предотвращения «утечки» лекарства из конъюнктивальной полости в полость носа, что обеспечит более полное поступление лекарства в ткани глаза.

  1.  Аналогично закапать капли в другой глаз.

  1.  Сбросить шарики в лоток для отработанного материла.

Инфекционная безопасность.

  1.  Спросить пациента о самочувствии.

Безопасность пациента.

  1.  Пипетку поместить в дез. раствор.

Инфекционная безопасность.

  1.  Снять перчатки в дез. раствор. Обработать руки.
  1.  Сделать отметку о выполнении назначения.

Контроль выполнения манипуляции.

Примечание: 1) для каждого лекарственного препарата нужна отдельная пипетка; 2) если в одном глазу есть гнойное воспаление, то закапываются капли отдельными пипетками, или вначале закапывают глаз без гнойного воспаления; 3) если есть необходимость закапать другие капли, делать это можно только после 15-20 минут, после применения предыдущего медикамента.   

Закладывание мази за нижнее веко из тюбика (стеклянной палочкой)

Оснащение: стерильные: марлевые шарики, стеклянная палочка, перчатки; тюбик с мазью,  ёмкость для отработанного материала.

Последовательность действий:

  1.  Пп. 1-5 манипуляции «Закапывание капель в глаз».
  2.  Оттянуть марлевым шариком нижнее веко и попросить пациента смотреть вверх.

Выдавить из тюбика мазь, продвигая её от внутреннего угла глаза к наружному так, чтобы мазь вышла за наружную спайку век. Отпустить нижнее веко: пациент должен закрыть глаза.

Или взять стеклянной палочкой немного мази и заложить аналогично мазь за нижнее веко при этом палочку держать мазью вниз.

  1.  Удалить вытекающую из-под сомкнутых век мазь (по назначению лечащего врача перед удалением мази можно сделать легкий круговой массаж через сомкнутые веки стерильным шариком).
  2.  При необходимости заложить мазь за нижнее веко другого глаза, повторить те же действия.
  3.  Сбросить шарики (стеклянную палочку) в лоток для отработанного материла.
  4.  Спросить пациента о самочувствии.
  5.  Снять перчатки в дез. раствор. Обработать руки.
  6.  Сделать отметку о выполнении назначения.

Примечание: 1) при самостоятельном перемещении пациента оказать ему помощь, поскольку мазь некоторое время может ухудшить зрение; 2) если не используется стеклянная палочка, то тюбик с мазью должен быть индивидуальным.

Манипуляция

Закапывание капель в ухо

Цель: лечебный процесс, диагностическое обследование.

Показания: назначение врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.

Оснащение: лекарственный препарат  температуры тела (36-37оС), стерильные: перчатки, пипетка, марлевые шарики, ёмкость с дез. раствором.

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.

Право пациента на информацию.

  1.  Усадить пациента или уложить на спину без подушки. Голову повернуть на здоровую сторону. Можно уложить на бок (на здоровую сторону).

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Обработать руки, надеть перчатки.

Инфекционная безопасность.

  1.  При наличии отделяемого из уха – очистить слуховой проход.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Набрать в пипетку лекарственное вещество.

  1.  Оттянуть ушную раковину кверху и кзади.

Для выпрямления наружного слухового прохода.

  1.  Закапать 2-3 капли в наружный слуховой проход. Надавить слегка на козелок уха.  

Направление капель внутрь.

  1.  Заложить марлевый (ватный) шарик. Положение головы не менять 5-10 минут.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  При необходимости аналогично закапать капли в другое ухо.

  1.  Спросить пациента о самочувствии.

Безопасность пациента.

  1.  Пипетку поместить в дез. раствор.

Инфекционная безопасность.

  1.  Снять перчатки в дез. раствор. Обработать руки.
  1.  Сделать отметку о выполнении назначения.

Контроль выполнения манипуляции.

Манипуляция

Техника проведения ингаляции карманным ингалятором

(Обучение пациента технике применения дозированного аэрозоля в ингаляторе)

Цель: лечебный процесс (снятие бронхиального спазма).

Показания: назначение врача (спазм бронхов).

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.

Оснащение: ингаляционный баллончик (для обучения используется ингаляционный баллончик без лекарственного препарата).

Алгоритм манипуляции

Последовательность действий

Обоснование

  1.  Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.

Право пациента на информацию.

  1.  Усадить пациента, если позволяет состояние, то лучше эту процедуру проводить стоя, т.к. увеличивается эффективность дыхания.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем. Удалить колпачок с мундштука.

Эффективность выполнения манипуляции.

  1.  Взять ингалятор между указательным и большим пальцами в вертикальном положении дном вверх, при этом большой палец должен располагаться на основании под мундштуком.
  1.  Сделать медленный глубокий выдох, обхватить мундштук губами, не сжимая его зубами, слегка запрокинув голову назад. (Рис. 2)
  1.   Производя максимально глубокий вдох через рот одновременно нажать на верхнюю часть ингалятора для высвобождения одной ингаляционной дозы.
  1.  Задержать дыхание на 5-10 секунд, вынуть мундштук изо рта, затем медленно выдохнуть.

Задержка дыхания имеет большое значение, поскольку она служит для того, чтобы вдыхаемому воздуху дать время попасть под слизь. Кроме того, во время паузы ингалируемое лекарство из воздушной смеси оседает на слизистой оболочке бронхов.

  1.  Для получения второй дозы, держа ингалятор в вертикальном положении, подождать около 30 сек и затем повторить пп. 6-9.

Выполняя пп. 7, 8, и 9, нельзя торопиться. Следует начинать вдох как можно медленнее, непосредственно перед нажатием на клапан ингалятора. В первые несколько раз рекомендуется попрактиковаться перед зеркалом. Если виден «туман», выходящий из верхней части ингалятора или из уголков рта, то следует начать все заново с п. 2.

  1.  Плотно закрыть мундштук защитным колпачком.

Безопасность пациента.

  1.  Спросить пациента о самочувствии.
  1.  Обработать руки.

Инфекционная безопасность.

  1.  Сделать отметку о выполнении назначения.

Контроль выполнения манипуляции.

                                                                                  Рис. 2

Наиболее частые ошибки при использовании дозированного ингалятора:

1. Более одной (обычно две) ингаляции за один вдох.

2. Не задерживается дыхание на вдохе.

3. Не запрокидывается голова кверху перед ингаляцией.  Если голова в обычном положении, то при проведении ингаляции большое количество препарата остается на задней стенке глотки и не попадает в легкие.

Техника безопасности при применении ингалятора.

а) перед первым использованием ингалятора или в том случае, если ингалятором не пользовались неделю и дольше, следует удалить колпачок с мундштука, слегка сдавив колпачок с боков, хорошо встряхнуть ингалятор и нажать на клапан аэрозоля для высвобождения одной ингаляционной дозы в воздух, чтобы убедиться в исправности ингалятора;

б) ингалятор необходимо чистить не реже 1 раза в неделю:

1. Извлечь металлический баллончик из пластмассового корпуса и снять крышку мундштука.

2. Тщательно промыть пластмассовый корпус и крышку мундштука под струей теплой воды.

3. Просушить пластмассовый корпус и крышку мундштука полностью как снаружи, так и внутри. Не допускать перегрева.

4. Поместить металлический баллончик в пластмассовый корпус и надеть крышку мундштука.

Не погружать металлический баллончик в воду!

Применение дозированного ингалятора в нос

Цель: лечебный процесс.

Показания: назначение врача (воспалительный процесс носоглотки).

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.

Оснащение: ингаляционный баллончик.

Последовательность действий:

  1.  Вымыть и осушить руки.
  2.  Встряхнуть препарат.
  3.  Снять с баллончика защитный колпачок.
  4.  Слегка запрокинуть голову и склонить к левому плечу.
  5.  Прижать пальцем левое крыло носа к носовой перегородке.
  6.  Сделать глубокий выдох через рот.
  7.  Ввести наконечник ингалятора в правый носовой ход, Сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика.
  8.  Извлечь наконечник ингалятора. Прижать правое крыло носа к носовой перегородке и задержать дыхание на 5-10 секунд.
  9.  Произвести спокойный выдох через рот.
  10.  Повторить те же действия в левый носовой ход.
  11.  Вымыть и осушить руки.

Техника проведения ингаляций стационарным не дозированным ингалятором

Цель: лечебный процесс (воздействие лекарственного средства на верхние дыхательные пути и бронхи).

Показания: назначение врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.

Оснащение: ингалятор, лекарственное средство, чистое полотенце или пелёнка, стерильный мундштук или специальная распылительная маска, часы, ёмкость с дез. раствором.

Последовательность действий:

  1.  Прочитать название лекарственного средства.
  2.  Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.
  3.  Обработать руки.
  4.  Заправить ингалятор приготовленным лекарственным средством.
  5.  Прогрет распыляемый раствор в ингаляторе не выше 37,5оС.
  6.  Надеть на распылитель ингалятора стерильный мундштук или маску.
  7.  Усадить пациента перед распылителем и прикрыть его грудь полотенцем.
  8.  Включить распылитель ингалятора и проверить тыльной поверхностью руки температуру распыляемой жидкости.
  9.  Попросить пациента ровно и глубоко вдыхать носом на расстоянии 5-7 см от распылителя, а выдыхать через рот (можно вдыхать лекарство, обхватив мундштук губами, но выдыхать через нос). Если используется распылительная маска, то необходимо добиться ее плотного прилегания к лицу (эффективность  использования маски будет максимальной), при этом вдыхать лекарственную смесь следует через рот, а дышать — медленно и как можно глубже.
  10.  Заметить время начала процедуры.
  11.  По окончании процедуры обтереть лицо пациента сухим полотенцем.
  12.  Предупредить пациента, что сразу после процедуры нельзя выходить на холодный воздух.
  13.  Надеть перчатки. Провести дезинфекцию ингалятора, мундштука или маски.
  14.  Обработать руки.
  15.  Сделать отметку о выполнении назначения.

Примечание. При прохождении процедуры ингаляции не следует разговаривать и отвлекаться, рекомендуется сидеть прямо и ровно держать мундштук перед собой.

Сестринский процесс

при нарушении потребности дыхания

Обучение пациента использованию  ингалятора

Задача. В пульмонологическом отделении пациентке стало «плохо». Она дышит с трудом, в кровати сидит, т.к. в положении лёжа совсем задыхается.

При осмотре: дыхание шумное, слышное на расстоянии, отмечается короткий вдох и усиленный выдох.

Накануне для купирования приступа бронхиальной астмы лечащим врачом был назначен Беротек, но в данный момент ингалятор с этим препаратом находится на тумбочке у постели пациентки.

Пациентка ингалятором не воспользовалась, на вопрос медсестры, почему не используете его, отвечает: «Я пробовала, но он мне не помогает. Введите что-нибудь другое. Может быть, я неправильно пользуюсь этим ингалятором».

          Задание:

  1.  Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
  2.  Сформулируйте проблемы пациентки.
  3.  Составьте план ухода за пациентом.

Ответ

Нарушены потребности:

- в безопасности;

- в дыхании;

- комфортного состояния.

Проблемы пациента:

- Ухудшение состояния, связанное с отказом использовать ингалятор для купирования приступа.

- Неэффективное действие препарата в результате отсутствия знаний и умений по использованию ингалятора.

Индивидуальный план ухода

Проблемы пациента

Цель

Сестринские вмешательства

Оценка эффективности ухода

Крат-ность оценки

Оценоч-ные критерии

Итого-вая оценка

Ухудшение состояния, связанное с отказом использовать ингалятор для купирования приступа.

Дыхание, удовлетворяющее потребности в кислороде после оказания помощи медсестрой.

  1.  Создать комфортные условия в постели для улучшения вентиляции лёгких.
  2.  Осуществить подачу кислорода.
  3.  Ввести по назначению врача внутривенно лекарственный препарат для купирования приступа.

Постоян-но на протяже-нии всего приступа

ЧДД 18 в минуту. Дыхание ритмич-ное, без затрудне-ния.

Цель достиг-ли.

Неэффективное действие препарата в результате отсутствия знаний и умений по использованию ингалятора.

Ингаляционный препарат купирует/предотвращает удушье после обучения медсестрой правильному использованию ингалятора.

  1.  Выяснить уровень знаний и умений по применению карманного ингалятора.
  2.  Планировать обучение в соответствии уровня знаний.
  3.  Организовать обучение в меж приступный период.
  4.  Обучить расслаблению, правильному дыханию, задержке дыхания.
  5.  Сделать акцент на подавлении ощущения страха, провоцирующего удушье.
  6.  Оценить эффективность обучения.

Одно-кратно, после обуче-ния.

Во время прис-тупа удушья.

Демонст-рирует навыки по использо-ванию ингалято-ра.

Цель достиг-ли.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»

  1.  Пациенту К. лечащим врачом назначен глюканат кальция в таблетках по 1,0 гр х 3 раза в день. На посту у медсестры имеются в наличие таблетки по 0,5 гр.

Сколько таблеток необходимо дать пациенту на 1 приём, на 3 приёма?

  1.  У пациентки М. температура тела 38,5оС. Врач назначил лекарственный препарат анальгин в таблетках 0,75 гр на 1 приём. На посту у медсестры имеются в наличие таблетки по 0,5 гр.

Сколько таблеток необходимо дать пациентке?

  1.  Пациенту Н. лечащим врачом для купирования острого приступа стенокардии назначен нитроглицерин по 0,0005 г в таблетках.

Где этот лекарственный препарат хранят и его правильно должен принимать пациент?

  1.  Пациенту Р. врачом-офтальмологом для расширения зрачка назначено закапать в оба глаза капли атропина 1%. Капли атропина сульфата 1% противопоказаны при глаукоме.

Что необходимо сделать перед выполнением манипуляции?

  1.  Пациенту П. лечащим врачом назначен фестал в драже. Этого препарата нет в наличие, и медсестра решила его заменить на аналогичный препарат дигистал.

Медсестра поступила правильно или нет? Почему? Как надо поступить в данном случае?

  1.  Пациенту Д. лечащим врачом назначено закладывание тетрациклиновой мази за веко. У медсестры закончились стеклянные палочки. Как поступить?
  2.  Пациент С. отказывается от приёма лекарственного препарата, т.к. не верит в его положительное действие.

Как поступить?

  1.  Медсестра, взяв из холодильника отвар, на дне флакона заметила осадок.

Что это значит? Как должна поступить медсестра?

  1.  При проверке старшая медсестра отделения в шкафу на посту медсестры обнаружила на полке, подписанной «Витаминами» формы лекарственных препаратов: таблетки, драже и ампулы.

Правильно ли хранятся лекарственные препараты? Почему?

  1.  Пациенту В. лечащим врачом назначены таблетки «Аллахола» по 2 таб. х 3 раза в день (после еды).

Как правильно принимать этот лекарственный препарат?

  1.  Пациенту Г. лечащим врачом назначен сироп холосас по 1 чайной ложке 2 раза в день перед едой.

Как правильно принимать этот лекарственный препарат?

  1.  Пациенту Л. хирургом при болях после операции назначен наркотический анальгетик промедол 1% - 1,0 мл внутримышечно.

Как правильно должна применить этот лекарственный препарат медсестра?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ

по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»

  1.  2 таблетки и 6 таблеток.
  2.  1табелтку и ещё ½ таблетки.
  3.  Нитроглицерин пациент должен иметь всегда при себе, где бы он ни был, в данном случае в тумбочке возле кровати, и принимать его при болях в сердце. Принимать его необходимо под язык, если приступ в течение длительного времени не купируется – вызвать скорую помощь. Упаковка с нитроглицерином должна быть плотно закрыта, т.к. он разлагается на воздухе и на свету.
  4.  Необходимо проверить название препарата, дозировку, срок годности, физико-химические свойства, и уточнить у пациента, нет ли у него глаукомы.
  5.  Медсестра поступила не верно. Она не имеет право менять лекарственный препарат. Надо сообщить врачу, что в данный момент этого лекарственного препарата в наличие нет, и получить его другое назначение.
  6.  При помощи самого тюбика заложить мазь за веко, т.к. у него имеется специальный зауженный наконечник. Затем тюбик отдать пациенту и попросить его, чтобы на следующую процедуру он принёс его с собой.
  7.  Медсестре необходимо спросить пациента, почему он не верит в положительное действие лекарственного препарата, и исходя уже из доводов пациента попытаться убедить пациента. Можно привлечь другого пациента, которому этот лекарственный препарат помогает или помог. Если никакие доводы не помогут сообщить об этом лечащему врачу.
  8.  Осадок у отваров может быть главное, чтобы сам отвар был не мутный, а прозрачный, тогда он пригоден для использования.
  9.  Формы лекарственных препаратов хранятся не правильно, потому что ампулы должны быть в шкафу в процедурном кабинете.
  10.  После еды – это значит, что через 15-20 минут после еды.
  11.  Перед едой – это значит, что за 15-20 минут до еды, налив сироп мензурку или специальную мерную ложку.
  12.  В присутствии ответственного лица за сейф (дежурного, лечащего врача) взять ампулу из сейфа (проверить название, дозу, визуально проверить раствор в ампуле), набрать лекарство в шприц (пустую ампулу положить в сейф), сделать инъекцию в присутствии врача, сделать запись в журнале учёта наркотических средств.  

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»

 1 вариант

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. Раздавая лекарственные средства в отделении, медсестре следует придерживаться правил:

а) разложить лекарства по ёмкостям, на которых указаны: фамилия пациента, номер палаты; затем разнести их по палатам

б) раздавать лекарства непосредственно у постели пациента, согласно назначениям врача; из упаковки, в которой они были получены из аптеки

в) лекарства выдавать на весь день сразу

г) лекарства выдавать на один приём, попросив пациента принять лекарственное средство в присутствии медсестры

2. Суппозиторий вводят на глубину:

а) 8-10 см

б) 5-8 см

в) 2-3 см

г) 10-15 см

3. Накладывая мазевую повязку, медсестра должна:

а) осмотреть кожу или рану пациента

б) нанести на кожу мазь при помощи стерильного шпателя или аппликатора

в) нанести мазь на стерильную салфетку, пользуясь стерильным шпателем или аппликатором

г) наложить салфетку с мазью на кожу или рану и зафиксировать её бинтом

4. При закапывании капель в нос:

а) капли надо подогреть до температуры 36-38оС

б) капли должны быть комнатной температуры 20-24 оС

в) перед закапыванием капель слегка назад запрокинуть голову и наклонить в строну закапывания капель в носовой ход

г) перед закапыванием капель слегка назад запрокинуть голову и наклонить в противоположную строну закапывания капель в носовой ход

5. Закапывая капли в глаза пациенту:

а) попросить пациента посмотреть вниз

б) закапать 4-5 капель

в) подогреть капли до температуры 36-38оС

г) попросить пациента посмотреть вверх

6. Мазь закладывают за веко в направлении:

а) от наружного угла к внутреннему углу глаза

б) от внутреннего угла к наружному углу глаза

в) в центр глаза

г) не имеет значение, в каком направлении закладывать мазь

Установите последовательность

7. При проведении ингаляции карманным ингалятором:

а) Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем. Удалить колпачок с мундштука.

б) Производя максимально глубокий вдох через рот одновременно нажать на верхнюю часть ингалятора для высвобождения одной ингаляционной дозы.

в) Взять ингалятор между указательным и большим пальцами в вертикальном положении дном вверх, при этом большой палец должен располагаться на основании под мундштуком.

г) Задержать дыхание на 5-10 секунд, вынуть мундштук изо рта, затем медленно выдохнуть.

д) Сделать медленный глубокий выдох, обхватить мундштук губами, не сжимая его зубами, слегка запрокинув голову назад.

8. При применении дозированного ингалятора в нос:

а) Слегка запрокинуть голову и наклонить к левому плечу.

б) Встряхнуть препарат.

в) Произвести глубокий выдох через рот.

г) Прижать правое крыло носа к носовой перегородке и задержать дыхание на 5-10 секунд.

д) Ввести наконечник ингалятора в правый носовой ход, Сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика.

 

Дополните предложение

9. Постовая медсестра ежедневно делает выборку лекарственных препаратов из _______ ___________, составляет список недостающих медикаментов на посту и подаёт его _______ _________. Сведения об инъекциях передаются ________ ______.

10. Наркотические средства, психотропные вещества хранятся в  _______, раздельно (на разных полках) или в разных ______. Внутренние стороны дверц должны быть промаркированы, оснащены перечнем хранимых препаратов с указанием _______ _______ и ________ ______ _______ и таблицей противоядий.

Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»

2 вариант

Выберите один или несколько правильных ответов.

  1.  При приёме лекарственных средств пациента необходимо информировать:

а) об особенностях того или иного лекарственного средства; горьком вкусе, резком запахе

б) о названии, дозе лекарства

в) о том, что все лекарства следует запивать водой

г) о продолжительности лечения заболевания

2. После введения суппозитория пациенту рекомендую полежать:

     а) 1 час

     б) не надо лежать, можно сразу вставать

     в) 5-10 минут

     г) 20-30 минут

3. При втирании мази в кожу пациента медсестре необходимо:

а) перед процедурой осмотреть участок кожи пациента, в который нужно втереть мазь

б) медсестра должна нанести мазь на свою руку и втирать её в кожу пациента

в) тепло укрыть пациента, если этого требует инструкция по применению мази

г) втирать мазь легкими вращательными движениями в поверхность кожи в течение 1 минуты

4. При закапывании капель в нос:

а) закапывают 1-2 капли в каждый носовой ход

б) пипетку вводят на глубину 2-3 см

в) пипетку вводят на глубину 1-1,5 см

г) закапывают 3-4 капли в каждый носовой ход

5. Закапывая капли в глаза пациенту:

а) попросить пациента посмотреть вниз

б) закапать 1-2 капли

в) подогреть капли до температуры 36-38оС

г) капли должны быть комнатной температуры 20-24 оС

6. Закладывая мазь в нос, турунду с мазью держат:

а) 2-3 мин

б) 5-10 мин

в) 10-15 мин

г) 0,5-1 мин

Установите последовательность

7. При проведении ингаляции карманным ингалятором:

а) Взять ингалятор между указательным и большим пальцами в вертикальном положении дном вверх, при этом большой палец должен располагаться на основании под мундштуком.

б) Задержать дыхание на 5-10 секунд, вынуть мундштук изо рта, затем медленно выдохнуть.

в) Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем. Удалить колпачок с мундштука.

г) Производя максимально глубокий вдох через рот одновременно нажать на верхнюю часть ингалятора для высвобождения одной ингаляционной дозы.

д) Сделать медленный глубокий выдох, обхватить мундштук губами, не сжимая его зубами, слегка запрокинув голову назад.

8. При применении дозированного ингалятора в нос:

а) Прижать правое крыло носа к носовой перегородке и задержать дыхание на 5-10 секунд.

б) Встряхнуть препарат.

в) Произвести спокойный выдох через рот.

г) Слегка запрокинуть голову и наклонить к левому плечу.

д) Ввести наконечник ингалятора в правый носовой ход, Сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика.

Дополните предложение

9. Бланки требований на ядовитые, наркотические препараты, психотропные вещества и этиловый спирт выписывает _________ медицинская сестра на ________ языке, на ________ отдельных бланках подписывает их сама и у заведующего лечебным отделением, заверяет главный врач и его заместителем по лечебной работе со штампом и печатью больницы. В этих требованиях указывают номер _____ _____ ________ ________, ФИО пациента, диагноз.

10. Журнал учёта наркотических средств: все листы __________, скреплены бумажным листом на последней странице с указанием _________ страниц, с подписью руководителя ЛПО или его заместителей и печатью ЛПО. Для каждого препарата выделяют ________ ________, где указывают наименование лекарства. Его количество, дату применения, ФИО пациента, номер _______ _______ ________ _________, количество использованных ампул, их остаток, подпись медсестры. Журнал хранится в ________.

Эталон ответов для тестового задания по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»

            1вариант                                                      2 вариант                     

  1.  Б, Г                                                         1. А, Б
  2.  В                                                             2. Г
  3.  А, В, Г                                                    3. А, В
  4.  Б, В                                                          4. В, Г
  5.   Г                                                             5. Б, Г
  6.  Б                                                              6. А
  7.  А-В-Д-Б-Г                                                7. В-А-Д-Г-Б
  8.  Б-А-В-Д-Г                                                8. Б-Г-Д-А-В
  9.  листа назначений,                                   9. Старшая, латинском, четырёх,

старшей медсестре,                                     медицинской карты стационарного

процедурной медсестре                              больного

  1.  укреплённом сейфе, сейфах,                  10. пронумерованы, количества,

высших разовых,                                         отдельные листы, медицинской

высших суточных доз,                                 карты стационарного больного,                  

                   «Venena»                                                     сейфе   

Критерий оценки:

10-9 правильных ответов – «5»

8-7 правильных ответов – «4»

6-5 правильных ответов – «3»

4 и менее правильных ответов – «2»

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. Пособие / С.А. Мухина, И.А. Тарновская. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  2.  Евангулова Г.А., Склярова Л.П. пособие для студентов по сестринскому делу «Пути и способы введения лекарственных средств» Калининградский медицинский колледж, 2004
  3.  Основы сестринского дела / Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. под ред. к.м.н. Кабарухина Б.В.. – Изд. 9-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4.  Основы сестринского дела : курс лекций, сестринские технологии / Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. ; под ред. Морозова В.В.. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. (Медицина).
  5.  Манипуляции в сестринском деле / Под общей ред. А.Г. Чижа. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
  6.  Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – М., Медицина, 1988.
  7.  Журнал «Сестринское дело» № 6, 2005 г.
  8.  Журнал «Сестринское дело» № 3, 2007 г.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1.  medicinform.net/stat
  2.  zdorovie.com

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83100. Валентин Бичко «Казка — вигадка...». Українська народна казка «Кирило Кожум’яка» 78 KB
  Мета. Розширити знання учнів про українські народні казки; формувати вміння розрізняти героїко-фантастичні казки; вдосконалювати уміння читати в особах; виявляти залежність мовної та інтонаційної характеристики дійових осіб від їхньої ролі у творі; вдосконалювати навички швидкого виразного...
83101. Число и цифра 9. Написание цифры 9. Сравнение чисел в пределах 9. Измерение и сравнение длин отрезков 192 KB
  Цель: закреплять знание учениками названий чисел в пределах 10; продлить работу над формированием у учеников умения сравнивать числа и решать задачи; совершенствовать навыки устного счета, проводить простейшие обобщения, формировать умение определять название деревьев по их листьям.
83102. Розповідне речення. Розділові знаки в кінці розповідного речення 119 KB
  Мета. Дати дітям уявлення про розповідне речення; формувати навички інтонування розповідних речень; розвивати мовлення пам’ять увагу учнів; виховувати любов до природи Обладнання. Таблиця до теми Речення Сніжинки ілюстрації зими індивідуальні картки...
83103. Каїн і Авель (біблійна легенда) 74 KB
  Продовжити знайомство учнів із біблійними легендами. Розкрити зміст біблійної історії про Каїна та Авеля, її глибокі народні витоки.Формувати уміння розрізняти ознаки доброго і лихого, усвідомлювати неминучість кари за вчинене зло. Розвивати читацькі навички та зв’язне мовлення молодших школярів.
83104. Людські чесноти: добро, доброта 104.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з людськими чеснотами, вчити характеризувати події та явища, як прояв добра і зла; розкрити моральний зміст доброти; сприяти розвитку в учнів мотивації до добрих, гуманних вчинків, розвивати мислення, творчу уяву, збагачувати словниковий запас...
83105. Святкуємо Різдвяні свята разом із музикою 66.5 KB
  Дидактична мета: закріпити поняття про виражальні та зображальні можливості музики. Розвиваюча мета: розвивати музично-творчі здібності дітей, природну музичність, вокально-хорові навички на основі сприймання художньо-образного музичного матеріалу, інтелектуальну гнучкість.
83106. На сонці тепло, біля матері добре. О.Єфімов «Задачі трапляються різні» 708 KB
  На сонці тепло біля матері добре. Обладнання: мультимедійна дошка проектор презентаційний матеріал картки із завданнями малюнки дітей вправи для розвитку техніки читання азбука почуттів. Вправи на вдосконалення техніки читання картки вправа Ланцюжки. Робота з текстом перед читанням твору.
83107. Урок природознавства «Ґрунт» 263 KB
  Земля на якій ростуть рослини називається ґрунтом. Тож завданням нашої експедиції буде дізнатися: що таке ґрунт; яке значення має ґрунт для всього живого на нашій планеті: рослин тварин людей. З часом вода вітер зміна температури та живі організми сприяли утворенню ґрунту.