74257
МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СЕСТИНСКОЙ ПРАКТИКЕ: ВЫПИСКА, ХРАНЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Лабораторная работа
Медицина и ветеринария
Студенты должны осознать важность усвоения теоретического материала и практической подготовки на занятии для дальнейшей работы с пациентами в стационаре. Оформлением журналов учета лекарственных средств; ознакомить с обучением пациента приему лекарств. Проявлять выдержку сдержанность пользоваться авторитетом у пациента.
Русский
2014-12-30
136.79 KB
79 чел.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА
МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
ОТДЕЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 5.9. «МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СЕСТИНСКОЙ ПРАКТИКЕ: ВЫПИСКА, ХРАНЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»
Лабораторное занятие 6 часов
для студентов 1 курса
форма обучения очная
специальности (код) 060101.52 Лечебное дело
060501.51 Сестринское дело
060102.51 Акушерское дело
Составитель: преподаватель О.А. Бутырина
Обсуждено и утверждено на заседании
цикловой методической комиссии
«Сестринское дело»
протокол № от «__ »______201_ г.
Зав. ЦМК__________ /О.А. Бутырина/
г. Калининград 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
а) раздаточный материал;
б) демонстрационный материал;
в) рабочее место студента;
3. Мотивация.
Цели.
Межпредметные связи.
Знать. Уметь. Компетенции.
6. План объяснения учебного материала.
7. Глоссарий.
8. Входной контроль знаний (с эталонами ответов).
9. Манипуляции с алгоритмом.
10. Ситуационные задачи проблемного характера с эталонами ответов.
11. Итоговый контроль (тестовые задания, письменная работа) с эталонами ответов.
12. Список использованной литературы, аудио- видеоматериалы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На занятии студенты знакомятся с важным разделом в сестринской практике, как пути применения различных форм лекарственных препаратов на основании листов назначений, являющихся составной частью истории болезни. Предварительный фронтальный опрос помогает провести контроль теоретических знаний после лекционного курса.
Преподавателю необходимо подчеркнуть ответственность медсестры при раскладке лекарств по листам назначений и раздаче лекарства индивидуально каждому пациенту, умение объяснить пациенту значимость правильного приема лекарства. Акцентировать внимание студентов на возможных ошибках при раскладке, раздаче и применении лекарства.
После показа преподавателем техники раскладки лекарств, студентам необходимо дать возможность самостоятельно по заданию преподавателя отрабатывать манипуляции, предусмотренные программой на данное занятие. При закреплении материала используют тестовые задания, ситуационные задачи, поостренные на проблемных ситуациях и составление плана сестринского вмешательства по данной проблеме.
Подводя итог занятия, выставляется общая оценка.
Оценка складывается из оценок: за теоретические знания, за выполненную зачетную манипуляцию, за решение ситуационной задачи, за тестовые задания, а также за личную гигиену студента, за этическое поведение и ведение учебной документации.
ОСНАЩЕНИЕ: тестовые задания (1 уровень), графологический диктант (2 уровень), задание для деловой игры; накладные (требования) в аптеку, лекарственные препараты различных форм, ингалятор, история болезни, «Журнал учета наркотических веществ», ящики с ячейками для раздачи лекарств, мензурки, кипяченая вода, чайник, пипетки, пластырь.
Рабочее место студента: истории болезни, лист назначений, лекарственные препараты, требования в аптеку, пипетки, пластырь, капли для глаз и носа.
МОТИВАЦИЯ
Медикаментозное применение лекарств требует грамотности и четкости; не допустимо изменение дозировки, методики применения и введения лекарства, назначенного врачом.
Требуется четкость, сосредоточенность палатной медсестры при выполнении этих манипуляций. Студенты должны осознать важность усвоения теоретического материала и практической подготовки на занятии для дальнейшей работы с пациентами в стационаре. На медсестру возлагается ответственность в ведении медицинской документации.
ЦЕЛИ:
Учебная: - ознакомить с оснащением и документацией поста медсестры, с выборкой назначений из медицинской карты, выпиской требований на лекарства,
порядком получения лекарств из аптеки;
- ознакомить с обучением пациента приему лекарств. Пути и способы применения лекарств.
Воспитательная: рассмотреть этико-деонтологические особенности общения с пациентом во время проведения манипуляций. Проявлять выдержку, сдержанность, пользоваться авторитетом у пациента. Воспитать чувство ответственности в работе, внимательность и уважение к пациенту.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: анатомия.
ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
- осуществлять выборку назначений из истории болезни. Заполнять журнал учета лекарственных средств;
- предоставить пациенту необходимую информацию о лекарственном средстве;
- раздать лекарства для энтерального применения;
- применять лекарство на кожу;
- закапывать лекарство в глаз, нос, ухо. Закладывать мазь в глаз, нос, ухо. Применять лекарства ингаляционно через нос и рот.
- вводить лекарства в прямую кишку (ректальный суппозиторий).
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
общекультурные и профессиональные компетенции:
060101.52 «Лечебное дело»
060102.51 «Акушерское дело»
060501.51 «Сестринское дело»
Результатом освоения занятия является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «решение проблем пациента посредством сестринского ухода», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПКС 7.1., 7.2., 7.4., 7.9.. эффективно общаться с пациентом и его окружением в профессиональной деятельности; соблюдать принципы профессиональной этики; консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода; участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения. |
Соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения. Ясное понимание значимости сестринского дела в истории России. Ясное понимание концепции философии сестринского дела. Готовность и способность к социальному взаимодействию с пациентом, родственниками пациентами, коллегами по работе, обществом; к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, к социальной мобильности в профессиональной деятельности. Грамотность, доступность и вежливость при консультировании пациентов и их родственников (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по вопросам ухода и самоухода. |
Текущий контроль в форме:
Оценка в рамках текущего контроля:
Экспертное наблюдение за освоением профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения лабораторного занятия. |
ПКС 7.3. Осуществлять уход за тяжелобольными пациентами в условиях организации здравоохранения и на дому. |
Своевременное и правильное выявление нарушенных потребностей пациента. Обоснованное планирование сестринского ухода. Своевременное и правильное осуществление сестринского ухода. |
|
ПКС 7.5. Оформлять медицинскую документацию. |
Правильность и аккуратность при оформлении медицинской документации установленного образца. |
|
ПКС 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. |
Точность соблюдения алгоритма:
Точное выполнение требований правил хранения лекарственных средств. |
|
ПКС 7.7., 7.8., 7.11. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность и производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. |
Точность соблюдения алгоритма:
Рациональное применение средств транспортировки пациентов и малой механизации с учетом основ эргономики. Точное соблюдение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций. |
|
ПКС 7.10. Владеть основами рационального питания. |
Грамотно и доступно консультировать пациентов по вопросам рационального питания. |
|
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Активное участие на лабораторном занятии по тематике занятия. |
Экспертное наблюдение и оценка деятельности студента в процессе освоения образовательной программы на лабораторном занятии. |
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Рациональность планирования и организации собственной деятельности. Своевременность сдачи индивидуальных заданий, кроссвордов. |
|
ОК 03., 07. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий. |
Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач. |
|
ОК 04., 08., 09.. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Широта использования различных источников информации, включая электронные. |
|
ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Оперативность и точность осуществления различных операций с использованием общего и специализированного программного обеспечения. |
|
ОК 06. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Коммуникабельность при взаимодействии с пациентами, обучающимися, преподавателями в ходе обучения. |
|
ОК 10., 11., 14.. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия; быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку; исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Активное участие в тематических мероприятиях, посвященным историческим датам, культурным традициям. Соблюдение общепринятых морально-этических норм и правил, соблюдение законодательства при общении с людьми, в отношении общества и природы. |
|
ОК 12., 13.. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности; вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Точное соблюдение правил техники безопасности при выполнении профессиональных задач. Профилактика профессиональных заболеваний и укрепление здоровья для выполнения профессиональных целей и задач. |
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть: 2 мин.
II. Вводная часть: 10 мин.
III. Организация и управление познавательной деятельностью студента: 235 мин.
IV. Подведение итогов: 15 мин.
- анализ занятия;
- выставление оценок с комментариями;
- заполнение дневника (итог самостоятельной работы).
V. Домашнее задание: 4 мин.
ПЛАН ОБЪЯСНЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ГЛОССАРИЙ
Вагинальный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ через/в влагалище.
Ингаляционный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ через верхние дыхательные пути, путём их вдыхания.
Инъекция (от лат. inectio) - впрыскивание.
Инфильтрат (уплотнение, диффузия в ткани) местное воспаление мягких тканей Парентеральный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ, минуя пищеварительный тракт, в виде инъекций.
Пероральный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ через рот.
Резорбтивное действие (резорбция- всасывание) действие лекарственных средств или токсических веществ, проявляющееся после всасывания их в кровь.
Ректальный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ через прямую кишку.
Сублингвальный путь введения лекарственных средств - это введение лекарственных веществ под язык.
Суппозитории (свечи) это конические, цилиндрические или овальные лекарственные формы твёрдые при обычных условиях, растворяются или расплавляются при контакте со слизистой оболочкой прямой кишки.
Трансфузия переливание стерильного раствора.
Фармакотерапия использование лекарственных препаратов в лечебных целях.
Энтеральный (приём внутрь) путь это введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт.
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗАНАНИЙ
Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
1 вариант
Выберите один правильный ответ.
а) лечащий врач
б) главный врач
в) старшая медицинская сестра
г) палатная медицинская сестра
2. Местное действие на организм оказывает лекарственный препарат, введенный
а) через рот
б) под язык
в) внутримышечно
г) в ухо
3. Способ введения лекарственных средств через рот
а) сублингвальный
б) пероральный
в) ректальный
г) вагинальный
4. Ядовитые лекарственные препараты хранят в процедурном кабинете в
а) холодильнике
б) шкафу, закрытом на ключ
в) сейфе
г) столе, закрытом на ключ
5. Раздачу лекарств в отделении проводит медсестра
а) младшая
б) постовая
в) процедурная
г) старшая
6. Суппозитории хранят в
а) холодильнике
б) сейфе
в) медицинском шкафу
г) медицинском шкафу, закрытом на ключ
7. Парентеральный способ введения лекарственных средств
а) сублингвально
б) перорально
в) инъекционно
г) ректально
8. Осложнение при неправильном выборе места внутримышечной инъекции
а) сепсис
б) анафилактический шок
в) периостит
г) воздушная эмболия
9. Осложнение внутривенной инъекции при нарушении правил асептики
а) анафилаксия
б) тромбофлебит
в) сепсис
г) гематома
10. Аллергическая реакция при введении лекарственных средств
а) сепсис
б) тромбофлебит
в) анафилаксия
г) некроз
Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
2 вариант
Выберите один правильный ответ.
а) глаза
б) нос
г) уши
г) рот
2. Наружный способ применения лекарственных средств
а) внутрикожный
б) сублингвальный
в) в нос
г) через прямую кишку
3. Энтеральный способ введения лекарственных средств через
а) кожу
б) рот
в) вену
г) мышцу
4. Раздачу лекарств пациентам медсестра проводит в
а) процедурном кабинете
б) палате
в) сестринской комнате
г) ординатрской
5. Настойки дозируют
а) граммами
б) миллилитрами
в) ложками
г) каплями
6. Осложнение внутримышечной инъекции при нарушении правил асептики
а) масляная эмболия
б) некроз
в) анафилактический шок
г) абсцесс
7. Возможное осложнение при введении инсулина
а) некроз
б) тромбофлебит
в) гематома
г) липодистрофия
8. Отдалённое осложнение внутривенной инъекции
а) инфильтрат
б) абсцесс
в) гематома
г) ВИЧ-инфекция
9. Тромбофлебит осложнение инъекции
а) внутрикожной
б) подкожной
в) внутримышечной
г) внутривенной
а) некроз
б) абсцесс
в) сепсис
г) флебит
Эталон ответов для тестового задания по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
1 вариант 2 вариант
Критерий оценки:
10-9 правильных ответов «5»
8-7 правильных ответов «4»
6-5 правильных ответов «3»
4 и менее правильных ответов «2»
Раздача лекарственных средств в отделении.
Манипуляция
Раздача лекарственных препаратов для энтерального применения.
Цель: обеспечение пациента своевременным лечением.
Показания: назначение врача.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного препарата. Неэффективность при оказании неотложной помощи.
Оснащение: журнал назначений, лекарственные препараты, передвижной столик, мензурки, графин с питьевой водой, ножницы.
Алгоритм манипуляции
Последовательность действий |
Обоснование |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
Инфекционная безопасность. |
|
Обеспечение правильного выполнения назначений. |
|
Соблюдение принципа безопасного и эффективного лечения. |
Примечание. Предоставить пациенту необходимую информацию: название препарата, цель приёма лекарства, как, когда и как долго принимать препарат, имеет ли значение пропуск приёма и как в этом случае поступить, как распознать побочные эффекты, взаимодействие лекарства с другими лекарствами, пищей и алкоголем. |
Создание максимального комфорта пациенту. Право пациента на информацию. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
|
|
Инфекционная безопасность. |
|
Инфекционная безопасность. |
|
Контроль выполнения манипуляции. |
Данный алгоритм обеспечивает следующие преимущества:
В некоторых лечебных отделениях с целью экономии времени медсестры раскладывают лекарственные средства заранее на одни сутки в специальные лотки, разделенные на ячейки. В каждой ячейке указаны Ф.И.О. пациента и номер палаты. Медсестра разносит лекарственные средства пациентам по палатам, контролируя их прием.
Манипуляция
Применение суппозитория
Цель: лечебный процесс.
Показания: при невозможности и нецелесообразности перорального введения препаратов (при рвоте, нарушении глотания, поражении слизистой оболочки желудка, бессознательном состоянии пациента); при необходимости местного действия препарата. Назначение врача.
Противопоказания: кровотечение из прямой кишки.
Оснащение: перчатки, суппозитории (свечи), ножницы, салфетки, лоток, ширма, ёмкость с дезраствором.
Алгоритм манипуляции
Последовательность действий |
Обоснование |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
Право пациента на информацию. |
|
Эмоциональная безопасность пациента. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
Инфекционная безопасность. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
|
|
|
|
Инфекционная безопасность. |
|
Создание максимального комфорта пациенту. Эффективность выполнения манипуляции. |
|
|
|
Инфекционная безопасность. |
|
Контроль выполнения манипуляции. |
Примечание: 1) суппозитории становятся жидкими при температуре тела, поэтому вскрывать их необходимо непосредственно перед введением;
2) перед введением суппозиторий общего воздействия на организм необходимо опорожнить кишечник или сделать очистительную клизму.
Рис. 1
Наружное применение лекарственных средств: на кожу, на слизистые.
Манипуляция
Применение присыпки, мази, пластыря на кожу.
Запомните!
При использовании лекарственного средства на кожу необходимо:
Применение присыпки
Цель: лечебный процесс.
Показания: назначение врача.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость присыпки, раздражение кожи, повреждение кожных покровов.
Оснащение: перчатки, присыпка, стерильные салфетки, вода (37-38оС), лоток, ширма, ёмкость с дезраствором.
Последовательность действий:
Применение пластыря
Цель: лечебный процесс.
Показания: назначение врача.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства, раздражение кожи, повреждение кожных покровов.
Оснащение: перчатки, пластырь, салфетки, вода (37-38оС), лоток, ширма, ёмкость с дезраствором.
Последовательность действий:
Применение мази
Цель: лечебный процесс.
Показания: назначение врача.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.
Оснащение: перчатки, мазь, стерильный аппликатор, ножницы, бинт или лейкопластырь, вода (37-38оС), раствор антисептика для обработки кожи (по необходимости), лоток, ширма, ёмкость с дез. раствором, стерильные: салфетки, шпатель, перевязочный материал, перчатки.
Последовательность действий:
Не втирайте мазь пациенту незащищёнными руками это небезопасно для Вашего здоровья!
III. Наложение мазевой повязки.
Манипуляция
Закапывание капель в нос
Цель: лечебный процесс (обеспечить носовое дыхание, противовоспалительная терапия, иммуностимуляция).
Показания: назначение врача.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.
Оснащение: перчатки, лекарственный препарат комнатной температуры (20-24оС), стерильная пипетка, ёмкость с дез. раствором.
Алгоритм манипуляции
Последовательность действий |
Обоснование |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
Право пациента на информацию. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
|
|
Инфекционная безопасность. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
Капли достигают устьев слуховых труб, снимая их отек, уменьшая ощущение заложенности ушей и предупреждая развитие осложнений. |
Примечание: можно изначально слегка наклонить голову в соответствующую сторону (при закапывании в левую ноздрю влево, в правую вправо). |
|
|
Инфекционная безопасность. |
|
|
|
Контроль выполнения манипуляции. |
Примечание: при некоторых заболеваниях носа и глотки в нос закапывают масляные капли, которые через нижний носовой ход попадают и на заднюю стенку глотки, оказывая лечебный эффект на слизистую оболочку носа и глотки. Перед закапыванием таких капель необходимо предупредить пациента, что он обязательно почувствует вкус капель после закапывания.
Введение мази в нос
Оснащение: стерильные ватные турунды, флакон или тюбик с мазью, стерильная стеклянная лопаточка, перчатки, ёмкость для отработанного материала.
Последовательность действий:
Манипуляция
Закапывание капель в глаз
Цель: лечебный процесс, диагностическое обследование.
Показания: назначение врача.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.
Оснащение: лекарственный препарат комнатной температуры (20-24оС), стерильные: перчатки, пипетка, марлевые шарики, ёмкость с дез. раствором.
Алгоритм манипуляции
Последовательность действий |
Обоснование |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
Право пациента на информацию. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
Инфекционная безопасность. |
|
Обеспечение личной гигиены. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для промокания остатков капель и для предотвращения «утечки» лекарства из конъюнктивальной полости в полость носа, что обеспечит более полное поступление лекарства в ткани глаза. |
|
|
|
Инфекционная безопасность. |
|
Безопасность пациента. |
|
Инфекционная безопасность. |
|
|
|
Контроль выполнения манипуляции. |
Примечание: 1) для каждого лекарственного препарата нужна отдельная пипетка; 2) если в одном глазу есть гнойное воспаление, то закапываются капли отдельными пипетками, или вначале закапывают глаз без гнойного воспаления; 3) если есть необходимость закапать другие капли, делать это можно только после 15-20 минут, после применения предыдущего медикамента.
Закладывание мази за нижнее веко из тюбика (стеклянной палочкой)
Оснащение: стерильные: марлевые шарики, стеклянная палочка, перчатки; тюбик с мазью, ёмкость для отработанного материала.
Последовательность действий:
Выдавить из тюбика мазь, продвигая её от внутреннего угла глаза к наружному так, чтобы мазь вышла за наружную спайку век. Отпустить нижнее веко: пациент должен закрыть глаза.
Или взять стеклянной палочкой немного мази и заложить аналогично мазь за нижнее веко при этом палочку держать мазью вниз.
Примечание: 1) при самостоятельном перемещении пациента оказать ему помощь, поскольку мазь некоторое время может ухудшить зрение; 2) если не используется стеклянная палочка, то тюбик с мазью должен быть индивидуальным.
Манипуляция
Закапывание капель в ухо
Цель: лечебный процесс, диагностическое обследование.
Показания: назначение врача.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.
Оснащение: лекарственный препарат температуры тела (36-37оС), стерильные: перчатки, пипетка, марлевые шарики, ёмкость с дез. раствором.
Алгоритм манипуляции
Последовательность действий |
Обоснование |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
Право пациента на информацию. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
Инфекционная безопасность. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
|
|
Для выпрямления наружного слухового прохода. |
|
Направление капель внутрь. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
|
|
Безопасность пациента. |
|
Инфекционная безопасность. |
|
|
|
Контроль выполнения манипуляции. |
Манипуляция
Техника проведения ингаляции карманным ингалятором
(Обучение пациента технике применения дозированного аэрозоля в ингаляторе)
Цель: лечебный процесс (снятие бронхиального спазма).
Показания: назначение врача (спазм бронхов).
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.
Оснащение: ингаляционный баллончик (для обучения используется ингаляционный баллончик без лекарственного препарата).
Алгоритм манипуляции
Последовательность действий |
Обоснование |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
Право пациента на информацию. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
Инфекционная безопасность. |
|
Эффективность выполнения манипуляции. |
|
|
|
|
|
|
|
Задержка дыхания имеет большое значение, поскольку она служит для того, чтобы вдыхаемому воздуху дать время попасть под слизь. Кроме того, во время паузы ингалируемое лекарство из воздушной смеси оседает на слизистой оболочке бронхов. |
|
Выполняя пп. 7, 8, и 9, нельзя торопиться. Следует начинать вдох как можно медленнее, непосредственно перед нажатием на клапан ингалятора. В первые несколько раз рекомендуется попрактиковаться перед зеркалом. Если виден «туман», выходящий из верхней части ингалятора или из уголков рта, то следует начать все заново с п. 2. |
|
Безопасность пациента. |
|
|
|
Инфекционная безопасность. |
|
Контроль выполнения манипуляции. |
Рис. 2
Наиболее частые ошибки при использовании дозированного ингалятора:
1. Более одной (обычно две) ингаляции за один вдох.
2. Не задерживается дыхание на вдохе.
3. Не запрокидывается голова кверху перед ингаляцией. Если голова в обычном положении, то при проведении ингаляции большое количество препарата остается на задней стенке глотки и не попадает в легкие.
Техника безопасности при применении ингалятора.
а) перед первым использованием ингалятора или в том случае, если ингалятором не пользовались неделю и дольше, следует удалить колпачок с мундштука, слегка сдавив колпачок с боков, хорошо встряхнуть ингалятор и нажать на клапан аэрозоля для высвобождения одной ингаляционной дозы в воздух, чтобы убедиться в исправности ингалятора;
б) ингалятор необходимо чистить не реже 1 раза в неделю:
1. Извлечь металлический баллончик из пластмассового корпуса и снять крышку мундштука.
2. Тщательно промыть пластмассовый корпус и крышку мундштука под струей теплой воды.
3. Просушить пластмассовый корпус и крышку мундштука полностью как снаружи, так и внутри. Не допускать перегрева.
4. Поместить металлический баллончик в пластмассовый корпус и надеть крышку мундштука.
Не погружать металлический баллончик в воду!
Применение дозированного ингалятора в нос
Цель: лечебный процесс.
Показания: назначение врача (воспалительный процесс носоглотки).
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.
Оснащение: ингаляционный баллончик.
Последовательность действий:
Техника проведения ингаляций стационарным не дозированным ингалятором
Цель: лечебный процесс (воздействие лекарственного средства на верхние дыхательные пути и бронхи).
Показания: назначение врача.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.
Оснащение: ингалятор, лекарственное средство, чистое полотенце или пелёнка, стерильный мундштук или специальная распылительная маска, часы, ёмкость с дез. раствором.
Последовательность действий:
Примечание. При прохождении процедуры ингаляции не следует разговаривать и отвлекаться, рекомендуется сидеть прямо и ровно держать мундштук перед собой.
Сестринский процесс
при нарушении потребности дыхания
Обучение пациента использованию ингалятора
Задача. В пульмонологическом отделении пациентке стало «плохо». Она дышит с трудом, в кровати сидит, т.к. в положении лёжа совсем задыхается.
При осмотре: дыхание шумное, слышное на расстоянии, отмечается короткий вдох и усиленный выдох.
Накануне для купирования приступа бронхиальной астмы лечащим врачом был назначен Беротек, но в данный момент ингалятор с этим препаратом находится на тумбочке у постели пациентки.
Пациентка ингалятором не воспользовалась, на вопрос медсестры, почему не используете его, отвечает: «Я пробовала, но он мне не помогает. Введите что-нибудь другое. Может быть, я неправильно пользуюсь этим ингалятором».
Задание:
Ответ
Нарушены потребности:
- в безопасности;
- в дыхании;
- комфортного состояния.
Проблемы пациента:
- Ухудшение состояния, связанное с отказом использовать ингалятор для купирования приступа.
- Неэффективное действие препарата в результате отсутствия знаний и умений по использованию ингалятора.
Индивидуальный план ухода
Проблемы пациента |
Цель |
Сестринские вмешательства |
Оценка эффективности ухода |
||
Крат-ность оценки |
Оценоч-ные критерии |
Итого-вая оценка |
|||
Ухудшение состояния, связанное с отказом использовать ингалятор для купирования приступа. |
Дыхание, удовлетворяющее потребности в кислороде после оказания помощи медсестрой. |
|
Постоян-но на протяже-нии всего приступа |
ЧДД 18 в минуту. Дыхание ритмич-ное, без затрудне-ния. |
Цель достиг-ли. |
Неэффективное действие препарата в результате отсутствия знаний и умений по использованию ингалятора. |
Ингаляционный препарат купирует/предотвращает удушье после обучения медсестрой правильному использованию ингалятора. |
|
Одно-кратно, после обуче-ния. Во время прис-тупа удушья. |
Демонст-рирует навыки по использо-ванию ингалято-ра. |
Цель достиг-ли. |
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
Сколько таблеток необходимо дать пациенту на 1 приём, на 3 приёма?
Сколько таблеток необходимо дать пациентке?
Где этот лекарственный препарат хранят и его правильно должен принимать пациент?
Что необходимо сделать перед выполнением манипуляции?
Медсестра поступила правильно или нет? Почему? Как надо поступить в данном случае?
Как поступить?
Что это значит? Как должна поступить медсестра?
Правильно ли хранятся лекарственные препараты? Почему?
Как правильно принимать этот лекарственный препарат?
Как правильно принимать этот лекарственный препарат?
Как правильно должна применить этот лекарственный препарат медсестра?
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ
по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
1 вариант
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Раздавая лекарственные средства в отделении, медсестре следует придерживаться правил:
а) разложить лекарства по ёмкостям, на которых указаны: фамилия пациента, номер палаты; затем разнести их по палатам
б) раздавать лекарства непосредственно у постели пациента, согласно назначениям врача; из упаковки, в которой они были получены из аптеки
в) лекарства выдавать на весь день сразу
г) лекарства выдавать на один приём, попросив пациента принять лекарственное средство в присутствии медсестры
2. Суппозиторий вводят на глубину:
а) 8-10 см
б) 5-8 см
в) 2-3 см
г) 10-15 см
3. Накладывая мазевую повязку, медсестра должна:
а) осмотреть кожу или рану пациента
б) нанести на кожу мазь при помощи стерильного шпателя или аппликатора
в) нанести мазь на стерильную салфетку, пользуясь стерильным шпателем или аппликатором
г) наложить салфетку с мазью на кожу или рану и зафиксировать её бинтом
4. При закапывании капель в нос:
а) капли надо подогреть до температуры 36-38оС
б) капли должны быть комнатной температуры 20-24 оС
в) перед закапыванием капель слегка назад запрокинуть голову и наклонить в строну закапывания капель в носовой ход
г) перед закапыванием капель слегка назад запрокинуть голову и наклонить в противоположную строну закапывания капель в носовой ход
5. Закапывая капли в глаза пациенту:
а) попросить пациента посмотреть вниз
б) закапать 4-5 капель
в) подогреть капли до температуры 36-38оС
г) попросить пациента посмотреть вверх
6. Мазь закладывают за веко в направлении:
а) от наружного угла к внутреннему углу глаза
б) от внутреннего угла к наружному углу глаза
в) в центр глаза
г) не имеет значение, в каком направлении закладывать мазь
Установите последовательность
7. При проведении ингаляции карманным ингалятором:
а) Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем. Удалить колпачок с мундштука.
б) Производя максимально глубокий вдох через рот одновременно нажать на верхнюю часть ингалятора для высвобождения одной ингаляционной дозы.
в) Взять ингалятор между указательным и большим пальцами в вертикальном положении дном вверх, при этом большой палец должен располагаться на основании под мундштуком.
г) Задержать дыхание на 5-10 секунд, вынуть мундштук изо рта, затем медленно выдохнуть.
д) Сделать медленный глубокий выдох, обхватить мундштук губами, не сжимая его зубами, слегка запрокинув голову назад.
8. При применении дозированного ингалятора в нос:
а) Слегка запрокинуть голову и наклонить к левому плечу.
б) Встряхнуть препарат.
в) Произвести глубокий выдох через рот.
г) Прижать правое крыло носа к носовой перегородке и задержать дыхание на 5-10 секунд.
д) Ввести наконечник ингалятора в правый носовой ход, Сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика.
Дополните предложение
9. Постовая медсестра ежедневно делает выборку лекарственных препаратов из _______ ___________, составляет список недостающих медикаментов на посту и подаёт его _______ _________. Сведения об инъекциях передаются ________ ______.
10. Наркотические средства, психотропные вещества хранятся в _______, раздельно (на разных полках) или в разных ______. Внутренние стороны дверц должны быть промаркированы, оснащены перечнем хранимых препаратов с указанием _______ _______ и ________ ______ _______ и таблицей противоядий.
Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
2 вариант
Выберите один или несколько правильных ответов.
а) об особенностях того или иного лекарственного средства; горьком вкусе, резком запахе
б) о названии, дозе лекарства
в) о том, что все лекарства следует запивать водой
г) о продолжительности лечения заболевания
2. После введения суппозитория пациенту рекомендую полежать:
а) 1 час
б) не надо лежать, можно сразу вставать
в) 5-10 минут
г) 20-30 минут
3. При втирании мази в кожу пациента медсестре необходимо:
а) перед процедурой осмотреть участок кожи пациента, в который нужно втереть мазь
б) медсестра должна нанести мазь на свою руку и втирать её в кожу пациента
в) тепло укрыть пациента, если этого требует инструкция по применению мази
г) втирать мазь легкими вращательными движениями в поверхность кожи в течение 1 минуты
4. При закапывании капель в нос:
а) закапывают 1-2 капли в каждый носовой ход
б) пипетку вводят на глубину 2-3 см
в) пипетку вводят на глубину 1-1,5 см
г) закапывают 3-4 капли в каждый носовой ход
5. Закапывая капли в глаза пациенту:
а) попросить пациента посмотреть вниз
б) закапать 1-2 капли
в) подогреть капли до температуры 36-38оС
г) капли должны быть комнатной температуры 20-24 оС
6. Закладывая мазь в нос, турунду с мазью держат:
а) 2-3 мин
б) 5-10 мин
в) 10-15 мин
г) 0,5-1 мин
Установите последовательность
7. При проведении ингаляции карманным ингалятором:
а) Взять ингалятор между указательным и большим пальцами в вертикальном положении дном вверх, при этом большой палец должен располагаться на основании под мундштуком.
б) Задержать дыхание на 5-10 секунд, вынуть мундштук изо рта, затем медленно выдохнуть.
в) Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем. Удалить колпачок с мундштука.
г) Производя максимально глубокий вдох через рот одновременно нажать на верхнюю часть ингалятора для высвобождения одной ингаляционной дозы.
д) Сделать медленный глубокий выдох, обхватить мундштук губами, не сжимая его зубами, слегка запрокинув голову назад.
8. При применении дозированного ингалятора в нос:
а) Прижать правое крыло носа к носовой перегородке и задержать дыхание на 5-10 секунд.
б) Встряхнуть препарат.
в) Произвести спокойный выдох через рот.
г) Слегка запрокинуть голову и наклонить к левому плечу.
д) Ввести наконечник ингалятора в правый носовой ход, Сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика.
Дополните предложение
9. Бланки требований на ядовитые, наркотические препараты, психотропные вещества и этиловый спирт выписывает _________ медицинская сестра на ________ языке, на ________ отдельных бланках подписывает их сама и у заведующего лечебным отделением, заверяет главный врач и его заместителем по лечебной работе со штампом и печатью больницы. В этих требованиях указывают номер _____ _____ ________ ________, ФИО пациента, диагноз.
10. Журнал учёта наркотических средств: все листы __________, скреплены бумажным листом на последней странице с указанием _________ страниц, с подписью руководителя ЛПО или его заместителей и печатью ЛПО. Для каждого препарата выделяют ________ ________, где указывают наименование лекарства. Его количество, дату применения, ФИО пациента, номер _______ _______ ________ _________, количество использованных ампул, их остаток, подпись медсестры. Журнал хранится в ________.
Эталон ответов для тестового задания по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
1вариант 2 вариант
старшей медсестре, медицинской карты стационарного
процедурной медсестре больного
высших разовых, отдельные листы, медицинской
высших суточных доз, карты стационарного больного,
«Venena» сейфе
Критерий оценки:
10-9 правильных ответов «5»
8-7 правильных ответов «4»
6-5 правильных ответов «3»
4 и менее правильных ответов «2»
ЛИТЕРАТУРА
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
80321. | Персонал підприємства та продуктивність праці | 487 KB | |
Продуктивність праці показники та методи її вимірювання. Слід відрізняти трудові ресурси реальні ті люди які вже працюють та потенційні ті що можуть бути залучені до конкретної праці. На рівні окремого підприємства для характеристики усієї сукупності працівників частіше застосовують терміни персонал кадри трудовий колектив. | |||
80322. | РАХУНКИ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ І ПОДВІЙНИЙ ЗАПИС | 242.5 KB | |
Систематизація і групування господарських операцій на рахунках забезпечує безперервну інформацію про їх здійснення і результати діяльності необхідну для оперативного керівництва контролю й аналізу. Залежно від характеру облікованих обєктів записи на рахунках можуть здійснюватися у різних вимірниках натуральних трудових але з обовязковим використанням грошового вимірника з метою узагальнення різнорідних засобів і процесів. Збільшення і зменшення господарських засобів та їхніх джерел в результаті господарських операцій відображається на... | |||
80323. | КЛАСИФІКАЦІЯ І ПЛАН РАХУНКІВ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ | 190.5 KB | |
Різнобічні завдання господарського керівництва та контролю потребують своєчасної і всебічної інформації про склад засобів підприємства і джерел їх формування, господарські процеси і фінансові результати діяльності. | |||
80324. | ПРИНЦИПИ ОБЛІКУ ОСНОВНИХ ГОСПОДАРСЬКИХ ПРОЦЕСІВ | 138 KB | |
Кількісними показниками діяльності підприємства є показники обсягу тих або інших процесів, наприклад кількість заготовлених (придбаних) виробничих запасів (сировини, матеріалів, палива тощо), виробленої та реалізованої готової продукції в цілому та за окремими її видами тощо. Цей показник дає змогу | |||
80325. | ДОКУМЕНТАЦІЯ ТА ІНВЕНТАРИЗАЦІЯ | 97.96 KB | |
Технологічно бухгалтерський облік як процес розпочинається з виявлення, вимірювання і реєстрації фактів, дій і подій з метою отримання інформації про господарські операції. Суцільне і безперервне спостереження за всіма господарськими операціями на підприємстві здійснюється за допомогою документування. | |||
80326. | ТЕХНІКА І ФОРМИ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ | 166.24 KB | |
Облікові регістри — це носії спеціального формату (паперові, мащинні) у вигляді відомостей, журналів, книг, журналів-ордерів тощо, призначені для хронологічного, систематичного або комбінованого накопичення, групування та узагальнення інформації з первинних документів, що прийняті до обліку. | |||
80327. | БУХГАЛТЕРСЬКА (ФІНАНСОВА) ЗВІТНІСТЬ | 178.03 KB | |
Поняття та принципи побудови звітності Бухгалтерський облік як відомо це процес виявлення вимірювання реєстрації накопичення узагальнення зберігання та передачі інформації про діяльність підприємства користувачам для прийняття рішень. Підсумкове узагальнення інформації та одержання підсумкових показників що характеризують діяльність підприємства здійснюється шляхом складання звітності за звітний період. Баланс підприємства складається станом на кінець останнього дня кварталу або року. Перший звітний період новоствореного... | |||
80328. | ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА І СУТЬ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ | 63.5 KB | |
Оперативно-технічний облік являє собою збір поточної інформації про хід господарської діяльності підприємства, а також контроль за здійсненням окремих операцій безпосередньо в період їх виконання. | |||
80329. | ПРЕДМЕТ І МЕТОД БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ | 80.5 KB | |
Виходячи із цього джерела утворення господарських засобів теж є одним із елементів предмету бухгалтерського обліку. Зазначені господарські операції відображають процес кругообігу господарських засобів підприємства. Джерела утворення господарських засобів які дають відповідь на питання за рахунок чого сформовано господарські засоби. До засобів праці належать земельні ділянки будівлі і споруди машини і обладнання транспортні засоби та ін. | |||