74259

ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ: РАБОТА С КРОВЬЮ И БИОЛОГИЧЕСКИМИ ЖИДКОСТЯМИ

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

В качестве самостоятельной работы рекомендуется составить тематический кроссворд; написать реферат на тему «Роль медицинской сестры в профилактике и контроле распространения ИСМП», «Масштаб проблемы ИСМП»; составить схему «Способы передачи инфекции в лечебно-профилактических учреждениях»

Русский

2014-12-30

269 KB

44 чел.

                                                                                                                                                                Министерство образования и науки РФ

Балтийский федеральный университет имени И.Канта

Медицинский институт

по программАМ среднего профессионального образования

Тема 3.1.1 «ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ: РАБОТА С КРОВЬЮ И БИОЛОГИЧЕСКИМИ ЖИДКОСТЯМИ»

Лабораторное занятие - 6 часов

для студентов 1 курса

форма обучения очная

специальности (код) 060101.52 - Лечебное дело

                                                                       060501.51 - Сестринское дело

                                                                       060102.51 - Акушерское дело

Составитель: преподаватель И.Г.Манакова

Обсуждено и утверждено на заседании

цикловой методической комиссии

«Сестринское дело»

протокол №___  от «__» __________ 20__ г.

Зав. ЦМК ____________ /О.А.Бутырина/

г. Калининград

2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Методические рекомендации.
  2.  Оснащение.
  3.  Мотивация, цели.
  4.  Межпредметные связи.
  5.  Уровни усвоения знаний. Компетенции.
  6.  Структура занятия с планом объяснения учебного материала и хронометражем.
  7.  Глоссарий.
  8.  Теоретический материал лабораторного занятия.
  9.  Манипуляция № 1 «Основные правила безопасности при работе с кровью и биологическими жидкостями».
  10.  Контролирующий материал.
  11.  Ситуационные задачи.
  12.  Список использованной литературы.

Методические рекомендации

Знания и умения, полученные на занятии, составляют базу для изучения междисциплинарного курса «Технология оказания медицинских услуг» и последующих  занятий междисциплинарного курса «Безопасная среда для пациента и персонала». На занятии студенты знакомятся с профилактическими мероприятиями при основных группах ВБИ в стационаре и изучают основные правила безопасности при работе с кровью и биологическими жидкостями.

Контроль знаний в начале занятия, с целью выявления уровня подготовки студентов к лабораторному занятию, следует проводить в объёме 6 вопросов лекции - тема 3.1. «Внутрибольничная инфекция». Рекомендуется тест-контроль и терминологический диктант. Также рекомендуется фронтальный опрос по лекции. Количество вопросов фронтального опроса зависит от результатов тест-контроля и терминологического диктанта. Фронтальный опрос, кроме контроля знаний, позволяет обобщить и систематизировать знания, полученные на лекции.

Изложение теоретического материала лабораторного занятия сопровождается демонстрацией наглядного материала и нормативных документов.

Самостоятельная работа лабораторного занятия предусматривает знакомство студентов с нормативными документами, взаимоконтроль знаний по вопросам к манипуляции № 1 и решение ситуационных задач.

Итоговый контроль знаний проводится в форме тест-контроля по материалам лекции (6 вопросов), теоретического материала лабораторного занятия и манипуляции № 1 «Основные правила безопасности при работе с кровью и биологическими жидкостями».

В качестве самостоятельной работы рекомендуется составить тематический кроссворд; написать реферат на тему «Роль медицинской сестры в профилактике и контроле распространения ИСМП», «Масштаб проблемы ИСМП»; составить схему «Способы передачи инфекции в лечебно-профилактических учреждениях»; составить памятку для пациента и его родственников по профилактике ВБИ; с использованием сети интернет подобрать дезинфицирующие средства, в которых предусмотрен режим дезинфекции крови.

Оснащение

Демонстрационный материал:

  •  таблицы «Резервуары, содержащие вредные микробиологические факторы, в окружении сестры в ЛПУ»; «Цепочка инфекционного процесса»;  «Схема эпидемического процесса»; «Одноразовая спецодежда»;
  •  защитная спецодежда и средства индивидуальной защиты (халаты, шапочки, очки, перчатки, щитки, фартуки);
  •  аптечка аварийная;
  •  контейнеры и мешки для отходов класса Б;
  •  образцы атравматического медицинского инструментария (самоблокирующийся шприц, периферический катетер, системы вакуумного (бесконтактного) забора крови);

Раздаточный материал: нормативные документы:

  1.  СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность»
  2.  СанПин 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»
  3.  СанПин 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»
  4.  Приказ МЗ Калининградской области № 72 «О профилактике профессионального инфицирования медицинских работников вирусом иммунодефицита человека, вирусных гепатитов В и С, учете аварийных ситуаций и постконтактной профилактике» 2012 г.
  5.  «Методические указания по дезинфекции предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения». № МУ–287–113 1998 г.
  6.  Методические указания «Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации инъекционных шприцев однократного применения» № МУ 3.1.-231.3–08
  7.  Руководство Р 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях»

Рабочее место студентов: халат, колпак, перчатки и маска.

Мотивация

Обращение пациентов за медпомощью всегда связано с риском ИСМП (ВБИ) и работа медперсонала также связана с риском профессионального заражения. Главная этическая заповедь медработников «не навреди».  Обеспечение инфекционной безопасности является одним из принципов ухода. Здоровье медицинского работника способствует лучшему выполнению своего профессионального долга. Из этого следует, что профилактика ИСМП (ВБИ) как у пациентов, так и у персонала - важнейшая задача деятельности всех медицинских работников.

цели

Учебные:

  •  познакомить с особенностями эпидпроцесса и профилактическими мероприятиями основных групп ВБИ;
  •  познакомить с основными действующими нормативными документами, обеспечивающими инфекционную безопасность;
  •  изучить основные правила безопасности при работе с кровью и биологическими жидкостями;

Воспитательные:

  •  рассмотреть этико-деонтологические аспекты темы;
  •  воспитывать ответственность по отношению к своим обязанностям;
  •  воспитывать чуткость, отзывчивость, умение работать с напарником и в команде, готовность прийти на помощь коллеге при необходимости;
  •  воспитывать активную жизненную позицию в отношении обеспечения инфекционной безопасности на рабочем месте;

Развивающие:

  •  учить пользоваться нормативными документами;
  •  развивать навыки устной речи.

Межпредметные связи

Биомедицинская этика; гигиена и экология; основы микробиологии, вирусологии и иммунологии; здоровый ребенок и его окружение, и все другие клинические дисциплины.

Уровни усвоения знаний

Знать:

  •  понятие «инфекции связанные с оказанием медицинской помощи», «внутрибольничная инфекция», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «гемоконтактные инфекции», «парентеральные инфекции»;
  •  масштаб проблемы и структуру ВБИ;
  •  виды возбудителей ВБИ;
  •  резервуары возбудителей ВБИ;
  •  способы передачи инфекции в медицинском учреждении;
  •  факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции;
  •  группы риска ВБИ;
  •  меры профилактики и контроля ВБИ;
  •  меры инфекционной безопасности персонала.

Уметь:

  •  работать с кровью и биологическими жидкостями;
  •  уметь обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала.

Компетенции

Общие компетенции (ОК) для специальностей 060101.52 - Лечебное дело;   060501.51 - Сестринское дело;  060102.51 - Акушерское дело:

  •  понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
  •  организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем (ОК 2);
  •  анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3).
  •  осуществлять поиск информации, необходимый для выполнения эффективных задач (ОК 4).
  •  использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).
  •  работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
  •  соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности (ОК 8).

Профессиональные компетенции специалиста (ПКС): для специальности 060101.52 - Лечебное дело:

  •  соблюдать принципы профессиональной этики (ПКС 7.2.).
  •  обеспечивать инфекционную безопасность (ПКС 7.7.).
  •  обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала (ПКС 7.8.).
  •  владеть основами гигиенического питания (ПКС 7.10.).
  •  обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте (ПКС 7.11.).

Профессиональные компетенции специалиста (ПКС): для специальности 060501.51 - Сестринское дело:

  •  соблюдать принципы профессиональной этики (ПКС 4.2.).
  •  обеспечивать инфекционную безопасность (ПКС 4.7.).
  •  обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала (ПКС 4.8.).
  •  владеть основами гигиенического питания (ПКС 4.10.).
  •  обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте (ПКС 4.11.).

Профессиональные компетенции специалиста (ПКС): для специальности 060102.51 - Акушерское дело:

  •  соблюдать принципы профессиональной этики (ПКС 5.2.).
  •  обеспечивать инфекционную безопасность (ПКС 5.7.).
  •  обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала (ПКС 5.8.).
  •  владеть основами гигиенического питания (ПКС 5.10.).
  •  обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте (ПКС 5.11.).

Структура занятия С ПланОМ объяснения учебного материала И ХРОНОМЕТРАЖЕМ

  1.  Организационная часть:                                                                                 5 минут
    •  приветствие;
    •  регистрация присутствующих;
    •  проверка формы одежды, наличие масок, перчаток и документации.
  2.  Вводная часть:                                                                                              10 минут
    •  тема занятия;
    •  мотивация;
    •  цели занятия;
    •  план занятия;
    •  заполнение дневников.
  3.  Входной контроль знаний:                                                                     20 - 45 минут
  4.  Объяснение теоретического материала:                                                         45 минут

1. Вопрос: Внутрибольничная инфекция.

2. Вопрос: Профилактические мероприятия при основных группах ВБИ.

3. Вопрос: Защитная спецодежда и средства индивидуальной защиты медперсонала.

  1.  Самостоятельная работа студентов:                                                           135 - 110 минут
    •  работа с нормативными документами;
    •  взаимоконтроль знаний;
    •  решение ситуационных задач.
  2.  Итоговый контроль знаний:                                                                           30 минут
  3.  Подведение итогов занятия:                                                                           15 минут
    •  заполнение дневников;
    •  анализ занятия с ответами на вопросы студентов;
    •  выставление оценок с комментарием.
  4.  Домашнее задание с комментарием:                                                                        5 минут
    •  повторить лекцию ВБИ (1-6 вопросы);
    •  выучить термины глоссария (ИСМП, ВБИ, инфекционный процесс, эпидемический процесс, гемоконтактные инфекции, парентеральные инфекции);
    •  выучить манипуляцию № 1 «Основные правила безопасности при работе с кровью и биологическими жидкостями»;

выполнить самостоятельную работу (составить тематический кроссворд; написать реферат на тему «Роль медицинской сестры в профилактике и контроле распространения ИСМП», «Масштаб проблемы ИСМП»; составить схему «Способы передачи инфекции в лечебно-профилактических учреждениях»; составить памятку для пациента и его родственников по профилактике ВБИ; с использованием сети интернет подобрать дезинфицирующие средства, в которых предусмотрен режим дезинфекции крови).

  1.  Уборка кабинета дежурными:                                                                                   5 минут

Глоссарий

Аварийная аптечка - аптечка средств индивидуальной защиты медицинского персонала.

Аварийная ситуация - это порезы и уколы инструментами, контаминированными кровью или другими биологическими жидкостями, а также попадание крови или другой биологической жидкости на слизистые ротоглотки, носа и глаз медицинских работников.

Амниотическая жидкость - околоплодные воды.

Биологические жидкости - жидкости производимые организмом (кровь, лимфа, слюна, пот, слезы, желчь, моча и др.).

Вирусные гепатиты - большая группа антропонозных инфекций, с различными механизмами заражения и путями передачи инфекции и преимущественным поражением функциональных клеток печени - гепатоцитов, с возможным развитием в дальнейшем хронического поражения печени, последствием чего может быть цирроз печени и, в ряде случаев, первичный рак печени.

ВИЧ-инфекция - болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека - антропонозное инфекционное заболевание, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к медленному её разрушению до формирования синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), сопровождающегося развитием оппортунистических инфекций и вторичных злокачественных образований.

Внутрибольничная инфекция* - 1) это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения поражающее больного в результате оказания медицинской помощи в период его госпитализации в учреждения здравоохранения; 2) - это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за медицинской помощью вне зависимости от появления симптомов заболевания у пациента во время пребывания в стационаре или после его выписки, а также инфекционное заболевание сотрудника лечебной организации вследствие его инфицирования при работе в данной организации.

Гемодиализ - метод коррекции водно-электролитного и кислотно-щелочного равновесия и выведения различных вредных веществ из организма аппаратом «искусственная почка».

Гемоконтактные инфекции* - инфекции, передающиеся через кровь (более 30 инфекций, среди них ВИЧ инфекция, вирусные гепатиты B и C и др.).

Дерматит - воспаление кожи, возникающее в результате непосредственного воздействия на неё внешних факторов.

Деструктор - сооружение или техническое устройство, предназначенное для уничтожения твердых отходов путем сжигания.

Желчь - секрет, вырабатываемый гепатоцитами (секреторными клетками паренхимы печени).

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи* -  это инфекции у пациентов, персонала, посетителей и других лиц, связанные с медицинским учреждением.

Инфекционный процесс (инфекция)*: 1) – это сложный процесс взаимодействия микроорганизма и макроорганизма в определенных условиях внешней среды; 2) – это сложный процесс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определенных условиях внешней и внутренней среды, включающий в себя развивающиеся патологические, компенсаторные и защитно-приспособительные реакции.

Корнцанг - хирургический инструмент для захватывания и подачи стерильных инструментов и перевязочного материала.

Мокрота - патологическое отделяемое из дыхательных путей.

Парентеральные инфекции* - инфекции, которые передаются парентеральным путем (минуя пищеварительный тракт) через кровь и другие биологические жидкости.

Перикардиальная жидкость - серозная жидкость, находящаяся в околосердечной сумке.

Перитониальная жидкость - серозная жидкость, находящаяся в брюшинной полости.

Плевральная жидкость - серозная жидкость, находящаяся в плевральной полости.

Постконтактная профилактика - это медицинская мера, направленная на предупреждение развития инфекции после вероятного контакта с патогенным микроорганизмом.

Санация - оздоровление.

Синовиальная жидкость - вязкая жидкость, выделяемая синовиальной оболочкой в полость сустава и осуществляющая смазку и питание суставного хряща.

Сифилис - хроническая венерическая болезнь, вызываемая бледной трепонемой характеризующаяся поражением кожи и слизистых оболочек, внутренних органов, костей, нервной системы.

Трансфузия - переливание.

Цереброспинальная жидкость - спинномозговая жидкость - жидкая среда, заполняющая полости спинного и головного мозга.

Экзема - воспалительное заболевание кожи.

Эпидемический процесс*: 1) – это процесс распространения инфекционных заболеваний среди людей; 2) – это цепь заражений и возникновения вследствие этого инфекционных процессов.

Примечание: термины обозначенные (*) студенты записывают в свой глоссарий.

Теоретический материал лабораторного занятия

  1.  Вопрос: Внутрибольничная инфекция.

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП) представляют собой одну из наиболее актуальных проблем здравоохранения всех стран мира. Особенно это относится к внутрибольничной инфекции (ВБИ), которая поражает больного в результате оказания медицинской помощи при госпитализации в медицинское учреждение стационарного типа. В России пациенты возлагают большие надежды на лечение в стационаре, отдавая ему преимущество по сравнению с лечением в амбулаторно-поликлинических учреждениях. В таком случае, проблема ВБИ кроме медицинской, социальной и экономической значимости приводит к потере репутации больничных учреждений. Проблеме  ИСМП (ВБИ) у медработников должное внимание стали уделять только в последнее десятилетие. Ранее медперсонал рассматривался как участник эпидемического процесса только в качестве источника инфекции, фактора передачи возбудителей инфекции (руки) и основного нарушителя противоэпидемического режима в ЛПУ. Медики, спасая миллионы человеческих жизней, стремясь предотвратить ВБИ у пациентов, сами оказывались недостаточно защищенными. По статистике заболеваемость медицинского персонала целым рядом инфекций на много выше, чем у других групп населения. Биологическим фактором в России обусловлено в среднем 73% случаев профессионального заболевания медиков. Заболеваемость туберкулезом медицинских работников в 7 раз выше, чем населения в целом, а частота выявления серологических маркеров гепатитов В и С - в три раза. Существуют данные по РФ, что 63 % персонала гнойно-хирургических отделений в течение года заболевали различными формами гнойно-воспалительных инфекций, у 5-7% персонала - повторное заболевание.

Долг каждого медицинского работника - качественное оказание медицинской помощи, в том числе пациентам страдающими инфекционными заболеваниями. При уходе за пациентом недопустимо выражать недовольство, осуждение; недопустимо отказывать таким пациентам в уходе. При оказании медицинской помощи медработники должны соблюдать собственную инфекционную безопасность. Собственная инфекционная безопасность медицинского персонала не должна ставиться выше инфекционной безопасности пациента. Обеспечению инфекционной безопасности пациентов и персонала способствует налаженные рабочие отношения внутри коллектива медицинских работников.

В настоящее время появилась новая терминология:  использующийся многие годы в мировой практике термин ВБИ был постепенно вытеснен более точным термином «инфекция, связанная с оказанием медицинской помощи (ИСМП)». Произошла эволюция представлений о ВБИ и переход от концепции защиты пациента и персонала от ВБИ к концепции обеспечения безопасности пациента и персонала. В 2006 году Россия вступила во Всемирный альянс по безопасности пациентов. Было подписано заявление о поддержке контроля над ИСМП. Работа Альянса по борьбе с ИСМП проводится путем повышения и снижения риска по следующим направлениям:

  1.  чистые руки,
  2.  чистая практика (безопасность клинических процедур),
  3.  чистые продукты (безопасность крови),
  4.  чистая среда (безопасность воды и санитария в здравоохранеии),
  5.  чистое оборудование.

В 2011 году принята «Национальная концепция профилактики инфекций связанных с оказанием медицинской помощи».

Основные группы ИСМП - гнойно-септические инфекции, кишечные инфекции, гемоконтактные (парентеральные) инфекции.

В следующем вопросе будет рассмотрены профилактические мероприятия, входящие в компетенцию медсестры, по предотвращению основных групп ВБИ в стационаре.

  1.  Вопрос: Профилактические мероприятия при основных группах ВБИ.

Гнойно-септические инфекции (ГСИ).

Как внутрибольничная инфекция ГСИ проявляются у пациентов синдромом нагноения и септических поражений, у персонала различными гнойно-воспалительными инфекциями. Возбудителями ГСИ являются золотистый стафилококк, синегнойная палочка, протей, кишечная палочка и т.д. Источники инфекции - больные острыми и хроническими формами заболеваний и носители из числа пациентов, медперсонала, студентов, родственников и др. Механизм передачи: аэрозольный, контактный (факторы передачи - воздух, руки, объекты внешней среды (бельё, перевязочный материал, хирургические инструменты, аппаратура и др.)).

Мероприятия по профилактике ГСИ у пациентов:

  1.  сокращение длительности пребывания пациента до операции в стационаре;
  2.  своевременное (раннее) выявление пациентов с ГСИ (термометрия, выявление гнойного отделяемого из раны) и изоляция после консультации врача, взятия баканализа: проведение в очаге противоэпидемических мероприятий;
  3.  выявление заболеваний сотрудников (гнойничковые заболевания, ангина и др.) с временным их отстранением от участия в операциях и контактах с пациентами до полного выздоровления;
  4.  выявление носителей среди персонала и их последующая санация;
  5.  снижение уровня бактериологической загрязненности воздушной среды (проветривание, использование бактерицидных облучателей и т.д.);
  6.  соблюдение поточности при проведении операций, перевязок, размещения пациентов в палатах;
  7.  тщательное соблюдение асептики и антисептики при выполнении хирургического лечения;
  8.  тщательное выполнение правил противоэпидемического режима, генеральных уборок, дезинфекции, ПСО и стерилизации медицинских инструментов;
  9.  соблюдение санитарно-гигиенического режима у пациентов (особенно у тяжелых больных: мытьё рук и тела, смена нательного и постельного белья и т.д.);
  10.  соблюдение личной и общественной гигиены персоналом;
  11.  организация ранней двигательной активности и подъема пациентов после операций;
  12.  выполнение назначений врача по проведению антибиотико- и иммунопрофилактики ГСИ, применение иммунокорректоров и т.д.;
  13.  санация хронических очагов инфекции у пациентов на догоспитальном этапе перед плановой операцией;
  14.  правильное обращение с медицинскими отходами.

Мероприятия по профилактике профессионального заражения ГСИ:

  1.  вести здоровый образ жизни;
  2.  соблюдать требования противоэпидемического и санитарно-гигиенического режимов;
  3.  соблюдать стандартные технологии при оказании медицинских услуг;
  4.  при работе пользоваться защитной спецодеждой и защитными средствами;
  5.  обрабатывать руки;
  6.  правильно обращаться с медицинскими отходами.

Кишечные инфекции (вирусный гепатит А, Е и TTV; дизентерия; сальмонеллез и др.).

Источники инфекции - больные и носители из числа пациентов, медперсонала, сотрудников пищеблоков, студентов, родственников и др. Возбудитель выделяется из зараженного организма с калом, рвотными массами. Механизм передачи фекально-оральный. Реализация его происходит через факторы присущие кишечным инфекциям - воду, пищевые продукты, грязные руки, мухи и предметы обихода. При профессиональном заражении медперсонала наибольшее значение имеет контактно-бытовой путь передачи: возбудители из организма источника инфекции попадают на различные предметы (бельё, посуду, игрушки, дверные ручки и т.д.).

Мероприятия по профилактике кишечных инфекций у пациентов:

  1.  своевременное (раннее) выявление пациентов с кишечными инфекциями (термометрия, выявление жидкого стула) и изоляция после консультации врача, взятия баканализа; проведение в очаге противоэпидемических мероприятий.
  2.  проведение бактериологического исследования у пациентов перед поступлением и после госпитализации согласно нормативным документам;
  3.  соблюдение правил личной гигиены пациентами и персоналом (мытьё рук);
  4.  выполнение должных требований по организации питания в стационаре: соблюдение технологии приготовления блюд, выполнение санитарных норм в ходе транспортировки, термической обработки и раздачи пищи; полное и своевременное медицинское обследование персонала отделений и пищеблоков;
  5.  организация питьевого режима пациентов (кипячёная вода);
  6.  контроль и обеспечение правильного хранения передач: ежедневно дежурная сестра отделения проверяет соблюдение правил и сроков годности (хранения) пищевых продуктов, хранящихся в холодильниках отделения; при обнаружении пищевых продуктов в холодильниках отделения с истекшим сроком годности, хранящихся без упаковок с указанием фамилии больного, а также имеющих признаки порчи, они должны изыматься в пищевые отходы; о правилах хранения личных пищевых продуктов пациент должен быть информирован при поступлении в отделение;
  7.   соблюдение правил при кормлении, особенно при зондовом;
  8.  организация правильного ухода за пациентами, особенно находящихся в тяжёлом состоянии;
  9.  тщательное выполнение правил противоэпидемического режима, генеральных уборок, дезинфекции мединструментария, оборудования и предметов ухода;
  10.  снижение уровня бактериологической загрязненности воздушной среды (проветривание, использование бактерицидных облучателей и т.д.);
  11.  дезинсекция (борьба с мухами, тараканами);
  12.  соблюдение правил бельевого режима;
  13.  правильное обращение с медицинскими отходами.

Мероприятия по профилактике профессионального заражения кишечными инфекциями:

  1.  соблюдение правил личной гигиены (мытье рук перед едой, после посещения туалета, контакта с пациентом при манипуляциях и др.);
  2.  прием безупречной в эпидемиологическом плане пищи и воды в специально отведенном для персонала месте с выделением отдельной посуды;
  3.  соблюдение техники безопасности при сборе анализов кала, мочи, рвотных масс;
  4.  правильное обращение с медицинскими отходами.

Гемоконтактные (парентеральные) инфекции (ВИЧ-инфекция; вирусные гепатиты В, С, D, F, G, TTV; сифилис и др.).

Парентеральными инфекциями являются те инфекции, которые передаются парентеральным путем (минуя пищеварительный тракт) через кровь и другие биологические жидкости.

Гемоконтактные инфекции – инфекции, передающиеся через кровь (более 30 инфекций).

К числу потенциально опасных биологических жидкостей и секретов относятся:

  •  кровь, её компоненты, препараты;
  •  другие биологические жидкости, контаминированные кровью (моча, рвотные массы, мокрота, потовая и слезная жидкости);
  •  слюна вовремя выполнения стоматологических процедур (так как может содержать примесь крови);
  •  цереброспинальная, перикардиальная, синовиальная, плевральная, перитонеальная и амниотическая жидкости;
  •  сперма и вагинальные секреты.

Наиболее эпидемиологически значимы из парентеральных инфекций - вирусные гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция.

Вирусный гепатит В и С

Возбудителями являются вирусы. Источники внутрибольничного заражения - больные острыми и хроническими формами, носители из числа пациентов и персонала. Основными факторами передачи возбудителя являются кровь, биологические секреты, сперма, вагинальное отделяемое, слюна, желчь и др. Реализация искусственных путей передачи пациентам может происходить в лечебно-профилактических учреждениях во время проведения лечебно-диагностических парентеральных манипуляций. При этом инфицирование осуществляется через медицинский, лабораторный инструментарий и изделия медицинского назначения, контаминированные возбудителем. Заражение вирусными гепатитами В и С может происходить также при трансфузиях инфицированных крови и/или ее компонентов.

Инфицирование медперсонала происходит при попадании инфицированной крови и биологических жидкостей на поврежденную кожу, слизистые и травмах (порезах и уколах) инфицированным медицинским инструментарием.

ВИЧ-инфекция.

Возбудителем является вирус иммунодефицита человека  (ВИЧ-1 и ВИЧ-2). Источники внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией - люди инфицированные ВИЧ на любой стадии заболевания из числа пациентов и персонала. Основными факторами передачи являются биологические жидкости человека (кровь, компоненты крови, сперма и вагинальное отделяемое, грудное молоко). Искусственный механизм передачи реализуется при инвазивных вмешательствах в ЛПО. Инфицирование ВИЧ может осуществляться при переливании крови, её компонентов, пересадке органов и тканей, использования донорской спермы, донорского грудного молока от ВИЧ инфицированного донора, а также через медицинский инструментарий для парентеральных вмешательств, изделия медицинского назначения контаминированные ВИЧ и не подвергшиеся обработке в соответствии с требованиями нормативных документов.

Инфицирование медперсонала происходит при попадании инфицированной крови и биологических жидкостей на поврежденную кожу, слизистые и травмах (порезах и уколах) инфицированным медицинским инструментарием.

Следует заметить, что заражение вирусными гепатитами В и С, в отличии от ВИЧ, происходит гораздо легче и чаще, в связи с их меньшей инфицирующей дозой и высокой устойчивостью вируса во внешней среде. Риску профессионального инфицирования парентеральными инфекциями чаще всего подвержены медработники, которые соприкасаются с кровью и её компонентами. Это в первую очередь сотрудники гематологических, реанимационных, стоматологических, гинекологических, хирургических отделений и отделений гемодиализа, процедурных кабинетов, лаборанты, а также лица работающие на производстве по заготовлению крови и её компонентов, препаратов.

Мероприятия по профилактике парентеральных (гемоконтактных) инфекций у пациентов:

  1.  соблюдение противоэпидемического режима в медорганизациях в соответствии СанПин 2.1.3.2630-10, СанПин 3.1.5.2826-10, СП 3.1.1.2341-08 и др.;
  2.  обеспечение соблюдения установленных требований к дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации изделий медицинского назначения, предметов ухода, медоборудования и т.д., а также к сбору, обеззараживанию, временному хранению и транспортированию медицинских отходов, образующихся в ЛПО;
  3.  обследование пациентов, поступающих в стационар, в сроки согласно нормативным документам;
  4.  обследование доноров крови и других донорских материалов в соответствии с нормативными документами;

Мероприятия по профилактике профессионального заражения парентеральными (гемоконтактными) инфекциями:

  1.  выявление инфицированных лиц, среди медицинского персонала в ходе проведения первичных и периодических медицинских осмотров;
  2.  соблюдение мер универсальной профилактики, изоляции жидких сред и стандартных мер профилактики при выполнении медицинских услуг;
  3.  обеспечение необходимым медицинским и санитарно-техническим оборудованием, инструментарием, средствами дезинфекции, ПСО, стерилизации и индивидуальной защиты (специальная одежда, перчатки и т.д.) в соответствии с нормативно-методическими документами;
  4.  вакцинация против гепатита В медицинских работников при поступлении на работу;
  5.  учет случаев получения микротравм использованным инструментарием персоналом ЛПО, аварийных ситуаций с попаданием крови и биологических жидкостей на кожу и слизистые;
  6.  проведение постконтактной профилактики.

Примечание: в стационаре велика вероятность заражения педикулёзом и чесоткой, как пациентов, так и персонала.

  1.  Вопрос: Защитная спецодежда и средства индивидуальной защиты медперсонала.

Персонал должен снимать верхнюю одежду в гардеробе, в отделении для персонала должны быть двухсекционные шкафы для раздельного хранения домашней и рабочей одежды. Персоналу должно выдаваться не менее трех комплектов рабочей спецодежды. Смена халата (костюма) в соматических отделениях - 2 раза в неделю, в хирургии и акушерстве - ежедневно. Выход за пределы медорганизации в спецодежде запрещен. По мере загрязнения халат меняется немедленно. Стирка спецодежды осуществляется в медицинской организации централизованно, отдельно от белья пациента.

Халат (костюм) и шапочка.

Используют для исключения попадания возбудителя инфекции на одежду, кожу и волосистую часть головы. Халат должен полностью закрывать находящуюся под ним одежду.

Фартуки.

Предохраняют халат (костюм) от брызг крови и биологических жидкостей. Лучше использовать фартуки однократного применения. Фартуки многократного применения дезинфицируют между пациентами протиранием. Если возникло разбрызгивание - методом погружения в дезраствор в концентрации соответствующей режиму вирусных гепатитов.

Маска.

Маски защищают от воздушно-капельных инфекций, брызг крови и других биологических жидкостей. Маски однократного применения следует использовать не более 4 часов (по инструкции), маски сшитые из четырех слоёв марли - не более двух часов. Маски следует заменять, когда они станут влажными. Нельзя опускать маски на шею, использовать их повторно. Маска должна полностью закрывать рот и нос.

Респиратор применяется для защиты органов дыхания в случаях, указанных в нормативных документах по инструкции к применению.

Защита для глаз.

Очки защищают глаза от брызг крови и биологических сред организма. Щитки и экраны защищают также кожу лица, рот и нос. Бывают маски, совмещенные со щитком. Защитой для глаз пользуются согласно инструкции.

Перчатки.

Применяют при выполнении диагностических и лечебных манипуляций, также для проведения дезинфекционных мероприятий, уборки помещений, работы с отходами и для обработки инструментария многократного применения.

Манипуляция № 1

«Основные правила безопасности персонала при работе с кровью и биологическими жидкостями»

  1.  Рассматривать кровь и биологические жидкости пациента, все образцы лабораторных анализов, белье (загрязненное кровью и выделениями пациента) потенциально-инфицированными.
  2.  Медработники при поступлении на работу проходят медицинский осмотр с обследованием на сифилис, вирусные гепатиты В, С и ВИЧ-инфекцию. Повторные медосмотр и обследование проводятся согласно нормативных документов.
  3.  Медперсонал должен проходить инструктаж по технике безопасности.
  4.  Медицинские работники, контактирующие с кровью и биологическими средами (жидкостями), должны быть привиты против вирусного гепатита В.
  5.  Медицинские манипуляции, диагностические исследования следует проводить в отведенных для этих целей помещениях.
  6.  В рабочих помещениях, где существует риск профессионального заражения, запрещается есть, пить, курить, пользоваться косметикой, брать в руки контактные линзы (в каждом лечебно-диагностическом отделении должны быть помещения для персонала).
  7.  Необходимо правильно организовать рабочее место: безопасный, непрокалываемый контейнер необходимо установить на столе или другой поверхности на расстоянии вытянутой руки. Заполнять медицинскую документацию необходимо на чистом столе.
  8.  В ходе проведения манипуляций пациенту, персонал не должен вести записи, прикасаться к телефонной трубке и т.п.
  9.  В ходе выполнения манипуляции, не следует садиться на постель пациента.
  10.  В кабинетах, где проводится инвазивные манипуляции необходимо иметь аварийную аптечку.
  11.  При наличии на коже микротравм, экземы и дерматита перед началом рабочего дня необходимо закрывать поврежденные участки лейкопластырем, водонепроницаемыми повязками, напальчниками.
  12.  При работе использовать защитную спецодежду (халат, шапочка, сменная обувь) и средства индивидуальной защиты (перчатки, очки, щитки (экраны), маски (респираторы), фартуки). Халат, шапочка должны максимально защищать открытые участки кожи и волосистую часть головы. Сменная обувь, легко моющаяся из нетканых материалов. Перчатки при работе с кровью, биологическими средами, при возможном контакте со слизистыми и поврежденными участками кожи, а также при парентеральных манипуляциях - должны быть из латекса или синтетических материалов, приравненных к латексу. Если при выполнении манипуляций есть вероятность разбрызгивания биологических жидкостей необходимо использовать защитные очки, щитки (экраны), маски, респираторы и фартуки. Средствами индивидуальной защиты персонал должен обеспечиваться в необходимом количестве и соответствующего размера.
  13.  Строго соблюдать правила мытья рук и снятия перчаток. Перчатки снятые в процессе проведения манипуляции не использовать повторно.
  14.  При загрязнении перчаток кровью и выделениями пациента без их разрыва, во избежание загрязнения рук в процессе их снятия, следует тампоном (салфеткой), смоченным раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), снять видимые загрязнения, затем снять перчатки в дезраствор. После снятия перчаток руки обработать антисептиком.
  15.  По возможности не прикасаться к инфицированному материалу.
  16.  Использовать безопасный, удобный медицинский инструментарий (атравматический) и устройства с защитными приспособлениями (самоблокирующиеся шприцы, вакуумные системы для бесконтактного забора крови и др.).
  17.  Осторожно обращаться с острым инструментарием, избегая случайных повреждений:

- осторожно открывать флаконы и ампулы;

- не передавать острые предметы из рук в руки, а через нейтральную зону (лоток);

- не следует надевать колпачок на иглу после инъекции;

- не следует вручную отсоединять иглу, а пользоваться деструктором, иглоотсекателем (пинцетом);

- не следует сгибать или ломать использованную иглу;

- убирать использованный колющий и режущий инструментарий в непрокалываемые контейнеры;

- проводить выемку инструментов после дезинфекции с помощью пинцета, корнцанга;

- упавшие иглы поднимать пинцетом или магнитом.

  1.  Забор крови осуществлять иглой со шприцем или вакуумными системами для взятия венозной крови. Пробирки с кровью должны быть закрыты пробками. Перемешивать кровь только в пробирках, закрытых пробкой. Бланк направления в лабораторию не помещать на пробирки с кровью. Пробирки маркировать, а номер ставить в направлении, которое помещается в специальный контейнер отдельно от штатива с пробирками.
  2.  Забор анализов мочи, рвотных масс, кала и других биологических сред организма осуществлять в ёмкости с крышками, используя спецодежду, средства индивидуальной защиты и соблюдая технику безопасности. Бланк направления помещать отдельно от ёмкостей с анализами, доставку анализов в лабораторию производить в специальном контейнере.
  3.  Предстерилизационную обработку использованного инструментария многократного применения проводить в плотных латексных перчатках или синтетических перчатках приравненных к латексу после предварительной дезинфекции. Работа с медицинскими отходами класса Б и В производится в таких же перчатках.
  4.  Смену и сортировку загрязненного белья кровью и биологическими средами, следует проводить в перчатках, маске, халате и шапочке; при сортировке дополнительно использовать фартук. Загрязненное кровью и биологическими жидкостями бельё замачивают в дезрастворе.
  5.  При попадании крови или биологических жидкостей на халат (одежду) необходимо снять его и погрузить в дезраствор (халат однократного применения можно продезинфицировать физическими методами, например: паровым) в концентрации соответствующей режиму дезинфекции при вирусных гепатитах.
  6.  При попадании крови и биологических жидкостей на поверхность проводят дезинфекцию препаратами, имеющими режимы обеззараживания крови согласно методическим рекомендациям (например: Виркон, Дензибак супер, Хлормикс, Септусин М).
  7.  При аварийной ситуации проводить постконтактную профилактику, в том числе экстренную вакцинацию против вирусного гепатита В.

Приложение к манипуляции № 1

Дезсредства, имеющие режимы для проведения

дезинфекции и утилизации крови

Дезинфекция малых количеств крови, пролитой на поверхность.

Дезинфекция и утилизация больших количеств крови.

1. Виркон

При попадании на поверхность крови, её сразу же, не допуская подсыхания, засыпают порошком дезсредства «Виркон» и оставляют на 10 минут, затем порошок сметают, а загрязненное место промывают 1% раствором «Виркона»

1. Септусин М

Пролитую кровь собирают губкой или ветошью в отдельную емкость, наполненную дезинфицирующим раствором. Дезинфекцию крови перед утилизацией проводят путем приливания крови к дезинфицирующему раствору. Для дезинфекции одного литра крови необходимо два литра дезраствора.

После проведения дезинфекционной выдержки допускается слив смеси крови и дезраствора в канализацию.

2. Дензибак супер

Дезинфекцию остаточных количеств биологических жидкостей на поверхностях и объектах проводят способом засыпания порошком средства «Дензибак супер» до полного их впитывания. После полного впитывания (5±2 минуты) использованный порошок средства собирают в специальную ёмкость или одноразовые полиэтиленовые пакеты.

3. Хлормикс

Кровь, плазму, другие биологические жидкости на поверхностях засыпают гранулами средства «Хлормикс». После полного впитывания жидкости гранулы собирают в отдельную ёмкость или одноразовые пакеты с соблюдением правил противоэпидемической безопасности (перчатки, фартук). Собранные в отдельной ёмкости или одноразовом пакете гранулы через 60 минут утилизируют. Поверхность, на которой находились выделения, протирают 0,06 % раствором средства.

2. Гипохлориты кальция (марки НГК, ГКТ)

Добавить к крови препарат в соотношении 200 г порошка на 1 кг крови. Выдержать 60 минут. Далее утилизировать как жидкие медицинские отходы.

4. Септусин М

Поверхность со следами крови (пятна крови, подсохшие пятна крови) необходимо двукратно с интервалом 15 минут протереть 2,0; 2,5 или 3,0 % раствором средства «Септусин М» с последующей выдержкой в течении 120; 90 или 60 минут соответственно.

Контролирующий материал:

Пре-тест: вариант № 1

Задание: выбрать один правильный ответ.                        

1. Инфекционный процесс - это:

А) система мероприятий направленных на предупреждение ВБИ

Б) профилактика ВБИ

В) процесс взаимодействия возбудителя и макроорганизма

2. Любые инфекционные заболевания, приобретенные или проявившиеся в условиях стационара - это:

А) ВБИ

Б) занос инфекции

В) госпитальные инфекции

3. Звено эпидпроцесса:

А) источник инфекции

Б) инфекционная безопасность

В) инфекционный контроль

4. Возбудителем ВБИ чаще всего бывают микроорганизмы:

А) патогенные

Б) условно патогенные

В) непатогенные

5. Механизм передачи ВИЧ-инфекции как ВБИ:

А) фекально-оральный

Б) воздушно-капельный

В) трансфузионный

6. Мероприятия по профилактике ВБИ воздействующие на восприимчивый организм:

А) вакцинация против вирусного гепатита В

Б) изоляция больного

В) дезинфекция и стерилизация

7. Меры профилактики ВБИ у медперсонала ориентирующиеся на характер манипуляции, а не на диагноз пациента:

А) универсальные

Б) изоляция жидких сред

В) стандартные

Задание: сопоставьте левую и правую часть.

8. Документы по профилактике ВБИ в медорганизациях:

1. СанПиН 2.1.3.2630-10

А) Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медотходами

Б) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

2. СанПиН 2.1.7.2790-10

В) Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность

9. ВБИ вызываются:

1. эндогенные

А) собственными микроорганизмами

Б) госпитальными микроорганизмами

2. экзогенные

В) микроорганизмами из внешних источников

Задание: установите последовательность действий (ответ начинать с Г).

10. Цепочка инфекции:

А) восприимчивый хозяин

Б) способ передачи

В) резервуар

Г) возбудитель

Д) выходные ворота инфекции

Е) входные ворота инфекции

Пре-тест: вариант № 2

Задание: выбрать один правильный ответ.                     

1. Меры профилактики ВБИ у медперсонала ориентирующиеся на характер манипуляции, а не на диагноз пациента:

А) универсальные

Б) изоляция жидких сред

В) стандартные

2. Мероприятия по профилактике ВБИ воздействующие на восприимчивый организм:

А) вакцинация против вирусного гепатита В

Б) изоляция больного

В) дезинфекция и стерилизация

3. Механизм передачи ВИЧ-инфекции как ВБИ:

А) фекально-оральный

Б) воздушно-капельный

В) трансфузионный

4. Возбудителем ВБИ чаще всего бывают микроорганизмы:

А) патогенные

Б) условно патогенные

В) непатогенные

5. Звено эпидпроцесса:

А) источник инфекции

Б) инфекционная безопасность

В) инфекционный контроль 

6. Любые инфекционные заболевания, приобретенные или проявившиеся в условиях стационара - это:

А) ВБИ

Б) занос инфекции

В) госпитальные инфекции

7. Инфекционный процесс - это:

А) система мероприятий направленных на предупреждение ВБИ

Б) профилактика ВБИ

В) процесс взаимодействия возбудителя и макроорганизма

Задание: сопоставьте левую и правую часть.

8. Документы по профилактике ВБИ в медорганизациях:

1. СанПиН 2.1.3.2630-10

А) Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медотходами

Б) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

2. СанПиН 2.1.7.2790-10

В) Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность

9. ВБИ вызываются:

1. эндогенные

А) собственными микроорганизмами

Б) госпитальными микроорганизмами

2. экзогенные

В) микроорганизмами из внешних источников

Задание: установите последовательность действий (ответ начинать с Г)

10. Цепочка инфекции:

А) восприимчивый хозяин

Б) способ передачи

В) резервуар

Г) возбудитель

Д) выходные ворота инфекции

Е) входные ворота инфекции

Эталон

ответов на пре-тесты с критерием оценки:

Вариант 1

Вариант 2

  1.  в

  1.  б
  1.  в

  1.  а
  1.  а

  1.  в
  1.  б

  1.  б
  1.  в

  1.  а
  1.  а

  1.  в
  1.  б

  1.  в
  1.  1-в 2-а

  1.  1-в 2-а
  1.  1-а 2-в

  1.  1-а 2-в
  1.  Г-В-д-Б-Е-А

  1.  Г-В-д-Б-Е-А

100-90% правильных ответов (12-11) - «5»

89-80% правильных ответов (10-9)- «4»

79-70% правильных ответов (8-7) - «3»

ниже 70 % правильных ответов - «2»

Терминологический диктант с эталоном ответа

Задание: назовите подходящий термин.

  1.  Инфекции у пациентов, персонала, посетителей и других лиц, связанные с медицинским учреждением называются ...
    1.  Любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения поражающее больного в результате оказания медицинской помощи в период его госпитализации в учреждения здравоохранения называется ...
      1.  Сложный процесс взаимодействия микроорганизма и макроорганизма в определенных условиях внешней среды называется ...
      2.  Процесс распространения инфекционных заболеваний среди людей называется...
      3.  Инфекции, передающиеся через кровь, называются ...

Эталон ответа:

  1.  Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП).
  2.  Внутрибольничная инфекция (ВБИ).
  3.  Инфекционный процесс.
  4.  Эпидемический процесс.
  5.  Гемоконтактные (парентеральные) инфекции.

Фронтальный опрос.

  1.  Дайте определение понятию «внутрибольничная инфекция».
  2.  Назовите причины возникновения внутрибольничной инфекции.
  3.  Какое влияние на состояние организма пациента оказывает заражение его внутрибольничной инфекцией?
  4.  Охарактеризуйте структуру ВБИ.
  5.  Приведите примеры ВБИ.
  6.  Дайте определение понятию инфекционный процесс и перечислите звенья цепи инфекционного процесса.
  7.  Дайте определение понятию «эпидемический процесс» и назовите 3 звена эпидпроцесса.
  8.  Охарактеризуйте источник инфекции ВБИ.
  9.  Назовите механизмы передачи возбудителей ВБИ.
  10.  Какие факторы влияют на восприимчивость к ВБИ у пациентов?
  11.  Какие факторы влияют на восприимчивость к ВБИ у медперсонала?
  12.  Назовите группу риска пациентов и медперсонала по ВБИ.
  13.  Какие требования должны выполнять медицинские организации для обеспечения инфекционной безопасности пациентов и медперсонала?
  14.  Назовите мероприятия по профилактике ВБИ, воздействующие на источник инфекции.
  15.  Назовите меры профилактики ВБИ, воздействующие на механизм передачи инфекции.
  16.  Назовите меры профилактики ВБИ, воздействующие на восприимчивый организм.
  17.  Назовите меры инфекционной безопасности медперсонала.
  18.  Назовите действующие нормативные документы, обеспечивающие инфекционную безопасность.

Вопросы для взаимоконтроля знаний.

  1.  Какими заболеваниями возможно профессиональное заражение при работе медсестрой в соматическом стационаре?
  2.  Какие заболевания относятся к гемоконтактным инфекциям?
  3.  Почему необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с кровью и биологическими жидкостями?
  4.  Почему в процедурном кабинете нельзя пользоваться косметикой, брать в руки контактные линзы и т.д.?
  5.  Почему медицинские манипуляции следует проводить в специально отведенных для этих целей помещениях?
  6.  Чем должен быть оснащен процедурный кабинет на случай аварийной ситуации (попадание на кожу и слизистые оболочки крови или укол/порез использованным мединструментарием)?
  7.  Можно ли допускать до инвазивных процедур медсестру с небольшим неинфицированным порезом на пальце кисти?
  8.  Назовите защитную спецодежду и средства индивидуальной защиты медперсонала?
  9.  Почему забор крови на анализы из вены необходимо осуществлять шприцем с иглой, а не только иглой?
  10.  Как часто меняется маска?
  11.  Какие перчатки необходимы при работе с кровью?
  12.  Какие средства защиты необходимо использовать при вероятности разбрызгивания биологических жидкостей?
  13.  Как правильно передавать острые инструменты?
  14.  Почему нельзя сгибать и ломать использованные иглы, одевать на них колпачок?
  15.  В каких перчатках следует проводить предстерилизационную обработку инструмента?
  16.  Что необходимо предпринять при загрязнении перчаток кровью без их разрыва?
  17.  Что необходимо осуществить медперсоналу при аварийной ситуации?

Эталоны ответов на вопросы для взаимоконтроля знаний

  1.  Кишечными, гемоконтактными инфекциями, педикулезом, чесоткой.
  2.  Вирусные гепатиты В, С; ВИЧ-инфекция, сифилис и др.
  3.  Потому, что кровь и биологические жидкости могут содержать возбудителей гемоконтактных инфекций способных вызвать заражение медперсонала.
  4.  Потому, что существует риск профессионального заражения.
  5.  Потому, что снижается риск профессионального травматизма.
  6.  Аварийной аптечкой.
  7.  Можно, но перед одеванием перчаток повреждение должно быть заклеено пластырем или закрыто водонепроницаемой повязкой и сверху должен быть одет напальчник. Если есть возможность сестру можно заменить.
  8.  Халат, шапочка, сменная обувь. Перчатки, защитные очки, щитки (экраны), маски (респираторы) и фартуки.
  9.  Потому, что при заборе крови иглой в пробирку, есть вероятность контакта с кровью пациента.
  10.  Из четырех слоев марли - не позднее двух часов с начала использования; однократного применения не позднее четырех часов с начала использования (или по инструкции); при увлажнении меняются немедленно.
  11.  Латексные или из синтетических материалов, приравненных к латексу - по инструкции.
  12.  Защитные очки, щитки (экраны), маски (респираторы), фартуки.
  13.  Через нейтральную зону.
  14.  Можно уколоться использованной иглой и при наличии у пациента гемоконтактной инфекции возможно инфицирование.
  15.  Латексных или из синтетических материалов, приравненных к латексу - по инструкции.
  16.  Следует тампоном (салфеткой) смоченным раствором дезинфицирующего средства (антисептика) снять видимые загрязнения, затем снять перчатки в дезраствор (концентрация дезраствора по режиму вирусных гепатитов). После снятия перчаток руки  обработать антисептиком.
  17.  Воспользоваться аварийной аптечкой для проведения постконтактной профилактики.

Пост-тест: вариант № 1

Задание: выбрать один правильный ответ.

  1.  Возбудитель ВИЧ-инфекции:
    1.  вирус;
    2.  бактерия;
    3.  риккетсия;
    4.  простейшие.
  2.  При экзогенной инфекции источник инфекции находится в организме «хозяина»:
    1.  да;
    2.  нет.
  3.  При поцелуе происходит передача инфекции прямым контактным путем:
    1.  да;
    2.  нет.
  4.  Передача инфекции непрямым путем возможна через игрушки, постельное бельё, хирургические инструменты:
    1.  да;
    2.  нет.
  5.  Механизм передачи кишечных инфекций:
    1.  фекально-оральный;
    2.  трансмиссивный;
    3.  половой;
    4.  аэрозольный.
  6.  Механизм передачи вирусного гепатита В, С и ВИЧ-инфекции:
    1.  фекально-оральный;
    2.  трансмиссивный;
    3.  половой;
    4.  аэрозольный.
  7.  Профессиональное заражение ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами В и С медперсонала может произойти при:
    1.  при употреблении недоброкачественной пищи;
    2.  при половом контакте;
    3.  при нанесении травм иглами, загрязненными кровью инфицированного пациента;
    4.  при питье некипячёной воды.
  8.  К группе риска по гнойно-септическим инфекциям относятся пациенты:
    1.  находящиеся на палатном режиме;
    2.  занимающиеся в группе лечебной физкультуры;
    3.  получающие обезболивающие препараты;
    4.  страдающие сахарным диабетом.
  9.  К группе риска по гемоконтактным инфекциям среди средних медицинских работников относятся:
    1.  операционные сестры;
    2.  медсестры педиатрических участков;
    3.  медстатистики;
    4.  фельдшера школ.
  10.  К факторам, влияющим на восприимчивость к инфекции медперсонала, относится:
    1.  возраст;
    2.  контакт с большим количеством источников инфекции;
    3.  недостаточное питание;
    4.  хирургическое вмешательство.
  11.  Для профилактики гемоконтактных инфекций медперсонал должен соблюдать:
    1.  правила внутреннего распорядка учреждения;
    2.  Этический кодекс медицинских сестер России;
    3.  универсальные меры профилактики;
    4.  правила биомеханики.
  12.  При воздушно-капельной инфекции индивидуальными средствами защиты медицинского персонала являются:
    1.  фартук;
    2.  маска;
    3.  латексные перчатки;
    4.  проветривание.
  13.  Медперсоналу должны выдаваться комплекты спецодежды:
    1.  один;
    2.  два;
    3.  не менее трех;
    4.  количество по желанию персонала.
  14.  Смена халата в соматических отделениях проводится:
    1.  ежедневно;
    2.  раз в неделю;
    3.  два раза в неделю;
    4.  два раза в неделю и по мере загрязнения.
  15.  Стирка спецодежды осуществляется:
    1.  централизованно, отдельно от белья пациентов;
    2.  в домашних условиях медицинских работников;
    3.  в отделении медорганизации;
    4.  централизованно.
  16.  При загрязнении кровью халат медицинского работника соматического отделения должен меняться:
    1.  два раза в неделю;
    2.  один раз в неделю;
    3.  ежедневно;
    4.  немедленно.
  17.  Для профилактики гемоконтактной инфекции медработники, которые работают с кровью и биологическими жидкостями, должны быть привиты против:
    1.  гриппа;
    2.  вирусного гепатита В;
    3.  дифтерии;
    4.  столбняка.
  18.  При загрязнении перчаток кровью и выделениями пациента без их разрыва следует:
    1.  снять перчатки в дезинфицирующий раствор;
    2.  обработать их тампоном смоченным антисептиком и продолжить работу;
    3.  снять тампоном смоченным раствором дезсредства загрязнения, снять перчатки в дезраствор и обработать руки антисептиком;
    4.  снять тампоном смоченным раствором дезсредства загрязнения, снять перчатки в дезраствор;
  19.  Сортировку белья загрязненного кровью и биологическими средами следует проводить:
    1.  в халате и шапочке;
    2.  в халате, маске и шапочке;
    3.  в халате, шапочке, маске, перчатках и фартуке;
    4.  в халате, маске, перчатках.
  20.  Одноразовую маску меняют после использования:
    1.  через час;
    2.  через два часа;
    3.  через три часа;
    4.  через четыре часа и по инструкции к применению.

Пост-тест: вариант № 2

Задание: выбрать один правильный ответ.

  1.  Одноразовую маску меняют после использования:
    1.  через час;
    2.  через два часа;
    3.  через три часа;
    4.  через четыре часа и по инструкции к применению.
  2.  Сортировку белья загрязненного кровью и биологическими средами следует проводить:
    1.  в халате и шапочке;
    2.  в халате, маске и шапочке;
    3.  в халате, шапочке, маске, перчатках и фартуке;
    4.  в халате, маске, перчатках.
  3.  При загрязнении перчаток кровью и выделениями пациента без их разрыва следует:
    1.  снять перчатки в дезинфицирующий раствор;
    2.  обработать их тампоном смоченным антисептиком и продолжить работу;
    3.  снять тампоном смоченным раствором дезсредства загрязнения, снять перчатки в дезраствор и обработать руки антисептиком;
    4.  снять тампоном смоченным раствором дезсредства загрязнения, снять перчатки в дезраствор;
  4.  Для профилактики гемоконтактной инфекции медработники, которые работают с кровью и биологическими жидкостями, должны быть привиты против:
    1.  гриппа;
    2.  вирусного гепатита В;
    3.  дифтерии;
    4.  столбняка.
  5.  При загрязнении кровью халат медицинского работника соматического отделения должен меняться:
    1.  два раза в неделю;
    2.  один раз в неделю;
    3.  ежедневно;
    4.  немедленно.
  6.  Стирка спецодежды осуществляется:
    1.  централизованно, отдельно от белья пациентов;
    2.  в домашних условиях медицинских работников;
    3.  в отделении медорганизации;
    4.  централизованно.
  7.  Смена халата в соматических отделениях проводится:
    1.  ежедневно;
    2.  раз в неделю;
    3.  два раза в неделю;
    4.  два раза в неделю и по мере загрязнения.
  8.  Медперсоналу должны выдаваться комплекты спецодежды:
    1.  один;
    2.  два;
    3.  не менее трех;
    4.  количество по желанию персонала.
  9.  При воздушно-капельной инфекции индивидуальными средствами защиты медицинского персонала являются:
    1.  фартук;
    2.  маска;
    3.  латексные перчатки;
    4.  проветривание.

  1.  Для профилактики гемоконтактных инфекций медперсонал должен соблюдать:
    1.  правила внутреннего распорядка учреждения;
    2.  Этический кодекс медицинских сестер России;
    3.  универсальные меры профилактики;
    4.  правила биомеханики.
  2.  К факторам, влияющим на восприимчивость к инфекции медперсонала, относится:
    1.  возраст;
    2.  контакт с большим количеством источников инфекции;
    3.  недостаточное питание;
    4.  хирургическое вмешательство.
  3.  К группе риска по гемоконтактным инфекциям среди средних медицинских работников относятся:
    1.  операционные сестры;
    2.  медсестры педиатрических участков;
    3.  медстатистики;
    4.  фельдшера школ.
  4.  К группе риска по гнойно-септическим инфекциям относятся пациенты:
    1.  находящиеся на палатном режиме;
    2.  занимающиеся в группе лечебной физкультуры;
    3.  получающие обезболивающие препараты;
    4.  страдающие сахарным диабетом.
  5.  Профессиональное заражение ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами В и С медперсонала может произойти при:
    1.  при употреблении недоброкачественной пищи;
    2.  при половом контакте;
    3.  при нанесении травм иглами, загрязненными кровью инфицированного пациента;
    4.  при питье некипячёной воды.
  6.  Механизм передачи вирусного гепатита В, С и ВИЧ-инфекции:
    1.  фекально-оральный;
    2.  трансмиссивный;
    3.  половой;
    4.  аэрозольный.
  7.  Механизм передачи кишечных инфекций:
    1.  фекально-оральный;
    2.  трансмиссивный;
    3.  половой;
    4.  аэрозольный.
  8.  Передача инфекции непрямым путем возможна через игрушки, постельное бельё, хирургические инструменты:
    1.  да;
    2.  нет.
  9.  При поцелуе происходит передача инфекции прямым контактным путем:
    1.  да;
    2.  нет.
  10.  При экзогенной инфекции источник инфекции находится в организме «хозяина»:
    1.  да;
    2.  нет.
  11.  Возбудитель ВИЧ-инфекции:
    1.  вирус;
    2.  бактерия;
    3.  риккетсия;
    4.  простейшие.

Эталоны ответов на пост-тесты с критерием оценки:

Вариант № 1

Вариант № 2

  1.  а

  1.  г
  1.  б

  1.  в
  1.  а

  1.  в
  1.  а

  1.  б
  1.  а

  1.  г
  1.  в

  1.  а
  1.  в

  1.  г
  1.  г

  1.  в
  1.  а

  1.  б
  1.   б

  1.   в
  1.   в

  1.   б
  1.   б

  1.   а
  1.   в

  1.   г
  1.   г

  1.   в
  1.   а

  1.   в
  1.   г

  1.   а
  1.   б

  1.   а
  1.   в

  1.   а
  1.   в

  1.   б
  1.   г

  1.   а

100-90% правильных ответов (20-18) - «5»

89-80% правильных ответов (17-16)- «4»

79-70% правильных ответов (15-14) - «3»

ниже 70 % правильных ответов - «2»

Ситуационные задачи

  1.  Медицинская сестра устроилась на работу в терапевтическое отделение и требует, чтобы ей выдали 6 медицинских халатов, мотивируя это, что ей удобно сразу стирать все халаты - одна загрузка в её домашней стиральной машине. Права ли медсестра?  
  2.  Вам необходимо покормить обедом тяжелобольного пациента в соматическом отделении. Перечислите необходимую защитную одежду и средства индивидуальной защиты.
  3.  Вам необходимо провести промывание желудка у пациента. Перечислите необходимую защитную одежду и средства индивидуальной защиты.
  4.  Вам необходимо измерить артериальное давление у пациента находящегося на постельном режиме. Можно ли измеряя артериальное давление сесть на его постель.
  5.  Медсестра во время рабочего перерыва вышла за пределы больницы в супермаркет в спецодежде за покупкой продуктов питания. Охранник не пустил её в торговый зал, мотивируя своё решение тем, что она одета в спецодежду. Прав ли охранник или медсестра. 
  6.  Процедурная медсестра перед уходом с работы наносит себе макияж в процедурном кабинете, заглянувшая в кабинет старшая медсестра сделала ей замечание. Какое замечание могла сделать старшая медсестра в этой ситуации?  
  7.  Во время работы перевязочной медсестры у неё все время звонит мобильный телефон, она прерывает перевязку и отвечает на звонки вынимая мобильный телефон из спецодежды руками в перчатках. Правильно ли поступает медсестра?
  8.  Во время проведения прививки ребёнку в детской поликлинике медсестра ответила на телефонный звонок. У ребенка возникло поствакцинальное осложнение - гнойный абсцесс. По какой причине это произошло?
  9.  Медсестра несет в биохимическую лабораторию пробирки с кровью в штативе, каждая пробирка обёрнута направлением. Правильно ли медсестра осущствляет транспортировку.
  10.  Медсестра заполняет направления на манипуляционном столике, где осуществляется забор крови на анализ. Правильно ли поступает медсестра.
  11.  При выполнении манипуляции медсестра загрязнила свой халат кровью пациента. Что необходимо предпринять в данном случае?
  12.  Во время перевязки кровь брызнула медсестре  на многоразовый фартук. Что необходимо предпринять?
  13.  Во время забора крови из вены, несколько капель крови пациента попали на процедурный столик. Что необходимо предпринять?

Эталон ответов к ситуационным задачам

  1.  Нет, не права. Персоналу должно выдаваться не менее трех комплектов рабочей одежды и стирка спецодежды должна осуществляться в медицинской организации централизованно и отдельно от белья пациентов.
  2.  Халат и шапочка, средства индивидуальной защиты не нужны.
  3.  Халат, шапочка, защитные очки с маской (или щиток), фартук, перчатки.
  4.  Нет, так как есть риск профессионального заражения. Необходимо поставить рядом с кроватью стул и сесть на него. Если такой возможности нет артериальное давление можно измерить стоя наклонившись к пациенту.
  5.  Охранник прав, медсестра не права, так как выход за пределы медорганизации в спецодежде запрещен.
  6.  Наносить косметику в служебном помещении запрещено из-за риска инфицирования, это следует делать в сестринской комнате или другом помещении для персонала.
  7.  Медсестра поступает неправильно. В ходе манипуляции пациенту персонал не должен вести записи, прикасаться к телефонной трубке и т.д. После завершения манипуляции медсестра, сняв перчатки и обработав руки, может ответить на пропущенный звонок.
  8.  Возможно, возбудителями гнойного абсцесса стали микроорганизмы с поверхности мобильного телефона. Медсестра должна была сделать прививку, снять перчатки, обработать руки и ответить на пропущенный звонок.
  9.  Нет, не правильно. Пробирки должны доставляться в лабораторию закрытые пробками, а штатив с пробирками должен находиться в специальном контейнере. Направления доставляется от пробирок отдельно.
  10.  Нет, не правильно. Медицинскую документацию необходимо заполнять на чистом рабочем столе.
  11.  Необходимо снять халат и погрузить его в дезраствор (концентрация дезраствора по режиму вирусных гепатитов).
  12.  Снять фартук и замочить в дезрастворе в концентрации соответствующей вирусным гепатитам.
  13.  Для дезинфекции применить препарат, имеющий режим обеззараживания крови. Действовать по инструкции к препарату.

Список использованной литературы

  1.  Бельская Н.А., Липский Б.К., Карапетян Ф.В. Вирусные гепатиты и профилактика внутрибольничных инфекций // Сестринское дело № 1 2004 С. 12-13, 30-31.
    1.  Внутрибольничные инфекции. Эпидемиология и профилактика / Л.М. Зорина, Р.М. Лушникова, М.Ш. Шафеев и др. - Казань: КГМУ, 2003. - 105 с.
      1.  Дезинфицирующие средства для обеззараживания и утилизации крови // Сестринское дело, № 5, 2006. С. 46-48.
      2.  Инфекционная безопасность. Учебное пособие. / Бубликова И.В., Марченко Е.В., Гапнорова З.В., Подопригора Г.М.  - СПб.: «Диля Паблишинг», 2010. - 240 с.
      3.  Крюков А.Е., Коновалов С.В. Профилактика внутрибольничных инфекций при контакте с медицинскими отходами // Медицинская сестра. № 5 2013. С. 17-21.
      4.  Кулешова Л.И. Инфекционная безопасность в лечебно-профилактических учреждениях/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. -  317 с.
      5.  Лаптева Е. С., Цуцунава, М. Р., Алешева Н. В. Инфекционный контроль в ЛПО: учебно-методическое пособие / Е. С. Лаптева, М. Р. Цуцунава, Н. В. Алешева. — СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2013. — 52 с.
      6.  Национальная концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2011) - 19 с.
      7.  Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Карабухина - Изд. 14-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 792 с.
      8.  Приказ МЗ Калининградской области № 72 2012 г. «О профилактике профессионального инфицирования медицинских работников вирусом иммунодефицита человека, вирусных гепатитов В и С, учете аварийных ситуаций и постконтактной профилактике»
      9.  Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирус-ного гепатита В» 2008 г.
      10.  СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность»
      11.  СанПин 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»
      12.  СанПин 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»
      13.  Ситникова Н. Инфекционная безопасность - основной принцип в лечении пациентов // Сестринское дело, № 4 2012 С. 46-48
      14.  Третьякова Н.В., Авхименко М.М. Обеспечение безопасности труда медицинских работников // Медицинская сестра. № 5. 2013. С. 3-7.
      15.  № МУ–287–113 1998 г. «Методические указания по дезинфекции предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения».
      16.  Энциклопедический словарь медицинских терминов. Т. I-III. -М.: «Советская энциклопедия», 1982


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55997. Ми тепер не просто діти – ми тепер вже школярі! 99 KB
  Я -– лінь Живу вже сотні поколінь Всі мене люблять всі чекають Коли прийду не проганяють І я вас діточки люблю За лінощі вас поважаю Сама нічого не роблю І вам усім того ж бажаю
55998. Ми тепер не просто діти, ми тепер вже школярі 84.5 KB
  А як називається казка в якій ви зі мною познайомилися хто скажеДіти відповідають. А ви діти хотіли б помандрувати до цієї країни Але що ж мені робити Як потрапити до країни Знань Заходить Карабас Карабас...
56000. СХОДИНКИ ДО ВЕРШИНИ «Я» 565 KB
  Заняття можуть проводитися як з цілим класом так і з окремими групами. Заняття вміщують теоретичну та практичну частини. Підсумкове заняття.
56001. Літературний монтаж до дня народження класика світової літературі Шолом-Алейхема 85.5 KB
  Мене радує що ти з великим бажанням взявся за вивчення ремесла Наші мудреці говорили що не соромно здирати шкуру з падалі тільки б не жити милостинею людською. Дорогий тато Сьогодні о пятій шостій годині після обіду я повідомив тобі радісну новину...
56002. Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена 70.5 KB
  Организационный момент музыкальное приветствие 56 минут Учитель: Ребята сегодня наш урок немного необычный. Вопрос Ответ Национальность Поляк Семья Мать отец три сестры Первый учитель по классу фортепиано...
56003. «Серце моє там, де моя батьківщина» Ф.Шопен 65.5 KB
  На фоні музики декламуються вислови митців про Шопена. Шопен хворів стражданнями своєї батьківщини хворів розлукою зі своїми рідними і друзями хворів тугою за вітчизною і своє щире глибоке горе висловив у дивних поетичних звуках.
56004. Дітям про Шопена 150 KB
  МЕТА: показати учням можливості музики у втіленні почуттів людини через жанр інструментальної мініатюрипрелюдії; дати визначення понять ноктюрн скерцо; поглибити знання учнів про життя і творчість ...
56005. Lets Go Shopping 470 KB
  Sit down, please. But I am not your teacher, I am a shop assistant. Today we are going to do the shopping together and I am going to teach you how to do it in the best way. Do you like to go shopping?