74317

Этапы становления и развития электроэнергетики в СССР и РФ

Доклад

Энергетика

Потребление электроэнергии составляло всего 128 кВт чаc в год на душу населения А благами электроэнергии пользовалось лишь 20 жителей страны. Он наметил строительство в течение 1015 лет 30 районных электростанций в Центральной части страны 20 тепловых и 10 ГЭС создание на этой базе крупной машинной промышленности электрификацию железных дорог.Реализация Плана ГОЭЛРО потребовала титанических усилий напряжения всех сил и ресурсов страны. является определение путей и формирование условий безопасного эффективного и устойчивого...

Русский

2014-12-30

50 KB

11 чел.

  1.  Этапы становления и развития электроэнергетики в СССР и РФ.

Только реализация этого плана (1750 МВт на 30 электростанциях) создавала основу хозяйственного строительства молодой Советской России. Ведь до революции мощность всех российских электростанций составляла всего 1192 МВт. В 1916 году на них было произведено 2575 млн. кВт/час электроэнергии. Единичная мощность электростанций достигала 55 тысяч кВт, освоенное напряжение - всего 70 кВ. Причем энергетика базировалась на импортном оборудовании. А уголь завозили из Англии! Все электрические сети имели протяженность только 100 км. Электросетевое хозяйство Казанской губернии составляло 10 км. В 1914 году в России была построена первая ЛЭП напряжением 70 кВ от подмосковной электростанции до Москвы. Потребление электроэнергии составляло всего 12,8 кВт/чаc в год на душу населения! А благами электроэнергии пользовалось лишь 20% жителей страны. Вообще же по производству электроэнергии царская Россия была на восьмом месте в мире.

И вот принятый новым российским правительством план ГОЭЛРО предусматривал крупные изменения в сложившейся технической политике развития энергетики. Он нацеливал экономику на использование исключительно местных углей и торфа + гидроэнергия. Развитие российской промышленности ориентировалось на создание собственного энергетического оборудования. Такой смелой стратегии не могла предусмотреть ни одна страна того времени.

План ГОЭЛРО являлся первым государственным планом развития народного хозяйства на основе электрификации. Он наметил строительство в течение 10-15 лет 30 районных электростанций в Центральной части страны (20 тепловых и 10 ГЭС), создание на этой базе крупной машинной промышленности, электрификацию железных дорог.

Например, в Петрограде и прилегающем районе планом ГОЭЛРО было намечено построить Волховскую, Верхне - и Нижнесвирскую ГЭС, в пригороде - ТЭС на торфе. В московском экономическом районе начали строиться Новомосковская и Каширская электростанции на подмосковном угле, а также Шатурская - на торфе. Для электроснабжения городов Поволжья было решено построить ГЭС вблизи Волгограда, Саратова, Сызрани, Казани. Электроснабжение промышленного Урала было намечено проводить на базе местных углей. Планировалось строительство Кизиловской, Челябинской, Егоршинской тепловых электростанций. Наряду со строительством электростанций, план ГОЭЛРО предусматривал сооружение сети высоковольтных линий электропередач. Уже в 1922 году была введена первая в стране линия электропередачи напряжением 110 кВ - Каширская ГРЭС, Москва, а в 1933 году принята в эксплуатацию еще более мощная линия - 220 кВ - Нижнесвирская ГЭС, Ленинград. В тот же период началось объединение по сетям электростанций Горького и Иваново, создание энергетической системы Урала.Реализация Плана ГОЭЛРО потребовала титанических усилий, напряжения всех сил и ресурсов страны. Уже к 1926 г. была выполнена программа "А" плана электростроительства, и к 1930 г. были достигнуты основные показатели Плана ГОЭЛРО по программе "Б''. К концу 1935 г., т.е. 15-летию плана ГОЭЛРО, вместо 30 запроектированных, было построено 40 районных электростанций общей мощностью 4,5 млн. кВт. Россия располагала мощной разветвленной сетью высоковольтных линий электропередач. В стране функционировали 6 электросистем с годовой производительностью свыше 1 млрд. кВт-ч.

Основы энергетической стратегии РФ

В соответствии с целевыми установками долгосрочной энергетической политики, изложенными в предисловии , главной целью Энергетической стратегии на период до 2020 г. является определение путей и формирование условий безопасного, эффективного и устойчивого функционирования энергетического сектора, а также формирование системы взаимоотношений субъектов ТЭК, потребителей и государства , обеспечивающих достижение заданных целей энергетической политики в реальных условиях функционирования энергетического сектора страны.

Энергетическая стратегия формирует роль и место энергетики в социально-экономической жизни страны и, соответственно, требования государства к энергетическому сектору для выполнения им своей перспективной роли, а также условия, при которых хозяйствующие субъекты ТЭК в состоянии выполнить свои функции.

Достижение целей энергетической политики реализуется в Стратегии в органической увязке с функционированием всей экономики с учетом ресурсных и научно-технологических возможностей страны, совокупности макроэкономических и геополитических факторов, оказывающих влияние на развитие взаимоотношений органов государственной власти, финансовых и хозяйствующих структур.

Реализация главной цели Энергетической стратегии требует решения ряда взаимоувязанных задач , направленных на:

  •  обеспечение взаимодействия энергетического сектора с < экономикой страны и интересами российского общества в целом, включая экономически обоснованное сокращение издержек на удовлетворение энергетических потребностей общества и воспроизводство потенциала ТЭК, а также обеспечение устойчивого, более низкого уровня внутренних цен и тарифов на топливо и энергию относительно цен мировых рынков в интересах конкурентоспособности эффективных отечественных товаропроизводителей и привлечения инвестиций в ТЭК и другие отрасли экономики страны;
  •  обеспечение энергетической безопасности России на основе достаточного, надежного, экономически эффективного и экологически приемлемого энергоснабжения страны и ее регионов при сохранении финансово-экономической стабильности и устойчивости функционирования ТЭК; повышение эффективности использования энергии на основе энергосберегающих технологий и оптимизации структуры энергогенерирующих мощностей при одновременном росте энерговооруженности экономики, труда и быта населения страны, уменьшении экологической нагрузки на окружающую среду с учетом реализации глобальной концепции устойчивого развития, а также энерготехнологическом совершенствовании производительных сил страны в целях повышения их экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности;
  •  определение направлений, масштабов и структуры развития ТЭК и его отраслей , путей дальнейшего реформирования комплекса с обеспечением баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов как в целом по ТЭК, так и в отраслевом и региональном разрезах;
  •  экономическую оценку и поддержку развития сырьевой энергетической базы страны , выявление приоритетов и путей комплексного освоения месторождений, необходимых направлений, объемов и мер по своевременному воспроизводству минерально-сырьевой базы ТЭК;
  •  поддержку научно-технологического и организационного потенциала ТЭК, в том числе путем сохранения и развития Единой электроэнергетической системы, Единой системы газоснабжения, Единой системы нефте- и нефтепродуктообеспечения как важного фактора надежного энергоснабжения всей страны в сочетании с развитием эффективных систем децентрализованного энергоснабжения регионов и отдельных потребителей;
  •  повышение экономической эффективности инновационных преобразований в сферах энергопроизводства, энергопреобразования и энергоиспользования с учетом общемировых тенденций и их влияния на функционирование энергетического сектора России;
  •  использование энергетического фактора как экономико-политического инструмента межрегиональной интеграции внутри России и защиты ее геополитических интересов , а также участия в международном разделении труда и взаимовыгодном энергетическом сотрудничестве;
  •  формирование механизмов государственного воздействия на функционирование энергетического сектора путем совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы в ценовой, налоговой, экспортно-импортной, инвестиционной, инновационной, финансовой и др. сферах деятельности.

Исходя из названных выше целей и задач, Энергетическая стратегия России определяет приоритеты, направления и средства структурной, региональной, научно-технической и экологической политики в энергообеспечении страны.

Важное значение уделяет Энергетическая стратегия совершенствованию уровня (качества) менеджмента акционерных обществ и компаний ТЭК как средству повышения эффективности их функционирования и снижения издержек производства энергоресурсов.

Главным средством достижения целей и реализации приоритетов Энергетической стратегии является государственное воздействие на формирование цивилизованного энергетического рынка и экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. Государственное регулирование этих процессов будет осуществляться с помощью:

  •  взаимоувязанной ценовой, налоговой, таможенной и конкурентной политики , направленной на регулирование уровней и соотношений внутренних цен на топливо и энергию ; защиту внутреннего энергетического рынка России; снижение налогового бремени в отраслях ТЭК, в том числе путем переноса части его на конечных потребителей топлива и энергии; на ликвидацию перекрестного субсидирования по всем отраслям экономики; на рационализацию структуры и уровня цен, обеспечивающих самофинансирование энергетики и топливоснабжения с использованием механизмов рыночного ценообразования и поддержкой приемлемых цен для потребителей; на выравнивание конкурентных условий разных производителей энергоресурсов, стимулирование инновационной, инвестиционной и энергосберегающей деятельности хозяйствующих субъектов. При этом таможенная политика будет увязана с конъюнктурой мировых цен на товары и услуги и общей системой налогообложения в ТЭК;
  •  осуществления антимонопольной политики и институционально-организационных преобразований в топливно-энергетическом комплексе в направлении развития рыночной конкуренции производителей энергоресурсов, недопущения раздела рынков по территориальному и продуктовому принципам при одновременном совершенствовании методов антимонопольного контроля оптовых и розничных цен энергетических рынков на федеральном и региональном уровнях и регулирования естественных монополий;
  •  совершенствования законодательства и нормативно-правовой базы функционирования энергетического сектора, стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений при производстве, хранении, передаче (транспортировании) и потреблении всех видов энергии и энергоносителей, лицензирования деятельности субъектов энергетического рынка.

Энергетическая стратегия предусматривает несколько этапов реализации своих целей и приоритетов , которые в главном совпадают с этапами реализации основных целей социально-экономического развития Российской Федерации на рассматриваемый период.

Основным механизмом достижения целей и задач Энергетической стратегии России является система нормативно-правовых актов, реализуемая соответствующими органами власти. Совершенствование этой системы будет осуществляться как путем законотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях, так и принятием отдельных нормативных решений Указами Президента России и Постановлениями правительства страны, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21111. Усна народна творчість, доби пізнього Середньовіччя (XIV – перша половина XVII ст.) 19.05 KB
  Значні світоглядні зрушення відбуваються в усній народній творчості. Розвиток народної творчості українців відбувався на основі давньоруських фольклорних традицій проте нові умови життя народжували й нові форми народної творчості. Натомість в обрядовій творчості зявляються насамперед у жнивних та обжинкових піснях соціальні мотиви та настрої які мають антифеодальне забарвлення.
21112. Освіта доби пізнього Середньовіччя (XIV - перша полови-на XVII ст.) 23.76 KB
  В Україні були протестантські школи в Дубні Хмельнику. Здебільшого рівень освіти в Україні якщо не враховувати протестантські заклади був початковим. Безпосередньо в Україні книгодрукування поширилося тільки у другій половині XVI ст. тут побачив світ Апостол перша друкована книга в Україні яка призначалася для церковнобогослужбового вжитку.
21113. Література і літописання XIV – першої половини XVII ст. 25.69 KB
  Література і літописання XIV першої половини XVII ст. зявляються також нові розширені версії перекладних повістей про Олександра Македонського Олександрія оповідання про Трою Бовукоролевича у XVI ст. До найзначніших літописів тієї доби слід віднести Короткий Київський літопис XIV XVI ст. Виробництво власного паперу в Україні почалося в Галичині тільки в першій половині XVI ст.
21114. Релігійна полеміка другої половини XVI – першої половини XVII ст 23.14 KB
  У творчості цього полеміста чи не найповніше виражено віру у швидке відродження національної культури та її майбутній розквіт. Він виступав проти вищої ієрархії що призвела до унії а також проти католицької та західної культури. Якщо в часи ренесансних віянь в Україні та за її межами під враженням від давніх київських руїн часто висловлювалася думка що Київ це ніщо інше як гомерівська Троя то з початком поширення барокової культури в Україні виникає концепція Києва як Другого Єрусалима Й. який має стати надійним оплотом не тільки...
21115. Архітектура доби пізнього Середньовіччя (XIV – перша половина XVII ст.) 22.82 KB
  Найбільшими будівлями цього стилю були католицькі костели у Львові кінець XIV ст. Найстарішою памяткою готичної доби де готичні елементи співіснують з візантійськомало азійським стилем є Вірменська церква у Львові закладена у 1363 р. особливо у Львові панував стиль пізнього Ренесансу. У цьому стилі у Львові збудовані Високий замок будинок Гепнера Чорна камяниця 1570 будинок грецького купця й уславленого мецената Корнякта 1580 каплиця Трьох святителів 1578 вежа Вірменської церкви 1576 а також вежа Корнякта дзвіниця...
21116. Образотворче мистецтво у XIV – першій половині XVII ст 28.59 KB
  Образотворче мистецтво у XIV першій половині XVII ст. У фресковий розпис проникають народні й світські мотиви повязані з раннім Ренесансом хоча в цілому памятки монументального фрескового живопису XIV середини XVI ст. У цілому ж до середини XVI ст. З XVI ст.
21117. Театральне мистецтво і музична культура доби пізнього Середньовіччя (XIV - перша половина XVII ст.) 15.84 KB
  Театральне мистецтво і музична культура доби пізнього Середньовіччя XIV перша половина XVII ст. Театральне мистецтво. Зароджується також театральне мистецтво. Розвиваються народні ігри та мистецтво скоморохів виконавців і творців розважальної усної поезії музичного фольклору.
21118. Освіта у другій половині XVII – XVIII ст. 21.54 KB
  періодично то набував то втрачав статус академії доки цей статус не було остаточно затверджено 1701 р. Студенти Київської академії здебільшого йшли до війська пожежі та військова руїна нищили шкільні будинки та надані маєтності. починається новий розквіт діяльності академії який свого апогею досягає на межі століть. У стінах Академії відбуваються численні публічні диспути з різних наук затверджується звичай рекреацій культурномистецьких свят з виставами та іграми приуроченими до завершення навчального року.
21119. Література у другій половині XVII – XVIII ст. 26.69 KB
  Література у другій половині XVII XVIII ст. Розвиток літератури протягом другої половини XVII першої половини XVIII ст. Так званий леонінський вірш що поширився у XVIII ст. В кінці XVIII ст.