74317

Этапы становления и развития электроэнергетики в СССР и РФ

Доклад

Энергетика

Потребление электроэнергии составляло всего 128 кВт чаc в год на душу населения А благами электроэнергии пользовалось лишь 20 жителей страны. Он наметил строительство в течение 1015 лет 30 районных электростанций в Центральной части страны 20 тепловых и 10 ГЭС создание на этой базе крупной машинной промышленности электрификацию железных дорог.Реализация Плана ГОЭЛРО потребовала титанических усилий напряжения всех сил и ресурсов страны. является определение путей и формирование условий безопасного эффективного и устойчивого...

Русский

2014-12-30

50 KB

8 чел.

  1.  Этапы становления и развития электроэнергетики в СССР и РФ.

Только реализация этого плана (1750 МВт на 30 электростанциях) создавала основу хозяйственного строительства молодой Советской России. Ведь до революции мощность всех российских электростанций составляла всего 1192 МВт. В 1916 году на них было произведено 2575 млн. кВт/час электроэнергии. Единичная мощность электростанций достигала 55 тысяч кВт, освоенное напряжение - всего 70 кВ. Причем энергетика базировалась на импортном оборудовании. А уголь завозили из Англии! Все электрические сети имели протяженность только 100 км. Электросетевое хозяйство Казанской губернии составляло 10 км. В 1914 году в России была построена первая ЛЭП напряжением 70 кВ от подмосковной электростанции до Москвы. Потребление электроэнергии составляло всего 12,8 кВт/чаc в год на душу населения! А благами электроэнергии пользовалось лишь 20% жителей страны. Вообще же по производству электроэнергии царская Россия была на восьмом месте в мире.

И вот принятый новым российским правительством план ГОЭЛРО предусматривал крупные изменения в сложившейся технической политике развития энергетики. Он нацеливал экономику на использование исключительно местных углей и торфа + гидроэнергия. Развитие российской промышленности ориентировалось на создание собственного энергетического оборудования. Такой смелой стратегии не могла предусмотреть ни одна страна того времени.

План ГОЭЛРО являлся первым государственным планом развития народного хозяйства на основе электрификации. Он наметил строительство в течение 10-15 лет 30 районных электростанций в Центральной части страны (20 тепловых и 10 ГЭС), создание на этой базе крупной машинной промышленности, электрификацию железных дорог.

Например, в Петрограде и прилегающем районе планом ГОЭЛРО было намечено построить Волховскую, Верхне - и Нижнесвирскую ГЭС, в пригороде - ТЭС на торфе. В московском экономическом районе начали строиться Новомосковская и Каширская электростанции на подмосковном угле, а также Шатурская - на торфе. Для электроснабжения городов Поволжья было решено построить ГЭС вблизи Волгограда, Саратова, Сызрани, Казани. Электроснабжение промышленного Урала было намечено проводить на базе местных углей. Планировалось строительство Кизиловской, Челябинской, Егоршинской тепловых электростанций. Наряду со строительством электростанций, план ГОЭЛРО предусматривал сооружение сети высоковольтных линий электропередач. Уже в 1922 году была введена первая в стране линия электропередачи напряжением 110 кВ - Каширская ГРЭС, Москва, а в 1933 году принята в эксплуатацию еще более мощная линия - 220 кВ - Нижнесвирская ГЭС, Ленинград. В тот же период началось объединение по сетям электростанций Горького и Иваново, создание энергетической системы Урала.Реализация Плана ГОЭЛРО потребовала титанических усилий, напряжения всех сил и ресурсов страны. Уже к 1926 г. была выполнена программа "А" плана электростроительства, и к 1930 г. были достигнуты основные показатели Плана ГОЭЛРО по программе "Б''. К концу 1935 г., т.е. 15-летию плана ГОЭЛРО, вместо 30 запроектированных, было построено 40 районных электростанций общей мощностью 4,5 млн. кВт. Россия располагала мощной разветвленной сетью высоковольтных линий электропередач. В стране функционировали 6 электросистем с годовой производительностью свыше 1 млрд. кВт-ч.

Основы энергетической стратегии РФ

В соответствии с целевыми установками долгосрочной энергетической политики, изложенными в предисловии , главной целью Энергетической стратегии на период до 2020 г. является определение путей и формирование условий безопасного, эффективного и устойчивого функционирования энергетического сектора, а также формирование системы взаимоотношений субъектов ТЭК, потребителей и государства , обеспечивающих достижение заданных целей энергетической политики в реальных условиях функционирования энергетического сектора страны.

Энергетическая стратегия формирует роль и место энергетики в социально-экономической жизни страны и, соответственно, требования государства к энергетическому сектору для выполнения им своей перспективной роли, а также условия, при которых хозяйствующие субъекты ТЭК в состоянии выполнить свои функции.

Достижение целей энергетической политики реализуется в Стратегии в органической увязке с функционированием всей экономики с учетом ресурсных и научно-технологических возможностей страны, совокупности макроэкономических и геополитических факторов, оказывающих влияние на развитие взаимоотношений органов государственной власти, финансовых и хозяйствующих структур.

Реализация главной цели Энергетической стратегии требует решения ряда взаимоувязанных задач , направленных на:

  •  обеспечение взаимодействия энергетического сектора с < экономикой страны и интересами российского общества в целом, включая экономически обоснованное сокращение издержек на удовлетворение энергетических потребностей общества и воспроизводство потенциала ТЭК, а также обеспечение устойчивого, более низкого уровня внутренних цен и тарифов на топливо и энергию относительно цен мировых рынков в интересах конкурентоспособности эффективных отечественных товаропроизводителей и привлечения инвестиций в ТЭК и другие отрасли экономики страны;
  •  обеспечение энергетической безопасности России на основе достаточного, надежного, экономически эффективного и экологически приемлемого энергоснабжения страны и ее регионов при сохранении финансово-экономической стабильности и устойчивости функционирования ТЭК; повышение эффективности использования энергии на основе энергосберегающих технологий и оптимизации структуры энергогенерирующих мощностей при одновременном росте энерговооруженности экономики, труда и быта населения страны, уменьшении экологической нагрузки на окружающую среду с учетом реализации глобальной концепции устойчивого развития, а также энерготехнологическом совершенствовании производительных сил страны в целях повышения их экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности;
  •  определение направлений, масштабов и структуры развития ТЭК и его отраслей , путей дальнейшего реформирования комплекса с обеспечением баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов как в целом по ТЭК, так и в отраслевом и региональном разрезах;
  •  экономическую оценку и поддержку развития сырьевой энергетической базы страны , выявление приоритетов и путей комплексного освоения месторождений, необходимых направлений, объемов и мер по своевременному воспроизводству минерально-сырьевой базы ТЭК;
  •  поддержку научно-технологического и организационного потенциала ТЭК, в том числе путем сохранения и развития Единой электроэнергетической системы, Единой системы газоснабжения, Единой системы нефте- и нефтепродуктообеспечения как важного фактора надежного энергоснабжения всей страны в сочетании с развитием эффективных систем децентрализованного энергоснабжения регионов и отдельных потребителей;
  •  повышение экономической эффективности инновационных преобразований в сферах энергопроизводства, энергопреобразования и энергоиспользования с учетом общемировых тенденций и их влияния на функционирование энергетического сектора России;
  •  использование энергетического фактора как экономико-политического инструмента межрегиональной интеграции внутри России и защиты ее геополитических интересов , а также участия в международном разделении труда и взаимовыгодном энергетическом сотрудничестве;
  •  формирование механизмов государственного воздействия на функционирование энергетического сектора путем совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы в ценовой, налоговой, экспортно-импортной, инвестиционной, инновационной, финансовой и др. сферах деятельности.

Исходя из названных выше целей и задач, Энергетическая стратегия России определяет приоритеты, направления и средства структурной, региональной, научно-технической и экологической политики в энергообеспечении страны.

Важное значение уделяет Энергетическая стратегия совершенствованию уровня (качества) менеджмента акционерных обществ и компаний ТЭК как средству повышения эффективности их функционирования и снижения издержек производства энергоресурсов.

Главным средством достижения целей и реализации приоритетов Энергетической стратегии является государственное воздействие на формирование цивилизованного энергетического рынка и экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. Государственное регулирование этих процессов будет осуществляться с помощью:

  •  взаимоувязанной ценовой, налоговой, таможенной и конкурентной политики , направленной на регулирование уровней и соотношений внутренних цен на топливо и энергию ; защиту внутреннего энергетического рынка России; снижение налогового бремени в отраслях ТЭК, в том числе путем переноса части его на конечных потребителей топлива и энергии; на ликвидацию перекрестного субсидирования по всем отраслям экономики; на рационализацию структуры и уровня цен, обеспечивающих самофинансирование энергетики и топливоснабжения с использованием механизмов рыночного ценообразования и поддержкой приемлемых цен для потребителей; на выравнивание конкурентных условий разных производителей энергоресурсов, стимулирование инновационной, инвестиционной и энергосберегающей деятельности хозяйствующих субъектов. При этом таможенная политика будет увязана с конъюнктурой мировых цен на товары и услуги и общей системой налогообложения в ТЭК;
  •  осуществления антимонопольной политики и институционально-организационных преобразований в топливно-энергетическом комплексе в направлении развития рыночной конкуренции производителей энергоресурсов, недопущения раздела рынков по территориальному и продуктовому принципам при одновременном совершенствовании методов антимонопольного контроля оптовых и розничных цен энергетических рынков на федеральном и региональном уровнях и регулирования естественных монополий;
  •  совершенствования законодательства и нормативно-правовой базы функционирования энергетического сектора, стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений при производстве, хранении, передаче (транспортировании) и потреблении всех видов энергии и энергоносителей, лицензирования деятельности субъектов энергетического рынка.

Энергетическая стратегия предусматривает несколько этапов реализации своих целей и приоритетов , которые в главном совпадают с этапами реализации основных целей социально-экономического развития Российской Федерации на рассматриваемый период.

Основным механизмом достижения целей и задач Энергетической стратегии России является система нормативно-правовых актов, реализуемая соответствующими органами власти. Совершенствование этой системы будет осуществляться как путем законотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях, так и принятием отдельных нормативных решений Указами Президента России и Постановлениями правительства страны, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20375. Конституционное право 1.72 MB
  В приложении приведена Конституция Российской Федерации. Конституционное право избирать и быть избранным право на участие в референдуме право но надлежащую процедуру и гарантии реализации и защиты политической правосубъектности граждан заняли центральное место в системе конституционного права Российской Федерации. Веденеев доктор юридических наук академик РАЕН ГЛАВА I ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации Термин конституционное право употребляется в...
20377. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИПОТЕКИ 2.61 MB
  Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним по замыслу разработчиков Гражданского кодекса Российской Федерации была призвана обеспечить публичность гражданского оборота недвижимых вещей иными словами стремиться с помощью правовых и организационных мер оздоровить и упорядочить рынок недвижимого имущества который стал бурно развиваться в России сконцентрировав все его функции по инвентаризации учету регистрации использованию и налогообложению в системе единого государственного органа. Система регистрации...
20378. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья 3.97 MB
  1 комментируемой статьи являются правилами имеющими отношение ко второму из названных элементов свободы наследования а именно к праву наследников на получение наследства. Конституционно гарантированное право наследников на получение наследства определяет исходную позицию ГК который устанавливает специальное правило обеспечивающее законодательную реализацию указания содержащегося в Постановлении Конституционного Суда РФ N 1П: Право наследования предусмотренное статьей 35 часть 4 Конституции Российской Федерации: обеспечивает...
20379. Жилищное право: Учебник 3.79 MB
  Это снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий но и степень доверия граждан к ним в связи с чем возникает необходимость уточнить действующие обязательства государства по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан и сформировать единые принципы и механизмы оказания поддержки различным категориям граждан за счет бюджетных средств; необходимость обеспечения устойчивого функционирования жилищного сектора которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и...
20380. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая 7.77 MB
  Вместе с тем данные нормативные положения распространяют свое действие и на отношения связанные с исполнением и прекращением договора включая возможность наступления ответственности сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение договорного обязательства. В 1 содержатся общие нормы применимые ко всем видам договора куплипродажи при условии что они не изменены конкретным договором или специальными нормами касающимися отдельных видов договора куплипродажи 28. Такие изменения не могут однако отменять действия общих норм 1...
20381. КАК УЗНАТЬ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА ПО ЕГО ПОДПИСИ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАФОЛОГИЯ 217.5 KB
  Наджимов КАК УЗНАТЬ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА ПО ЕГО ПОДПИСИ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАФОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ Графология это наука изучающая законы зависимости между почерком и личностью характером человека. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГРАФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В данной работе в основном внимание уделено анализу подписи так как обычное письмо человека как бы причесано оно подчиняется многочисленным правилам правописания и индивидуум не может проявить себя полностью. Умело применять метод логических цепей это значит что если по подписи точно определена...
20382. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА (ЭКСПЕРТОЛОГИЯ) 654 KB
  Раскрывается специфика их классификации дается описание каждого класса экспертиз с наименованием предмета объекта и наиболее часто встречаемые вопросы при назначении того или иного вида судебной экспертизы. Типография УВД Оренбургской области ВВЕДЕНИЕ Институт судебной экспертизы в дореформенных правовых актах России существовал в виде отдельных предписаний относящихся к деятельности сведущих лиц...
20383. Курс международного уголовного права 1.15 MB
  Курс международного уголовного права. ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА 1. Понятие и предмет международного уголовного права 1. Принципы международного уголовного права 1.