74418

Бесполое и половое размножение мхов

Доклад

Биология и генетика

Оплодотворение возможно лишь в воде часто покрывающей невысокие дерновинки мхов. Оплодотворенная яйцеклетка покрывается оболочкой начинает тотчас же делиться и дает спорофит сидящую на ножке коробочку который у мхов имеет специальное название спорогоний; в клетках его находится диплоидное число хромосом рис. Вначале из спор у лиственных мхов вырастают ветвистые нити похожие на водоросли и называемые протонемой; на них образуются почки каждая из которых может дать листостебельный мох развивающий впоследствии снова половые органы ...

Русский

2014-12-31

33.5 KB

1 чел.

Бесполое и половое размножение мхов

На вершине стеблей лиственных мхов находятся органы полового размножения: мужские - антеридии и женские - архегонии1, окруженные листьями и расположенные у большинства на разных растениях (двудомность). Антеридий имеет вид продолговатого или округлого мешка с однослойной стенкой, окружающей мелкие, богатые содержимым, так называемые сперматогенные клетки; каждая из них образует один или два спирально изогнутых сперматозоида с двумя длинными жгутиками на переднем конце (рис. 258, 1-3). Архегоний в отличие от оогония водорослей бывает всегда многоклеточным и похож на колбу с длинным горлышком. В нижней, вздутой части его, так называемом брюшке, находится не одетая оболочкой женская половая клетка - яйцеклетка - и над ней маленькая, так называемая брюшная канальцевая клетка. В верхней, узкой части архегония, называемой шейкой, имеется канал, содержащий один ряд мелких шейковых канальцевых клеток (рис. 258, 4 и 5). Канальцевые клетки расплываются в слизь, заполняющую канал шейки и частично выходящую наружу через раскрывающуюся на вершине шейку его. В это же приблизительно время вскрываются на верхушке антеридии и выпускают многочисленные сперматозоиды. Оплодотворение возможно лишь в воде, часто покрывающей невысокие дерновинки мхов. Двигаясь в воде, находящейся на растениях, сперматозоиды направляются в архегонии; привлекают их, вероятно, вещества, находящиеся в выделившейся из них слизи. Один сперматозоид проникает в шейку архегония, направляется к яйцеклетке и сливается с нею. Оплодотворенная яйцеклетка покрывается оболочкой, начинает тотчас же делиться и дает спорофит - сидящую на ножке коробочку, - который у мхов имеет специальное название -спорогоний2; в клетках его находится диплоидное число хромосом (рис. 259). Внутри коробочки обособляется комплекс клеток, богатых содержимым и образующих впоследствии споры, так называемый археспорий3. Из клеток археспория после редукционного деления их клеточных ядер образуются микроскопически мелкие одноклеточные гаплоидные споры, служащие для бесполого размножения, так как они возникают бесполым путем4. Коробочка вскрывается на верхушке; споры высыпаются из нее (подробнее см. в разделе систематики), разносятся ветром и, попав в благоприятные условия, прорастают. Вначале из спор у лиственных мхов вырастают ветвистые нити, похожие на водоросли и называемые протонемой5; на них образуются почки, каждая из которых может дать листостебельный мох, развивающий впоследствии снова половые органы - антеридии и архегонии. Клетки протонемы и образующиеся на них типичные растения мха с половыми органами имеют ядра с гаплоидным числом хромосом. Диплоидная фаза начинается с оплодотворения и кончается во время деления клеток археспория перед образованием спор, так что спорогоний - коробочка на ножке - является диплоидным.

Таким образом, в цикле развития мхов мы видим правильное чередование двух способов размножения - полового и бесполого. Органы полового размножения образуются на листостебельном (или талломном) растеньице мха, которое вместе с производящей его протонемой может быть названо половым поколениемили гаметофитом; клетки его имеют ядра с гаплоидным числом хромосом. Клетки, служащие для бесполого размножения, - споры - образуются в спорогонии, который может быть назван бесполым поколением или спорофитом; клетки его (за исключением спор, с которых начинается гаметофит) имеют ядра с диплоидным числом хромосом. Спорофит хотя и обособлен морфологически и анатомически от гаметофита, но никогда не отделяется от него и питается либо целиком за счет гаметофита, либо, имея хлорофилл, способен к выработке органического вещества и берет из гаметофита главным образом воду и неорганические соли. Отмирает спорофит после рассеивания спор нередко в то же лето, когда произошло оплодотворение (лишь у некоторых он живет 1-2 года). Следовательно, в цикле развития мхов чередуются два поколения, причем доминирует половое поколение - гаметофит; бесполое же поколение - спорофит - имеет меньшую продолжительность жизни и всецело зависит от гаметофита, на котором он живет как паразит или полупаразит.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84962. Створення вітальної листівки з використанням графічного редактора Paint і тексту 59.76 KB
  Створення вітальної листівки з використанням графічного редактора Pint і тексту Мета. Формування основних навичок роботи з компонентами графічного редактора Pint. ПК із завантаженим графічним редактором Pint роздатковий матеріал Хід уроку І. Допоможе нам працювати графічний редактор PINT.
84963. Правила дорожнього руху. Комп’ютерна підтримка уроку основи здоров’я 166.04 KB
  Компютерна підтримка уроку основи здоровя. Виховання спостережливості уваги інтересу до компютера. Повторення правил безпечної поведінки в компютерному класі. На початку уроку ми повторили правила роботи з компютером.
84964. Комп’ютерна підтримка української мови. Звуки голосні й приголосні. Програма “Незвичайний поїзд” 437.9 KB
  Формування вміння працювати з теоретичним матеріалом підручника, знаходити в ньому потрібну інформацію. Розвиток мовленнєвих та творчих здібностей, логічного мислення, уваги, пам’яті. Виховання культури мовлення.
84965. Комп’ютерна підтримка української мови. Ненаголошені е та и. Програма “Незнайка на містку” 175.63 KB
  Удосконалення вмінь працювати мишкою у програмі “Незнайко на містку”. Закріплення правил правопису ненаголошених е, и в корені слів, Розвиток вмінь практично застосовувати набуті знання; Підвищення інтересу до роботи з комп’ютером.
84966. Комп’ютерна підтримка української та англійської мови. Програма “Ведмедик-поліглот” 293.5 KB
  Удосконалення знань слів української та англійської мови, уміння їх перекладати. Розвиток просторової уяви, логічного мислення, уваги. Продовження формування умінь і навичок роботи з комп’ютером.
84967. Техніка безпеки при роботі з комп’ютером 94.4 KB
  Техніка безпеки при роботі з компютером Мета. Навчити учнів поводитися в компютерному класі дотримуючись усіх правил техніки безпеки ТБ. Виховувати культуру поведінки в компютерному класі толерантність при роботі в парах культуру мовлення і бережливе ставлення до держмайна. Хто знає в який клас ми прийшли Чи доводилось тобі працювати з компютером А чи знаєш ти що таке компютер Робота з тлумачним словником.
84968. Обговорення можливостей і демонстрація режимів комп’ютера. Гра “Стрільці по яблуках” 131.78 KB
  Дати уявлення про використання комп’ютера в побутовій сфері. Познайомити з маніпулятором “миша”, вчити дітей керувати подіями за допомогою миші. Розвивати логічне мислення, збагачувати мовлення учнів словами: “миша”, “стрілка-вказівник”, “килимок”. Розвивати загальний кругозір учнів, дрібну моторику руки...
84969. Застосування комп’ютера у різних сферах діяльності 59.72 KB
  Ознайомити учнів з можливостями застосування комп’ютера у різних сферах діяльності. Повторити правила техніки безпеки. Закріплювати уміння працювати з клавіатурою, використовуючи клавіші “Space” (пропуск)...
84970. Складові частини комп’ютера. Призначення окремих блоків комп’ютера (клавіатура, миша, монітор, системний блок, принтер). Програма “Лісова галявина” 166.5 KB
  Ознайомлення учнів з складовими частинами комп’ютера. Відпрацювання практичних навичок роботи на комп’ютері. Формування навичок роботи з мишею, зокрема знайомство з операцією “перетягни й кинь”. Розвиток просторової уяви, пам’яті, логічного мислення, спостережливості. Виховання культури навчальної праці при роботі з комп’ютером.