74419

Образовательные ткани

Доклад

Биология и генетика

В отличие от животных высшие растения растут и образуют новые клетки в течение всей своей жизни, хотя обычно с некоторыми перерывами. У многих растений средних широт, например, перерывы (периоды покоя) обусловливаются наступлением зимнего периода покоя.

Русский

2014-12-31

37 KB

0 чел.

Образовательные ткани

В отличие от животных высшие растения растут и образуют новые клетки в течение всей своей жизни, хотя обычно с некоторыми перерывами. У многих растений средних широт, например, перерывы (периоды покоя) обусловливаются наступлением зимнего периода покоя.

 

Другой особенностью растений является локализованность их роста; растения, за исключением самых ранних стадий развития зародыша, растут в определенных, иногда весьма многочисленных участках своего тела. В этих участках находятся образовательные ткани, функцией которых является образование новых клеток путем деления.

Образовательные ткани состоят из довольно мелких, плотно сомкнутых клеток1 с полостями, заполненными протопластом, включающим сравнительно крупное ядро. Форма клеток меристем разнообразна: чаще всего они паренхимны и имеют очертания почти изодиаметрических многогранников (рис. 83) или, реже, удлиненных призм либо табличек; клетки некоторых меристем имеют прозенхимную форму (рис. 128). Оболочка у меристематической клетки или вся тонкостенна, или некоторые стенки ее тонки, другие, особенно в период покоя меристемы, утолщены. Иногда протопласт в клетках меристем заполняет полость клетки не сплошь, так как включает вакуоли, хотя и очень мелкие.

В развивающемся семени зародыш на первых стадиях состоит сплошь из первичной меристемы. В дальнейшем развитии растения первичные меристемы сохраняются: а) на верхушках всех побегов и во всех почках; б) близ кончиков всех корней.

Эти группы меристемы представляют собой так называемую точку роста или конус нарастания.

Самые верхние слои клеток конуса нарастания называются промеристемами2.

В точках роста имеются инициальные3 клетки (входящие в состав промеристем), характерной особенностью которых является то, что клетка, произведя от себя путем деления дочернюю клетку, восстанавливает путем роста свою прежнюю форму и величину и остается неизменно меристематической. Дочерние клетки, порожденные путем деления инициальных клеток, в течение некоторого времени сохраняют характер меристематических и размножаются делением, а затем оказываются пространственно удаленными от инициальных клеток и дифференцируются в клетки постоянных тканей.

В точке роста может иметься на вершине одна-единственная инициальная верхушечная клетка (рис. 83).

У семенных растений, как правило, на верхушках стеблей и кончиках корней имеется несколько многоклеточных ярусов инициальных клеток (рис. 84).

По происхождению различают первичные и вторичные меристемы; по положению их в стебле - верхушечные и боковые, или латеральные.

Первичная меристема является по положению в органе растения верхушечной. В первичной меристеме на небольшом расстоянии от вершины органа происходит дифференциация. Несколько ниже самой верхушки конуса в развивающемся органе находится меристема, состоящая из сравнительно крупных паренхимных клеток с небольшими межклетниками; эти клетки делятся в различных направлениях, образуя паренхимные клетки.

 

Прокамбий выделяется густой протоплазмой и размерами клеток, сравнительно малыми в поперечных направлениях и крупными в продольном.

В первичной меристеме дифференцируется прокамбий, или десмоген, представляющий тяжи, пластинки или цилиндрические кольца клеток со следующими характерными чертами: с некоторого момента в этих тяжах происходят только продольные деления; вакуолизация идет замедленно. В результате дифференцируется тяж, выделяющийся среди клеток окружающей его меристемы меньшими поперечными и большими продольными размерами клеток и более значительным заполнением их протоплазмой (рис. 85). Поперечные перегородки в результате несколько неравномерного роста становятся наклонными, и клетки в прокамбиальном тяже принимают прозенхимную форму; концы их приобретают двускатное или односкатное заострение. Клетки продолжают делиться продольно, и лишь немногие из них делятся поперечно. Некоторые из клеток удлиняются еще и с помощью скользящего роста. Так как в то же время клетки остальной паренхимы делятся в различных направлениях, то прокамбиальный тяж тем более выделяется среди окружающей остальной меристемы удлиненностью своих клеток. Затем клетки прокамбия дифференцируются в постоянные клетки проводящих тканей. Прокамбий относится к первичным боковым продольным меристемам.


Прокамбиальные тяжи нередко дифференцируются (например, у однодольных) полностью в тяжи постоянных тканей. У двудольных и голосеменных в большинстве случаев часть прокамбия, имеющая на поперечном разрезе форму узкой полоски посередине пучка, сохраняет меристематический характер и дает начало особой, вторичной, боковой, или латеральной, меристеме -
 камбию (стр. 148).

Вторичные меристемы. К вторичным меристемам относят камбий, производящий луб и древесину, ифеллоген (пробковый камбий), образующий пробку и феллодерму (см. ниже). Основная особенность вторичной меристемы может быть пояснена на примере образования феллогена в стебле ив и яблонь. Клетки кожицы - ткани, уже дифференцированной, функционирующей как покровная ткань, - делятся, обычно каждая клетка, двумя параллельными продольными перегородками, и средняя из дочерних клеток становится меристематической клеткой - клеткой феллогена, или пробкового камбия. Весь слой кожицы в целом производит кольцевой слой феллогена по окружности ветки. Путем продольно-тангентальных делений эта клетка образует новые клетки, дифференцирующиеся кнаружи от нее в клетки вторичной покровной ткани - пробки, или феллемы. Во внутрь от себя клетка феллогена порождает обычно в очень малом количестве клетки феллодермы. Пробковый камбий образует и особую ткань проветривания -чечевички (см. ниже).

Пробковый камбий также относится к числу боковых меристем.

В органах растений нередко имеются вставочные, или интеркалярные, зоны роста, состоящие из ткани, расположенной обычно при основании междоузлия внутри листового влагалища (у многих злаков) или в вершинной части верхнего междоузлия (в цветоносах некоторых сложноцветных и др.).

В зависимости от того, произошла ли данная постоянная ткань из первичной или из вторичной меристемы, ее называют соответственно первичной или вторичной. Вторичными всегда называют луб (флоэму) и древесину (ксилему), образованные в результате деятельности камбия, тогда как флоэму и ксилему, образованные прокамбием, всегда называют первичными.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83424. Два різних світи – одне ціле. Програма виховної роботи 340 KB
  Дорослішання сучасної молоді відбувається в складних умовах. Нестабільність сімейного інституту, неактуальність традиційної підготовки молоді до шлюбу диктують необхідність використання спеціальних заходів для надання допомоги дітям в усвідомленні своєї статевої приналежності, формування адекватного...
83425. Розважально-пізнавальна програма. Сім’Я. Сім’Я. Сім’Я 105 KB
  А зараз з великим задоволенням разом рушимо вперед. Кожному з вас доведеться сім разів проявити себе. Оскільки в сім’ї тільки починає складатися життєвий досвід дитини, тому, проявляючи своє Я, він має право звернутися по допомогу або до мами, або до тата, а, може, і до обох відразу.
83429. Сценарій ДЮП «Прометей» 41.5 KB
  Але жарке, палюче сонце обпекло молоде листячко і маленька, настирлива іскорка починає свою гру. Пожежу ще можна попередити, якщо засипати вогнище піском. 10 година 12 хвилин. Вітер переносить полум’я на сусідні дерева, вогонь ще можна загасити водою, але гілки дерев уже сплелись...
83430. Антитютюнова пропаганда 74.5 KB
  Мета заходу: Виховання свідомого ставлення до свого здоров’я та здоров’я громадян як найвищої соціальної цінності; формування валеологічного світогляду; формування та пропаганда здорового способу життя; забезпечення обізнаності учнів з питань тютюнопаління; профілактика шкідливих звичок...
83431. Птахи. Закріплення звука[ш], букви Ш, ш. Робота над виразністю читання, речень, різних за метою висловлювання 52.5 KB
  Складіть малюнок птаха і прочитайте цікаву інформацію про нього.Якого птаха впізнали сова Прочитайте цікаву інформацію про нього. Якого птаха впізнала ваша група шишкарик Прочитайте цікаву інформацію про нього. Звернемось до нашого словника синички зустрілися шматочки сидиш комашка поспішай годівничка лети Прочитайте слова першого стовпчика.
83432. Як живуть птахи? 70.5 KB
  Мета: дати уявлення про довкілля птахів на прикладі ластівки і синички їх пристосованість до умов життя. Щоб гніздо було міцнішим ластівки додають до глини невеликі соломинки. Пташенята і дорослі ластівки голодують бо тоді комахи не літають. Ластівки знищують багато шкідливих комах.