74420

Определение цветка. Части цветка

Доклад

Биология и генетика

Главный или боковые часто очень укороченные стебли и никогда не образуется на листьях. Ось цветка укороченная стеблевая часть его называется цветоложемили тором...

Русский

2014-12-31

38 KB

0 чел.

Определение цветка. Части цветка

Цветком у покрытосеменных растений называют укороченный неразветвленный побег с ограниченным ростом, листья которого метаморфизированы в связи с половым размножением, происходящим здесь же в цветке и приводящим к образованию семян.

 

Большинство морфологов суживают понятие цветок, считая обязательным для него наличие пестика, т. е. замкнутого мегаспорофилла или плодолистика (или нескольких плодолистиков); при таком понимании у голосеменных не будет цветка, а он будет характерен лишь для покрытосеменных. Но такое толкование не является общепринятым; многие считают, что и голосеменные имеют цветки, хотя в более характерном, типичном виде (с околоцветником) они развиты лишь у покрытосеменных.

Цветок, как правило, заканчивает собой ось, т. е. главный или боковые, часто очень укороченные стебли, и никогда не образуется на листьях. Ось цветка (укороченная стеблевая часть его) называется цветоложемили тором1; к нему прикреплены все метаморфизированные листья, составляющие цветок.

 

Цветоложе бывает (рис. 274) обычно несколько расширенное, плоское, у некоторых коническое (лютик, малина), даже длинное, вытянутое (гравилат, мышехвостник) или, наоборот, вогнутое (роза, вишня, слива, манжетка) .

Часть стебля непосредственно под цветоложем, несущая весь цветок, называется цветоножкой; иногда она бывает почти не развита, и цветок называется сидячим (например, у вербены, цветки в головках некоторых клеверов, в корзинках сложноцветных).

Цветок, представляющий собой боковой побег, выходит из пазухи листа, который называется кроющим листом или менее правильно прицветником; у большинства это бывают очень простые по форме, небольшие верхушечные листья. У некоторых, например у крестоцветных, кроющие листья цветков абортированы. Кроме того, у многих растений на цветоножке бывает еще один (у однодольных) или два (у двудольных) маленьких верхушечных листа, называемых тоже прицветниками илиприцветничками, если кроющий лист называют прицветником. У однодольных прицветничек бывает расположен против кроющего листа на стороне цветоножки, обращенной к главной оси. У двудольных два прицветничка бывают расположены по бокам цветоножки направо и налево от кроющего листа, в плоскости, перпендикулярной к плоскости, идущей через кроющий лист и главную ось (рис. 275). У некоторых двудольных развито много прицветничков (например, у японской камелии). Наличие или отсутствие прицветничков бывает характерно для целых семейств, отдельных родов или видов.

В цветках, расположенных сбоку на побеге (а таковых большинство), сторона цветка, обращенная к кроющему листу, называется передней или нижней, или абаксиальной2, противоположная, обращенная к оси побега, - задней или верхней, или адаксиальной3. Вертикальная плоскость, проходящая через ось побега, несущего цветок, середину цветка и среднюю жилку кроющего листа, называется срединной илимедианной4; плоскость, лежащая под прямым углом к срединной и проходящая тоже через ось побега, называется поперечной или трансверсальной5.

Типичный полный цветок (рис. 276) состоит из следующих частей (снизу вверх). Чашечка, обычно зеленая, небольшая, состоящая из свободных или более или менее сросшихся чашелистиков. Венчик, более крупный, обычно не зеленый, а иначе окрашенный, состоящий также из свободных или сросшихся лепестков. Тычинки, или микроспорофиллы, образующие в своей совокупности так называемый андроцей6. Каждая тычинка состоит обычно из нижней, тонкой части - тычиночной нити и прикрепленного к вершине ее более толстого пыльника; в последнем развиваются микроспоры. Пестик или пестики образованы одним или несколькими плодолистиками, или мегаспорофиллами, и образуют

гинецей7. В пестике различают нижнюю, несколько вздутую, полую часть - завязь, в которой находятся мегаспорангии - семяпочки; над завязью у большинства находится тонкий столбик, кончающийся наверху различно устроенным рыльцем; если столбик не развит, рыльце называют сидячим (на завязи).

Микроспора (или чаще пылинка, проросшая микроспора) так или иначе попадает на рыльце (опыление); там из нее развивается пыльцевая трубочка, проникающая через столбик в завязь и семяпочку, где происходитоплодотворение яйцеклетки, после чего семяпочка превращается в семя, а пестик - в плод. Малозаметные в цветке тычинки и пестики являются, следовательно, наиболее важными частями его.

Чашечка и венчик вместе называются околоцветником или покровами цветка и являются не столь существенными частями его, как тычинки и пестики. Они играют защитную роль для последних и, кроме того, важны при перенесении пыльцы. Околоцветник, расчлененный на чашечку и венчик, называется двойным. Если же околоцветник весь однородный, окрашенный в один цвет, то его называют простым (рис. 277). Ярко окрашенный простой околоцветник, похожий на венчик, называют венчиковидным, как например у тюльпанов, лилий, гиацинтов, ландыша, голубого подснежника, или пролески (Scilla), ветреницы (Anemone), калужницы (Caltha), гречихи и др.; простой невзрачный околоцветник зеленоватого цвета, похожий на чашечку, называют чашечковидным, как например у свеклы, лебеды, крапивы, конопли, ожики (Luzula), щавелей и др. Цветки, не имеющие совершенно околоцветника и состоящие лишь из спорофиллов (андроцея, гинецея), называют голыми или беспокровными, как например у ясеня, белокрыльника (Calla palustris), ив, осок и др. (рис. 278).

В цветках мы имеем бесконечное разнообразие крупных и мелких наследственно постоянных признаков - формы, окраски, размеров, взаимного расположения и числа их частей. Вследствие непродолжительной

жизни цветков, их специфической функции, лучшей защищенности и других причин на строении их почти не отражается влияние почвенных климатических и т. п. факторов. Поэтому они имеют огромное значение для выяснения родственных связей растений, их эволюции, и систематика покрытосеменных растений основывается главным образом на строении их цветков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75082. Сравнительный анализ британского и американского вариантов английского языка 69.5 KB
  Цель работы заключается в систематизации основных отличий британского и американского вариантов английского языка. Цель работы определила следующие задачи: рассмотреть историю формирования американского варианта английского языка; определить грамматические и лексические различия...
75083. Учебно-исследовательская деятельность при изучении немецкого языка 58.5 KB
  Ценность исследовательской работы заключается в том что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Применяя элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности считаю необходимым решение таких задач...
75084. Народная медицина малочисленных народов Приамурья и Сахалина 664 KB
  Суровый климат Приамурья и Сахалина подвергал человека тяжелым испытаниям: требовал от него предельного напряжения физических и моральных сил для выживания, в то же время суровая природа формировала сильный характер и особое мировосприятие.
75085. Исследование употребления компьютерного сленга учениками Абанской школы 176 KB
  Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической силой. Считается также, что он вбирает в себя другие языки за счёт коммуникаций. Ну, и, конечно, язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова.
75086. Изучение степени владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1 190 KB
  Цель данного исследования: проанализировать степень владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1. Достижение цели возможно при выполнении следующих задач: познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра; раскрыть вопрос жанрового определения писем...
75087. Влияние компьютера на зрение школьников 322.5 KB
  Сейчас, почти в каждом доме стоит компьютер. Ученики выполняют домашние задания, используя новые информационные технологии. В школе на уроках, учащиеся активно применяют ПК. Школьники с большим интересом общаются через глобальную сеть Интернет.
75088. Математика в нашей жизни 89.5 KB
  Проблема: Какую роль играет математика в нашей жизни Собрать доказательный материал и убедить одноклассников изучать математику лучше заинтересовать их. Гипотеза: Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях математика применяется в различных профессиях.
75089. История поселений Переволоцкого района Оренбургской области 353.5 KB
  И сами крепости и казачьи дома строились деревянными. Паллас указывает что в крепости построены казармы имеются дома для офицеров церковь и больше двухсот обывательских домов. Спустя несколько лет строили дома. Первые поселенцы строили деревенские дома из леса которого было достаточно по берегам речек.