74420

Определение цветка. Части цветка

Доклад

Биология и генетика

Главный или боковые часто очень укороченные стебли и никогда не образуется на листьях. Ось цветка укороченная стеблевая часть его называется цветоложемили тором...

Русский

2014-12-31

38 KB

0 чел.

Определение цветка. Части цветка

Цветком у покрытосеменных растений называют укороченный неразветвленный побег с ограниченным ростом, листья которого метаморфизированы в связи с половым размножением, происходящим здесь же в цветке и приводящим к образованию семян.

 

Большинство морфологов суживают понятие цветок, считая обязательным для него наличие пестика, т. е. замкнутого мегаспорофилла или плодолистика (или нескольких плодолистиков); при таком понимании у голосеменных не будет цветка, а он будет характерен лишь для покрытосеменных. Но такое толкование не является общепринятым; многие считают, что и голосеменные имеют цветки, хотя в более характерном, типичном виде (с околоцветником) они развиты лишь у покрытосеменных.

Цветок, как правило, заканчивает собой ось, т. е. главный или боковые, часто очень укороченные стебли, и никогда не образуется на листьях. Ось цветка (укороченная стеблевая часть его) называется цветоложемили тором1; к нему прикреплены все метаморфизированные листья, составляющие цветок.

 

Цветоложе бывает (рис. 274) обычно несколько расширенное, плоское, у некоторых коническое (лютик, малина), даже длинное, вытянутое (гравилат, мышехвостник) или, наоборот, вогнутое (роза, вишня, слива, манжетка) .

Часть стебля непосредственно под цветоложем, несущая весь цветок, называется цветоножкой; иногда она бывает почти не развита, и цветок называется сидячим (например, у вербены, цветки в головках некоторых клеверов, в корзинках сложноцветных).

Цветок, представляющий собой боковой побег, выходит из пазухи листа, который называется кроющим листом или менее правильно прицветником; у большинства это бывают очень простые по форме, небольшие верхушечные листья. У некоторых, например у крестоцветных, кроющие листья цветков абортированы. Кроме того, у многих растений на цветоножке бывает еще один (у однодольных) или два (у двудольных) маленьких верхушечных листа, называемых тоже прицветниками илиприцветничками, если кроющий лист называют прицветником. У однодольных прицветничек бывает расположен против кроющего листа на стороне цветоножки, обращенной к главной оси. У двудольных два прицветничка бывают расположены по бокам цветоножки направо и налево от кроющего листа, в плоскости, перпендикулярной к плоскости, идущей через кроющий лист и главную ось (рис. 275). У некоторых двудольных развито много прицветничков (например, у японской камелии). Наличие или отсутствие прицветничков бывает характерно для целых семейств, отдельных родов или видов.

В цветках, расположенных сбоку на побеге (а таковых большинство), сторона цветка, обращенная к кроющему листу, называется передней или нижней, или абаксиальной2, противоположная, обращенная к оси побега, - задней или верхней, или адаксиальной3. Вертикальная плоскость, проходящая через ось побега, несущего цветок, середину цветка и среднюю жилку кроющего листа, называется срединной илимедианной4; плоскость, лежащая под прямым углом к срединной и проходящая тоже через ось побега, называется поперечной или трансверсальной5.

Типичный полный цветок (рис. 276) состоит из следующих частей (снизу вверх). Чашечка, обычно зеленая, небольшая, состоящая из свободных или более или менее сросшихся чашелистиков. Венчик, более крупный, обычно не зеленый, а иначе окрашенный, состоящий также из свободных или сросшихся лепестков. Тычинки, или микроспорофиллы, образующие в своей совокупности так называемый андроцей6. Каждая тычинка состоит обычно из нижней, тонкой части - тычиночной нити и прикрепленного к вершине ее более толстого пыльника; в последнем развиваются микроспоры. Пестик или пестики образованы одним или несколькими плодолистиками, или мегаспорофиллами, и образуют

гинецей7. В пестике различают нижнюю, несколько вздутую, полую часть - завязь, в которой находятся мегаспорангии - семяпочки; над завязью у большинства находится тонкий столбик, кончающийся наверху различно устроенным рыльцем; если столбик не развит, рыльце называют сидячим (на завязи).

Микроспора (или чаще пылинка, проросшая микроспора) так или иначе попадает на рыльце (опыление); там из нее развивается пыльцевая трубочка, проникающая через столбик в завязь и семяпочку, где происходитоплодотворение яйцеклетки, после чего семяпочка превращается в семя, а пестик - в плод. Малозаметные в цветке тычинки и пестики являются, следовательно, наиболее важными частями его.

Чашечка и венчик вместе называются околоцветником или покровами цветка и являются не столь существенными частями его, как тычинки и пестики. Они играют защитную роль для последних и, кроме того, важны при перенесении пыльцы. Околоцветник, расчлененный на чашечку и венчик, называется двойным. Если же околоцветник весь однородный, окрашенный в один цвет, то его называют простым (рис. 277). Ярко окрашенный простой околоцветник, похожий на венчик, называют венчиковидным, как например у тюльпанов, лилий, гиацинтов, ландыша, голубого подснежника, или пролески (Scilla), ветреницы (Anemone), калужницы (Caltha), гречихи и др.; простой невзрачный околоцветник зеленоватого цвета, похожий на чашечку, называют чашечковидным, как например у свеклы, лебеды, крапивы, конопли, ожики (Luzula), щавелей и др. Цветки, не имеющие совершенно околоцветника и состоящие лишь из спорофиллов (андроцея, гинецея), называют голыми или беспокровными, как например у ясеня, белокрыльника (Calla palustris), ив, осок и др. (рис. 278).

В цветках мы имеем бесконечное разнообразие крупных и мелких наследственно постоянных признаков - формы, окраски, размеров, взаимного расположения и числа их частей. Вследствие непродолжительной

жизни цветков, их специфической функции, лучшей защищенности и других причин на строении их почти не отражается влияние почвенных климатических и т. п. факторов. Поэтому они имеют огромное значение для выяснения родственных связей растений, их эволюции, и систематика покрытосеменных растений основывается главным образом на строении их цветков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52265. Австралія: загальна характеристика, специфіка ЕГП, особливості природи, населення і господарства 222 KB
  Мета: сформувати в учнів систему знань про природноресурсний потенціал австралії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіона. АКТУАЛІЗАЦІЯ ОПОРНИХ ЗНАНЬ ТА УМІНЬ Який мореплавець відкрив Австралію Які крайні точки материка Австралія Дайте коротку характеристику географічного положення Австралії. Яка переважаюча форма рельєфу Австралії і чому ІІІ. Про ці та інші особливості Австралії ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці.
52266. Австралія. Географічне положення, історія відкриття і дослідження 46.5 KB
  Географічне положення історія відкриття і дослідження. Географічне положення історія відкриття і дослідження. Мета: формувати знання про своєрідність географічного положення Австралії етапи відкриття і дослідження вдосконалювати практичні вміння та навички; пояснювати особливості географічного положення материків; формувати вміння порівнювати географічне положення Австралії та Африки; розвивати пізнавальний інтерес до вивчення теми. Який материк ви вивчали Що вам відомо про Африку Чому вивчення будьякої території починають з...
52267. Музична подорож до Австрії 117.5 KB
  Liebe Freunde Ich freue mich euch zu sehen. In der heutigen Stunde sprechen wirber die Musik und Mozrt. Heute erfhren wir mehrber ds Schffen und Leben dessterreichischen Komponisten. Республіка Австрія існує з 1918 Es besteht us neun Bundeslndern.
52268. Розвиток автентичної особистості як основна мета сучасної освіти 114.5 KB
  Якщо до серця все найкраще лине Ти особистість. На моїх очах відбувається справжнє диво: з невмілого не впевненого у собі малюка виростає особистість яка мислить багато знає вміє оцінює себе й інших людей. Тому під час планування навчального процесу намагаюсь організувати його так: щоб бачити зону найближчого розвитку кожної дитини; щоб особистість розвивалась в якісній зміні її діяльності; щоб були задіяні у навчальному процесі інтелектуальна активність та пізнавальні інтереси кожного учня. Сьогодні у світі існують дві...
52269. Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики 174 KB
  Навчальна програма факультативного курсу Тема Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики для учнів 6 класу загальноосвітніх шкіл 2010 рік Автор чи укладач __Сторожук Валентина Миколаївна вчитель математики загальноосвітньої школи ІІІ ступенів №12 м. Науковометодична експертиза обласного центру практичної психології : тільки для програм з психології _________________________________________________________________________...
52270. Правила дорожнього руху 204 KB
  ТЕМА УРОКУ: Заборонні знаки. Які у вас існують асоціації спочатку діти висловлюють найстійкіші асоціації Закон України Про дорожній рух Учасники дорожнього руху правила дорожнього руху дорожні знаки а потім – другорядні попереджувальні пріоритету забороні. Яку тему ми розпочали вивчати на минулому уроці Прогнозована відповідь: Забороні дорожні знаки. Кожен з вас обирає цифру під якою ховається запитання з теми Забороні дорожні знаки і надає усну відповідь.
52271. Азбука юного гражданина. Своя игра 45 KB
  Оборудование: иллюстративный материал видеофильм Народні свята Гимн Украины выставка книг по теме таблица экран флажки разных стран. Едины мы в своем стремленьи: Пусть это будет на века Трезубец в гербе Украины – Страны любимой нашей лик. Беседа Что мы называем домом для народа Как называется наше государство Назовите столицу Украины. Можно включить фонограмму 50 Когда была принята Конституция Украины 28 июня 1996г.
52272. Азбука міста 75.5 KB
  Ведучий Дорогі діти сьогодні ви побуваєте на веселому святі де будемо вивчати дорожні знаки та правила вуличного руху. Діти Устає над містом сонце Будить все довкола Зазирає у віконце Кличе нас до школи. У зал заходить Баба Яга Баба Яга Фу фу фу Нас учили в школі Потягується ліниво Не спішіть ніко о о о ли Діти діти айайай Добрий день вам зазвичай Та чому смієтесь ви Не впізнали ви Яги Я колись була весела А тепер ось не до сміху Бо не можу вже вільно літати Знаки на моїй дорозі стали пропадати. Нову...
52273. Профессиональная азбука духовности 81 KB
  Установочномотивационный этап 5 мин Осмысление поставленных задач формирование установки на сотрудничество. Ситуация для группы Мир Труд не позорит человека: к несчастью иногда попадают люди позорящие работу. Вспомните и запишите поговорки пословицы о труде и изобразите их в виде рисунка. Бенчли Великая радость – работа В полях за станком за столом Работай до жаркого пота Работай без лишнего счета Все счастье земли – за трудом В.