74430

Бесполое и половое размножение равноспоровых папоротников

Доклад

Биология и генетика

Стенка спорангиев однослойная; содержимое их археспорий образует после редукционного деления клеточных ядер многочисленные темные споры служащие для бесполого размножения папоротников. Раскрывание созревших и начинающих подсыхать спорангиев происходит у громадного большинства папоротников при содействии группы клеток его стенок расположенных у многих кольцом и имеющих частичные утолщения...

Русский

2014-12-31

31.5 KB

0 чел.

Бесполое и половое размножение равноспоровых папоротников

У папоротников бесполым поколением - спорофитом - является сам папоротник, состоящий из корневища (или надземного ствола), корней и листьев; ядра его клеток имеют диплоидное число хромосом. На нижней стороне листьев образуются на особых утолщениях (плацентах1) спорангии - очень мелкие округлые, слегка сплюснутые с боков коробочки, сидящие на ножке. У большинства папоротников спорангии образуются на обычных листьях, у некоторых же - на особых, видоизмененных редуцированных, называемыхспорофиллами2. Спорангии бывают собраны кучками, так называемыми сорусами3, прикрытыми у многих особей пленочкой - покрывальцем, или индузиумом4, вырастающим из плаценты (рис. 260). Стенка спорангиев однослойная; содержимое их - археспорий - образует после редукционного деления клеточных ядер многочисленные темные споры, служащие для бесполого размножения папоротников. Раскрывание созревших и начинающих подсыхать спорангиев происходит у громадного большинства папоротников при содействии группы клеток его стенок, расположенных у многих кольцом и имеющих частичные утолщения клеточных оболочек (подробнее см. в разделе систематики). Покрывальце к этому времени уже ссыхается, съеживается и не мешает рассеиванию спор. Выброшенные из спорангиев и разнесенные воздушными течениями споры, попав в благоприятные условия, прорастают и образуют так называемый заросток. Он у большинства имеет вид маленькой (2-5 мм в диаметре) сердцевидной зеленой пластинки, прикрепленной к почве ризоидами (рис. 261). Заросток имеет клетки с гаплоидным числом хромосом и является половым поколением папоротника - его гаметофитом.

На нижней стороне заростка образуются его половые органы: антеридии - ближе к низу и архегонии - ближе к верху (выемке). Антеридии - микроскопически мелкие, округлые, с однослойной стенкой. В них образуются штопорообразно завитые сперматозоиды, имеющие на переднем конце пучок жгутиков, а на заднем бесцветный пузырь - остаток протоплазмы сперматогенной клетки - позднее близ архегония лопающийся. Архегонии имеют вид колбочек, но гораздо более мелких, чем у мхов, и погруженных брюшной частью в ткань заростка, так что наружу выдается лишь короткая шейка. В брюшке находится яйцеклетка и над ней - маленькая брюшная канальцевая клетка, а в канале шейки архегония - несколько шейковых канальцевых клеток, обычно сливающихся вместе. При вскрывании архегониев из шейки выделяется часть слизи из ослизняющихся канальцевых клеток. Оплодотворение происходит, как у мхов, при наличии капельножидкой воды. При оплодотворении происходит удвоение числа хромосом. Из оплодотворенной яйцеклетки сейчас же начинает развиваться новое растение - сам папоротник со всеми его органами - корнями, стеблем (корневищем) и листьями.

Как видим, у папоротников тоже имеется правильное чередование поколений: бесполого - спорофита - с диплоидным числом хромосом, образующего споры бесполого размножения, и полового - гаметофита - с гаплоидным числом хромосом, образующего половые органы. Но в отличие от мхов оба поколения ведут совершенно самостоятельный образ жизни. Кроме того, соотношения их в цикле развития папоротников совершенно иные: доминирует мощно развитый многолетний спорофит - сам папоротник5; гаметофит же - заросток - очень редуцирован и недолговечен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82117. Поведінка учня. Вплив поведінки на здоров’я 110 KB
  Мета: Формувати уявлення про ввічливого учня, про вплив поведінки на власне здоров’я та здоров’я оточуючих людей. Формувати вміння встановлювати причинно-наслідкові зв’язки (між настроєм і суперечкою; добрим вчинком і доброзичливим ставленням); узагальнювати сприйняття, використовувати знання...
82118. Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций 1.41 MB
  Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.
82119. Цінуй життя і здоров’я 48.5 KB
  Мета уроку: учити дітей свідомо ставитися до свого здоровя; вчити дотримуватися здорового способу життя: режиму дня раціонального правильного харчування правил гігієни; розвивати зацікавленість дітей до проведення фізичних вправ і загартовувальних процедур; розвивати мовлення вміння висловлювати свою думку...
82120. Ми – за здоровий спосіб життя 44 KB
  Мета: формувати відповідальну внутрішню позицію щодо свого здоров’я на основі позитивних перспективних мотивів; поглиблювати усвідомлення поняття «здоров’я», його багатогранності, необхідності турботи про нього; розширювати знання про негативний вплив шкідливих звичок...
82121. О здоровом образе жизни 75.5 KB
  Баба готовит колобок имитируя движениями рук процесс замешивания теста. Ведущий: По сусекам помела Горсти две муки нашла Соль добавила песок Славный вышел колобок Пышный да румяный Баба: Погоди ка дед чуток Пусть остынет колобок Ведущий: Непоседе Колобку Стыть бы на окошке Но решил он: Убегу Разомнусь немножко.
82122. Здоровий спосіб життя – це модно 70.5 KB
  Мета: Здійснювати пропаганду здорового способу життя; розширити та закріпити знання про пагубний вплив наркотиків тютюнопаління алкоголю на організм людини. Виховувати у учнів негативне відношення до застосування алкогольних напоїв наркотиків та та тютюнопаління, бажання і вміння вести здоровий спосіб життя...
82123. Зелені друзі 528 KB
  А зараз ми з вами спробуємо порівняти дерево і людину. Для цього ми розділимось на чотири групи кожна отримає запитання на яке дасть повну відповідь: Що спільного між людиною і деревом Чим відрізняються дерево і людина Яке значення дерева в житті людини Яке значення людини в житті дерев...
82124. Земля – наш космічний дім 63.5 KB
  Закріпити і перевірити знання учнів по темі; підвести підсумок пошуковій роботі; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвитку пам’яті, спостережливості; виховувати бережливе ставлення до природних багатств.
82125. Презентація проекту «Земля – наш дім» 41 KB
  Усі ми живі творіння природи на планеті Земля її біологічні мешканці і нам необхідно берегти свою Землю бо у космосі така одна. Світ-загадка лежить під ногами у нас: Форму кулі Земля наша має. Ось вирішили зробити колективну роботу Земля наш спільний дім а також композицію Рідна Земля намалювавши улюблені...