74431

Бесполое и половое размножение разноспоровых, или водяных, папоротников

Доклад

Биология и генетика

У некоторых разноспоровых папоротников а также других представителей высших споровых растений селагинелл изоэтеса произошла еще большая редукция мужских и женских заростков а также потеря и женским гаметофитом способности к фотосинтезу. У селагинелл близких к плаунам мега и микроспорофиллы собраны в колоски; мегаспоры прорастают в мегаспорангиях еще на материнском растении; у некоторых видов микроспоры переносятся на мегаспорофиллы и мегаспорангии где происходит оплодотворение начинается развитие зародыша и мегаспорангии отпадает...

Русский

2014-12-31

31.5 KB

0 чел.

Бесполое и половое размножение разноспоровых, или водяных, папоротников

Одной из особенностей разноспоровых папоротников является морфологическая дифференцировка разнополых гаметофитов, проявляющаяся уже заранее в органах бесполого размножения - спорангиях.

 

Примером разноспоровых папоротников может служить сальвиния - маленькое растеньице (5-15 см длины), плавающее на поверхности воды в заводях и старицах южной половины Европейской части СССР. На тонком горизонтальном стебле ее расположены трехчленные мутовки листьев: два зеленых пластинчатых листа каждой мутовки плавают на поверхности воды, а третий, подводный, буроватый, рассечен на нитевидные доли, покрытые волосками, и функционально заменяет корни, отсутствующие у сальвинии (рис. 264). У основания подводных листьев на очень укороченных дольках их образуются отдельно расположенные (но на одном и том же растении) сорусы мелких микроспорангиев и более крупных мегаспорангиев, илимакроспорангиев1; сорусы окружены со всех сторон оболочкой, гомологичной покрывальцу у папоротников (см. стр. 307). В микроспорангиях после редукционного деления из археспория образуется много мелких микроспор, а в мегаспорангиях - только по одной мегаспоре, так как остальные рано отмирают. Микро- и мегаспоры прорастают, не выпадая из спорангиев. Таким образом, формально говоря, бесполое размножение совершается спорангиями, разносимыми водой после отмирания и разрушения растения.

Из микроспор развиваются мужские заростки, которые прорывают стенку микроспорангия и высовываются наружу. Мужской заросток (мужской гаметсфит) бесцветный, маленький (меньше 0,5 мм); вегетативная часть его состоит всего из двух клеток; в верхней части находятся два антеридия, имеющие стенки из двух клеток; в каждом антеридии развиваются по четыре слегка закругленных, многожгутиковых сперматозоида. Мегаспора прорастает в женский заросток (женский гаметофит), который имеет вид треугольной зеленой пластинки величиной с булавочную головку, плавающей на поверхности воды (рис. 264, 6). В ткань заростка погружено несколько архегониев, имеющих еще более редуцированную шейку, чем у равноспоровых папоротников. После оплодотворения из яйцеклетки развивается новое растение сальвинии (спорофит).

У сальвинии по сравнению с равноспоровыми папоротниками мы имеем: 1) различия в величине спорангиев и спор; 2) прорастание спор внутри спорангиев; 3) еще большую редукцию однополых гаметофитов и неспособность мужского бесцветного гаметофита к самостоятельной жизни - он живет за счет запасов, бывших в микроспоре.

У некоторых разноспоровых папоротников, а также других представителей высших споровых растений (селагинелл, изоэтеса) произошла еще большая редукция мужских и женских заростков, а также потеря и женским гаметофитом способности к фотосинтезу.

У селагинелл, близких к плаунам, мега- и микроспорофиллы собраны в колоски; мегаспоры прорастают в мегаспорангиях еще на материнском растении; у некоторых видов микроспоры переносятся на мегаспорофиллы и мегаспорангии, где происходит оплодотворение, начинается развитие зародыша, и мегаспорангии отпадает лишь позднее, что напоминает образование семян у семенных растений. Дальнейшую эволюцию в том же направлении мы будем видеть у семенных растений.

Отнюдь не следует думать, что рассмотренные группы растений развивались в процессе эволюции одна из другой. Они представляют отдельные, слепо кончающиеся ветви родословного древа растений, не связанные между собой близким родством. Разноспоровость в эволюции растений возникала, по-видимому, неоднократно; все прогрессирующая редукция гаметофита тоже совершалась в разных группах растений самостоятельно. На немногих приведенных примерах лишь выясняется общее направление хода эволюции растительного мира в части, касающейся развития гаметофита и чередования поколений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67079. Змінювання іменників за зразком: один - багато 53 KB
  Мета: удосконалювати уміння розпізнавати слова, які означають назви предметів; вчити змінювати слова-назви предметів за зразком: один-багато; сприяти усвідомленню того факту, що всі люди мають рівні права; розвивати уміння працювати в парі та групі; виховувати почуття власної гідності, повагу до інших.
67080. Конспект уроку з міжпредметними зв’язками (Я і Україна, рідна мова) «У царстві тварин» 170 KB
  Мета: ознайомити учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками; розвивати логічне мислення через завдання на порівняння доведення вилучення зайвого встановлення взаємозвязку між рослинами і тваринами між самими тваринами...
67081. Зима щедра святами. Інтегрований урок з курсу «Я і України» та позакласного читання 98 KB
  Сьогодні ми з вами більш детальніше зупинимося на дні Святого Миколая, Новому році та Різдві Христовому. У кожного з вас є картка із зображенням або ялинкових прикрас, або зірочок, або чобітків. Я пропоную вам пересісти за той стіл, де назва свята пов'язана, на вашу думку, із зображенням на картці.
67082. Я і Україна та математика. У царстві тварин 150.5 KB
  Продовжити знайомство учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками;продовжити формувати навички та вміння розпізнавати серед чотирикутників прямокутники розв'язування складених задач на знаходження невідомого доданку; знаходити значення буквених виразів...
67084. Різноманітність тваринного світу. Інтегрований урок (природознавство, математика, трудове навчання) 174.5 KB
  Учити розрізняти групи тварин: хребетні безхребетні; формувати вміння визначити істотні ознаки тварин. Закріплювати знання нумерації багатоцифрових чисел: читати записувати представляти число у вигляді суми розрядних доданків; удосконалювати обчислювальні навички вміння розвязувати задачі та знаходження площі і периметру...
67085. Інтегрований урок мови й мовлення. «Мелодія осіннього саду» 45 KB
  Мета: закріплювати знання учнів з теми Речення та члени речення; розширювати узагальнювати знання учнів з теми Осінь; розвивати вміння добирати виразні мовні засоби для передання того що вразило уяву усно вміння висловлювати свої почуття збагачувати словниковий запас...
67086. Курс «Я і Україна. Природознавство». Південний берег Криму. Математика. Додавання та віднімання багатоцифрових чисел 70.5 KB
  Мета: курс « Я і Україна. Природознавство »: ознайомити дітей із розташуванням, кліматом, рослинним і тваринним світом Південного берегу Криму, представити Крим як всеукраїнську здравницю; розвивати усне мовлення, увагу, уяву; виховувати дбайливе ставлення до багатства природи України; математика: повторити прийоми додавання та віднімання багатоцифрових чисел...
67087. Счастливый случай интеллектуальная игра 55.5 KB
  За одну минуту каждая команда должна дать наибольшее количество ответов. команда у капусты лист у мандарина долька у чеснока зубок морской разбойник пират 1 4 часа 15 минут дерево у Лукоморья дуб зубной врач стоматолог рыбная похлебка уха сказочная обувь кота сапоги усатая рыба сом край воды...