74433

СТЕБЕЛЬ ДВУДОЛЬНЫХ И ГОЛОСЕМЕННЫХ

Доклад

Биология и генетика

Из особенностей ее в стеблях отметим что клетки кожицы здесь обычно имеют мало извилистые очертания вытянуты в направлении параллельном продольной оси стебля и что частота устьиц сравнительно низка. Механическая ткань первичной коры и колленхима располагаются под кожицей в виде тяжей в углах стебля как например у губоцветных или в его ребрах у зонтичных реже в виде кольца у тыквенных пасленовых и др. В некоторых стеблях и многих корневищах этот слой представлен типичной эндодермой с поясками Каспари см. Некоторые авторы...

Русский

2014-12-31

39 KB

0 чел.

СТЕБЕЛЬ ДВУДОЛЬНЫХ И ГОЛОСЕМЕННЫХ

Строение стеблей травянистых двудольных растений и однолетних побегов деревьев, кустарников и полукустарников как голосеменных, так и покрытосеменных растений очень разнообразно.

 

Сначала рассмотрим первичное строение, а затем изменения, происходящие в результате деятельности вторичных меристем.

Первичными по способу формирования, т. е. образующимися без посредства камбиальных меристем, являются кожица, вся первичная кора и значительная часть осевого цилиндра, а у растений без вторичного прироста в толщину и весь осевой цилиндр.

Со строением кожицы мы познакомились ранее. Из особенностей ее в стеблях отметим, что клетки кожицы здесь обычно имеют мало извилистые очертания, вытянуты в направлении, параллельном продольной оси стебля, и что частота устьиц сравнительно низка.

Первичная кора. Первичная кора состоит главным образом из паренхимы, значительная часть клеток которой содержит хлорофилловые зерна. У некоторых растений, преимущественно у водных и у амфибий1, в первичной коре образуется мощная система воздухоносных межклетников.

 Механическая ткань первичной коры и колленхима располагаются под кожицей - в виде тяжей в углах стебля (как, например, у губоцветных) или в его ребрах (у зонтичных), реже в виде кольца (у тыквенных, пасленовых и др., рис. 123). На периферии первичная кора часто состоит из чередующихся по окружности полосок хлоренхимы и арматурной ткани. Во внутренней части первичной коры располагается обычно бесцветная паренхима. Самый внутренний слой первичной коры представлен эндодермой. В некоторых стеблях и многих корневищах этот слой представлен типичной эндодермой с поясками Каспари (см. в разделе "Строение корня") или подковообразными утолщениями. В ряде случаев эндодерма дифференцируется в крахмалоносное влагалище. Клетки этого слоя содержат многочисленные мелкие легко подвижные крахмальные зерна. Иногда эндодерма не отличается от остальных клеток первичной коры.

Крахмал эндодермы не расходуется даже при значительном голодании растения, и его называютоберегаемым. Некоторые авторы приписывают ему роль органа, определяющего вертикальное положение стебля в пространстве (статолит).

Осевой цилиндр (стель). Периферическая часть осевого цилиндра, расположенная кнаружи от проводящей системы, называется перициклом. Перицикл состоит из одного или нескольких слоев клеток. Иногда перицикл представлен только паренхимой, а иногда, кроме паренхимы, содержит и склеренхиму (перициклические волокна) (рис. 124). Эта склеренхима располагается или кольцом, или в виде тяжей, находящихся напротив проводящих пучков. Иногда перициклические волокна примыкают вплотную к механическим обложкам проводящих пучков, и трудно указать границу между ними. Перициклические волокна, будучи весьма длинными, служат хорошим материалом для текстильных изделий, особенно, если эти волокна (как у льна, рами, кендыря) вовсе или почти не одревесневают,

В паренхиматических клетках перицикла многих растений могут возникать придаточные корни, придаточные почки, вторичные меристемы: добавочный камбий (у свеклы и др.) и феллоген.

За перициклом располагается проводящая система, возникающая из прокамбия и разрастающаяся за счет деятельности камбия (об особенностях ее строения см. ниже).

Глубже проводящей системы в стебле располагается сердцевина. Сердцевина большей частью состоит из рыхлой паренхимной ткани. Размеры клеток убывают в направлении от центра сердцевины к ее периферической части - перимедуллярной зоне. В узлах стебля ткань сердцевины обычно сохраняется до конца существования стебля, в междоузлиях или сохраняется столь же долго, притом живой либо в отмершем состоянии, или является недолговечной. У многих травянистых растений, например у зонтичных и у некоторых древесных, в сердцевине каждого междоузлия рано образуется полость, заполняющаяся воздухом, а у трав в периоды обильных продолжительных дождей - водой. В полостях междоузлий иногда сохраняются многочисленные диафрагмы (перегородки), состоящие обычно из толстостенных клеток. Сердцевина может быть разнородной, состоящей из резко разнящихся гистологических элементов. Так, у полыни

Листья - в трехчленных мутовках а, а, а; б , б , б и г, д. Из каждого листа (например, в) вступает в стебель один пучок, проходящий по двум междоузлиям; затем (в узле а) он раздваивается на два пучка, сливающиеся с соседними пучками, следами листьев б, б. горькой и многих других сложноцветных, у зверобоев сердцевина содержит выделительные каналы, у некоторых колокольчиков - млечники, изредка неполные пучки.

Последовательность развития тканей в стебле можно видеть на рисунке 125.

Прохождение проводящих пучков вдоль по стеблю. Проводящая система стебля формируется и функционирует в тесной связи с проводящей системой листьев. Проводящие пучки стебля обычно имеют продолжение в листе. Эти пучки называются листовыми следами или общими пучками.

Листовой след изогнут лишь на небольших участках - при вхождении в стебель и при соединении с другим листовым следом. При прохождении по стеблю листовые следы соединяются с листовыми следами, "входящими" в стебель из ниже сидящих листьев. В одном из наиболее простых и обычных для двудольных вариантов система проводящих пучков стебля может быть представлена следующей схемой (рис. 126). Вообразим, что приблизительно цилиндрическая поверхность, на которой расположены продольные оси пучков, разрезана вдоль и развернута в плоскость. Пунктирные линии по краям схемы соответствуют этой линии разреза. Пучки изображены сплошными линиями. Ради наглядности и простоты схемы следы ветвей, т. е. пучки, общие стеблю и его ответвлениям, опущены. Ради компактности схемы продольные размеры уменьшены в большей мере, нежели поперечные. Схема, изображенная на рисунке 126, относится к стеблю вербейника обыкновенного (Lysimachia vulgaris). Листья его сидят мутовчато, по 3 листа в мутовке; буквами б, б, б, в, в, в и т. д. обозначены следы листьев расположенных выше мутовок. Схема показывает, что из каждого листа, например в, "вступает" в стебель один проводящий пучок, идущий непрерывно по двум междоузлиям (от в до а) и затем раздваивающийся. Разветвления направляются на соединение со следами листьев мутовки б, б, б, сидящей ярусом выше. На полпути от в до а к следам листьев в присоединяются разветвления следов листьев мутовки яруса, расположенного еще выше (г, г, г). Иной вариант следования пучков в стебле показан на рисунке 127 в перспективном изображении.

В силу того что пучки идут в большей части междоузлия параллельно его продольной оси и приблизительно на одинаковых расстояниях от нее, возникает характернее для большинства двудольных и голосеменных расположение пучков на поперечных сечениях стебля - в круг или приблизительно в круг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20314. Роль фактурной обработки декораций в создании зримого образа спектакля 54.5 KB
  Фактурная обработка декораций занимает одно из ведущих мест в производстве оформления для сцены. Художественное качество исполняемых декораций находится в прямой зависимости от правильно выбранного способа обработки технологии изготовления фактур. Режиссер должен быть знаком с основным технологическим процессом изготовления декораций материалами и инструментами приспособлениями для изготовления бутафории влияющими на качественные характеристики стилевой целостности всего зрелища.
20315. СЦЕНОГРАФИЯ (художественно-декорационное оформление) 121.5 KB
  Вследствие того что образный строй сценографии основывается на зрительном восприятии в конкретном произведении он выражается через определенный материал обладающий параметрами пространства. Развитие простых видов искусства в которых доминирует отдельный вид пространственного вида материала является для сценографии своеобразным лабораторным экспериментом в результате которого проверяется одна из его граней. Дать представление о видах способах и средствах выразительности сценографии о технических возможностях сцены и сценического...
20316. Акимов Н.П. как режиссер и художник 202.5 KB
  Николай Акимов Дата рождения: 16 апреля 1901 Место рождения: город Харьков Дата смерти: 6 сентября 1968 67 лет Место смерти: Москва Гражданство: Российская империя СССР Жанр: театральный режиссёр театральный педагог Награды: Никола́й Па́влович Аки́мов 1901 1968 советский живописец и книжный график театральный художник режиссёр и педагог с 1935по 1949 и с 1956 до конца жизни возглавлявший Ленинградский театр Комедии Народный артист РСФСР Народный артист СССР1960[1].1 Театр им.2 Новый театр Ленинградский театр им.3 Ленинградский...
20317. Европейская культура средневековья: философия, архитектура, литература, театр, музыка 107.5 KB
  Содержание: Введение Особенности культуры западноевропейского Средневековья Аспекты интеллектуальной и художественной культуры западноевропейского Средневековья: Философия Литература Театр и драматургия Музыка Архитектура и строительство Изобразительное искусство Заключение Литература Введение Средние века это время которое находится посередине между Античностью и Новым Временем и по какойто невероятной причине не имеет своего собственного названия.222 14] Историческая ситуация средних веков не может быть както однозначно...
20318. Русское актерское искусство второй половины XX века 98.5 KB
  Восстановление зданий театров развитие киносети расширение издательской деятельности все это создавало необходимые условия для оживления культурной жизни общества. вышли постановления ЦК ВКПб: €œО журналах €œЗвезда€ и €œЛенинград€ €œО репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению€ €œО кинофильме €œБольшая жизнь€ €œОб опере €œВеликая дружба€ В. В этих постановлениях писатели журналисты композиторы деятели кино и театра обвинялись в аполитичности и безыдейности в пропаганде буржуазной идеологии. Лишение поддержки со...
20319. Творческое сотрудничество режиссера и художника 123.5 KB
  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕЖИССУРЫ Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого гармонически целостного художественного произведения. Но такая случайная неофициальная режиссура редко доводила задачу создания идейнохудожественного единства спектакля до конца: разнобой между отдельными его элементами в той или иной степени оказывался неизбежным. Это же происходило и в тех случаях когда коллектив не имея единоличного руководителя сам пытался добиться творческой...
20320. Русский театр второй половины ХVIII- начале XIX века 1.08 MB
  Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась она по настоящему зацвела. Именно в это время стали появляться первые театры сохранившиеся по сей день писаться пьесы тематика которых актуальна и сегодня и наконец именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики чьи имена вошли в историю искусства. Театральное искусство этого времени прощалось с екатерининской эпохой с ранним русским классицизмом. Вторым по значимости историческим событием оказавшим влияние на становление театра в XIX веке стало восстание...
20321. Основные этапы развития сцены 40.5 KB
  Читай Базанова Основные этапы развития сцены и ее техники Базанов В.Между тем в мире происходят интересные процессы поиска современной сценической архитектуры техники и технологии сцены. А поскольку театр является заказчиком проекта то его специалистам необходимо знать не только основы построения сцены и ее оборудования но и современные тенденции развития и обогащения театрального пространства.
20322. Русский театр второй половины XIX века 314.5 KB
  в истории русского театра наступает новая эпоха на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Драматургия Островского это целый театр и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров прославивших русское театральное искусство. на сцене Малого театра когда была сыграна комедия Не в свои сани не садись. После первой постановки комедии Не в свои сани не садись Островский все свои пьесы отдает на сцену Малого театра.