74438

История западноевропейской правовой науки

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

История западноевропейской правовой науки. Порожденная практическими потребностями общества правовая наука вырабатывала представления об идеальном государстве и о справедливом праве характерные для конкретноисторических особенностей соответствующей эпохи и формулировала свои предложения о путях совершенствования политикоправовой практики. Поэтому историю правовой науки как и историю общества можно подразделить на четыре большие по времени эпохи: Древний мир Средневековье Новое время и современный период. Начало западноевропейской...

Русский

2014-12-31

18.62 KB

38 чел.

Вопрос 4. История западноевропейской правовой науки.

Порожденная практическими потребностями общества, правовая наука вырабатывала представления об идеальном государстве и о справедливом праве, характерные для конкретно-исторических особенностей соответствующей эпохи, и формулировала свои предложения о путях совершенствования политико-правовой практики. Изменения в общественном и государственном строе неизменно приводили к соответствующей смене научной парадигмы правоведения. Поэтому историю правовой науки, как и историю общества, можно подразделить на четыре большие по времени эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время и современный период.

Начало западноевропейской правовой науке было положено в Древней Греции в VII в. до н. э. В этот же период зародилась этическая рефлексия в форме отдельных нравственных правил, мнений, суждений (гномов). Принципы этики как науки впервые были сформулированы лишь Сократом и его учениками.

Наивысшего расцвета политико-правовая мысль древних греков достигла в работах Платона и Аристотеля и была продолжена стоиками и скептиками. Как справедливо отмечает В. Е. Темнов, политико-правовые исследования древнегреческих мыслителей характеризовались такими свойствами, как «доброкачественность», гуманизм, исторический оптимизм, дух разумности и жизненности, уверенности в торжестве добра над злом, опора на силу разума. Наука рассматривалась ими в качестве неотъемлемой части культуры и залога ее прогресса. Большое внимание было уделено методологии и логике познания, искусству поиска научной истины.

После завоевания Древней Греции Римом прогрессивное развитие правовой науки было связано с именами римских политических деятелей, философов и юристов: Гаем, Марком Аврелием, Павлом, Полибием, Сенекой, Ульпианом, Цицероном. В их трудах были изложены идеи, отражающие особенности политико- правовой практики зрелого рабовладельческого общества, детально разработано частное право, которым был определен правовой статус свободных лиц и рабов, содержание права частной собственности и основанные на нем обязательственные отношения. Именно в этот период юриспруденция обособилась в самостоятельную отрасль знания, а основанные на ней конкретные нормы права принудительно, силой римского оружия, распространились по всем странам Западной Европы и Малой Азии.

Средневековые мыслители периода Возрождения и Реформации (Марсилий Падуанский, М. Лютер, Ж. Кальвин, Н. Макиавелли, Ж. Воден, Т. Мор и др.) заложили основы принципиально новой политико-правовой идеологии сообразно потребностям общества и государства этого периода. Вести успешную хозяйственную деятельность, заниматься производством материальных благ или торговлей мог только индивид, свободный от крепостной зависимости и способный самостоятельно участвовать в гражданском обороте, заключать на свой страх и риск различные имущественные сделки. Соответственно в правовой науке стал меняться подход к пониманию правового статуса индивида, его зависимости от государства и церкви. Стали признаваться право индивида на освобождение от феодальной зависимости, право иметь частную собственность, заниматься предпринимательством. На государство возлагались задачи охраны и защиты права его подданных, учета их интересов в принимаемых законах. Логическое развитие этих идей в правовой науке привело к формированию политико-правовой идеологии буржуазии, а в последующем — и к буржуазным революциям XVII и последующих веков.

Правовая наука Нового времени достигла значительных успехов по всем основным направлениям своей деятельности. Свобода личности, провозглашенная буржуазными государствами, самым благоприятным образом сказалась на состоянии научных исследований, осуществляемых правоведами, освобожденными от обязанности неукоснительно придерживаться церковных догматов, а также идеологии, развиваемой и проводимой государством. В конце XIX в. западноевропейская правовая наука, основанная великими мыслителями, идеологами буржуазных революций (Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др.), превратилась в развитую систему знаний о государстве и праве, характеризующихся идеологическим плюрализмом правовых учений, среди которых ведущее направление занял юридический позитивизм. Правоведами были раскрыты демократические принципы организации и деятельности государства, необходимость правового статуса личности, основанного на принципах равенства, свободы и справедливости, и обязанность государства, его органов и должностных лиц исполнять и соблюдать действующие законы.

Одним из выдающихся достижений правовой науки Нового времени стало создание материалистической правовой доктрины, основанной на признании права трудящихся на самостоятельное образование государства и отстранение от участия в нем буржуазии. Основоположниками марксизма было доказано, что противоречия между общественным характером труда и частнокапиталистическим способом присвоения результатов труда неизбежно приведут к смене буржуазного государства пролетарским, конечной целью которого является построение социалистического, а затем и коммунистического общества. Реализация этой доктрины в России, а затем и в других странах Европы завершилась полным крахом социалистических государств, обстоятельный анализ причин которого должен составить одно из ведущих направлений современной правовой науки.

Между тем начиная с 1990-х гг. правовая наука, ориентированная на применение релятивистской философской методологии (герменевтики, феноменологии, философской антропологии и синергетики), обеспечивающая познание на эмпирическом уровне и неспособная вести научный поиск на уровне теоретических знаний о закономерностях функционирования и развития современного государства и права, находится в стадии застоя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82003. Сценарий выпускного бала для 11 – х классов 176.5 KB
  Ведь нет для них торжественней момента Подарим всем свои аплодисменты Маэстро вальс зажгите свечи Мы начинаем школьный вечер На фоне музыки педагог-организатор школы приглашает пройти выпускников в праздничный актовый зал Организатор В зал входит гордость нашей школы...
82005. Випускний вечір (Літературно-музична композиція за авторською віршованою методикою) 76 KB
  Мета: урочисто і святково провести вручення свідоцтв про базову освіту; розкрити талановитість дітей школи перед педагогічним колективом, батьками та місцевими жителями; виховувати почуття любові до життя і людей, до рідного краю.
82006. Вірус лихослів’я... Як його подолати? 67.5 KB
  Українська мова як і будьяка інша розвинена жива мова крім корінної лексики що становить її основу містить певну кількість слів чужомовного походження. Читець 2 Прийшли вони до нас із російської мови. Читець 1 Але звідки ж з’явилися матюки та інші брутальні слова в російській мові...
82007. Війна без строку давності 64.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з подіями афганської війни; через поезію і пісню донести до інших сердець основну думку: війна – це безумство, це невиправдана жорстокість; виховувати в учнів почуття патріотизму, вміння співпереживати.
82008. ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА… 176 KB
  Более двух десятилетий прошло с тех пор как наших ребят уже не посылают на эту войну. выступление воинов-афганцев: рассказы; исполнение афганских песен; чтение собственных стихотворений Библиотекарь: Афганская война незаживающая рана в людской памяти такая же как и Вторая мировая.
82009. Вода – найважливіша речовина на нашій планеті 713.5 KB
  Мета: розширити уявлення про значення води в природі, про три стани води і властивості води( не має власної форми, прозора, безбарвна, без запаху рідина; під час нагрівання розширюється і стискається під час охолодження); формувати елементарні поняття, що вода – речовина, розчинник, розчин...
82010. Вода - растворитель. Превращение воды 52.5 KB
  Цели: актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого о ее свойствах и состоянии; развивать память речь; познакомить со свойством воды растворять разные вещества; учить видеть сравнивать обобщать и делать выводы; воспитывать экологическое мышление...
82011. Коли вода становить небезпеку 63.5 KB
  Не можна пірнати в незнайомих місцях. Не можна пустувати біля води особливо на крутому березі. не можна виходити наодинці на лід не можна переходити водойми з дорослими не можна грати на тонкому льоду не можна йти по льоду якщо він тріскається і прогинається...