74442

Новизна метатеоретических юридических исследований

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Исследование проводимое в целях получения новых знаний в сфере теории познания и методологии правовой науки понимается как метатеоретическое. Наиболее весомые результаты в разработке метатеоретических проблем правовой науки достигаются разработкой конкретных методологических правил обеспечивающих успешное применение в правовой науке конкретного специального или общего метода. Однако такие позитивные результаты в разработке проблем методологии правовой науки достигаются отнюдь не всегда. Другая распространенная форма новизны...

Русский

2014-12-31

14.59 KB

11 чел.

Вопрос 8.  Новизна метатеоретических юридических исследований.

Исследование, проводимое в целях получения новых знаний в сфере теории познания и методологии правовой науки, понимается как метатеоретическое. Новизна подобных исследований может выражаться в понятиях, определениях, закономерностях и методологических теориях, учениях либо методологических правилах, принципах познания.

Наиболее весомые результаты в разработке метатеоретических проблем правовой науки достигаются разработкой конкретных методологических правил, обеспечивающих успешное применение в правовой науке конкретного специального или общего метода. Так, советскими правоведами В. В. Глазыриным, В. Н. Кудрявцевым, В. И. Никитинским и С. И. Самощенко были детально разработаны методология и методика проведения исследований эффективности норм права, применение которых было успешно реализовано в процессе изучения эффективности норм трудового, гражданского, семейного и других отраслей права. Однако такие позитивные результаты в разработке проблем методологии правовой науки достигаются отнюдь не всегда.

Ныне этот подход заменен новым «перспективным» синергетическим методом, хотя, на наш взгляд, пока ни один из верящих в него авторов не показал, каким образом этот метод может быть использован в познании права.

Другая распространенная форма новизны метатеоретического уровня знаний выражается в методологических правилах, формулируемых в целях уточнения, дополнения уже известных правовой науке специальных и частных методов правовой науки.

Существенной новизной характеризуются положения, выводы правоведов о путях конкретизации общих принципов научного познания в правовой науке и результатах такой конкретизации.

Следует заметить, что проблемы условий, критериев и правил, призванных обеспечить успешное применение общих принципов познания в правовой науке, остаются неисследованными, что самым негативным образом сказывается на результатах использования данных принципов в познании объекта и предмета правовой науки, порождает многочисленные гносеологические и другие ошибки. Юристы до сих пор не умеют должным образом реализовать требование конкретно-исторического анализа права в исследованиях реальных процессов, вследствие чего по-прежнему прочно стоят на позициях позитивистской доктрины права.

Значительной новизной способны обогатить правовую науку исследования ее гносеологических проблем, в том числе проблемы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, критериев научности правовых знаний, специфики применения в правовой науке и юридической практике критерия истинности и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68080. Kleidung und Mode (Одяг і мода) 47.5 KB
  Wir begrüßen Sie hier in diesem Saal. Heute haben wir einen ungewöhnlichen Abend zum Thema «Kleidung und Mode». In den Deutschstunden haben wir viel über die Kleidung gelesen, gesprochen, und verschiedene Übungen gemacht. Mode ist ein Teil unseres Lebens. Es gibt Mode auf alles: auf Kleidung, auf Handys, auf Musik usw.
68081. Методична розробка «З Перемогою!» 89 KB
  Цілі: Знайомство з героїчними сторінками історії нашої країни. Формування уявлень про військовий обов,язок і вірність Батьківщині, формування досвіду моральної поведінки особистості, спонукання інтересу до історії своєї країни. Підвищення інформаційної культури учнів
68083. Планування дій. Алгоритм 473.5 KB
  Навчальна: Розкрити зміст поняття алгоритм. Формувати в учнів уміння складати алгоритм здійснення того чи іншого процесу. Формувати в учнів уміння передбачати певний результат. Розвивальна: Розвивати вміння узагальнювати. Розвивати вміння працювати колективно.
68085. Прогулянка до лісу. Диференціація звуків л-р-л’-р’ 35.5 KB
  Мета: вчити дітей розрізняти звуки (л-р-л′-р′), автоматизувати ці звуки у зв’язному мовленні; розвивати у дітей слухову увагу, пам'ять; розвивати дрібну моторику; розвивати міміку дітей; удосконалювати мовну моторику, фонематичний слух, фонематичне сприймання, фонематичний аналіз та синтез.
68087. Дослідження творчого спадку М.В. Ломоносова в області природознавчих наук 10.63 MB
  У пропонованій роботі наведено результати дослідження й аналізу творчого спадку М.В.Ломоносова в області геології, ґрунтознавства, біології, екології. Головну увагу приділено впливу праць М.В.Ломоносова на сучасний стан цих наук. На конкретних прикладах показано пріоритетну роль М.В.Ломоносова...
68088. Визначні місця Лондона. Урок для 4 класу 49.5 KB
  Мета: закріпити знання лексики з теми «Споруди»; практикувати у вживанні спеціальних питань, вчити правильно на них відповідати; вдосконалювати навички аудіювання, читання та письма; розвивати навички усного мовлення; сприяти розвитку пам’яті, логічного мислення учнів...