74445

Критика правовой теории

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Специфика критики как процедуры научного познания состоит в следующем. Например объектом правовой науки предстает социальноправовая практика тогда как объектом критики в об iи правовой науки выступает существующее наличное научное знание о праве которое сохранилось дошло до наших дней в письменных и иных источниках. Объектом критики могут стать положения какой либо правовой теории школы доктрины взгляды отдельного ученого положения конкретной монографии иного научного труда либо просто отдельные высказывания по какомулибо...

Русский

2014-12-31

44.5 KB

1 чел.

Оценка наличного теоретического или эмпирического знания, объективированного в печатных или рукописных источниках, понимается как критика.

Специфика критики как процедуры научного познания состоит в следующем. Ее объектом выступает научное знание, а не объективная реальность, составляющая объект или предмет соответствующей науки. Например, объектом правовой науки предстает социально-правовая практика, тогда как объектом критики в об- iи правовой науки выступает существующее, наличное научное знание о праве, которое сохранилось, дошло до наших дней в письменных и иных источниках. Это могут быть не только современные знания, изложенные в работах современного правоведа, но и правовые воззрения исследователей, живших в другие исторические эпохи. Объектом критики могут стать положения какой- либо правовой теории, школы, доктрины, взгляды отдельного ученого, положения конкретной монографии, иного научного труда либо просто отдельные высказывания по какому-либо вопросу.

Критика может проводиться с самыми различными целями, во-первых, для оценки состояния научных исследований по какому-либо вопросу, научной проблеме, отрасли научного знания, научной значимости отдельной работы; во-вторых, для раскрытия идей правовых школ, теорий, доктрин; в-третьих, для объяснения процессов становления и развития политических и правовых учений пределах отдельного региона, государства или в планетарном масштабе.

В частности, вывод, сформулированный по итогам критики, принято называть тезисом критики. Обстоятельства, факты, положенные в основу такого вывода, понимаются как аргументы критики. Тезис критики должен логически вытекать из ее аргументов, т.е. иметь правильную логическую форму. Субъект, осуществляющий критику, признается оппонентом. Автор критикуемого положения - пропонентом.

Предметом критики выступает два вида знаний: абсолютно новое положение и наличное знание науки, разного рода точки зрения, позиции, высказанные другими авторами. Поскольку из совокупности научных решений по одному и тому же вопросу только одно может быть истинным, а другие имеют более низким уровень обоснованности, то в ходе критики и надлежит выявить, какое из анализируемых положений в полной мере обладает этим атрибутом.

Исследователь обычно уверен, что приоритет в этом отношении принадлежит сформулированному им положению. Однако это предположение нужно научно обосновать, выявив логические ошибки и иные недочеты положений, взглядов, высказанных другими исследователями. Вполне возможно, что предположение автора окажется справедливым, но нельзя исключать и ситуации, когда критика наличного знания, напротив, покажет недостаточную обоснованность нового положения.

По своему содержанию сравнительный анализ новых и наличных знаний состоит из следующих процедур:

  1.  анализа источников для определения мнений, положений, высказываний других авторов по исследуемому вопросу;
  2.  сравнения авторского положения с положением, сформулированным другим автором, в целях выявления их общих и отличительных черт;
  3.  выявления причин несовпадений между сравниваемыми положениями, в том числе нарушений, допущенных авторами в процессе формирования и обоснования положений;

обоснования итогового вы вода О ТОМ, что сформулированное автором предложенное является наиболее аргументированным, имеет научный и практический приоритет перед другими положениями, выводами. Если же новое положение не будет обладать такими качествами, автору следует продолжить исследование до тех пор, пока он не получит оригинального плодотворного решения. Промежуточные поиски научного решения, как правило, остаются за текстом работы.

Таким образом, благодаря сравнительному анализу существующих новых положений представляется возможным решить три весьма важные задачи научного познания:

  1.  удостовериться в том, что новое положение действительно является таковым не только по форме изложения, но и по своему содержанию;
  2.  показать преимущества предложенного решения перед наличным теоретическим и эмпирическим знанием науки, решениями, предлагаемыми другими авторами;
  3.  выявить и показать теоретические, методологические, логические, эмпирические ошибки, которые были допущены другими авторами в процессе обоснования своих взглядов. Наличие таких оценок важно и для читателя, и для самого исследователя. Благодаря такому материалу у читателя - сторонника взглядов автора - формируется стойкое убеждение в истинности и научной плодотворности предлагаемого положения, его приоритете перед другими решениями. Системный критический анализ точек зрения по исследуемому вопросу приносит несомненную пользу и автору: позволяет ему еще раз критически оценить свое предложение, обнаружить в нем слабые места и внести необходимые коррективы.

Правила критики

Как и всякая научная процедура, критика приводит к объективным, достоверным знаниям при условии соблюдения ряда соответствующих правил, принципов научного познания.

  1.  Критика должна иметь конкретного адресата. Следует обязательно делать ссылку на работу (иной источник), из которой взят соответствующий фрагмент текста, отдельное положение, и указывать фамилию и инициалы ее автора. Безымянная критика допускается лишь в адрес какого-либо распространенного и общеизвестного положения, авторство которого установить не представляется возможным.
  2.  Научные положения в качестве предмета критики следует воспроизводить в работе четко и полно, без авторских добавлений и оценок. И это понятно, так как без уяснения сути предмета критики утрачивает смысл научная значимость процедуры в целом.

3. Критика должна быть конкретной и обоснованной. Критический анализ не может ограничиваться только констатацией факта несоответствия предмета критики требованиям, предъявляемым к научному знанию. Оппонент должен:

1) четко выявить и проиллюстрировать недостатки предмета критики, присущие как его содержанию, так и форме. Это могут быть неполнота, односторонность, абстрактность, априоризм, недостоверность, нечеткость или неясность изложения, логическая противоречивость и др.;

2) объяснить, какие конкретно требования научного познания не были соблюдены автором критикуемого положения, что в данном случае препятствовало получению научно обоснованного знания.

4. Критику следует вести предметно, последовательно разбирая содержание не только предмета критики, но и обосновывающих его аргументов. Важно не только показать несовершенство наличного положения, но и раскрыть несовершенство путей, способов его выведения, назвать и проанализировать все ошибки, промахи, допущенные в процессе объяснения и обоснования этого положения.

5. В процессе критики необходимо использовать всю систему научно обоснованных эмпирических и теоретических знаний, в том числе философии, логики, методологии научного познания, общей теории государства и права, отраслевых юридических наук, а также экономических и иных специальных неюридических наук.

б. Оценки, выводы оппонента должны соответствовать сути и содержанию как критикуемых положений, так и приведенных в их обоснование аргументов. Автор не должен применять алогичные,; способы аргументирования, равно как и допускать нарушения методологии научного познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26841. Многокамерный желудок жвачных 7.28 KB
  Рубец — rumen. В рубце различают два мешка [дорсальный — saccusdorsalis (5) и вентральный — saccusventral). Со стороны слизистой оболочки указанным желобам соответствуют складки — pilalongitudinalisdextraetsinistra, pilacranialisetcaudalis, которые обрамляют внутрирубцовое отверстие
26842. Анатомо-физиологические особенности строения и пищеварения молодняка жвачных 2.42 KB
  Во время питья молока и воды или акта сосания сокращаются мышцы губ пищеводного желоба; губы смыкаются и образуют трубку составляющую как бы продолжение пищевода. Смыкание губ пищеводного желоба это рефлекторный акт возникающий при раздражении рецепторов языка и глотки в момент глотания. Емкость пищеводного желоба очень мала поэтому молоко может проходить по нему в сычуг только небольшими порциями. С ростом телят значение пищеводного желоба уменьшается губы его грубеют и смыкаются не полностью.
26843. Тонкий отдел кишечника домашних животных 8.3 KB
  тонкая кишка intestinumtenue простирается от пилоруса желудка до слепой кишки. Двенадцатиперстная кишка duodenum У всех животных она находится в правом подреберье. Тощая кишка jejunum висит на длинной брыжейке и образует множество кишечных петель ansaeintestinales. Тощая кишка без четкой границы переходит в подвздошную кишку.
26844. Печень домашних животных 7.04 KB
  Печень домашних животных. Печень hepar сложнотрубчагого строения через нее протекает вся кровь из желудка кишечника и селезенки по мощной воротной вене v. ПеченЬ по острому краю меяедолевыми вырезками incisurainterlobularis разграничивается на доли. Основная сагиттальная срединная вырезка делит печень на правую и левую доли lobushepatisdexteretsinister.
26845. Поджелудочная железа домашних животных 3.66 KB
  Проток поджелудочной железы ductuspancreaticus открывается в двенадцатиперстную кишку у одних животных вместе с желчным протоком у других самостоятельноИннервация п. Поджелудочный проток открывается вместе с желчным протоком У свиньи железа сероватожелтой окраски. Проток один открывается на 13 20 см дистальнее устья желчного протока У рогатого скота железа располагается вдоль двенадцатиперстной Кишки от 12го грудного до 2 4го поясничного позвонка под правой ножкой диафрагмы частично на лабиринте ободочной кишки. Единственный...
26846. Толстый отдел кишечника лошади 3.42 KB
  Толстая кишка лошади. Толстая кишка состоит из слепой ободочной и прямой. Слепая кишка лошади имеет объем 3237 литров. Ободочная кишка лошадей объемом 80100 литров.
26847. Толстый отдел(intestinum crassum) жвачных, свиньи и собаки 1.86 KB
  пос ледняя заканчив анусом. Она служит продолжением малой ободоч киш висит на брыжейкев тазовой полостипод позвоночником оканчив задним проходом или анусом.перед анусом она расшир в виде веретена в ампулу прям кишкиой.прямая кишс анусом фиксируся мышцами и связками к тазов костям и первым хвост позвам.
26848. Анатомический состав и общие закономерности строения органов дыхания в связи с их функцией 4.59 KB
  Органы дыхания носовая полость глотка гортань трахея бронхи и легкие обеспечивают циркуляцию воздуха и газообмен . По ним воздух поступающий через ноздри проходит в носоглотку. Гортань служит для проведения воздуха из глотки в трахею и совместно с ротовой полостью является органом звукообразования и членораздельной речи. Звук голоса возникает в результате колебания голосовых связок при выдыхании воздуха.