74445

Критика правовой теории

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Специфика критики как процедуры научного познания состоит в следующем. Например объектом правовой науки предстает социальноправовая практика тогда как объектом критики в об iи правовой науки выступает существующее наличное научное знание о праве которое сохранилось дошло до наших дней в письменных и иных источниках. Объектом критики могут стать положения какой либо правовой теории школы доктрины взгляды отдельного ученого положения конкретной монографии иного научного труда либо просто отдельные высказывания по какомулибо...

Русский

2014-12-31

44.5 KB

0 чел.

Оценка наличного теоретического или эмпирического знания, объективированного в печатных или рукописных источниках, понимается как критика.

Специфика критики как процедуры научного познания состоит в следующем. Ее объектом выступает научное знание, а не объективная реальность, составляющая объект или предмет соответствующей науки. Например, объектом правовой науки предстает социально-правовая практика, тогда как объектом критики в об- iи правовой науки выступает существующее, наличное научное знание о праве, которое сохранилось, дошло до наших дней в письменных и иных источниках. Это могут быть не только современные знания, изложенные в работах современного правоведа, но и правовые воззрения исследователей, живших в другие исторические эпохи. Объектом критики могут стать положения какой- либо правовой теории, школы, доктрины, взгляды отдельного ученого, положения конкретной монографии, иного научного труда либо просто отдельные высказывания по какому-либо вопросу.

Критика может проводиться с самыми различными целями, во-первых, для оценки состояния научных исследований по какому-либо вопросу, научной проблеме, отрасли научного знания, научной значимости отдельной работы; во-вторых, для раскрытия идей правовых школ, теорий, доктрин; в-третьих, для объяснения процессов становления и развития политических и правовых учений пределах отдельного региона, государства или в планетарном масштабе.

В частности, вывод, сформулированный по итогам критики, принято называть тезисом критики. Обстоятельства, факты, положенные в основу такого вывода, понимаются как аргументы критики. Тезис критики должен логически вытекать из ее аргументов, т.е. иметь правильную логическую форму. Субъект, осуществляющий критику, признается оппонентом. Автор критикуемого положения - пропонентом.

Предметом критики выступает два вида знаний: абсолютно новое положение и наличное знание науки, разного рода точки зрения, позиции, высказанные другими авторами. Поскольку из совокупности научных решений по одному и тому же вопросу только одно может быть истинным, а другие имеют более низким уровень обоснованности, то в ходе критики и надлежит выявить, какое из анализируемых положений в полной мере обладает этим атрибутом.

Исследователь обычно уверен, что приоритет в этом отношении принадлежит сформулированному им положению. Однако это предположение нужно научно обосновать, выявив логические ошибки и иные недочеты положений, взглядов, высказанных другими исследователями. Вполне возможно, что предположение автора окажется справедливым, но нельзя исключать и ситуации, когда критика наличного знания, напротив, покажет недостаточную обоснованность нового положения.

По своему содержанию сравнительный анализ новых и наличных знаний состоит из следующих процедур:

  1.  анализа источников для определения мнений, положений, высказываний других авторов по исследуемому вопросу;
  2.  сравнения авторского положения с положением, сформулированным другим автором, в целях выявления их общих и отличительных черт;
  3.  выявления причин несовпадений между сравниваемыми положениями, в том числе нарушений, допущенных авторами в процессе формирования и обоснования положений;

обоснования итогового вы вода О ТОМ, что сформулированное автором предложенное является наиболее аргументированным, имеет научный и практический приоритет перед другими положениями, выводами. Если же новое положение не будет обладать такими качествами, автору следует продолжить исследование до тех пор, пока он не получит оригинального плодотворного решения. Промежуточные поиски научного решения, как правило, остаются за текстом работы.

Таким образом, благодаря сравнительному анализу существующих новых положений представляется возможным решить три весьма важные задачи научного познания:

  1.  удостовериться в том, что новое положение действительно является таковым не только по форме изложения, но и по своему содержанию;
  2.  показать преимущества предложенного решения перед наличным теоретическим и эмпирическим знанием науки, решениями, предлагаемыми другими авторами;
  3.  выявить и показать теоретические, методологические, логические, эмпирические ошибки, которые были допущены другими авторами в процессе обоснования своих взглядов. Наличие таких оценок важно и для читателя, и для самого исследователя. Благодаря такому материалу у читателя - сторонника взглядов автора - формируется стойкое убеждение в истинности и научной плодотворности предлагаемого положения, его приоритете перед другими решениями. Системный критический анализ точек зрения по исследуемому вопросу приносит несомненную пользу и автору: позволяет ему еще раз критически оценить свое предложение, обнаружить в нем слабые места и внести необходимые коррективы.

Правила критики

Как и всякая научная процедура, критика приводит к объективным, достоверным знаниям при условии соблюдения ряда соответствующих правил, принципов научного познания.

  1.  Критика должна иметь конкретного адресата. Следует обязательно делать ссылку на работу (иной источник), из которой взят соответствующий фрагмент текста, отдельное положение, и указывать фамилию и инициалы ее автора. Безымянная критика допускается лишь в адрес какого-либо распространенного и общеизвестного положения, авторство которого установить не представляется возможным.
  2.  Научные положения в качестве предмета критики следует воспроизводить в работе четко и полно, без авторских добавлений и оценок. И это понятно, так как без уяснения сути предмета критики утрачивает смысл научная значимость процедуры в целом.

3. Критика должна быть конкретной и обоснованной. Критический анализ не может ограничиваться только констатацией факта несоответствия предмета критики требованиям, предъявляемым к научному знанию. Оппонент должен:

1) четко выявить и проиллюстрировать недостатки предмета критики, присущие как его содержанию, так и форме. Это могут быть неполнота, односторонность, абстрактность, априоризм, недостоверность, нечеткость или неясность изложения, логическая противоречивость и др.;

2) объяснить, какие конкретно требования научного познания не были соблюдены автором критикуемого положения, что в данном случае препятствовало получению научно обоснованного знания.

4. Критику следует вести предметно, последовательно разбирая содержание не только предмета критики, но и обосновывающих его аргументов. Важно не только показать несовершенство наличного положения, но и раскрыть несовершенство путей, способов его выведения, назвать и проанализировать все ошибки, промахи, допущенные в процессе объяснения и обоснования этого положения.

5. В процессе критики необходимо использовать всю систему научно обоснованных эмпирических и теоретических знаний, в том числе философии, логики, методологии научного познания, общей теории государства и права, отраслевых юридических наук, а также экономических и иных специальных неюридических наук.

б. Оценки, выводы оппонента должны соответствовать сути и содержанию как критикуемых положений, так и приведенных в их обоснование аргументов. Автор не должен применять алогичные,; способы аргументирования, равно как и допускать нарушения методологии научного познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24287. PR в финансовой сфере 72.5 KB
  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ PR ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКАХ. СОЗДАНИЕ ИМИДЖА БАНКА. Благополучие банков перспективы роста базируются не только на эффективных технологиях и необходимых связях но в большей степени на репутации и имидже банка. Создание имиджа можно до определенной степени форсировать а складывание репутации никогда не может обогнать естественного хода развития самого банка его финансовой интеллектуальной и организационной мощи.
24290. Состояние и перспективы развития рынка PR-услуг в России 46.5 KB
  Российский рынок PRуслуг формировался весьма активно. Только с развитием демократии становлением рыночных отношений и появлением соответствующих потребностей в области экономики и политики сфера PRуслуг стала быстро развиваться. PRагентства существенно расширяют перечень оказываемых услуг предлагая разработку концепции общественно полезной значимости предприятия создание имиджа товаров соответствующий тренинг высшего руководства подготовку взаимодействия со СМИ исследование социальнопсихологич.
24291. Особенности и основные этапы развития журналистики в ХХ веке 54.5 KB
  С гласностью стали возникать политические партии из подполья вышли социалдемократические эсеровские газеты были созданы вновь газеты и журналы партий народных социалистов народной свободы 17 октября трудовиков промышленников кадетов и т. Это были новые типы изданий: газетыманифесты газетыпризывы дискуссионные листки. В стране действовала Конституция работал парламент права цензуры ограничивались законом Оппозиционные правительству партии имели право на издание легальных газет: большевистская фракция РСДРП в Госдуме издавала...
24292. СМК, их характеристика и роль в деятельности PR-структур 38 KB
  Современная система СМК делится на три вида информационных каналов: СМИ телекоммуникацию и информатику. К СМИ относятся: организационнотехнические комплексы позволяющие осуществлять скорую передачу массовое тиражирование больших объемов словесной образной и музыкальной информации. В структуру системы СМИ входят: 1 газеты журналы дайджесты еженедельники и др. Очень часто термины средства массовой коммуникации СМК и средства массовой информации СМИ употребляются как синонимы.
24294. Типология и характеристика СМИ 36.5 KB
  Особо важно подчеркнуть что с юридической точки зрения медиаотрасль национальной экономики образуют не средства массовой информации как таковые а предприятия имеющие либо прямое либо опосредованное отношение к СМИ. Таким образом воспринимая СМИ как рыночную отрасль выпускающую однородную продукцию по однородным технологиям мы соглашаемся с тем что любая газета журнал телеканал являются субъектами рыночных отношений со всеми вытекающими последствиями. Для эффективной деятельности любому изданию необходимо иметь самые детальные...
24295. Взаимодействие PR структур со СМИ 41 KB
  Взаимодействие PR_структур со СМИ. Считается даже что до восьмидесяти процентов всей работы в них приходится на взаимодействие со СМИ. По данным социологического исследования опубликованного в журнале Сообщение самую существенную часть расходов компании составляют связи со СМИ для формирования имиджа кандидата в целом. От степени умения и желания работать со СМИ нередко зависит успех деятельности различных предпринимательских структур органов власти отдельных руководителей политиков.