74456

Современная западноевропейская правовая наука

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Современная западноевропейская правовая наука попрежнему находится в состоянии прогрессивного развития совершенствования чему во многом способствуют постоянно возрастающие потребности общества и государства в обеспечении устойчивого правопорядка и создании надежных гарантий реализации и защиты права и свобод личности. В числе ведущих направлений развития современной правовой науки можно выделить:...

Русский

2014-12-31

18.77 KB

52 чел.

Вопрос 29. Современная западноевропейская правовая наука.

 Современная западноевропейская правовая наука по-прежнему находится в состоянии прогрессивного развития, совершенствования, чему во многом способствуют постоянно возрастающие потребности общества и государства в обеспечении устойчивого правопорядка и создании надежных гарантий реализации и защиты права и свобод личности.

Поиски путей и способов решения названных фундаментальных вопросов политико-правовой практики составляют основополагающее направление научных исследований западноевропейской правовой науки. В числе ведущих направлений развития современной правовой науки можно выделить: 1) исследования, ориентированные на углубление теоретических знаний о природе и сущности права, его роли в современном мире; 2) использование новых современных методов научного познания в изучении предмета правовой науки, восполнении ее пробелов; 3) разработку и внедрение действенных гарантий прав и свобод личности как высшей социальной ценности; 4) поиски и формирование методологии комплексного изучения механизма правового регулирования; 5) дальнейшее повышение теоретического уровня отраслевых юридических наук.

Очевидный и бесспорный прогресс в совершенствовании методологии правовых исследований был достигнут за счет освоения и творческого применения западноевропейскими правоведами социальных правовых методов, метода сравнительного правоведения, а также использования современной вычислительной техники.

В Новое время были развиты исследования права, процессов его реального действия с применением социальных правовых методов (наблюдения, анкетирования, анализа письменных источников, социально-правового эксперимента, разного рода психологических тестов). Правоведам удалось разорвать узкий круг формально-логического анализа источников права, содержащихся в них норм права и обеспечить получение объективных знаний о социально-правовых явлениях и процессах, опосредствующих переход правовых норм на уровень конкретных правоотношений, а также механизмах взаимодействия норм права и социальных явлений в реальной жизни, непосредственной предметно-практической деятельности. Столь значительное расширение знаний объекта правовой науки самым положительным образом сказалось на состоянии правовой науки и выразилось, во-первых, в существенном расширении ее объекта и обеспечении правоведов знаниями процессов реального действия права; во-вторых, в создании криминологии — новой отрасли правоведения, ориентированной на изучение причин совершения преступлений и способствующих этому условий; в-третьих, в обосновании нового критерия оценки права — эффективности действия норм права — и разработке методологии выявления этого критерия. Знания процессов социального действия норм права, в свою очередь, способствовали появлению нового направления теории права, ориентированного на системное изучение социального механизма правового регулирования. Одновременно был поставлен вопрос о необходимости выделения социологии права в самостоятельную новую отрасль правовой науки. «Увлеченные поразительными результатами эмпирических исследований, некоторые сторонники социологического метода стали утверждать, что социология права должна отчасти заменить теорию государства и права»3.

Сравнительные правовые исследования, начало которым было положено еще в XIX в., в современный период выделились в одно из ведущих направлений исследований западноевропейских правоведов и признаются одним из значительных и сложных явлений современной правовой мысли4. В настоящее время усилия компаративистов разных стран координируются Международной ассоциацией юридических наук ЮНЕСКО, действующей под эгидой ЮНЕСКО, Международной академией сравнительного права и Другими организациями. В числе наиболее значимых достижений западноевропейских компаративистов можно выделить исследования методологии и общих проблем компаративистики, обоснование и сравнительный анализ основных правовых семей современности, выявление общих и особенных черт, присущих действующим правовым системам современных государств.

В современных условиях положено начало революции в правовой науке и юридической практике, обусловленной применением правоведами новой вычислительной техники и информационных технологий. Благодаря применению информационных технологий значительно облегчился доступ всего населения страны к текстам законов, иных нормативных правовых актов, существенно ускорился их поиск, менее трудозатратной стала процедура поддержания нормативных правовых актов в контрольном состоянии. Применение современной вычислительной техники значительно облегчило проведение ряда сложных технических процедур в законотворческом процессе и на стадии правоприменения. В частности, документооборот в судах и иных государственных органах ведется в режиме электронного делопроизводства, проводятся эксперименты по автоматизации процессов юридической квалификации, созданию электронного правительства и др. Благодаря современной вычислительной технике социально-правовые исследования становятся менее дорогостоящим мероприятием, доступным для небольших творческих коллективов и даже отдельных исследователей.

Совершенствование методологии научного познания спровоцировало дальнейшее расширение объекта и предмета правовой науки, появление новых научных отраслей.

В современных условиях существенно меняются акценты в правовой политике государства. С юридической арены окончательно уходит либеральное представление о государстве как «ночном стороже». Как международными, так и национальными актами на государство возлагается обязанность не только защищать права и свободы граждан, но и создавать необходимые материальные и иные условия для их реализации. Соответственно, правовое государство должно быть не только правовым и демократическим, но и социальным. С учетом решительного поворота государства и права в сторону реального обеспечения прав и свобод личности пересматриваются существующие механизмы правового регулирования, сокращается сфера правового регулирования, гражданам предоставляется право саморегулирования личных отношений, не имеющих существенного значения для общества и государства. С учетом этой ведущей тенденции развития современного права вносятся необходимые коррективы в методы правового регулирования и предмет отдельных отраслей права.

3 Боботов С. В. Буржуазная социология права. М., 1978. С. 40.

4 См.: СаидовА. X. Сравнительное правоведение. М., 2007. С. 88.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12879. Биологические ритмы и их влияние на здоровье 77 KB
  Урок валеологии: Биологические ритмы и их влияние на здоровье Цели: ознакомить учащихся с новым понятием биоритмы суточные недельные месячные сезонные; рассмотреть каким образом биоритмы влияют на здоровье человека его работоспособность; с помощью анкеты ...
12880. ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ 71 KB
  ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ Вашему вниманию предлагается иградрама. Мы играли в нее не только со старшеклассниками но и с педагогами представителями администрации психологами. Игра эта сложная как для проводящих ее так и для игроков. Она предполагает создание ситуации в...
12881. ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ 96.5 KB
  ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ Предлагаемую ниже игру можно использовать и как самостоятельную процедуру и в рамках психологического тренинга для подростков. В последнем случае игра встраивается в программу тренинга в форме отдельного занятия в котором представлены все...
12882. Психологическая игра Война племен 37.5 KB
  Психологическая игра Война племен Цель: развитие внутригрупповых отношений; навыков коллективного взаимодействия снятие агрессии. Участники игры: учащиеся 68 классов. Время проведения занятия: 1час 30 мин. Предполагаемый психологический результат: улучшение взаи...
12883. Дороги, которые мы выбираем. Сценарий мероприятия по актуальным проблемам подросткового возраста 41 KB
  Сценарий мероприятия по актуальным проблемам подросткового возраста Дороги которые мы выбираем... В конкурсе принимают участие ученики 9 11го класса. Соревнуются 2 команды по 12 человек. Члены команды: капитан; прессцентр 2 чел.; выездная бригада 3чел.; члены команд
12884. Здоровье и моя будущая профессия 41 KB
  Здоровьесберегающие технологии в воспитании и развитии детей. Круглый стол Здоровье и моя будущая профессия Программное содержание. Учить детей снимать эмоциональное и физическое напряжение преодолевать чувство тревоги связанное с межличностным общением. Форм...
12885. Сценарий психологической игры: «Кораблекрушение» 69.5 KB
  Сценарий психологической игры: Кораблекрушение для учеников 11го класса В период ранней юности 1517 лет человек переживает кризис идентичности. Этот возраст сопровождается активным поиском самого себя в социуме сверстников и взрослых. Конфликты как эмоционально...
12886. Игра в работе педагогапсихолога. МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ 105.5 KB
  Игра в работе педагогапсихолога: Мы едем едем едем Человек есть человек играющий homo ludens. Хейзенга. Игра: МЫ ЕДЕМ ЕДЕМ ЕДЕМ Время игры: 1 час 1 час 20 минут Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 10 14 лет. Цель: мотивация учащихся на и
12887. ПРОБУЖДЕНИЕ АКТИВНОСТИ 46.5 KB
  ПРОБУЖДЕНИЕ АКТИВНОСТИ Сценарий классного часа Вам приходилось слышать от взрослых в школе высказывания о том что современные дети ничего не хотят что растет поколение потребителей И действительно мы можем найти этому массу подтверждений. Чем лучше школа тем боль