74458

Стадии правового исследования

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

На стадии целеполагания решаются главные вопросы научного исследования: что подлежит исследованию; какие позитивные результаты можно ожидать по его завершении; с помощью каких методов могут быть получены ожидаемые результаты. С учетом результатов целепологания исследователь должен трезво оценить свой творческий потенциал и быть уверенным в том что его способностей знаний и навыков владения научными методами исследования вполне достаточно для успешного завершения планируемого исследования. Подготовительная стадия научного...

Русский

2014-12-31

43 KB

77 чел.

31 Стадии правового исследования

Чаще всего научное исследование подразделяют на пять стадий:

1) Целеполагания

2) Подготовительную

3) Эмпирическую

4) Теоретическую

5) Изложение и опубликование результатов исследования

 1.  На стадии целеполагания решаются главные вопросы научного исследования:

1) что подлежит исследованию;

2) какие позитивные результаты можно ожидать по его завершении;

3) с помощью каких методов могут быть получены ожидаемые результаты.

С учетом результатов целепологания исследователь должен трезво оценить свой творческий потенциал и быть уверенным в том, что его способностей, знаний и навыков владения научными методами исследования вполне достаточно для успешного завершения планируемого исследования.

 2. Подготовительная стадия научного исследования проводится в целях создания необходимых условий для успешного проведения научного исследования и получения ожидаемых познавательных результатов. Для этого требуется решение трех взаимосвязанных задач:

1) создание надлежащей научной, методологической и организационно-технической базы исследования;

2) составление программы и плана исследования;

3) разработка форм исследования.

Данная стадия чаще всего начинается со сбора и изучения участниками исследования монографий и иных публикаций по теме исследования. Так же на этой стадии надлежит решить вопрос о технических средствах, необходимых для проведения исследования, и источниках финансирования расходов на заработную плату участникам исследования, научные командировки, на проведение конференций и иных мероприятий и опубликование результатов исследования.

Таким образом, непосредственному познанию объекта и предмета исследования предшествует обстоятельная творческая аналитическая работа. При этом позитивное решение всех вопросов подготовительной стадии создает оптимальные условия для успешного проведения последующих стадий исследования и следовательно является прологом к актуализации эмпирического и теоретического уровней научного познания.

 3. Стадия эмпирического исследования имеет конечным результатом получение достоверной и полной информации о реальном бытии исследуемых политико-правовых явлений и процессах. При этом ставятся четыре цели:

1) установить реальное состояние изучаемых политико-правовых явлений и процессов;

2) получить дополнительные доказательства достоверности имеющихся теоретических знаний;

3) выявить новые явления и процессы, которые противоречат теоретическим положениям правовой науки и нуждаются в дальнейшем изучении и дополнении;

4) описать историю становления и развития государства и права, ее отдельные фрагменты.

 Познавательная деятельность на этой стадии появляется в пяти формах:

1) наблюдение;

2) анализ нормативно-правовых актов и иных письменных документов;

3) опроса населения или экспертов;

4) социально-правового эксперимента;

5) критики исторических источников.

1) Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие познающим субъектом исследуемого объекта в его непосредственной жизни, его бытии.

2) Факты полученные в ходе наблюдения или анализа нормативно-правовых актов и иных письменных документов, относятся к внешне объективным данным, т.е. самой деятельности или ее результатам, тогда как психическая сторона этой деятельности, как правило, остается неизученной.

3) Изучение психологической, чувственной стороны практики осуществляется при помощи опроса населения или экспертов.

4) Основным видом эмпирического наблюдения выступает социально-правовой эксперимент. Его особенность состоит в том, что исследователь наблюдает политико-правовую практику не в ее непосредственном бытии, а в измененном виде в целях проверки практической результативности каких-либо предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения.

5) В ходе критики исторических источников представляется необходимым не только выявлять отдельные факты, события, но и обосновать их достоверность, истинность.

 4. Теоретическая стадия правового исследования завершает процесс познания и в конечном итоге призвана раскрыть предмет правовой науки или ее отдельной отрасли во всей его полноте и всесторонности, т.е. всю совокупность закономерностей функционирования и развития политико-правовых явлений и процессов.

Перед теоретическим познанием могут быть поставлены три цели:

1) познание сущности и содержания отдельных политико-правовых явлений и процессов;

2) выявление закономерной связи, присущей этим явлениям и процессам;

3) раскрытие предмета отдельной отрасли правовой науки либо общей теории государства и права.

Таким образом, теоретическая стадия, как стадия завершающая исследование, определяет его результативность. От того, какие знания будут получены в виде итогового результата теоретического познания, настолько убедительно они будут аргументированы эмпирически и теоретически, зависит успех всего исследования.

Исследование будет успешным, если оно завершится выявлением новых явлений и процессов, их закономерностей, нахождением новых убедительных и бесспорных фактов, позволяющих перевести отдельные научные гипотезы на уровень достоверного знания, конкретными предложениями по совершенствованию законодательства и практики его применения.

 5. Научное исследование, какими бы особо значимыми результатами оно ни завершилось, оказывается неоконченным до тех пор, пока эти результаты не станут достоянием широкой юридической и иной общественности.

 Стадия подготовки научных работ и их опубликование,  обеспечивает выполнение трех целей:

1) обнародование результатов исследования;

2) закрепление приоритета исследователя на сформулированные им новые положения, выводы перед другими учеными-юристами;

3) перевод индивидуального знания на уровень научного общественного знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25087. Толерантність 35.5 KB
  Толерантність є необхідною умовою людського співжиття. Толерантність вимагає від людей примирення досягнення компромісу. Толерантність не є насиллям над людською волею позаяк це не людська кара. Приклади толерантності: батьки миряться з певною поведінкою своїх дітей; людина терпить слабкості іншої людини; людина терпить толерантність; монарх терпить інакомислення; релігійна течія терпимо ставиться до гомосексуалів; держава визнає релігійні меншини; суспільство терпимо ставиться до певних форм девіантної поведінки.
25088. Мораль – это совокупность исторически определенных норм 33.5 KB
  Функции морали отражают основные направления ее применения и через них реализуются цели задачи назначение морали. Функции морали: Регулятивная функция морали главная функция регулирующая поведение людей и общества в целом посредством: ограничения негативных устремлений людей; саморегуляции индивида и социальной среды управление общественными отношениями; воплощение в жизнь гуманистических норм морали. Воспитательная функция морали формирование нравственных привычек установок моральных запретов самовоспитания человека в течение всей...
25089. Мораль как целостное общественное явление 42.5 KB
  Альтруизм – нравственный принцип предписывающий сострадание и милосердие к другим людям бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Слово милосердие является самым близкими и понятными каждому человеку. Милосердие – свойство характера определяющее постоянный нравственный образ действий человека. Милосердие – это: доброжелательное сострадательное отношение к другому человеку; сочувствие жалость сострадание любовь; благотворительность.
25090. Поняття естетика 36.5 KB
  Естетичне це специфічно духовне чуттєве відношення людини до світу. Характеристикою такого відношення є здатність людини самореалізуватися цілісно і всебічно. У естетичному відношенні людина вільна від егоїстичного інтересу вона піднімається до безкорисливого дійсно людського відношення до предмету.