74458

Стадии правового исследования

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

На стадии целеполагания решаются главные вопросы научного исследования: что подлежит исследованию; какие позитивные результаты можно ожидать по его завершении; с помощью каких методов могут быть получены ожидаемые результаты. С учетом результатов целепологания исследователь должен трезво оценить свой творческий потенциал и быть уверенным в том что его способностей знаний и навыков владения научными методами исследования вполне достаточно для успешного завершения планируемого исследования. Подготовительная стадия научного...

Русский

2014-12-31

43 KB

91 чел.

31 Стадии правового исследования

Чаще всего научное исследование подразделяют на пять стадий:

1) Целеполагания

2) Подготовительную

3) Эмпирическую

4) Теоретическую

5) Изложение и опубликование результатов исследования

 1.  На стадии целеполагания решаются главные вопросы научного исследования:

1) что подлежит исследованию;

2) какие позитивные результаты можно ожидать по его завершении;

3) с помощью каких методов могут быть получены ожидаемые результаты.

С учетом результатов целепологания исследователь должен трезво оценить свой творческий потенциал и быть уверенным в том, что его способностей, знаний и навыков владения научными методами исследования вполне достаточно для успешного завершения планируемого исследования.

 2. Подготовительная стадия научного исследования проводится в целях создания необходимых условий для успешного проведения научного исследования и получения ожидаемых познавательных результатов. Для этого требуется решение трех взаимосвязанных задач:

1) создание надлежащей научной, методологической и организационно-технической базы исследования;

2) составление программы и плана исследования;

3) разработка форм исследования.

Данная стадия чаще всего начинается со сбора и изучения участниками исследования монографий и иных публикаций по теме исследования. Так же на этой стадии надлежит решить вопрос о технических средствах, необходимых для проведения исследования, и источниках финансирования расходов на заработную плату участникам исследования, научные командировки, на проведение конференций и иных мероприятий и опубликование результатов исследования.

Таким образом, непосредственному познанию объекта и предмета исследования предшествует обстоятельная творческая аналитическая работа. При этом позитивное решение всех вопросов подготовительной стадии создает оптимальные условия для успешного проведения последующих стадий исследования и следовательно является прологом к актуализации эмпирического и теоретического уровней научного познания.

 3. Стадия эмпирического исследования имеет конечным результатом получение достоверной и полной информации о реальном бытии исследуемых политико-правовых явлений и процессах. При этом ставятся четыре цели:

1) установить реальное состояние изучаемых политико-правовых явлений и процессов;

2) получить дополнительные доказательства достоверности имеющихся теоретических знаний;

3) выявить новые явления и процессы, которые противоречат теоретическим положениям правовой науки и нуждаются в дальнейшем изучении и дополнении;

4) описать историю становления и развития государства и права, ее отдельные фрагменты.

 Познавательная деятельность на этой стадии появляется в пяти формах:

1) наблюдение;

2) анализ нормативно-правовых актов и иных письменных документов;

3) опроса населения или экспертов;

4) социально-правового эксперимента;

5) критики исторических источников.

1) Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие познающим субъектом исследуемого объекта в его непосредственной жизни, его бытии.

2) Факты полученные в ходе наблюдения или анализа нормативно-правовых актов и иных письменных документов, относятся к внешне объективным данным, т.е. самой деятельности или ее результатам, тогда как психическая сторона этой деятельности, как правило, остается неизученной.

3) Изучение психологической, чувственной стороны практики осуществляется при помощи опроса населения или экспертов.

4) Основным видом эмпирического наблюдения выступает социально-правовой эксперимент. Его особенность состоит в том, что исследователь наблюдает политико-правовую практику не в ее непосредственном бытии, а в измененном виде в целях проверки практической результативности каких-либо предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения.

5) В ходе критики исторических источников представляется необходимым не только выявлять отдельные факты, события, но и обосновать их достоверность, истинность.

 4. Теоретическая стадия правового исследования завершает процесс познания и в конечном итоге призвана раскрыть предмет правовой науки или ее отдельной отрасли во всей его полноте и всесторонности, т.е. всю совокупность закономерностей функционирования и развития политико-правовых явлений и процессов.

Перед теоретическим познанием могут быть поставлены три цели:

1) познание сущности и содержания отдельных политико-правовых явлений и процессов;

2) выявление закономерной связи, присущей этим явлениям и процессам;

3) раскрытие предмета отдельной отрасли правовой науки либо общей теории государства и права.

Таким образом, теоретическая стадия, как стадия завершающая исследование, определяет его результативность. От того, какие знания будут получены в виде итогового результата теоретического познания, настолько убедительно они будут аргументированы эмпирически и теоретически, зависит успех всего исследования.

Исследование будет успешным, если оно завершится выявлением новых явлений и процессов, их закономерностей, нахождением новых убедительных и бесспорных фактов, позволяющих перевести отдельные научные гипотезы на уровень достоверного знания, конкретными предложениями по совершенствованию законодательства и практики его применения.

 5. Научное исследование, какими бы особо значимыми результатами оно ни завершилось, оказывается неоконченным до тех пор, пока эти результаты не станут достоянием широкой юридической и иной общественности.

 Стадия подготовки научных работ и их опубликование,  обеспечивает выполнение трех целей:

1) обнародование результатов исследования;

2) закрепление приоритета исследователя на сформулированные им новые положения, выводы перед другими учеными-юристами;

3) перевод индивидуального знания на уровень научного общественного знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7755. Современное состояние образования 175 KB
  Современное состояние образования 1. Анализ состояния современной системы образования Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быс...
7756. Дидактика как теория обучения 148.5 KB
  Дидактика как теория обучения. Общее понятие о дидактике, ее предмет, основные категории Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, называется дидактикой. В дидактике научно обосновываются закономерности...
7757. Процесс обучения как целостная система 117 KB
  Процесс обучения как целостная система. Двусторонний характер процесса обучения. Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Этот процесс обязательно предполагает взаимодействие преподав...
7758. Научные основы содержания образования в современной школе 62 KB
  Научные основы содержания образования в современной школе. Понятие содержания образования, его сущность. Концепция содержания образования по И.Я. Лернеру, В.В. Краевскому, М.Н. Скаткину. Обучение - это социально обусловленный процесс, вызванный...
7759. Методы обучения. Понятие и сущность метода, приема и средств обучения 230 KB
  Методы обучения 1. Понятие и сущность метода, приема и средств обучения Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической ли...
7760. Формы организации и средства обучения 149 KB
  Формы организации и средства обучения. 1. Понятие о формах организации обучения и сущность способов и систем обучения, видов учебной деятельности ученика, форм организации текущей учебной работы учащихся Понятие метод обучения, сущность которого р...
7761. Педагогические технологии в образовательном процессе 76 KB
  Педагогические технологии в образовательном процессе. Из истории становления понятия педагогической технологии Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, ремесло, умение и logos - учение, наука) - совокупность методов обра...
7762. Сущность проблемного обучения 72.5 KB
  Сущность проблемного обучения. Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия. Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоят...
7763. Дидактическая система развивающего обучения 63 KB
  Дидактическая система развивающего обучения. Из истории становления развивающего обучения Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию. Теория развивающего обучения берет...