7446

Система управленческого учета на предприятии ЗАО Мензелинский хлебозавод

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Система управленческого учета на предприятии ЗАО Мензелинский хлебозавод ВВЕДЕНИЕ Переход к рыночным отношениям совершенно по-иному определяет место предприятия экономике. Эффективность его работы во многом зависит от управленческой деятельности, об...

Русский

2013-01-23

201 KB

86 чел.

Система управленческого учета на предприятии ЗАО Мензелинский хлебозавод

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночным отношениям совершенно по-иному определяет место предприятия экономике. Эффективность его работы во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную экономическую самостоятельность предприятия, его конкурентоспособность и стоимостное положение на рынке. Отечественный бухгалтерский учет в силу специфики экономических отношений, преобладавших до недавнего времени, служил для реализации контрольной функции за сохранностью общественной собственности. Зачастую в угоду реализации последней игнорировались запросы управленческого аппарата, что неминуемо вело к снижению качества управления, несвоевременности и необоснованности принимаемых решений.

Актуальность настоящей темы предопределена рядом принципиальных факторов. Интерес к управленческому учету возник давно. Длительное время в России хозяйственный учет было принято делить на бухгалтерский оперативный и статистический. Основную роль играет бухгалтерский учет, так как точно и объективно отражает данные, используемые не только для управления, но и для планирования, контроля и анализа отдельных хозяйственных процессов и сфер уставной деятельности организации.

Объектами управленческого учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности»

Создание нетрадиционных систем формирования информации об издержках производства и финансовых результатах, применение новых подходов к управлению ими, повышение ценности получаемой информации для анализа являются в настоящее время одним из наиболее актуальных проблем бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности.

Предприятия в странах с традиционной рыночной экономикой накопили большой опыт рациональной экономической работы в условиях рынка, и было бы неразумно не воспользоваться им. Одним из достижений зарубежной теории и практики управления предприятиями является управленческий учет. Управленческий учет постепенно получает признание на российских предприятиях различных отраслей производства. Его разработка и методологическое сопровождение стали важнейшей частью услуг, оказываемых аудиторскими, консалтинговыми и другими специализированными организациями.

Курсовая работа является важным этапом в подготовке выполнения дипломной работы по бухгалтерскому учету, аудиту, финансовому анализу хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Значение управленческого учета заключается в том, что он позволяет системно рассмотреть внутри предприятия вопросы оперативного планирования, контроля и учета отдельных видов деятельности. Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации.

Контроль и регулирование реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений оперативного учета. Оценка результатов управленческих решений и ответственность за их исполнение производятся по данным внутренней отчетности.

Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах. В информационной системе предприятия такие функции выполняет бухгалтерский (управленческий) учет.   

Организация сама решает, как организовать управленческий учет, как классифицировать затраты,  насколько детализировать места возникновения затрат и как увязать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.

В курсовой работе по управленческому учету будут рассмотрены сущность и задачи управленческого учета, а также организация учета на конкретном примере.

Целью курсовой работы является рекомендации в области управленческого учета, анализ, обобщение и систематизация практического опыта и теоретических основ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- роль и значение управленческого учета в деятельности предприятия;

- рассмотреть актуальные проблемы развития управленческого учета в современных условиях;

- изучить нормативно правовые документы по теме;

- выработать умение работать с информацией, обобщать и делать выводы;

- изучение  способов использования информации управленческого учета  в процессе принятия решений;

- выявление особенностей организации управленческого учета;

- изучение специальной, учебной,  литературы.

Объектом исследования является Закрытое акционерное общество "Мензелинский хлебозавод". В ходе выполнения работы будет проанализировано фактическое состояние учета на данном предприятии а также даны рекомендации по совершенствованию управленческого учета. Внимание уделяется основам исчисления затрат и результатов деятельности хозяйственных организаций. Это вызвано тем, что управленческий учет для российских предприятий дело новое и многие его понятия и определения пришли из зарубежной теории и практики менеджмента, а потому требуют апробации в условиях российской действительности. Несмотря на то, что управленческий учет еще не так активно входит в деятельность по управлению компаниями, нельзя отрицать то, что управленческий учет очень важен для принятия правильного управленческого решения, его ведение необходимо на каждом предприятии.

Эффективность  работы предприятия во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей его реальную экономическую самостоятельность,  конкурентоспособность и стоимостное положение на рынке.

Методологической основой курсовой работы явился Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ с дополнениями и изменениями, другие законодательные акты в области бухгалтерского учета.

Исследуя теоретический аспект управленческого учета, я основываюсь на исследованиях по бухгалтерскому управленческому учету таких авторов, как М.А. Вахрушиной, Н.П. Кондракова, М.А. Ивановой, Т.П. Карповой и других.

В курсовой работе использованы методы анализа и синтеза, сравнения, метод экономического анализа.

1. Теоретические основы управленческого учета на предприятии розничной торговли.

        1.1 Задачи бухгалтерского управленческого учета.

Главной целью управленческого учета является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления предприятием.

Основными задачами организации управленческого учета являются ориентация на достижение заранее определенной цели предпринимательства, необходимость обеспечения альтернативных вариантов решения поставленной задачи, участие в выборе оптимального варианта и в расчетах нормативных параметров его исполнения, ориентация на выявление отклонений от заданных параметров исполнения, интерпретация выявленных отклонений от заданных параметров исполнения, интерпретация выявленных отклонений и их анализ.

Со временем круг задач управленческого учета заметно расширился. В настоящее время выделяют следующие задачи учета для управления:

Регистрация затрат и представление отчетов, в том числе классификация, обобщение, предоставление и истолкование данных о затратах для заинтересованных пользователей;

Определение и оценка величины затрат по конкретным продуктам, услугам или местам формирования издержек, центрам ответственности;

Управление стоимостью и анализ затрат, т.е. представление данных о затратах в виде информации, пригодной для управленческого планирования и контроля, для использования ее управленческим персоналом при принятии решений.

Основные задачи управленческого учета, решаемые в рамках поставленной цели: планирование, определение затрат и контроль, принятие решений.

Планирование - процесс определенных действий, которые должны быть выполнены в будущем. В основе планирования лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Планирование в рамках управленческого учета называется бюджетным планированием - самое детализированное планирование.

Определение затрат (учет затрат и калькулирования себестоимости продукции) представляет собой процесс, начинающийся со сбора всей информации, относящейся к затратам, возникающим при покупке или производстве готовой продукции, услуг предприятием. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная классификация затрат.

Система контроля, как установление обратной связи, должна обеспечивать, с одной стороны, планирование затрат, взаимосвязанное с реальной деятельностью, прошлыми и будущими событиями в организации. С другой стороны, система контроля обеспечивает четкое отслеживание исполнения планов, учет отклонений фактических показателей от запланированных ранее, а также анализ данных отклонений.

Принятие решений является конечной, итоговой задачей ведения управленческого учета. Именно на обеспечение возможности принимать верные решения, направлен управленческий учет.

Задача управленческого учета - полное отражение всех хозяйственных операций предприятия, включая и те, которые не отражаются в бухгалтерском учете, и предоставление руководству предприятия оперативного доступа к этой информации. Основными пользователями управленческого учета являются учредители, высшее руководство и финансовые службы.

В управленческом учете, как правило, содержатся дополнительные (по сравнению с бухгалтерским учетом) данные обо всех операциях, необходимые для эффективного управления предприятием. Это позволяет быстро анализировать отдельные аспекты деятельности предприятия для принятия управленческих решений.

Управленческий учет не регламентирован никакими правовыми актами и преследует только внутренние цели предприятия. Как следствие, учетная политика и план счетов управленческого учета формируются предприятием таким образом, чтобы при минимуме затрат на ведение учета получить все данные, необходимые учредителям и руководству.

        1.2 Принципы и функции управленческого учета, их составная часть.

Исследовать принципы управленческого учета, необходимо принимая во внимание два обстоятельства:

1) место, занимаемое управленческим учетом в общей бухгалтерской системе;

2) цель, реализуемую системой управленческого учета.

Поскольку управленческий учет представляет собой подсистему  бухгалтерского учета, им объективно используется ряд важнейших бухгалтерских принципов – экономичности и своевременности представляемой информации, ее сопоставимости и др.  

К принципам управленческого учета относятся:   

1. Оперативность представления информации –  предполагает ослабление требований к полноте информации в пользу ее оперативности.

       2. Конфиденциальность представляемой информации – предполагает обособленное ведение управленческой бухгалтерии.

       3. Полезность представляемой информации – предполагает применение тех методик планирования, учета и анализа, которые обеспечивают получение полезной информации, в связи с чем их выбор зависит от решаемых управленческих задач.     

      4. Гибкость системы управленческого учета – означает приспособленность системы управленческого учета к индивидуальным особенностям организации, совершенствование ее по мере изменений, происходящих в предпринимательской деятельности организации.

      5. Прогнозность системы управленческого учета – означает направленность системы управленческого учета на оптимизацию результатов деятельности сегментов бизнеса путем прогнозирования их будущих доходов и расходов.   

     6. Экономичность представляемой информации – состоит в том, что управленческим  учетом формируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для целей управления. Так, согласно МСФО, выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение.

     7. Принцип делегирования ответственности и мотивации исполнителей – предполагает перераспределение ответственности между руководителями различных иерархических уровней управления и выбор критериев оценки деятельности, максимально способствующих их мотиваций.

     8. Принцип управления отклонениями – означает, что внутренняя отчетность должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет установить ответственность за возникшие неблагоприятные  отклонения и оперативно устранить их причины.

     9. Принцип контролируемости показателей внутренней отчетности – предполагает раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым и неконтролируемым руководителем сегмента предпринимательской деятельности.

10. Принцип своевременности представления информации – в ряде случаев принцип полноты и документальной обоснованности хозяйственных операций может игнорироваться ради обеспечения своевременности предоставления информации.

Принципы, свойственные управленческому учету, позволяют ему решать комплекс взаимосвязанных задач:

оперативного учета, анализа, контроля, планирования и прогнозирования деятельности сегментов предпринимательской   деятельности (центров ответственности);

создания мотивационных механизмов, позволяющих гармонизировать интересы и цели сегментов с тактическими и стратегическими целями организации.

Это, в свою очередь, позволяет реализовать основную цель управленческого учета: обеспечить информационную поддержку в принятии эффективных управленческих решений, направленных, в конечном итоге, на максимизацию прибыли организации при условии сохранения ее капитала.

Функции управленческого учета

Циклы управления обычно состоят из планирования, контроля, оценки, непосредственно организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.

Планирование представляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели, формулировку задач, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения.    

Сформулированные выводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании. Хорошо составленные планы бывают настолько гибкими, что при определенных производственных ситуациях позволяют руководителю их изменять.

Контроль - это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. При этом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановыми показателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычной работе между ними не проводят грань.

Любое управленческое решение основывается на оценке, в которой управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют.

В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь) и выясняются причины отклонений:

недостатки планирования;

неоптимальный набор действий, который привел к увеличению оперативных решений;

несоответствие системы контроля требованиям управления;

выбор неверной цели.

Стимулирование — это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.

Бюджеты и отчеты об их исполнении стимулируют деятельность персонала предприятия, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.

 Налаживается обмен информацией  и отчетностью между отдельными службами, таким образом, менеджеры знакомятся с разработанными для них планами, уясняют стоящие перед ним задачи.

В организационной структуре любого предприятия между его отдельными подразделениями возможны линейные и нелинейные производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчиненным лицам, а нелинейные -  возникают, когда один отдел предоставляет услуги  другим отделам.

Внутренняя информационная связь — это обмен информацией и отчетностью, позволяющий координировать действия различных структурных подразделений на достижение конечной цели; конкретизирующий задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяющий условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений.

Исполнительные отчеты представляют любому менеджеру материал для анализа и оценки своих действий, разработки мероприятий по устранению каких-либо действий, которые привели к понижению эффективности управления.

        1.3 Объекты и методы калькулирования.

Объекты калькулирования.

Калькулирование – это процесс определения себестоимости определенного объекта затрат.

Под объектами затрат понимают сегменты деятельности предприятия, которые требуют измерения связанных с ними затрат.

Следует отметить, что на промышленных предприятиях затраты обычно сначала относятся к соответствующим подразделениям, а затем – к видам продукции (услугам), которые вырабатываются соответствующими подразделениями.

Методы калькулирования.

Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции  понимают совокупность приёмов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за процессом формирования себестоимости продукции.

За основу классификации методов калькулирования себестоимости продукции принимаются объекты учета затрат, объекты калькулирования и способы контроля за себестоимостью продукции.

Существует множество методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Но всю их совокупность можно классифицировать по двум основным направлениям: оперативности контроля за затратами и объектам учета затрат.

По оперативности контроля методы можно подразделить на методы учета затрат в процессе производства продукции и методы учета прошлых затрат.

По объектам учета затрат обычно выделяют методы учета при массовом и серийном производстве (по деталям, частям изделий, изделиям, процессам и т.д.) и при индивидуальном мелкосерийном производстве (по заказам).

Следует отметить, что классификация методов учета калькулирования себестоимости продукции является объектом дискуссий. В свое время министерствами и ведомствами были перечислены три основных метода калькулирования себестоимости продукции: нормативный, попередельный и позаказный. 

Нормативный метод учета и калькулирования себестоимости продукции обычно характеризуется тем, что на предприятии по каждому изделию на основе действующих норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости изделия. В идеале, если бы в течение месяца все затраты на предприятии соответствовали действующим нормам, нормативам и сметам, а объём производства соответствовал запланированному, фактическая себестоимость изделия была бы равна нормативной. Исходя из этой посылки учет организуют таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонениям от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют руководителям всех уровней производственного процесса  управлять себестоимостью продукции и вместе с тем бухгалтерии калькулировать фактическую себестоимость изделия путем прибавления к нормативной себестоимости изделия (вычитания из неё) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье.

Вторая группа методов калькулирования характеризуется тем, что фактические затраты на протяжении месяца накапливают, а в конце месяца распределяют между объектами учета и калькулирования. Отклонения от плановой себестоимости выявляют после завершения калькулирования единицы каждого изделия. Среди этих методов назовем следующие.

Попроцессный метод калькулирования характеризуется тем, что на предприятии выпускают продукцию ограниченной номенклатуры, отсутствует незавершенное производство. В связи с этим объектами учета затрат являются отдельные процессы в изготовлении (выпуске) продукции, в выполнении работы (услуги) как составные части всего процесса производства.

Попередельный метод калькулирования характерен для массовых производств, в которых исходное сырьё или материалы последовательно превращаются в готовую продукцию. Производственные процессы или их группы образуют переделы, каждый из которых завершается выпуском промежуточного продукта-полуфабриката, который к тому же может быть в таком виде реализован на сторону. Эти переделы и являются объектами учета затрат.

Позаказный метод калькулирования характерен тем, что объектом учета затрат является производственный заказ, открываемый на индивидуально или мелкосерийно изготовляемое изделие, серию изделий или часть изделия, на отдельную работу, отдельную услугу. Себестоимость каждого заказа определяется после завершения работ по этому заказу.

        1.4 Методы и процесс принятия решения.

Определение целей и задач.    

Прежде чем принять правильные решения, необходимо определить цель или руководящее направление, которые помогут принимающим решения оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим.

  Обычно, согласно экономической теории, владельцы фирмы преследуют цель получения максимальной прибыли или, более точно, увеличения богатства держателей акций.

Выдвижение в качестве цели достижения максимальных прибылей аргументируют по-разному. С юридической точки зрения владельцы обыкновенных акций являются владельцами фирмы, которая поэтому для получения ими прибылей должна управляться их достоверными менеджерами. Есть и другой аргумент в пользу выбора этой цели: увеличение прибылей ведет к росту всеобщего экономического благосостояния.

Так как возможности человеческого разума не безграничны и человек может в какой-то определенный момент работать с ограниченным количеством информации, то он  занимается поиском решений только до тех пор, пока не находит первое же приемлемое. Дальнейшие попытки найти лучшее решение или наилучшее решение не делаются. Такой подход, когда поиск заканчивается подбором удовлетворительного, а не оптимального решения, известен как поиск удовлетворительного решения.

Любые сверх доходы по отношению к этим установленным минимумам рассматриваются в качестве предмета заключения сделок между различными группами.

Некоторые менеджеры ищут пути создания основ власти и построения империи; другими целями являются безопасность и стремление устранить неопределенность в будущем, таковые соображения могут победить желание получить голые прибыли.

Тем не менее мы придерживаемся взгляда, что в основном фирмы стремятся максимизировать величину притока будущих платежей наличными (т.е. будущие денежные поступления наличными за вычетом платежей наличными), или, выражаясь более точно, приведенную стоимость притока будущих поступлений наличными.

      Причины, как цели для максимизации прибылей:

1.Маловероятно, что выбор какой-то другой цели даст возможность с такой же эффективностью оценить способность организации функционировать в будущем.

2.Сомнительно, что максимизация приведенной стоимости  будущих поступлений денежной наличности может быть реализована на практике без выработки принципов, необходимых для достижения этой цели, изучив которое станет понятным, как увеличить поступления денежной наличности;

3.Реализация этой цели помогает держателям акций - участников сделки понять, во что им обойдется выбор других целей, т.к. становится известным распределение сумм наличных денег между участниками коалиции.

Поиск альтернативных вариантов действий.

Второй этап процесса принятия решения заключатся в поиске ряда возможных вариантов действий, направленных на достижение поставленных целей. Если внимание администрации компании всецело поглощено ассортиментом продукции и рынками сбыта  сегодняшнего дня и она выпускает из-под контроля тенденцию к сужению рынка  сбыта своей продукции и движения денежной наличности, то появляется опасность, что в будущем она не сможет генерировать достаточно денежной наличности, чтобы выдержать конкуренцию.

Для максимизации будущего притока денежной наличности существенно, чтобы администрация постоянно получала информацию о возможных положительных и отрицательных для нее тенденциях в развитии экономической  обстановки и немедленно принимала меры, при помощи которых можно было бы защищать организацию от всяких неожиданностей в будущем.

В частности, компании рекомендуется прибегнуть к одному или нескольким из следующих вариантов действий:

1. Выпуск новых товаров для сбыта на уже существующих рынках;

2. Выпуск новых товаров для сбыта на новых рынках;

3. Создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.

Совершение альтернативных действий вызывает необходимость  получить информацию об ожидаемой конъюнктуре и изменений экономической обстановки. Это самый трудный и важный этап процесса принятия решения.

Сбор данных для выбора альтернативных действия.

Когда вероятные сферы деятельности определены, администрация должна оценить возможные темпы роста показателей своей деятельности, способность компании удержать соответствующую долю рынка и осуществить движение денежной наличности для каждого альтернативного варианта действий в  различной экономической среде.

Так как проблемы, ожидающие своего решения,  существуют в изменчивой и не всегда понятной экономической среде, необходимо рассмотреть определенные факторы,  которые находятся вне контроля принимающего решение и могут оказывать влияние на каждый альтернативный курс действий. Эти неуправляемые факторы называются экономической средой. Примерами таких возможных состояний экономической среды являются экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции.

 Вариант действий, выбранный фирмой на основании вышеописанной информации, вызовет вовлечение ее ресурсов в производство на длительный период, и положение фирмы будет находиться  под влиянием ее экономической среды, т.е. товаров, которые она производит, ее рынков сбыта и способности реагировать на будущие изменения.

Выбор варианта действий определяет долгосрочную перспективу фирмы и, следовательно, решения, которые она может принять в будущем. Эти решения обычно называют долгосрочными и стратегическими.

 Стратегические решения имеют очень  большое влияние на будущее положение фирмы, и поэтому важно, чтобы была собрана точная информация о возможностях фирмы и ее экономической среде. Поэтому стратегические решения должны быть прерогативой высшей администрации.

Кроме стратегических, или долгосрочных решений, администрация должна также принимать решения которые не требуют долгосрочного привлечения ресурсов фирмы. Такие решения считаются краткосрочными, или оперативными, и обычно являются прерогативой менеджеров более низкого уровня управления.

Принятие краткосрочных решений основывается на экономической обстановке сегодняшнего дня и на оценке материальных, человеческих и финансовых ресурсов, которыми фирма располагает в настоящее  время.  А эти ресурсы в значительной степени определяются качеством принятых фирмой долгосрочных решений.

 Для выработки краткосрочных решений  также  необходимо собирать  соответствующие данные, например данные о продажных ценах товаров конкурирующих фирм, ожидаемом спросе на товары по альтернативным продажным ценам и прогнозируемых при различных вариантах производства, затратах.

Эта информация потребуется на различных уровнях управления для принятия решений об установлении продажных цен и объеме выпуска продукции. После того как необходимая информация собрана, администрация должна решить, какие варианты действий выбрать.

Выбор оптимального варианта действия из альтернативных.

На практике принятия решения это сравнительная оценка конкурирующих альтернативных действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям организации.

Если таковой является максимизация будущих поступлений чистых платежей наличными, то оптимальный альтернативный вариант должен выбираться путем сравнения прогнозов поступления денег наличными.

Следовательно, к каждому альтернативному варианту действий должны быть применены методы анализа прироста чистых денежных поступлений.

Альтернативные варианты оцениваются по предполагаемым чистым денежным поступлениям и дающие наибольшую величину должны быть рассмотрены с точки зрения качественных показателей.

Осуществление принятых решений

Выбранные альтернативные варианты являются отправной точкой для составления сметы.

Смета-это финансовый план реализации различных решений, принятых администрацией. В сметах учитываются поступления и оттоки  денежной наличности, доходы от продаж и затраты.

Сметы сводятся в единый документ, в котором в концентрированной форме выражены намерения организации и ожидаемые результаты. Этот документ называется обобщенной финансовой сметой, которая состоит из сметного счета доходов и убытков, расчета движения денежной наличности и баланса. Процесс составления сметы направлен на то, чтобы каждый член организации знал о своей предполагаемой роли в осуществлении решений администрации.

Сравнение фактических и планируемых результатов и принятие мер в случае их расхождения.

Последние этапы процесса -это сравнение фактических и планируемых результатов  и принятие необходимых мер в случае их расхождения, относятся к контролю и регулированию в рамках фирмы.

Управленческая функция процесса контроля и регулирования – оценка результатов деятельности,  предоставление сведений о них и выработка корректирующих мер, направленных на то чтобы цели были достигнуты и планы фирмы  реализованы.

  Для контроля за результатами деятельности бухгалтер готовит отчеты и представляет их менеджерам, ответственным за выполнение определенных решений. Отчеты, содержащие данные сравнения фактических результатов (фактических затрат и доходов), должны готовиться систематически. Данные этих отчетов обеспечивают обратную связь для сравнения запланированных и фактических результатов. В таких отчетах особое внимание  должно уделяться показателям, которые расходятся с запланированными, чтобы менеджеры сосредоточили на них свое внимание.

Эффективность контроля и регулирования зависят от корректирующих действий, направленных на приведение фактических результатов в соответствие с запланированными показателями. В свою очередь планы также могут уточняться, если результаты сравнений показывают, что какие-то запланированные показатели не могут быть достигнуты.

Корректирующие действия по приведению фактических результатов  в соответствие с запланированными показателями или действия по уточнению планов, предполагаются если сравнения результатов показывают, что эти планы не могут быть выполнены.

 

2. Система управленческого учета на предприятии – производителе продуктов питания и предприятии розничной торговли ЗАО «Мензелинский хлебозавод».

         2.1 Общая характеристика предприятия.

Наименование – Закрытое Акционерное общество «Мензелинский Хлебозавод»

Юридический адрес: 423700, РТ, г.Мензелинск ул. Изыскателей, д.1/28

Организационно-правовая форма - Закрытое акционерное общество

Форма собственности – Частная

Дата, место, орган регистрации – Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой службы №2 по Республике Татарстан

Банковские реквизиты – Мензелинское ОСБ 4689, Банк «Татарстан» №8610 г. Казань, р/сч. 40602810962400100020, кор.сч. 30101810600000000603, БИК 049205603, ИНН/КПП – 1628000565/162801001

Генеральный директор Аюпов Рашиль Рашидович

Контактный телефон 8-5555-34660

Учредители (акционеры)

Размер уставного капитала 3756 тыс.руб. Количество обыкновенных и привилегированных акций 29829 штук номинальной стоимостью 140(сто сорок) рублей каждая.

Виды и объемы деятельности

Основные виды выпускаемой продукции хлебобулочные и кондитерские изделия

Основные потребители – ООО «Ак Барс Торг»(магазины «Пятерочка»), ТД ПИК («Народный»), ООО «Аверс», ООО «Мензелинский хлеб»

Основные поставщики сырья – ЗАО «Народное предприятие Набережночелнинский КБК», ОАО «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Буинский сахарный Завод».

Поставщики оборудования для контитерского и хлебобулочных цехов:

ООО «Регион Металл» - Россия, Татарстан, г.Набережные Челны

ОАО «Щебекинский машиностроительный завод»- Россия, Белгородская область, г.Щебекино.

Производственная структура организации

Основной вид деятельности хлебозавода- производство хлебобулочной продукции, которая составляет 90 % всего объёма.

Наименование показателя

Отчетный период(май 2008)

Объем производства тонн ед.продукции

19922

Полная себестоимость тыс.руб.

18502

Объем Выручки от продаж тыс. руб

18714

Доля от общего объема выручки, %

93

Рентабельность %

13

Основные конкуренты по хлебопекарной продукции :

ЗАО «Челны хлеб», ООО «Сифтах», Елабужский пищекомбинат.

Основные направления развития хлебозавода на ближайшие 3-5 лет :

-увеличение выпуска продукции

-улучшение качества продукции

-продажа лишнего оборудования

-снижение себестоимости за счет более рационального использования производственных мощностей

-расширение рынка продаж

-строительство двух фирменных магазинов в г.Набережные Челны.

Оценка соответствия результатов деятельности ЗАО «Мензелинский хлебозавод» соответствует тенденциям развития  отрасли, в целом предприятие рентабельно, имеет прибыль, из неё около 70 % идет на развитие производства, приобретение замену оборудования, выпуск новой продукции, расчет с кредиторами.

На предприятии продолжается строительство новых объектов, увеличивается количество автотранспорта, используемого для перевозки продукции, приобретается земля в собственность, увеличиваются рабочие места, возрастает заработная плата.

В тоже время из-за роста стоимости сырья, электроэнергии, налогов завод вынужден производить увеличение стоимости выпускаемой продукции, что негативно может отразиться на объемах реализации продукции.

        2.2 Основные особенности учета на предприятии.

Бухгалтерский учет на предприятии ЗАО «Мензелинский хлебозавод» осуществляется бухгалтерией предприятия в строгом соответствии с действующим законодательством.

Бухгалтерский учёт ведётся бухгалтерией.. Бухгалтерия обеспечивает правильную постановку и достоверность учёта, контроль за сохранностью собственности, правильное расходование денежных средств и материальных ценностей.

Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером. Главный бухгалтер подчиняется административно непосредственно генеральному директору предприятия. Непосредственно главному бухгалтеру подчиняются старший бухгалтер, бухгалтер расчётной части, бухгалтер материальной части и бухгалтер-кассир.

Ответственность за ведение бухгалтерского учёта несёт главный бухгалтер. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем документы, служащие основанием для приёмки и выдачи товарно-материальных

ценностей и денежных средств. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную дисциплину.

Основными задачами управленческого учёта являются:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчётности.

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства Р.Ф.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

В настоящее время разработаны десятки программ, позволяющих автоматизировать бухгалтерский учет на предприятиях с помощью персональных компьютеров.

Все программы предлагают стандартный набор инструментов, позволяющих облегчить и автоматизировать работу бухгалтера. Большинство программ универсальны и дают возможность автоматизировать бухгалтерский учет любого вида сложности.

На ЗАО «Мензелинский хлебозавод» учет ведется с помощью программы   1С: Бухгалтерия.

Основной источник информации в программах автоматизации бухгалтерского учета — журнал хозяйственных операций. Данные вводятся в журнал в виде первичных документов, проводок или типовых операций, перечень которых можно изменить и дополнить. Обрабатывая этот журнал, программы делают разноску операций по счетам, определяют обороты и сальдо, составляют оборотную ведомость, готовят итоговый баланс и другие отчеты. Программы позволяют вести различные виды учета: синтетический и аналитический, суммовой и количественный, валютный учет, проводить расчет заработной платы и действующих налогов.

       Процесс заготовления.

В процессе заготовления предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.

Значительный удельный вес в процессе снабжения имеют операции по приобретению материалов, так как они постоянно требуются для осуществления производственного процесса и составляют материальную основу готовой продукции. Материалы входят в состав так называемых материально- производственных запасов.

Материалы принимаются к учету по фактической стоимости, которая, кроме покупной стоимости поступивших материалов, включает в себя транспортно-заготовительные расходы.

Учет ТЗР ведется обособленно на синтетическом счете 10 «Материалы» на отдельном субсчете так же, как и учет материалов. При списании материалов в производство, транспортно-заготовительные расходы также списывают на затраты производства в процентном отношении к стоимости отпущенных материалов.

По способу использования и назначению материалы представляют собой предметы и средства труда.

К предметам труда относятся сырье, топливо, запасные части и прочие виды материалов, учет которых ведется на соответствующих субсчетах.

Процесс производства.

Производство является основным хозяйственным процессом в деятельности большинства предприятий и представляет собой процесс по изготовлению продукции, выполнению работ и услуг. От правильной организации процесса производства зависит объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность.

На ЗАО «Мензелинский хлебозавод» с простой структурой производства учет ведется с использованием одного счета 20 «Основное производство».

На счете 20 ведется учет затрат, непосредственно связанных с основным производственным процессом выпуска готовой продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

На малых предприятиях учет, как правило, ведется с использованием одного счета 20 «Основное производство».

Результатом процесса производства является выпуск готовой продукции, себестоимость которой формируется с учетом производственных затрат, необходимых для ее изготовления. Производственные затраты, связанные с выпуском продукции, называют издержками производства.

  2.3 Маркетинговая стратегия ЗАО «Мензелинский хлебозавод»

Функции маркетинга - исследование деятельности, сбор информации, планирование ассортимента продукции, сбыт и распределение, реклама и стимулирование сбыта.

Выполнение этих функций на первом этапе включает оценку предприятия на рынке продавцов продукции и выбор тех видов продуктов или деятельности, по которым имеются преимущества в отношении экономических или технических параметров в сравнении с другими продавцами.

Второй этап состоит в разработке рыночной стратегии, когда определяется номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, реализуемой как по прямым договорам, так и на свободном рынке. На этом этапе уравновешивается выпуск и спрос путем постоянного изучения рынка и регулирования номенклатуры выпуска.

Сбыт и распределение продукции - третий этап. Эта функция состоит из процессов продвижения товаров от производителя к потребителю, включающих организацию и непосредственную доставку такого количества товаров, которое заказано покупателем в указанное им время.

Четвертый этап является важнейшим в системе маркетинга. Он включает в себя рекламу и стимулирование сбыта. Реклама способствует покупательной активности населения, оказывает воздействие на потенциального покупателя. Мероприятия по симулированию сбыта влияют на предпринимательскую деятельность работников, а не только управленцев.

Разработка рыночной стратегии является важнейшим направлением маркетинговой деятельности предприятия.

Все средства и методы маркетинговой деятельности направлены на максимально обоснованное определение прибыльности производства.

В зависимости от поставленных целей и средств производства можно выделить несколько видов рыночных стратегий:

стратегия завоевания или расширения доли рынка,

стратегия инновации,

стратегия дифференциации продукции,

стратегия снижения издержек производства,

стратегия индивидуализации потребителя.

ЗАО «Мензелинский хлебозавод» использует стратегии инновации и снижения издержек производства.

Эти стратегии направлены на повышение конкурентоспособности изделия, ценовое соперничество, предполагающее внесение таких новшеств, которые обеспечат реализацию продукции по повышенным ценам.

Ради увеличения контролируемой доли рынка предприятие идет на значительные первоначальные капиталовложения в передовую технологию и оборудование.

Стратегия снижения издержек производства требует массового внедрения экономичного оборудования и технологий, установления контроля над прямыми и накладными затратами.

Для снижения издержек производства изделий массового серийного производства необходимы отлаженная технология и крупные производственные мощности, использование возможностей сложившейся инфраструктуры.

Для обеспечения меньших эксплутационных затрат необходимы поддержание престижа продукции, развитая сбытовая сеть, хорошо функционирующее информационное обеспечение. ЗАО «Мензелинский хлебозавод» специализируется в основном на нововведениях в изыскании более качественных /экологических/ материалов, а также в технологии производства (применение более мощного оборудования и уменьшение количества необходимых технологических операций) с целью снижения затрат на изготовление продукции.

         2.4 Организационная структура предприятия на ЗАО «Мензелинский хлебозавод».

Так как бухгалтерский управленческий учет используется для внутренней отчетности и обычно содержит информацию по отдельным подразделениям, отчеты не обязательно должны составляться в соответствии с установленными нормами и правилами, и не предназначены для внешних пользователей.

Организационная структура предприятия выглядит таким образом:

                                                      Ген. директор

финансовый                          главный                                         зам. директора

директор                               инженер                                           по производству

                                              технический                             заготовительный

                                                   отдел                                       цех

                       

бухгалтерия                                                                               

(гл. бухгалтер)                                                                           

 

                                                                                                  отдел снабжения

отдел маркетинга и сбыта

                                                                                                      отдел качества

 

                                                                                                      склад готовой

                                                                                                      продукции

Рис.1 Организационная структура предприятия.

]Большинство управленческих решений, принимаемых руководством  ЗАО «Мензелинский хлебозавод» основываются на анализе предыдущей деятельности и прогнозе результатов принятого решения.

Данная организация ведет производство продуктов питания и розничную торговлю продуктами питания.

Главная задача состоит в том, чтобы как можно выгоднее приобрести и продать ценности. Это является задачей для организации в целом. Что касается отдельных подразделений, то ежемесячно отдел по закупкам предоставляет руководителю отчет о том, как изменились цены на рынке относительно данной области деятельности (насколько повысились цены или понизились на определенный товар, относительно прошлого месяца), планы по закупкам на текущий месяц (сколько отдел планирует закупить товаров, на какую сумму и у каких предприятий). На основании этих данных руководство принимает решение о том, по каким ценам следует продавать свой товар, чтобы не упал уровень продаж. Решается также вопрос о том, с какими партнерами следует продлить деловые отношения. Из этого следует, что руководство ставит перед отделом закупок задачу о своевременном предоставлении информации на рынке, для того чтобы вовремя сориентироваться в сложившейся ситуации и не потерять занимаемого статуса среди конкурентов.

Перед отделом продаж задача состоит в том, чтобы своевременно предоставлять информацию о том, как изменились продажи по сравнению с прошлым месяцем (увеличились или сократились).

Перед бухгалтерией ставится задача по контролю поступивших и произведенных операций. Бухгалтер, ведущий 60 счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" должен предоставлять информацию о том, сколько ЗАО «Мензелинский хлебозавод» должен своим партнерам.

На ЗАО «Мензелинский хлебозавод»  для учета затрат используется 44 счет "Расходы на продажу". Предприятие списывает на этот счет брак материалов, ТМЦ, канцтовары, списание основных средств и амортизации. Основанием для отнесения той или иной суммы затрат к коммерческим расходам являются такие первичные документы, как платежные поручения и выписки банка, акты приемки работ.

         2.5 Схема центров ответственности

На ЗАО «Мензелинский хлебозавод»   используется следующая схема центров ответственности по принципу выполняемых ими функций :

                                                                 Центры

                                               ответственности

Основные центры                                                                 Дополнительные

ответственности                                                                центры ответственности

              отдел                                                                           общепроизводственные

            снабжения                                       

                                                                                                      административно-        

                                               хлебобулочный цех                       хозяйственный

             основное                                                                         отдел

           производство              кондитерский цех               

                                                                                              обслуживающие      

           управленческие            администрация                    процесс                                                 

                                                                                               производства

                                               произв-плановый отдел

                                                                                                                  отдел качества   

                                                  коммерческий отдел

                                                 

                                                      

                сбытовые                отдел маркетинга и

                                                сбыта,экспедиция                      

Рис.2 Центры ответственности.

Основные центры ответственности непосредственно изготавливают продукцию, выполняют работы, оказывают услуги для потребителей. Их затраты напрямую относят на себестоимость продукции, работ, услуг.

В составе основных центров ответственности выделяют центры, относящиеся к материальным запасам, участки и цехи основного производства, управленческие и сбытовые центры. Центры ответственности, относящиеся к материальным запасам, включают снабжение и складское хозяйство. Участки и цехи основного производства охватывают технологический процесс изготовления продукции. К управленческим относятся центры ответственности, осуществляющие функции управления предприятием, например, администрация, плановый, финансовый отделы. Сбытовые центры ответственности решают задачи маркетинга и сбыта продукции предприятия.

Вспомогательные(дополнительные) центры ответственности участвуют в производстве косвенно, оказывая услуги, выполняя работы, предназначенную не для потребителя, а для основных центров ответственности. Затраты вспомогательных центров ответственности невозможно напрямую отнести на себестоимость, поэтому их сначала распределяют по основным центрам, а уже потом в составе суммарных затрат основных центров включают в себестоимость.

В составе вспомогательных центров ответственности выделяют общепроизводственные и обслуживающие процесс производства. Общепроизводственные центры обслуживают все подразделения предприятия (например, объекты социальной сферы, административно-хозяйственный отдел). Центры, обслуживающие процесс производства, занимаются оказанием услуг только для нужд основного производства (например, отдел контроля качества).

Управление материальными запасами (товар в данном случае) в своей первой фазе сопряжено с классификацией затрат, связанных с хранением ТМЦ. Затраты на поддержание запасов, т.е. связанные с владением запасами:

1. Коммерческие затраты:

а) Проценты;

б) Страхование;

в) Налоги на капитал, вложенный в запасы (налог на имущество).

2. Затраты на хранение:

а) Содержание складов;

б) Операции по перемещению запасов.

3. Затраты, связанные с риском потерь вследствие:

а) Устаревания;

б) Порчи;

в) Замедления темпов потребления данного продукта.

Затраты, связанные с дефицитом запасов, т.е. возникающие при отсутствии необходимых ТМЦ:

а) Расходы на связь;

б) Расходы на разъезды;

в) Оплата агента;

г) Дополнительные расходы, связанные с малыми размерами партий;

д) Премии за быструю доставку, а также связанные с малыми размерами партий.

Группировка затрат по видам расходов включает в себя две классификации: по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Группировка по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости в целом и включает в себя 5 основных групп расходов:

материальные затраты;

расходы на оплату труда;

отчисления в фонд социальной защиты;

амортизация основных средств;

прочие денежные расходы.

Каждая из этих групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на составные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены.

2.6 Анализ безубыточности

В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое влияние уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определить критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков.

Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени.

Для определения критической точки используют методы уравнения, маржинального дохода, графический.

Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле :

Выручка от реализации – Переменные затраты за тот же объем реализации – Постоянные затраты в общей сумме = Чистая прибыль от реализации продукции.

Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

Чистая прибыль от реализации продукции = (Количество единиц Цена единицы продукции) – (Количество единиц Переменные расходы на единицу)  –    Постоянные затраты в общей сумме .  

Рассчитаем для предприятия точку безубыточности для одного изделия (хлеб белый в/с). Его продажная цена 17 руб. за штуку. Пусть х - количество единиц товара.

Постоянные расходы составили:

138858 + 19440 + 12973 = 171271 руб.

Переменные расходы составили:

412756 + 8287 + 86537 + 158567 + 36589 +29664  = 741400 руб.

Составим уравнение:

17 x - 171271 - 741400 = 0

17 x = 981558

     x = 57738

В рублях это:

57738 17 = 981546 руб.

P(руб.)

                      

     

                             

                                         

981546                                          

убыток                             

171271

                                         

0                                                                                               Q ( шт.)

                                      57738

Рис.3 График точки безубыточности

        2.7 Формирование прибыли и калькуляция.

Формирование прибыли ЗАО «Мензелинский хлебозавод» за 2008 г.

Сумма, тыс. руб.

Выручка

29668

Себестоимость проданной продукции

22874

Валовая прибыль

6794

Коммерческие и управленческие расходы

3570

Прибыль от продаж

3224

Показывает что предприятие прибыльное, прибыль от реализации составляет 3224 тыс. рублей.

Калькуляция хлеб белый в/с. 1кг.

Статьи расходов

На ед. руб.

Всего,  руб.

Сырье и материалы

8.65

412756

Вспомогательные

0.17

8287

Основная зарплата производственных рабочих

2.91

138858

ОПР

1.81

86537

Отчисления на социальное страхование

0.41

19440

ОХР

3.32

158567

ГСМ

0.77

36589

Электроэнергия

0,62

29664

Общезаводские расходы

20.30

968584

Коммерческие

0.27

12973

Полная себестоимость

20,57

981558

Прибыль

3,35

159843

Рентабельность

-

16.28%

Показатель рентабельности хлеба белого в/с является одним из наиболее высоких среди выпускаемой продукции, обусловлено высокой долей выручки и низкими показателями себестоимости.

3. Совершенствование управленческого учета на предприятии.

На основе проведенного анализа, выявлены факторы, снижающие эффективность работы предприятия на рынке продуктов питания, что может крайне отрицательно сказаться на эффективность функционирования предприятия. В связи с этим необходимо разработать мероприятия по повышения конкурентоспособности ЗАО «Мензелинский хлебозавод».

Для достижения данной цели необходимо разработать круг мероприятий первого и второго порядка важности. К мероприятиям первостепенной важности относятся:

- разработка по развитию комплекса маркетинга на ЗАО «Мензелинский хлебозавод».

- разработка проекта рекламной кампании в различных средствах массовой информации.

- разработка мероприятий по сети подразделений в Республике Татарстан.

- создание эффективной службы маркетинга ЗАО «Мензелинский хлебозавод».

К мероприятиям второй степени важности относятся:

- прием на работу маркетолога.

- совершенствование базы данных по клиентам.

- разработка мероприятий по повышению квалификации на ЗАО «Мензелинский хлебозавод».

Мероприятия первостепенной важности являются стратегически важными, на их исполнение должно быть направлено основное внимание торговой фирмы.

Для повышения конкурентной позиции необходимо разработать комплекс маркетинга, управляя которым организация сможет наилучшим образом удовлетворить потребности рынка г. Мензелинск и Набережные Челны.

По вопросу совершенствования управленческого учета на ЗАО «Мензелинский хлебозавод» можно предложить следующие меры: необходимо как можно быстрее реагировать на изменения на рынке и поведение конкурентов. Недостатком в поведении данной организации я считаю то, что предложенные работниками отчеты, руководством изучаются не сразу, что в общем оправдано нехваткой времени. Выходом из этой ситуации может являться доклад руководству о сложившихся ситуациях в устной форме на основании письменного отчета. Для того чтобы сотрудники не теряли времени, ожидая решения руководства, лучше всего сделать собрание на котором эти вопросы сразу же обсуждались и работник имел представление как ему следует поступать и какие меры следует принять первоначально. Также руководству следует избегать постановки перед работником задач, которые могут быть неправильно поняты. То есть задачи нужно ставить четко, чтобы работники понимали, что должно быть итогом их деятельности. Руководитель должен сам четко представлять, для чего нужно принимать определенные решения, каков должен быть результат.

Очень выгодно использовать релевантный подход в управлении, когда руководитель может оценить возможные варианты решения проблем. Бухгалтер должен обеспечить руководителя всей необходимой информацией. Должны предоставляться фактические (исторические) данные, хотя они сами по себе не являются релевантными, они не будут полезны при выработке решения и могут вообще не рассматриваться при обсуждении альтернатив. Прошлые данные о затратах тем не менее необходимы, как основная база для прогнозирования величины и поведения будущих затрат.

Также для принятия управленческих решений необходимо знать какие цели преследует организация, и каким видит конечный результат.д.ля решения этих проблем целесообразно составление планов - действий, которые должны быть выполнены в будущем. Планирование включает в себя разработку бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации. Для такой организации как ЗАО «Мензелинский хлебозавод»наиболее выгодно составлять бюджеты на один, следующий год. Создание финансовых планов поможет спрогнозировать и разработать предполагаемые финансовые операции которые необходимо совершить для достижения конечной цели. Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных, недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет может не содержать одновременно и доходы и расходы, нет необходимости, чтобы они были сбалансированы.

В конце периода фактические данные необходимо сравнивать с бюджетными для анализа и оценки текущей деятельности. В этот период выясняется насколько выполнен план, где были допущены ошибки. Что нужно в следующий раз учесть, чтобы добиться желаемого результата. Я считаю, что для данного предприятия необходимо составлять бюджет продаж. Прогноз объема продаж является отправной точкой и наиболее критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Бюджет продаж должен составляться на основе данных, согласованных с высшим руководством. Этот план должен быть реальным. Должна иметься реальная возможность достичь запланированного уровня.

Для того чтобы планировать операции на предприятии (покупка товаров, материалов, основных средств) необходимо планировать движение денежных. Бюджет денежных средств состоит из двух частей - ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты. Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о порядке сбора средств по счетам к получению.

Помимо регулярных текущих расходов, денежные средства также могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, на возврат займов и других долгосрочных обязательств. Вся эта информация должна быть собрана для того, чтобы подготовить правильный бюджет денежных средств.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выполнении курсовой работы на примере организации занимающейся предпринимательской деятельностью, ЗАО «Мензелинский хлебозавод», было рассмотрено какие задачи ставит руководство каждому структурному подразделению на предприятии и как отчеты по выполнению работы этими структурными подразделениями влияют на принятие решений руководства организации и дальнейшую работу предприятия в целом. В работе были приведены основные бухгалтерские проводки по учету затрат. Представлены группы затрат. В первых главах теоретически рассмотрены задачи управленческого учета, а также сущность управленческого учета в организациях.

В курсовой работе на примере ЗАО «Мензелинский хлебозавод» рассмотрены учет затрат, а также операции учитывающиеся в течение месяца на счете 90 "Продажи".

Так как на ЗАО «Мензелинский хлебозавод» применение управленческого учета слабо развито, то мною были предложены методы совершенствования управленческого учета, которые содержат рекомендации по составлению отчетности, для принятия руководством наилучшего решения. Предложены формы отчетности, которые сотрудники должны предоставлять руководству и их краткое содержание.

Управленческий учет необходим для нормального функционирования и развития предприятия. С его помощью руководители определяют основное направление развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Управленческий учет позволяет правильно учесть все внутренние и внешние факторы в постановке конкретных целей развития предприятия и путей их достижения, обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, позволяет минимизировать издержки и открывает все возможные дополнительные источники ресурсов внутри фирмы.

При выполнении курсовой работы были выполнены следующие задачи:

- изучить роль и значение управленческого учета в деятельности предприятия;

- рассмотреть актуальные проблемы развития управленческого учета в современных условиях;

- углубленно изучить нормативно правовые документы по теме;

- выработать умение работать с информацией, обобщать и делать выводы;

- изучение  способов использования информации управленческого учета  в процессе принятия решений;

- выявление особенностей организации управленческого учета;

- изучение специальной, учебной,  литературы.

Результаты, полученные от внедрения системы управленческого учета, превзойдут все ожидания, т.к. правильно поставленный управленческий учет даст информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности предприятий и планирования его дальнейшей деятельности, предоставит базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабдит механизмами контроля за исполнением принятых решений.

Разработка систем управленческого учета, а также использование и интерпретация информации, произведенной этими системами, являются решающими для успеха производственных и сервисных организаций в сегодняшней глобальной конкурентной и полной вызовов технологической среде.

Список использованных источников и литературы

1. Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета. (Утверждено Экспертно-консультативным советом по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России от 22 апреля 2002 г. N 4).

2. ПБУ 10/99 «Расходы организации». (Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 33н).

3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». (Утверждено приказом МФ РФ от 6 июля 1999 года № 43н).

4. ПБУ 9/99 «Доходы организации». (Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 32н).

5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-Ф3. (с изменениями и дополнениями от 28.03.02 № 32-ФЗ).

6. Бухгалтерский учет: Учебник/А. С. Бакаев, Н. Д. Врублевский и др.— М.: Бухгалтерский учет, 2003.82. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. – М.: ИКФ Омега-Л; Высш.шк., 2003.

7. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современных предприятиях. - Новосибирск, 2005.

8. Друри. Колин, «Введение в управленческий учет и производственный учет», М; 2004

9. Карпова Т. П. Основы управленческого учета. - М.; «ИНФРА-М, 2003

10. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005

11. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003

12. Кондратова И. Г. Основы управленческого учета. - М.: Финансы и статистика; 2003.

13. Нидлз Б., Х.Андерсон, Д.Колдуэлл «Принципы бухгалтерского учета», М.; «Финансы и статистика», 2004

14. Николаева С.А. «Учетная политика предприятия», М.; «ИНФРА-М», 2005

15. Палий В., Вандер «Управленческий учет (с элементами финансового учета)», М.; 2004

16. Рахмат З., Шеремет А. «Бухгалтерский учет в рыночной экономике»,М.; «ИНФРА-М», 2006

17. Гадасевич А.Г., руководитель департамента управленческого консалтинга компании «АУДЭКС». Искусство управлять.// «Главбух». – 2005 - №7 – С. 45-47.

18. Палий В.Ф., доктор экономических наук. Управленческий учет – система внутренней информации.// «Бухгалтерский учет». – 2003г. - № 2 – С.57-59.

19. Парасоцкая Н.Н., Петров Д.С., Финансовая академия при Правительстве РФ. Как составить бюджет.// «Бухгалтерский учет». – 2006. - № 17 – С.47-49.

20. Раметов А.Х., МГУ им. М.В. Ломоносова. Управленческий учет по сегментам деятельности предприятия.// «Бухгалтерский учет». – 2004 - № 15 – С.58-59.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53738. Распознавание частей речи. Местоимение 58.5 KB
  Задачи: закрепление знаний об основных частях речи и развитие умения определять часть речи слов по вопросу; формирование общего понятия о местоимении как части речи; совершенствование навыка разбора предложения по членам; развитие умения правильно употреблять разные части речи в предложении. К какому новому большому разделу вы перешли на прошлом уроке...
53739. Распознавание рода у имен существительных множественного числа 58 KB
  Цель урока: Научить учащихся определять род у имен существительных стоящих во множественном числе. Задачи: совершенствование навыка изменения имен существительных по числам; закрепление знаний о роде имен существительных и развитие умения определять род имени существительного с помощью опорных слов местоимений; формирование и закрепление умения...
53740. Часть речи – прилагательное 34 KB
  Цель: Ознакомить с новой частью речи именем прилагательным его ролью в речи. Ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи. Что вы для этого сделали изменили окончания О чем это говорит Это говорит о том что эти слова зависят от имени прилагательного Знаете ли вы к какой части речи относятся слова 2 столбика Значит какую цель мы ставим перед собой на этом уроке узнать о новой части речи.
53741. Правописание гласных против шипящих 41.5 KB
  Что же нам нужно сделать Щука в озере жила Червячка с крючка сняла Наварила щука щей Пригласила всех ершей Говорили всем ерши: Щи у Щуки хороши Давайте запишем наше упражнение в тетрадь. Запись в тетрадь. Нам нужно вставить пропущенные буквы и записать его в тетрадь. Разбор с учителем стихотворения запись его в тетрадь.
53742. Подготовка к сочинению-рассуждению 36 KB
  Цели урока: познакомить с работами писателей посвящённых русскому языку; развивать речевые умения и навыки; прививать любовь к родному краю к малой и большой Родине. В гостях у нас учителя русского языка и литературы. Мы будем говорить о русском языке.
53743. Обобщающий урок по теме “Природа”. Урок - КВН 51 KB
  Природа Да все что нас окружает это природа. Природа прекрасна в любое время года. Весной мы можем наблюдать как вся природа просыпается от зимней спячки.
53744. Роль имени прилагательного в русском языке 88.5 KB
  Цель: Обучающая учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет; Развивающая развивать критическое мышление умение ставить проблемные вопросы выдвигать гипотезы анализировать и сравнивать обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; Воспитывающая создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать...
53745. Столетняя война 72 KB
  Учитель приветствует учеников и организует повторение ими материала прошлого урока. Учитель проводит фронтальный опрос класса по теме прошлого урока. которая подтвердила права и вольности церкви городов рыцарей баронов свободного населения Что такое совет двадцати пяти совет баронов который следил за исполнением Великой хартии вольностей; в случае нарушения условий этой хартии бароны могли начать военные действия против короля всяческими способами добиваться исправления нарушений Затем учитель заслушивает письменные ответы...
53746. Ателье мод 47 KB
  Как вы думаете какие Правильно основной материал для изготовления одежды это ткань. Что такое ткань Ткань изделие изготовленное путём плотного соединения накрест переплетённых нитей расположенных двумя рядами – продольными основа и поперечными уток. Первая ткань которую мы с вами рассмотрим это хлопок. Преимущества хлопковой ткани: Мягкость Хорошая поглощающая способность в тёплое время Лёгкость в окраске Давайте с вами заполним табличку хлопковая ткань она натуральная или синтетическая Пощупайте хлопковую ткань она...