74463

Понятия и их дефиниция. Правила определения понятий

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятия и их дефиниция. Объективной основой понятия могут выступать конкретные явления процессы их отдельные свойства компоненты связи которые в логике обозначаются общим понятием предмет. Содержание понятия составляет совокупность признаков благодаря которой осуществляются обобщение и выделение предмета. Это понятия правонарушение правоотношение норма права.

Русский

2014-12-31

15.29 KB

4 чел.

Вопрос 26. Понятия и их дефиниция. Правила определения понятий.

Понятие есть мысль, выраженная в форме суждения, и как всякая мысль оно должно соответствовать отражаемой им объективной реальности. Объективной основой понятия могут выступать конкретные явления, процессы, их отдельные свойства, компоненты, связи, которые в логике обозначаются общим понятием «предмет». Предметом правовых понятий, таким образом, могут быть все правовые явления (норма права, механизм правового регулирования, правосознание, правоотношение и др.), правовые процессы (правотворчество, правоприменение, правовая деятельность, правозащита и др.), отдельные компоненты, свойства, связи этих явлений и процессов (гипотеза, диспозиция и санкция, нормативность, формальная определенность, ясность, иерархическая соподчиненность норм права и проч.).

Содержание понятия составляет совокупность признаков, благодаря которой осуществляются обобщение и выделение предмета.

Совокупность предметов, охватываемых понятием, понимается как его объем. Понятие может быть единичным, если его объем ограничивается отдельным конкретным явлением (например, Государственная Дума, Правительство РФ). Общее понятие характеризуется тем, что охватывает неопределенную совокупность (класс) предметов. Это понятия «правонарушение», «правоотношение», «норма права». Логика знает понятия и с нулевым объемом, но в правовой науке такие понятия почти не применяются.

Содержание понятия отражается в его определении (дефиниции). Дать дефиницию — значит назвать совокупность признаков, составляющих содержание понятия.

Определения понятий необходимы и важны, поскольку они позволяют уточнить и конкретизировать содержание, которое автор вкладывает в соответствующее понятие. Но в текстах, равно как и в разговорной речи, постоянное оперирование определениями было бы крайне затруднительным — пришлось бы многократно повторять одну и ту же мысль. Поэтому языковой формой понятия выступает не его определение, а термин — отдельное слово или словосочетание.

Характерной чертой научной терминологии является ее однозначность — каждый термин обозначает строго определенное научное понятие. Смысл же термина раскрывается через определение понятия.

Определения, в которых смысл термина раскрывается через перечисление внешних специфических признаков обозначаемого им предмета, в логике называются номинальными. 

Реальные определения — это определения, раскрывающие сущностные признаки, образующие содержание понятия и, соответственно, присущие отображаемому этим понятием предмету.

Процедуру формулировки определения понятия следует проводить с учетом следующих логических правил.

1. Понятие должно раскрывать лишь основное содержание определяемого понятия. Не следует стремиться включать в определение все признаки определяемого понятия. Такой подход без особой необходимости увеличивает объем определения, делает его громоздким и, самое главное, вуалирует основные отличительные признаки определяемого понятия.

2. Определение должно быть соразмерным. Это означает, что объем определяемого понятия должен быть тождествен объему определяющего понятия, т. е. признаки, названные в определении, действительно должны соответствовать классу предметов, отображаемому понятием (А = А).

3. Определение не должно содержать круга. Логическая ошибка в виде круга в определении выражается в том, что понятие определяется через другое понятие, а оно, в свою очередь, определяется при помощи первого понятия, например: правоприменение — это деятельность компетентных органов государства, имеющих правоприменительные полномочия.

4. Определение должно быть четким, ясным, не допускающим двусмысленности. С этими целями рекомендуется, во-первых, использовать однозначно определенные термины, во-вторых, не употреблять метафор, эпитетов, иных образно-художественных средств, которые усиливают образность понятия, но создают предпосылки для неоднозначного понимания определяемого понятия.

5. Запрещается определять одно неизвестное через другое неизвестное. Одной из распространенных ошибок, допускаемых в определениях, является попытка раскрыть содержание понятия через другое неизвестное понятие. Так, оперативно-розыскная деятельность определяется как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Из этого определения читатель ничего нового для себя не почерпнет. Если он не имеет представления об оперативно-розыскной деятельности, то еще меньше знает об оперативно-розыскных мероприятиях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63248. Римська республіка V — середини III ст. до нашої ери 34.95 KB
  Мета: розглянути боротьбу плебеїв і патриціїв у Римі визначити вплив її результатів на перетворення Риму на одну з найсильніших держав Західного Середземноморя; дати уявлення про особливості організації влади та суспільного устрою часів Римської республіки.
63250. Урок узагальнення з теми: Давній Рим у VIII—І ст. до нашої ери 23.88 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати час утворення Римської республіки завоювання Римом Італії виникнення Риму війн Риму з Карфагеном установлення диктатури Сулли повстання Спартака першого тріумвірату історичних осіб цієї доби основні джерела рабства...
63251. Диктатура Юлія Цезаря 25.34 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати час громадянської війни в Римі диктатури Гая Юлія Цезаря; показувати на карті напрями походів Гая Юлія Цезаря; застосовувати та пояснювати на прикладах поняття диктатор...
63252. Римська імперія в І—II ст. нашої ери 29.75 KB
  Ознайомитися із системою державного управління що склалася за часів правління Августа; удосконалити вміння давати характеристику історичної особистості. Очікувані Після цього уроку учні зможуть: називати час правління Октавіана Августа органи влади імперії...
63253. Римська культура 27.61 KB
  Мета: ознайомитися з основними досягненнями культури Давнього Риму, простежити звязок між грецькою та римською культурами; удосконалити навички складання плану параграфа; визначити роль римської культури в розвитку світової культури.
63254. Місто Рим і життя його мешканців 20.61 KB
  Мета: дати уявлення про життя столиці Римської імперії та побут римських громадян; знайомити школярів із визначними памятками Риму підвищити рівень загальної культури учнів.
63255. Виникнення християнства 25.65 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією виникнення і перших етапів існування християнства; схарактеризувати діяльність перших християнських громад та їхнє становище в римській державі; зясувати причини швидкого поширення вчення Ісуса Христа.
63256. Урок узагальнення з теми «Падіння республіки та рання імперія» 22.26 KB
  Які події періоду що розглядається вам найбільше запамяталися Яка подія відбулася 15 березня 44 р. Скільки років минуло від убивства Цезаря до проголошення Октавіана принцепсом Скільки років тривало одноосібне правління Октавіана Які династії правили...