74463

Понятия и их дефиниция. Правила определения понятий

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятия и их дефиниция. Объективной основой понятия могут выступать конкретные явления процессы их отдельные свойства компоненты связи которые в логике обозначаются общим понятием предмет. Содержание понятия составляет совокупность признаков благодаря которой осуществляются обобщение и выделение предмета. Это понятия правонарушение правоотношение норма права.

Русский

2014-12-31

15.29 KB

7 чел.

Вопрос 26. Понятия и их дефиниция. Правила определения понятий.

Понятие есть мысль, выраженная в форме суждения, и как всякая мысль оно должно соответствовать отражаемой им объективной реальности. Объективной основой понятия могут выступать конкретные явления, процессы, их отдельные свойства, компоненты, связи, которые в логике обозначаются общим понятием «предмет». Предметом правовых понятий, таким образом, могут быть все правовые явления (норма права, механизм правового регулирования, правосознание, правоотношение и др.), правовые процессы (правотворчество, правоприменение, правовая деятельность, правозащита и др.), отдельные компоненты, свойства, связи этих явлений и процессов (гипотеза, диспозиция и санкция, нормативность, формальная определенность, ясность, иерархическая соподчиненность норм права и проч.).

Содержание понятия составляет совокупность признаков, благодаря которой осуществляются обобщение и выделение предмета.

Совокупность предметов, охватываемых понятием, понимается как его объем. Понятие может быть единичным, если его объем ограничивается отдельным конкретным явлением (например, Государственная Дума, Правительство РФ). Общее понятие характеризуется тем, что охватывает неопределенную совокупность (класс) предметов. Это понятия «правонарушение», «правоотношение», «норма права». Логика знает понятия и с нулевым объемом, но в правовой науке такие понятия почти не применяются.

Содержание понятия отражается в его определении (дефиниции). Дать дефиницию — значит назвать совокупность признаков, составляющих содержание понятия.

Определения понятий необходимы и важны, поскольку они позволяют уточнить и конкретизировать содержание, которое автор вкладывает в соответствующее понятие. Но в текстах, равно как и в разговорной речи, постоянное оперирование определениями было бы крайне затруднительным — пришлось бы многократно повторять одну и ту же мысль. Поэтому языковой формой понятия выступает не его определение, а термин — отдельное слово или словосочетание.

Характерной чертой научной терминологии является ее однозначность — каждый термин обозначает строго определенное научное понятие. Смысл же термина раскрывается через определение понятия.

Определения, в которых смысл термина раскрывается через перечисление внешних специфических признаков обозначаемого им предмета, в логике называются номинальными. 

Реальные определения — это определения, раскрывающие сущностные признаки, образующие содержание понятия и, соответственно, присущие отображаемому этим понятием предмету.

Процедуру формулировки определения понятия следует проводить с учетом следующих логических правил.

1. Понятие должно раскрывать лишь основное содержание определяемого понятия. Не следует стремиться включать в определение все признаки определяемого понятия. Такой подход без особой необходимости увеличивает объем определения, делает его громоздким и, самое главное, вуалирует основные отличительные признаки определяемого понятия.

2. Определение должно быть соразмерным. Это означает, что объем определяемого понятия должен быть тождествен объему определяющего понятия, т. е. признаки, названные в определении, действительно должны соответствовать классу предметов, отображаемому понятием (А = А).

3. Определение не должно содержать круга. Логическая ошибка в виде круга в определении выражается в том, что понятие определяется через другое понятие, а оно, в свою очередь, определяется при помощи первого понятия, например: правоприменение — это деятельность компетентных органов государства, имеющих правоприменительные полномочия.

4. Определение должно быть четким, ясным, не допускающим двусмысленности. С этими целями рекомендуется, во-первых, использовать однозначно определенные термины, во-вторых, не употреблять метафор, эпитетов, иных образно-художественных средств, которые усиливают образность понятия, но создают предпосылки для неоднозначного понимания определяемого понятия.

5. Запрещается определять одно неизвестное через другое неизвестное. Одной из распространенных ошибок, допускаемых в определениях, является попытка раскрыть содержание понятия через другое неизвестное понятие. Так, оперативно-розыскная деятельность определяется как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Из этого определения читатель ничего нового для себя не почерпнет. Если он не имеет представления об оперативно-розыскной деятельности, то еще меньше знает об оперативно-розыскных мероприятиях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67878. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА 132 KB
  Существует два базовых конституционных положения касающихся государственно-правового механизма разграничения полномочий и гарантий обеспечения единства правового регулирования на всей территории Российской Федерации: о высшей юридической силе и прямом действии Конституции Российской...
67879. НАЛОГОВЫЕ ДОГОВОРЫ О НАЛОГОВОМ ПОРУЧИТЕЛЬСТВЕ И ЗАЛОГЕ ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 66.5 KB
  При первом знакомстве видно что налоговые договорные отношения формализованные в виде налоговых договоров не могут рассматриваться ни как сугубо частные ни как сугубо публичные. Попробуем развернуто обосновать этот тезис для чего обратимся к рассмотрению сущности договорных налоговых правоотношений.
67880. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СМЕТНО-БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 66.5 KB
  Среди методов государственного регулирования системы образования бюджетное финансирование представляется важнейшим рычагом регулятором воздействия государства как на всю систему так и на отдельное образовательное учреждение.
67881. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В НОРМОПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ УКРАИНЫ 97 KB
  С другой стороны обзоры практики применения этих судебных решений подготовленные соответствующими судебными органами обобщения по определенной категории дел письма Высшего Хозяйственного Суда Украины постановления Пленума Верховного Суда Украины не наделены...
67882. ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОБЪЕДИНЕНИЕ 108.5 KB
  Неотъемлемый элемент гражданского общества развитая система общественных объединений. Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов включая профсоюзы.
67883. О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЫСКОВ, ПРОВОДИМЫХ ВОЙСКОВЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА ЮСТИЦИИ МИССИИ ООН В КОСОВО) 69.5 KB
  В то же время на практике часто войсковые подразделения КФОР сталкиваются с признаками различных преступлений и впоследствии представляют материалы для рассмотрения возможности возбуждения уголовных дел доказывания вины и привлечения виновных к ответственности.
67884. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ 131 KB
  Что касается экономики Японии то она испытывает финансовый кризис; назрела необходимость коренной перестройки а любая перестройка страны начинается с Конституции. По общественному опросу проведенному газетой Иомиури сегодня в Японии 65 сторонников изменения Конституции.
67885. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 72 KB
  Свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали создаваться в конце 80х годов XX в. Они рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики и как способ стимулирования межгосударственных экономических отношений.
67886. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 73 KB
  В настоящее время началась реализация новой Концепции развития таможенных органов Российской Федерации на 2006-2010 гг. Данная концепция является основой разработки программ и планов развития таможенных органов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.